Программа преемственности между начальным и основным общим образованием
Оценка 4.7

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
администрации +2
4 кл—5 кл
21.10.2018
Программа преемственности между начальным и основным общим образованием
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредмпетных УУД в основной школе. В связи с этим, возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
ПРОГРАММА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.docx
Программы работы по преемственности между начальным и основным общим образованием Паспорт (ФГОС НОО ­ ФГОС ООО) Цели Задачи 3. 2. 1. Способствовать устранению рассогласованности  учебно­воспитательного процесса в начальной и  средней школе на организационном,  содержательном и методическом уровнях.  Добиться сохранения и качественного  улучшения выполнения образовательного  стандарта выпускниками начальных классов в  средней школе, а также сохранения их здоровья и развития познавательной активности.  Изучение трудностей обучения пятиклассников,  выявление причин, вызывающих затруднения  у  обучающихся и учителей, разработка учебно­ воспитательных и  управленческих мер по  устранению этих причин;     Обеспечение непрерывности и  преемственности в обучении школьников,  включенность обучающихся в новый  образовательный модуль.   Диагностика сформированности основных  учебных умений, предметные диагностики. 4. 5. 6. Реализовать единую линию развития ребенка на  этапах начального и среднего школьного  образования, придав педагогическому процессу  целостный, последовательный и перспективный  характер. 1. Проанализировать причины, препятствующие  успешности адаптационного периода в классе,  наметить пути коррекции. 2. Выработать четкие представления о целях и  результатах образования на начальной и основной  ступенях. 3. Наметить преемственные связи в содержании и  методах обучения последнего этапа в начальной  школе и первого этапа в основной. 4. Продемонстрировать возможности развития Направления программы Ожидаемые результаты учебного диалога, особенности стиля  взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего  психологию общения младшего школьника. ­ информационно­аналитические; ­ мотивационно­целевое; ­ планово­прогностическое; ­ организационно­исполнительское; ­ контрольно­диагностическое; ­ регулятивно­коррекционное. Взаимосвязь и совместная деятельность начальной и   средней   школы   с   целью   совершенствования учебно­воспитательного процесса. Обучающийся     проявляет   интерес   к   обучению, верит   в   свои   силы   и   возможности,   чувствует психологическую   комфортность   при   переходе     в среднее звено. Сохранение   здоровья   обучающихся.   Социальная адаптация детей в новых условиях. Актуальность Преемственность   ФГОС   начального   общего   и   образования   и   ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований  к структуре основных   образовательных   программ   начального   и   основного   общего образования,   преемственность   сопровождения   педагога   в   переходе   на федеральные государственные стандарты нового поколения. Данный этап образования (конец 4­го года обучения ­ 5­й год обучения), как и первый этап, имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально   развести   во   времени   кризис   подросткового   возраста   и переходность   в   школьном   обучении,   то   есть   осуществить   плавный   и постепенный   переход   на   новую   ступень   образования   до   манифестации подросткового кризиса. Экспериментальными исследованиями показано, что:  а) возможно строить обучение детей 10­15 лет, не порождая типичных трудностей, вызываемых традиционно организованным переходом из начальной в среднюю школу (в мотивации, дисциплине и пр.); б) наложение одного кризиса на другой (возрастного кризиса на кризис перехода   к   новому   типу   образовательного   процесса)  усиливает   кризисные явления не в два, а в значительно большее число раз. Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо: ­ учитывать психологические особенности 10—12 летних детей, вступающих в подростковый   период   развития;   уровень   познавательной   деятельности,   с которой ребенок перешел в 5­й класс; ­ анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника. ­ создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать   средства   и   способы   действий,   освоенные   в     начальной   школе, индивидуализированный   «инструментарий»   учебной   деятельности   (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества,   способности   к   содержательной   рефлексии,   планированию   и анализу и др.) в разных учебных ситуациях Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения   новых   знаний,   умений   и   компетентностей,   включая   организацию усвоения,   т.е.   умения   учиться.   Поэтому   приоритетной   целью   обучения становится формирование (начальная школа), а затем   развитие личностных и метапредмпетных УУД в основной школе.  В связи с этим, возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.  Принцип   преемственности   предполагает,   что   учебная   деятельность, особенно   на   начальном   этапе,   осуществляется   под   непосредственным руководством   администрации.   Решая   проблему   преемственности,   работа ведется по трем направлениям:  совместная   методическая   работа   учителей   начальной   школы   и   учителей­ предметников в среднем звене;  работа с учащимися;  работа с родителями. Преемственность   между   начальной   школой   и   5­м   классом предполагает следующие направления:  образовательные программы;  организация учебного процесса;  единые требования к учащимся;  структура уроков. Цели программы: 1. Способствовать устранению рассогласованности учебно­воспитательного  процесса в начальной и средней школе на организационном,  содержательном и методическом уровнях.  Добиться сохранения и качественного улучшения выполнения  образовательного стандарта выпускниками начальных классов в средней  школе, а также сохранения их здоровья и развития познавательной  активности.  Изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин,  вызывающих затруднения  у обучающихся и учителей, разработка учебно­ воспитательных и  управленческих мер по устранению этих причин;     Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении  школьников, включенность обучающихся в новый образовательный  модуль.   Диагностика сформированности основных учебных умений, предметные  диагностики. 2. 3. 4. 5. 6. Реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и  среднего школьного образования, придав педагогическому процессу  целостный, последовательный и перспективный характер. Задачи программы: 1. Проанализировать причины, препятствующие успешности адаптационного  периода в классе, наметить пути коррекции. 2. Выработать четкие представления о целях и результатах образования на  начальной и основной ступенях. 3. Наметить преемственные связи в содержании и методах обучения  последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной. 4. Продемонстрировать возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения  младшего школьника. Программа включает управленческие мероприятия по направлениям: ­ информационно­аналитические; ­ мотивационно­целевое; ­ планово­прогностическое; ­ организационно­исполнительское; ­ контрольно­диагностическое; ­ регулятивно­коррекционное.                      Главные результаты: Взаимосвязь   и   совместная   деятельность   начальной   и   средней   школы   с целью совершенствования учебно­воспитательного процесса. Обучающийся     проявляет   интерес   к   обучению,   верит   в   свои   силы   и возможности,   чувствует   психологическую   комфортность   при   переходе     в среднее звено. Сохранение здоровья обучающихся. Социальная адаптация детей в новых условиях. О преемственности начального и среднего звеньев школы в организации учебной деятельности. Проблема Предварительная работа по Пути решения проблемы на 1. Адаптация в  условиях предметной системы обучения. решению проблемы 1. Изучение программ  начальной школы ­ учителем  5 класса, средней школы ­  учителем начальных классов.  2. Изучение уровня УУД в 4  классах.  3. Знакомство с  уроке Взаимопосещение уроков  учителями начальной и  средней школ. Анализ  деятельности учащихся 4 и 5  классов на уроках. 2. Формирование  детского коллектива  в связи с проблемами подросткового  возраста. 3. Преемственность  инновационных  технологий  начальной школы в  старших классах. 4. Проблема  одаренных детей. 5. Проблема органи­ зации самостоятель­ ной работы на уроке. 6. Соблюдение еди­ ных требований. психологическими  особенностями учащихся 1. Изучение психологии  подросткового возраста. 2. Знакомство с семьями  детей. Изучение технологий,  используемых в начальных  классах. 1. Изучение в начальной  школе, в какой зоне учится  одаренный ребенок. Если не в зоне ближайшего развития, то принятие соответствующих  мер.  2. Изучение психологических особенностей данного  ребенка. Наблюдение уроков в  начальной школе. Наблюдение   уроков в  начальном и среднем звене. Использование коллективных и групповых технологий. 1. Использование основных  приемов технологий из на­ чальной школы. 2. Адаптирование технологии  начального обучения к  технологиям среднего звена. Построение урока с учетом  этих особенностей. Учить самостоятельно    работать. 1. Подготовка ученика к  уроку. 2. Своевременное сообщение  домашних заданий. 3. Выставление оценок  учителем­предметником. 4. Контроль дисциплины. Использование приемов связи в 5 классе. Использование форм и  методов организации  начальной школы и  осуществление плавного  перехода к «своим». 7. Осуществление  обратной связи. 8. Преемственность  форм и методов орга­ низации учебной дея­ тельности. Изучение вопроса при  посещении уроков в  начальной школе. Изучение форм и методов  организации учебной  деятельности учителями  начальных классов и среднего звена друг у друга. 9. Единая система  итогового  повторения в 4  классах и вводного  повторения и кон­ троля в 5 классах. 10. Использование  средств наглядности Разработка единой системы  повторения и контроля. Использование системы  повторения и контроля из 4  класса. Изучение системы  наглядности в начальной  школе Использование системы  наглядности из начальной  школы Направления деятельности школы при преемственности между начальным и средним звеном: Мероприятия Цель 1.Посещение уроков в 4­х  классах учителями среднего  звена  1этап (март ­ июнь) Определение качества образования  обучающихся  4­х классов.  Преемственность в содержании,  методике обучения, в контроле и  оценке знаний  Сроки проведения Ответственный исполнитель Выход март  апрель Заместитель  директора, учителя­ предметники Совещание при  директоре  2 Проведение контрольных работ Выявление уровня подготовленности  апрель выпускников начальной школы к  обучению в основной школе  Изучение уровня воспитанности  обучающихся. Знакомство с  родительским коллективом  апрель май Анализ качества знаний обучающихся май Заместитель  директора, учителя­ предметники  Заместитель  директора.  Классные  руководители   Заместитель  директора по УВР  административн ая планерка  административн ая планерка Совещание при  директоре  3 Посещение родительских  собраний и классных часов  будущим  классным  руководителем  4 Совещание с учителями­  предметниками по итогам  итоговых контрольных работ   5 Комплектование 5­го класса,  назначение классного  руководителя   1.Изучение адаптации  обучающихся  5­го класса   май июнь Зам директора по  УВР  Совещание при  директоре 2 этап   (сентябрь­ноябрь)  Выявление степени адаптации  пятиклассников к обучению в основной школе октябрь  Зам директора по УВР Административн ая планерка 2.Классно­ обобщающий контроль в 5­м классе  1. Сравнительный анализ обученности.  2. Контроль за состоянием  октябрь Совещание при  директоре 3. Посещение уроков в 5­м  классе учителями начальных  классов 4. Психологическое  исследование и анкетирование  обучающихся 5­го класса 5.