Программа «Школа лидерства» направлена на поэтапное решение следующих основных задач:
1. Поиск личностных ресурсов в общении, осознание и проявление своих сильных сторон;
2. Формирование представлений о лидерстве и усвоение лидерских качеств;
3. Готовность к взаимодействию и партнерским отношениям;
4. Развитие навыков убеждения и самопрезентации.
5. Сформировать положительный опыт лидерского поведения участников в моделируемых ситуациях;
6. Создать и закрепить положительный опыт лидерского взаимодействия организационных лидеров с одноклассниками;
7. Закрепить лидерский образ членов школьного актива в восприятии одноклассников.
Программа ШКОЛА ЛИДЕРСТВА.doc
ШКОЛА ЛИДЕРСТВА
развивающая психологопедагогическая программа для подростков
Бригадиренко Н.В., педагог психолог МОУ
«Музыкальноэстетический лицей им. А.Г. Шнитке»
г. Энгельс
Пояснительная записка
Современные нестабильные социальноэкономические условия, характеризующиеся
быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально
новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план
выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и
навыков. Станет ли старший подросток или старшеклассник успешным человеком зависит от
множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса
социализации.
Расслоение общества, нестабильное социально – экономическое и политическое состояние
в стране, разрушение устаревших стереотипов поведения, потеря идеалов и ценностей привело
к тому, что общество не готово оказывать эффективное воспитательное воздействие на
молодежь. Старшее поколение не обладает необходимыми знаниями и навыками социально –
адаптивных стратегий поведения. При этих условиях молодые люди оказываются
психологически беспомощными, незащищенными, неконкурентноспособными.
Молодость, юность, подростковый возраст — это время, когда хочется испытать новые
ощущения, больше узнать о людях, окружающем мире и о себе, както проявить себя, показать
лидером. Эти потребности похвальны и достойны поощрения, но нередко ребята, стремясь
реализовать свои потребности, попадают в рискованные ситуации. Отсутствие навыков и
практических знаний о закономерностях конструктивного общения нередко приводит к
конфликтам со сверстниками, родителями, учителями, повышает вероятность девиантного
поведения.
Все эти ситуации требуют предупреждения — через информирование, формирование
отношения к ним и навыков противостояния.
А с другой стороны — молодежи нужна поддержка в ее стремлении к лидерству,
активности, раскрытию своего потенциала.
Необходимо учитывать и то, что проявиться индивидуальности может помочь только
коллектив сверстников. Потребность детей и подростков в общении при отсутствии подобного
коллектива, приводит их в различного рода группировки, многие из которых имеют
асоциальную направленность. Во многом по этой причине наблюдается рост детской
преступности, бродяжничества, наркомании и других асоциальных проявлений [3].
Абсолютное большинство ученых считают, что будущее любого общества, государства
зависит от степени внимания образовательного учреждения к вопросу гражданского
воспитания и образования учащихся.
Поэтому в системе образования поддерживается и стимулируется развитие различных
форм детсковзрослого самоуправления, создаются условия для обучения и подготовки актива
молодежных коллективов, для подготовки лидеров.
То есть молодой человек должен взаимодействовать с миром не только на
исполнительном уровне, но и на организаторском, быть предприимчивым, инициативным,
активным, т.е. развивать лидерские способности. Лидерство — процесс межличностного влияния, направленного на достижение целей
группы.
В молодежных кругах оно ориентировано, в отличие от профессиональной сферы, на
процесс. Во время коммуникаций юноши и девушки получают подтверждение собственной
значимости от сверстников и выясняют свой статус. Для них важна поддержка, так как часто
нет прочно сформированной собственной системы ценностей. Их система ценностей часто
складывается под воздействием средств массовой информации, Интернета, общения с другими
сверстниками, или людьми на которых они хотят быть похожи. При этом, уходя изпод влияния
родительской опёки, они стараются отрицать ту систему ценностей, которая насаждается им
родителями, или вообще людьми другого поколения (учителями, воспитателями, тренерами).
Поэтому на пути к становлению конкурентноспособной личности, самоутверждению,
необходима помощь, поддержка специалистов, направленные на наиболее полное раскрытие
интеллектуальноличностного потенциала обучающихся, формирование и развитие их
социальнопсихологических умений и навыков. Важно научить их реально мыслить в каждую
минуту своей жизни, быть уверенным в своих силах.
В условиях современной Российской действительности школа попрежнему имеет
достаточно ресурсов, при правильной организации которых можно культивировать ценностные
ориентации и установки, несовместимые с дезадаптивными формами поведения.
Мы убеждены, что если человек занят, вовлечён в такие формы деятельности, которые
позволяют почувствовать себя эффективным, успешным, причём через созидательную
деятельность, то у него нет потребности прибегать к суррогатным способам получения
признания.
