Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования
Оценка 4.7

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
14.02.2017
Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования
Детское воровство в наше время не так уж и редко. И порой бывает настоящим шоком для окружающих, когда еще младший школьник, казалось бы уже осознающий свои действия, совершает противозаконный поступок. Но даже постановка на учет в ПДН, КДН и ЗП не дает права навешивать на ребенка клеймо. В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию оценивания окружающими, не только взрослыми, но и сверстниками. Их оценки становятся более значимыми. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие ребенка, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Следовательно, программа направлена на профилактику склонности к воровству у младших школьников, через систему мероприятий, оказывающих комплексное психофизическое и социально - педагогическое воздействие на ребенка.
Программа Профилактика воровства.docx
Муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 4 РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ___ от ____________ УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ ООШ № 4  ____________ Л.В. Санникова Приказ № ___ от ___________ ПРОГРАММА Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования Разработала: Поздеева О.В.,  социальный   педагог   первой квалификационной категории МКОУ ООШ №4 Красноуфимск,  2016 Пояснительная записка Актуальность Детское воровство в наше время не так уж и редко. И порой бывает настоящим шоком для окружающих, когда еще младший школьник, казалось бы уже осознающий свои действия, совершает противозаконный поступок. Но даже постановка на учет в ПДН, КДН и ЗП не дает права   навешивать   на   ребенка   клеймо.   В   младшем   школьном   возрасте   ребенок   попадает   в ситуацию   оценивания   окружающими,   не   только   взрослыми,   но   и   сверстниками.   Их   оценки становятся   более   значимыми.   Именно   в   этом   возрасте   наиболее   активно   происходит нравственное развитие ребенка, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности.  На сегодняшний день в МКОУ ООШ № 4 сложилась такая ситуация, которая требует практических   мер   создания   целостной   системы   (программы)   профилактики   склонности   к воровству у младших школьников, защиты их прав, подготовки к этой деятельности педагогов, родителей. В школе обучается 250 учащихся.  Учащиеся растут и воспитываются, в основном, в полных семьях, но идет увеличение неполных семей: 21,2 % .  В малообеспеченных семьях воспитывается  32,8% детей, обучающихся в школе.  Рост   неполных   и   опекаемых   семей   осложняет   воспитательный   процесс:   ослабевает контроль   над   успеваемостью   учащихся,   появляется   проблема   одиночества   детей,   что отрицательно сказывается на поведении отдельных учащихся.  Таким образом, в школе обучаются дети, в основном, из семей рабочих, служащих со средне   специальным   образованием,   со   сравнительно   невысокими   материальными   доходами. Именно это в целом может способствовать развитию деликвентного поведения у некоторых учащихся, а, в частности, склонности к воровству. Следовательно,   программа   направлена   на   профилактику   склонности   к   воровству   у   оказывающих   комплексное   через   систему   мероприятий, младших   школьников, психофизическое и социально ­ педагогическое воздействие на ребенка. В   образовательном   учреждении   ведется   строгий   учет   обучающихся,   совершивших правонарушения,   ведется   комплекс   мер   воспитательного   характера,   направленных   на профилактику   рецидива   правонарушений;   принимаются   меры   по   расширению   спектра образовательных услуг во внеурочное время, организации занимательного досуга. Привлечение детей к различным формам организованного досуга является более действенным механизмом профилактики правонарушений. В   кружках   и   секциях   занимается   34%,   состоящих   на   профилактическом   учете   в образовательном учреждении. Однако все эти занятия носят только общий профилактический характер и не имеют цели индивидуальной профилактической работы с каждым обучающимся.   Учитывая,   что   основными   задачами   профилактики   являются   предупреждение воровства,   выявление   и   устранение   причин   и   условий,   способствующих   этому,   а   также социально­педагогическая реабилитация лиц, находящихся в социально опасном положении, необходимо, чтобы несовершеннолетние, состоящие на учетах в ПДН   и ТКДН и ЗП, были максимально вовлечены во внеурочную деятельность, организуемую на базе образовательного учреждения. Однако сложилась ситуация, когда дети, склонные к девиантному поведению, как правило,   не   стремятся   посещать   кружки   и   секции,   отдавая   предпочтение   свободному времяпрепровождению. Данные   обстоятельства   говорят   о   необходимости   обучающихся   в   специально организованную   досуговую   деятельность,   которая   предполагает   разработку   и   внедрение инновационных   программ,   направленных   на   социальную   реабилитацию   и   коррекцию   с несовершеннолетними. Цель занятий ­   формирование   позитивных   психологических   установок, способствующих профилактике склонности к воровству у младших школьников. Задачи занятий: 1. активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую проблему; 2. актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников; 3. активизация процесса самопознания; 4. выработка адекватного отношения к себе и своим поступкам; 5. осознание младшим школьником значимости каждой личности и его роли в социуме. Целевая   группа,   на   которую   направлена   деятельность   Программы: несовершеннолетние, состоящие на учете в ТКДН и ЗП и ПДН, обучающиеся 1­2 классов. Ожидаемый   результат: в   результате   реализации   программы   мы   выясняем   причины склонности к воровству у младших школьников и можем проводить работу по предупреждению возникновения данного синдрома у младшего школьника. Принципы осуществления программы: 1.