Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях
Оценка 4.9

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
9 кл—11 кл
16.03.2018
Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях
Цель программы — формирование позитивного принятия себя учащимися, позволяющего эффективно преодолевать критические ситуации существования. Задачи программы: • Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений. • Информирование о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем — их псевдопреодоление, ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его. • Формирование мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования. • Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.
программа суицид .doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 105 имени Героя России Ивана Шелохвостова» Калининский район «Принято» Заседание педсовета №___ «_____» __________20___г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 105 ____________/А.А. Мочалова/ «_____» ____________20___г. Программа психолого­педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях Срок реализации программы: 2015­2020г.г. Новосибирск 2015 2 Программа психолого­педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях составлена ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА с использованием методических рекомендаций и пособий: ­   «Профилактика   саморазрушающего   поведения   обучающихся»   (Автор­составитель  С.   А. Кузикова, Е. В. Куренная); ­  "Психолого­педагогическая   помощь  детям  в   кризисных  ситуациях:  методические   материалы (Автор­составитель: П.В.Зязюлькин.   Рецензенты:   Т.Е.Косаревская,   кандидат   психологических   наук, доцент кафедры психологии УО «ВГУ им. П.М.Машерова); ­  Социально­психологический   тренинг   для   развития   самоуправления   подростков.   Жизнь   по собственному выбору (Автор­составитель Е. В. Кулеш). Социально­экономическая и культурологическая ситуация развития человека, проявляющаяся в высоком   ритме   жизни,   огромном   потоке   информации   и   необходимости   оперативно   реагировать   на различные   вызовы   современной   жизни,   во   многом   противоречит   привычным   способам   построения стратегий   поведения   исходя   из   природных   (биологических)   стимулов   и   общественных   (социальных) нормативов. Современный человек оказался перед необходимостью искать выходы из сложной ситуации, так как в его опыте не содержится похожих стратегий преодоления, путей решения актуальных проблем. Всё это оказало существенное влияние на школу, на тех, кто с ней тесно связан: учащихся, педагогов, родителей.   Таким   образом,   бурное   развитие   цивилизации   и   невозможность   использования   для преодоления современных проблем биологического кода и опыта поколений во многом определило рост психологической травматизации населения, что отражается негативно на его психическом здоровье. Одним из важнейших направлений деятельности современной школы, наряду с воспитанием и обучением подрастающего поколения, является сохранение и укрепления здоровья учащихся. Главная роль в сохранении психологического здоровья учащихся отводится психологической службе учреждения образования.   В   функциональные   обязанности   педагога­психолога   входит   психолого­педагогическое сопровождение   кризисных   периодов   развития   учащихся,   оказание   психолого­педагогической   помощи детям   в   кризисной   ситуации,   профилактика   подростковых   суицидов   и   др.   В   то   же   время   решение проблемы развития здоровья учащихся невозможно без  участия  всего педагогического коллектива  и родителей.  Цель   программы —   формирование   позитивного   принятия   себя   учащимися,   позволяющего эффективно преодолевать критические ситуации существования. Задачи программы:   Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений. Информирование о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представление  девиантного   поведения   как  результата  иллюзорного   способа  решения   проблем  —  их псевдопреодоление, ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.  Формирование   мотивации   развития   своей   личности   посредством   осознания   своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования.  