Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пст.Якша
Адаптированная программа
«Школа будущего первоклассника»
Автор: Дубчак Н.В.
(учитель начальных классов)
Возраст детей: 5 -6 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год.
Данная программа направлена на развитие речи и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста.
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа «Школа будущего первоклассника» отражает потребность школы в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
1. Создание развивающей среды.
2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры.
3. Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
4. Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы «Школы России» концепция программы «Школа будущего первоклассника» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципы построения программы «Школа будущего первоклассника»:
1. Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
2. Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
3. Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
4. Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
5. Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
6. Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа «Школа будущего первоклассника» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к школьному обучению.
Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 30 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста (п.12.11 СанПин 2.4.1.2669-10 с изменение от 20.12.2010 г.), прерываемого динамической паузой 5 минут. Периодичность занятий 1 раз в неделю в субботу.
Ведущим методическим приёмом на уроке в Школе будущего первоклассника выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения учителя, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Структура программы
№ п/п |
Наименование предмета |
Наименование модулей |
Количество учебных часов в год |
1 |
Познавательно – речевое развитие детей |
Ø Подготовка руки к письму Ø Развитие речи Ø Ознакомление с окружающим миром |
15 |
2 |
Развитие логического и пространственного мышления |
Ø Математика и логика Ø Конструирование Ø Лепка |
15 |
Познавательно – речевое развитие детей (15 часа)
Модуль «Развитие речи» (6 часов)
Цель – развитие устной речи детей, формирование коммуникативных умений, обогащение активного и пассивного словаря ребят.
Задачи обучения:
1. Развивать умения говорения, слушания.
2. Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
3. Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
4. Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Предметное содержание
1. Лексическая и грамматическая работа:
· обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
· употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
· ответы на вопросы, участие в диалоге;
· подробный пересказ текста по зрительной опоре;
· составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
· знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
· выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
К концу года дошкольники должны знать и уметь:
1. Речь является сложнейшим средством общения.
2. Элементарные правила общения в школе и гостях;
- уметь слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
- уметь говорить перед коллективом, отвечать на вопросы взрослого;
- уметь строить простые речевые конструкции.
Тематическое планирование занятий.
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Давайте познакомимся. Речь – средство общения. |
1 |
2. |
Ох, уж эти загадки! |
1 |
3. |
Потешки. Слово веселит, огорчает, утешает |
1 |
4. |
Пословицы и поговорки о труде, родине, матери |
1 |
5. |
B гостях у сказки. Игры с ударением |
1 |
6. |
Слова – противоположности. Многозначные слова |
1 |
Модуль «Подготовка руки к письму» (3 часов)
Цель – развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Задачи обучения:
1. Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
2. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
3. Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
4. Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи.
Предметное содержание.
1. Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.
- Правильная посадка, положение листа.
- Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.
Предполагаемые результаты:
1. Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).
2. Правильно держать ручку.
3. Аккуратно штриховать фигуры.
4. Обводить ровно и аккуратно по контуру.
5. Аккуратно разукрашивать фигуры.
Тематическое планирование занятий
№ п/п |
Тема занятий |
Кол – во часов |
1 |
Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради. Обведение по контуру узоров. |
1 |
2 |
Составление узоров по аналогии и самостоятельно. |
1 |
3 |
Обведение по контуру и штриховка |
1 |
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» (3 часов).
Цель - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.
Задачи обучения:
1. Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
2. Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
3. Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.
4. Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.
Предметное содержание.
1. Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня.
2. Природа живая и неживая. Основные характеристики.
3. Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.
4. Наша страна. Столица. Мой родной город. Моя семья.
Планируемые результаты.
Знать:
ü времена года;
ü части суток;
ü отличие живой и неживой природы;
ü название страны и города, в котором живет
Уметь:
ü различать диких и домашних животных;
ü различать культурные и дикорастущие растения;
ü называть характерные признаки времен года;
ü различать части суток;
ü рассказать о своей семье.
Тематическое планирование занятий.
№п/п |
Тема занятий |
Количество занятий |
1 |
Мир вокруг нас. Времена года. Части суток. Режим дня. |
1 |
2 |
Природа живая и неживая. |
1 |
3 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
4 |
Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе. |
1 |
5 |
Россия - наше государство. Столица России. Наш поселок. |
1 |
6 |
Расскажи о себе. Моя семья. |
1 |
Развитие логического и пространственного мышления (15 часов)
Модуль «Математика и логика» (10 часов)
Цель - развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Задачи обучения:
1. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
2. Развивать образное мышления (ощущение, восприятие, представление).
3. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4. Развивать вариативность мышления, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивные умения.
5. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
Предметное содержание.
1. Общие понятия.
· Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
· Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Сравнение двух групп предметов.
· Взаимосвязь между целым и частью.
2. Числа и операции над ними.
· Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
· Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками.
3. Пространственно-временные представления.
· Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..
· Установление последовательности событий.
· Последовательность дней в неделе.
· Последовательность месяцев в году.
· Ориентировка на листе бумаги в клетку.
4. Геометрические фигуры и величины.
· Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, куб.
Планируемые результаты.
Дети должны знать и уметь:
1. Распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.
2. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
3. Устанавливать совокупности предметов, обладающие общими признаками.
4. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги.
5. Устанавливать временные отношения.
6. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
7. Устанавливать взаимосвязь между целым и частями.
Тематическое планирование занятий.
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство c плоскими геометрическими фигурами |
1 |
2 |
Знакомство c объёмными геометрическими фигурами |
1 |
3 |
Свойство предметов |
1 |
4 |
Группы предметов |
1 |
5 |
Пространственные отношения |
1 |
6 |
Временные отношения |
1 |
7 |
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счет. 1 1 ~ |
1 |
8 |
Взаимосвязь между целым и частью |
1 |
9 |
Решение логических задач |
1 |
10 |
Итоговое занятие |
1 |
Модуль «Волшебные пальчики» (лепка из пластилина) (5 часов)
Цель - развитие мелкой моторики пальцев.
Задачи обучения
1. Развитие координации движений пальцев и кистей рук;
2. Развитие тонких движений пальцев;
3. Умение работать по инструкции, в группе, помогая друг другу.
4. Развитие творческих способностей, мышления, произвольного внимания, самоконтроля;
5. Создание условий для развития речи ребёнка.
6. Развитие эстетического вкуса.
Предметное содержание.
1. Объемная лепка
Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
2. Рисуем жгутиками из пластилина.
Выполнение изделий из жгутиков пластилина
3. Плоскостная лепка
Выполнение изделий из пластилина на плоскости
Ожидаемые результаты.
Ø Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
Ø Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
Ø Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
Ø Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.
Ø Уметь планировать свою деятельность, работать целенаправленно, доводить начатое дело до конца.
Ø Проявлять аккуратность в процессе деятельности.
Тематическое планирование занятий
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. Лепка «Кукла». |
1 |
2. |
Лепка «Ваза с фруктами» |
1 |
3. |
Лепка «Рыбки» |
1 |
4-5. |
Рисуем жгутиками из пластилина |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.