Гуманизма (принципы, определяющие общий характер отношений педагога и воспитанника ­ человек   является   главной   ценностью   со   всем   своим   внутренним   миром,   интересами, потребностями, способностями, возможностями; отношение к учащемуся как к личности); 2.Природосообразности  (максимальный   учет   возрастных,   половых   и   индивидуальных особенностей младшего школьника); 3.Культуросообразности  (при   проведении   занятий   принятие   во   внимание   условий   места   и времени,   в   которых   находится   ребенок;   принципы   определяющие   отношение   между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры). 4.Принцип наглядности; 5. Принцип достоверности. Формы организации деятельности: Индивидуальные и групповые (диагностические и консультативные беседы,     чтение книг,   просмотр   видеофильмов,   рисование,   сказкотерапия,   дискуссии,   анкетирование). Упражнения (проективные методики, анализ ситуаций, арттерапевтические).  Для увеличения эффективности работы в процессе всех занятий ребенок пользуется личной   рабочей   тетрадью,   в   которой   отведено   место   и   для   анализа   своего   опыты   и   для практического выполнения заданий на самих занятиях.   Условия осуществления программы:  Программа рассчитана на 9 занятий (1 раз в четверть) продолжительностью 30 – 40 минут. Средства необходимые для осуществления программы: учебный кабинет,  художественная литература, мультимедийное оборудование, маркерная доска. Технология реализации программы: Данная программа реализуется социальным педагогом совместно с педагогом­ психологом и классным руководителем. Программа предполагает следующие направления работы: ­социально­педагогическая и психологическая диагностика; ­ информационно­просветительская работа; ­ социально­профилактическая работа. Этапы реализации программы: I. Блок. Диагностический. Цель:   социально­педагогическая   профилактика   склонности   к   воровству   у   младших школьников как одно из направлений профилактики правонарушений. Задачи: ­ создать благоприятный микроклимат для обучающихся школы; ­ развить способности, творческую и социальную активности обучающихся; ­ воспитать духовно­нравственные ценности; ­ провести психолого­педагогическую работу по предупреждению правонарушений; ­ провести коррекционную работу с детьми девиантного поведения. Целью  диагностической работы с родителями  является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом,   сообщение   же   результатов   диагностики   всегда   осуществляется   индивидуально.   В диагностической работе с родителями (законными представителями) используются методики   тест­опросник социально­педагогической   диагностики   родителей: родительских   отношений   А.Я.   Варга   ­   В.В.   Столина   (ОРО);   опросник   анализа   анкета; семейного воспитания (АСВ). Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным   риском  формирования  различных   вредных  привычек  и   девиаций  поведения,  а также особенности аномального развития детей. Для   определения   социального   статуса   учащихся   используется  методика «Социальный   паспорт   класса»,   целью   которой   является   сбор   и   анализ   сведений   о социальном составе учащихся класса и школы. Для этого классным руководителем каждого класса заполнялся регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи. Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье применяется методика «Кинетический рисунок семьи». Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана  дает   богатую   информацию   о   субъективной   семейной   ситуации   исследуемого ученика. Его цель: выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показать, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил был использован  адаптированный   вариант   методики   «Диагностика   склонности   к отклоняющемуся   поведению»   А.Н.Орла, предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей.   целью   которой   является   выявление   II. Блок. Организационно ­ деятельностный. 1. Содержание занятий: Информационно­просветительская работа с родителями  имеет целью профилактику, предупреждение   возможных   нарушений   в   семейных   отношениях   и   семейном   воспитании. Направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие   негативных   отклонений   в   поведении   детей   и   подростков.   Формами   такой   работы являются   лекции,   семинары,   беседы,   тематические   родительские   собрания   с   привлечением специалистов (психологов, медицинских работников, юристов и др.). Информационно­просветительская   работа   с   обучающимися.   Вся   работа   педагогов строится на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.   Необходимо   формировать   у   ребенка   на   всех   этапах   его   развития   правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях. Информационно­просветительскую   форму   работы   по   профилактике   и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления: ­ социально­педагогические истоки возникновения отклонений в поведении; ­ правовые аспекты последствий отклоняющегося от нормы поведения; ­ социальные последствия аномальных привычек. На каждом из этих направлений социальный педагог привлекает для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов). Педагоги осуществляют профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Учителя формируют критическое отношение к реальной   действительности,   способствуют   выработке   правильной   личностной   позиции   в отношении различных жизненных ситуаций. В этой связи, важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдения общепринятых норм поведения. 