Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности
Оценка 4.9

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
09.12.2018
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности
Данная программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации и рассчитана на 1 год.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности на 2018-2019 г.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №107 Принято на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ №107 Протокол № __ от _____2018 г. Утверждено Приказ №___ от ______ 2018 г. Директор МБОУ СОШ №107 _______________Рогожина О.А. Программа психолого­педагогического сопровождения образовательной деятельности Педагог­психолог 1 КК: Уфимцева В.А. город Екатеринбург, 2018 год Содержание Общие положения Определение и назначение программы  Структура программы  Принципы и подходы к формированию программы  1 1.1. 1.2. 1.3. 1.3.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы Целевой раздел Пояснительная записка 2. 2.1. 2.1.1. Нормативная и правовая база  2.1.2. Цель и задачи реализации программы  Содержательный раздел Основные направления и содержание программы  План работы педагога­психолога  3. 3.1. 3.2. 3.2.1.  Формы и методы работы  3.3. 4. 4.1. Ожидаемые результаты реализации программы  Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение психолого­педагогической деятельности Материально­техническое обеспечение 3 3 4 4 6 8 8 8 12 12 12 17 22 23 24 25 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Определение и назначение программы Данная   программа   психолого­педагогического   сопровождения   образовательной   деятельности   разработана   в   соответствии   с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации и рассчитана на 1 год. Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение   качества   образования,   достижение   новых   образовательных   результатов,   соответствующих   современным   запросам   личности, общества   и   государства.   Качественные   изменения,   происходящие   в   системе   образования   России,   направлены   на   формирование   особой культуры   поддержки   и   помощи   обучающихся   в   учебно­воспитательном   процессе   –   психолого­педагогического   сопровождения, способствующего развитию личности и позитивной «Я – концепции». Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность, направленная  на  сохранение,  укрепление   и  развитие   здоровья учащихся,  их  успешное обучение  и  развитие  в  социально­педагогическом пространстве образовательной среды. Школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, развивающие способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный  прогресс в основных сферах личностного развития.  Важное   место   в   образовательном   процессе   занимают   психическое   здоровье   обучающихся,   индивидуализация   образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В связи с этим возникла необходимость разработки и применения   программы   психолого­педагогического   сопровождения   введения   ФГОС   в   ОО,   которая   с   одной   стороны,   интегрировала   бы диагностику, консультации  и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система направлена на формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации. Программа основывается на учете возрастной специфики обучающихся и обеспечивает преемственность с содержанием и формами психолого­педагогического сопровождения. Теоретико­методологическими основами разработки Программы являются общие положения личностно­деятельностного подхода в психологии   (С.Л.   Рубинштейн,   Л.С.   Выготский,   А.Н.   Леонтьев,   И.А.   Зимняя,   И.С.   Якиманская);   основные   концептуальные   положения 3 развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова). Методологической основой ФГОС является системно­деятельностный подход, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения  российского  гражданского  общества на основе принципов  толерантности, диалога  культур  и уважения  многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;  формирование   соответствующей   целям   общего   образования   социальной   среды   развития   обучающихся   в   системе   образования, переход   к   стратегии   социального   проектирования   и   конструирования   на   основе   разработки   содержания   и   технологий   образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;  ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания   и   освоения   мира   личности   обучающегося,   его   активной   учебно­познавательной   деятельности,   формирование   его  готовности   к саморазвитию и непрерывному образованию;   признание   решающей   роли   содержания   образования,   способов   организации   образовательной   деятельности   и   учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;  учет   индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей   обучающихся,   роли,   значения   видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей­инвалидов и детей с ОВЗ. В   данной   Программе   используется   концепция   психолого­педагогического   сопровождения   М.Р.   Битяновой,   которая   определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога­психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий   для   «продуктивного   продвижения   по   тем   путям,   которые   он   выбрал   сам   в   соответствии   с   требованиями   педагога   и   семьи». Сопровождение   как   целостная   деятельность   всех   субъектов   образовательного   процесса   всецело   определяется   тремя   основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой: систематическим отслеживанием психолого­педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе 1. обучения; 2. созданием социально­психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент); 3. созданием специальных  социально­психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательным потребностями (в рамках специального образовательного компонента). 