Занятия студии приобщают детей к театральному искусству и решают задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка – ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоций. В программу обучения входят следующие дисциплины:
• психологический тренинг;
• актерское мастерство;
• сценическая речь;
• сценическое движение и пластика.
ПРОГРАММА
работы сценической студии
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений в программе развития и воспитания в
системе образования России является создание благоприятных условий для
развития объединений художественноэстетического направления. Основные
задачи объединений этого направления состоят в обеспечении необходимых
условий для личностного развития, творчества детей, формирования общей
культуры, адаптации детей к жизни в обществе, организации содержательного
досуга.
Курс занятий сценической студии ориентирован на приобщение детей к
театральному искусству и решает задачи комплексного развития детских
способностей через игру, развития и совершенствования основных
психических процессов ребенка – ощущения, восприятия, мышления,
внимания, памяти, воли, эмоций. Физиологи и психологи доказывают: всем
нам необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан
человек природой и социальной историей – он должен постоянно познавать
новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед. Ребенку же,
развивающемуся «семимильными шагами», эмоциональная нагрузка, какую
дает театр – благо. Появляются ниточки новых интересов, возникают вопросы
о добре и зле, тем более, если сам ребенок активный участник действия.
Следовательно, воспитание искусством раскрывает способности и
возможности человека в обществе.
В основу программы занятий положено долговременное коллективное
творческое дело «Мы идем в театр».Цель программы – создание условий для формирования и раскрытия
творческой индивидуальности ребенка.
Чтобы реализовать данную цель нужно решить следующие задачи:
создать условия для интеллектуального, нравственного и
эмоционального самовыражения личности ребенка;
обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений
воспитанников;
способствовать роли самоуправления в жизнедеятельности
студии;
поддерживать популярность традиционных творческих дел в
группе, позволяющих оптимально распределить детей по
способностям.
Основные этапы реализации программы:
Погружение. Знакомство со структурой театра, его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.
Этапы подготовки спектакля.
Ключевое дело: выступление со спектаклем перед учениками
школы.
Рефлексия.
Содержание занятий позволяет гармонично сочетать в себе элементы
эстетики, риторики, пластики и литературы. Занятия формируют у детей
целостное эмоциональнообразное восприятие мира, развивают
познавательную, социальную, творческую активность ребенка, позволяют
раскрыться его личности.
Театральное образование и воспитание ведется в двух направлениях: развитие
навыков театральноисполнительской деятельности и накопление знаний о
театре.На занятиях ребята знакомятся с особенностями поведения, словесного и
физического действия, жеста, костюма, мизансцены, т. е. со знаками,
играющими роль выразительного языка, материала, из которого «лепится»
художественное произведение в театре. Сущность занятий заключается в
активизации личностного творческого потенциала каждого ребенка в процессе
коллективного творчества. Чередование функций исполнителя и зрителя ,
которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать
товарищам свое представление о мире, свои знания и фантазии. В результате у
детей развивается ассоциативнообразное мышление, воображение, внимание,
эмоциональная память, формируются гражданская и нравственно
эстетическая позиции.
Театр, в силу своей специфики, оказывает серьезное эмоциональное
психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на
зрителей, пришедших на спектакль. Школьный театр, в отличие от
профессионального, имеет возможность работать с постоянной аудиторией в
продолжение значительного периода, а значит, может оказывать перманентное
воздействие на ученический коллектив комплекса, следовательно,
необходимо предъявлять к художественному уровню самодеятельных
спектаклей школьного театра достаточно высокие требования.
В программу обучения входят следующие дисциплины:
психологический тренинг;
актерское мастерство;
сценическая речь;
сценическое движение и пластика.
Программа.
Театральное искусство этого года обучения осваивается в основном на
материале постановки «костюмных» пьес. Каждый воспитанник должен иметьне менее одной активной роли. Вся работа сосредоточена вокруг постановок
силами группы.
Работа в области накоплений знаний о театре.
Темы занятий:
Театр начинается с вешалки.
Театр как вид искусства. Истории театров.
Практическая работа. Использование имеющегося театрального опыта
воспитанников – игрыимпровизации, экспромты.
Мозаика театральных видов и жанров.
Как царь Петр маскарады вводил; кто такой Ален Рене Лесаж и Прасковья
Ковалева; что такое варьете.
Практическая работа. Психологический тренинг «Окно». Упражнение для
развития пластики «Пантомима».
Музыкальный театр.
Опера; балет; оперетта; мюзикл.
Практическая работа. Развивающие игры «Запрещенное движение» и
«Убежище для зайца», дыхательная гимнастика и артикуляционные
упражнения.
Цирк
Тринадцать метров; шапито и т. д.
Практическая работа. Занятия театровэкспромтов.
Театр куколБуратино, Петрушка и другие.
Практическая работа. Оформление выставки «Мы и театр»
Работа в области развития навыков театральноисполнительской
деятельности.
Темы занятий:
«Дорогие учителя!»
(Театрализованная поздравительная программа ко дню учителя.)
Опыт инсценирования комических посвящений, сатирических зарисовок из
школьной жизни (рассказы, стихи, сценки, дружеские шаржи и т.п.)
Театральный праздник
«Новогодний калейдоскоп»
Новогоднее шоу для всех.
Опыт практической постановки драматической пьесы.
«Самые сильные и замечательные»
Театрализованная игровая программа ко дню Защитника Отечества.
Конкурсы актерского мастерства.
«Весенняя капель»
Театрализованная конкурсная программа к 8 марта.
Постановка сатирических миниатюр, дружеских шаржей и т.п.
«Прощай, школа!»
Театральный капустник выпускников.Подготовка и разыгрывание этюдов из собственной школьной жизни,
шуточные посвящения учителям в духе капустника.
Литература.
АдриановаГолицина И.А. Я познаю мир.: детская энциклопедия: Театр.
•
– М.: ООО»Фирма «Издательство АСТ», 2000.
Андреева С.Б. Театр на крыльце школы. – «Педагогические
•
технологии», 2001.
•
•
Алянский Ю.А. Азбука театра. – Л., 1986.
Горбачев Н.А. Неволина Г.А. Театральные сезоны в школе. –М.,
«Школьная пресса»., 2005.
•
Давыдова А.В. Сценарии выпускных вечеров, капустников, КВНов. –
М.; «ВАКО», 2006.
•
Комиссарова Е.В., Швецова Л.А. Школьный капустник – М., «Русское
слово», 2006.
•
Марков П.А. Театральная энциклопедия.
Прохорова Г.А. Школьный театр эстрадной миниатюры. – Классный
•
руководитель, №5, 2004.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью.
•
Собр. соч., М., 1957.
•
Ясиновская А.В. В школьном театре. – «Детская литература», 1971.