2.   Социально­профилактическая   работа   включает   комплекс   активных воспитательно­педагогических мероприятий. При   разработке   социально­профилактических   мероприятий   социальный   педагог учитывает: ­   особенности   проявления   той   или   иной   вредной   привычки   у   ребенка,   социально­ культурные условия, при которых она сформировалась; ­ уровень общей осведомленности ребенка о последствиях проступка или девиации; ­ степень выраженности аномально­личностных проявлений. 3. Психокоррекционные мероприятия, направленные на профилактику детского  воровства. № п/п Тема занятия Форма организации Количество часов 1 2 3 4 5 Вводное занятие Полет и падение Хорошие и плохие поступки Правда и ложь Добрые дела диагностика, упражнение,   дискуссия, беседа,   обсуждение  беседа,   обсуждение, рисование упражнение, дискуссия, просмотр презентации чтение,   обсуждение, видеофильмов упражнение, обсуждение, беседа, игра       обсуждение, чтение, упражнение, просмотр   чтение, 1 1 3 2 2 III Блок. Итоговая диагностика Диагностика склонности младшего школьника к воровству. Исследование проводится по тем же показателям, что и во входной диагностике. Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье используется методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Для   определения   склонности   учащихся   к   преодолению   социальных   норм   и   правил используется адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей (Приложение   ). В результате использования данных методик определяется эффективность реализации программы. Критерии   эффективности   программы.   Данная   программа   является   элементом деятельности   по   социально­педагогическому   сопровождению   учебно­воспитательного процесса.   Основным   критерием   эффективности   программы   является   снижение   уровня склонности к воровству у младших школьников, а также могут учитываться отзывы родителей. Используемые Интернет ресурсы: http://www.edutarget.ru/sonics­60­1.html http://obraz.tmbreg.ru/files/prog/2013/Programma_Ne_ostupis.pdf https://festival.1september.ru/articles/652961/ Психокоррекционные занятия,  направленные на профилактику детского воровства Тема 1. Вводное занятие  1 занятие. Цель:   мотивация   обучающихся   к   активной   деятельности   на   занятиях;     первичная диагностика обучающихся.  Форма организации деятельности: беседа, диагностика, обсуждение. Средства: проективный рисунок, текст сказки, пословицы. 1. 2. Приветствие. Знакомство. Объявление цели занятий. Исследование   с   использованием   проективного   теста­сказки   «Медвежонок   – сладкоежка». Цель   исследования:   изучение   отношения   детей   младшего   школьного   возраста   к воровству. Детям зачитывается (рассказывается) текст: «Жил­был медвежонок. Он очень любил сладкое. Однажды утром медвежонок проснулся и очень захотел мёда. Он даже не дождался своей мамы и пошёл искать мёд сам. Медвежонок обошёл все ульи, но в них сидели пчёлы. Вдруг медвежонок увидел на поляне спящего медведя, а рядом с ним стоял его горшочек с мёдом…» В ходе эксперимента осуществляется  рассказывание сказки индивидуально каждому ребенку.   Затем   задается   вопрос:   «Как   ты   думаешь,   что   случится   дальше?»  Ответы   детей фиксируются. Работа по проективному рисунку. 3. Цель: выявить степень сформированости у детей младшего школьного возраста понятия о воровстве. Ход   эксперимента:  Детям      предлагается  рассмотреть   и   проанализировать проективный   рисунок.  Затем   задается  вопрос:   «Что   здесь   изображено?». фиксируются.    Результаты 4. Работа с пословицами (Красть – в беду попасть. Без спросу взял, да не сказал, так украл). ­ Внимательно прочитайте пословицу. ­ Выясните значение непонятных и устаревших слов и подберите слово, используемое в  настоящее время. ­ Выясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? ­ Подумайте, в какой житейской ситуации можно употребить пословицу. 5. Рефлексия эмоционального состояния (показ большого пальца вверх или вниз). 6. Окончание занятия. Тема 2. Полет и падение Занятие 2.   Цель:   сформировать   у   обучающихся   понятие   о   детском   воровстве;   подвести обучающихся к мысли о том, что понятия «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае совершения человеком воровства. Основные понятия: полет; падение; приятные и неприятные ощущения. Форма организации деятельности: беседа, упражнение, обсуждение, дискуссия. Средства: альбом для рисования, карандаши, фломастеры, авторучки. 1. Приветствие (способ придумывает группа, он используется на всех занятиях). 2. Знакомство с правилами поведения на занятиях и в тренинговых упражнениях. 3. Упражнение «Что такое полет?».  Социальный   педагог   ведет   беседу,   предлагая   детям   испытывать   ощущения   полета, создавая игровую ситуацию с учетом возраста:   Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет?   Кто   хотел   бы   полетать,   как   птицы?   Сделайте   это.   Кто   летал   на   самолете?   Какие ощущения при этом были? Представьте себя самолетиками, как вы летаете (можно создать экипажи). Обсуждение: какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья. 4. Упражнение «Что такое падение?». Социальный педагог продолжает беседу: Кто из вас падал? Расскажите, пожалуйста, каждый по кругу, в каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда зимой было скользко на улице. Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние; хотелось плакать и т. д.)? Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или   смерть)?   Человек,   получивший   увечье,   частично   или   полностью   теряет   способность трудиться, он становится инвалидом. Обсуждение:   падение   приводит   к   весьма   неприятным   ощущениям,   а   в   некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти. 5. Упражнение «Рисунок».  Детям предлагается за столами нарисовать в альбоме рисунок, как они представляют себе «полет» и «падение». Обсуждение:   в   кругу   каждый   ребенок   рассказывает   о   своем   рисунке,   который вывешивается на импровизированной выставке. Социальный   педагог   подводит   итоги.   Полет   почти   всегда   связан   с   приятными ощущениями. Полет можно повторить, например: человек неоднократно прыгает с парашютом. Полет ­ это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета ­ легкость, приподнятость настроения, удовольствие. Падение связано с потерей здоровья, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль после падения остается на длительное время. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга. 6. Упражнение «Что такое воровство?».  Задаются вопросы: что такое воровство? На что оно похоже? Почему тогда некоторые люди, которых называют (как?) ворами, совершают опасный для жизни поступок? Воры хотят постоянно   испытывать   ощущения   «полета».   Однако,   на   самом   деле   испытывают   ощущение боли как при «падении». Что   же   происходит   при   совершении   акта   воровства?   Вначале   вор   чувствует   себя хорошо, он как бы летит, называют эти ощущения «кайфом». Когда же человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, не хочет жить. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением акта кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение». 7. Завершение   занятия:   способ   прощания,   придуманный   детьми   и   постоянно повторяемый в конце занятия. Д/з нарисовать семью. Тема 3. Хорошие и плохие поступки (3 часа). Цель: сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки. Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; воровство ­ это плохой поступок. Форма   организации   деятельности:   упражнение,   обсуждение,   дискуссия,   просмотр презентации по рассказу Н.Носова «Огурцы», чтение главы «Наказание» из повести Гарина­ Михайловского   «Детство   Тёмы», О.Емельяновой «Мишуткин мячик».  сказка   М.   Шкуриной   «Плохой   поступок»,   сказка Средства: картинки с изображением разных поступков, книги, презентация Занятие 3. 1.Приветствие.  2.Обсуждение домашних рисунков «Моя семья».  Дети рассказывают о членах своей семьи. Рисунок позволяет предположить характер взаимоотношений между родителями и детьми. Показателями этого могут служить размеры действующих лиц, дистанция между членами семьи, цветовая гамма. Мрачные тона указывают на   психологическое   напряжение   ребенка,   неудовлетворенность,   возможно,   одиночество   в семье. Светлые тона говорят о благополучии, удовлетворении, спокойствии ребенка. Однако, цвета   на   рисунке   могут   быть   связаны   с   меняющимся   настроением,   поэтому   при   изучении рисунок важно учитывать рассказ самого ребенка.   3.  Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих».  К  занятию   следует   приготовить   картинки   с   изображением   разных   поступков.  Дети отвечают   на   вопросы   по   кругу,   можно   по   желанию.   Какие   поступки   бывают?   (Хорошие   и плохие).   Приведите   примеры   хороших   поступков.   Объясните,   почему   (чем)   они   хорошие. Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие. Делается вывод: поступки,   нарушающие   нормы   поведения,   принятые   в   обществе,   дома,   в   классе,   вредящие здоровью,   мешающие   другим   людям,   относят   к   плохим   поступкам.   Хорошие   поступки приносят пользу всем. 4. Просмотр и обсуждение презентации по рассказу Н.Носова «Огурцы». Обсуждение: – Что мы узнали о двух друзьях? – Как вы относитесь к поступку Павлика? – Какой Павлик? (Хитрый, неискренний) – Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.) – Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость?  Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну? – Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.) – Какие черты характера проявились здесь у Котьки? – Каким был дедушка­сторож? (Честным, трудолюбивым.) – В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”) – В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.) – Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему? Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок. 5. Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. 6. Завершение занятия.  Занятие 4. 1. Приветствие. 2. Упражнение «Плохой поступок».  Социальный   педагог   поясняет,   что   за   плохие   поступки   родители,   учителя   могут наказывать, при этом обязательно ученику разъясняют причину, чтобы связать этот поступок с неприятным ощущением. И тогда, желая впредь избежать неприятных ощущений, ребенок не захочет совершать плохих поступков. За плохой поступок можно попросить прощения. Чтение главы «Наказание» из повести Гарина­Михайловского «Детство Тёмы». Обсуждение: какой плохой поступок совершил герой? Как его наказали? Учащимся предлагается подумать и рассказать о каком­либо своем плохом поступке, который принес вред другим, и о котором они сожалеют? Педагог поддерживает каждого ребенка улыбкой, словом, поощрением за признание поступка плохим перед всеми. 3. Упражнение «Хороший поступок».  