4 1.2. Структура программы Программа   психолого­педагогического   сопровождения  участников   образовательной   деятельности  содержит   следующие  разделы: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел  определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации  программы,  конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС и учитывающие особенности ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный  раздел  определяет   общее  содержание  программы,  духовно­нравственного  направления   учебно­воспитательного процесса, коррекционной работы и формирования культуры здорового, безопасного образа жизни. Организационный   раздел  устанавливает   общие   рамки   организации  психолого­педагогического   сопровождения,   а   также   механизм реализации компонентов программы психолого­педагогического сопровождения. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы В основу программы заложены следующие принципы:  деятельности педагога­психолога; принцип   системности   –   существование   алгоритма   работы   и   использование   возможностей   всех   основных   направлений  принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно­нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;  принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.  принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие; принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных   для его высокой эффективности условиях; процесс, в который человек включен в активной позиции; принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как  принцип   практической   направленности  ­   формирование   универсальных   учебных   действий,   способности   их   применять   в практической   деятельности   и   повседневной   жизни.   Этому   способствуют:   работа   с   разными   источниками   информации;   работа   в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника); 5   принцип эмоционально­ценностной ориентации учебно­воспитательного процесса; принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей   привычек   к   чистоте,   аккуратности,   соблюдению   режима   дня,   эффективного   и   бесконфликтного   взаимодействия,   получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации; принцип   гуманистичности,   предполагает   отбор   и   использование   гуманных,   личностно­ориентированных,   основанных   на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия; принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций; коррекции развития личности школьников; принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики,        принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого­педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога­психолога, социального педагога, учителя­логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.;  принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса; принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;  принципы   коллегиальности   и   диалогового   взаимодействия   обуславливают   совместную   деятельность   субъектов   психолого­ педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ; принцип   рациональности   лежит   в   основе   использования   форм   и   методов   психолого­педагогического   взаимодействия   и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.  В основу разработки программы заложены дифференцированный, деятельностный, системный и персонифицированный подходы. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего 1.3.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы образования: личностным,   включающим   готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию   и   личностному   самоопределению, сформированность   их   мотивации   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной   деятельности,   системы   значимых   социальных   и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 6 метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным,   включающим   освоенные   обучающимися   в   ходе   изучения   учебного   предмета   умения,   специфические   для   данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно­проектных и социально­проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   уважения   к   Отечеству,   прошлому   и   настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные   сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного 8. поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 7 9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически­ориентированной, рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества,   принятие   ценности   семейной   жизни,   уважительное   и   заботливое развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности 10. 11. отношение к членам своей семьи; эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. 5. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной деятельности; 6. умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии,   классифицировать,   самостоятельно   выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. 8. 9. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (далее ИКТ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной – компетенции); 11. 12. практике и профессиональной ориентации. 2. Целевой раздел 8 2.1. Пояснительная записка 2.1.1. Нормативная и правовая база Программа психолого­педагогического сопровождения  образовательной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:  Международные документы: 1. 2. «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО). «Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц» ­ принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 «Декларация ООН о правах инвалидов» ­ провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. 5. «Всемирная программа действий  в отношении инвалидов»  ­ Принята резолюцией 37/52 Генеральной  Ассамблеи  ООН от 3 декабря 1971 г. декабря 1982 года  от 20 декабря 1993 года. 3. 4. 6. 7. 8. 9. 10. «Конвенция   ООН   о   правах   ребенка»   ­   Принята   резолюцией   45/25   Генеральной   Ассамблеи   ООН   от   20   ноября   1989   г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» ­ приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи «Саламанская   декларация   о   принципах,   политике   и   практической   деятельности   в   сфере   образования   лиц   с   особыми потребностями», Саламанка, Испания, 7­10 июня 1994 г. «Конвенция о правах инвалидов» ­ принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.  «Рекомендация №R (92) 6 Комитета министров государствам­членам о последовательной политике в отношении инвалидов» ­ принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года. 11. «Осуществление   Всемирной   программы   действий   в   отношении   инвалидов:   достижение   провозглашенных   в   Декларации тысячелетия  целей  в области           развития,  касающихся  инвалидов  ­   принята резолюцией  Генеральной  Ассамблеей  ООН № 62/127  от 18.12.2007г. Федеральные документы:  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015).  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных  положений  законодательных  актов) Российской  Федерации  в связи с  принятием  Федерального  закона  «Об образовании  в Российской Федерации» ­ Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185­ФЗ. 9 3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ­ Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181­ФЗ (с дополнениями и изменениями).  4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации» ­ Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.). 5. Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»   (Утверждена   Президентом   Российской   Федерации   Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр­271). 6. 7. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ­ Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. №46­ФЗ. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ­ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599. 8. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017 годы» ­ Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761. Правительственные документы: 1. от 17 ноября 2008 года № 1662­р. «Концепция долгосрочного социально­экономического развития РФ на период до 2020 года» ­ Распоряжение Правительства РФ «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017 годы» ­ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.  № 1916­р.   «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 ­ 2015 годы» ­ Распоряжение Правительства РФ 2. 3. 4. от 7 февраля 2011 г. N 163­р. РФ от 17 марта 2011 г.  №175.  «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 ­ 2015 годы» ­ Постановление Правительства Ведомственные документы: Федерального уровня 1. «Положение о психолого­медико­педагогической комиссии» ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.  2. «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным программам ­ образовательным программам дошкольного образования» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014. 3. «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным программам ­ образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015  10 4. «О   психолого­медико­педагогическом   консилиуме   (ПМПК)   образовательного   учреждения)   ­   Письмо   Министерства   образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901­6) 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства  образования   и  науки  Российской   Федерации   от  17  декабря  2010  года   №  1897  «Об  утверждении  и   введении  в  действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  6. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ­150/06 7. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ­ Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.  8. Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». 9. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ». 10. Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской   Федерации   от   29   декабря   2010   г.   №   189   «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».  11. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22­06­86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». 12. «Об   утверждении   и   введении   в   действие   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373. 13. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 14. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  Областного уровня 1. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 09.07.2015 № 308­Д Об утверждении стандартов   качества   предоставления   государственных   услуг   (работ),   предоставляемых   государственными   учреждениями   Свердловской области в сфере образования на 2015 год. 2. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Приказ 25.06.2015 № 283­Д Об утверждении порядка организации психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных   общеобразовательных   программ,   развитии   и   социальной   адаптации,   в   организациях,   осуществляющих   образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области. 3. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Приказ 23.01.2015 № 40­д «Об утверждении плана мероприятий по организации психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в 11 5. освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Свердловской области на 2015 год». Комплексный   план   по   организации   инклюзивного   образования   от   10.04.2015   №   01­01­55/95.   