Административные  контрольные работы по русскому языку, математике в 5­м классе 6. Проверка техники чтения в 5­ м классе  7. Родительские собрания   8. Проблемы адаптации  предметного обучения в 5­х  классах 9.  Проблемы адаптации  обучающихся 5­го класса преподавания новых предметов  3. Выявление групп риска  обучающихся 4. Состояние школьной документации Преемственность в содержании,  методике обучения,  контроле и  оценке знаний Психолого­ педагогические проблемы в обучении обучающихся в период  адаптации  Выявление уровня подготовленности  пятиклассников к обучению в сред­ ней школе.  Проверка наличия базовых знаний по  чтению  октябрь ноябрь Учителя,  выпустившие 4 кл МО начальных  классов октябрь  Педагог­ психолог  Совещание при  октябрь  ноябрь   директоре Совещание при  директоре октябрь Учителя литературы Совещание при  1 . Учет особенностей периода  адаптации обучающихся в 5­х классах 2. Единство требований к учащимся  на  уроках  Изучение трудностей обучения  пятиклассников, разработка учебно­ воспитательных и управленческих мер по устранению причин трудностей  Выявление  и пути решения проблем  по западающим темам программного  материала.   сентябрь  октябрь ноябрь Классный  руководитель  5­го  класса. Учителя­ предметники  Зам директора по  НМР  зам. директора по  УВР, руководители  МО 3 этап январь­февраль директоре административн ая планерка Малый педсовет  Совместное  заседание МО  учителей  математики и  русского языка Повторная проверка в 5­м классе  Взаимосвязь и совместная  деятельность школы среднего и  младшего звена в реализации учебно­ воспитательного процесса январь февраль Зам директора по  УВР   Совещание при  завучах 4 этап март­май Контроль за состоянием преподавания   предметов.  Выявление уровня подготовленности  обучающихся 4­х классов  к обучению  в основной школе. Единство требований к учащимся на   уроках 1. Совершенствование  преемственности  образовательного процесса в 4­ классах 2. Посещение уроков в 4­х  классах учителями ­  предметниками  3. Проведение выпускного вечера Организация и проведение совместных  мероприятий учителями 4­х классов и  будущего классного  руководителя 5­го класса   апрель март апрель май Зам директора по  УВР, учителя­ предметники,  классные  руководители Учителя старшего  звена  Заместитель  директора  по УВР     Совещание при директоре Заседание МО Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев 1.   Учителям   начальной   школы   знать   программу   средней   школы,   а   учителям среднего звена ­ программу начальной школы. 2.   Учителям   начальных   классов   ознакомиться   с   программой   по   предметам   5 класса,   учителям­предметникам   ознакомиться   с   основными   требованиями   к знаниям и умениям учащихся начальных классов. 3. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей­предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности. 4. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов   с   целью   знакомства   с   коллективом   учащихся   и   приемами,   методами работы   учителей   с   детьми   этого   возраста;   практиковать   проведение   пробных уроков в этих классах. 5.   При   тематическом   планировании   учителям   4   классов   включать   элементы опережающего обучения. 6.   Учителям,   выпустившим   4   классы,   постоянно   поддерживать   контакт   с классными   руководителями   и   учителями­предметниками   с   целью   оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. 7. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместно с будущим классным руководителем. «Утверждаю» Директор МАОУ «Доваторовская СОШ»: _____________/Е.И. Пикалова/ «____»__________2018 г. План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования в условиях ФГОС, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. № Мероприятия Цель проводимого мероприятия 1 2 Собеседование  заместителя  директора по УВР с  педагогами и  классным  руководителем 5­го  классов Родительское  собрание 5­го класса  при участии  учителей­ предметников Ознакомление классных  руководителей с окончательным  списочным составом,  особенностями адаптационного  периода учащихся 5­го класса и  планом работы по преемственности на период адаптации Ознакомление родителей с  особенностями адаптационного  периода учащихся 5 класса, с  содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся  5­го класса, с целями и задачами  работы по преемственности между  начальным и основным общим  Сроки проведения Август Ответственные за проведение мероприятия Зам. директора по УВР 2­я неделя  сентября Классный  руководитель Выход Коррекция плана  работы по  преемственности на  период адаптации 5­го  класса Организация работы с  родителями по  вопросам адаптации  учащихся,  предупреждение  взаимных претензий 3 4 образованием Входные  диагностические  работы Определить степень сохранности  (устойчивости) знаний учащихся за  курс начальной школы 2­я неделя  сентября Руководители  МО Классно­обобщающий контроль 5­го класса а) посещение уроков Выявление организационно­пси­ хологических проблем классных  коллективов, изучение  индивидуальных особенностей  учащихся, оценка их уровня  обученности, коррекция  деятельности педагогов среднего  звена с целью создания  комфортных условий для  адаптации учащихся 5 класса в  среднем звене обучения Ознакомление с особенностями  коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль  соответствия уровня требований  учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований,  предъявляемых учителями к  учащимся 5 класса Сентябрь –   1­я неделя  октября Администра­ ция Сентябрь –   1­я неделя  октября Администраци я,  руководители  МО, учителя  начальной  школы б) анкетирование  учащихся Определение уровня комфортности учащихся при переходе из  4­я неделя  сентября Классные  руководители Разработка системы  повторения учебного  материала за курс  начальной школы Разработка системы  мер по дальнейшему  развитию классных  коллективов Анализ уроков,  изучение  педагогических подхо­ дов, разработка  методических  рекомендаций  коррекционных мер,  индивидуальная  психологическая и  методическая помощь Определение форм  индивидуальной в) анкетирование  родителей г) изучение  организации  домашней работы д) проверка школьной документации начальной школы в среднюю.  Изучение эмоционально­ психологического климата в  классном коллективе Определение круга претензий Выявление и предотвращение  перегрузки учащихся домашним за­ данием. Хронометраж домашних  заданий (по рабочим тетрадям,  журналам, дневникам, анкетам).  Контроль наличия инструктажа  домашнего задания учителям,  наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков) Определение степени помощи  родителей при выполнении  домашней работы учащимися (по  анкетам, результатам  собеседования) Проверка ведения контроля за  дисциплиной учащихся. Проверка  регулярности выставления оценок в классный журнал, дневники  учащихся, ознакомление с  культурой ведения учащимися  тетрадей и дневников работы с учащимися и  классом в целом 2­я неделя  октября на  родительско м собрании 4­я неделя  сентября –   1­я неделя  октября Классные  руководители Зам. директора по УВР Индивидуальная работа с родителями и  учителями­ предметниками Индивидуальная  работа с учителями,  с родителями 3­я неделя  сентября Зам. директора по УВР Собеседование с  учителями и классными руководителями е) посещение  внеклассных  мероприятий Выявление проблем формирования  классного коллектива в переходный период Сентябрь –   1­я неделя  октября Зам. директора по  воспитатель­ ной работе 5 6 Родительские  собрания 5­го класса  при участии  учителей­ предметников  Ознакомление родителей с итогами  проверочных контрольных работ, с  психо­эмоциональным состоянием  в классном коллективе на первом  этапе адаптационного периода  учащихся в среднем звене школы Малый педсовет с  участием  администрации,  учителей начальной  школы, учителей  средней школы,  работающих в 5­го  класса Подведение итогов классно­ обобщающего контроля 5­х  классов, итогов работы по  преемственности в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации учащихся 5­го  класса к обучению в среднем звене 2­я неделя  октября Классный  руководитель  5­го класса 3­я неделя  октября Зам. директора по УВР  Помощь классному  руководителю в  коррекции плана  воспитательной  работы, организации  ученического актива,  разработка  рекомендаций по  дальнейшему развитию  и сплочению классного  коллектива Рекомендации  родителям по  ликвидации  обнаруженных  проблем.  Индивидуальная работа с родителями Индивидуальная работа с учителями­ предметниками с  учетом замечаний.  Индивидуальная работа с учащимися с учетом  полученных  результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и  средней школы по 7 8 9 Педагогический  консилиум по 5­му  классам Родительское  собрание 5 класса с  участием учителей­ предметников Подведение итогов успеваемости  учащихся 5 класса в 1­й четверти.  Оценка степени адаптации каждого  ученика к условиям и требованиям  средней школы. Определение  перспектив дальнейшего развития  учащихся и классных коллективов Подведение итогов успеваемости  учащихся 5 класса в 1­й четверти.  Ознакомление родителей с  перспективами дальнейшего  развития учащихся и классных  коллективов 2­я неделя  ноября Зам. директора по УВР  3­я неделя  ноября Классный  руководитель  5­го класса Предварительная  расстановка кадров  для работы в 5­м  классе на следующий  учебный год Определение педагогического  состава среднего звена школы для  осуществления дельнейшего плана  работы по преемственности март Администраци я 10 Совместное заседание учителей выпускных  4­х классов и  Определение целей и задач меро­ приятий по подготовке учащихся  выпускных классов начальной  март Зам. директора по УВР  вопросам пре­ емственности с учетом  выявленных проблем Завершение работы по  вопросам адаптации  учащихся 5­го класса к  обучению в среднем  звене школы Совместная  деятельность классных  руководителей и  родителей по  дальнейшему  формированию и  развитию классных  коллективов Собеседование с учите­ лями­предметниками и  классным  руководителем  будущих 5­о класса по  целях и задачах  предстоящей работы по преемственности Корректировка плана  совместной  деятельности, педколлектива  учителей и классного  руководителя  будущего 5­го класса 11 Контрольные работы  за курс начальной  школы по русскому  языку (ВПР),  математике (ВПР), окружающему  миру (ВПР), замер  техники чтения 12 Педконсилиум по 4­м классам 13 Знакомство с  классными  коллективами  выпускных 4­х  классов. Посещение  уроков  администрацией,  учителями средней  школы, классным  руководителем  будущего 5­го класса, школы к успешной адаптации к  обучению в среднем звене Проверить сформированность  знаний за курс начальной школы,  изучить готовность –  выпускников  4­х классов к дальнейшему  обучению в средней школе 3­я и 4­я  недели  апреля Заместитель  директора по  УВР начальной школы согласование  расписания  взаимопосещения  уроков, контрольных  срезов знаний Анализ работ на  заседаниях МО.  Коррекция знаний  учащихся. Подготовка  к педконсилиуму по 4­ м классам Анализ результатов диагностики  уровня УУД  учащихся 4­х классов, соответствие уровня обученности  каждого ученика требованиям к  подготовке выпускников Изучение программ начальных  классов, ознакомление с  особенностями выпускников  начальной школы. Изучение уровня  работоспособности учащихся, их  познавательной активности. Ознакомление с системой  педагогических подходов учителей  начальной школы, выявление пси­ холого­педагогических проблем.  Знакомство детей с их будущими  4­я неделя  декабря Заместитель  директора по  УВР начальной школы Индивидуальная работа со слабоуспевающими  учащимися и их  родителями Март – май Зам. директора по УВР  Проведение в 4­х  классах пробных  уроков учителями  средней школы,  разработка и  проведение  коррекционных  мероприятий председателями МО  средней школы учителями 14 Совместная  методическая работа  учителей начальной  школы и учителей  математики, русского языка и литературы 15 Индивидуальные  беседы с родителями учащихся 4­х классов 16 Психологическое  тестирование  учащихся 4­х классов Определение соответствия  программных требований,  предъявляемых к учащимся  выпускных классов начальной  школы, с требованиями,  предъявляемыми учителями  средней школы. Изучение методов  организации учебной деятельности  учащихся с целью повышения их  познавательной активности,  своевременная коррекция  деятельности учителей.  Предупреждение у учащихся  появления тревожности при  переходе в среднюю школу Ознакомление родителей с  перспективами обучения детей в 5­ м классе В течение  года Руководители  МО  3­я четверть Зам. директора по УВР Изучение личности выпускника  начальной школы 2­я неделя  апреля Классные  руководители  4­х классов 17 Педагогический  консилиум по 4­м  Анализ результатов диагностики  уровня УДД учащихся 4­х классов.  1­я неделя  мая Зам. директора по УВР Обмен опытом  посредством открытых  уроков. Совместные  заседания МО учителей начальных классов и  МО учителей средней  школы. Проведение  праздников в начальной школе совместно с  учителями будущего 5­ го класса Предварительное  комплектование 5­го  класса Составление  психологической  характеристики  классных коллективов.  Подготовка материалов к педконсилиуму Составление  психологического и классам 18 Совещание при  директоре Определение соответствия уровня  подготовленности каждого ученика 4­го класса требованиям средней  школы Подведение итогов работы по  преемственности между начальным  и основным общим образованием за истекший год. Определить КПД  проделанной работы 2­я неделя  мая Директор педагогического  портрета каждого  ученика и классного  коллектива. Проект  комплектования 5­го  класса Разработка плана  преемственности на  следующий год с  учетом опыта и  пожеланий  педколлектива Знакомство учащихся с кабинетной системой средней школы 2­я неделя  мая Торжественный перевод выпуск­ ников начальной школы в среднюю  школу Последняя  неделя  обучения Классный  руководитель  будущего 5­го  класса Зам. директора по УВР 19 Экскурсии  выпускных классов  начальной школы по  территории средней  школы 20 Классные собрания  учащихся выпускных  4­х классов с  участием педагогов и  классных  руководителей  будущих 5­х классов 21 Совещание при  Комплектование 5­х классов директоре 4­я неделя  мая Директор Составление  списочного состава 5­ классов, утверждение  педагогического  состава и классных 22 Родительские  собрания 4­х классов  с участием учителей  средней школы Подведение итогов учебного года.  Знакомство родителей с будущими  учителями их детей, снятие  психологического барьера  настороженного ожидания  трудностей при обучения в 5­м  классе 4­я неделя  мая Директор руководителей  будущих 5­х классов Определение  перспектив  дальнейшего обучения  детей, согласование с  родителями  возможного уровня  обучения в 5­м классе Приложение 1  к Программе работы по преемственности  между начальным и основным общим образованием МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Проблемы преемственности начального и среднего звеньев. Учителя начальной школы Учителя­предметники 1. Провести совместное МО или «малый педсовет» в конце I четверти, на котором  рассмотреть вопросы:  Изучение и координация учебных программ начальной и средней школ;   Единые требования к ведению тетрадей и оформлению записей решения задач, уравнений, примеров;  Система оценки устных ответов и письменных работ учащихся 4­5 кл.;  Преемственность методов, форм и приёмов обучения. 2. Обязательное взаимопосещение уроков учителями начальных классов и  учителями­предметниками. 3. Обязательное совместное проведение контрольных срезов по окончании начальной школы и раздела повторения в 5 классе с последующим анализом для определения  необходимой конкретной работы по улучшению УУД учащихся. 4. Совместное проведение праздников, смотров знаний, олимпиад учащихся 4 и 5  классов, родительских собраний с будущим классным руководителем. 5.  Обучение учащихся работе со словарями, справочниками, энциклопедиями,  дополнительной литературой; иметь в кабинете и предлагать для работы учащимся  необходимые справочники, дополнительную литературу 7. Обогащать речь учащихся, ус­ ложняя ее к 3­4 классам. 8. Постоянно работать над техникой  чтения учащихся, расширять их  лексический запас, в том числе за  счёт специальных терминов. 9. Работать над скоростью письма. 10. Применять на уроках упражнения и задания для развития  произвольного внимания, механи­ Помнить о том, что в 5 классе и 11 классе  уровень языкового общения должен быть  разным. Продолжить работу над пониманием условия  при чтении и анализе текстовых задач,  проверить знание учащихся математических  терминов. Продолжить работу над каллиграфией и  скоростью письма. Постепенно переходить к использованию  только произвольного внимания и памяти.  Продолжить работу по их тренировке на уро­ ческой памяти, оперативной памяти;  разработать рекомендации для  родителей на тренировку внимания и памяти детей. 11. Приучать детей работать по  алгоритму, схеме; работать  самостоятельно. 