Приобретение   навыков   использования   активных   поведенческих   стратегий   при переживании­преодолении   жизненных   трудностей   и   для   предупреждения   дальнейшего   развития девиантного поведения. Принципы, лежащие в основе программы: • принцип самодеятельности в учебном процессе. Самодеятельность, выполняемая личностью без какого­либо   принуждения,   приводит   к   удовлетворению   своих   наиболее   глубоких   потребностей   и приносит личности удовольствие; • принцип развития. Любое психическое явление рассматривается в развитии и изменении; • принцип единства личности и деятельности. Личность проявляется в деятельности и в ней же она развивается; • принцип опоры на рефлексию как базовый механизм образовательного процесса; •   принцип   психологической   комфортности   предполагает   снятие   по   возможности стрессообразующих факторов учебного процесса; • принцип вариативности. Понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять их перебор, сравнивать и находить оптимальный вариант; 3 • принцип творчества. Формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия. Способы   определения   результативности  —   методы   диагностики:   анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, самоанализ и рефлексия. Способность человека ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, связана с полнотой самоосуществления.  Подходя ближе, чтобы быть самим собой, человек берет в свои руки управление своей жизнью и поведением и постепенно приближается к тем целям, к которым он хочет идти. Быть тем, кто ты есть на самом деле, жизненный путь, который можно описать как нащупывающее, неуверенное поведение, с помощью которого человек исследуя, движется к тому, каким он хочет быть. Он решает, какие линии и формы поведения для него значимы, а какие ­ нет. Ответственно управлять собой ­ значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Для  профилактики  саморазрушающего   поведения   мы   используем   следующие   формы психопрофилактической работы. Первая  форма – организация  социальной среды.  Воздействуя  на социальные  факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.   Объектом   работы   также   может   быть   семья,   социальная   группа   (школа,   класс)   или конкретная  личность. Профилактика  суицидального поведения  у подростков включает  прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. Вторая   форма   психопрофилактической   работы   ­ информирование.  Это   наиболее   привычное направление   психопрофилактической   работы   в   форме   лекций,   бесед,   распространения   специальной литературы или видео­ и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы   личности   с   целью   повышения   её   способности   к   принятию   конструктивных   решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально­экономическим характеристикам. Третья   форма   – активное   социальное   обучение социально­важным   навыкам.  Данная   модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.  Четвёртая   форма   – организация   деятельности,   альтернативной   девиантному   поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы,   спорт   с   риском),   значимое   общение,   любовь,   творчество,   деятельность   (в   том   числе профессиональная, религиозно­духовная, благотворительная). Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности  за  здоровье,  гармонию  с  окружающим  миром  и  своим  организмом.  Здоровый   стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Шестая форма ­ активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. Седьмая   форма   ­ минимизация   негативных   последствий   суицидального   поведения.  Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.  В   различных   видах   психопрофилактической   работы   могут   использоваться   схожие   формы   и методы.  По   способу   организации   работы   выделяют   следующие   формы   психопрофилактики: индивидуальная,   семейная,   групповая   работа.   В   целях   предупреждения   суицидального   поведения используются   различные   социально­психологические   методы.   Среди   ведущих   методов психопрофилактической   работы:   информирование,   групповые   дискуссии,   тренинговые   упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество 4 может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека. Виды и формы оказания психологической помощи детям в критической ситуации  Игротерапия.  Основной   формой   работы   психолога   с   детьми,   пережившими   критическую ситуацию, является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д.  Использование   образов   в   игре   имеет   ряд   психологических   преимуществ.   Создаются   наиболее благополучные   условия   для   личностного   роста   ребенка,   изменяется   отношение   к   своему   "Я", повышается   уровень   самопринятия.   Этому   способствуют   ограничения   переноса   эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.  Использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям:  а)   игра   может   быть   использована   как   инструмент   для   изучения   ребенка   (классическая психоаналитическая   техника,  при   которой   происходит   вытеснение   желания,  замена  одного  действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т. д.);  б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации – "навязчивое поведение".  Мы видим, что игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.  