Муниципальное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение
«Злоказовская средняя общеобразовательная школа Кусинский район»
Рассмотрена на _____________________ протокол № __ от «___»___ 2016 г.
|
Утверждаю Директор МБОУЗСОШ ____________Устюгова Т.А. Приказ № «__» __ 2016 г. |
Программа профильной смены
«Радуга творчества»
с. Злоказово 2016 г.
Пояснительная записка.
« Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни» И.Д. Лушников
|
Одно из условий воспитания школьников – приобщение их к истории своей страны, к её культуре, народным традициям, ко всему тому, чем должны гордиться и что должны приумножать.
Давно известна мысль о том, что любим мы, как правило, то, что лучше всего знаем. Значит, любовь к своей стране должна начинаться с изучения ее истории, традиций, культурного наследия.
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это осмыслить и почувствовать её эстетические принципы.
Родная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, и приобщение к её истокам поможет повысить уровень развития художественно- творческих способностей.
Основной задачей профильной смены «Народное творчество» будет проведение бесед и мастер-классов, направленных на развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
В программе делается акцент на те ценности, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным детям.
Среди них необходимо выделить:
· ценность Родины, родной земли;
· ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
· ценность добра, взаимопомощи и сопереживания;
· ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;
· ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.
Нормативно-правовые документы
Программа «Радуга творчества» разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
· Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
· Конвенции ООН о правах ребенка;
· Конституции РФ;
Цели и задачи программы
Цель программы:
Развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· расширить представления школьников о родной культуре;
· воспитать любовь и уважение к родной культуре;
· дать возможность раскрытия творческих способностей.
Участники программы
· девочки МБОУ Злоказовской СОШ от 11 до 13 лет;
· педагоги МБОУ Злоказовская СОШ.
Сроки действия программы
Программа краткосрочная, действие её рассчитано на одну лагерную смену продолжительностью 18 дней со 4 по 25 июня 2016 года.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный этап
Основные виды деятельности на данном этапе:
- разработка программы;
- подготовка школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- подготовка методического материала;
- отбор кадров для работы в профильной смене;
- составление необходимой документации ;
- презентация программы профильной смены на педагогическом совете, родительском собрании.
2. Организационный этап
Основными видами деятельности на этом этапе являются:
-встреча детей, проведение диагностики по выявлению творческих способностей;
- запуск игровой модели «Радуга творчества»;
- знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности смены.
3. Основной этап
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел.
4. Заключительный этап
- анализ результатов работы, проделанной в рамках настоящей программы;
- обобщение результатов;
- выработка перспектив деятельности;
- составление итоговой диагностики по аналитическому материалу.
Содержание деятельности.
«Радуга творчества» представляет собой профильную лагерную смену во время которой вся деятельность будет направлена на приобщение к миру родной культуры, народному творчеству в доступной занимательной форме.
Ежедневно проводится утренняя линейка – «Утренняя Заря», на которой происходит перекличка присутствующих, сообщается план на текущий день.
Итоги подводятся на вечернем сходе «Вечерняя Заря». На «Вечерней Заре» происходит обсуждение результатов, организуется мини-выставка.
Вся деятельность в период профильной смены будет осуществляться с учётом трёх видов деятельности:
☼ Познавательной
☼ Творческой
☼ Деятельности, направленной на здоровый образ жизни
Познавательная деятельность включает в себя следующие мероприятия:
1.«Русские посиделки» (беседы – пятиминутки). Знакомство с историей, традициями.
2. Мастер-классы по темам.
Творческая деятельность.
1.Изготовление поделок.
2.Организация выставок.
Деятельность, направленная на здоровый образ жизни.
1.Разучивание подвижных народных игр
2. Техника безопасности
3. Физкультминутки, разминки.
Механизмы реализации программы.
Режим дня
Вся деятельность профильной смены подчинена режиму, соблюдение которого – залог успешного отдыха и творчества.