За хорошие поступки детей награждают, для того, чтобы связать хороший поступок с приятным ощущением. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок будет совершать хорошие поступки.   Очень   важно,   чтобы   ребенок   с   детства   научился   достигать   своих   целей, удовлетворять свои желания с помощью хороших поступков. Детям   предлагается   подумать   и   рассказать   каждому   по   очереди   о   своем   хорошем поступке,   который   принес   пользу   им   и   другим   людям.   Социальный   педагог   награждает высказавшегося   ребенка   разными   формами:   похвалой,   улыбкой,   поощрением,   удивлением, восхищением. Заключительная беседа. Социальный педагог предлагает ученикам вспомнить все, что они   знают   о   воровстве,   подумайте   и   ответьте:   почему   воровство   ­   это   плохой   поступок (приносит   вред   самому   человеку,   родным,   обществу)?   Помните,   воровство   приносит   вред людям, поэтому оно во всех без исключения странах мира! Завершение занятия. 4. Рефлексия деятельности (своего поведения)  «Дерево успеха» – зелёный лист – хорошие поступки, жёлтый лист – редко  нарушает дисциплину, красный лист – часто нарушает дисциплину.  5. Завершение занятия. Д/з контролировать свое поведение.  Занятие 5. 1. Приветствие. 2. Закрепление понятий «хороший поступок» и «плохой поступок».  Беседа: расскажите, какие хорошие дела вы сделали за последнее время? Вас за это хвалили? Приятно получать похвалу? Подвести беседу к тому, что люди должны совершать хорошие поступки не ради награды и похвалы, а просто так, от души. 3. Чтение и обсуждение сказки М. Шкуриной «Плохой поступок». 4. Чтение сказки О.Емельяновой «Мишуткин мячик». 5. Рефлексия   содержания   учебного   материала.   Обучающимся   надо   оценить  свою активность,   эффективность   работы   класса,   увлекательность   и   полезность   выбранных   форм работы.   Ребята   по   кругу   высказываются   одним   предложением,   выбирая   начало фразы   из рефлексивного экрана на доске: ­ было интересно… ­ было трудно… ­ я понял, что… ­ теперь я могу… ­ я почувствовал, что… ­ я попробую… ­ мне захотелось… 6. Завершение занятия. Тема 4. Правда и ложь (2 часа) Цель:   сформировать   у   учащихся   представление   о   человеке,   который   лжет,   и   о правдивом человеке; понимание того, что человек, который ворует, становится рабом. Основные понятия: свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от воровства. Форма организации деятельности: чтение, упражнение, обсуждение. Средства: книга со сказкой. Занятие 6. 1.Приветствие. 2. Упражнение «Правда ­ свобода, ложь ­ это рабство». Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда». Инструкция:   социальный   педагог   может   использовать   сказку   В.Н.   Даля   «Правда   и Кривда» в сокращенном варианте или заменить ее обсуждением темы «Правда и Ложь». Обсуждение: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»). Почему Правда  утверждает, что с Кривдой  весь  свет пройдешь,   да   назад   не   вернешься?   (Все   равно   рано   или   поздно   расплата   настигнет). Перечислите   поступки   Кривды   (стянула   у   прохожего   бумажник   и   платок,   обманула   всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги). Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму­разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.) Социальный   педагог   подводит   детей   к   выводу:   Ложь   иногда   в   выигрывает.   Но   со временем она обязательно проиграет. Ведь не зря говорится в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не лгал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, рано или поздно они об этом узнают. Лучше бы ученик признал свои ошибки, постарался их исправить, чтобы больше не повторять. 3. Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?». Обсуждение: почему старшие ребята перед взрослыми скрывают факт курения? факт употребления алкоголя? (Попадая в зависимость от курения, алкоголя, подростки скрывают, лгут себе и взрослым, потому что не осознают опасность и вредность психоактивных веществ). Важно   социальному   педагогу   отметить,   что   взрослые   обязательно   помогут   подростку отказаться от совершения противоправных поступков. Беседа. Социальный педагог поясняет, что, начав воровать, вор становится постепенно рабом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь воровать, что вор не может ни о чем другом   думать.   Чем   чаще   он   ворует,   тем   ему   сильнее   хочется   воровать.   «Ловушка» захлопывается. Теперь все поступки вора направлены только на добывание тех предметов, которые он выбрал для совершения актов воровства. Например, вор может часами бродить по городу, чтобы найти тот предмет, который хочет украсть, а когда найдёт его готов пойти на всё, что бы украсть. 4. Рефлексия эмоционального состояния  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. 5. Завершение занятия. Занятие 7. 1. Приветствие. 2.  Вы, конечно, видели на улице пьяного человека. Как он выглядит? Покажите, как он двигается, как выглядит. Обсуждение (алкоголик выглядит неопрятным, старым, нездоровым). Упражнение «Вор ­ тяжело больной человек». Воровство   разрушает   личность   человека.   Жизнь   подчинена   одной   цели:   быстрее украсть. Вор становится подобен наркоману, которому нужен наркотик, потому что он знает, если   вовремя   не   принять   очередную   дозу   наркотика,   то   наступает   «ломка».   Наркотики, убивают здоровье, укорачивают жизнь наркомана, а воровство убивает душу человека. Многие наркоманы умирают от передозировки наркотика, а воров садят в тюрьму. 3. Беседа   «Можно   ли   доверять   человеку,   который   лжет?   