Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"
Оценка 5

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.06.2017
Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"
Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком" разработана для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель программы – оказание психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, содействие к привлечению родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу. Программа рассчитана на 10 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"
Программа Школа родителей с особым ребёнком.doc
Согласовано:                                                                                                 Утверждаю: Директор ГБУ «КЦСОН                                                                    Директор МКУ ИДК  Гагинского района                                                                              системы образования ___________ /А.А.Горшков/                                                            __________ /Т.Н. Пашкина/ ГАГИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНФОРМАЦИОННО­ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»                            Разработчик:  методист по организации  социально­психологической поддержки Е.В. Морозова 2015­2016 г.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   современных   социально­экономических   условиях   значительно обострились   проблемы   социальной   адаптации   и   реабилитации   лиц   с ограниченными   возможностями   здоровья.   Несмотря   на   множество предложенных   форм   образования   и   воспитания   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   воспитывающая   ребенка­инвалида, сталкивается   с   трудностями   в   решении   педагогических,   социально­ психологических и правовых задач.   семья, Семья   не   может   воспитывать   ребенка   изолированно   от   других воспитательных   институтов,   так   как   ребенок   с   ограниченными возможностями   здоровья   (ОВЗ)   посещает   дошкольное   учреждение,   школу, различные центры и другие образовательные учреждения.  Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами ­ это семья, где происходит зачастую   дезинтеграция   семейных   отношений.   Болезнь   ребенка   зачастую меняет   весь   привычный   уклад   жизни   в   семье.   Возникают   неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка­инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.  Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они   не   всегда   умеют   создать   условия,   позволяющие   ребенку   нормально развиваться,   обучаться   и   самореализовываться.   Самостоятельно   изменить сложившуюся   ситуацию   многие   семьи   не   способны.   Родителю,   не включенному   в   коррекционный   и   реабилитационный   процесс,   сложно изменить  сложившиеся стереотипы своего  взаимодействия  с ребенком, что тормозит   сам   процесс   коррекции   и   реабилитации.   При   оказании своевременной   психолого­педагогической   помощи   повышаются   шансы успешной адаптации  детей­инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях. Поэтому необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать   формы   работы   по   взаимодействию   специалистов   с   семьей, совершенствовать   систему   комплексного   психолого­педагогического сопровождения. В   программу   включены   психологические   занятия,   направленные   на поддержку   семей,   воспитывающих   детей­инвалидов,   на   развитие   системы психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Цель программы – оказание психологической помощи родителям,  воспитывающим ребенка­инвалида, содействие к привлечению родителей к  коррекционно­реабилитационному и воспитательному процессу. Задачи программы:  обучение родителей коррекционно­развивающему взаимодействию с  ребенком;  формирование эффективной родительской позиции,  оказание своевременной психологической и информационной помощи  семьям, воспитывающим ребенка­инвалида;  формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на  основе его компенсаторных возможностей,  формирование позитивного образа ребенка, его будущего через  изменение уровня родительских притязаний. Целевая группа: родители, воспитывающие детей­инвалидов.  Сроки реализации:  10 часов с периодичностью занятий 1­2 раза в месяц.  Продолжительность занятия – 2 часа. Формы и методы работы:  В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые  формы работы с родителями. Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в  группах и индивидуально. Ожидаемые результаты реализации программы:  Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка  с ОВЗ.  Создание условий для обеспечения психологической безопасности  семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.  Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с  ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.  Овладение навыками коррекционно­развивающего взаимодействия с  ребенком.  Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с  ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний. Основные требования к реализации программы: Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической  деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта,  терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность,  постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и  формы проводимых занятий. Образование и просвещение родителей детей­инвалидов ориентировано на  актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными  нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья,  безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия  с ОУ.  Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда  обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с  особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и  возможностей. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Кол­во часов 2 Организационн ая форма Лекция Практикум №п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4.   Семья   и  ее   роль  в развитии и воспитании ребенка   с   ОВЗ. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления Взрослые и дети:  какие мы? Общение с  ребенком.  Проявление  родительского  принятия и любви Воспитание  ребёнка:   требования и  контроль 5. Счастливая семья.  Подведение итогов 2 2 2 2 Задачи Знакомство с психологическим  климатом в семьях, воспитывающих  детей­инвалидов. Адекватная оценка  роли семьи и её влияния на  формирование личности ребенка с  ОВЗ. Знакомство с возможностями семьи в  воспитании детей с нарушениями  интеллектуального развития Осознание различий между  внутренним миром ребенка и  взрослого, восприятием,  эмоциональными переживаниями.  Мотивами, потребностями,  поведением. Приобретение навыков  анализа причин поведения ребенка,  исходя из позиций самого ребенка. Введение понятия «принятие».  Ознакомление с особенностями  принимающего и непринимающего  поведения родителей.  Улучшение эмоционального  состояния участников. Формирование представлений о  безусловном принятии как главном  условии удовлетворения потребности  ребенка в любви. Развитие навыков  выражения негативных эмоций в адрес ребенка. Формирование доверительных  отношений. Осознание родительской  позиции и целей воспитания.  Знакомство родителей с формами  контроля за ребенком, расширение  представлений о дисциплине.  Формирование умения регулировать  контролирующие функции в  соответствии с зонами контроля за  ребенком. Оказание эмоциональной  поддержки родителям.  Групповой тренинг «Родительская  эффективность » Групповой тренинг «Родительская  эффективность » Групповой тренинг «Родительская  эффективность » Групповой тренинг «Родительская  эффективность » Оказание   эмоциональной   поддержки родителям.  Снятие чувства напряжения и тревоги в вопросах воспитания ребёнка с ОВЗ. Формирование адекватных позитивных представлений о ребёнке КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Занятие 1. Лекция на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их  преодоления» Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.  Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа,  социальное окружение) ­ необходимое условие нормального развития ребенка. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального  развития.  Показатели успеха коррекционно­педагогической работы. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями  интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание,  эмоционально­личностное развитие, физическое воспитание)  Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями  интеллектуального развития. Практикум: вопросы и задания. Занятие 2. Групповой тренинг «Родительская эффективность»  «Взрослые и дети: какие мы?» Разминка «Цветок настроения». Выработка и принятие правил группы. Упражнение «Знакомство с семьей». Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир». Информативный блок. Упражнение «Пойми чувства ребенка». Упражнение «Я­сообщение». Рефлексия, обратная связь. Домашнее задание. Занятие 3. Групповой тренинг «Родительская эффективность»  «Общение с ребенком. Проявление родительского принятия и любви» Приветствие «Комплимент». Обсуждение домашнего задания. Информационный блок. Упражнение «Активное слушание». Упражнение «Никто не знает, что…». Упражнение «Мне в тебе нравится…». Творческая работа «Портрет моего ребенка». Рефлексия чувств. Домашнее задание. Занятие 4. Групповой тренинг «Родительская эффективность»   «Воспитание ребёнка:  требования и контроль» Разминка «Ассоциации». Обсуждение домашнего задания.  Информационный блок.  Работа в парах «Зоны контроля».  Упражнение «Родительские требования». Упражнение «Анализ общения матери с ребенком». Упражнение «Родитель­ребенок».  Упражнение «Испорченный телефон».  Домашнее задание.  Рефлексия. Занятие 5. Групповой тренинг «Родительская эффективность» «Счастливая семья. Подведение итогов» Упражнение «Ластик». Упражнение «Привет».  Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка». Упражнение «Я – ребенок». Упражнение «Безоценочное восприятие». Упражнение «Я забочусь …». Упражнение «Я­высказывание». Упражнение «Передай сигнал». Арт­терапия «Мой ребенок». Музыкальная релаксация. Работа по подгруппам «Права родителей и детей». Рефлексия занятия. Прощание. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов­психологов. – Москва «Владос», 2008. 2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С­Пб.: Издательство ППМИ, 1993.  3.  Развитие   навыков   общения  у   детей   с  умеренной   и  тяжелой   умственной отсталостью / Пособие для учителя – С­Пб, издательство «Союз», 2004. 4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С­Пб, Воронеж, Минск, 2004. 5.   Смирнова   Е.Р.   Толерантность   как   принцип   отношения   к   детям   с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно­ реабилитационной работы № 2, 1997. 6.  Шмидт   В.Р.   Психологическая   помощь   родителям   и   детям:   тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007. 7.   Марковская   И.М.   Тренинг   взаимодействия   родителей   с   детьми.   Цели, задачи и основные принципы – С­Пб, «Речь», 2005. 8.   Бурмистрова   Е.В.   Семья   с   «Особым   ребенком»:   психологическая   и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь­декабрь 2008. Групповой  тренинг «Родительская эффективность»  «Взрослые и дети: какие мы?» Задачи занятия: 1. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением. 2. Приобретение   навыков   анализа   причин   поведения   ребенка,   исходя   из   позиций самого ребенка. 3. Сплочение группы. Структура занятия: 1. Разминка «Цветок настроения». 2. Выработка и принятие правил группы. 3. Упражнение «Знакомство с семьей». 4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир». 5. Информативный блок. 6. Упражнение «Пойми чувства ребенка». 7. Упражнение «Я ­ сообщение». 8. Рефлексия, обратная связь. 9. Домашнее задание. Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман. Ход занятия 1. Разминка «Цветок настроения». Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы. Материал: лепестки из цветной бумаги. Инструкция:  перед   вами   на   столе   лежат   разноцветные   лепестки.   Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.  2. Выработка и принятие правил группы. Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы. Например:   приходить   на   занятия   без   опозданий,   выключать   мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать, активно участвовать в работе группы и т. д. 3. Упражнение «Знакомство с семьей». Инструкция:  назовите свое имя и расскажите  немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни? 4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир». Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов.  Ответы заносятся в таблицу. Вопрос  Мое любимое (нелюбимое)  животное. Почему?  Мой любимый (нелюбимый)  Ответы за себя Ответы за ребенка Таблица №1 Реальный ответ ребенка цвет. Почему?  Моя любимая сказка. Сказка,  которая мне не нравится. Доброго волшебника я попросил бы о……..,       а злого о……. Почему? В каких животных превратил бы  волшебник меня и членов моей  семьи. Почему? Реальные ответы ребенка родитель получает дома. Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка. 5. Информационный блок.    Различия   между   внутренним   миром   ребенка   и   взрослого,   между восприятием,   эмоциональными   переживаниями,   мотивами,   потребностями, поведением.   Негативное   поведение   ребенка,   как   следствие   родительского   невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.  