Режим дня
Профильная смена
«РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»
08.30 – 08.45 - Сбор детей
08.45 - 09.00 - «Утренняя заря» (планерка, инструктаж по технике безопасности)
09.00 – 09.20 – «Русские посиделки» (беседа по теме мастер-класса)
09.20 – 09.50 – Мастер-класс
09.50 – 10.00 – Динамическая пауза
10.00 – 10.20 – Завтрак
10.20 – 10.50 – Мастер-класс (продолжение)
10.50 - 11.00 – Динамическая пауза
11.00 – 12.10 – Мастер-класс (продолжение)
12.10 – 12.30 – Обед
12.30 – «Вечерняя заря» (подведение итогов, мини-выставка)
Уход детей домой
План работы профильной смены
«Радуга
творчества»
1 день 4 июня |
День открытия смены. 1. Знакомство с планом профильной смены. 2. Обустройство рабочего места. 3. Беседа «Русские посиделки» |
2 день 6 июня |
День вышивки «Русские посиделки»- «Символы в народной вышивке» Мастер-класс «Вышивка крестом» |
3 день 7 июня |
День веретена. «Русские посиделки»- «Богиня Макошь» Мастер-класс «Прядение» |
4 день 8 июня |
День сказки. «Русские посиделки»- «Колобок» Мастер-класс «Валяние из шерсти - Колобок» |
5 день 9 июня |
День блинов. «Русские посиделки»- «Комоедица» Мастер-класс «Выпечка блинов» |
6 день 10 июня |
День игрушки. «Русские посиделки» - «Мир славянской игрушки» Мастер-класс «Изготовление кукол-оберегов» |
7 день 11 июня |
День папоротника. «Русские посиделки»- «Перунов цвет» Мастер-класс «Бисероплетение» |
8 день 13 июня |
День фольклора «Русские посиделки»- «Обрядовые песни» Мастер-класс « Фольклорные песни» |
9 день 14 июня |
День клубочка «Русские посиделки»- «Клубок в русских сказках» Мастер-класс «Вязание на линейке» |
10 день 15 июня |
День гончарного ремесла. «Русские посиделки»- «Гончарное ремесло» Мастер-класс «Лепка из солёного теста» |
11 день 16 июня |
День росписи. «Русские посиделки»- «Мезенская роспись» Мастер-класс «Роспись изделий из солёного теста» |
12 день 17 июня |
День ремёсел. «Русские посиделки»- «Лапти» Мастер-класс «Плетение лаптей из газетных трубочек» |
13 день 18 июня |
День
душистых трав. Мастер-класс «Плетение из сена» |
14 день 20 июня |
День ткацкого ремесла. «Русские посиделки»- «Ткачество на Руси» Мастер-класс «Поясок» |
15 день 21 июня |
День Жар- птицы. «Русские посиделки»- «Жар-птица» Мастер-класс «Лоскутная техника» |
16 день 22 июня |
День хоровода. «Русские посиделки»- «Бог Хорс» Мастер-класс «Хороводы» |
17 день 23 июня |
День узоров «Русские посиделки»- «Дивное узорочье» Мастер-класс «Вязание крючком» |
18 день 24 июня |
День закрытия смены. «Русские посиделки» «Ярмарка» - мероприятие, посвящённое закрытию профильной смены. |
Условия реализации программы:
1. Научно-методическое обеспечение:
- программа
- план работы на смену
- разработки мастер-классов
-
разработки «Русских посиделок»
2.Материально-техническое обеспечение:
- ноутбук,
- проектор,
- оборудование и инструменты для мастер-классов.
3. Кадровое обеспечение:
- Педагоги – организуют мероприятия в соответствии с планом, составленным на смену,
- Технический персонал – обеспечивает чистоту и порядок в помещениях школы.
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
• повышение уровня этнокультурной компетентности (анкета на начало смены и на конец смены)
• эмоциональная разгрузка и снятие напряжения после учебного года («Экран настроения»)
• развитие творческих талантов детей и повышение творческой активности каждого ребенка (критерии оценки – участие в мастер - классах, выставки творческих работ);
Список литературы:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.В., Кипарис – 2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. – М: ВАКО, 2007.
4. Марфина С. В. Летний лагерь от А до Я – Ярославль: Академия развития, 2007
5. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.
6. Агапова И. А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето. Сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах – Учитель, 2008.
7. Агапова И. А., Давыдова М. А. Фольклорные праздники в школе. Сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах – Учитель, 2012.
8. Вера Пашнина Жили-были, хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах – АСТ, 2007
Приложение
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОДРОСТКА РАБОТОЙ ЛЕТНЕЙ ПРИШКОЛЬНОЙ СМЕНЫ
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале (обвести кружком цифру):
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в лагерь с радостью.
4 3 2 1 0
2.
В пришкольном лагере у меня обычно хорошее настроение.
4 3 2 1 0
3.
У нас хороший воспитатель.
4 3 2 1 0
4.
К нашим воспитателям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации.
4 3 2 1 0
5.
У меня есть любимый педагог в лагере.
4 3 2 1 0
6.
В лагере я могу всегда свободно показать свои возможности.
4 3 2 1 0
7. Я считаю, что в нашем пришкольном лагере созданы все условия для развития моих способностей.
4 3 2 1 0
8. У меня есть любимые лагерные мероприятия.
4 3 2 1 0
9. Я считаю, что в лагере очень весело и интересно.
4 3 2 1 0
10. Когда смена закончится, я буду скучать по лагерю.
4 3 2 1 0
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ЛЕТНЕЙ ПРИШКОЛЬНОЙ СМЕНЫ
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Лагерь, который посещает наш ребенок, полностью устраивает нас.
4 3 2 1 0
2. В пришкольном лагере наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.
4 3 2 1 0
5. В отряде, в котором находится наш ребенок, хороший воспитатель.
4 3 2 1 0
6. Достижения нашего ребенка достойно оцениваются.
4 3 2 1 0
7. Наш ребенок имеет возможность проявлять свои способности.
4 3 2 1 0
8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
9. В лагере проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
10. В лагере наш ребёнок имеет возможность заниматься спортом.
4 3 2 1 0
11. Пришкольный лагерь способствует формированию достойного поведения нашего
ребенка.
4 3 2 1 0
12. Педагоги, работающие в лагере, создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Методика обработки
анкет:
1. Высчитывается средний балл удовлетворённости каждого участника.
2. Полученные результаты плюсуются, и
их сумма делится на количество участников анкетирования. Получаем показатель
удовлетворённости – У.
Если У≤ 2, то это свидетельствует о низкой степени
удовлетворенности
Если У≥ 3, то это свидетельствует о высокой степени удовлетворенности
Если У>2, но<3, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.