Можно   ли   быть другом вора?». Воры ­ несвободные люди, так как зависят от воровства. Вор постоянно готов обманывать, если это помогает ему добывать вещи, которые он ворует. Поэтому, если вдруг кто­то из ваших друзей начал воровать и говорить вам, что воровать можно попробовать ради любопытства или чтобы стать «взрослым», не верьте ни одному его слову. Человек, который лжет, не может быть другом. Воровство наказывается Законом. 4. Психокоррекционная сказка «Светофорчик» (коррекция лжи). 5. Рефлексия Акрослово: дайте характеристику на каждую букву слова ВОР (В – ветреный,   взбалмошный,   вздорный,   взрывной,     враждебный;   О   ­   озлобленный,   осторожный, отчаянный,   обидчивый,   осмотрительный;   Р   –   развязный,   раздражительный,   расчетливый, рисковый)   и   слова   ПРАВДА   (П   –   позитивный,   порядочный,   понимающий   преданный, приветливы, примерный; Р – радушный, разумный, рассудительный; А – аккуратный, активный; В   –   вежливый,   вдумчивый,   верный,   веселый,   воспитанный;   Д   –   добрый,   доверчивый, деликатный, дружелюбный, душевный). 6. Завершение занятия. Домашнее задание: нарисовать или сделать из пластилина, глины поделку «Правда».  Тема 5. Добрые дела (2 часа). Цель: сформировать у учащихся представление о добре и зле. Воровство ­ злое дело. Основные понятия: добро и зло, общение, чума. Форма организации деятельности: упражнение, чтение, обсуждение, беседа, игра. Средства: книга с рассказом, маски для игры, доска, ватман, фломастеры. Занятие 8. 1.Приветствие. 2. Упражнение «Что такое добрые дела?».  Чтение одного ­ двух рассказов К.Д. Ушинскогo: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук». Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел. Добро ­ все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек. Доброта как черта характера человека ­ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло ­ нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба ­ злость и недоброжелательность к кому­нибудь. 3. Беседа «Совершение воровства ­ это доброе дело или злое?».  Это не может быть добрым делом. Ведь воровство это болезнь такая же, как чума или наркомания.   Главная   цель   продавца   наркотиков   заключается   в   том,   чтобы   у   человека выработалось   желание   принимать   наркотик,   а   уже   потом   на   этом   желании   он   будет зарабатывать   деньги.   И   продавцы   пытаются   приобрести   себе   больше   «рабов»,   чтобы наживаться   на   их   беде.   После   приема   одной   или   нескольких   проб   наркотика   у   человека возникает   желание   принимать   его   вновь   и   вновь,   это   и   есть   начало   тяжелого   душевного заболевания ­ наркомании. Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель ­ болезнетворные микробы, у наркомании же микробами, которые заражают человека, являются «предложения попробовать наркотик». 4. Чтение   и   обсуждение   психокоррекционной   сказки   «Морская   свинка   Дуся» (коррекция воровства). 5. Рефлексия: ­ Над чем работали?  ­ Что нового узнали?  ­ Над чем нужно работать?  6. Завершение занятия. Занятие 9. 1. Приветствие. 2. Упражнение «Воры­микробы». Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «Воров­ микробов», предлагая всем попробовать украсть. Задача участников игры корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На доске (ватмане) записаны   фразы   отказа   от   воровства,   которые   обсуждаются   заранее,   или   предлагается тренером. После игры снимаются маски. Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от воровства? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от воровства можно назвать добрым делом? хорошим   поступком?   Сделанный   хороший   поступок   приносит   удовольствие,   настроение, остается в памяти. 3. Работа с пословицами (Лучше по миру собирать, чем чужое взять. Чужое взять –  своё потерять.). ­ Внимательно прочитайте пословицу. ­ Выясните значение непонятных и устаревших слов и подберите слово, используемое в  настоящее время. ­ Выясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? ­ Подумайте, в какой житейской ситуации можно употребить пословицу. 4. Рефлексия «Пожелания от учащихся».  5. Завершение занятия. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Заполните, пожалуйста, данные приведенные ниже. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА Классный руководитель: ФИО __________________________________________________  Класс _______ Количество учащихся _______   ФИО обучающегося __________________________________________________________ Дата рождения ____________________ Домашний адрес _____________________________________________________________ Родители: ___________________________________________________________________ Место работы: _______________________________________________________________ Образовательный уровень родителей (нужное подчеркнуть):  А ­ высшее; Б ­ средне специальное; В ­ среднее. Социальный статус родителей (нужное подчеркнуть):  А ­ интеллигенция; Б ­ рабочие; В ­ служащие; Г ­ частные предприниматели; Д ­ безработные. Учащиеся:  А ­ состоящие на учете в ПДН; Б ­ состоящие на учете в КДН; В ­ состоящие на ВШУ. Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях:  А ­ ведущих аморальный, асоциальный образ жизни; Б ­ с нарушенными взаимоотношениями; В ­ допускающих безнадзорность детей; Г ­ с жестоким обращением с детьми. Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите:  А ­ с низким материальным обеспечением;  Б – семьи­опекуны; В ­ многодетные семьи; Г ­ воспитывающие детей с ограниченными возможностями; Д ­ неполные семьи: 1) ­ мать; 2) ­ отец. Приложение 2. КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ Р.