Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.Программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение
детский сад № 1 с. Заветное
ПРОГРАММА
по развитию творческих способностей детей через инновационные
дизайнерские технологии и нетрадиционные техники
изобразительной деятельности
«Пространство света»
Разработчик: воспитатель; Савченко Т.Ю.
2017 годСодержание рабочей программы
1.Целевой раздел рабочей программы .................................................................3
1.1 Пояснительная записка......................................................................................3
1.2 Актуальность рабочей программы...................................................................4
1.3 Цель и задачи
программы……………………………………………………………. ……….. 5
2. Содержательный раздел рабочей программы……………………………...8
2.1 Тематическое планирование ( средняя возрастная группа)…......................8
2.2 Тематическое планирование ( старшая возрастная группа)..........................9
2.3 Тематическое планирование ( подготовительная группа)….......................11
2.4 Деятельность с родителями............................................................................13
2.5 Успешность детей демонстрируется через....................................................13
3. Организационный раздел рабочей программы……………………………14
3.1 Материально – техническое обеспечение программы…………………….14
3.2 Результаты освоения программы……………………………………………141. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов.
Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью,
буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети
очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада,
окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей
формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются
их способности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития у детей
продуктивной деятельности, в ней ребенок может выразить свое отношение к
окружающему миру.
Современному обществу необходим человек с широким спектром
способностей, развитыми индивидуальными качествами личности, это же
отражено в ФГОС ДО. Одно из первых мест в ряду целей образовании
принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для
того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них
реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал,
основой которого является творческое воображение.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития
детского изобразительного творчества не случаен. Эти техники рисования
помогают развивать ребенка всесторонне, способствуют развитию детской
художественной одаренности. Нетрадиционные техники рисования
разрабатывали такие исследователи как Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М.
Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли
доказать, что нетрадиционные техники рисования необходимы для развития
дошкольников.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию,
когда изображение получается не в результате использования специальных
изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Часто ребенкунеизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату
и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности,
стимулируют деятельность воображения.
Следовательно, создавая условия для спонтанного рисования (развивая
умения ребенка создавать изображения нетрадиционными техниками) может
способствовать развитию творческих способностей детей; может стимулировать
положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное
настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с
процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют
повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря
тому, что в эти занятия включен процесс выбора материала и техники, близкий
игре.
Содержание программы снабжает ребенка большим объемом доступной
информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает
ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического, наглядно
образного мышления, способности устанавливать причинноследственные связи,
умения делать выводы. Система занятий построена с учетом последовательности
и системности.
Программа " Пространство света"в МБДОУ д\с №1 обусловлена
необходимостью овладения детьми языка искусства как средства чувственной и
духовной ориентации ребёнка в окружающем его мире природы и человеческой
культуры, обретения свободы и удовольствия творчества.
1.2 Актуальность программы
Изобразительная деятельность это особое образное познание ребёнком
окружающего мира. Его основой является постепенное погружение детей в мир
искусства. В нашу эпоху кризиса односторонне рационалистического
направления образовательной системы взоры многих обратились в сторону
искусства. Но, к сожалению, инерцию логического подхода к постижению
окружающего мира пока удаётся преодолеть немногим. Это касается не только
естественнонаучных областей знаний, но и области так называемого приобщения
ребёнка к искусству. В педагогике искусства сохраняется по прежнему
информативный подход, только теперь сухие сведения о жизни и деятельности
художников, композиторов, музыкантов заменяется на информацию образно
эмоционального содержания произведений искусства самого общего характера.
Остаётся невостребованным основное, то, без чего искусства быть не может,
что определяет искусство как игру, чувственное отражение мира: 1) факттворчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира;
2) личность высказываемого, индивидуальность взглядов на мир. Подводя итог,
можно сформулировать проблему так: введение ребёнка в мир искусства
происходит неадекватными природе искусства средствами.
Стали появляться методики, новые тенденции которых можно
сформулировать так:
рассмотрение того или иного вида искусства как особого языка, особой
системы, осознание необходимости создания программ, способствующих
непосредственному введению детей в знаковую ситуацию, что обеспечило бы в
дальнейшем адекватное восприятие произведений искусства;
стремление к синтезу различных видов искусства, их взаимодополняемости;
ориентация на дошкольный возраст как наиболее благоприятный в плане
развития восприятия ребёнка средствами искусства;
опора на игровую деятельность ребёнка как превалирующую в этих возрастных
границах. Определив эти направления, педагогика искусства встала перед новой
проблемой: как практически осуществить новые идеи.
1.3 Цель данной Программы систематизировать и адаптировать для детей
дошкольного возраста различные приёмы и методы изобразительной
деятельности, сформировать у ребёнка творческие способности, развивающие
воображение и фантазию. Занятия помогут развит у детей художественный вкус,
наблюдательность, зрительную память, ручную умелость. научат видеть
прекрасное в искусстве, природе.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Развивающие ( постепенное воспитание умения видеть в окружающем
потенциальное средство выражения художественных замыслов);
2. Обучающие ( знакомство детей с художественными терминами, жанрами,
традициями, направлениями, новыми видами и приёмами в изобразительной
деятельности);
3. Воспитательные ( формирование положительных эмоций ко всему красивому,
обогащение внутреннего мира ребёнка яркими впечатлениями, развитие
эстетического вкуса);
4. Практические ( развитие техники рисования, обучение необходимым
художественным навыкам и умениям, накопление опыта презентации
собственных произведений и участия в выставках).
Содержание программы является:1. Результатом практической работы автора;Савченко Т.Ю.
2. Использованием методик педагогов преподавателей изобразительной
деятельности ( Г. С. Швайко, А.А. Мелик Пашаева, З.Н. Новлянской, О.
Сусловой, Н. Басиной, Т.В. Королёвой, И.А. Лыковой ) и их адаптация к
региональному компоненту и условиям деятельности МБДОУ. д/с №1
Процесс изодеятельности предполагает знакомство детей с современным
искусством, признанным научить не только применять, но и преобразовывать ,
комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать при этом
относительно новые образцы.
Отдельными блоками в содержании программы идёт знакомство детей с
нетрадиционными видами и техниками рисования ( монотипия, граттаж.
рисование блопенами, использование техники " декупаж", рисование с помощью
ниток, сыпучими материалами), использование в процессе образовательной
деятельности техник квиллинга, аппликации, декупажа, коллажа. В работах
широко применяются природные материалы, современные изобразительные
средства (клей с блёстками, витражные краски, акриловые и анилиновые
красители, скульптурный пластилин и т.д.).
1.4 Задачи программы
1. Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления как основы
творческой деятельности;
формирование чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов;
расширение эмоционального опыта;
формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их
свойствах на основе природного и нетрадиционного материалов.
2. Создание условий для обретения возможности свободного вхождения в
пространство произведения искусства, способности личностно воспринимать
материал искусства:
формирование отношения к звуку, цвету, линии, форме как к игровому
материалу;
развитие способностей к построению ассоциативных аналогий между образами
действительности и художественными образами.
3. Знакомство с творчеством современных художников:
реализация ребёнком своих ощущений, чувств, образов в материале по законам
искусства,
словесное выражение своих переживаний и ощущений.4. Введение в детскую деятельность элементов регионального компонента:
изучение истории искусства и народных промыслов.
5. Обучение работе с нетрадиционными изобразительными материалами (картон,
различные виды бумаги, фетр, плёнка, мех и т.д.)
1.5 Принципы программы
сочетание научной обоснованности и практической применимости
от простого к сложному
принцип синтеза различных видов искусств
принцип интеграции образовательных областей
режиссура построения игровой ситуации, в которой возможно получение
собственного опыта ребёнка
технология развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга
принцип анализа учебного материала
1.6 Планируемые результаты
1. У детей сформирован интерес к эстетической стороне окружающей
действительности.
2. Удовлетворена потребность у детей в самовыражении через развитие
продуктивной деятельности.
3. Дети приобщаются к изобразительному искусству в процессе воспитания и
обучения.
4.Родители проявляют осознанный интерес и активно участвуют в творческой
деятельности ребёнка.