12. Повысить требовательность к  формированию у учащихся прочных  вычислительных навыков. ках и дома. Применять на уроках больше  предметной и картинной наглядности,  игровых моментов. Проводить  дидактические игры. Создать банк «алгоритмов» по всем темам;  продолжить формирование у детей методов  самоконтроля, самопроверки и умения  оценить ответ одноклассника. Проблемы преемственности в преподавании учебных предметов между начальной школой и 5 классом и возможные пути их решения Т е н д е н ц и и :  ухудшение ситуации; стабильное положение; улучшение  ситуации. Проблема Тенденция Возможности разрешения Организационно­психологические Недостаточная наполненность  урока учебным материалом,  неоправданно медленный темп  урока, отсутствие материалов  для «сильного» ученика,  перенос основной тяжести  усвоения курса на домашнюю  работу. Недостаточно организованное и  чёткое начало урока, окончание  урока, выделение  дополнительного ­ сверх  отведенных 45 мин ­ времени на  выполнение письменных  проверочных работ, из­за чего  дети не приучаются быстро  включаться в работу,  эффективно и быстро работать Уменьшение доли фронтальных  бесед и других малоэффективных  методов работы на уроке, использо­ вание раздаточных дидактических  материалов, уменьшение пауз в  работе детей. Приучить детей начинать работу на  уроке по звонку, быстро включаться  в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на  выполнение контрольных и других  проверочных работ, заканчивать  урок по звонку Стойкая привычка у детей к  неумеренной помощи родителей при выполнении домашних  заданий, творческих работ. Бедность арсенала и одно­ образие используемых методов  обучения, несоответствие  методического багажа учителя  реальным учебным  возможностям детей. Пассивность большинства  учащихся в процессе обучения. Несформированность у  школьников представления об  отличном устном ответе, ответе  у доски на уроке  (об эталоне ответа). Привычка у детей получать  отметки за любое ­ самое малое  действие, в том числе за краткие или односложные,  невразумительные ответы. Создание у детей учителем и  родителями в конце 4 класса  «психологического барьера» ­  настороженного ожидания  трудностей учения в 5 классе. Разъяснение родителям наносимого  ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки  заданий, контролирующих степень  самостоятельности школьников в  выполнении домашних заданий. Распространение опыта успешного  обучения детей в современных  условиях  Использование форм и методов  организации занятий, требующих от  каждого ученика активного и  осознанного участия (в том числе  парной, групповой работы). Учителям ­предметникам    совместно   с  учителями   начальной  школы определяться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъ­ яснять детям эти требования,  учитывать их, оценивая ответы на  уроке. Добиваться от детей развернутых,  полных ответов, четкой и грамотной  речи; не допускать выставления не­ обоснованно высоких отметок за  неполные ответы. Знакомство родителей и детей со  своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение олимпиад,  соревнований, отдельных уроков,  родительских собраний совместно с  учителем 5 класса. Общеучебные умения и навыки, элементы развития Недостаточная техника чтения,  большие проблемы в понимании  текста учащимися из­за  обедненного лексического  запаса у части детей, неумение    делить текст на смысловые  части и анализировать его. Недостаточная скорость  письма, нечёткий почерк у  значительной части детей. Неустойчивость внимания,  слабо развитая оперативная  память у многих детей. Недостаточная тренированность долговременной механической  памяти. Элементы псевдоучебной  деятельности в процессе  обучения; неумение отделять  существенное от  несущественного. Отсутствие у учащихся умения  и привычки обращаться к  энциклопедиям, справочникам,  словарям, научно­популярной и  дополнительной литературе. Постоянно предлагать учащимся  задания на проверку знания и  понимания смысла прочитанного,  вести словарики терминов и новых  слов, читать вслух и анализировать  текст, рекомендовать и родителям  проводить такую работу с детьми  при выполнении заданий  Рекомендовать упражнения для  развития мышц кисти рук,  подходящую ручку, продолжать  следить за правильностью написания  букв и цифр, за верным положением  ручки. На уроках предлагать цепочные  вычисления, дома (под руководством родителей) ­ специальные упраж­ нения на тренировку внимания и  памяти. Практиковать   письменный опрос    правил,   предлагать для  запоминания не только  стихотворные, но и прозаические  тексты. Своевременно отходить от  требований, предъявлявшихся к  детям на ранних этапах обучения,  при первом знакомстве с учебным  материалом. Рекомендовать иметь в классе  справочные издания, предлагать  учащимся задания по работе со  справочниками и словарями,   поручать готовить сообщения,  рассказы, сочинения по материалам  дополнительной литературы. Приложение 2  к Программе работы по преемственности  между начальным и основным общим образованием ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5­го класса 1. Ознакомьтесь   с   характеристикой   классного   коллектива   и   его   списочным составом заблаговременно. 2. С   первых   дней   обучения   в   5­ом   классе   организуйте   работу   ученического актива. 3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал,   формированию   культуры;   составьте   план   воспитательной   работы   с учетом направлений в начальных классах. 4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся. 5. Поддерживайте   тесную   связь   с   учителями­предметниками,   учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы. 6. Вселяйте   в   каждого   ученика   уверенность   в   преодолении   трудностей, всячески   повышайте   социальный   статус   ребенка   и   семьи,   поддерживайте здоровый эмоционально­психологический климат в классном коллективе. Приложение 3  к Программе работы по преемственности  между начальным и основным общим образованием ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей­предметников. 2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:  готовность   к   уроку   (наличие   необходимых   учебно­письменных принадлежностей, порядок на парте);  правильность оформления тетради, различных видов работ;  требования к ведению дневника. 3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:  начинать уроки со звонком;  готовиться к уроку на перемене;  прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;  поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;  отвечаем, выйдя из­за парты, для развернутого ответа выходим к доске. 4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей. 5. Домашнее   задание   не   оставляем   на   самый   конец   урока     его   надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению. Помните   правило:   домашняя   работа   должна   приносить   чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. 6. Учитель­предметник должен помнить, что урок в 5­м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку. 7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений. 8. Новые   виды   учебной   деятельности   должны   сопровождаться   четкими инструкциями. 9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом. 10.Учащиеся   должны   знать   свои   права   и   обязанности,   правила   поведения   в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности. 11.Не   используйте   дневник   для   записи   дисциплинарных   замечаний   (найдите индивидуальные   формы   работы   с   ребенком   и   семьей),   контролируйте своевременность   записей,   заполняйте   дневники   вместе   на   классном   часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день. 12.Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала. 13.Задача   учителя   –   знать   затруднения   в   усвоении   учебного   материала, своевременно прийти на помощь. 14.Не   забывайте:   «Ученик   и   учитель   –   союзники.   Обучение   должно   быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча. Приложение 4  к Программе работы по преемственности  между начальным и основным общим образованием ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК (рекомендации для родителей учащихся) Уважаемые мамы и папы! Если   вы   испытываете   чувство   озабоченности   или   беспокойство   в отношении   своего   пятиклассника,   то   мы   рады   предложить   вам   эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы.   Формирование учебной мотивации 1. Не   мешайте   подростку   учиться   самостоятельно.   Только   в   процессе самостоятельных   открытий,   «озарений»   у   него   появится   желание   учиться дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий фактор. 2. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время. 3. Любой человек   выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда   понимает,   для   чего   это   нужно.   Ребенок   не   знает,   где   ему   могут пригодиться   знания   по   природоведению?   Покажите   эту   область.   Причем, желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так понимание того,   что   эти   знания   будут   нужны   через   несколько   лет,   не   являются мотивирующим фактором. 4. Покупайте   интересные   книги   («Занимательная   физика»,   «Занимательная геометрия»), справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через интерес   к   этим   книгам   сформируется   и   интерес   к   предмету   в   целом.   Еще Л.Фейербах   утверждал:   «То,   для   чего   открыто   сердце,   не   может   составить тайны и для разума». 5. Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой­либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка   переделывать   задание,   выполнять   нудную   монотонную   работу, заучивать   дополнительно   трудный,   непонятный   материал.   Помните,   что   ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. 6. Вселяйте   в   ребенка   уверенность,   что   у   него   все   непременно   получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно. 7. Ни   в   коем   случае   не   наказывайте   ребенка   за   неудачи   в   учебе.   Это   не способствует повышению мотивации. 8. В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем­то одном, готов   заниматься   этим   предметом   часами,   это   уже   хорошо.   Усвоить   все предметы одинаково хорошо очень сложно. 9. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому­либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много   пробелов   в   знаниях.   Это   мешает   ему   усвоить   дальнейший   материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы. 10.Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения. Школьная тревожность и ее преодоление 1. Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не случилось, дети иногда получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т.д. 2. Попробуйте   вместе   с   ребенком   проанализировать   ситуацию,   которая   им предстоит. Как известно, обычное, знакомое волнует меньше, чем незнакомое. Ребенку надо писать контрольную? Прекрасно! Вспомните вместе с ним, в какой классной   комнате   это   будет   происходить,   какого   цвета   тетрадь   для контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает писать. Оказывается, совсем не страшно! 3. Проанализируйте   с   ребенком   его   положительный   опыт.   Вселите   в   него уверенность, что он сможет преодолеть и эту ситуацию. 4. Проанализируйте   с   ним   и   те   ситуации,   в   которых   он   совершил   ошибки. Подумайте, чем эти ошибки были порождены?  Помогите разобраться в том, что ребенок не понимает. 5. Часто   тревожного   человека   мучит   мысль:   «А   вдруг   что­то   случится?» Обсудите   эту   тему   с   ребенком.   Выясните,   чего   он   боится.   Ему   страшно получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните ему, что не   будете   его   ругать,   поймете,   что   это   произошло   случайно.   Выразите готовность   помочь   ребенку   в   этом   случае.   Он   должен   знать,   что   вы   будете поддерживать его в любом случае. 6. С   детьми,   у   которых   сильная   нервная   система,   можно   применять положительные   стимулы.   Пообещайте   ребенку   что­то   особенное,   если   он справится   с   заданием   успешно.   Не   переусердствуйте,   потому   что   слишком значимые   стимулы   могут   ухудшить   деятельность   ребенка.   Даже   если   он   не выполнить все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его.  7. Наш  язык  достаточно  богат  для  выражения  чувств. Поэтому  свое  мнение можно   выразить   честно.  