Конечно, можно говорить, что работу с подростками лучше проводить специалистам, —
на их стороне опыт, знания, умение работать с группой. Но вот вопрос: всегда ли подростки
воспринимают ту информацию, которую пытаются донести до них взрослые? Как известно,
для подростка значима группа сверстников, а к мнению взрослых они прислушиваются далеко
не всегда.
Для эффективности профилактики, а в нашем случае и развития, необходимо выбрать
максимально действенный канал — саму же молодежь, поэтому наиболее плодотворно
работают программы по принципу «равный обучает равного». Суть таких программ состоит в
следующем. В группе находят потенциальных лидеров, обучают их, мотивируют к передаче
полученной информации и опыта членам своей целевой группы. Работа идет с опорой на
особенности группы и с позиции «на равных», что подразумевает равенство в общении —
искренность, открытость; умение быть самим собой и говорить на понятном людям языке;
уважение стиля жизни, мнения, чувств других людей.
Привлекая молодежь к такой работе, мы объединяем людей, которые знают подростковую
субкультуру изнутри, что позволяет гораздо легче установить доверительный контакт со
сверстниками. Мы оказываем влияние на тех, кто включается в работу в качестве лидеров, —
они получают навыки группового лидерства, опыт помощи другому человеку, опыт общения,
управления группой, опыт ответственности за происходящее.
Это дает подростку возможность удовлетворить свое стремление быть взрослым,
получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым, расширить кругозор и
сформировать гражданскую позицию по отношению к общественным проблемам. В итоге мы
получаем активного члена общества, способного отстаивать свои интересы и помогать другим.
Именно поэтому и была разработана программа «Школа лидерства».
Основные положения:
1. Лидерские качества могут быть предметом целенаправленного формирования и
совершенствования.
2. Развитие лидерских качеств происходит через когнитивную переработку ситуаций
лидерского взаимодействия, отработку участниками лидерского поведения в моделируемых ситуациях, а так же приобретение ими положительного опыта
лидерского взаимодействия с одноклассниками.
Содержание программы нацелено, прежде всего, на формирование навыков и качеств,
способствующих успешному взаимодействию с социумом, развитие лидерских качеств
организационных лидеров учебных классов и повышение их лидерского статуса в группе.
Содержание программы направлено на поэтапное решение следующих основных задач:
1. Поиск личностных ресурсов в общении, осознание и проявление своих сильных сторон;
2. Формирование представлений о лидерстве и усвоение лидерских качеств;
3. Готовность к взаимодействию и партнерским отношениям;
4. Развитие навыков убеждения и самопрезентации.
5. Сформировать положительный опыт лидерского поведения участников в моделируемых
ситуациях;
6. Создать и закрепить положительный опыт лидерского взаимодействия организационных
лидеров с одноклассниками;
7. Закрепить лидерский образ членов школьного актива в восприятии одноклассников.
Формы организации занятий.
Программа предполагает проведение регулярных встреч (1 раз в неделю по 1,5 часа), что
позволяет добиться более устойчивых результатов. В связи с этим возрастает необходимость
более отчетливого выстраивания занятий. В начале каждого занятия следует уделять время
«сухому остатку», вспоминанию участниками происходящего на предыдущей встрече. По
окончании основного курса занятия переходят в режим сопровождения и проходят в виде
эпизодических встреч, которые имеют клубную форму, хотя это не исключает возможности
проведения занятий по типу тренинговых групп.
В результате работы по этой программе учащиеся смогут:
Более отчетливо ориентироваться в условиях школы и вне ее;
Презентовать личностные свойства, которые сложно проявить в рамках учебной
деятельности;
Усвоить навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации;
Освоить активный стиль общения и развить организаторские и лидерские качества.
Программу можно использовать поразному:
психологам – для организации и проведения тренинга общения;
воспитателям – для коррекции личностных проблем и разрешения конфликтных
ситуаций в коллективах;
классным руководителям – для проведения мотивационных уроков и классных
часов;
администрации – для организации самоуправления в школе.
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 711 классов (36 аудиторных часов),
делает попытку реализовать задачу формирования успешности подростков, подготовить их ко
взрослой жизни, научить решать личные проблемы, возникающие в жизни.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование психологических методик
(диагностические, проективные, развивающие игровые процедуры и т.д.).
Оценка достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии, результатам
психологического тестирования и зачету по пройденной тематике в форме практического
применения навыков.
Целевая аудитория: Организационные и выявленные с помощью диагностических
процедур потенциальные лидеры учебных классов. Необходимо учитывать, что в современной психологии отлично разработаны и широко
применяются многочисленные методы диагностики интеллектуальных и личностных
характеристик человека. Гораздо хуже обстоит дело с методами психологической диагностики
в сфере общения. Школьный психолог, желающий получить данные о социальной
компетентности того или иного ученика, его статусе в классе и проблемах в общении,
вынужден ограничиваться информацией, собранной при помощи наблюдения, бесед с
родителями и педагогами. Кроме того, очень часто психологи применяют давно известный и
всеми любимый метод социометрии, выявляя с ее помощью группировки детей, «отверженных»
учеников и «звезд» класса.