Методы изучения результативности:
продукты детской деятельности
анкетирование родителей
наблюдение за развитием ребёнка в различных видах художественной
деятельности
проведение тематического мастер класса для родителей
2. Содержательный
2.1 Тематическое планирование по изобразительной деятельности в среднейвозрастной группе
( 45 лет)
Возрастные особенности детей
У детей от 4 до 5 лет изобразительная деятельность получает значительное
развитие. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое
изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа
волос. Совершенствуется техническая сторона изодеятельности. Дети могут
рисовать основные геометрические фигуры.
Развитие продуктивной деятельности
продолжать знакомить детей с контурным изображением
расширять знания о геометрических формах
формировать композиционные умения
обучать использованию в рисунке одного из предложенных вариантов
расположения персонажей
учить передавать в рисунке изменения вида природы в зависимости от времени
года
развивать у детей эстетическое восприятие при рассматривании узоров
дымковской игрушки, городецкой росписи, алтайских народных промыслов
изучать многообразие изобразительных техник ( традиционных и
нетрадиционных)
формировать умение различать близкие цвета холодной и тёплой гамм, светлые
и тёмные оттенки одного цвета
учить использовать цвет как средство выразительности
учить изображать фигуру человека, его мимику
формировать образность при передаче сказочного или фантастического мира
побуждать к узнаванию предметов и явлений природы, окружающей
действительности в художественных образах (литература, музыка,
изобразительное искусство)
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы:
*
ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подборацвета, аккуратного закрашивания, использования различных
изобразительных материалов
*
передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;
* выделяет выразительные средства дымковской, филимоновской, алтайской
игрушки, украшает силуэты игрушек элементами народной росписи
* может декорировать готовую работу нетрадиционными материалами
(пайетки, ленточки, нитки и т.д.)
2.2 Старшая возрастная группа ( 56 лет)
Возрастные особенности детей
У детей шестого года жизни изобразительная деятельность становится
осознанной. Замысел начинает опережать изображение. Движения рук
становятся более уверенными.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные
впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и
книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения
различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного
решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение становится более детализированным
и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображаемого человека.
Продолжает совершенствоваться восприятия цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не
только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников сложности, если они
должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков.
Развитие продуктивной деятельности знакомить детей с жанром живописи пейзажем
развивать умение замечать средства художественной выразительности:
колорит, композиция, чувствовать настроение, переданное художником в
картине
помочь овладеть способом изображения предметов в сюжетном рисовании на
широкой полосе
учить достигать выразительности в рисовании через более точную передачу
формы, цвета, величины и изображения мелких деталей
знакомить с жанром живописи натюрмортом, его содержанием, средствами
выразительности
знакомить с жанром живописи портретом, учить передавать в рисунке
настроение и выражение лица
научить изображать человека в различной одежде, передавать движение
развивать способности рассматривать и осмысливать картины известных
мастеров живописи ( в том числе алтайских)
познакомить с творчеством художников иллюстраторов (
Е.И.Чарушин, И.Я. Билибин, В.Чижиков)
изучать основы композиции
продолжать знакомить детей с многообразием техник рисования
знакомить с декоративно прикладным искусством (на основе региональных
особенностей)
использовать в работах декоративность и гармоничность колорита
совершенствовать умения и навыки использования нетрадиционных видов
рисования
продолжать знакомить детей с народным декоративно прикладным
искусством ( Городец, Полхов Майдан, Гжель, урало сибирская роспись)
развивать коллективное творчество детей
продолжать знакомить с архитектурой. Обращать внимание детей на сходства и
различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма,
пропорция (высота, длина, украшения – декор и др.).
развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое
восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить
художественный образ и средства выразительности, характеризующие его вразных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной
художественной деятельности.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
К шести годам при успешном освоении Программы ребенок:
* Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная
графика, народное декоративное искусство, скульптура).
* Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет,
колорит, композиция).
* Знает особенности изобразительных материалов.
* Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные
изображения.
* Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные
материалы.
* Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных
образов.
* Выполняет узоры по мотивам народного декоративноприкладного
искусства.
2.3. Подготовительная группа детского сада ( 67 лет)
Возрастные особенности детей
У детей подготовительной к школе группе формируются художественно
творческие способности в изобразительной деятельности.
Образцы из окружающей жизни и литературных произведений, предаваемые
детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки
обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и.т.п. Часто
встречаются бытовые сюжеты.
Изображения человека становится более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.Дети охотно изображают архитектурные сооружения, предметы быта,
дополняют их дизайнерскими деталями.
Развитие продуктивной деятельности
совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности
предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции,
расположение на листе бумаги).
совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и
одновременно точность движений руки, плавность, ритмичность.
расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании
(гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая
ручка и др.).
продолжать знакомить с жанром живописи пейзажем, учить всматриваться.
выделять основные средства выразительности
формировать умение рисовать пейзажи, отображающие разные периоды времён
года и разную погоду
развивать умение изображать портреты человека, соблюдая пропорции
продолжать знакомить с изделиями прикладного искусства Хохломы, Городца,
Гжели, урало сибирской росписи
формировать знания о жанре изобразительного искусства графике
помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков
развивать знания об архитектуре
знакомить детей с понятием " дизайн" и побуждать к использованию
дизайнерских приёмов в деятельности
закреплять умения и навыки действий с нетрадиционными изобразительными
материалами
формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес
к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности
людей, о видах искусства (декоративноприкладное, изобразительное искусство,
литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк)
познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный
поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д.
Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в
которой они живут. Развивать умение передавать в художественнойдеятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек.
познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное
и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра,
музея, цирка (совместно с родителями)
эстетическая развивающая среда. Продолжать расширять представления детей
об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка,
сквера).
учить детей выделять компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель,
оформление участка и т.п.).
привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к
организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной
творческой деятельности и т.п.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
* Ребёнок различает виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура, декоративноприкладное и народное искусство.
* Называет основные выразительные средства произведений искусства.
* Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные,
предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни,
литературных произведений.
* Использует разные материалы и способы создания изображения.
* Может дизайнерски оформить картину или произведение декоративно
прикладного искусства
2.4 Деятельность с родителями
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям
актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить
с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений
дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность
детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного
художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности,
способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в
художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.),творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на
совместное рассматривание зданий, декоративно архитектурных элементов,
привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность
общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств,
выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и
скульпторов.
2.4 Успешность детей демонстрируется через :
организацию персональных выставок
участие в конкурсах и выставках различного уровня ( ДОУ, город, край,
Россия)
создание тематических альбомов в группах
успешность поступления в художественные школы. студии, ВУЗы
3. Организационный раздел
3.1 Материально техническое обеспечение Программы
* цифровая аудио и видеотехника
* художественное оборудование и инструменты
* традиционные и нетрадиционные изобразительные материалы
* художественная литература
*
альбомы по русскому и зарубежному искусству
3.2 Время реализации программы
Программа реализуется в образовательной и непосредственно
образовательной деятельности в течение дня, не нарушая режимные моменты.
В группах постоянно функционируют островки творчества, располагаются
персональные и семейные выставки.Календарно тематическое планирование по изобразительной деятельности
в средней возрастной группе
Приложения
( 45 лет)
Сроки
Тема
Количеств
Программное содержание
Материалы
исполнения
Сентябрь
о ОД
2
" Цветы и
краски лета"
Продолжать стимулировать детей
эмоционально откликаться и
отражать в работе впечатления о
летнем периоде. вспомнить
композиционные приёмы
расположения рисунка на листе. При
изображении неба познакомить с
растяжкой цвета, выполнить
тонирование альбомного листа с
помощью поролоновой губки и
гуаши.
Альбомный
лист, гуашь,
поролоновая
губка,
тонированная
бумага, кисти
жёсткие, клей
карандаш,
салфетки." На большом
воздушном
2
шаре"
Стимулировать детей эмоционально
откликаться и отражать в работе
впечатления о летнем периоде.
Познакомить с различными
оттенками зелёного цвета.
Выполнить тонирование альбомного
листа с помощью поролоновой губки
и гуаши. формировать навыки
нанесения вертикальных мазков
полусухой широкой кистью. При
изображении цветов познакомить
детей с приёмом выполнения цветка
"вращение пятна" декорировать
работу выполненными в технике
перфорации бабочками и
стрекозами.
«Привет от
Осени"
2
Формировать навыки коллективной
деятельности, закрепить умение
рисовать круг по трафарету для
получения чёткой формы. Показать
приём декорирования воздушного
шара пальчиковыми красками.
