Программа профильных групп ШБиВ "Соболь"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 07.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа специально разработана для профильных групп. Сначала в нашей сельской школе существовала отдельная группа, которая занималась туризмом, изучала навыки альпинизма и т.д. Ребята сами придумали название - "Соболь" (ШБиВ - Школа Безопасности и Выживания "Соболь"). А потом решили создать профильные группы, которым дали название - профильные группы ШБиВ "Соболь". Занятия проходят после обеда, по особому расписанию. Возраст учащихся - 2-11 классы. Все учащиеся очень довольны такими занятиями.
Иконка файла материала программа профильных групп ШБиВ Соболь.doc
«Умение рождает уверенность.  Уверенность вытащит из любой,  самой экстремальной ситуации»                                                                   Девиз ШБиВ «Соболь» Положение о профильных группах ШБиВ «Соболь». Пояснительная записка     «Увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций  техногенного и природного характера влекут за собой материальные людские  потери нередко сопоставимые с потерями в вооружённых конфликтах, делают крайне актуальной проблему обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации в природно – техногенной и экологической сферах». Концепция Национальной безопасности России.     В основе выживания лежат простые вещи: ваша психологическая  подготовка, одежда, которую вы носите, и всё, что берёте с собой. Чтобы  выжить, вам необходимо овладеть искусством выживания, особенно  психологическим его аспектом, поскольку от этого, в конечном счёте, и  зависит, останетесь вы в живых или погибните.      Чтобы выжить, вам необходимы навыки выживания, но только они одни вас не спасут. Прежде всего, вам нужно правильное отношение к ситуации. Все  знания в мире теряют свою ценность, если у вас не будет воли к жизни.     Воля к жизни есть основополагающий фактор в пиковой ситуации.  Известно, что разум может сдаваться быстрее тела, но с установкой на  выживание человек обретает огромные возможности выкарабкаться.     Независимо от того, в какой сложной ситуации вы оказались, помните – у  вас есть необходимые ресурсы, чтобы преодолеть любые трудности. Это ваша  сила духа и ваши физические возможности. Заставьте их эффективно  работать на себя – и вы добьётесь прекрасных результатов. Современное  бюрократическое общество избавляет человека от ситуаций, в которых  необходимо принять критическое для жизни решение. Практически все  решения, которые мы принимаем, повседневны и банальны. Инициатива  чахнет, и большинство людей склонны к пассивному, почти овечьемусозерцанию. Однако, попав в нештатную ситуацию, вы обязаны будете  действовать независимо, абсолютно самостоятельно принимать все решения.  Результатом пассивности, ничего неделанья, скорее всего, будет ваша гибель.  Альтернативой же является взятие ситуации под свой контроль и – долгая  жизнь. Что вам больше нравится?     Помочь подростку ответить на этот вопрос призвана деятельность Школы  безопасности и выживания в экстремальных ситуациях «Соболь». А для  охвата её деятельностью как можно большего количества подростков  создаются профильные группы среди учащихся 2­11 классов МАОУ  Улётовская СОШ. Общие положения. 1. Настоящее положение регламентирует деятельность МАОУ Улётовская СОШ с государственными и общественными органами и организациями  по подготовке групп учащихся школы по программам «школа  безопасности», «Юный спасатель» и военно­патриотического  воспитания. 2. В профильных группах осуществляется общеобразовательный процесс в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного)  общего образования и дополнительные образовательные программы (во  внеурочное время). 3. Цель и задачи: 3.1. Главная цель – воспитание человека, способного смело, грамотно  3.2. и уверенно действовать в любых экстремальных ситуациях. Задачи:  Обучения: сформировать у учащихся прочные знания,  умения и навыки по общеобразовательным предметам, в  вопросах жизни и работы в новых условиях; участвовать и  организовывать проведение поисково­ спасательных работ,  ориентироваться на местности, обеспечивать безопасность,  оказывать само и взаимопомощь, осуществлять само и  взаимоконтроль за физическим и психологическим  состоянием в экстремальных ситуациях.  