Программа "Шахматная страна" (дошкольники)
Оценка 4.8

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физическая культура +1
Все классы
25.04.2018
Программа "Шахматная страна" (дошкольники)
Программа направлена на развитие интеллекта личности ребенка дошкольного возраста, обучению детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: внимания, памяти, всех форм мышления, воображения и творчества, формирование таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.Программа по обучению детей в шахматы.
Шахматная страна .docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  «Федоровский центр дополнительного образования» «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУ ДО «ФЦДО»  ____________   Л.Н.Лаврова 1 сентября 2017 года Дополнительная общеразвивающая программа  «Шахматная страна» Направленность  «физкультурно – спортивная» Возраст обучающихся: 5 ­7  лет Срок реализации: 1  год                                     Автор ­ составитель: Шестакова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования г. п. Федоровский, Сургутский район 2017 год Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная страна» (далее – программа)   имеет физкультурно ­ спортивную  направленность,  составлена на основании нормативных документов: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт,   утвержденный   приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089. 2. Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   29.08.2013   г.   N   1008   г.   Москва.   «Об утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным программам»;  3. Постановление   от   04.07.2014   N   41   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.4.3172­14   «Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 4. Федеральные   требования   к   образовательным   учреждениям   в   части   минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986). Актуальность программы:                Шахматы ­ это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.          Смысл  шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго   говоря,   везению,   поэтому   школьник     учится   делать   ответственный   выбор   хода,   а   если смотреть шире, то и поступка. Игра в шахматы даёт возможность ученику  реализовать врождённую потребность   в   состязаниях   на   уровне   мыслительной   деятельности.   Удовлетворение   этой потребности   способствует   гармоничному   развитию   личности.   Особенно   это   актуально   для нынешнего   времени   —   времени   решительных   преобразований   во   всех   сферах   человеческой деятельности,   когда   для   достижения   успеха   требуется   максимальное   использование   всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.          Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся и  удовлетворение их   потребностей   в   активных   формах   познавательной   деятельности.   В   шахматах   интересен   сам процесс   игры,   а  не  только   ее  итог.   Это  путь  озарённый  стремлением   к  победе.  На   этом  пути увлекает движение к цели, и то, что при этом происходит – рождение замыслов, предвидение опасности, умение рисковать. Здесь школьник не созерцатель, а действующее лицо – создатель события. Игра в шахматы дарит ученикам  радость творческого общения и возможность перенимать правильные и верные поступки или учиться на ошибках.          Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время,   сохранять   выдержку,   распознавать   ложь   и   правду,   критически   относиться   не   только   к сопернику, но и к самому себе. Отличительные особенности программы: Программа по обучению игре в шахматы  направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного и школьного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: внимания, памяти, всех форм мышления, а также   развитию   воображения   и   творчества,   формированию   важнейших   качеств   личности, усидчивости, целеустремленности, самостоятельности в принятии решения.          В программе важное   значение имеет, специально организованная, игровая деятельность по обучению детей шахматам, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций, поэтому программа хороша как для индивидуального обучения, так и для работы в группах с большим количеством учеников.           Педагогическая целесообразность заключается в том, что ученику   в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы, развивают личностные качества. Отличительной особенностью данной программы,  от  уже существующих,  является то, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для детей.  Цель:  ­  формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры, создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально­волевой сферы обучающихся. Задачи:  • Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске. • Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил. • Научить решать шахматные задачи в 1­2 хода. • Развивать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно­логическое мышление,  память, внимание, воображение, умение производить логические операции). Развивать интеллектуальные способности. Расширить кругозор школьника. • • • Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность. • Формировать способности к самооценке и самоконтролю. Планируемые результаты Образовательные:   •  умения расставлять позиции на шахматной доске; •  умения нападать и съедать фигуры противника; •  умения довести партию до логического окончания; •  умения ставить простые маты; •  умения использовать правило «взялся ­ ходи»; •  умения самостоятельно работать с шахматной доской.  Предметные:    • формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на  развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической  культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации; • овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность; • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии  и соревнований в  соответствии с шахматными правилами; • выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций.  Личностные:     •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;    •  быть сосредоточенным и внимательным при разыгрывании партии;    •  развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; •   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   умения   не   создавать   конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;    •  быть уважительным по отношению к сопернику. Компетентностные:    •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска  средств ее осуществления;                                                                                                                             • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее  эффективные способы достижения результата;   • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности  конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;   •  определение общей цели и путей ее достижения;   • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;                     •   осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное  поведение и поведение окружающих;   • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные  связи и отношения между объектами и процессами. Формы   и   методы   работы   определены   в   соответствии   с   возрастными   особенностями обучающихся, индивидуальные,  групповые или коллективные виды  деятельности, материальным оснащением   образовательной   организации   для   проведения   практических   работ.   Программой предусмотрено   использование   современных   образовательных  технологий:    личностно­ ориентированного образования,  игровые, проектные, ИКТ, здоровье  сберегающие. В связи с этим особое место в программе занимают следующие образовательные форматы: •   кинофильмов   с   последующим   обсуждением,   а   также просмотр   видеофильмов   и   разбираются партии известных шахматистов; дидактические игры;  тематические викторины; игровые упражнения и задания; беседы; оздоровительные минутки; решение шахматных задач и комбинаций; компьютерные игры; практические занятия; конкурсы решения задач и этюдов; час вопросов и ответов; • • • • • • • • • • • шахматные турниры и соревнования. Формы оценивания: Программой предусмотрена аттестация учащихся, направленная на выявление исходного, промежуточного   и   итогового   уровня   теоретических   знаний,   развития   практических   умений   и навыков,   сформировавшихся   компетенций   и   их   соответствия   прогнозируемым   результатам программы. Входная аттестация – сентябрь (устный опрос, тестирование, зачет). Промежуточная – декабрь (решение задач, прохождение шахматного лабиринта). Итоговая ­ май (шахматный турнир, соревнования). Общий срок реализации исходной программы (количество лет) 1 год обучения Возраст воспитанников Количество воспитанников в группе  Количество часов в неделю Общее количество часов в год 5­7 лет 10­15 4 часа 168 Техническая платформа реализации программы предполагает следующее оборудование: ­ учебный кабинет;            ­ наборы шахмат; ­ шахматные часы; ­ демонстрационная доска с магнитными фигурами. Общая характеристика содержательно­тематической структуры.         Программа состоит из двух  модулей  :    Первый  модуль ­  «Шахматная игра» ­  68  часов.                                                                               Данный модуль дополнительного образования способствует  развитию интереса  детей  к игре в  шахматы. Ребята в процессе обучения знакомятся с  историей  и происхождением  шахмат,  с  новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных  полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски. Учатся   правильно располагать доску между партнёрами. Знакомятся  с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закрепляют  полученные знания посредством дидактических игр – заданий.   Изучают  шахматные фигуры, белые  и чёрные, учатся  сравнивать фигуры между собой,  упражняются  в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Образовательная задача ­ Познакомить детей с понятием «шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы. Учебные задачи:  ­ познакомить с шахматной  доской и шахматными фигурами; ­  познакомить с правилами  игры в шахматы; ­  изучить права и обязанности игрока; ­  иметь представление об истории и происхождении шахмат; ­ научить расстановке фигур  начального ряда;  ­ развивать логическое мышление; ­ воспитывать  навыки самодисциплины. № п/п Раздел Тема занятия 1 модуль  «Шахматная игра»  68 часов 1 Вводное занятие. 