Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"
Оценка 4.7

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
психологическая работа +1
4 кл
28.04.2017
Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"
Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония". Цель данной программы – создание условий для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся 4 класса в период адаптации к переходу к обучению в среднем звене. Задачи:  Координация деятельности всех участников образовательного процесса.  Профилактика и преодоление учебных, социально-эмоциональных и профессиональных затруднений.  Формирование навыков эффективного взаимодействия: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родитель; учитель – родитель; учитель – учитель.  Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.  Формирование классного сообщества. Данная программа может быть использована внутришкольными службами сопровождения, как в целом, так и отдельными участниками процесса сопровождения (педагог-психолог, классный руководитель, администратор и др.)Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"
Программа для 4 класса полная.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Перми Программа социально­психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония» Педагоги Желания школьника                                                                                                                                                                                                         Автор – составитель: Лунегова Т.Ю              Родители Друзья 2 Содержание  Пояснительная записка……………………………………………………………………………. Тематический план…………………………………………………………………………………. Занятие 1…………………………………………………………………………………………….. Занятие 2…………………………………………………………………………………………….. Занятие 3…………………………………………………………………………………………….. Занятие 4 ……………………………………………………………………………………………. Занятие 5…………………………………………………………………………………………….. Занятие 6…………………………………………………………………………………………….. Занятие 7…………………………………………………………………………………………….. Занятие 8…………………………………………………………………………………………….. Список использованной литературы……………………………………………………………… 3 6 9 10 12 14 16 18 20 22 26 3 Пояснительная записка Обучение детей в школе требует определенной адаптации при переходе с одной ступени на другую. Под адаптацией принято понимать, в широком смысле, приспособление к окружающим условиям. Наиболее сложным является промежуточный период между начальным звеном и средним. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. По мнению специалистов, проблема перехода учеников из начальной школы в школу второй ступени включает три основных аспекта:  биологический, психологический, педагогический. Биологический и психологический   аспекты   связаны   со   спецификой   переходного   периода   –  возрастным кризисом, провоцирующим противоречия  этапа перехода«изнутри». Педагогический ­ с ошибками в организации   обучения   –условно   педагогическим   кризисом, провоцирующим   противоречия   этапа перехода – «извне». Коротко охарактеризуем эти аспекты. Биологический. Основное содержание подросткового периода определяется, как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии   сердечно­сосудистой   системы:   сердце   значительно   увеличивается   в   объеме,   а   диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения,   проявляющимися   в головокружении,   головных   болях,   сравнительно   быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерности физического развития всего организма   в   целом,   и   в   частности,   нервной   системы,   у   подростков   наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Происходят изменения в познавательной сфере: замедляется   темп   деятельности,   теперь   на   выполнение   определенной   работы   подростку   требуется больше   времени,   дети   чаще   отвлекаются,   неадекватно   реагируют   на   замечания,   иногда   ведут   себя вызывающе, их настроение часто меняется. Психологический. Остановимся   на   тех   психологических   особенностях   школьников   10­12   лет, которые чаще всего служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.    Чувство   взрослости.   Это   скорее   стремление   быть   взрослым   и   внутреннее   отрицание   своей принадлежности   к   детям.   Это   чувство   проявляется   в   потребности   равноправия,   уважения   и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Основная причина конфликта – это несоответствие между отношением к подростку, как к ребенку и представлением подростка о себе, как о взрослом человеке, имеющем новые права.  Отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: «Мал еще указывать!». Во   избежание   конфликтов   переходного   периода   взрослым   необходимо   научиться   относиться   к младшим подросткам, как к взрослым людям; с уважением относиться к их мнению, их точке зрения. ∙ Формируется   относительно   устойчивая   система   отношений   к   окружающему   и   самим   себе. Возникает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках, формируется самооценка. Подростки еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои собственные поступки, свой успех и неудачи. Поэтому каждый неуспех часто вызывает у них чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Однако необходимо помнить, что у подростка достаточно нестойкая собственная позиция, и она может измениться под влиянием мнения коллектива или авторитетного взрослого.  Важным   фактором   развития   становится   коллектив   сверстников   и   общественное   мнение.   Резко возрастает значение коллективных отношений, расположение к подростку товарищей, их оценка его поступков. Повышенная   чувствительность   подростков   к   тому,   как   относятся   к   ним   окружающие,   может выражаться   в   их   обидчивости,   вспыльчивости   иногда   грубости   и   резкости.   Это   часто   становится причиной конфликтов между детьми, а еще чаще между взрослыми и детьми. 4 В   этом   возрасте   резко   выражено   стремление   подростков   занять   достойное   место   в   среде сверстников, утвердить себя. И если подростку не удается решить эти задачи в классе, он непременно будет искать другие пути, искать свою референтную группу, где его будут понимать и принимать. В этот период подростку необходимо иметь взаимопонимание со сверстниками. ∙ Склонность   к   фантазированию,   к   некритическому   планированию   своего   будущего.   Результат действия становится для ребенка второстепенным, на первый план выходит его собственный авторский замысел. Если учитель оценивает и контролирует только качество «продуктов» учебной работы, а не учитывает его творчество, инициативу, самостоятельность – то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность, т.е. процесс учения обесценивается. ∙ Стремление   экспериментировать   со   своими   возможностями.   Если   школа   не   предоставляет подростку культурных форм экспериментирования со своими возможностями, то оно реализуется ими лишь в самой поверхностной и примитивной форме – экспериментах со своей внешностью. ∙ Стремление к самостоятельности и независимости. Однако, навыки самостоятельной деятельности у младших подростков сформированы еще недостаточно, их необходимо последовательно развивать и укреплять. Если взрослые не учитывают этих стремлений подростка, оно может принять уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт характера – грубость, упрямство, резкость. Педагогический.  В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень   их   готовности   к   очередному   уроку,   регулирует   конфликты   с   другими.   В   средней   школе учащиеся   больше   предоставлены   сами   себе,   должны   самостоятельно   решать   вопросы   с   учителями. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителей и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.  Появляются   новые  учителя­предметники,   отношения  которых  с   учеником   и  его  родителями становится ситуативным и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках.  Каждый  учитель  по­своему  реагирует на  происходящее  в  классе  и  предъявляет к  ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями каждого учителя.  Учитель­предметник приходит в 5класс, как правило, из старших классов и видит своих новых учеников   маленькими   несмышленышами,   чрезвычайно   несамостоятельными   и   не   слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на младшего подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники.  Учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут 5 класс, до этого работали с выпускниками – взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкнуть к тому, что их новые ученики нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Учитывая   вышеизложенное,   основная   задача   школы   –   создать   условия,   для   нетравматического образовательного перехода учащихся с одной ступени обучения на другую. Данная программа регламентирует деятельность службы сопровождения и педагогов, работающих в данном   классе.   Мы   считаем,   что   программа   позволит   решить   основные   проблемы,   связанные   с адаптацией пятиклассников к новым условиям обучения и выстраиванием взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Цель данной программы – создание условий для оказания психолого­педагогической поддержки учащимся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене. Задачи:  Координация деятельности всех участников образовательного процесса.  Профилактика   и   преодоление   учебных,   социально­эмоциональных   и   профессиональных затруднений. 5  Формирование   навыков   эффективного   взаимодействия:   ученик   –   ученик;   ученик   –   учитель; ученик – родитель; учитель – родитель; учитель – учитель.  Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.  Формирование классного сообщества. Данная   программа   может   быть  использована   внутришкольными   службами   сопровождения,   как   в целом,   так   и   отдельными   участниками   процесса   сопровождения   (педагог­психолог,   классный руководитель, администратор и др.) Методы работы На   занятиях   используются:   диалоги,   рисунок,   рассказ,   просмотр   обучающих   видеофрагментов, коллажирование,   медитация,   ролевые   и   подвижные   игры,   групповая   дискуссия,   групповая   беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение. Эффективность занятий заключается в развитии творческого потенциала детей, в приобретении ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; в   формировании умения приобретать знания, в формировании системы нравственных ценностей и установок ответственного поведения. Организация занятий Программа рассчитана на 8 занятий в форме тренингов.  Организационные моменты: на занятии дети сидят на стульях, которые стоят по кругу; занятие длится столько же, сколько урок;    форма занятий соответствует основным элементам тренинга;  количество человек на занятии 10­12. Сами занятия состоят из выполнения специальных упражнений и их обсуждения,  мини­лекций. Критерии эффективности программы.  Посещаемость учащихся  Настроение учащихся на занятии  Отзывы учащихся, педагогов  Результаты диагностик, анкеты Диагностический инструментарий. Проводится на первом и последнем занятии. Диагностика психологической атмосферы в группе Участникам выдаются бланки для заполнения. Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать   психологическую   атмосферу   в   Вашей   группе.   Поставьте   знак   *   (звездочка)   ближе   к   тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе. 1   2   3   4   5   6   7   8 1. Дружелюбие – Враждебность 2. Согласие – Несогласие 3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность 4. Продуктивность – Непродуктивность 5. Теплота – Холодность 6. Сотрудничество – Несогласованность 7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность 8. Увлеченность – Равнодушие 9. 10. Успешность – Безуспешность Занимательность – Скука Анкета оценки эффективности тренинга  1. Что тебе понравилось на тренинге? 2. Что тебе не понравилось на тренинге?  3. Что бы ты хотел изменить в занятиях? 4. Произошли ли какие­то изменения с тобой после участия в тренинге? 5. Если поменялось то, что именно? 6. Кто еще из участников, с твоей точки зрения поменялся в большей степени? 6 7. Было ли тебе скучно в группе? Когда? 8. Было ли тебе страшно в группе? Когда? 9. Как ты считаешь, нужен ли твоей группе еще один цикл тренингов? 10. Что Вам хотелось бы пожелать себе?  11. Другим участникам тренинга?  12. Ведущему? 13. Самое важное для Вас событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось? 14. Все что тебе хочется сказать Тематический план занятий. Номер занятия, тема Краткое содержание 1. Будем знакомы! 2. Идеальный   образ   5 классника 3. Вот хороший   какой   я 4. Как   себя   вести   в школе На что похоже мое настроение? Копилка хороших поступков Диагностика психологической атмосферы в группе Интервью  «Не хочу хвастаться, но я ...» Любое число “Молекулы” «Номерки» «Волшебная рука» Свеча “Рукопожатие”  “А я – не тормоз” "Какие   ситуации   в   школе   вызывают   у   меня   тревогу   и   страх?" «Коробка переживаний» «Избавление от тревог» Техника расслабления "Синие вещи". Золотая рыбка Коллаж «Идеальный 5­тиклассник». Рефлексия  Как здороваются разные народы. Комплимент по кругу “Подарки” "Разбор имени"  «Юбиляр» "Фруктовая корзина" «Молодец!» "Хвалилки" Мне удается Мой портрет в лучах солнца Рефлексия  «Для приветствия» Шар «Новое, хорошее» «Школьный путь» 5. Поведение конфликте   в 6. Становись добрее… 7. Уважай себя и других 8.  Наш коллектив 7 Просмотр обучающего мультфильма. Создание книги «Как ведет себя ученик в школе» Рефлексия  "Переманивания" «Слепые фигуры» Лично мой опыт общения с проблемными детьми Игра «Рай и ад» Сказка кирпич – бумеранг «Мокрая собака» «Стакан» «Мои советы» Похлопаем тому кто.. Рефлексия  «Магическая свеча» "Что в нем нового"  «Грамота» «Миссис Мамбл» Беседа о волонтерстве. Просмотр видеороликов Паспорт волонтера. «Веселый счет» «Кто быстрее?» «Подарок» «Домино» «Леопольд» Таможня  Кто для кого Диалог и Мини ­ лекция. «Хорошие и плохие поступки» "Чье это?" «Дом» "Свеча доверия" «Остановите музыку» Диагностика психологической атмосферы в группе «Найди свое место». Я в будущем Потерпевшие кораблекрушение  «Последняя встреча» Анкета оценки эффективности тренинга 8 Конспекты занятий. Занятие №1. Цель – знакомство друг с другом. Принятие правил 1. Пользования сотовыми телефонами 2. Активности  3. Общение здесь и теперь 4. Правило Я 5. Конфиденциальность 6. Отсутствие критики 7. Обращение по придуманным именам  Записываемся в регистрационный лист Бейджики – оформление имен, на весь период занятий. На что похоже мое настроение? По очереди отвечают на вопрос. Копилка хороших поступков.  Мы продолжаем наши встречи. И сегодня мы начнем пополнение копилки хороших поступков. Я  предлагаю вам начать приветствие со слов: «А я сегодня…», которые вы должны продолжить и  рассказать нам, что хорошего вы совершили за этот день. Эстафета фразы будет передаваться с  помощью дотрагивания до руки соседа. Следующий участник, в свою очередь, говорит комплимент  рассказчику и предлагает свой вариант продолжения фразы. (Например, это может выглядеть таким  образом: ­А я сегодня смогла ответить по русскому. ­ Я очень рад за тебя, ты хорошо подготовилась, а я сегодня помог малышу перейти дорогу…) 9 Диагностика психологической атмосферы в группе Участникам выдаются бланки для заполнения. Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать   психологическую   атмосферу   в   Вашей   группе.   Поставьте   знак   ?   (звездочка)   ближе   к   тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе. 1   2   3   4   5   6   7   8 11. Дружелюбие – Враждебность 12. Согласие – Несогласие 13. Удовлетворенность – Неудовлетворенность 14. Продуктивность – Непродуктивность 15. Теплота – Холодность 16. Сотрудничество – Несогласованность 17. Взаимная поддержка – Недоброжелательность 18. Увлеченность – Равнодушие 19. Занимательность – Скука 20. Успешность – Безуспешность Интервью  Каждый   участник   получает   карточку,   на   которой   написано   имя   одного   из   игроков.   По   сигналу ведущего нужно найти этого игрока и взять у него интервью. Все сведения нужно записать на листе. Вопросы:  1. Какой у тебя любимый предмет? 2. Какой самый не любимый предмет? 3. Какие фильмы тебе больше всего нравятся? 4. Чем ты любишь заниматься в свободное время? 5. Какие домашние животные у тебя есть? 6. В каких местах ты путешествовал или отдыхал? Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...» Ведущий предлагает подросткам по кругу закончить фразу: «Не хочу хвастаться, но я ...». Любое число Умение понимать друг друга без слов. Ведущий   называет   по   имени   любого   из   игроков.   Он   должен   мгновенно   назвать   любое   число   в пределах количества группы. Ведущий командует 3­4. Одновременно должно встать столько человек, сколько названо. Кто говорил число, тоже может вставать. В чем трудность выполнения задания была в начале упражнения? Как получилось выполнить правильно задание? “Молекулы”  Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что все мы — атомы, которые движутся в хаотичном порядке. Когда я говорю число, вы должны встать в группу и образовать это число из атомов». «Номерки» Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг. Ведущий. Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что­то на пальцах и другими способами тоже нельзя.  Упражнение «Волшебная рука» Участникам предлагается на листе обвести свою руку. На пальцах написать свои хорошие качества, а на ладони – те, которые хотелось бы изменить. Какие качества было легче всего написать? Почему? Зачем человеку знать, какими положительными и отрицательными качествами он обладает? Свеча Один зажигает свечу и говорит «Я сегодня молодец, потому что… », подходит к другому, тот зажигает свечку и повторяет фразу и так, пока все не зажгут свечу друг от друга. 10 Занятие №2. Каким надо быть Напоминание правил. “Рукопожатие”  Цель: ввести участников группы в тренинговую атмосферу. Группа игроков произвольно делится на две   примерно   равные   подгруппы­команды.   Команды   могут   подобрать   себе   название.   Подгруппы становятся напротив друг друга. Одна команда, выстроенная в затылок, подходит к “соперникам” и здоровается   с   каждым   за   руку   —   две   цепочки   движутся   навстречу   друг   другу.   Это   напоминает приветствие двух футбольных команд. Одновременно сказать «Отличного настроения!» Члены второй группы отвечают «И вам тоже!».  Упражнение “А я – не тормоз” Участники стоят в кругу, рассчитываются на 1,2,3,4,5,6,7,8,9…по порядку. Запоминают свой номер. Затем в круг встает один из участников и называет два числа, например, 3 и 15. Те, подростки, чьи это номера меняются местами, и тот, кто стоит в кругу пытается тоже встать на место одного из номеров 3 или 15. Кто не успел, остается в кругу и говорит: А я – не тормоз! Все участники: А мы – заметили! Затем он называет два номера и так продолжается игра. Рефлексия: Как чувствовали себя во время игры? Как ощущения тех, кто стоял в кругу. 11 "Какие   ситуации   в   школе   вызывают   у   меня   тревогу   и   страх?" Участники   группы   по   очереди   отвечают   на   вопрос,   вынесенный   в   название   упражнения.   Ведущий должен способствовать тому, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили общие слова. Упражнение «Коробка переживаний» Ведущий. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Каждый пусть напишет на листочке все свои неприятности, обиды   и   заботы.   Потом   я   ее   заклею   и   унесу,   а   вместе   с   ней   пусть   исчезнут   и   ваши   неприятные переживания. Упражнение «Избавление от тревог» Процедура:   Расслабьтесь   и   представьте,   что   вы   сидите   на   чудесной   зеленой   лужайке   в   ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно! Техника расслабления "Синие вещи".  Примите удобную позу. Закройте глаза и попробуйте по очереди вспомнить разные синие вещи, с которыми вам приходилось иметь дело в жизни. Старайтесь не представлять "синюю обложку вообще". Всё   должно   быть   конкретным:   "вот   такая   тетрадь   была   у   меня   в   десятом   классе",   "вот   такой автомобиль у моего приятеля", "вот такое небо было на той неделе, ближе к вечеру". Синяя обложка у тетради, синий автомобиль, синее небо, синее платье, синий карандаш, синяя кофта, синяя вода в море, синий мяч, синяя штора, синее мыло, синяя кружка, синяя линейка, синие джинсы, синие обои, синий дом,   синяя   мягкая   игрушка,   синяя   дверь,   синий   пенал,   синий   брелок,   синий   велосипед,   синее покрывало,     Синий   цвет   расслабляет,   приводит   в   состояние   уравновешенности,   настраивает   на   размышления. Вспомнив 20­30 разных синих вещей, вы заметите изменение своего состояния. елочный синий шар,     синий   бант.     Золотая рыбка Если бы вы поймали золотую рыбку, и, она могла бы исполнить ваши 3 желания, связанные с учебой, то что бы вы загадали? Это могут быть качества, школьные предметы и принадлежности, отношения с одноклассниками, отношения с учителями, оценки, мероприятия с классом. Коллаж «Идеальный 5­тиклассник». Сейчас   подумайте,     идеальный   ученик   5   класса,   какой   он?     Какой   ученик   понравится   вашим учителям? Какой ученик понравится вашим родителям?  Каким должен быть ученик 5 класса, чтобы его все всегда хвалили?  Предлагаю вам сейчас разделиться на 3 группы и составить коллаж «Мой идеал 5 классника». Что такое коллаж и как он выполняется?  В конце занятия мы посмотрим ваши работы. Что вы изобразили на работе? Почему именно это выбрали для образа идеального ученика? Что общего в ваших работах? Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание?  Каждый из вас хочет быть успешным в жизни, хочет, чтобы его хвалили учителя, родители, хочет получать пятерки, но не задумывается, а каким нужно быть, чтобы все это у меня было. Сейчас вы сами составили свой идеальный образ ученика, так стремитесь походить на него, старайтесь быть лучше, чем вы были вчера и у вас, у каждого это обязательно получится, не сегодня, так завтра, но главное захотеть стать хорошим учеником! Завершение  Передаем   друг   другу   игрушку   и   отвечаем   на   вопрос:   «Что   полезного   лично   для   меня   было   в занятии?» 12 Занятие №3. Какой я хороший Напоминание правил. Как здороваются разные народы. В Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них. Японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы. В Замбези – хлопают в ладоши, приседая. Африканцы поглаживают волосы Европейцы ­ рукопожатием  Восточные страны ­ поклоном со сложенными ладонями на уровне груди 13 Страны Латинской Америки ­ при встрече принято обниматься даже если это малознакомый или совсем незнакомый человек. Комплимент по кругу Участники встают в два круга в парах и говорят комплимент собеседнику, далее делают шаг влево и говорят следующему. Так пока первая пара не встретиться. “Подарки”  Материалы:   каждому   участнику   набор   листков   в   количестве,   на   единицу   меньшем   общего количества   участников;   карандаш.   Все   члены   группы   анонимно   дарят   друг   другу   воображаемые подарки,   как   если   бы   возможности   дарящего   были   не   ограничены   ничем.   Все   пишут   названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока   не   будут   собраны   подарки   для   всех.   Затем   подарочные   наборы   раздаются.   Некоторое   время участники   изучают   содержание   записок.   Обсуждение   итогов   может   вылиться   в   свободный   обмен впечатлениями.   Выводы,   догадки,   соображения,   связанные   с   характером   подаренного   друг   другу, участники делают сами. Упражнение имени". Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их и оформить их. На размышления даётся 4­5 мину. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.       "Разборка 1.Трудно ли было искать характеристики?  2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя? Упражнение «Юбиляр» Цель: формирование положительного образа «Я». Ведущий предлагает подростку сесть на стул в центр круга. Дети по очереди высказывают свое положительное мнение "Юбиляру" о его поступках, личные качества. «Юбиляром» должен побывать каждый участник. Обсуждение: ­ Что ты чувствуешь? ­ Нравится ли тебе быть в роли «Юбиляра»? "Фруктовая корзина"  Цель:   Разрядка.   