Воспитания: сформировать у подростков творческий  потенциал и навыки здорового образа жизни, сознательного  отношения к вопросам личной и общественнойбезопасности, высоких идей гражданского общества,  верности славным ратным и трудовым традициям России.  Развития: развитие жизненного кругозора подростков,  развитие алгоритмического мышления в области  применения полученных теоретических и практических  знаний и навыков действий в экстремальных ситуациях, в  выработке собственных способов выхода из аварийных и  чрезвычайных ситуаций. 4. Профильные группы занимаются во внеурочное время с учётом опыта и  учебно­ материальной базы ШБиВ «Соболь», деятельность которой  направлена: ­ на работу с детьми и подростками 2­11 классов, т.е. на возраст, в  котором формируется и воспитывается всё самое хорошее и плохое; ­ на заполнение вакуума безделья, охватившего достаточно большую  часть подростков, разумным риском и подготовкой к самостоятельной  жизни в социуме и природе; ­ на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией; ­ на формирование устойчивого интереса к истории России, нравам и  обычаям её народов; ­ на организацию и проведение занятий по допризывной физической  подготовке, спорту, туризму. Участники образовательного процесса. 1. Участниками процесса профильной подготовки являются: Администрация  МАОУ Улётовская СОШ, педагогические работники, куратор профильных групп, инструкторы краевых органов и организаций, учащиеся и их  родители (лица, их заменяющие). 2. В рамках реализации профильной подготовки: ­ проводятся теоретические и практические занятия по темам изучаемого  курса; ­ проводится индивидуальная работа с одарёнными детьми; ­ проводятся школьные, районные и краевые соревнования; команды ШБиВ «Соболь» принимают участие в краевых, межрегиональных туристических, спортивных, военно­патриотических соревнованиях и слётах;  организуются и проводятся летние палаточные спортивно­туристические  лагеря, зимние сборы, всесезонные походы и экскурсии. 3. В процессе реализации учебного плана создаются разновозрастные и  разнополые группы учащихся. Особое внимание уделяется работе в каждой  группе и в целом в ШБиВ «Соболь» по формированию сплочённогоколлектива и воспитанию качеств юного спасателя: умение распознавать  различные эмоциональные состояния людей и адекватно вести себя в данной  ситуации, способность к сопереживанию, состраданию и инициативной,  действенной помощи нуждающимся, преодолению своих слабостей и страхов,  умению дружно работать в группе. 4.Включение в профильные группы осуществляется по заявлению родителей  (лиц, их заменяющих) детей, способных по состоянию здоровья переносить  дополнительные физические нагрузки. 5. Администрация МАОУ Улётовская СОШ заключает договоры, соглашения  на оказание учебной, учебно­материальной помощи в проведении  практических занятий, занятий мастер­класса с ГУ МЧС по Забайкальскому  краю, ГУ «Поисково­спасательная служба Забайкальского края», Краевым  центром туризма и другими краевыми организациями, а также с родителями  обучающихся по оплате проезда, проживания и проведения мастер­класса  приглашаемых специалистов, проезда в г. Читу обучающихся для занятий в  бассейне и на специальных площадках. 6. на всех этапах обучения каждый преподаватель, инструктор обязан уделять особое внимание соблюдению мер техники безопасности. Каждый случай  нарушения мер безопасности должен быть замечен и разобран. 7. Родители обучающихся имеют право присутствовать и помогать в  проведении любых видов занятий изучаемого курса, контролировать  физическое и психическое состояние своего ребёнка, информировать  руководство школы обо всех случаях нарушения требований мер  безопасности, ухудшение физического или психического состояния ребёнка,  морального климата в группе и ШБиВ «Соболь», получать информацию от  должностных лиц о состоянии здоровья, поведении обучающегося, степени  усвоения им учебных программ, а также о взаимоотношениях в коллективе,  помогать в создании и совершенствовании учебно­материальной базы. 8. Обучающийся имеет право в урочное и неурочное время носить единую для  ШБиВ «Соболь» форму одежды, приобретаемую за счёт средств родителей. 9. По заявлению родителей и желанию учащегося последний имеет право  прекратить занятия в ШБиВ «Соболь». 10. Администрация МАОУ Улётовская СОШ, руководство ШБиВ «Соболь»  имеют право в одностороннем порядке исключить учащегося из профильной  группы за систематические пропуски занятий, за грубое нарушение мер  техники безопасности, за грубое нарушение правил поведения на занятиях и в  коллективе, за невыполнение требований руководителя занятий.