Пояснительная записка
Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению
злоупотребления психоактивных веществ (ПВА) являются: изменение ценностного
отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение,
обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детскомолодежной
популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового
образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы,
осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Программа предназначена для учащихся 1 – 4
классов и направлена на
профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к
превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по
возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное
поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и
сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных
табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса
упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение
обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них
здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность
приобщения к ПАВ.
Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа
построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной
работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть
групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее
внедрение в практику должно инициировать:
потребность у детей в здоровом образе жизни;
создание системы профилактики в образовательном учреждении;
разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической
деятельности образовательного учреждения,
формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего
профессионального мастерства,
взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
КонцепцияВ настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими
психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной
организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями,
вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков
табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России
употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных
веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике
страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает
около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное
ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление
алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее
нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к
наркотикам снижается до 810 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих
наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема
негативных медикосоциальных последствий наркомании. Это возросшая в 711 раз
смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же
сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов,
венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число
смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной
смерти является передозировка.
Наркоманию называют
«комплексным
социальнопсихофизиологическим
расстройством». Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима
только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных
организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного
межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании.
Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди
учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто
непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги,
классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних
дел.
Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к
сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко
единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от
психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка,именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и
систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и
контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся;
свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность
привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные
привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления
психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня
жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе
ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение
квалификации персонала школы по проблеме ПАВ,
поддержка программы
специализированными органами.
Цель программы
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими
возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного
поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и
других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и
алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем,
связанных с табаком и алкоголем.
• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному
поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои
отношения с ними.
• Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной
школы к табаку и алкоголю.
Нормативно – правовые документы
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде
являются следующие нормативные документы. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" Концепция государственной антинаркотической
политики РФ от 24.11 2009 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования») с
изменениями, внесенными Минобразования РФ от 26.1. 2010 №1241, от 22.09.2011г
№2357
«Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде», утвержденная приказом Минобразования России от
28.02.2000г. № 619;
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта
2011 года, регистрационный номер 19993Концепция демографической политики РФ на
период до 2025 года.
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в
образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской
области» от 07.10.2009 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных
образовательных программ» от 19.05.2010 г.
Сведения о программе
Программа составлена на основе программы «Проект ХОУП», допущенной
Министерством образования РФ и программы «Тропинка к своему я» М.: Генезис, 2014
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся.
Обоснование выбора программы
Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает
реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к
превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по
возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное
поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы исосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных
табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и
комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение
обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них
здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность
приобщения к ПАВ.
Описание места в учебном плане
Программа состоит из 33 занятий в год в 1 классе и по 34 занятия в год в 24 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
способность к моральной децентрации.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут
овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в
образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и проблемнодиалогическая технология.В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут
учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать знаковосимволические средства, в том числе будут учиться действиям
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
В
сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия
деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
к концу 1го года обучения
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность:
•
приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения;
сравнивать признаки людей, находя сходство и различия;
•
• узнать о богатстве родной культуры;
• показывать связь культуры семьи с культурой народа;
• критически относиться к употреблению табака, алкоголя;
• определять связь поступков и решений;
• объяснять шаги принятия решений;
• узнать о факторах, влияющих на здоровье;• получить представление о признаках здорового человека;
• получить представление о том, что лекарства могут оказаться
полезными и вредными;
• узнать, что пассивное курение вредно для здоровья;
• научиться делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
к концу 2го года обучения
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность:
• рассказывать о своих вкусах и увлечениях;
• перечислять здоровые увлечения;
• узнавать новое об одноклассниках и находить друзей по интересам;
• тренироваться в невербальном общении;
• научиться использовать вербальные и невербальные компоненты
общения для понимания сообщения;
• определять безопасные ситуации и опасные ситуации;
•
говорить о разных вариантах решения проблемных ситуаций и их
последствиях;
• узнать о вреде сигарет и алкоголя;
•
приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
к концу 3го года обучения
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность:
• узнать о внешности и чертах характера людей;
• получить представление о самооценке;
• научиться оценивать себя;
• узнать о роли уважительных отношений во взаимодействии;
• научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме;
• узнать о способах неагрессивного отстаивания своей позиции;
• получить представление о возможности отказа в ситуации давления;
• научиться преодолению неуверенности в себе;
• узнать о вредном влиянии курения на здоровье;
• научиться использовать безопасные и интересные способы
проводить время;
приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения.
•
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсук концу 4го года обучения
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность:
• узнать о качествах, достойных уважения;
• научиться анализировать своих привычек учениками;
• узнать о привычках, укрепляющих здоровье;
• узнать о важных для дружбы условий, качеств и связи дружбы и
социального здоровья;
• познакомиться с видами давления;
• узнать способы сопротивления давлению;
• познакомиться с формами отказа от табака и алкоголя;
•
приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения.
Содержание курса
1 класс
Я неповторимый человек
Культура моей страны и Я
Чувства
О чем говорят чувства
Множество решений
Решения и здоровье
Нужные и ненужные тебе лекарства
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
2 класс
Вкусы и увлечения
Учусь находить новых друзей и интересные занятия
О чем говорят выразительные движения
Учусь понимать людей
Опасные и безопасные ситуации
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Реклама табака и алкоголя
Правда об алкоголе3 класс
Мой характер
Учусь оценивать себя сам
Учусь взаимодействовать
Учусь настаивать на своем
Я становлюсь увереннее
Когда на меня оказывают давление
Курение
4 класс
Самоуважение
Привычки
Дружба
Учусь сопротивляться давлению
Учусь говорить «нет»
И снова алкоголь
Алкоголь в компании
Формы организации и виды деятельности
Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в
зависимости от условий и возможностей детей:
беседа;
проект;
практическая работа;
конкурс;
презентация;
викторина;
инсценировка;
экскурсия;
праздник;
вокальные и театрализованные представления.
Поскольку игровая деятельность является ведущей для младших школьников,
то игровые методы должны быть основой организации занятий по программе. В программеприводятся различные виды игр (сюжетноролевые, образноролевые, настольные,
подвижные), которые позволяют повысить эффективность освоения программы.
В программе ребёнку предлагается множество интересных развивающих игр. В них
ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей.
Контроль и оценка планируемых результатов
Оценка эффективности
Особенностью программы является обязательная оценка эффективности
превентивного обучения. Она позволяет
•
•
•
•
•
определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.
Виды оценки эффективности
1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате
проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в
результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее
методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний,
установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.
2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для
отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все
необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»
3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:
«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему
школьного обучения, в которую была включена?»
Инструментами
фокусная группа, вопросники.
оценка эффективности служат беседа, наблюдение, интервью,
Диагностический инструментарий (см. Приложение)
Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники,
тесты, диагностики, позволяющие отследить:
адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
уровень социальнопсихологической адаптации ребенка к школе,
• формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
•
•
•
• формирование адекватной самооценки,
•
•
уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ.