Программа "Полезные привычки"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Календарно- тематическое планирование программы

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала программа Полезные привычки пояснительная.docx
Пояснительная записка Целями   первичной   профилактической   деятельности   по   предупреждению злоупотребления   психоактивных   веществ   (ПВА)   являются:   изменение   ценностного отношения   детей   к   ПАВ,   формирование   личной   ответственности   за   свое   поведение, обусловливающие   снижение   спроса   на   психоактивные   вещества   в     детско­молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием   ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.  Программа   предназначена   для   учащихся   1   –   4     классов   и   направлена   на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.  Программа   «Полезные   привычки»   воплотила   в   себе   современный   подход   к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции. Превентивная   программа   «Полезные   привычки»   направлена   на   приобретение обучающимися   соответствующих   знаний,   которые   способствуют   формированию   у   них здоровых   установок   и   навыков   ответственного   поведения,   снижающих   вероятность приобщения к ПАВ. Учебный   комплект   дифференцирован   по   возрастам   обучающихся.   Программа построена   на   принципах   интерактивного   обучения,   т.е.   для   ее   внедрения   и   успешной работы   педагогические   работники   образовательного   учреждения   должны   овладеть групповыми методами работы. Перечисленные   особенности   программы   позволяют   сделать   вывод   о   том,   что   ее внедрение в практику должно инициировать:    потребность у детей в здоровом образе жизни; создание системы профилактики в образовательном учреждении; разработку   программ   и   проектов   по   другим   направлениям   профилактической деятельности образовательного учреждения,  формирование   потребностей   у   педагогических   работников   ОУ   в   повышении   своего профессионального мастерства, взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.  КонцепцияВ   настоящее   время   злоупотребление   алкоголем,   наркотиками   и   другими психоактивными   веществами   приняло   характер   эпидемии.   По   данным   Всемирной организации   здравоохранения,   суммарное   количество   больных   с   заболеваниями, вызванными   приемом   различных   психоактивных   веществ,   за   исключением   курильщиков табака,   составляет   более   500   млн.   человек.   В   последнее   десятилетие     для   России употребление   несовершеннолетними   алкоголя,   наркотических   и   других   психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны,   социальной   сфере   и   правопорядку.   Сегодня   проблема   наркомании   затрагивает около   30   млн.   человек,   т.е.   практически   каждого   пятого   жителя   страны.   Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных   напитков   и   наркотиков   достигло   критического   уровня   и       дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Происходит   неуклонное   «омоложение»   наркомании.   Возраст   приобщения   к наркотикам   снижается   до   8­10   лет.   Кроме   роста   числа   лиц,   злоупотребляющих наркотическими   веществами   и   больных   наркоманией,   отмечается   увеличение   объема негативных   медико­социальных   последствий   наркомании.   Это   возросшая   в   7­11   раз смертность,   увеличение   в   десятки   раз   числа   суицидальных   попыток,   а   так   же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических   болезней,   туберкулеза   и   других   заболеваний.   За   последние   10   лет   число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка. Наркоманию   называют   «комплексным   социально­психофизиологическим расстройством». Данная  проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только   при   участии   заинтересованных   ведомств   и   широкого   круга   общественных организаций.   Особое   внимание   должно   уделяться   обеспечению   эффективного межведомственного   взаимодействия   в   решении   проблем   профилактики   наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел. Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению,   не   всегда   может   с   успехом   решить   эту   проблему.   Поэтому   нередко единственной   и   реальной   преградой   на   пути   молодого   человека   к   зависимости   от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка,именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического   привития   навыков   здорового   образа   жизни   в   процессе   обучения   и контроля   за   их   усвоением;   влияние   на   уровень   притязаний   и   самооценку   учащихся; свободный   доступ   к   семье   подростка   для   анализа   и   контроля   ситуации;   возможность привлечения специалистов по профилактике. С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы   и   возможности   –   техническое   оснащение,   работа   с   родителями,   повышение квалификации   персонала   школы   по   проблеме   ПАВ,   поддержка   программы специализированными органами. Цель программы  Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения,   снижающих   вероятность   приобщения   к   употреблению   табака,   алкоголя   и других психоактивных веществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению  знаний обучающихся  путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. •   Учить   детей   лучше   понимать   самих   себя   и   критически   относиться   к   собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. • Учить детей эффективно общаться. • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. •   Помочь   школе   и   родителям   в   предупреждении   приобщения   обучающихся   начальной школы к табаку и алкоголю. Нормативно – правовые документы Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде  являются следующие нормативные документы. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об  образовании в Российской Федерации" Концепция государственной антинаркотической  политики РФ от 24.11 2009 г.  Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства  образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования») с  изменениями, внесенными Минобразования РФ от 26.1. 2010 №1241, от 22.09.2011г  №2357 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в   образовательной среде», утвержденная приказом Минобразования России от  28.02.2000г. № 619;   Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10  «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта  2011 года, регистрационный номер 19993Концепция демографической политики РФ  на  период до 2025 года.  Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в  образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г. Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской   области» от 07.10.2009 г.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010  Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных  образовательных программ» от 19.05.2010 г. Сведения о программе Программа составлена на основе программы «Проект ХОУП», допущенной  Министерством образования РФ и программы «Тропинка к своему я» М.: Генезис, 2014  Занятия строятся с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся. Обоснование выбора программы Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.                         Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы исосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные   привычки»   служат   важным   источником   объективной   информации   и   комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции. Превентивная   программа   «Полезные   привычки»   направлена   на   приобретение обучающимися   соответствующих   знаний,   которые   способствуют   формированию   у   них здоровых   установок   и   навыков   ответственного   поведения,   снижающих   вероятность приобщения к ПАВ. Описание места в учебном плане Программа состоит из 33 занятий в год в 1 классе и по 34 занятия в год в 2­4 классе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса В   результате   освоения   учебного   предмета   будут   формироваться  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В  сфере личностных универсальных учебных действий  будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные   и   познавательные   мотивы,   ориентация   на   моральные   нормы   и   их   выполнение, способность к моральной децентрации. Метапредметными   результатами  изучения   курса       является   формирование универсальных учебных действий (УУД). В  сфере   регулятивных   универсальных   учебных   действий  учащиеся     будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном   учреждении   и   вне   его,   включая   способность   принимать  и   сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и  оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; –   учиться  высказывать  своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с   материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством   формирования  регулятивных   УУД   служат  технология   продуктивного чтения и проблемно­диалогическая технология.В  сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий  учащиеся   будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать   знаково­символические   средства,   в   том   числе  будут   учиться   действиям моделирования,   а   также   широким   спектром   логических   действий   и   операций,   включая общие приёмы решения задач. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; –  преобразовывать  информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно  пересказывать небольшие тексты. В   сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий  дети приобретут   умения   учитывать   позицию  собеседника   (партнёра),   организовывать   и осуществлять   сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать  предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Коммуникативные УУД: –  оформлять  свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; –  договариваться  с   одноклассниками   совместно   с   учителем   о   правилах   поведения   и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу  к концу 1­го года обучения В результате изучения курса обучающиеся получат возможность: • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения; сравнивать признаки людей, находя сходство и различия; • • узнать о богатстве родной культуры; • показывать связь культуры семьи с культурой народа; • критически относиться к употреблению табака, алкоголя; • определять связь поступков и решений; • объяснять шаги принятия решений; • узнать о факторах, влияющих на здоровье;• получить представление о признаках здорового человека; • получить представление о том, что лекарства могут оказаться полезными и вредными; • узнать, что пассивное курение вредно для здоровья; • научиться делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу к концу 2­го года обучения В результате изучения курса обучающиеся получат возможность: • рассказывать о своих вкусах и увлечениях; • перечислять здоровые увлечения; • узнавать новое об одноклассниках и находить друзей по интересам; • тренироваться в невербальном общении; • научиться использовать вербальные и невербальные компоненты общения для понимания сообщения; • определять безопасные ситуации и опасные ситуации; • говорить о разных вариантах решения проблемных ситуаций и их последствиях; • узнать о вреде сигарет и алкоголя; • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу к концу 3­го года обучения В результате изучения курса обучающиеся получат возможность: • узнать о внешности и чертах характера людей; • получить представление о самооценке; • научиться оценивать себя; • узнать о роли уважительных отношений во взаимодействии; • научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме; • узнать о способах неагрессивного отстаивания своей позиции; • получить представление о возможности отказа в ситуации давления; • научиться преодолению неуверенности в себе; • узнать о вредном влиянии курения на здоровье; • научиться использовать безопасные и интересные способы проводить время; приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения. • Планируемые результаты освоения учебной программы по курсук концу 4­го года обучения В результате изучения курса обучающиеся получат возможность: • узнать о качествах, достойных уважения; • научиться анализировать своих привычек учениками; • узнать о привычках, укрепляющих здоровье; • узнать о важных для дружбы условий, качеств и связи дружбы и социального здоровья; • познакомиться с видами давления; • узнать способы сопротивления давлению; • познакомиться с формами отказа от табака и алкоголя; • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения. Содержание курса 1 класс Я ­ неповторимый человек  Культура моей страны и Я  Чувства  О чем говорят чувства  Множество решений  Решения и здоровье  Нужные и ненужные тебе лекарства  Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор  2 класс  Вкусы и увлечения  Учусь находить новых друзей и интересные занятия  О чем говорят выразительные движения Учусь понимать людей  Опасные и безопасные ситуации  Учусь принимать решения в опасных ситуациях  Реклама табака и алкоголя  Правда об алкоголе3 класс  Мой характер  Учусь оценивать себя сам  Учусь взаимодействовать  Учусь настаивать на своем  Я становлюсь увереннее  Когда на меня оказывают давление  Курение  4 класс  Самоуважение  Привычки  Дружба  Учусь сопротивляться давлению  Учусь говорить «нет»  И снова алкоголь  Алкоголь в компании  Формы организации и виды деятельности Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в  зависимости от условий и возможностей детей:           беседа; проект; практическая работа; конкурс; презентация; викторина; инсценировка; экскурсия; праздник; вокальные и театрализованные представления. Поскольку   игровая   деятельность   является   ведущей   для   младших   школьников, то игровые методы должны быть основой организации занятий по программе. В программеприводятся   различные   виды   игр   (сюжетно­ролевые,   образно­ролевые,   настольные, подвижные), которые позволяют повысить эффективность освоения программы. В  программе  ребёнку   предлагается  множество   интересных  развивающих  игр.  В  них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Контроль и оценка планируемых результатов Оценка эффективности Особенностью   программы   является   обязательная   оценка  эффективности превентивного обучения. Она позволяет  • • • • • определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,  помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,  проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,  осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы, позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно. Виды оценки эффективности 1. Оценка изменений  в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения  призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате   выполнения   поставленных   профилактической   программой   задач?»   Ее методы   —   измерение,   а  затем   сравнение   одних   и   тех   же   показателей   (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.  2.Оценка   процесса   внедрения   профилактической   программы   (служит   для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?» 3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:  «Какое   влияние   оказала   проведенная   профилактическая   программа   на   систему школьного обучения, в которую была включена?»  Инструментами  фокусная группа, вопросники.   оценка  эффективности   служат  беседа,   наблюдение,   интервью, Диагностический инструментарий (см. Приложение) Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить: адекватное восприятие общечеловеческих ценностей, социальный статус и уровень сплоченности коллектива,  уровень социально­психологической адаптации ребенка к школе, • формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями, • • • • формирование адекватной самооценки, • • уровень информированности о проблеме употребления ПАВ, установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ.