программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сохранение психического здоровья всех участников УВП – есть наша первостепенная задача, решению которой может способствовать применение метода психологического сопровождения. Психологическое сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Цель психолого - педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса -создание в школе оптимальных психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.Сохранение психического здоровья всех участников УВП – есть наша первостепенная задача, решению которой может способствовать применение метода психологического сопровождения.
Иконка файла материала программа психолого-педагогического сопровождения.docx
Программа психолого­педагогического сопровождения  учебно­воспитательного процессаПояснительная записка Здоровье   не   существует   само   по   себе,   раз   данное,   постоянное   и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.   Не   может   быть   здоровья   тела   без   психического   здоровья.   На физиологическом уровне психическое здоровье рассматривается как работа мозга,   а   точнее   высшего   отдела   нервной   системы:   коры     подкорковых образований   головного   мозга.   Результатом   их   деятельности   являются   так называемые   психические   процессы   –   поведение,   сознание,   память,   речь, внимание, воля, способность мыслить. От эффективности протекания этих процессов напрямую зависит успешность школьного обучения.  Стремительно   развивающаяся   информационная   среда   с   каждым   днём усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. А в целом, возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей. Школа,  составляющая  социальную   среду,  в  которой   дети  находятся   в продолжение   значительной   части   времени,   нередко   создаёт   для   них психологические трудности. По данным конференции ВОЗ, для детей школа оказывается причиной четырёх комплексов проблем. Первый из них связан с поступлением в школу, из­за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестеснённой активности к дисциплине. При этом степень трудностей приспособления ребёнка к школе зависит от того, в какой мере ребёнка готовили к учёбе. Во­вторых,   ученику   приходится   приспосабливаться   к   давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей,   одноклассников   тем   сильнее,   чем   более   развито   общество   и осознание необходимости образования. В­третьих,   «технизация»   общества,   требующая   усложнения   учебных программ,   её   компьютеризация   резко   увеличивает   трудности   освоения школьных знаний. В­четвёртых,   из­за   присутствия   в   школе   элемента   соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих часто осуждают. У таких детей может развиваться самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих   и   даже   нелюбимых,   что   препятствует   их   дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.В   тоже   время,   детско­подростковый   возраст   является   периодом,   в который   наиболее   легко   и   естественно   происходит   обучение   основным поведенческим   стратегиям,   приводящим   в   последствии   к   эффективной самореализации,   наиболее   полному   раскрытию   интеллектуального   и творческого потенциала личности. Одним   из   конкретных   шагов   в   этом   направлении,   является   создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для   детей   и   подростков   путём   создания   определённых   социально­ психологических   условий   с   обязательным   психолого­педагогическим сопровождением учебно­воспитательного процесса.    Сохранение   психического  здоровья  всех  участников  УВП  –  есть  наша первостепенная задача, решению которой может способствовать применение метода психологического сопровождения.  Психологическое   сопровождение  представляет   собой   деятельность, направленную   на   создание   системы   социально­психологических   условий, способствующих   успешному   обучению   и   развитию   каждого   ребенка   в конкретной школьной среде.  Психолого­педагогическое   может рассматриваться   как   сопровождение   отношений:   их   развитие,   коррекция, восстановление. сопровождение ребенка     Цель  психолого   ­   педагогического   сопровождения   учебно­ воспитательного процесса:  Создание в школе оптимальных психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. В рамках психологического сопровождения выделяются следующие основные задачи:  Создание   системы   психолого­педагогического   сопровождения учебно­воспитательного процесса.  Систематическое   отслеживание   особенностей     психологического развития ребенка на различных этапах обучения.  Создание   специальных   социально­   психологических   условий   для оказания   помощи   детям,   имеющим   проблемы   в   психологическом развитии, обучении.  Повышение психологической грамотности учителей школы.  Совершенствование   форм,   методов   и   приемов,   способствующих приоритету   духовности   и   здоровья   в   системе   ценностных ориентаций школьников.  Обеспечение   психологической   комфортности   учащимся   в   процессе обучения.Психологическое сопровождение осуществляется по следующим  Школьная   прикладная   диагностика   (индивидуальная   и   групповая направлениям: (скрининг)).  Консультирование   школьников,   учителей   и   родителей (индивидуальное и групповое).  Развивающая работа (индивидуальная и групповая).  Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).  Психологическое   просвещение   и   образование:   формирование психологической   культуры,   развитие   психолого­педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей.  Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ОУ).  Задачи психолого­педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны: Начальная   школа  –  определение   готовности   к   обучению   в   школе, обеспеченье   адаптации   к   школе,   развитие   познавательной   и   учебной мотивации, развитие произвольности и самоорганизации, развитие творческих способностей. Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к   новым   условиям   обучения,   формирование   жизненных   навыков, профилактика   неврозов,   помощь   в   построении   эффективных   отношений   с родителями   и   сверстниками,   профилактика   девиантного   поведения   и наркозависимости. Старшая школа – помощь в профильной ориентации, развитие временной перспективы,   способности   к   целеполаганию,   развитие   психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения и наркозависимости. Уровни внедрения системы психолого­педагогического сопровождения учебно­воспитательного процесса Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и   классный   руководитель,   обеспечивающие   необходимую   педагогическую поддержку   ребенку   в   решении   задач   обучения,   воспитания   и   развития. Основная   цель   их   деятельности   ­   развитие   самостоятельности   в   решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций, выявление и развитие одаренных учащихся.Для   достижения   данной   цели   классный   руководитель   совместно   с психологом   разрабатывает   план   развития   класса   и   каждого   ученика. Корректируется   план   воспитательной   работы   в   классе   на   основе психологических характеристик класса и учащихся.   учителями­предметниками,            Уровень учреждения. На данном уровне работа  ведется педагогом­   классными   руководителями, психологом, социальным   педагогом,   выявляющими   проблемы   в   развитии   детей   и оказывающими   первичную   помощь   в   преодолении   трудностей   в   обучении, взаимодействии   с   учителями,   родителями,   сверстниками.   В   рамках психолого­педагогического   консилиума   разрабатываются   план   дальнейших действий,   направленный   на   решение   возникших   трудностей   ребенка, составляется программа сопровождение одаренных детей.  На данном уровне также   реализуется   профилактические   программы,   охватывающие значительные   группы   учащихся,   осуществляется   консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями. Основные задачи и формы работы с участниками учебно­образовательного процесса Основные задачи Формы     благоприятного в   1 Социально­психологическое исследование педколлектива. 2 Обучающие психологические практикумы. 1 Обеспечение психологического   климата педагогическом коллективе. 2 Повышение   уровня благополучного 1 Обеспечение психологического   развития   и социальной адаптации школьников.   2 Формирование 1 Повышение уровня психологической культуры. 2 Помощь оптимальных моделей Предполагаемые результаты работы с участниками практикумы. 3 Коррекционно­развивающие 1 Социологические опросы. 2 Выступления на родительских собраниях. 3 Тренинги и   психологические 1 Диагностическое обследование. 2 Тренинги и психологические приоритета семинары,   в   освоении     учебно­воспитательного  процесса   Б л о к г а д е П и     г   о     и т е т Д и д о Р и л е Педагоги:  Использование психологических знаний в педагогической деятельности (учет   индивидуально­психологических   особенностей   участников образовательного   процесса,   проведение   диагностической   работы, применение   эффективных   форм   и   методов   общения   в   системах«учитель   –   ученик»,   «учитель   –   родитель»   и   т.п.).Обеспечение необходимого   уровня   компетентности   обучающихся   в   рамках образовательного учреждения.  Психологическая   готовность   учителя   к   восприятию   и   использованию современных  педтехнологий с целью повышения качества образования. Дети:  Психологическая готовность учащихся к обучению на разных ступенях образования.  Воспитание у учащихся необходимости в ЗОЖ.  Успешный уровень социальной адаптации школьников.  Достижение высокой степени готовности выпускников к продолжению образования, получению профессии, трудовой деятельности, созданию семьи. Родители: Совершенствование   детско­родительских   отношений,   отношений   в системе «школа – родитель» Содержание диагностической деятельности по сопровождению  учебно­воспитательного процесса:  Прием в первый класс  Адаптация в начальном звене школы  Переход в среднее звено  Адаптация в среднем звене  Подростковый кризис  Адаптация в старшем звене  Подростковый кризис  Работа с одаренными учащимися Рабочий план деятельности школьного психолога в течение года Направление деятельности Содержание деятельности Срокит п а д А я и ц а     т п а д А   в я и ц а   м ­ 5   : с и з и р к й ы в о к т с о р д о П е н е в з   м е ш р а т с   в я и ц а т п а д А   1.Проведение   групповых   консультаций Сентябрь  родителей      первоклассников 2. Проведение индивидуальных 1 2 консультаций с педагогами первого 1 Наблюдение за учащимися 5­го класса  во время и вне учебных занятий 2 Проведение групповых и  индивидуальных консультаций  1 Проведение   диагностического минимума в 7­8­м классах   3 Проведение групповых   2 Наблюдение   за   учащимися   7­8­го классов во время и вне учебных занятий и   индивидуальных консультаций педагогов­предметников 7­8­го классов: разработка   психолого­педагогических программ   помощи   школьникам, имеющим   проблемы   в   обучении, поведении и психическом самочувствии 4 Ведение   специальной   развивающей   работы   в (психокоррекционной) седьмом и восьмом классах Сентябрь Сентябрь Сентябрь Ноябрь 1­я четверть Ноябрь Ноябрь – март 1 Проведение   психодиагностического минимума в 10­м классе Декабрь 2 Наблюдение за учащимися 10­го класса во время и вне учебных занятий 2­я четверть 3 Проведение   углубленной психодиагностики в 10­м классе 4 Проведение психолого­ педагогического   консилиума   по результатам диагностики 10­го класса   5 Проведение Январь Январь Февраль Январь­май 6 Анализ   индивидуальных консультаций родителей учащихся 10­ го   класса   по   итогам   психолого­ педагогического консилиума   результатов   психолого­ педагогического   консилиума   в   10­м планирование классе,   психологического сопровождения данного класса Ведение   специальных   развивающих (психокоррекционных) занятий в 10­м классе   7Диагностика готовности   к   школе поступающих в первый класс   психологической   детей, групповых   и   Проведение индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников по вопросам   подготовки   детей   к школьному обучению     психологического Проведение минимума в 4­м классе индивидуальных Проведение консультаций родителей учащихся 4­го   Май – июнь Май­июнь Апрель  Май   с с а л к й ы в р е п в м е и р П     х е р е П   в д о 1 2 1 2 о н е в з   е е н д                     Работа над проблемой  организации психологического  е р сопровождения учебно­воспитательного процесса включает в себя несколько  с этапов Этапы работы над проблемой: Диагностический этап – выявление проблемы, обоснование ее   I           актуальности:  Выявление   наиболее   важных   особенностей   деятельности, поведения и психического состояния школьников;  Анализ затруднений учителей;  Анализ состояния учебно­воспитательного процесса;  Выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.  Составление психологического паспорта учащихся II Теоретический этап ­ информация о существе проблемы и путях ее решения:  Определение круга лиц, задействованных в решении проблемы;  Изучение коллективом теории проблемы;  Подбор   адекватных   форм   сопровождения   учебно­ воспитательного процесса; III Практический этап ­ реализация разработанной программы:  Оказание комплексной помощи всем субъектам процесса;  Коррекция индивидуального образовательного маршрута;  Организация и проведение тренинговой работы;  Проведение индивидуальных консультаций.IV Заключительный этап ­ подведение итогов:  Контроль за выполнением программы;  Систематизация накопленного опыта;  Пропаганда передового педагогического опыта.Литература 1.   Аминов   Н.   А.,   Янковская   Н.   А.   Методическое   руководство   по психодиагностике   в   семейном   консультировании   для   специалистов психолого­медико­социальных центров: Метод. пособие. – М.: [б. и.], 2005. – 182  с.  ­   В  надзагл.:   Юго­Восточное   управление   образования   Департамента образования г. Москвы.  2. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство по составлению квалификационных   требований   к   психоконсультантам   психолого­медико­ социальных центров: метод. пособие. – М.: [б. и.], 2008. – 78 с. ­ В надзагл.: Московский гос. ун­т сервиса, Социально­технологический ин­т.  3.   Аминов   Н.   А.,   Янковская   Н.   А.   Модель   работы   эффективного психоконсультанта   в   системе   психолого­медико­социальных   центров Москвы // Психологическая наука и образование. ­ 1999. ­ № 3­4. – С. 92­101.  4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной   системы   школы.   –   Псков:   ЯГПУ   им.   К.Д.   Ушинского, ПОИПКРО, 2004. 5.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Б.и.,2009г. 6. Божович Л.И. (ред.) Изучение мотивации детей и подростков. М.,2005 7 . Божович Л.И. Избранные психологические труды. МЛ 995.  8.   Божович   Л.И.   Развитие   воли   в   онтогенезе   //   Проблемы   формирования личности – М., 1995. – С. 325 ­ 332  9. Битянова М. Р. Направления работы школьного психолога // Школьный психолог: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». ­ 2009. ­ № 36. ­ С. 12­13.  10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – 3­изд. ­ М.: Генезис, 2000. – 298 с. : ил. – (Практическая психология образования).  11. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. ­ М.: Совершенство, 1998. — 352 с.