Можно  сказать:  «Молодец,  ты   сделал   это  хорошо!» Можно сказать по­другому: «Молодец, мы постарался хорошо! Пусть еще не все получилось, но я верю, что у тебя все получится!» Если дети имеют мало настоящих товарищей или с ними «не очень  хотят дружить» А) Учите играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями. Б)   Дом   оснастить   предметами,   привлекающими   других   детей.   Должно   быть место, где дети могут самостоятельно общаться, чувствовать себя как дома. Угостите чем нибудь гостей вашего ребенка.  В) Пригласите друзей вашего ребенка на совместную прогулку. Г)   Знакомьтесь   с   друзьями   вашего   ребенка.   Относитесь   с   уважением   к товарищам вашего ребенка. Интересуйтесь их жизнью. Д) Принимайте гостей дома. И еще несколько советов родителям пятиклассников: 1. Если   ваш   ребенок   имеет   какие­то   особенности   характера   (медлителен, импульсивен,   чувствителен)   или   здоровья,   сообщите   об   этом   классному руководителю, он обязательно учтет это. 2. Если ваш ребенок чем­то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников   инцидента,   составьте   свое   мнение.   Помните:   вы   не   сможете   всю жизнь   жить   за   ребенка,   научите   его   выходить   из   конфликтных   ситуаций самостоятельно.  3. У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт. 4. На первых порах, знакомясь с чем­то новым, подросток не принимает его, капризничает,   говорит,   что   раньше   было   лучше.   Не   поддерживайте   эти разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям. 5. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период! Приложение 5  к Программе работы по преемственности  между начальным и основным общим образованием ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 1 критерий – Эффективность учебной деятельности. 1 шкала – Учебная активность. 5 б. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно. 4 б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередует. 3 б. 2 б. Учебная   активность   на   уроке   носит   кратковременный   характер,   часто Редко поднимает руку, но отвечает правильно. отвлекается, не слышит вопроса. 1 б. Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается, переписывает готовое с доски. 0 б. Учебная активность отсутствует.  2 шкала – Усвоение знаний (успеваемость). 5 б.  Правильное безошибочное выполнение домашних заданий («5»). 4 б. Небольшие помарки, единичные ошибки («4»). 3 б. 2 б. Плохое   усвоение   материала   по   одному   из   основных   предметов,   обилие Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой («4 – »). ошибок («3», «2»). 1 б. Частые   ошибки,   неаккуратное   выполнение   заданий:   много   исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл «3»). 0 б. Плохое   усвоение   программного   материала   по   всем   предметам:   грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам). 2 критерий – Усвоение школьных норм поведения. 3 шкала – Поведение на уроке. 5 б.  Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя. 4 б. Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время отвлекается от урока. 3 б. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами. 2 б. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах. 1 б. Выполняет   требования   учителя   частично,   отвлекается   на   посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает. 0 б. Не   выполняет   требования   учителя:   большую   часть   урока   занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы). 4 шкала – Поведение на перемене. 5 б.  Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх. 4 б. Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем­ нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры. 3 б. Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс). 2 б. Не может найти себе занятие, переходит от одной группы к другой. 1 б. Пассивный, движения скованные, избегает других. 0 б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит на них, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой) 3 критерий – Успешность социальных контактов. 5 шкала – Взаимоотношения с одноклассниками. 5 б.  Общительный, легко контактирует с детьми. 4 б. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети. 3 б. Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами. 2 б. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ним в контакт. 1 б. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему). 0 б. Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает, и другие дети его не любят. 6 шкала – Отношение к учителю. 5 б.  Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним. 4 б. Дорожит   хорошим   мнением   учителя   о   себе,   стремится   выполнить   все   его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью. 3 б. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам. 2 б. Выполняет   требования   учителя   формально,   не   заинтересован   в   общении   с ним. 1 б. Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается. 0 б. Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании. 4 критерий – Эмоциональное благополучие. 7 шкала – Эмоциональное благополучие. 5 б.  Хорошее настроение, часто смеется, улыбается. 4 б. Спокойное эмоциональное состояние. 3 б. Эпизодически проявляет снижение настроения. 2 б. Отрицательные эмоции: а) тревожность, огорчение, иногда страх; б) обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос. 1 б. Депрессивное настроение, плач без всяких причин. 0 б. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми (может ударить, что­то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем. АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ _____ КЛАССА, 20__/20__ уч. год № Фамилия учащегося Шкалы Итог о 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 Учитель _____________ /_____________/ График. Зона адаптации учащихся. 35 30 25 20 15 10 и и ц а т п а д а   а н о З и и ц а т п а д а   й о н л о п е н   а н о З 5 и и ц а т п а д а з е д   а н о З             1     2      3     4     5      6     7      8     9     10   11   12   13   14   15   16   17    18    19   20    21   22    23   24   25    26   27 28   29   30

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018