Для работы с детьми используется свободная игра и директивная (управляемая). В свободной игре   психолог   предлагает   детям   разный   игровой   материал,   тем   самым   провоцируя   регрессивную, реалистическую и агрессивную виды игр.  В своих играх дети могут постоянно возвращаться к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого психолог должен научить детей способам нового поведения и другим переживаниям.  Арттерапия.  Данный   метод   построен   на   использовании   искусства   как   символической деятельности.   Применение   этого   метода   имеет   два   механизма   психологического   коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй   связан   с   природой   эстетической   реакции,   позволяющей   изменить   реакцию   переживания негативного   аффекта   в   сторону   формирования   позитивного   аффекта,   приносящего   наслаждение.   В работе   с   детьми   психолог,   используя   игротерапию,   дополняет   ее   арттерапевтическими   методами. Различают   несколько   видов   арттерапии:   рисуночная,   основанная   на   изобразительном   искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.  В практической работе с детьми зарекомендовали себя два способа использования рисуночной терапии – директивная и недирективная. В большинстве же случаев используется разумное сочетание элементов   двух   терапий.   Ребенку   задается   тема   рисования   и   предоставляется   свобода   в экспериментировании и поиске наиболее адекватной формы ее выражения. Можно использовать в работе с детьми следующие виды заданий и упражнений: 1. Предметно­тематический тип – рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки "Моя семья", "Я в школе", "Мой новый дом", "Мое любимое занятие", "Я сейчас", "Я в будущем" и т. д. Образно – символический тип – изображение ребенка в виде образов. Темы могут быть такие: "Добро", "Зло", "Счастье", "Радость", "Гнев", "Страх" и т. д. 2. 3. Упражнения   на   развитие   образного   восприятия:   "Рисование   по   точкам",   "Волшебные пятна", "Дорисуй рисунок". В их основе лежит принцип проекции. 4. Игры­упражнения   с   изобразительным   материалом   для   детей   младшего   дошкольного возраста   –   экспериментирование   с   красками,   бумагой,   карандашами,   пластилином,   мелом   и   др. "Рисование   пальцами   рук   и   ног",   "Разрушение­строительство",   "Наложение   цветовых   пятен   друг   на друга" и т. д. 5 5. Задания на совместную деятельность ­ сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приемы последовательного поочередного рисования типа "Волшебные картинки" – один начинает, другой ребенок продолжает и т. д.   Библиотерапия. Метод   воздействия   на   ребенка,   вызывающий   его   переживания,   чувства   при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Для проведения   такого   вида   работы   можно   порекомендовать   для   детей   разных   возрастов   использование произведений классиков литературы: Л.Н.Толстого, Б.Житкова, В.Осеевой, А.Гайдара и др. Это такие произведения, как "Трусиха", "Аришка­трусишка", "На льдине", "Обвал", "Честное слово", сказки "У страха др.  Использование   произведений   данной   тематики   опирается   на   возрастные   особенности   детей: заражаемость   чувствами   других,   понимание   чувств   других   и   т.   д.   Прослушав   прочитанное   или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрозы, угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений  дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию. "Мальчиш­Кибальчиш" велики", глаза и         Метод свободных словесных ассоциаций. Данный метод используется психологами как метод искусства   придумывания   историй.   Детям   можно   предложить   по   набору   слов   придумывать   разные истории. Психолог предлагает слова, между которыми налицо смысловая связь: бабушка, девочка, волк, поезд и т. д. Детям предлагается придумать любую историю, главное – чтобы истории не повторялись.  Разновидностью применения такого метода является придумывание историй с использованием какого­то одного свойства предмета: например, придумать историю про страну, где все из стекла, из мыла,   из   дерева,   из   сахара,   из   конфет   и   т.   д.   Как   вариант   метода   словесных   ассоциаций   можно предложить детям придумывать истории про то, где все наоборот, по сравнению с тем, что есть на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые, или дети живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя, и т. д. Хороший эффект дает использование такого метода, где дети представляют  себе  страну,  в которой  с  неба  без   остановки  падают  конфеты,  игрушки,  дождь,   снег, деньги, цветы и т. д. Психодрама,  или   драмтерапия. Использование   в   работе   психолога   кукольной   драматизации. Взрослые (или старшие дети) разыгрывают кукольный спектакль, "проигрывая" конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в   ней.   