Однако социометрия не дает представления о том, кто в группе является лидером,
способным управлять действиями товарищей. Конечно, ученика, занимающего позицию лидера,
каждый психолог знает или может, что называется, вычислить после длительного наблюдения
за детьми, из отзывов педагогов и самих учащихся. Но есть способ получить и более точную
информацию. Для выявления лидера лучше всего применить специальные пробы на
взаимодействие.
Ниже описаны две игровые пробы, которые на наш взгляд наиболее эффективными. При
их выполнении возникает групповое взаимодействие, и для достижения общих целей один или
несколько человек обязательно должны взять на себя управление действиями всех участников
(другими словами, должен возникнуть процесс лидерства). Учащимся не объявляется истинная
цель заданий, упражнения преподносятся как разминка или чтото подобное.
Результаты упражнений нужно сопоставить с той информацией, которую психолог
получил при помощи наблюдения за детьми от педагогов и родителей. Возможно, ктото из
детей еще не стал лидером, но проявил при выполнении заданий лидерские способности, смог
управлять своими одноклассниками.
ПРОБА № 1
Для нее понадобятся 33 небольшие картонные карточки, на каждой из которых должно
быть написано по одной букве русского алфавита. Все участники рассаживаются полукругом.
Перед ними стоит стол, на котором разложены тщательно перемешанные карточки с буквами
(пустой стороной вверх).
Инструкция. Перед вами лежат карточки с буквами русского алфавита. Сейчас
каждый из вас возьмет себе определенное количество карточек (от 2 до 4, в зависимости
от количества человек в группе). Вы посмотрите, что за буквы вам достались, когда на
стуле ничего не останется. Потом прозвучит команда: «Начали!» – и вы должны будете
как можно быстрее разложить русский алфавит по порядку, от А до Я. Время
выполнения задания засекается.
Психолог внимательно следит за тем, как учащиеся выполняют задание.
Когда задание выполнено, психолог подводит его итоги: исправляет ошибки, если есть,
говорит, сколько минут оно выполнялось, благодарит за работу.
ПРОБА № 2
Для этого упражнения понадобится свободное пространство. Учащиеся должны быстро
принять всей группой форму какойлибо цифры или буквы, называемой психологом.
Инструкция. Сейчас я назову какуюнибудь букву или цифру, например четыре. Все
должны как можно быстрее встать так, чтобы ваша группа, если посмотреть сверху,
представляла собой цифру четыре, написанную на полу. В выполнении задания должен
участвовать каждый человек из вашей группы.
Задание дается 4–5 раз. Внимательное наблюдение за процессом выстраивания нужной
фигуры даст психологу представление о том, кто может эффективно руководить действиями
группы, кого слушают одноклассники. Обычно выделяется один человек, который показывает всем, где какая часть буквы будет стоять, и вносит коррективы (как в устной форме, так и при
помощи физической перестановки своих товарищей).
После выполнения задания психолог благодарит учащихся. Можно попросить высказаться
об ощущениях, возникших в процессе выполнения (возможно, дети сами отметят того из них,
кто помог эффективно решить поставленную задачу).
Вводное занятие.
Дискуссия
Учебнотематический план
Тема
Каким меня видят окружающие?
№
1.
2. Лидерами не рождаются...
3. Что я знаю о себе?
4.
5. Представление о лидерстве. Лидер – это…
6.
7. Игра «Путешествие»
8. Лидерские позиции
9. Искусство слушать и устанавливать контакт
10. Имидж лидера
11. Вербальные и паралингвистические средства влияния.
12 Невербальные средства общения. Облик лидера.
13 Конфликт. Методы урегулирования конфликтов.
Зеркало конфликта
14
15 Лидер и его команда
16 Стили лидерства
17 Подведение итогов. Рефлексия.
Список литературы:.
Список литературы:
ИТОГО:
Колво часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения, Москва, "Смысл", 1996.
Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007.
Кузнецов И.Н. Технология делового общения. Минск, 1999.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. Москва, «Ось – 89», 2006.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
1
2
3
4
5
6
7 Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. СПб., 2003.
8 Монина Г.Б., ЛютоваРобертс Е.К. Коммуникативный тренинг, СПб., 2005.
9
10 Основы конструктивного общения. Новосибирский университет, 1999.
11
«Школьный психолог», газета, приложение «Первое сентября», 2005.
Новочадов В.В. Как быть успешным в ВУЗе. СПб., 2003.
Программа "Школа лидерства"
Программа "Школа лидерства"
Программа "Школа лидерства"
Программа "Школа лидерства"
Программа "Школа лидерства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.