Принят   на   совещании руководителей государственных казенных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Свердловской области 26 июня 2013 года.  4. Приказ   Министерства   образования   от   12.05.2012  г.   №   282­и  «Об  утверждении   формы   соглашения   между   Министерством общего   и   профессионального   образования   Свердловской   области   и   муниципальными   образованиями   в   Свердловской   области   о предоставлении в 2012 году субсидии из бюджета Свердловской области бюджетам муниципальных образований в Свердловской области на проведение   мероприятий   по   формированию   в   Свердловской   области   сети   базовых   образовательных   учреждений,   реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет субсидии, полученной из федерального бюджета в 2012 году. 2.1.2. Цель и задачи реализации программы Программа направлена на достижение следующей   цели: обеспечение оптимальных психолого­педагогических условий для развития личности обучающихся и успешного освоения основной образовательной программы основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО. Для достижения цели решаются следующие задачи:  создание   системы   психолого­педагогического   сопровождения   образовательной   деятельности   с   учетом   преемственности   его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;  разработка системы  повышения квалификации  педагогов и просвещения родителей  в вопросах  психофизического  развития обучающихся, законных представителей и педагогов;  программы);    использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа (коррекционные участие в проектировании индивидуально­ориентированных образовательных траекторий детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, опекаемые дети);  психолого­педагогическое   сопровождение   самостоятельной   работы   обучающихся   (проектная   и   исследовательская деятельность, поддержка олимпиадного движения, дистанционное обучение).  Реализация цели психолого­педагогического сопровождения достигается основными функциями:  Информационно­просветительская функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС.  Направляющая   функция  сопровождения   обеспечивает   согласование   всех   заинтересованных   в   сопровождении   субъектов образовательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка.  12 Диагностическая   функция  сопровождения   представлена   системной   деятельностью   педагога­психолога   и   учителей,   где   личность ребенка   изучается   с   целью   выстраивания   индивидуальной   образовательной   траектории   развития   ребенка   и   формирования   устойчивости мотивации познания, оказания психолого­педагогической помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям.  Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения специалистов, которые становятся службами развития личности ребенка.  Целевая аудитория программы: взрослые (педагоги, законные представители) и обучающиеся 1­х­11­х классов МБОУ СОШ №107. 3. Содержательный раздел 3.1. Основные направления и содержание программы Основные направления: Психологическое сопровождение духовно­нравственного направления: Цель: создание условий по сопровождению процесса духовно­нравственного развития и воспитания подростков в образовательном пространстве. Задачи:  ­ отразить теоретические основы духовно­нравственного развития и воспитания школьников; ­  показать особенности духовно­нравственного развития и воспитания  детей на разных этапах школьного обучения; ­ поддерживать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно­нравственного развития и воспитания детей и подростков в образовательном пространстве. Направления работы: 1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,   разработка конкретных рекомендаций педагогическим   работникам,   родителям   по   оказанию   помощи   в   вопросах   воспитания,   обучения   и   развития   с   учетом   возрастных   и индивидуальных особенностей. Диагностика индивидуальная и групповая  ­  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. Консультирование (индивидуальное и групповое) ­ оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности 2. 3. 4. 5. выбирать и действовать по собственному усмотрению. и реализации в деятельности и общении. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) ­ формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 13 6. Психологическое просвещение и образование ­ формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Экспертиза  (образовательных   и   учебных   программ,   проектов,   пособий,   образовательной   среды,   профессиональной   деятельности специалистов образовательного учреждения): Психологическое сопровождение коррекционной работы: Цель: создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы. Задачи: ­ выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии. ­   определить   особенности   организации   образовательного   процесса   для   рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. ­ осуществить индивидуально ориентированную психолого­педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Направления работы: 1. Диагностическое направление. Организация   и   обеспечение   психолого­педагогического   обследования   обучающихся   ограниченными   возможностями   здоровья   для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Консультативное направление. Информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной   категории   детей   с   целью   создания   адаптивной   среды,   позволяющей   обеспечить   полноценную   интеграцию   и   личностную самореализацию в образовательном учреждении Коррекционное направление: Уменьшить   степень   выраженности   патологии,   ее   поведенческие   последствия,   предупредить   появление   вторичных   отклонений   в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Ожидаемый результат: 1. увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь. возможностями здоровья. 