Завершить изображение большого
воздушного шара с подвесной
корзиной, " собранного " из
маленьких шаров, мотивировать
детей на придумывание
литературного мини сюжета.
«Зелёная
Обращать внимание детей на
изменения в окружающей природе,
тренировать их в умении изображать
дерево, передавая в рисунке его
строение вертикальными и
боковыми мазками, закрепить навык
Половина
альбомного
листа, трафарет,
простой
карандаш,
салфетки,
пальчиковые
краски,
фотоизображен
ия воздушных
шаров,
тонированный
лист ватмана с
объёмной
корзиной,
предварительно
выполненные
детьми
заготовки
шаров, клей
карандаш,
салфетки.
Альбомный
лист,
поролоновая
губка, тонкая
кисть, гуашь,
салфетки,
предварительно
выполненный
рисунок дерева,
сухие листья,
мягкие широкие
кисти, гуашь,
иллюстративный
материал.
Альбомный
лист, тонкая
кисть, гуашь,
салфетки,
предварительно
выполненный
рисунок ёлочки,
фломастеры
иллюстративный
материал,лапка»
2
Октябрь
«Дождливое
настроение»
2
вырезанный для
каждого
ребёнка из
бумаги
оранжевого
цвета силуэт
белочки.
Альбомный
лист, гуашь,
поролоновая
губка, палитра,
тонированная
бумага, кисти
жёсткие, стразы
самоклеющиеся,
салфетки.
предварительного тонирования
рисунка с помощью поролоновой
губки,
показать детям приём выполнения
кроны дерева с помощью сухого
листика в технике печатания,
напомнить о тёплой цветовой гамме,
пополнить словарный запас детей
новыми названиями цветовых
оттенков " багряный", "
охристый", " золотистый".
Продолжать знакомство с
деревьями различных пород,
показать на прогулке детям
пушистую ёлочку или сосну,
рассказать сказку " Зелёная лапка",
показать характерные особенности
строения ели и выполнить рисунок
ёлочки, обращая внимание детей на
правильность композиционного
расположения и подбора красок.
формировать у детей понятие о
композиционной законченности
работы, напомнить о необходимости
внесения дополнений ( солнце,
трава, грибы).
Стимулировать детей эмоционально
откликаться на настроение друзей,
сопереживать им, стараться помочь.
Продолжать закреплять знания о
тёплой и холодной цветовых гаммах,
показать приём смешивания чёрного
и белого цветов для получения
серого оттенка. Затонировать
альбомный лист, вспомнить о
технике работы жёсткой сухой
кистью, изобразить дождь, проводя
линии под наклоном. " Исправить
настроение", наклеив на рисунок
вырезанное из жёлтой бархатной
бумаги солнышко и наклеив
сверкающие капли стразы.
" Грибное
Формировать навыки коллективной
деятельности, познакомить с
изображением грибов, растущих в
наших лесах. Показать детям
Половина
альбомного
листа, штампы,
гуашь, широкиекоролевство"
2
«Рябиновая
ветка"
«Осенние
лакомства "
2
2
способ изображения гриба в
смешанной технике ( ножка
выполняется широкой мягкой
кистью, шляпка поролоновым
штампом в виде половины круга).
Закреплять умение аккуратно
рисовать овальную форму одним
движением и тщательно закрашивать
ограниченное пространство.
завершить работу, приклеив
предварительно вырезанные
грибочки на лист ватмана с
изображением плетёной корзинки.
Дополнить картину осенними
листьями, вырезанными из фетра.
Использовать навыки освоения
детьми изобразительных приёмов (
линия, пятно). Закреплять умение
рисовать листья приёмом
примакивания, с освоением способа
перехода одного цвета в другой
одновременный набор на кисть двух
цветов). показать детям приём
изображения грозди рябины с
помощью нетрадиционного
материала ( ватные палочки),
обратить внимание детей на форму
рябиновой кисти, её компактность,
напомнить об аккуратности при
выполнении работы.
Совершенствовать композиционные
умения, закреплять навыки
тонирования листа широкой мягкой
кистью, познакомить детей с новым
декоративным материалом
полиуретановой пенкой.
Побеседовать с детьми об их
гастрономических предпочтениях,
напомнить об осеннем сборе урожая.
Выполнить предварительное
тонирование листа гуашью.
Познакомить детей с жанром
живописи натюрмортом, составить
композицию и приклеить на рисунок
кисти,
тонированный
лист ватмана с
изображением
плетёной
корзинки,
предварительно
выполненные
детьми
изображения
грибов, клей
карандаш,
листья из фетра.
Альбомный
лист
пастельного
оттенка с
нарисованной
веткой рябины,
тонкая кисть,
фотоматериалы,
ватные палочки,
гуашь красного
и бордового
оттенков,
иллюстративный
материал.
Альбомный
лист, широкая
кисть, гуашь,
цветная
декоративная
полиуретановая
пенка,
тонированный
лист бумаги,
иллюстративный
материал (
натюрморты,
выполненные
известными
художниками),
вырезанный для
каждого
ребёнка набор
овощей иНоябрь
" Весёлые
1
витаминчики
"
" Усатый
полосатый"
1
2
" Уютный
лесной
домик"
предварительно вырезанные
педагогом из пенки овощи и фрукты.
фруктов, клей
карандаш.
Рассказать детям о пользе
употребления витаминов, их
полезных свойствах. Показать приём
выполнения витаминчиков из
цветного пластилина с последующим
наклеиванием их на вырезанные из
пластиковых крышек флакончики.
Цветной
пластилин,
пластиковые
прозрачные
крышки, кукла
Айболит.
Упражнять детей в рисовании
округлой формы одним движением
карандаша, правильном построении
мордочки животного ( ушки,
глазки, носик, усы). познакомить с
новым изобразительным материалом
сухой пастелью, показать приёмы
работы с ней ( закрашивание контура
с последующим растиранием линии
пальчиком для создания эффекта
мягкой шёрстки).
Учить детей изображать часть
дерева с дуплом с помощью
бокового прокатывания по
поверхности листа использованного
фломастера и гуаши коричневого
цвета. Изображение дупла
выполняется с помощью тонкой
кисти чёрной краской,
учить детей изображать белку на
основе овала, показывая в рисунке
её характерные особенности (
большой пушистый хвост, рыжий
цвет). Соблюдать элементарные
пропорции между частями,
передавать несложное движение.
Использовать в работе тонкую
щетинную кисть.
Продолжать знакомить детей с
росписью дымковской игрушки
(барышни), учить выделять элементы
Фотоматериалы,
рисунки,
выполненные
старшими
детьми, простой
карандаш, сухая
пастель.
Альбомный
лист,
использованные
фломастеры,
тонкая кисть,
гуашь,
иллюстрации
художников –
анималистов,
предварительно
выполненный
рисунок ствола
дерева, тонкие
щетинные
кисти, гуашь,
фотоматериалы,
влажные
салфетки.
Вырезанный из
картона силуэт
дымковской
барышни," Яркая
Дымка"
2
Декабрь
«Совушка
2
круглая
головушка»
«Остаются с
нами птицы
снегири и
синицы»
2
тонкая кисть,
гуашь, ватные
палочки,
глиняные
дымковские
игрушки,
иллюстративный
материал, лист
ватмана, клей
карандаш.
Сказка " Про
глупую сову",
альбомный лист,
уголь, влажные
салфетки,
цветной фетр,
клей
карандаш,
ножницы.
Альбомный лист
пастельного
цвета,
гофрированная
бумага,
фломастеры
альбомный лист,
пальчиковые
краски, влажные
салфетки.
узора ( прямые, пересекающиеся
линии, точки и мазки). Формировать
навыки проведения ровных прямых
горизонтальных и вертикальных
линий, покрывать ими ограниченное
пространство, ставить в клетках
мазки и точки.
Закончить работу над выполнением
изображения дымковской барышни,
выполнить оформление её лица с
помощью ватной палочки. Составить
из кукол хоровод, приклеив их на
лист ватмана и украсив
декоративными элементами (
ленточками и разноцветными
пуговицами по краю листа).
Познакомить детей с алтайской
народной сказкой «Про глупую
сову" с иллюстрациями алтайского
художника А. Бороева. "Расшатать
" сюжет сказки, придумать с детьми
варианты её окончания.
Познакомить детей с новым
изобразительным материалом
углём. Выполнить тонирование
листа бумаги приёмом растирания
угля на поверхности листа пальцами.