С   детьми,   проявляющими   тревогу,   страх,   пережившими   стресс,   различного   вида   травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы. Суть его в том, что дети готовят представление, но все действующие лица в нем – звери. Дети распределяют между собой роли животных или зверей и проигрывают   конфликтные   и   жизненные   ситуации   на   примере   животных.   Разыгрывая   спектакль, представление   или   ситуацию,   дети   действуют   и   говорят   по­другому,   чем   с   использованием   кукол. Переживания детей, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих и в то же время помогают понять чувства других.  Учитывая   выше   сказанное,   в   работе   с   учащимися   используются   следующие   коррекционные   и развивающие программы № Автор  п/п 1 лькин П.В.Зязю Название  программы Программа оказания психологической помощи старшеклассникам «SOS» Основные цели, задачи Формирование     общих   жизненной цели и профилактика «антивитальных   переживаний», выявление и индивидуальных проблемы; помощь   в   осознании   своей особенности, в формировании активной жизненной   позицию,   развитие саморефлексии.   помощь     Год, тельство   изда­  Витебск:   ГУО «Витебский областной   институт развития образования». 2009.  6 Е.   В. Кулеш С.   А. Кузикова, Е. В. Куренная.   для Социально­ психологический тренинг развития самоуправ   ления подростков. Жизнь   собственному выбору по Техники   и   Развитие адекватных форм   утверждения   самостоя тельности,   личной   автономии, способности   к   самопроекции себя   в   буду   щее.   Расширение осознания   смысла   жизни, конкретизация,   иерархизация жизненных целей.   в технологии психологической помощи подросткам   трудной жизненной ситуации указанные   методических рекомендациях «Профилактика саморазрушающег о поведения обучающихся» в       Развитие   чувства достоинства, собственного внутренних критериев самооценки,   а   так   же   форм   и навыков личностного общения в группе   сверстников,   способов взаимопонимания. Подготовка   к   принятию ответственных   решений   и умению   делать   осознанный выбор. Хабаровск: Изд­во   Дальневосточ. гос. гуманит. ун­та, 2008. Краснодар:   ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. 7 Список психодиагностических методик для исследования склонности к саморазрушающему Приложение поведению обучающихся Предлагаемый комплекс психодиагностического инструментария представляет собой комплекс психологических   методик   и   тестов,   которые   могут   быть   использованы   педагогом­психологом   для выявления детей группы риска по суицидальному поведению.   Карта наблюдений (Д.Стотта)   1. Методики для выявления предпосылок развития девиантного поведения:  Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)  Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)   Опросники Т.М. Ахенбаха  Опросники Т. М. Ахенбаха для учителей        Шкала поиска острых ощущений,  или чего вы хотите от жизни?  Методика для оценки наличия и выраженности иррациональных установок (А.Эллиса)  Модифицированный вариант опросника «Решение трудных ситуаций»   Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) 2. Методики для выявления зависимого поведения  Диагностика социально­психологической запущенности детей «Шкала принятия других» (В.Фейя) «Шкала доброжелательности»  (Д.Кэмпбелла) «Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта) «Шкала враждебности» (В.Кука ­ Д.Медлей)  «Шкала доверия» (М.Розенберга) Тест RAFFT  (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) для быстрой диагностики алкоголизма и Тест­опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова   Анкета   для   раннего   выявления   родителями   химической   зависимости   у   подростка наркомании у подростков (Е.В.Змановская) Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST)  Тест Фагерстрёма на определение степени никотиновой зависимости  Тест на интернет­аддикцию (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров).  3. Методики для оценки характерологических особенностей:  Методика акцентуации   характера   определения     (К.   Леонгард   –   Х. Шмишек)  Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко)  Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э. Г. Эйдемиллер)  Опросник EPQ (Г. Айзенк)  Опросник EPI (Г. Айзенк)  Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"  Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)  4.   Методики   диагностики   социально­психологической   адаптации,   межличностных Тест  «Дом. Дерево. Человек» отношений и представлений о себе:  Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири)  Методика «Q­сортировка», или ваше мнение о себе самом  Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В. Шутца)  Шкала социально­психологической адаптированности  Методика диагностики социально­психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)  Исследование   конфликтности   подростков   методом   незаконченных   предложений   (вариант метода Сакса­Сиднея) Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас)   Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса – А. Дарки) 8 Тест для оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер)    Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т. И. Пашуков) 5.   Методики   для   выявления   эмоциональных   состояний,   стрессовых   ситуаций   и   их преодоления:   Методика Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк) психологических для     оценки     защит   (Р.   Плутчик,   Г. Келлерман)   Методика   определения   индивидуальных   копинг   стратегий (Э. Хайм)  Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор)  Определение уровня депрессии Т. И. Балашова  Рисуночный тест Сильвер. 9 Список использованной и рекомендуемой литературы 1. Алимова   М.   А.   Суицидальное   поведение   подростков:   диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс). 2. Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе ­ помоги другому. М.: Институт психотерапии, 2001. 3. Змановская,   Елена   Валерьевна.  Девиантология. М.:   Издательский   центр «Академия», 2003.– 288 с.  4. Ипатов,   Андрей   Владимирович.  Личность   аутодеструктивного   подроста. Исследование и коррекция. Монография. СПб.: Издательство «Аура Инфо», 2012 г.– 248 с.] 5. Кучер   А.   А.   Костюкович   В.   П.   Выявление   суицидального   риска   у   детей //Вестник психосоциальной  и коррекционно­реабилитационной  работы. – 2001. № 4. – С.32­39 6. 7.    Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. М.: Смысл, 2000.  Малкина­Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М., 2008. 8. – 960 с. 9.   Марина   И.   Е.   Психологическое   сопровождение   личности,   склонной   к суицидальным формам поведения: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. Красноярск, 2006. – 24 с. 10. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005. – 182 с. 11.  Профилактическая работа классных руководителей с подростками, склонными к суицидальному поведению. Методические рекомендации./ Составитель: М. И. Шиняев. Тамбов: ТОИПКРО, 2012. – с.52. 12.   Психологические   аспекты   детского   суицида:   технологии   профилактики: Сборник материалов международной научно­практической конференции /Андрюхин Н. Г., Артамонова Е. Г., Банщикова Т. Н., Березина В. А., Богачева Т. Ю., Вихристюк О. В., Ермолаева А. В., Ефимова О. И., Зайцева Н. В., Карпенюк К. В., Колосова А. А., Кретова Н. О., Мищенко П. П., Ощепков А. А., Райфшнайдер Т. Ю., Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю. / Сост. и науч. ред. Н. Ю.Синягина, Н. В. Зайцева, Е. Г. Артамонова. М., 2013. – 99 с. 13.   Пурич­Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. М.: Медицина, 2000. 14. Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. М., 2012. – 113 с. 15. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое рекомендации. М., 1987. 16.   Суицидальное  поведение  подростков. Методические  рекомендации/ Авторы­ составители:   Л.   К.   Стадухина,   Н.   В.Петрова,   Е.   Л.   Норкина,   О.   А.   Маркова,   М. Ю.Бондаренко. Йошкар­Ола, 2013. – 50с. 17.   Тормосина   Н.   Г.   Психологическая   профилактика   аутодиструктивного поведения   в   подростковом   возрасте:   автореферат   диссертации   на   соискание   ученой степени кандидата психологических наук. Пятигорск, 2013. – 23 с. 10 18. Шустов Д. И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия. Журнал практической психологии и психоанализа, № 1, март. – 2005г. 19.   Организация   профилактики   суицидального   риска   в   учреждении образования/авт.­сост. Н. А. Сакович.  Минск: Красико­Принт, 2011. 20. http://trmk.moy.su/metod­rekom­po_profilaktke_suicida_sko.docx 21. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/soln_suic.pdf 22. http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/klasnnye­ruk­deti.pdf 23. http://www.oksanochka.com/003/001/033.shtml 24. http://www.ahmerov.com/book_651_chapter_188_2.4._Formirovanie_ehffektivnykh _ehkonomicheskikh.html 25. http://ru.convdocs.org/docs/index­367183.html 26. http://www.gou­center.kubannet.ru/norm­prav­doc.html 27. http://docplayer.ru/429003­Suicidalnoe­povedenie­podrostkov.html 28. http://www.narkotiki.ru/5_1312.htm 29. http://narkotiki.ru/5_201.htm 30. http://www.zubstom.ru/docs/index­2179.html 31. http://refdb.ru/look/1648819.html 32. http://tehnoclimate.ru/diagnostika­i­korrekcija­faktorov/ 33. http://exam­ans.ru/literatura/11040/index.html?page=36 34. http://psycheya.ru/lib/nark_sem/nark_sem_23.htm 35. http://maluhenkooa.ucoz.ru/index/shest_mudrykh_sovetov/0­59 36. http://biofile.ru/psy/14252.html 11

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в кризисных ситуациях

Программа психолого-педагогического сопровождения детей  в кризисных ситуациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018