4 часа 2 Секреты Первичный инструктаж на рабочем месте.  История и происхождение шахмат. Права и обязанности игрока. Правила  игры в шахматы. Знакомство с шахматной школой. Количество часов ПО Всего часов 2 2 2 2 2 2 шахматной доски. 44 часа 2 2 2 2 Дидактическая игра «Над головой»,  «Шахматный теремок». Шахматная доска.  Секреты шахматной доски. Секреты шахматного поля. Белые и черные  поля. 2 Центр шахматного поля. Форма центра. 2 Количество полей в центре.                              2 2 Шахматная дорожка – горизонталь. Количество полей в горизонтали. 2 2 Дидактические задания  «Ответь как в  сказке сам без подсказки», «Собери  шахматную доску  из горизонталей».   Шахматная дорожка – вертикаль. Количество полей в вертикали. Просмотр   фрагмента   обучающего   фильма «Большое шахматное путешествие 1». Дидактические игры «На одну клетку»,  «Через клетку», «Через  две клетки»,  «Большой прыжок». Шахматная дорожка – диагональ. Отличие   диагонали   от   горизонтали   и вертикали. Шахматная дорожка – диагональ. 2 2 2 2 2 2 2 3 Начальная  позиция в  шахматной  партии. 20 часов Дидактические игры и задания. Вопросы для проверки знаний. Адрес шахматных клеток. Шахматные пазлы. Начальная позиция в шахматной партии. Расстановка фигур перед шахматной  партией. Связь между горизонталями, вертикалями,  диагоналями и начальным положением  фигур. Просмотр фрагментов  из обучающих  игр  «Большое шахматное путешествие 1»,  «Шахматная сказка». Тренировочные упражнения.  Ценность шахматных фигур. Дидактические   задания   «Построй   войска», «Банкомат». В гостях у шахматного Короля. Тренировочные   упражнения:   «Белые   и чёрные», «Самолёты».  Итоговое занятие «Шахматный лабиринт». ИТОГО 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68          Программа модуля «Шахматная игра» 68 часов. Вводное занятие. 4  часа 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 Первичный   инструктаж   на   рабочем   месте.   История   и   происхождение   шахмат.   Права   и обязанности игрока. Правила  игры в шахматы. Секреты шахматной доски. 44 часа         Знакомство с шахматной школой. Дидактическая игра «Над головой», «Шахматный теремок».  Шахматная доска. Секреты шахматной доски. Секреты шахматного поля. Белые и черные поля.  Центр шахматного поля. Форма центра.  Количество полей в центре.  Шахматная дорожка –  горизонталь. Количество полей в горизонтали. Дидактические задания  «Ответь как в сказке сам  без подсказки», «Собери шахматную доску  из горизонталей».   Шахматная дорожка – вертикаль.  Количество полей в вертикали.  Просмотр фрагмента обучающего фильма «Большое шахматное  путешествие 1». Дидактические игры «На одну клетку», «Через клетку», «Через  две клетки»,  «Большой прыжок». Шахматная дорожка – диагональ. Дидактические игры и задания. Вопросы  для проверки знаний. Адрес шахматных клеток. Шахматные пазлы. Начальная позиция в шахматной партии. 20 часов           Начальная позиция в шахматной партии. Расстановка фигур перед шахматной партией. Связь между   горизонталями,   вертикалями,   диагоналями   и   начальным   положением   фигур.   Просмотр фрагментов   из   обучающих   игр   «Большое   шахматное   путешествие   1»,   «Шахматная   сказка». Тренировочные   упражнения.   Ценность   шахматных   фигур.  Дидактические   задания   «Построй войска», «Банкомат».    В гостях у шахматного Короля.  Тренировочные   упражнения: «Белые и чёрные», «Самолёты».  Шахматный лабиринт. Второй  модуль ­  «В стране шахматного королевства» 100  часов.         Содержание второго модуля обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение   правил   игры   в   шахматы,   а   так   же   знакомство   с   шахматной   нотацией,   творчеством выдающихся шахматистов.  Школьники  учатся решать шахматные задачи. Если в первом модуле обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит узнать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите и атаке, усваивать   методы   реализации   материального   и   позиционного   преимуществ. Важной   целью     в овладении шахматными основами становится умение школьников ставить мат.  Образовательная задача:  ­   Учить   детей   следовать   определённым   правилам   во   время   шахматной   партии   –   делать   ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход.         Учебные  задачи:  ­  учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных; ­  учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты  или нападения; ­ изучить основные понятия о тактике и стратегии; ­ формировать навыки  самоконтроля и самооценки. № п/п Раздел Тема занятия 2 модуль «В стране шахматного королевства»  100 часов. 1 Инструктаж по технике безопасности. Дидактические игры и задания. Вводное занятие. 2 часа Большое шахматное 2 Король – главная фигура в шахматах. Место короля в начальном положении. Количество часов Всего часов ПО 2 2 2 2 2 2 путешествие. 78 часов 3 Тренировочные упражнения. 20 часов Ход короля, взятие. Дидактические задания «Перехитри  часовых», «Один в поле воин». Тренировочные  упражнения:  «Борцы  сумо»,  «Займи свой трон». Чтение  сказок о шахматном Короле.  Творческие работы детей: составление  вопросов и  сказок о Короле. Ферзь – самая сильная фигура в шахматной стране. Место ферзя в начальном положении. Ферзь – тяжёлая фигура.  