Завершить работу, выполнив
изображение совы из заготовок
серого, чёрного и жёлтого фетра.
Углублять знания детей о средствах
выразительности бумаги (
гофрированная). Прочитать
стихотворение А. Барто " Улетают,
улетели..." Предложить детям
самостоятельно продумать и
нарисовать или сконструировать из
гофрированной бумаги место
встречи двух птиц.
Выполнить изображение птиц
нетрадиционным способом
рисунком ладошкой. Обратить
внимание на правильность
расположения птиц на листе.
Дополнить работу мелкими
деталями ( солнце, облачка)способом печатания пальчиком.
Продолжать учить детей передаче
несложного сюжета, развивать
творческие способности, упражнять
в разных приёмах работы кистью (
всей кистью и концом).
Совершенствовать у детей навыки
рисования концом кисти мелких
деталей в рисунке, напомнить о
необходимости логического
завершения композиции, предложить
детям сделать снеговиков
отличными друг от друга с помощью
разнообразных деталей (
пуговицы, шарф, ведёрко) или
методом обрывной аппликации.
Показать детям приёмы выполнения
изображения девочки в шубке.
Закончить работу над выполнением
изображения Снегурочки, выполнить
оформление её лица с помощью
ватной палочки. Учить детей
вносить в свою работу дополнения
(изображения деревьев, птиц,
животных). Использовать в работе
разнообразный художественный
материал. Развивать эстетический
вкус, творческую активность.
Познакомить детей с
нетрадиционным способом
рисования выкладыванием рисунка
шерстяными нитками. Научить
выкладывать простейшие по форме
предметы – цветок, яблоко, грушу.
Постепенно усложнять фигуру,
используя несколько верёвочек.
Закреплять умение детей
изображать пушистую ёлку с
постепенно удлиняющимися
ветками, показать способ
Бумага синего
или чёрного
цвета, ватные
диски,
бархатная
бумага ярких
цветов,
ножницы, клей –
карандаш, гуашь
в наборе, тонкие
кисти,
декоративные
пуговицы,
цветная бумага.
Кукла
Снегурочка,
альбомный лист,
гуашь голубого
цвета, широкие
кисти,
пастель.
Белая бумага,
цветные
шерстные
нитки, клей
карандаш,
ножницы.
Альбомный лист
пастельного
цвета, гуашь,
тонкие кисти,
пальчиковые
краски,
блопены,
перламутровый
гель с
" Снежный
гость"
2
«Дедушкина
внучка"
2
«Волшебные
верёвочки»
1«Рождественс
кая ёлка»
2
1
2
«Тихий лес.
Монотипия
пейзажная»
«Потолок
ледяной,
дверь
скрипучая»
Январь
блёстками.
Согнутый
пополам лист
белой бумаги,
кисти, акварель.
изображения ёлочных веток
способом примакивания
поролонового " кирпичика".
Развивать эстетическое восприятие
детей, помогать изображать
гирлянды бус с чередованием по
цвету и размеру, показать приёмы
работы с блопенами и
перламутровым гелем для
декоративного оформления работы.
Познакомить детей с
нетрадиционной художественно
графической техникой пейзажной
монотипией, показать приёмы её
выполнения. Дополнить исходный
рисунок мелкими деталями для
отличия от оттиска.
Продолжать знакомить детей с
творчеством художников
иллюстраторов, вызывать у них
эмоциональную отзывчивость при
восприятии. Предложить детям
изобразить сказочную ледяную
избушку в зимнем лесу.
Использовать в работе холодную
цветовую гамм: Совершенствовать
умение самостоятельно
придумывать композицию рисунка,
его содержание, развивать
творческое воображение и фантазию
детей.
Альбомный
лист, гуашь,
широкие кисти,
книги для
рассматривания
с
иллюстрациями
Васнецова и
Билибина,
гуашь, пастель.Февраль
«Нежный
танец»
2
" Дом моего
детства"
2
" Наша
армия
сильна! "
2
Март
«Городецкая
роспись»
2
Лист бумаги
розового цвета,
гуашь белого
цвета, тонкие
кисти, альбом с
репродукциями
работ Дега,
блопены,
влажные
салфетки.
Бумага синего
или чёрного
цвета, яркие
гуашевые
краски, цветная
бумага, вата,
клей – карандаш
Фото и видео
материалы,
фломастеры,
половина
альбомного
листа, блопены,
гуашь,пастель.
Показать детям приёмы
изображения танцующего человека.
Выполнить изображение платья
девочки блопенами, используя
интенсивность выдувания краски
для усиления выразительности
цвета.
Формировать умение детей
рисовать большой многоэтажный
дом городского типа, передавать
прямоугольную форму стен,
плоскую крышу. Тренировать детей
в проведении прямых вертикальных
и горизонтальных линий. завершить
работу, дополнив изображение
окнами в стиле обрывной
аппликации и декорировав ватными
" сугробами".
Вызывать у детей интерес к
рассматриванию и изображению
военной техники ( самолётов,
танков, вертолётов). Развивать
творческий подход к изображаемым
объектам. Выполнить с помощью
трафарета рисунок военной техники.
Познакомить со способом
выполнения картины коллажем.
Закончить работу над выполнением
коллажа, дополнить его
фотографиями пап и их рассказами
о службе в армии, украсить готовое
произведение декоративными
звёздами.
Знакомить детей с декоративным
народным творчеством городецкой
росписью. Научить видеть и
выделять характерные элементы
росписи. Рассмотреть альбом с
изделиями городецких мастеров,
узнать историю создания росписи.
Совершенствовать умение
самостоятельно придумывать
Иллюстративны
й материал по
теме
«Городецкая
роспись»,
полоски жёлтой
бумаги, гуашь,
тонкие кисти.композицию рисунка,обсудить
цветовую гамму городецкой
росписи, предложить детям
нарисовать городецкий цветок
ромашку в окружении листьев .
развивать художественный вкус
детей.
Воспитывать у детей эмоциональное
отношение к образу. Учить рисовать
портрет человека, соблюдая
пропорции лица, прорисовывать
характерные черты. Завершить
работу над портретом мамы,
прорисовать детали, выполнить
декоративную рамку из соломки для
коктейля.
Закрепить умение детей выполнять
рисунок в технике монотипии,
развивать творческую фантазию
ребёнка при создании сказочного
сюжета. Учить передавать эпизод из
знакомой сказки. Доводить замысел
до конца, добиваться наиболее
интересного решения. Завершить
работу, дополнив картину
второстепенными деталями.
Совершенствовать технические
приёмы и навыки.
Продолжать стимулировать детей к
изображению сюжета из сказки.
Предложить нарисовать большой
тюльпан дом Дюймовочки.
выполнить прожилки на тюльпане с
помощью выдувания краски из
коктейльных трубочек. Развивать
творческое воображение детей,
побуждая вносить в рисунок
Лист цветной
бумаги, гуашь
белого цвета,
гуашь цветная,
тонкие кисти,
фломастеры для
накручивания
полосок бумаги,
ножницы.
пластиковая
соломка, клей
карандаш,
фломастеры
Альбомный
лист, цветные
карандаши,
фломастеры,
пастель.
Иллюстрации к
сказке,
пластиковые
коктейльные
трубочки,
гуашь, пастель.
" Самая
нежная"
2
" Как
Колобок от
бабушки
ушёл"
2
"Домик для
Дюймовоч
ки "
2Апрель
«Клоун»
2
" Стартуем в
космос "
«Волшебная
рыбка»
2
2
дополнения, обогащающие его
содержание.
Стимулировать детей к
самостоятельному изображению
клоуна, выразительной
художественной передаче весёлого
настроения через мимику и жесты.
Формировать творческое умение
воплощать задуманный образ.
Развивать фантазию и творчество
детей. Побуждать использовать в
работе различные художественные
материалы, выполнять её в
различных изобразительных
техниках.
Фото и видео
материал,
цветной лист
бумаги,
маркеры,
блопены,
сангина, сухая
пастель,
фломастеры
Учить детей использовать знакомые
геометрические формы для создания
выразительного образа. Вызывать
желание узнать историю открытия
людьми космоса. Закреплять умение
последовательно выполнять этапы
работы. Выполнить эскизный
рисунок ракеты. Способствовать
отображению в рисунке задуманного
сюжета, формировать умение
комбинировать в рисунке различные
изобразительные техники.
