Программа по внеурочной деятельности "Математика в исторических событиях" (3 класс)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
3 кл
02.06.2017
Любая наука, математика в особенности, при¬меняет знания, накопленные в предшествующие эпохи. Не усвоив этих знаний, ребенок не поймет, что они развиваются, совершенствуются и получают новое качество. Необходимо в процессе обучения привлекать сведения о состоянии математики как науки и как предмета из разных исторических эпох. Инте¬грация содержания математики и истории, в процессе которой все математические понятия рассматриваются в их историческом контексте, будет иметь важное образовательное значение.
Математика в исторических событиях .docx
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
__________Кобыльникова Е.Э
«___» ________2014г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
__________Соболева Е.В.
«___» ________2014г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМ. Ю. А. ГАГАРИНА»
Программа
внеурочной деятельности
«Математика в исторических событиях»
3 класс
20142015 учебный год
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бачина Наталья Николаевна
Принята на заседании
ШМО учителей начальных классов
«_____» _______________2014 г.
Руководитель____________Шабалина Ж.В. п. Вычегодский,
Пояснительная записка
С помощью истории воссоздаётся богатство фактического содержания математики,
освещается возникновение математических методов, понятий, теорий; выясняются особенности
развития математики у разных народов в определённые исторические периоды. Учащиеся
осознают вклад, который внесли в математику великие ученые прошлого, видят связь изучаемых
понятий с жизнью, с практической деятельностью людей. Усваивая социальный опыт поколений,
ребёнок учится применять полученные знания в современном мире, использовать их в различных
ситуациях. Он уже не чувствует себя потерянным в мире математических понятий, а ощущает
сопричастность всем процессам, происходившим и происходящим в обществе, учится быть его
полноправным членом.
Мы нередко удивляемся, как получается так, что учитель огромное внимание уделяет
обучению детей математике, старается проводить уроки с использованием современных
технологий, а они не могут быстро и рационально выполнять арифметические расчёты и решать
практические задачи. Почему так происходит? Ведь именно в начальной школе закладывается и
вырабатывается определённое отношение к математике на весь период образования.
Курс «Математика в исторических событиях» рассчитан на 15 занятий (1 час в неделю)
Основная цель курса: повысить у детей интерес к математике через систему занятий.
В соответствии с целью определяются задачи курса:
1.
2.
3.
развитие познавательных способностей младших школьников;
расширение кругозора учащихся;
формирование стремления учащихся к личностному росту.
Отличительные особенности программы
Любая наука, математика в особенности, применяет знания, накопленные в
предшествующие эпохи. Не усвоив этих знаний, ребенок не поймет, что они развиваются, со
вершенствуются и получают новое качество. Необходимо в процессе обучения привлекать
сведения о состоянии математики как науки и как предмета из разных исторических эпох. Инте
грация содержания математики и истории, в процессе которой все математические понятия
рассматриваются в их историческом контексте, будет иметь важное образовательное значение.
Формы и методы занятий
Содержание, объем и стиль изложения вопросов истории математики представлены с
учетом возрастных возможностей учащихся. Курс «Математика в исторических событиях»
позволяет применять разные формы сообщения исторических сведений на занятиях: краткую
беседу, справку, решение задач, ребусов, выполнение упражнений, в которые включены
элементы всеобщей истории и истории родного края. Исторический факт преподносится в
занимательном сюжете, в тесной связи с теоретическим материалом математики, не нарушая
логики программного материала. Способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса
«Математика в исторических событиях»
Обеспечение благоприятной атмосферы;
Безотметочная система обучения;
Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него
предметами с целью развития его любознательности;
Поощрение высказывания оригинальных идей;
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Дата
Тема занятия
Тип занятия
Элементы содержания
Формы и методы
Тематический план
Путешествие
начинается.
Из истории
чисел.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Продолжаем
знакомиться с
историей чисел.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Что такое арифметика,
пальцевой счёт, кто назвал
числа.
Кто назвал числа,
происхождение названий
чисел «единица», «двойка»,
«тройка», «четыре».
Происхождение названий
чисел «пятёрка», «шесть»,
«семёрка», «восьмёрка».