Побуждение родителей к актуализации своего опыта. 6. Упражнение «Пойми чувства ребенка». Инструкция:  чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Ситуация и слова ребенка 1. «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил   у   меня   портфель,   и   из   него   все посыпалось». 2. Ребенку   сделали   укол,   он   плачет:   «Доктор Чувства ребенка Таблица №2 плохой!» 3. Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь:   «Маленькая,   маленькая»,   ­   а   меня никогда не жалеешь». (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча­а­шечка!». (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» 4. 5. 6. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!» Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают? 7. Упражнение «Я ­ сообщение».  В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь   разберем   обратную   –   когда   переживает   родитель.   Попробуйте   сказать   о   своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используйте «Я­послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете. Ситуация Ваше чувство Ребенок   шалил   за   столом   и, несмотря   на   предупреждение, Таблица №3 Я – сообщение   пролил молоко. Вы входите в комнату (9 этаж) и видите   вашего   сына­дошкольника сидящим   на подоконнике открытого окна. Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела  кусок  торта,  который вы приготовили к торжеству. Вы   только   что   вымыли   пол,   сын пришел и наследил. Вы приходите с сыном в гости, он начинает  проситься  домой,  но вы хотели   бы  остаться   на   некоторое время. Вы   заходите   на   кухню   и   видите своего   маленького   ребенка   с кухонным   ножом,   пытающегося нарезать хлеб. 8. Рефлексия, обратная связь. Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение? 9. Домашнее задание.   Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка» Заполнение таблицы: Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке Таблица №4 1. 2.    1. 2. Нарисовать   круглый   стол   с   ребенком   и   попросить   ребенка   рассадить   за праздничным столом тех, кого бы он хотел видеть на семейном празднике. Попросить   ребенка   нарисовать,   какие   эмоции   и   чувства   вызывают   сидящие   за столом. Форма выбирается произвольно. Групповой  тренинг «Родительская эффективность» «Общение с ребенком. Проявление родительского принятия и любви» Задачи занятия:  1. Введение понятия «принятие». 2. Ознакомление   с   особенностями   принимающего   и   непринимающего   поведения родителей. 3. Формирование   представлений   о   безусловном   принятии,   как   главном   условии удовлетворения потребности ребенка в любви.  4. Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка. 5. Улучшение эмоционального состояния участников. Структура занятия: 1. Приветствие «Комплимент». 2. Обсуждение домашнего задания. 3. Информационный блок. 4. Упражнение «Активное слушание». 5. Упражнение «Никто не знает, что…». 6. Творческая работа «Портрет моего ребенка». 7. Рефлексия чувств. 8. Домашнее задание. Материалы:  мяч,   бумага,   краски,   мягкие   модули,   цветные   карандаши,   аудиозапись спокойной музыки.   Ход занятия 1. Приветствие «Комплимент». Инструкция: бросить мяч и сказать комплимент участнику. 2. Обсуждение домашнего задания.  Групповая дискуссия «Реальные ответы ребенка», «Что меня радует и что огорчает в   ребенке»:   обмен   мнениями,   чувствами,   эмоциями,   переживаниями,   трудностями. Актуализация опыта участников, обмен рекомендациями или советами. Ведущий должен подвести дискуссию к вопросу о том, что продолжением достоинств детей часто являются их недостатки. Групповая дискуссия «Ближайшее окружение ребенка и эмоции ребенка, которые с ним связаны», анализ детских рисунков. Группа обсуждает, кто из членов семьи является для ребенка самым близким, какие эмоции переживает в этой связи ребенок. Психолог подводит участников к тому, что наиболее близкий член семьи для ребенка это объект любви. 3. Информационный блок.   Введение понятия «принятие».   Ознакомление родителей с зонами принятия.   Относительное принятие ребенка родителем. Что влияет (ситуация, личностные свойства родителя, личностные качества ребенка) на принятие ребенка.   Совместный   поиск   факторов,   которые   определяют   принятие   и   непринятие ребенка.   Понятие   о   «языке   принятия»   и   «языке   непринятия».   12   барьеров общения. Вербальное и невербальное выражение принятия и непринятия.  Условное и безусловное принятие ребенка.  Выражение   отрицательных   переживаний   (ты­сообщение,   я­сообщение). Основные принципы выражения отрицательных эмоций в адрес ребенка. 4. Упражнение «Активное слушание».  Инструкция: необходимо предугадать возможную реакцию ребенка на  произнесенную фразу и правильно ответить на проявления детских чувств.   Чувства ребенка Огорчение, обида Таблица №1 Ваш ответ Ты очень расстроился, и тебе  было обидно Ситуация и слова ребенка ПРИМЕР: На уроке рисования Петя пролил  воду прямо мне на штаны, все  ребята смеялись. Сегодня на уроке мы лепили из  пластилина, у всех получилось, а у  меня нет. Меня поцарапала кошка, а я просто хотел с ней поиграть. Я дал игру поиграть Вове, а он ее  порвал. Я хотел достать книжку с полки, а  ваза упала и разбилась. Смотри какую красивую картинку  я нарисовала. 5. Упражнение «Никто не знает, что...». Инструкция:  все   участники   сидят   в   кругу   на   стульях.   По   сигналу   ведущего участники   начинают   перебрасывать   друг   другу   мяч   (свободный   выбор),   при   этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я... (умею, люблю, знаю и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре. 6. Упражнение «Портрет моего ребенка». Инструкция:  участникам   тренинга   предлагается   устроиться   так,   чтобы   было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка, обратить внимание на выражение его лица (упражнение выполняется под спокойную музыку). Затем родители создают портрет своего ребенка в произвольной форме. Обсуждение:  какие   особенности своего   ребенка  вы  изобразили,  что еще  можно добавить? 7. Рефлексия чувств. Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии. Групповой  тренинг «Родительская эффективность» «Воспитание ребёнка:  требования и контроль» Задачи занятия: 1. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине. 2. Формирование   умения  регулировать   контролирующие   функции  в  соответствии   с зонами контроля за ребенком. Структура занятия: 1. Разминка «Ассоциации». 2. Упражнение «Разожми кулак». 3. Обсуждение домашнего задания. 4. Информационный блок. 5. Работа в парах «Зоны контроля». 6. Упражнение «Родительские требования». 7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком». 8. Упражнение «Испорченный телефон».  9. Упражнение «Родитель­ребенок».  10. Домашнее задание. 11. Рефлексия. Материалы: текст к упражнению «Испорченный телефон». Ход занятия 1. Разминка «Ассоциации». Участники садятся в круг. Один называет слово, следующий по кругу называет  ассоциацию на это слово и т.д. пока круг не замкнется. 2. Упражнение «Разожми кулак».  Участники разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача  второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему. 3. Обсуждение домашнего задания.  Групповая работа. Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: легко ли было подобрать нейтральные слова? А как вы хвалите ребенка? Во всех ситуациях вы так хвалите или нет? Меняется ли ваше поведение в общении с ребенком в зависимости от ситуации? Когда вы собираете ребенка в детский сад (школу), что ему говорите? Когда укладываете спать? Когда ужинаете? Сравните списки, которые вы подготовили. Что у вас получилось? Чаще хвалите ребенка или наказываете? Как вы это делаете? Что при этом может чувствовать ребенок? 4. Информационный блок.   Правила и требования, которым дети должны подчиняться.   Значения приобретенных знаний и умения учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребенка.   Главные принципы дисциплины: Принцип 1: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Принцип   3:  родительские   требования   не   должны   вступать   в   явное   противоречие   с важнейшими потребностями ребенка. 5. Работа в парах «Зоны контроля».  Определить   зоны   действий   и   поступков   ребенка   (от   свободной   до   абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях:  * зона свободных действий ребенка: действия по его собственному усмотрению.  * зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ.  * зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.  * зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).  Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля. 6. Упражнение «Родительские требования». Составьте список своих требований к ребенку. Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребенка? Может быть, это связано с тревогой за безопасность ребенка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребенка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите   на   список   требований,   как   вы   считаете,   не   являются   ли   ваши   требования избыточными.   Может ли   ваш ребенок  выполнить  их?   Вспомните,  а что ваши  родители требовали от вас. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований должно включать:   описание  ситуации;  ожидания родителей;   веру в возможности ребенка. Следует   различать   конкретные   и   тотальные   запреты.   Тотальные   запреты формулируются   в   безличной,   безальтернативной   форме   по   отношению   к   поступкам ребенка, представляющим опасность для его жизни, затрагивающим достоинство других людей, либо поступкам, которые наносят вред собственности.  Конкретные запреты должны включать следующие компоненты:   констатацию чувств и желаний ребенка;  четкий запрет;   предложение альтернативного действия вместо запрещенного. 7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком». Ниже   предлагаются   высказывания   матерей,   направленные   на   ограничение   или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность. * Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что­ * то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности). «Дети   не   испачкайтесь   песком»,   «Аккуратно   играйте,   а   то   можно пораниться», «Играйте аккуратно, никуда не лазайте», «Дети, не балуйтесь, не бросайте песком друг в друга» (регламентация). * Мама их отругает и в угол поставит (наказание). * * * Мама говорит: «Кидай мне мяч, а я кину тебе» (побуждение к совместной «Нельзя песок брать, он грязный» (запрет). «Дети! Молодцы, играйте дружно» (положительная оценка). деятельности). * «Зачем   ты   разбросала   все   кубики?   Иди   есть,   а   потом   все   убирать» (отрицательная оценка, регламентация). «Кубики не теряй, покупать больше не буду» (ожидание негативного исхода) «Собирай игрушки, хватит играть» (ограничение активности). * * * Девочка раскидала игрушки и не хочет убирать. Мама говорит ей: «Убирай, * или я твои игрушки выброшу в окно» (угроза наказания). «Доченька,   помоги   мне   собрать   игрушки,   пожалуйста»   (побуждение   к совместной деятельности). «Давай с тобой вместе поиграем» (побуждение к совместной деятельности). * * Мама   говорит:   «Ты   строишь   домик?   Сколько   этажей?   Молодец,   давай вместе играть» (побуждение к совместной деятельности, позитивная оценка). «Почитай еще, не выйдешь, пока не почитаешь» (угроза наказания). «Положи книгу, хватит читать» (запрет) «Не   трогай   тетрадку,   пока   не   порвала»   (ожидание   негативного   исхода детской активности). «Хватит читать! Еще не надоело? В школе начитаешься» (запрет). «Учись, дочка, читать. В школе пригодится» (побуждение к деятельности). «Доченька,   давай   с   тобой   почитаем»   (побуждение   к   совместной деятельности). «Хорошо читаешь, молодец!» (позитивная оценка). «Зачем нам нужна эта поделка? Куда мы ее повесим?» (игнорирование). «Почему ты так измазалась? Я тебя накажу» (угроза наказания). «Давай мне свою поделку, я ее спрячу в сумку» (игнорирование). * * * * * Мама:   «Откуда   ты   такой   кораблик   взял?»   Мальчик:   «Я   сделал».   Мама: * * * * * * * * «Зачем ты сделал?» (игнорирование). «Спасибо, очень красивый кораблик!» (позитивная оценка). «Спасибо,   я   очень   рада,   давай   поставим   его   на   окошко!»   (позитивная оценка). 8. Упражнение «Испорченный телефон».  Инструкция:  Участник   слушает   и   запоминает   предложенный   текст,   а   затем передает его по цепочке.  Текст «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернётся к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё, на совещании   надо   не   забыть   объявить,   что   все   начальники   отделов   должны   пройти обследование   у   психологов,   которые   будут   работать   в   20­й   комнате   с   10   часов   утра ежедневно до 2 октября».  В конце упражнения психолог акцентирует внимание участников на том, что это упражнение демонстрирует особенности восприятия детьми требований взрослых. 9. Упражнение «Родитель­ребенок».  Инструкция: договоритесь, кто из вас будет – А, а кто – Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это – позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б. попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут   болеть,   глаза   почувствуют   напряжение   и   усталость.   Возможно,   вы   ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает   осознать   внутреннее   состояние,   потребности   и   чувства   ребенка.   Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на   ваши   чувства   и   взаимоотношения.   Правда,   это   влияние   не   всегда   осознается.   При общении с ребенком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку. 10. Домашнее задание.  Записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты и с чем они были связаны? 11. Рефлексия. Групповой  тренинг «Родительская эффективность»  «Счастливая семья. Подведение итогов». Задачи занятия:  1. Оказание эмоциональной поддержки родителям.  2. Снятие чувства напряжения и тревоги. Структура занятия: 1. Упражнение «Ластик». 2. Упражнение «Привет».  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка». 4. Упражнение «Я – ребенок». 5. Упражнение «Безоценочное восприятие». 6. Упражнение «Я забочусь …». 7. Упражнение «Я­высказывание». 8. Упражнение «Передай сигнал». 9. Арт­терапия «Мой ребенок». 10. Музыкальная релаксация. 11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей». 12. Рефлексия занятия. Прощание. Материалы: ластик, бумага, ручки, краски, спокойная музыка, ватман. Ход занятия 1. Упражнение «Ластик».    Ведущий прячет в помещении ластик (на видном месте). Участникам необходимо найти его и, не подавая вида, сообщить об этом ведущему на ухо, а затем сесть в круг. Обратная связь. 2. Упражнение «Привет».  Участники встают лицом в круг. Водящий ходит за спинами других касается кого­ нибудь.   Затем   он   должен   оббежать   весь   круг,   а   тот,   кого   коснулись,   бежит   в противоположном направлении. Когда они встретятся на противоположной стороне круга, им необходимо поздороваться, обратившись по имени (напр. «Привет, Ирина!»). Затем они стремятся добежать до свободного места. Тот, кто не успел, становится водящим.  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка». Инструкция: разделите лист бумаги на две части. В первой части составьте список положительных качеств ребенка. Во второй опишите те качества ребенка, которые вам не нравятся в нем. Сравните эти два списка. Посмотрите на список нежелательных качеств ребенка, подумайте какие качества можно изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребенку, а какие нет. Попытайтесь посмотреть на негативные качества по­другому, найдите в них что­ нибудь положительное. Например, вы написали, что ребенок очень медлителен. Что можно найти положительного в этом качестве? Оборотной стороной медлительности, возможно, является то, что ребенок все выполняет без спешки и качественно. Часто отвержение ребенка связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Задача родителя принять, полюбить самого себя. 4. Упражнение «Я – ребенок». Инструкция:  выберите какой­нибудь тяжелый период вашего детства. Каким вы видите себя – ребенка? Он сидит, стоит… обратитесь к нему, скажите ласковые слова, посоветуйте  ему  что­нибудь.  Будьте  ему  таким  родителем,   какого вы  сами   хотели  бы иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка, которым вы были. Приласкайте, побаюкайте ее. Данное упражнение следует проводить только опытному тренеру и только в зрелой группе, т.к. оно вызывает сильные переживания, которые не всегда могут быть поняты и приняты менее зрелой группой. Ведущий группы должен быть подготовлен к тому, чтобы помочь членам группы справиться с эмоциями. Общение в нашей культуре поведения очень оценочно. Вспомните, сколько ярлыков мы навешиваем, говоря о ком­то: «он глупый», «она ничего не умеет делать хорошо» и.т.д. Однако, для психологического благополучия ребенка важно, чтобы общение с ним было безоценочным. 5. Упражнение «Безоценочное восприятие». Участники в парах по очереди описывают друг друга в течение 5 мин. Все  характеристики должны носить безоценочный характер. Обратная связь в парах. Затем   родителям   необходимо   переключить   внимание   на   своего   ребенка   и постараться посмотреть на него совершенно новым взглядом. Обсуждение: * Замечаете что­нибудь новое?  * Что вы склонны оценивать в своем ребенке, может быть вы найдете то, за что постоянно его критикуете? 6. Упражнение «Я забочусь …». Инструкция: представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь   и   поведение   которых   чувствуете   ответственность.   