Лист белой
бумаги,
пластиковый
трафарет,
простой
карандаш,
восковые мелки,
акварель.
Закрепить умение детей выполнять
рисунок в технике предметной
монотипии, развивать творческую
фантазию ребёнка при создании
сказочного сюжета, закреплять
умение рисовать кистью и
красками , используя мазки
различного характера. Завершить
работу, дополнив картину
второстепенными деталями.
Совершенствовать технические
приёмы и навыки.
Фломастеры,
гель с
перламутровым
и блёстками,
альбомный лист,
гуашь, тонкие
кисти
Учить передавать в рисунке образ
котёнка. Добиваться умения
Иллюстрации," Забавный
2
котёнок "
рисовать котёнка с разным видом
движения.
Развивать у детей образное
восприятие и воображение.
Побуждать вносить дополнения в
рисунок, которое лучше раскроет
образ.
фотоматериалы,
цветная бумага,
гуашь, чёрная
капиллярная
ручка.
Май
2
" Петушок
Золотой
гребешок"
" Яркий,
праздничный
салют"
2
" Яркая
бабочка"
2
Фото и видео
материал,
цветная бумага,
ножницы, клей,
маркеры,
фломастеры.
Лист белой
бумаги, цветные
восковые мелки,
гуашь, восковые
мелки, акварель.
Альбомный
лист, гуашь,
тонкие кисти,
ватные палочки,
фломастеры,
гель с
перламутровым
и блёстками.
Стимулировать детей к
изображению героя детской песенки,
выразительной художественной
передаче весёлого озорного
характера петушка. Формировать
творческое умение воплощать
задуманный образ. Развивать
фантазию и творчество детей.
Побуждать использовать в работе
различные художественные
материалы, выполнять её в
различных изобразительных
техниках, дополнять мелкими
деталями.
Учить детей использовать знакомые
геометрические формы для создания
выразительного образа. побуждать
детей к яркому и выразительному
изображению салюта над ночным
городом. В изображении салюта
использовать различные методы (
печатание, тычок, размытые
цветовые пятна).
Способствовать отображению в
рисунке задуманного сюжета,
формировать умение комбинировать
в рисунке различные
изобразительные техники.
закрепить умение детей выполнять
рисунок в технике предметной
монотипии, развивать творческую
фантазию детей, закреплять умение
рисовать кистью и красками ,
используя мазки различного
характера. Развивать чувство
симметрии.Выполнить коллективную работу,
наклеив бабочек на лист ватмана .
Декорировать картину цветами из
гофрированной бумаги и
полиуретановой пенки.
Старшая возрастная группа ( 56 лет)
Календарно тематический план изобразительной деятельности
Сроки
исполнения
Тема
Количеств
о ОД
Программное содержание
Материалы
Сентябрь
2
« До
свидания,
лето!»
Формировать навыки нанесения
вертикальных мазков полусухой
широкой кистью для более
выразительного изображения
структуры травы. Изображать цветы
на поляне боковыми мазками.
Альбомный
лист, гуашь,
поролоновая
губка,
салфетки,
тонированная
бумага, кисти
жёсткие, клей
карандаш,
салфетки,
репродукция
И.Левитана "
Луг на опушке
леса".
Развивать художественное2
"
Рассматриван
ие картины
И.Левитана "
Золотая
осень"
«Облетает
листва»
2
Октябрь
" Что такое
натюрморт?
"
2
восприятие детей, способность
видеть и чувствовать состояние
природы. Учить выделять основные
принципы выразительности , научить
различать оттенки настроений в
образе осени. Подготовить лист к
занятию " Роскошная осень".
Продолжать знакомить детей с
пейзажной живописью. Учить
отражать эмоционально окрашенное
состояние природы, закреплять
умение рисовать особенности в
строении различных видов деревьев.
Продолжать знакомство с
деревьями различных пород, их
состоянии в пору осеннего
листопада. Закрепить умение детей
выполнять рисунок ствола дерева с
помощью коктейльной трубочки.
Закрепить знания детей о жанре
живописи натюрморте: его
содержании, композиции, подборе
цвета предметов. предложить детям
подготовить листы для следующей
работы " Хозяйка однажды с базара
пришла"
Продолжать знакомить детей с
натюрмортом, продемонстрировать
работы в этом жанре мастеров
живописи. Учить передавать в
рисунке форму и цвет, характерные
особенности формы фруктов и
овощей
Формировать умение воспринимать
различные средства
выразительности, учить передавать
в рисунке характерные особенности
рябиновой кисти. Предложить детям
выполнит.
"
Вызывать у детей желание
Альбомный
лист, салфетки,
гуашь, палитры,
фотоизображен
ия различных
состояний
осени.
альбомный лист,
салфетки,
гуашь, палитры,
фотоизображен
ия различных
состояний
осени.
Альбомный
лист, тонкая
кисть, гуашь,
коктейльные
трубочки.
Лист, гуашь,
поролоновая
губка, палитра,
салфетки,
муляжи
фруктов и
овощей, гуашь,
палитры. кисти.
Альбомный лист
, восковые
мелки, акварель,
широкие кисти.
Фотоиллюстрац
ии, бумага
большого
формата,
акварель, гуашь.
маркеры, старые
зубные щётки.Натюрморт.
Алтайская
рябинушка."
2
" Тайны
Нептуна"
2
" Сказка
ложь, да в
ней намёк... "
2
" Вот, что
осень
подарила!"
2
нарисовать картину морского дна.
Побудить к рисованию подводного
мира путём создания своеобразного
колорита, использования
выразительных деталей. Учить
соединять в одном рисунке разные
художественные материалы.
Совершенствовать умение работать
разными техническими приёмами
( лессировка , набрызг, печатание)
Выполнить натюрморт в смешанной
технике " восковые мелки
акварель"
Совершенствовать композиционные
умения, закреплять навыки
тонирования листа широкой мягкой
кистью большого пространства.
Развивать творческую фантазию
ребёнка для создания и изображения
сказочных образов. Формировать
умение воспринимать цвет как
средство выразительности.
Формировать у детей положительное
отношение и уважение к труду,
Учить отражать в рисунке свои
представления о труде, передавать
эмоциональное состояние картины
убранного поля, работающих
тракторов. Совершенствовать
навыки использования в
изодеятельности различных
художественных материалов.
Продолжать развивать у детей
умение передавать в рисунке образ
поздней осени, её настроение. Дать
детям представление о цвете как об
одном из главных выразительных
средств. Предложить детям
выполнить работу в технике
пейзажной монотипии.
Альбомный
лист, широкая
кисть, пастель,
цветные
карандаши.
Фото и
видеоматериалы
с изображением
уборки урожая,
лист бумаги
большого
формата, гуашь,
сангина,
палитры, кисти.
Фотоматериалы,
акварель,
широкие мягкие
кисти,
фломастеры.
Иллюстративны
й материал,
альбомный лист
жёлтого цвета,
гуашь, кисти.
Знакомить детей с декоративным
народным творчеством городецкой
росписью. Познакомить с
Сборник стихов
русских поэтов."Льёт
дождик
мелкий за
окном..."
" Городецкие
узоры.
Городецкий
фазан"
" Волшебные
листья "
" Снеговик
почтовик"
Декабрь
элементами и цветосочетаниями,
характерными для городецкой
росписи, городецкими сюжетами.
Показать детям последовательность
выполнения росписи птицы, учить
заполнять пространство вокруг
птицы цветами и листьями.
Развивать в детях активное
внимание, эстетическую
восприимчивость. Стимулировать к
любованию красотой, яркостью
осенних листьев, анализировать
форму, очертание, цветовую гамму
осенних листьев. Вызывать у детей
желание самостоятельно придумать
и составить аппликацию из осенних
листьев. Освоить новый способ
смешанной изобразительной техники
нанесения рисунка с помощью
листьев и кончиков пальцев.
Оформить работу в декоративную
раму из фетра тёплых оттенков.
Познакомить детей со сказкой
" Снеговик почтовик" с
иллюстрациями художника А.
Плетнёва " Расшатать " сюжет
сказки, придумать с детьми
варианты её окончания.
Активизировать самостоятельность
в выборе сюжета рисунка. Учить
изображать лес в тёмное время
суток, украшая деревья в технике
квиллинга. Дополнить работу
набрызгом.
Углублять знания детей о средствах
выразительности. Способствовать
яркому творческому
самовыражению детей, продолжать
развивать художественное
восприятие. Учить видеть не только
внешнюю сторону изображения, но и
его внутреннюю составляющую.