2. 3. увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших образовательную программу. раннее   выявление   недостатков   в   развитии   и   особых   образовательных   потребностей   обучающихся   с   ограниченными 14 4. 5. успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды. уменьшение   степени   выраженности   патологии,   ее   поведенческих   последствий,   предупреждение   появления   вторичных отклонений в развитии  ребенка Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми: Цель: создание условий для выявления, развития и поддержки видов одаренности в образовательной среде. Задачи: 1. 2. осуществлять подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей. повышение психологической компетентности педагогов и законных представителей, через просветительскую деятельность,  для Выявление одаренных детей. Профилактика. Взаимодействие с педагогами и законными представителями с целью предотвращения отклонений в поведении, поддержки в развитии одаренности у детей.  Направления работы: 1. 2. Ожидаемый результат: 1. способствование социализации обучающихся. сохранение   и   преумножение   интеллектуального   и   творческого   потенциала   обучающихся   (количества   обучающихся, участвующих в проектно­исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах); 2. постоянное  сотрудничество   между   педагогом   –  психологом,   педагогами   школы   и   родителями   для   эффективной   работы   с одаренными детьми; Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни: Цель:   создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию  личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Задачи: ­ сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; ­ научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; ­ сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; ­ дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; ­ обучить элементарным приёмам эмоциональной разгрузки (релаксации); ­ сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; ­ сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; 15 ­ сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Направления работы: 1. Профилактическая работа с законными представителями с целью обеспечения их знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.  Профилактическая работа с учителями: Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я­концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами. Профилактическая   работа   с   обучающимися  с   целью   формирования   у   них   знаний,   установок,   личностных   ориентиров   и   норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. Ожидаемый результат: 1. 2. 3. формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на здоровый образ жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; 4. повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); 5. 6. усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию само разрушающих форм поведения; наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения. Коррекционно – развивающее направление: Цель – формирование социально­психологических компетенций в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:   Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Развитие   у   детей   социальных   и   коммуникативных   умений,   необходимых   для   установления   межличностных   отношений   со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.  Формирование   устойчивой   учебной   мотивации   на   фоне   позитивной   Я­концепции   детей,   устойчивой   самооценки   и   низкого уровня школьной тревожности. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего   комплекса   (развитие   познавательных   процессов,   формирование   социальных   навыков,   динамическое   развитие). 16 Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения располагаются от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).   Рефлексия занятия – оценка занятия в 2­х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). психолого­педагогические игры; развивающие упражнения; диагностические методы; рисуночные методы. При проведении занятий используются методы:     Принципы проведения занятий:             Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка. Возрастное соответствие.  Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности первоклассников. Деятельностный принцип.  Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности. Дифференцированный подход.  Учет индивидуальных особенностей учащихся. Рефлексия.  Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия. Конфиденциальность.  Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях. 3.2. План работы педагога­психолога Цель деятельности: психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации; оказание психолого­педагогической   помощи   лицам   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   испытывающим   трудности   в   освоении   основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке,   которые   предусмотрены   уголовно­процессуальным   законодательством,   подозреваемыми,   обвиняемыми   или   подсудимыми   по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.  Задачи: 1. Психолого­педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. 17 2. 3. 4. 5. 6. 7. 10. 11. обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации). 8. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке детей с ограниченными возможностями   здоровья,   обучающихся,   испытывающих   трудности   в   освоении   основных   общеобразовательных   программ,   развитии   и социальной адаптации. 9. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психологическое консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса. Коррекционно­развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации. Психологическая диагностика обучающихся. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психологическая   коррекция   поведения   и   развития   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   а   также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 12. Психологическая   диагностика   особенностей   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   обучающихся, испытывающих   трудности   в   освоении   основных   общеобразовательных   программ,   развитии   и   социальной   адаптации,   в   том   числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно­процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. № п/п Направления, работы   виды   и   формы Сроки выполнения Категория Форма отчетности 1. 2. 3. Изучение  уровня   школьной   мотивации "Анкета   для   оценки   уровня   школьной мотивации" (Н. Лусканова)  Определение уровня школьной тревожности по методике Филлипса Диагностика безнадёжности   парасуицидов,   мотивов Диагностическая работа Октябрь, апрель  1, 5 классы Октябрь, апрель 5 классы Ноябрь  5­11 классы 18 Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 1. 2. (HopelessnessScale, Becketal. 1974) Диагностика интеллектуальных "Краткий Тест" способностей Ориентировочный (В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)       готовности   к самоопределению "Дифференциально- опросник" Диагностика профессиональному подростков диагностический (Е.А.Климов) Диагностика детей "группы риска"  "Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе" Сентябрь­декабрь 5­8 классы По запросу 8­11 классы По запросу 1­11 классы Диагностика   родительских   отношений   к детям (анкеты) По запросу Родители Создание базы данных на учеников "группы риска" В течение года Обучающиеся  Консультация и просвещение педагогов  Консультация и просвещение законных  представителей обучающихся Консультативная работа В течение года, по запросу Педагоги В течение года, по запросу Родители Консультация и просвещение обучающихся  В течение года, по запросу Обучающиеся Развивающая и коррекционная работа Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога Папки с индивидуальными делами обучающихся Рабочий журнал педагога­ психолога, итоговый отчет Рабочий журнал педагога­ психолога, итоговый отчет Рабочий журнал педагога­ психолога,итоговый отчет Индивидуальные консультации Коррекционно­развивающая работа с  учителями, родителями (по запросу, по  В течение года В течение года 19 Обучающиеся, родители,  педагоги Учителя, законные  представители  Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога результатам диагностик) Индивидуальная коррекционно­развивающая работа с учениками, испытывающими  трудности  школьной адаптации Проведение коррекционно­развивающих  занятий с детьми  ОВЗ, одарёнными детьми,  детьми "группы риска" Консультативно­методическая работа с  педагогами "Правила эффективной работы" В течение года обучающихся Учащиеся  По запросу По запросу Обучающиеся с ОВЗ,  одарённые дети, дети  "группы риска"  Педагоги Организационно­методическая работа Сентябрь (1­15) Педагог­психолог Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога Годовой план работы  педагога­психолога По запросу Педагоги Рабочий журнал педагога­ психолога   По запросу Участники М/О Протоколы М\О В течение года Педагоги Рабочий журнал педагога­ психолога Протоколы педсоветов Педагог­психолог,  участники педсоветов Классные руководители,  родители Рабочий журнал педагога­ психолога 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Ознакомление с планом работы школы на  учебный год. Планирование работы  педагога­психолога в соответствие с  приоритетными направлениями ОУ.  Составление плана работы педагога­ психолога на учебный год Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с  обучающимися в течение года Участие в проведении М/О классных  руководителей Индивидуальные и групповые консультации  педагогов по вопросам взаимодействия с  обучающимися Выступления на педагогических советах  школы, советах профилактики (по запросу  администрации) Оказание методической помощи классным  руководителям в проведении классных  часов и родительских собраний По запросу По запросу 20 7. 8. 9. 10. Участие в работе РМО социальных  педагогов и педагогов­психологов района,  участие в семинарах, конференциях,  открытых родительских собраниях Изучение нормативных документов и  психологической литературы В течение года Педагог­психолог В течение года Педагог­психолог Анализ научной и практической литературы  для работы, подбор и изготовление  инструментария для успешной деятельности в образовании, в том числе, в условиях  введения ФГОС Разработки развивающих и коррекционных  программ В течение года Педагог­психолог В течение года Педагог­психолог 11. Оформление уголка педагога­психолога В течение года Фойе 1, 2 этажа школы,  кабинет педагога­ психолога, учительская 12. Работа в рамках проекта «Проектирование  персонифицированной образовательной  среды школы как условие реализации ФГОС  НОО обучающихся с ОВЗ» В течение года по плану Педагог­психолог 21 Рабочий журнал педагога­ психолога  Папка "Нормативные  документы", вкладка на  сайте школы "Психолого­ педагогическое  сопровождение  образовательной  деятельности " Рабочий журнал педагога­ психолога, папка  "Диагностический  инструментарий"  Папка "Коррекционные и  развивающие программы" Рабочий журнал педагога­ психолога,  вкладка на  сайте школы "Психолого­ педагогическое  сопровождение  образовательной  деятельности " Папка " Городская сетевая инновационная площадка  Департамента образования г. Екатеринбурга",  вкладка на сайте школы  "Инновационная 1. 2. 3. 4. 5. 6. Подготовка обучающихся и родителей к  сдаче экзаменов: памятки, информация на  сайте ОУ Профессиональная ориентация  обучающихся Работа с неблагополучными семьями,  семьями с ребёнком инвалидом и т.д.:  консультации, памятки Профилактика  негативных проявлений  среди учащихся (в т.