Ещё из истории
чисел.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Что значит «дюжина»,
«чёртова дюжина»,
десятеричная система
счёта.
контроля
Фронтальный,
самоконтроль.
Фронтальный,
самоконтроль
Фронтальный
Фронтальный,
устный опрос.
Первые единицы
измерения.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Знакомство с мерами
длины локоть, сажень,
пядь, ладонь и другие.
Фронтальный,
групповой.
Таблица
умножения на
пальцах.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Умножение на 9.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Таблица умножения в
древности.
Фронтальный,
самоконтроль.
Как легко умножить любое
число на 9.
Фронтальный,
самоконтроль.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7 8
9
10
11
12
13
14
15
Деньги в
древности.
Меры площади.
Обобщение и
систематизация
знаний.
Что значит слово «деньги»,
как изготавливали монеты
в древности.
Фронтальный,
самоконтроль,
устный опрос.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Как предки измеряли
площади участков.
Фронтальный,
самоконтроль.
Единицы времени. Обобщение и
Волшебный
календарь.
Меры длины.
Меры жидкости и
сыпучих тел.
Возникновение
геометрии.
Великие
математики.
систематизация
знаний.
Обобщение и
систематизация
знаний.
Изучение нового,
систематизация
знаний.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Изучение нового и
первичное
закрепление.
Знакомство с единицами
времени месяц, неделя,
сутки, часы.
Каким был самый первый
календарь; лунный
календарь.
Что такое верста, сажень,
аршин.
Деятельность Менделеева,
древняя система мер на
Руси
Фронтальный,
самоконтроль.
Фронтальный,
самоконтроль,
устный опрос.
Фронтальный,
самоконтроль,
групповой.
Фронтальный,
самоконтроль.
Как возникла геометрия.
Учение Евклида.
Фронтальный,
устный опрос.
Знакомство с
деятельностью Пифагора
Фронтальный,
самоконтроль. Содержание учебного курса
Занятие 1 «Путешествие начинается»
Знакомство с понятием «Арифметика», с пальцевым счётом
Занятие 2 « Из истории чисел»
Знакомство с происхождением названий чисел «единица», «двойка», «тройка», «четыре».
Занятие 3 « Продолжаем знакомиться с историей чисел»
Знакомство с происхождением названий чисел «пятёрка», «шесть», «семёрка»,
«восьмёрка».
Занятие 4 « Ещё из истории чисел»
Что значит «дюжина», «чёртова дюжина», десятичная система счисления.
Занятие 5 « Первые единицы измерения»
Знакомство с мерами длины локоть, сажень, пядь, ладонь
Занятие 6 « Таблица умножения на пальцах»
Знакомство с таблицей умножения в древности.
Занятие 7 « Умножение на 9»
Знакомство с тем, как легко умножить на 9
Занятие 8 « Деньги в древности»
Что значит слово «деньги», как изготавливали монеты в древности.
Занятие 9 « Меры площади»
Знакомство с тем, как предки измеряли площади участков
Занятие 10 « Единицы времени»
Знакомство с единицами времени: месяц, неделя, сутки, часы.
Занятие 11 « Волшебный календарь
Знакомство с тем, каким был самый первый календарь
Занятие 12 « Меры длины»
Знакомство с понятиями верста, сажень, аршин.
Занятие 13 « Меры жидкости и сыпучих тел»
Знакомство с деятельностью Менделеева, с древней системой мер на Руси
Занятие 14 « Возникновение геометрии»
Знакомство с тем, как возникла геометрия, с учением Евклида
Занятие 15 « Великие математики»
Знакомство с деятельностью Пифагора
Планируемые результаты реализации программы
Программа курса «Математика в исторических событиях» обеспечивает
следующих личностных, метапредметных и предметных
достижение учащихся
результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять
ими.
работе на результат.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаковосимволические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
— Использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
Рекомендуемая литература
О.В. Воронина «Математика в исторических событиях. 14 классы. Материалы к
занятиям. – Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.
Программа по внеурочной деятельности "Математика в исторических событиях" (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Математика в исторических событиях" (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Математика в исторических событиях" (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Математика в исторических событиях" (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Математика в исторических событиях" (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Математика в исторических событиях" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.