Цель программы: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала. Программа краткосрочная, рассчитана на 21 день. Согласно ей, все ребята - жители Солнечного государства делятся на города (отряды).  В каждом городе действуют глава города, заместитель главы города, жители. Во главе государства стоит президент. У всех городов есть свой флаг и герб.
            
        
        
        
                    
                
                    Утверждаю
Директор МБОУ школы № 34
_____________      
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ  ПРЕБЫВАНИЕМ
ДЕТЕЙ
«Солнышко»Срок реализации: июнь  
Продолжительность смены  – 21 день. 
Воронеж 
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто жить готовясь в детстве не живёт.
С. Я. Маршак.
Пояснительная записка.
   Лето! Какое это прекрасное слово  мягкое, яркое, ласковое… А если зажмурить
глаза и произнести его по слогам «ле – то», то перед глазами возникает яркое солнце,
желтый   песок,   голубая   даль   моря   (реки,   озера      неважно),   сочная   зелень   и   ощущение
свободы и счастья. Если взрослому человеку это магическое слово так ласково на слух, то
для школьника  что может быть желание и радостнее лета?! Такие длинные каникулы! 
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети
реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной
компенсации   в   свободное   время.   Летний   лагерь   является,   с   одной   стороны,   формой
организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой
– пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального
творчества.
Известно,   что   «улица»   всегда   была   предметом   наибольшей   социальной   опасности.
Здесь царствует стихия, нередко приводящая к противоправному поведению, а создание
нравственноздоровой среды, способной благоприятно влиять на каждого ребенка – это и
есть   то   главное,   что   может   дать   действительный   результат,   нужный   и   родителям,   и
воспитанникам, и педагогам.
         По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в
течение лагерной смены.Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–11
лет.   При   комплектовании   особое   внимание   уделяется   детям   из   малообеспеченных,
неполных семей, из семей, имеющих родителейинвалидов, а также детям, находящимся в
трудной жизненной ситуации.
                       Цель программы:  Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления
детей,   развития   их   внутреннего   потенциала,   содействия   формированию   ключевых
компетенций   воспитанников   на   основе   включения   их   в   разнообразную,   общественно
значимую   и   личностно   привлекательную   деятельность,   содержательное   общение   и
межличностные   отношения   в   разновозрастном   коллективе,   развитие   творческих
способностей детей.
Задачи:
 Создавать условия для организованного отдыха детей.
 Приобщать   ребят   к   творческим   видам   деятельности,   развитие   творческого
мышления.
 Способствовать   формированию   культурного   поведения,   санитарногигиенической
культуры.
 Создавать   благоприятные   условия   для   укрепления   здоровья   детей,   содействие
полноценному физическому и психическому развитию.
 Предоставлять   ребенку   возможность   для   самореализации   на   индивидуальном
личностном потенциале.
 Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Принципы:
1. Принцип   гуманизации   отношений: Построение   всех   отношений   на   основе
уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею
гуманного   подхода   к   ребенку,   родителям,   сотрудникам   лагеря   необходимо
психологическое   переосмысление   всех   основных   компонентов   педагогического
процесса.2. Принцип   соответствия   типа   сотрудничества   психологическим   возрастным
особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности
воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и
взрослого,   которое   позволяет   воспитаннику   лагеря   почувствовать   себя   творческой
личностью.
3. Принцип   демократичности: Участие   всех   детей   и   подростков   в   программе
развития творческих способностей.
4. Принцип   дифференциации   воспитания: Дифференциация   в   рамках   летнего
оздоровительного лагеря предполагает:
 отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально
психологическими особенностями детей;
 создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках
смены (дня);
 взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
 активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип   творческой   индивидуальности: Творческая   индивидуальность   –   это
характеристика   личности,  которая   в   самой   полной   мере   реализует,  развивает   свой
творческий потенциал.
Механизм реализации программы:
I. Подготовительный этап включает:
1. подбор кадров;
2.
 комплектование отрядов, разработку документации.
II. Организационный этап включает:
1. Создание своей территории «Государства»  формирование отрядов, знакомство – 1
день.
2. Обустройство своей территории – выработка законов, правил, определение ролей,
атрибутики, планы – 1 день.
Задачи:
создать условия для раскрытия способностей каждого;создать   доброжелательную,   радостную   атмосферу:   заложить   основы   будущего
коллектива;
выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.
Содержание:  игры   на   знакомство,   спортивные   дружеские   встречи,   КТД   на   раскрытие
творческих интересов и способностей.
III.     Основной этап включает:
1.    Проживание на своей территории – реализация планов – 17 дней.
2.     Разворачивание   деятельности   развивающего   и   прикладного   характера,   отвечающих
интересам и запросам детей. Включение детей в различные виды коллективно – творческой
деятельности.   Проведение   дополнительной   образовательной   деятельности.   Проведение
тематических   дней,   ролевых,   деловых   и   др.   игр,   соревнований,   конкурсов   и   др.   в
соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом.
3.     Показ   детских   достижений   через    разные   формы:   игровые   программы,   конкурсы,
турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков,
полученных   в   работе   клубных   объединений.   Анализ   индивидуальных   и   групповых
действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разных
видах деятельности.
4.     Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки: с гербом
и флагом отряда, с тематикой здорового образа жизни и направления профильной работы
отряда, выставку рисунков.
Задачи:
обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и
совместного творчества;
научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить
деятельность на принципах самоуправления;
создавать и укреплять внутриотрядные традиции;
заботиться о сплочении детского коллектива.
Содержание: работа по плану лагеря, отряда: игры, праздники, состязания. Тематические
дни, походы, работа клубов.IV. Заключительный этап.
1.    Презентация своих территорий – конкурсы, награждения, закрытие лагеря – 2 дня.
2.     Итоговая   диагностика.   Оценка   и   самооценка   участниками   смены   личностно   –
значимых   результатов   участия   в   программе.   Групповой   анализ   и   демонстрация
индивидуальных   и   групповых   достижений.   Создание   эмоциональной   атмосферы
успешного   завершения   смены.   Подведение   итогов   смены.   Награждение   и   поощрение
участников   и   активистов.   Анализ   предложений   и   рекомендаций   детей,   родителей,
персонала и др. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.
3.     Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли
его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка  о посещении лагеря в будущем
году.
Задачи:
создать атмосферу дружеского прощания;
найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда, лагеря;
подвести итоги;
подготовить прощальные сюрпризы друг другу, воспитателям, вожатым.
Содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования, выступления отрядов, клубов,
прощание.
Реализация программы
Все   жители   Солнечного   государства   делятся   на города   (отряды).   В   каждом   городе
действуют глава города, заместитель главы города, жители. Во главе государства стоит
президент. У всех городов есть свой флаг и герб.
Есть у государства своя денежная единица солнышко. В первые дни ребята оформляют
кредитные книжки, куда будут вклеивать монеты государства. Каждая монета – это вклад
ребенка в развитие города, государства. Цвет монет зависит от мероприятия, в котором
она получена.
В   конце   игры   ребята,   набравшие   большее   количество   монет,   становятся   почетными
жителями   Государства.   В   заключительный   день   лагеря   проходит   их   чествование   и
награждение.В   государстве   действуют поликлиника –   Солнечная   амбулатория. Кафе –   столовая. 
Кинотеатр–   кабинет   №   8. Полиция –   вахта. Волшебная   школа –   кабинет   №   9   
технология. Караоке – кабинет № 8. Спортивная школа  спортивный зал.
Обозначения Солнечного государства:
 Президент– начальник лагеря.
Мэрия– воспитатели, командиры отрядов.
Главы городов– воспитатели.
Заместители глав городов– командиры отрядов.
Жители– воспитанники.
Главный врач – медицинский работник.
Шеф –повар– повар школьной столовой.
Конституция 
(принимается без обсуждения).
1.     Закон территории. Без разрешения ребенок не может покидать лагерь.
2.     Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
3.     Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохрани наш лагерь зеленым! .
4.     Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
5.     Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
6.     Закон вежливости. Будь вежлив к другим, и ты ощутишь прелесть вежливости на себе.
7.     Закон точного времени (не заставляй себя ждать).
8.     Закон чистоты. Не мусори, увидел мусор – подними.
9.     Закон самообслуживания.  Крепостное право отменили еще в 1861 году.
Гимн «Полесского государства»
Я, ты, он, она!
Вместе  целая страна,
Вместе  дружная семья!
В слове "мы"  сто тысяч "я",
Большеглазых, озорных,Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых 
В городах и сёлах!
Над тобою солнце светит, родина моя.
Ты прекрасней всех на свете, родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину радугадуга,
Нам откроет сто тропинок синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Содержание программы
Организационно – педагогическая деятельность
 Комплектование штата лагеря кадрами;
 Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
 Совещание   при   директоре   и   заместителе   директора   по   воспитательной   работе   по
организации летнего отдыха учащихся;
 Проведение   инструктажей   с   воспитателями   по   технике   безопасности   и   охране
здоровья детей;
 Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Работа по сплочению коллектива воспитанников
   Для   повышения   воспитательного   эффекта   программы   и   развития   коммуникативных
способностей с детьми проводятся:
 Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
 Коммуникативные игры на знакомство; Игры на сплочение коллектива;
Физкультурнооздоровительная работа
   Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является
сохранение   и   укрепление   здоровья   детей,   поэтому   в   программу   включены   следующие
мероприятия:
 Осмотр   детей   медицинским   работником   в   начале   и   конце   смены,   ежедневный
контроль за состоянием здоровья детей;
 Утренняя гимнастика;
 Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
 Принятие   солнечных   и   воздушных   ванн   (в   течении   всего   времени   пребывания   в
лагере в светлое время суток);
 Организация пешеходных экскурсий;
 Организация здорового питания детей;
 Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр;
 Посещение городских культурно – массовых и спортивных мероприятий.
Работа по развитию творческих способностей детей
 Концертноразвлекательные программы
 Игры – развлечения, викторины, соревнования
 Экологические марафоны;
 Кружковая работа;
 Выставки рисунков и поделок
 городские культурно – массовые мероприятия
Эстетическое направление
 Посещение театров, кинотеатров, музеев;
 Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Работа по  патриотическому воспитанию детей Конкурс   художественного   детского   творчества   (минивыставка   изделий   детского
декоративноприкладного творчества: рукотворные игрушкисувениры, полезные вещи
в быту и т.д.);
 Проведение русских народных игр;
 Посещение краеведческого музея;
 Просмотр фильма о ВОВ;
 День памяти.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:  «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей
при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей
при   проведении   спортивных   мероприятий»,   «Правила   дорожного   движения»,   «Правила
безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
 Беседы, проводимые  медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!» 
«Чистота   залог здоровья».
Аналитическая деятельность по работе программы
Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛОЛ.
Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря
Укрепление здоровья детей
Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка
Привитие навыков самообслуживания
Развитие чувства патриотизма
 Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, к своему здоровью.
 Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
 Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве лагеря.
 Укрепление связей между разновозрастными группами детей.