Научить передавать красоту зимнего
леса в рисунке с помощью различных
техник.
Закреплять умение детей
Сост. В.
Розова, гуашь,
кисти, вода.
Осенние листья
разных форм и
размеров, два
чистых листа
бумаги, фетр,
клей
карандаш.
Альбомный
лист, ватные
диски,
бумажные ленты
для квиллинга,
клей
карандаш,
гуашь, кисти,
влажные
салфетки.
Альбомный
лист
пастельного
цвета, акварель,
гуашь на выбор,
репродукции
картин
художников с
изображением
зимнего леса.
Альбомный
лист, простой
карандаш,
гуашь, широкие
и тонкие кисти,
пайетки и
серебряное
кружево для
декорирования,
клей
карандаш.
Альбомный
лист, бархатная
2
2
2
2передавать сказочный образ
Снегурочки через её наряд: длинную
шубку со снежными узорами и
меховой отделкой. Подбирать
холодные оттенки путём
смешивания нескольких красок.
Совершенствовать навыки
правильного композиционного
размещения персонажей на листе.
бумага,
зубочистки,
соль, гуашь,
широкие кисти,
пастель
Лист ватмана.
гуашь, широкие
кисти,
коктейльные
трубочки,
печатки,
перфорированн
ые снежинки.
Альбомный лист
пастельного
цвета, гуашь,
тонкие кисти,
маркеры, ватные
палочки.
Бумага тёмного
цвета, белая
капиллярная
ручка.
Альбомный
лист, гуашь,
широкие кисти,
перламутровая
гуашь, гель
клей.
Формировать у детей представление
о птицах, совершенствовать умение
изображать птиц, используя
нетрадиционную технику обработки
бархатной бумаги с помощью
зубочистки. Предложить детям
изобразить птиц на заснеженной
ветке рябины, снег изобразить с
помощью поваренной соли.
Познакомить детей с
нетрадиционным способом
рисования кляксографией. Научить
образной передаче настроения через
цвет. Выполнить коллективную
работу по воспоминаниям о зимних
каникулах.
Закреплять умение детей
оперировать цветом как средством
выразительности, уметь изображать
персонажи, объединяя их общим
содержанием. Учить детей
передавать в рисунке свои
впечатления.
Познакомить детей с
нетрадиционной художественно
графической техникой рисованием
белой гелевой ручкой по тёмной
бумаге., показать приёмы её
выполнения. Выполнить " быстрый"
рисунок набросок, прорисовывая
" В сказке
зимнего сна "
" Волшебный
хоровод"
" Яблоки на
снегу "
2
2
2
" Весёлая
зима"Январь
" Наш герой
Петрушка!"
" Вставай на
лыжи"
«Дворец
Снежной
Королевы"
Февраль
1
2
1
2
мелкие детали.
Продолжать знакомить детей с
творчеством художников
иллюстраторов, вызывать у них
эмоциональную отзывчивость при
восприятии. Предложить детям
изобразить сказочный ледяной
дворец. Использовать в работе
холодную цветовую гамму. Учить
проявлять самостоятельность и
творческий выбор в процессе
архитектурного ансамбля.
Декорировать дворец
перламутровыми гуашевыми
красками и гелем с блёстками.
Закрепить навыки действия с
нетрадиционным изобразительным
материалом блопенами.
Продолжать формировать у детей
умение рисовать дерево, показывая
его характерные особенности,
опускающиеся вниз нежные ветки
берёзы. Воспитывать у детей чувство
любви к родной природе,
предложить детям разнообразный
изобразительный материал на выбор
для создания яркого
художественного образа.
Углублять знания детей о
защитниках Отечества, воспитывать
любовь и уважение к ним. учить
передавать в рисунке свои
представления об армии.
Совершенствовать умение
изображать военную технику, воинов
на боевом учении. самостоятельно
продумывать композицию рисунка.
Вызывать у детей интерес к
рассматриванию и изображению
народных праздников, раскрыть его
происхождение, идею. Рассмотреть
картину Кустодиева " Масленица".
Репродукция
картины И.
Грабаря "
Февральская
лазурь",
альбомный лист,
материалы на
выбор.
Фото и видео
материалы, лист
ватмана,
пластиковые
трафареты,
гуашь.
фломастеры.
маркеры.
фото и видео
материалы,
фломастеры,
силуэты одежды
Репродукции
портретов,
В.Серова, И.
Репина, Б.
Неменского."
Серебристый
иней на
ветвях "
Раскрыть красоту русской зимы,
яркого русского праздника. Учить
детей передавать свое отношение к
народному гулянию средствами
изобразительной деятельности.
Закрепить знания детей о портрете,
Дать представление о том, что
главное для художника изобразить
не только внешний вид человека, но
и показать его настроение, характер.
показать детям, с помощью каких
изобразительных средств художник
добивается выразительности образа.
Воспитывать у детей эмоциональное
отношение к образу. Учить рисовать
портрет человека, соблюдая
пропорции лица, прорисовывать
характерные черты, попробовать
выполнить " быстрый" набросок
портрета друга в монохромной
гамме, используя сангину или уголь.
Закрепить умение детей правильно
переносить на рисунок пропорции
листа, добиваться сходства с
оригиналом, выделять характерные
черты. Предложить детям оформить
портрет мамы в рамку с
использованием дизайнерского
приёма " обьёмное купажирование".
Продолжать стимулировать детей к
изображению разнообразных
весенних цветов. Предложить
выполнить корзину с розами и
фиалками . Показать особенности в
изображении роз ( закручивание
бумаги по спирали).
Совершенствовать композиционные
умения.
2
2
2
" Родная
армия
России"
" Широкая
масленица "
" Жанр
живописи
портрет "
Лист белой
бумаги, сангина,
уголь.
Альбомный
лист, цветные
карандаши,
фломастеры,
пастель,
салфетки для
декупажа, клей.
ножницы.
Бархатная
бумага, клей
карандаш,
альбомный лист,
фломастеры.
фото и видео
материал,
репродукция
картины,
акварель или
гуашь, палитры.
кисти.
поролоновые
штампы.
Лист белой
бумаги,
изобразительныеМарт
" Мой
первый друг"
" Портрет
мамы "
"Цветы
весны "
2
1
2
2
" Ранняя
весна в
картине
И.Левитана "
Март"
Развивать у детей эмоциональный
отклик на весеннее изменение
природы, побуждать к рассказу об
увиденных изменениях. Развивать
эстетическое восприятие,
наблюдательность.
Совершенствовать композиционные
умения
Познакомить детей с творчеством
художников анималистов.
Продолжать формировать умение
всматриваться в иллюстрации,
рассказывать о них, замечать
выразительные характерные черты
животных. Выполнить рисунок
любого животного материалами по
выбору.
Закрепить умение детей выполнять
рисунок в технике предметной
монотипии, развивать творческую
фантазию ребёнка при создании
сказочного сюжета, закреплять
умение рисовать кистью и
красками , используя мазки
различного характера. Осуществлять
замысел соответственно образу
сказочного героя, научить детей
подчинять цветовую гамму красок
эмоционально образному
содержанию рисунка.
Закрепить правильное решение
композиции в листе, Учить рисовать
объект путём анализа его
функциональных частей . Развивать
фантазию, придумывая свой
оригинальный звездолёт. Развивать
конструкторские и дизайнерские
навыки для выполнения этого
задания.
материалы на
выбор.
Альбомный
лист, гуашь,
акварель,
фломастеры
,второй лист
бумаги для
отпечатка.
Иллюстрации,
фотоматериалы,
цветная бумага,
гуашь,
поролоновые
палочки,
блопены,
маркеры,
палитры. кисти.
Фото и видео
материал, белая
бумага, гуашь,
акриловая
краска золотого
цвета, кисти,
палитры.
Картонная
тарелка, гуашь,
тонкие кисти,
золотая
акриловаякраска.
Альбомный
лист, гуашь,
широкие кисти,
зубочистки,
стеариновая
свеча.
Познакомить детей с древнерусским
зодчеством, показать основные
конструктивные части храма.
Рассказать об используемых
материалах при строительстве храма
и колорита их изображения.
Формировать умение соподчинять
принципы композиции с
собственным замыслом.
Познакомить детей с народным
промыслом Хохломой, историей её
возникновения. Показать и обсудить
предметы, украшенные этой
росписью. Научить детей видеть и
выделять характерные элементы
росписи ( ягоды, цветы. завитки).
