Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)
Оценка 5

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
10 кл—11 кл
04.06.2017
Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)
Сегодня, в соответствии с требованиями модернизации образования, работа с одаренными детьми входит в разряд приоритетных направлений. Однако, до сих пор понятие "Одаренность" трактуют либо очень широко либо очень узко. Моя точка зрения на этот вопрос изложена в Программе для развития одаренных детей «Радуга». Основное положение Программы развития - все дети обладают индивидуальными способностями. Задача учителя/классного руководителя – развить эти индивидуальные способности, а для этого надо создать соответствующие условия для их проявления и развития, привлекая учителей-предметников, дополнительное образование, родителей.
Программа развития.docx
Авторская  программа развития одаренных детей «Радуга» «Что может быть прекраснее, сияющей на небе радуги?  Подобно  цветам радуги раскрываются способности наших детей. Каждый ребенок индивидуален, у каждого – свой цвет спектра. Задача учителя разглядеть  этот дар в ребенке и развить его. Чтобы каждый ребенок засиял своим цветом». Сегодня, в соответствии с требованиями модернизации образования, работа с одаренными детьми входит  в разряд приоритетных направлений.   История  вопроса. Зарубежная психология активно занималась разработкой его с начала ХХ века. Содержание понятия   одаренности   с   тех   пор   претерпело   ряд   существенных   изменений:   от   идей интеллектуальной   одаренности  французов  А.Бине  и   Т.Симона   и  знаменитого   теста    немецкого ученого В.Штерна  коэффициента интеллекта (ныне широко известный IQ (itelligensce quotient)  – до «психометрического» подхода к исследованию одаренности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса и самых популярных в современной психологии концепции 3­х кругов американского ученого Дж. Рензулли и теории множества интеллектов Ховарда Гарденера.  В  1972 году эти концепции были систематизированы   в   официальном   докладе   государственного   отдела   образования   США:   дано определение одаренности и определены ее типы. Русская (советская) психология  тоже   имеет    серьезные  разработки  в  области   изучения одаренности:     Н.С.     Лейтес   вводит   понятие   «возрастная   одаренность»,     А.М.   Матюшкин одаренность связывает с особенностями собственно творческой деятельности.   По мнению Б.М. Теплова, для понимания одаренности целесообразно исходить из базового понятия способностей, его идей развивает Е.П.Ильин.  Но активная деятельность по работе с одаренными детьми началась в России в 1996 году, с принятием целевая программа «Одаренные дети». В рамках ее  в 2003 году теории   русских   (советских)   психологов   были   систематизированы   в   «Концепции   развития одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д.Шадриков) и дано определение одаренности. «Одаренность –   это   системное,   развивающееся   в   течение   жизни   качество   психики,   которое   определяет возможность   достижения   человеком   более   высоких,   незаурядных   результатов   в   одном   или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» И это очень важно. Ведь и до сих пор понятие это трактуют либо очень широко либо очень узко. Моя точка зрения на этот вопрос  изложена в Программе для развития одаренных детей «Радуга». Психологической основой Программы  является теория о способностях Е.П.Ильина, В своей   книге     «Психология   творчества,   креативности   и   одаренности»   он   обращается   к   анализу способностей,   рассматривает   различные     подходы   «к   рассматриваемому   понятию».   Сам   автор является   сторонником   дифференциально­психологического   подхода   и   под   способностями понимает   «яркое   проявление   свойства   какой­либо   психофизиологической   функции»,   дает   ее качественную характеристику.   Практическую   основу   Программы  развития   составляет   одна   из   самых   популярных концепции   одаренности   ­   «триада»   Дж.   Рензулли   (одаренность   ­   это   результат   сочетания   трех характеристик:   интеллектуальных   способностей,   превышающих   средний   уровень,   творческого подхода и настойчивости) Основное   положение  Программы   развития   ­   все   дети   обладают   индивидуальными способностями.   Задача   учителя/классного   руководителя   –   развить   эти   индивидуальные способности, а для этого надо создать соответствующие условия для их проявления и развития, привлекая учителей­предметников, дополнительное образование, родителей. Цель Программы  ­ создание единой системы работы с классом, которая создаст условия /возможности  для     реализации  каждым   ребенком  своих   индивидуальных   способностей   с  целью дальнейшей социальной адаптации/самоактуализации.  Программа   развития   является  основой   воспитательной   программы,   следовательно, охватывает   весь   классный   коллектив   (носит   массовый   характер)   и   является продолжительной по времени  (с 5 по 11 класс – 2 этапа: 5­9, 10­11 классы). Такой подход возможен, так как цели, задачи и  принципы образования и воспитания, методы и средства  работы едины для всех детей. Требования   для работы с одаренными детьми   распространяются на всех учеников класса.  Направления  деятельности Воспитательной программы совпадают с типами одаренности: Интеллектуальная Академическая Творческая Спортивная Художественная Социальная (лидерская) Диагностика   интересов   и   способностей   детей   показывает,   какими   способностями   (или «задатками способностей» по Ильину) они обладают и в какой степени, в соответствии с этим планирую участие учеников в наиболее полезных и интересных для них направлениях. Позволю себе процитировать Программу.   «Что может быть прекраснее, сияющей на небе радуги?  Подобно     цветам   радуги   раскрываются   способности   наших   детей.   Каждый   ребенок индивидуален, у каждого – свой цвет спектра. Задача учителя разглядеть   этот дар в ребенке и развить его. Чтобы каждый ребенок засиял своим цветом».  Но есть дети, не заметить которых невозможно. Они сверкают сразу всеми цветами радуги.  В научной литературе подобных детей называют сверходаренными. Развитие таких детей требует особого   внимания.   И   здесь   на   помощь   классному   руководителю   приходит   очень   действенный инструмент  – Индивидуальный маршрут развития (далее ИМР)  Создание ИМР сегодня – одно из основных требований ФГОС. Ученные   активно   работают   по   этой   проблеме  (Е.В.Бондаревская,   А.П.   Тряпицына, С.В.Воробьева,  Н.Г. Зверев, М.Л.Соколова, Н.А. Лабунская,, В.В. Лоренц, В.В.Николина). Сегодня существует много определений ИМР (ИОМ). В своей работе я опираюсь на следующее: ИМР ­ это персональный   путь   реализации   личностного   потенциала   ученика:   интеллектуального, эмоционально­волевого, деятельностного, нравственно­духовного.  Этапы ИМР могут (и должны ­ ведь это индивидуальный маршрут) быть различными по продолжительности и содержанию, но чтобы был результат, необходимо пройти их все.  Диагностика: Карточки индивидуального развития  Разработка маршрута: прогнозирование, проектирование, конструирование  Реализация   маршрута: взаимодействие с родителями Оценка результатов   педагогическая   поддержка,   интеграция   со   специалистами, По данной программе работаю уже более 10 лет. Она дает удивительные результаты. Чудесным образом  все мои дети оказались одаренными теми или иными способностями или  задатками способностей, если следовать Ильину.

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)

Программа развития одаренных детей "Радуга" (5-9 кл., 10-11 кл.)
Скачать файл