Составьте   свой   список. Озвучивание списков. Обсуждение:   «Включил(а) ли я себя в этот список?» Многие родители вкладывают много сил и энергии в заботу о людях и с готовностью распространяют эту заботу на кого угодно, за исключением самих себя. Разве не очевидно, что это является непосильной ношей для внутреннего «Я» любого человека? Можно   сказать,   что   у   нас   есть   еще   один   ребенок,   которому   мы   уделяли   мало внимания. Этот ребенок – ваше собственное внутреннее «Я». Не кажется ли вам, что в каком­то смысле вы похожи на мачеху из сказки, ведь вы обращаетесь с вашим внутреннем ребенком как с Золушкой? Проверьте, насколько подходит для вас такого рода идея: «Я не должен(на) посвящать всего себя кому­либо еще. Я в долгу, прежде всего, перед самим(ой) собой».  Какие чувства вызывают у вас следующие утверждения?  Я имею право: ­ побыть в одиночестве; ­ на уважительное обращение; ­ быть счастливым(ой); ­ свободно распоряжаться своим временим.  Кто   несет   ответственность   за   то,   чтобы   я   обладал(а)   этими   правами? Примерьте на себя также идею: «Я должен(на) предоставить эти права своему внутреннему Я». Нужно, чтобы вы вернули самих себя – ваши нужды, потребности и переживания – в ситуацию общения  с ребенком. Для этого надо научиться  думать и говорить на языке вашего внутреннего «Я», т.е. на языке положительных Я­высказываний. 7. Упражнение «Я­высказывание». Инструкция: прямо сейчас сформулируйте несколько я­мыслей. Закончите каждое из   предложений   тремя   различными   способами,   просто   для   того,   чтобы   почувствовать вызываемые ими ощущения: * Я   чувствую   себя…возбужденным   (преисполненным   надежды,   озадаченным, голодным, раздосадованным). * Я хочу…(иметь больше хороших друзей, отдохнуть, уважительного отношения к себе). * Я собираюсь… (пойти спать, поехать на отдых, заботиться о себе). Возьмите за правило каждый день на следующей неделе составлять и произносить вслух, по крайней мере, по три таких предложения: я чувствую, я люблю, я хочу. В   ситуации   общения   с   ребенком   старайтесь   ориентироваться   на   собственные ощущения.   Ваш   внутренний   сигнальщик   подскажет,   что   вам   сказать   и   что   сделать. Например,   подросток   включил   очень   громкую   музыку.   Наиболее   распространенная реакция будет: «Выключи сейчас же. Можно оглохнуть!» вы выражаете свое недовольство, но не осознаете, почему вас не устраивает эта громкая музыка. Прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Может быть, вы устали и хотели тишины? Скажите об этом: «Я устала и хочу побыть в тишине». 8. Упражнение «Передай сигнал». Участники с закрытыми глазами встают в круг, в затылок друг к другу и по очереди передают какое­либо движение. Оно должно вернуться к участнику и тогда следующий по очереди передает другое движение. 9. Арт­терапия «Мой ребенок». Инструкция: вспомните ваши ощущения, с которыми  вы ожидали своего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей техники. Для вас главное – совершенствование ваших ощущений и чувств. Каким вы видите вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы,   которые   связываются   в   вашем   сознании   с   ним.   Участники   приступают   к рисованию. Затем родители комментируют свои работы. Психолог   подводит   итог:   «Каким   бы   он   ни   был,   он   все   равно   РЕБЕНОК,   ваш ребенок. Он нуждается в вашей любви  и заботе. А эти чувства всегда  во все времена существования человечества были прекрасны. Желаю вам успехов на этом пути». 10.  Музыкальная релаксация.  Инструкция:  займите   удобное   положение.   Полностью   расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от ваших проблем. Сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая. Она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь. Ей легко. Почувствуйте,   как   легко   дышится   вашей   груди.   Дышите   глубоко,   свободно   (3   раза). Расслабьте   ваши   руки.   Почувствуйте   легкость   в   руках.   Ваши   руки   легкие,   сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Все тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в   землю.   У   вас   легкие,   быстрые   ноги.   Дышите   глубоко,   свободно   (3   раза).   Вы   легки, проворны,   сильны   (3   раза).   Ваше   тело   легкое,   проворное,   сильное   (3   раза)…и   вы отдохнули…открывайте глаза…как вы себя чувствуете? 11. Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».  Участники делятся на подгруппы, одна из которых  формулирует права ребенка, а другая – права родителя. Далее происходит взаимное предъявление этих прав друг другу и утверждение всего списка при взаимном согласии. Принятые права фиксируются на листе ватмана. 12.  Рефлексия занятия. Прощание.

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"

Программа психологических занятий "Школа родителей с особым ребёнком"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017