ч.суицидального  поведения)  Работа с родителями и педагогами по  половому воспитанию, ПАВ,  информационной безопасности  Работа с обучающимися по профилактике  ПАВ, употребления алкоголя,  информационной безопасности 1. Экспертная работа  деятельность " Просветительская работа Декабрь­апрель (IV четверть) Учащиеся 9, 11 классов и  их родители Рабочий журнал педагога­ психолога В течение года 5­11 классы В течение года Обучающиеся, родители В течение года Учащиеся 1­11 классов В течение года Родители, педагоги В течение года 1­11 классы Экспертная работа В течение года (по  запросам) 3.2.1. Формы и методы работы  Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога Рабочий журнал педагога­ психолога, отчет  Рабочий журнал педагога­ психолога, отчет  Рабочий журнал педагога­ психолога, отчет Рабочий журнал педагога­ психолога, отчет В процессе реализации Программы педагог­психолог использует групповые и индивидуальные формы работы с детьми и подростками, педагогическими работниками, законными представителями обучающихся, применяя методы, соответствующие уровню его квалификации. Из форм организации диагностической работы следует выделить следующие: 22 1. комплексное психолого­педагогическое обследование школьников определенного класса – фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. Данная форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы педагога­психолога с определённым классом школы. 2. углубленное психодиагностическое обследование – используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных   клинических   процедур.   Данная   форма   работы   проводится   по   результатам   первичной   диагностики   либо   является обязательным компонентом консультирования педагогов и  законных представителей  по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования. 3. оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс­методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения. наблюдение; опрос; анкетирование; психологическое тестирование; анализ продуктов деятельности; библиографический метод. В зависимости от целей и формы организации обследования педагогом­психологом используются различные диагностические методы:       Среди методов, применяемых педагогом­психологом в ходе коррекционно­развивающей работы, следует выделить:        К основным методам психологического консультирования относятся:     психогимнастику; продуктивную деятельность (рисование, лепка и др.); психологические игры и упражнения; ролевые игры; арттерапевтические методы; телесноориентированные методы; психодрамму. беседа; интервью; наблюдение; активное слушание; 23 эмпатическое слушание.   В качестве основных форм информационно­просветительской работы педагога­психолога с обучающимися, педагогами и законными представителями обучающихся используются:         лекция; беседа; практическое занятие; семинар; мастер­класс; групповая дискуссия; психологическая игра; тренинг.  3.3. Ожидаемые результаты реализации программы  Диагностический и коррекционно­развивающий блок: Младшее звено (7 – 11 лет):    успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе; повышение уровня учебной мотивации; базовые   способности   к   самопознанию   и   познанию   других;   способности   к   рефлексии   собственного   поведения   и   мотивов поступков; формирование положительного образа своего «Я»; формирование произвольности психических процессов, самоконтроля; положительное отношение к самому процессу обучения и познания; положительные отношения со сверстниками и учителями.     Среднее звено (11 – 15 лет):  способности и стремление  к самопознанию и познанию других; высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины; способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе; осознание важности и смысла процесса обучения; стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию; осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.      Старшее звено (15 – 17 лет): 24 способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; профессиональное и жизненное самоопределение; умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты; стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни; стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями; психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь; активная и позитивная жизненная позиция.        Консультативный блок:   Информирование учителей и законных представителей обучающихся о возрастных и индивидуальных особенностях детей. Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности законных представителей обучающихся по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Информационно­просветительский блок:  Повышение психологической культуры обучающихся и их законных представителей, психолого­педагогической компетентности педагогических и административных работников.  Методический блок:  Методическое и материально­техническое обеспечение процесса психолого­педагогического сопровождения. 4. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение 1. Воронцов А.В., Заславский В.М. Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе — М., 2011 2. Данилов   Д.Д.   Система   оценки   достижения   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной   программы   начального образования в школе(технология оценивания образовательных достижений).  3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого­педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. 1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова — М., 2008. 2. Федеральный государственный стандарт начального образования (стандарты второго поколения) — М., 2011. 3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008. 4.1. Материально­техническое обеспечение    Компьютер  Диагностики Принтер 25 26

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018