Обсудить цветовую гамму росписи.
Выполнить роспись тарелки
Научить детей выполнять рисунок в
технике граттажа, развивать
творческую фантазию детей,
закреплять умение рисовать кистью
и красками , процарапывая рисунок
зубочисткой. Развивать чувство
симметрии.
Апрель
2
" Художники
анималисты
"
" В гости в
волшебный
лес "
2
2
2
" К далёким
планетам "
" Дорога к
храму"Май
« Золотая
Хохлома»
«Сказочная
птица»
2
2
2
Подготовительная группа детского сада ( 67 лет)
Календарно тематический план изобразительной деятельности
Сроки
исполнения
Сентябрь
Тема
Количеств
о ОД
Программное содержание
Материалы
" Вспоминая
летние
деньки"
2
Продолжать стимулировать детей
эмоционально откликаться и
отражать в работе впечатления о
летнем периоде. вспомнить
композиционные приёмы
Альбомный
лист, гуашь,
салфетки,
кисти.расположения рисунка на листе.
Познакомит детей с основными
законами воздушной и линейной
перспективы. Учить применять в
работе различные цветовые оттенки
используя лист как палитру.
Совершенствовать технические
умения использовать в работе
различные виды мазков.
Развивать художественное
восприятие детей, способность
видеть и чувствовать состояние
природы. Учить выделять основные
принципы выразительности , научить
различать оттенки настроений в
образе осени. Выполнить эскизный
набросок девушки Осени,
танцующей в парке.
Продолжать знакомить детей с
пейзажной живописью. Учить
отражать эмоционально окрашенное
состояние природы, закреплять
умение рисовать особенности в
строении различных видов деревьев.
Формировать у детей интерес к
средствам выразительности в
пейзажной живописи. Учить
передавать в рисунке характерные
особенности золотой осени на
пример великих художников.
Выполнить декорирование крон
деревьев в технике обрывной
аппликации.
Продолжать знакомство с
деревьями различных пород, их
состоянии в пору осеннего
листопада. Закрепить умение детей
передавать состояние хмурого
осеннего дня в технике набрызга и
кляксографии. Осенний лист
вырезать из тонкого фетра.
" Танцевала в
парке Осень"
2
" Золото
поры
прощальной...
"
2
" Последний
лист прилип к
стеклу"
2
" Каждая
вещь оживает
Закрепить знания детей о жанре
живописи натюрморте: его
содержании, композиции, подборе
цвета предметов. формировать
Альбомный
лист, салфетки,
гуашь, палитры,
фотоизображен
ия различных
состояний
осени.
Предварительно
выполненный
рисунок
осеннего леса ,
цветная бумага,
мягкие широкие
кисти, гуашь,
клей карандаш,
иллюстративный
материал.
Альбомный
лист, тонкая
кисть, гуашь,
коктейльные
трубочки,
цветной фетр.
альбомный лист,
гуашь,
поролоновая
губка, палитра,
пастель,
восковые мелки,
салфетки."
Октябрь
2
2
2
2
" Цветы и
фрукты на
столе"
"
Натюрморт.
Облепиха в
вазе"
" Натюрморт
с арбузом"
«Фруктовые
гномы»
умение воспринимать различные
средства выразительности (
композиционный центр,
расположение других предметов
относительно центра). Развивать
умение планировать расположение
отдельных предметов на плоскости.
Продолжать знакомить детей с
натюрмортом, продемонстрировать
работы в этом жанре мастеров
живописи. Учить передавать в
рисунке форму и цвет, характерные
особенности формы фруктов и
овощей. Учить детей внимательно
рассматривать картину, вызывать
эмоциональный интерес к
изображению. Предложить детям
нарисовать свой натюрморт,
состоящий из букета цветов,
фруктов, птиц и бабочек.
Формировать умение воспринимать
различные средства
выразительности, учить передавать
в рисунке характерные особенности
ветки облепихи. Предложить детям
выполнить натюрморт в смешанной
технике " рисование тычком
акварель"
Продолжать знакомство с жанром
натюрморта. Учить детей
самостоятельно продумывать
композицию работы, учить детей
способу рисования " по сырому".
Учить детей изображать предмет в
разрезанном виде.
Совершенствовать композиционные
умения, закреплять навыки
тонирования листа широкой мягкой
кистью большого пространства.
Развивать творческую фантазию
ребёнка для создания и изображения
сказочных образов. Формировать
умение воспринимать цвет как
средство выразительности. Учить
муляжи
фруктов и
овощей, гуашь,
палитры, кисти.
Альбомный
лист , акварель,
широкие кисти,
ватные палочки.
Фотоиллюстрац
ии, бумага
белая, акварель,
маркеры.
Альбомный
лист, широкая
кисть, пастель,
цветные
карандаши,
фломастеры.
Фото и
видеоматериалы
с изображением
уборки урожая,Ноябрь
" Нелёгкий
труд,
почётный
труд"
" Грусть
осенних
мотивов"
" Городецкий
промысел"
2
2
2
передаче несложных сказочных
образов. разнообразных по
характеру и цвету.
Формировать у детей положительное
отношение и уважение к труду,
Учить отражать в рисунке свои
представления о труде, передавать
эмоциональное состояние картины
убранного поля, работающих
тракторов .Совершенствовать
навыки использования в
изодеятельности различных
художественных материалов.
Формировать изобразительные
умения и навыки в передаче формы,
пропорции, цвета.
Продолжать развивать у детей
умение передавать в рисунке образ
поздней осени, её настроение. Дать
детям представление о цвете как об
одном из главных выразительных
средств. Учить передавать в рисунке
характерные признаки поздней
осени. Предложить детям выполнить
работу в технике " рисование
мыльными пузырями"
Знакомить детей с декоративным
народным творчеством городецкой
росписью. Познакомить с
элементами и цветосочетаниями,
характерными для городецкой
росписи, городецкими сюжетами.
Показать детям последовательность
выполнения росписи " Конь огонь",
учить заполнять пространство
вокруг коня цветами и листьями.
Развивать в детях активное
внимание, эстетическую
восприимчивость, знакомить с
алтайским фольклором. Предложить
нарисовать одного из персонажей
сказки. Развивать творческую
фантазию. Совершенствовать умение
рисовать птиц разных пород,
передавая характерную окраску
лист бумаги
большого
формата, гуашь,
сангина,
палитры, кисти.
Фотоматериалы,
акварель,
широкие мягкие
кисти,
фломастеры,
раствор
мыльный,
трубочки для
коктейля.
Иллюстративны
й материал,
альбомный лист
жёлтого цвета,
вырезанный в
форме
разделочной
доски, гуашь,
кисти.
Гуашь, кисти,
вода, пластилин.
Альбомный лист
ватные
диски ,клей
карандаш,
гуашь, кисти,Декабрь
" Весёлая
сова и
грустный
ворон»
" Братья
снегурята"
"Снежная
Королева "
2
2
2
2
каждой. Использовать в работе
пластилин как средство
выразительности.
Познакомить детей со сказкой И.
Афанасьевой " Братья снегурята" с
иллюстрациями барнаульского
художника А. Сточенко. " Расшатать
" сюжет сказки, придумать с детьми
варианты её окончания.
Активизировать самостоятельность
в выборе сюжета рисунка. Учить
изображать лес в тёмное время
суток, украшая деревья в технике
коллажа. Дополнить работу
набрызгом.
Углублять знания детей о средствах
выразительности. Способствовать
яркому творческому
самовыражению детей, продолжать
развивать художественное
восприятие. Учить видеть не только
внешнюю сторону изображения, но и
его внутреннюю составляющую.
Научить передавать красоту в
портрете отрицательного героя с
помощью различных техник.
Продолжать формировать умение
детей изображать зимующих птиц (
сорока, дятел, снегирь, синица).
Обращать внимание на различие в
форме частей тела и пропорциях ,
учить передавать птицу сидящей на
ветке, в полёте, с повёрнутой в
сторону головкой. Стимулировать к
использованию в работе различного
изобразительного материала.
влажные
салфетки,
журнальные
вырезки для
выполнения
коллажа.
Альбомный лист
пастельного
цвета, акварель,
гуашь на
выбор
,репродукции
картины
Врубеля "
Царевна
Лебедь"
Альбомный
лист, простой
карандаш,
гуашь, широкие
и тонкие кисти,
уголь, сангина.