Ход ферзя, взятие. Упражнения «Собери монетки», «Собери  цветочки». Рисование на тему  « В гостях у Ферзя». В гостях у ладьи. Просмотр фрагмента обучающего фильма  «Шахматы в сказках» о Ладье. Дидактическая игра «Что могут Ладьи». Быстроходный конь. Чтение стихотворений о слоне.  Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны. Качество.  Лёгкая и тяжёлая фигура.   Тренировочные упражнения: «Игра на  уничтожение», «Сними часовых».  «Атака неприятельской фигуры». Хитрости коня. Выставка рисунков «Сказочные  шахматные  кони».   Смелый и стойкий воин – пешка. Линейная, коневая, слоновая, ферзевая,  королевская пешка. Дидактические  игры и задания «Лабиринт»,  «Один в поле воин». Волшебное превращение пешек. Дидактические задания и тренировочные  упражнения. Цель игры. Шах.  Шах нескольких видов. Рокировка. Рокировка в шахматном бою. Цель игры. Мат. Мат в один ход. Пат – упорному награда. Ничья. Дидактические   задания   и   тренировочные упражнения Шахматная партия. Шахматная партия. Четыре игрока.  Шахматная партия. Два игрока. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Соревнования шахматной партии. Шахматная партия мастеров. Эндшпиль — заключительный этап  шахматной партии. Самые   красивые   и   необычные   шахматные партии. Итоговое занятие шахматный турнир  «Отважная пешка». Изготовление шахматных фигур. Решение простых шахматных задач. ИТОГО: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 100 2 2 100                      Программа модуля «В стране шахматного королевства» 100  часов. Вводное занятие. 2 часа          Инструктаж по технике безопасности.  Большое шахматное путешествие.78 часов           Король – главная фигура в шахматах. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.   Дидактические   задания   «Перехитри   часовых»,   «Один   в   поле   воин».   Тренировочные  упражнения:   «Борцы сумо», «Займи свой трон». Творческие работы детей: чтение,   составление сказок, загадок   о Короле.  Ферзь – самая сильная фигура в шахматной стране.  Место ферзя в начальном   положении.   Ферзь   –   тяжёлая   фигура.   Ход   ферзя,   взятие.   Упражнения   «Собери монетки», «Собери цветочки». Рисование, лепка, на тему « В гостях у Ферзя». В гостях у ладьи. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Ладье. Дидактическая игра «Что могут Ладьи».   Быстроходный конь.  Чтение стихотворений о слоне. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Качество.  Лёгкая и тяжёлая фигура.   Тренировочные   упражнения:   «Игра   на   уничтожение»,   «Сними   часовых»,   Атака неприятельской   фигуры».   Хитрости   коня.   Выставка   рисунков  «Сказочные   шахматные   кони».  Смелый и стойкий воин – пешка.  Линейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Дидактические  игры и задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Волшебное превращение пешек. Дидактические задания и тренировочные упражнения.  Цель игры. Шах.   Цель игры. Рокировка. Рокировка в шахматном бою.  Мат. Мат в один ход. Пат – упорному награда. Ничья. Тренировочные упражнения. 20  часов Шахматная партия. Четыре игрока. Шахматная партия. Два игрока. Соревнования шахматной партии. Шахматная партия мастеров. Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии. Самые красивые и необычные шахматные партии. Шахматный турнир «Отважная пешка». Изготовление шахматных фигур. Решение простых шахматных задач. Прогнозируемый результат Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Должны знать и уметь: • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,  начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная  и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия  шахматных фигур:  ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры; абсолютную и относительную ценность фигур; историю возникновения шахматной игры; • • • • • • • • • • • • • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений  правил шахматного правила; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Методическое обеспечение: Основные источники: А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк «как научить шахматам» Москва 2008г Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983; Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980; Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985; Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004; Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005; Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005; Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009; Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006; Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992; Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991; Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004; Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008; Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991. В. Касаткина «Шахматная тетрадь». Интернет­ресурсы Обучающий   курс   для   начинающих   шахматистов   и   игра   в   шахматы   онлайн:   [сайт]   URL: http://www.chess­master.net/articles/3.html; Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/; Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)

Программа "Шахматная страна" (дошкольники)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018