Бернса и С.Кауфмана Тест   «Кинетический   рисунок   семьи»   (КРС)   предоставляет   богатую   информацию   о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам   всей  семьи,  семейные  отношения,  которые   вызывают   тревогу   рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок  является результатом творческой   деятельности,   не   только   отражающим   восприятие   ребенком   своей   семьи,   но   и позволяющим ему анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения. Тест КРС состоит из двух частей — рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения   теста   ребенку   даются   стандартный   лист   бумаги   для   рисования   (формат   А­4), карандаш (твердость 2М) и ластик. Инструкция испытуемому:  «Пожалуйста, нарисуй свою семью так,  чтобы каждый член семьи и ты были чем­то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких­либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь». Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: • Кто изображен на рисунке и что делает каждый член семьи? • • Где работают или учатся члены семьи? Как в семье распределяются домашние обязанности? • Каковы   взаимоотношения   ребенка   с   отдельными   членами   семьи? В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.   Формальными   особенностями   рисунка   считаются   качество   линий   рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей Содержательными рисунка.     характеристиками   являются   изображаемая   деятельность   членов   семьи,   представленных   на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей. При интерпретации КРС основное внимание обращают на следующие аспекты: • анализ   структуры   рисунка   семьи   (сравнение   состава   реальной   и Нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); • анализ   особенностей   изображения   отдельных   членов   семьи   (различие   в   стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи); • анализ процесса рисования (последовательность рисования, коментарии, паузы,  эмоциональные реакции во время рисования) Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи. 1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми  находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто  показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической  близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между  отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними.  Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может  свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя в нижней части листа. Это может  указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще все го мебель. Это также  отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации. 3. Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализирует и разукрашивает  фигуру самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к  кому­либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто  использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения.  В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку. Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто в одном стиле изображаются отец и братья, в другом — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка. 4. отношениях Анализ   процесса   рисования   дает   богатую   информацию   не   только   о   семейных   работы. ребенка, вообще стиле но   и   его       о     Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать,   это  вполне  понятно   и   нормально. Психолог может успокоить ребенка, сказав, что в предложенном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи. Многочисленные   отговорки   некоторых   детей,   а   также   их   манера   прикрывать   рукой нарисованное,   могут   свидетельствовать   о   неверии  ребенка   в   свои   силы,   о   его   потребности   в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может указывать на эмоционально неоднозначное и даже негативное отношение ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком. Для   КРС   разработана   также   система   количественной   оценки. Выделяются пять симптомов: 1 2 3 4 благоприятная семейная ситуация;  тревожность конфликтность в семье;     чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации. 5 Чем   больше   сумма   баллов,   тем   ярче   выражен   тот   или   иной   признак.   Выраженность признака   оценивается   от   0   до   3   баллов.   Полученные   результаты   являются   основой   для психокоррекционной работы и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это «субъективно­ личностный аспект, либо имеются объективные причины в семье ребенка и т. д. Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи (КРС) Симптомокомплекс 1. Благоприятная  семейная ситуация 2. Тревожность Симптом 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке 3. Преобладание всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи 5. Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линии 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9. Другие возможные признаки 1. Штриховка 2. Линия основания – пол 3. Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей 8. Двойные или прерывистые линии 9. Подчеркивание отдельных деталей 10. Другие возможные признаки Балл 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1,2 3 0,1 0,1 0,1 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1 3. Конфликтность в  семье 4. Чувство  неполноценности в  семейной ситуации 5. Враждебность в  семейной ситуации 1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 4. Выделение отдельных фигур 5. Изоляция отдельных фигур 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания и рисунка 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий за спиной 11. Другие возможные признаки 1. Автор рисунка непропорционально маленький 2. Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5. Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 7. Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 2. Агрессивная позиция фигуры 3. Зачеркнутая фигура 4. Деформированная фигура 5. Обратный профиль 6. Руки раскинуты в стороны 7. Пальцы длинные, подчеркнутые 8. Другие возможные признаки 0,2 0,1 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 Бланк регистрации результатов оценки КРС Фамилия,имя ребенка__________________________________________ Дата рождения____________Дата эксперимента____________________ Сумма баллов по симптомокомплексам Благоприятная  семейная  ситуация Тревожность в  семье Конфликтность в  семье Чувство  неполноценности в  семейной ситуации Враждебность в  семейной  ситуации Приложение 3 Ответьте, пожалуйста, на вопросы опросника. Методика «Диагностики склонности к преодолению социальных норм  и правил» А.Н. Орла Цель методики: выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей. Опросник 1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. 2. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. 3. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы. 4. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. 5. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке "Если нельзя, но очень хочется, то можно". 6. Иногда я говорю неправду. 7. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. 8. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. 9. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям ­ это нормально. 10. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. 11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты. 12. Удовольствие ­ это главное, к чему стоит стремиться в жизни. 13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска. 14. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. 15. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. 16. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. 17. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. 18. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. 19. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по­настоящему проявить себя. 20. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. Ключи и процедура подсчета тестовых баллов Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодолению социальных норм и правил. Ключ: 1 (нет); 2 (нет); 3 (да); 4 (да); 5 (да); 6 (да); 7 (да); 8 (да); 9 (да); 10 (да); 11 (да); 12 (да); 13 (нет); 14 (да); 15 (да); 16 (нет); 17 (да); 18 (да); 19 (да); 20 (нет). Результаты: ­ 4 балла ­ низкий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил. ­ 15 баллов ­ средний уровень склонности к преодолению социальных норм и правил. ­ 20 баллов ­ высокий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил. Приложение 4. Данные исследование заносятся в таблицу Ф.И.О. Категория Занятость Внутрисемейн Уровень семьи учащихся в свободное время ые отношения склонности к преодолению социальных норм и правил у учащихся … … Приложение 5. Рекомендации родителям и педагогам, что делать в ситуации, если ребенок украл: 1. Не стоит реагировать слишком бурно. Чрезмерно суровое наказание только вызовет отчуждение   ребенка.   Следует   помнить,   что   дети   младше   шести   лет   не   достаточно   четко понимают суть воровства. 2. Анализ   ситуации   будет   полным   если   взрослый   сумеет   ответить   на   пять   основных вопросов:   «Что   произошло?   Где   и   когда   это   случилось?   С   кем   был   ребенок?   Почему   он украл?».  3. Необходимо объяснить ребенку понятие собственности, научить просить разрешения. Взрослым  следует  реагировать  одинаково  негативно,  когда  ребенок берет  разные  вещи  без спроса. 4. Постарайтесь поставить ребенка на место жертвы. Спрячьте его любимую игрушку и спросите, что он чувствует, справедливо ли это, что бы он сказал тому человеку, который это сделал. 5. Следует подробно расспросить ребенка о произошедшем. Если ребенок признается в том, что взял какую­либо вещь, похвалить его за чистосердечное признание, а потом объяснить последствия такого поступка. Если он отрицает свою вину, расспросить настойчивее. Однако если ребенок настаивает на том, что он не виноват, вам придется поверить ему.  6. После   выяснения   ситуации   нужно   потребовать,   чтобы   ребенок   извинился   перед жертвой   и   вернул   украденную   вещь.   Переговорите   предварительно   с   ее   хозяином,   чтобы ребенку простили содеянное. Если вещь испорчена, ее следует компенсировать деньгами,   за счет трат на удовольствия и развлечения. 7. Если ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его специалисту. В некоторых случаях используется специальный дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.          Для того чтобы случаев детского воровства не происходило, требуется соблюдать правила  его профилактики:  Самая   простая   мера   профилактики   ­   не   провоцировать   ребенка,   хранить   деньги   и ценности в специальном месте, не разбрасывать их.  Важно, чтобы у ребенка был опыт обладания собственностью. Следует четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.  Родители сами должны подавать детям пример честности своим поведением, даже в мелочах не позволяя себе присваивать чужое.

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства у обучающихся уровня начального общего образования

Программа Профилактика склонности воровства  у обучающихся  уровня начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017