Альбомный
лист, гуашь,
пастель.
Учить передавать эпизод из
знакомой сказки, совершенствовать
умение передавать фигуру в
движении, изображать зимний
пейзаж. Придавать выразительность
образу Снегурочки через подбор
соответствующей цветовой гаммы.
Лист бумаги,
стеариновая
свеча, гуашь,
широкие кисти," Птицы
возле наших
окон"
нарисовать эпизод из сказки, не
используемый художниками
иллюстраторами.
зубочистки,
перфорированн
ые снежинки.
" Рисование
по русской
народной
сказке "
Снегурочка "
Январь
" Тихий
ангел"
" Дворец
короля
Северных
Льдов"
2
2
2
Познакомить детей с
нетрадиционным способом
рисования граттажем. Научить
образной передаче настроения через
цвет. Выполнить работу по мотивам
рождественских историй.
Закреплять умение детей
оперировать цветом как средством
выразительности, уметь изображать
персонажи, объединяя их общим
содержанием. Учить детей
передавать в рисунке свои
впечатления. Проявлять
самостоятельность и творческие
способности выборе архитектуры
дворца, цветовой гаммы и
декоративных украшений.
Познакомить детей с
нетрадиционной художественно
графической техникой рисованием
белой гелевой ручкой по тёмной
бумаге, показать приёмы её
выполнения. Выполнить рисунок
артисток балета в лёгких белых
пачках и пуантах , прорисовывая
мелкие детали.
Альбомный
лист
пастельного
цвета, гуашь,
тонкие кисти,
маркеры, ватные
палочки,
иллюстрации к
волшебным
сказкам.
Бумага тёмного
цвета, белая
капиллярная
ручка,
фотографии
здания
Большого
театра,
репродукции
Дега,
Герасимова.
Альбомный
лист, гуашь,
широкие кисти,
перламутровая
гуашь, гель –
клей
Продолжать знакомить детей с
творчеством художников
иллюстраторов, вызывать у них
эмоциональную отзывчивость при
восприятии. Предложить детям
изобразить сказочный ледяной
дворец. Использовать в работе
холодную цветовую гамму. Учить
проявлять самостоятельность и
творческий выбор в процессе
архитектурного ансамбля.
Декорировать дворец
Иллюстративны
й материал,
выполненные из
картона
подносы, гуашь,
широкие кисти.
Фото и видео" Мой самый
лёгкий
вздох.."
2
Февраль
" Серебряное
царство"
2
" Чудо
посуда "
2
" Защитники
России"
2
перламутровыми гуашевыми
красками и гелем с блёстками.
Дать детям общее представление
об урало сибирской росписи,
показать приёмы двухцветного
изображения цветка способом "
поворот кисти вокруг оси",
выполнить роспись цветами и
листьями подноса.
материалы, лист
альбома, гуашь.
гофрированная
бумага,
фломастеры.
маркеры.
Углублять знания детей о
защитниках Отечества, воспитывать
любовь и уважение к ним. учить
передавать в рисунке свои
представления об армии.
Совершенствовать умение
изображать военную технику, воинов
на боевом учении. самостоятельно
продумывать композицию рисунка.
Продолжать развивать творческое
воображение, умение выразить
эмоции в красках.
Вызывать у детей интерес к
рассматриванию и изображению
народных праздников, раскрыть его
происхождение, идею. Рассмотреть
картину Кустодиева " Масленица" и
Сурикова " Взятие Снежного
городка" . Раскрыть красоту русской
зимы, яркого русского праздника.
Учить детей передавать свое
отношение к народному гулянию
средствами изобразительной
деятельности. Развивать у детей
образную память.
Закрепить знания детей о портрете,
Дать представление о том, что
главное для художника изобразить
не только внешний вид человека, но
и показать его настроение, характер.
Показать детям, с помощью каких
изобразительных средств художник
добивается выразительности образа.
Развивать индивидуальное видение
Фото и видео
материалы,
фломастеры,
гуашь, пастель.
Репродукции
портретов,
В.Серова, И.
Репина, Б.
Неменского,
Мухиной
Лист белой
бумаги,
сангина,уголь." Чудеса на
Масленицу "
Март
" И в каждом
образе душа
живёт "
" Мой
первый друг"
" Милая
бабушка моя
"
2
2
2
картины.
Воспитывать у детей эмоциональное
отношение к образу. Учить рисовать
портрет человека, соблюдая
пропорции лица, прорисовывать
характерные черты, попробовать
выполнить " быстрый" набросок
портрета друга в монохромной
гамме, используя сангину или уголь.
Закрепить умение детей правильно
переносить на рисунок пропорции
листа, добиваться сходства с
оригиналом, выделять характерные
черты. Помочь детям научиться
изображать портрет пожилого
человека ( морщинки, седые волосы)
с помощью шерстяных ниток разных
оттенков.
Альбомный
лист, цветные
карандаши,
фломастеры,
шерстяные
нитки, клей.
ножницы.
Бумага, гуашь
или акварель,
кисти
: Продолжать стимулировать детей к
изображению портрета. Знакомить
детей с русской культурой,
воспитывать национальный
характер. Познакомить детей с
образом русской женщины в
картинах мастеров живописи.
Раскрыть понятие "русская
красавица".Учить детей передавать
женский образ через плавность
линий, колорит работы.
Развивать у детей эмоциональный
отклик на весеннее изменение
природы, побуждать к рассказу об
увиденных изменениях. Развивать
эстетическое восприятие,
наблюдательность.
Совершенствовать композиционные
умения. Формировать навыки
коллективной работы в процессе
выполнения общего панно.
Познакомить детей с творчеством
художников анималистов.
Фото и видео
материал,
репродукция
картины,
акварель или
гуашь, палитры,
кисти,
поролоновые
штампы.
Лист белой
бумаги,
изобразительные
материалы на
выбор.Продолжать формировать умение
всматриваться в иллюстрации,
рассказывать о них, замечать
выразительные характерные черты
животных. Выполнить рисунок
любого животного материалами по
выбору.
Закрепить правильное решение
композиции в листе, Учить рисовать
объект путём анализа его
функциональных частей . Развивать
фантазию, придумывая свой образ
инопланетянина и инопланетного
космического корабля. Развивать
дизайнерские навыки для
выполнения этого задания.
Закрепить умение детей выполнять
рисунок в технике предметной
монотипии, развивать творческую
фантазию ребёнка при создании
сказочного сюжета, закреплять
умение рисовать кистью и
красками , используя мазки
различного характера. Осуществлять
замысел соответственно образу
сказочного героя, научить детей
подчинять цветовую гамму красок
эмоционально образному
содержанию рисунка.
Познакомить детей с древнерусским
зодчеством, показать основные
конструктивные части храма.
Рассказать об используемых
материалах при строительстве храма
и колорита их изображения.
Формировать умение соподчинять
принципы композиции с
собственным замыслом.
Познакомить детей с народным
Иллюстрации,
фотоматериалы,
цветная бумага,
гуашь,
поролоновые
палочки,
блопены,
маркеры,
палитры. кисти.
Альбомный
лист, гуашь,
акварель,
фломастеры,
торой лист
бумаги для
отпечатка.
Фото и видео
материал, белая
бумага, гуашь,
акриловая
краска золотого
цвета, кисти,
палитры
Картонная
тарелка, гуашь,
тонкие кисти,
золотая
акриловая
краска.
2
2
2
2
"Русские
красавицы "
" Весна в
картине Н.
Новикова "
Песня
скворца"
Апрель
" Художники
анималисты
"
" На
пыльных
тропинках
далёкихАльбомный
лист, гуашь,
широкие кисти,
фломастеры.
блопены, уголь.
промыслом Хохломой, историей её
возникновения. показать и обсудить
предметы, украшенные этой
росписью. Научить детей видеть и
выделять характерные элементы
росписи ( ягоды, цветы. завитки).
Обсудить цветовую гамму росписи.
Выполнить роспись тарелки.
: Формировать у детей
патриотические чувства к Родине,
познакомить с великими подвигами
героев, на основе знакомства с
батальными жанрами живописи. .
Учить применять художественно
выразительные средства для
раскрытия темы войны. продолжать
развивать творческое воображение,
умение выразить эмоции цветом.
планет"
" Какого
цвета зло? "
«Православн
ые святыни»
Май
"
Хохломские
мастера "
2
2
2" Был
трудный бой
"
2
2
2