Совершенствование качества обучения - воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учитeля. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью,Совершенствование качества обучения - воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учитeля. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью,
ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
Введение
"Не следует ложиться спать прежде, чем не
скажешь себе, что за день ты чемуто научился..."
Г.Лихтенберг
Совершенствование качества обучения воспитания в средней школе
напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот
уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных
курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без
процесса самообразования учитeля. Самообразование есть потребность
творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для
профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковойявляется профессия учителя. Самообразование процесс сознательной
самостоятельной познавательной деятельности.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной
деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к
учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно
знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой
предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в
близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни,
ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен
учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый
год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются
представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не
формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта
способность определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта
способность вырабатывается в процессе работы с источниками
информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Актуальность темы: И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс
обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны,
разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в
нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в
наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом
усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые
знания и навыки не только применяются школьниками в их практической
деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для
проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для
осуществления межпредметных связей стимулирующих самообразование
учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного
материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение
кругозора в результате организованного общения.
План самообразования
Тема: Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания
физкультуры.
Цели:
Повышение профессиональной подготовленности и как следствие,
повышение эффективности обучения физической культуре.
Задачи: планировать учебновоспитательный процесс по физическому
воспитанию, физкультурнооздоровительную и спортивную работу с учетом
конкретных условий школы;
творчески применять профессиональнопедагогические знания в
решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных,
индивидуальных, социальнопсихологических особенностей учащихся;
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной
формы урока (это необычно, значит интересно);
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных
областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями:
сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при решении
выбирать и творчески применять методы, средства и организационные
разнообразных задач.
формы учебной, воспитательной, физкультурнооздоровительной и других
видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с
учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых
задач;
аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида
деятельности.
Этапы
работы:
1 этап (практический) 2011 – 2012 учебный год.
Изучение опыта работы других педагогов над данной темой. Обсуждение с
учителями предметниками (биологии, русский язык, истории, ОБЖ) тем для
реализации моего плана самообразования.
2 этап (практиковнедренческий) 2012 – 2013 учебный год
Разработка и проведение интегрированных уроков и внеклассных
мероприятий
3 этап (обобщающий) 2013 – 2014 учебный год
Будет посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов
эксперимента, оформлению материалов самообразования
Основные
направления
Действия и мероприятия
Профессиональное
1. Постоянно знакомиться с современнымиобразовательными технологиями в области
преподавания предмета «Физическая культура».
2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими
программами по физической культуре, концепциями
обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по физической культуре
и методике преподавания.
4. Своевременно повышать квалификацию на курсах
для учителей физической культуры, организованных в
Институте образования.
5. Принимать активное участие в работе РМО
учителей физической культуры.
6. Принимать участие на научнопрактических
конференциях, конкурсах, фестивалях различных
уровней.
7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене
опытом.
8. Периодически проводить самоанализ своей
профессиональной деятельности.
9. Систематически интересоваться событиями
современной экономической, политической жизни.
10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и
общей культуры.
11. Проводить открытые уроки для анализа со
стороны коллег.
12. Организовывать внеклассную деятельность по
предмету.
13. Систематически просматривать спортивные
телепередачи.
Психолого
педагогическое
1. Совершенствовать свои знания в области
классической и современной психологии иМетодическое
педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
3. Создание пакета психологопедагогических
материалов для учителя.
1. Знакомиться с новыми педагогическими
технологиями, формами, методами и приемами
обучения через предметные издания:
ФИС
Физическая культура в школе
Спорт в школе
Теория и практика физической культуры.
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации
различных форм уроков физической культуры.
3. Посещать библиотеки, изучать научнометодическую
и учебную литературу.
4. Провести открытые уроки, на которых показать
использование изучаемых технологий.
5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных
мероприятий, учебных материалов.
6. Установить творческое сотрудничество с учителями
предметниками по вопросам темы самообразования.
7. Создавать комплект дидактики по предмету
(индивидуальные планы тренировок, оптимально
минимальный уровень (стандарт) физической
подготовленности учащихся, контрольные тесты
упражнения).
8. Использовать материалы сайта «Сеть творческих
учителей» по вопросам интегрированных уроков и
внеклассных занятий.
9. Создавать пакет сценариев уроков с применениеминформационных технологий.
10. Создавать пакет бланков и образцов документов
для педагогической деятельности.
1. Внедрять информационнокомпьютерные технологии
в учебный процесс.
ИКТ
Охрана здоровья
1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на
уроках физической культуры, на занятиях секции.
2. Внедрять в образовательный процесс
здоровьесберегающие технологии.
3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом,
физическими упражнениями.
Литература по теме:
1. Аксимова В.Н. Межпредметные связи в учебновоспитательном
процессе современной школы. – М. : Просвещение, 1986.
2. Максимова В.Н.Межпредметные связи в процессе обучения, М.:
Просвещение, 1989.
3. Сухаревская Е.Ю. Технология интгрированного урока. – Ростов н/Д:
Учитель, 2003
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по
предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).
2. Доклады и выступления.
3. Разработка дидактических материалов.
4. Установить творческое сотрудничество с учителямипредметниками
по вопросам темы самообразования.
5. Создание комплектов педагогических разработок уроков и
внеклассных мероприятий.
6.Подготовка учащихся к районной Олимпиаде по физической культуре
и их успешное выступление.7. Размещение материалов в СМИ.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы на заседаниях МО учителей
физической культуры района
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы на уровне школы.
Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и
рекомендациями для других учителей.