Структура проведения занятий. Понедельник – пятница: 1. До 14­00 – учебные занятия и обед 2. 14­00 – 15­00 – кружки, секции по интересам учащихся 3. 15­00 – 16­00 – час самоподготовки (выполнение домашних заданий,  подготовка к урокам завтрашнего дня) 4. 16­00 – 18­00 – занятия по профилю Суббота, воскресенье: соревнования, комплексные занятия на природе,  выезды в г. Читу для занятий на специальных площадках. Прогнозируемые результаты. Учащийся должен знать:  Причины, последствия и характер протекания ЧС природного,  техногенного и социального характера;  Правила хранения и эксплуатации оборудования, применяемого при  ПСР;  Правила и инструкции по технике безопасности;  Правила, приёмы и последовательность выполнения ПСР;  Приёмы, методы и способы поиска пострадавших;  Время безопасного пребывания человека в ЧС;  Методики и приёмы определения состояния пострадавших и сложности  травм;  Приёмы оказания доврачебной помощи;  Приёмы оказания самопомощи и само спасения;  Основы выживания в неблагоприятных условиях;  Правила организации временных лагерей, привалов;  Способы и методы извлечения пострадавших из воды, из­под снега,  селей, завалов, снятия с льдин;  Основы психологии и педагогики;  Способы восстановления;  Правила взаимодействия;  Примеры выживания из истории России. Учащийся должен уметь: Подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления,  держать их надлежащем состоянии, владеть навыками и приёмами  эксплуатации;  Оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;  Рационально и безопасно строить свою работу;  Проводить поиск пострадавших с использованием, как подручных, так и специальных средств;  Оказывать доврачебную помощь пострадавшим;  Оказывать самопомощь;  Осознавать степень риска;  Выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;  Плавать, пользоваться аквалангом;  Ориентироваться на местности;  Выживать в ЧС;  Организовывать эвакуацию пострадавших из опасной зоны;  Выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия  эмоциональных нагрузок;  Работать в условиях личного риска;  Работать в изменяющихся условиях природного характера;  Работать на пределе физических и эмоциональных возможностей  человека;  Оказывать психологическое воздействие на пострадавшего,  предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;  Быстро восстанавливаться;  Защищать себя и слабого от физического воздействия (владеть  навыками рукопашного боя). Учащийся должен овладеть навыками:  Длительное время выполнять однообразные движения при наличии  больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих  позах;  Быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а  также при наличии реальной и потенциальной опасности;  Самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с  темпом работы других спасателей;  Адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;  Одновременно наблюдать за несколькими предметами и их частями; Переносить значительные кратковременные физические и нервно­ эмоциональные нагрузки, быстро переключать внимание, быть готовым  воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;  Соизмерять свои силы с предстоящей работой;  Определять расстояние между предметами;  Переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального  напряжения;  Быстро и чётко совершать действия и сохранять устойчивость  двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в  условиях дефицита времени;  Подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время  суток;  Обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой,  самообладанием, ответственностью и коллективизмом;  Согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;  Выполнять работы безопасно;  Накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;  Быть готовым к взаимопониманию, состраданию;  Быть готовым к защите и обороне себя, окружающих и России. Финансирование. 1. Питание учащихся (завтрак, обед), оплата проезда и питание в дни  работы на специальных площадках в г. Чите, пошив единой формы  обучающихся – за счёт средств родителей; 2. Оплата работы учителей, занимающихся с детьми в часы  самоподготовки и профильной подготовки из стимулирующей части (4­ 5 баллов); 3. Организация соревнований, призовой фонд – из средств спонсоров.