Участники   сидят   в   кругу,   ведущий   ­   в  центре.  Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим. Упражнение «Молодец!»  Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний ­ внутренний.  Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из  внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает ­ загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А  это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе только плохо, всё  равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.  Если кто­нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения,  скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»  Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. По сигналу  внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра  продолжается.  Анализ:  1.Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?  2.Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»  3. Чему вы научились у своего партнера? Игра "Хвалилки" 14 Учащимся раздают карточки с названиями хороших поступков (помочь товарищу в беде, уступить место в транспорте и т. п.). Затем детям предлагают вспомнить и описать случай, когда им удалось сделать то, что написано в карточке, очень хорошо. Мне удается Участники поочередно встают и рассказывают о каком­либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса: •Как им удалось этому научиться? •Где может пригодиться это умение? Чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас?  Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по­новому? Мой портрет в лучах солнца на сегодняшнем занятии Сейчас каждый получает листок с изображением солнышка с многочисленными лучиками. Внутри солнышка пишем свое имя, которым вы назвались на нашем занятии. После этого передаем по кругу по часовой стрелке листок и пишем человеку то хорошее, что сегодня у него проявилось на занятии или может быть сегодня на уроках, то, что вам в нем понравилось и так меняемся до тех пор пока к вам не придет ваше солнышко. Рефлексия  Сегодня я узнал о том, что я ... ­ Мне было приятно, когда ... Напомнить правила. Занятие №4. Правила поведения 15 Упражнение «Для приветствия» Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая   индивидуальность   партнера,   например:   «Я   рад   тебя   видеть,   и   хочу   сказать,   что   ты выглядишь   великолепно»   или   «Привет,   ты,   как   всегда,   энергичен   и   весел».   Можно   вспомнить   ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве.  Шар   Все участники стоят в кругу. Психолог: «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав   шар   локтями),   помогать   кистями   нельзя.   Итак,   начали.   Второй   круг   шар   передается   только ногами (сжав шар коленками)». Упражнение «Новое, хорошее» Ведущий   по   кругу   просит   ответить   на   вопрос   «Что   нового,   что   хорошего   произошло   у   вас   за последние дни?» «Школьный путь» На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь» (изображение горы: левый склон изображен в виде крутого подъема. Это 1—4­й классы. Они могут быть изображены уступами, каждый   из   которых   необходимо   подписать   на   рисунке.   Далее   изображен   участок   пути   в   районе вершины. Он более пологий, почти плато: 5—6­й классы — небольшой подъем, 7­й класс — чуть заметная вершина, 8—9­й классы — начало пологого спуска. 10­й и 11­й классы — правый склон горы, спуск. Расстояния между классами должны быть одинаковыми, их необходимо обозначить флажками или стрелками). Участникам нужно на этой линии найти свое нынешнее место на «Школьном пути». Ведущий предлагает им представить, что они путешественники, за плечами которых трудный подъем. Преодолев самую трудную часть своего пути, они почти достигли его середины и решили сделать привал. Путники на отдыхе вспоминают пройденный путь и обдумывают предстоящую дорогу. Что запомнилось, какие встречались трудности, что помогло их преодолеть (можно предложить продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»), высказываются все по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Отметив наиболее интересные высказывания, обратите внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? Снова все высказываются по кругу: «В пятом классе мне хотелось бы...». В высказываниях ожидания. Ведущий предлагает вспомнить: что нового появилось в школьной жизни в связи с переходом в 5­й класс. Обобщите высказывания и предложите подумать: все новое, что появилось в 5­м классе, — это интересно или трудно? После высказываний подведите к мысли, что и трудно и интересно, при этом у каждого   пятиклассника   уже   есть   достаточный   опыт   для   преодоления   трудностей   (вы   —   опытные путешественники, дороги). Основная часть. Ведущий обращает внимание участников на отрезок «Школьного пути» с 5­го по 9­й и сообщает, что это самый важный отрезок пути, который и называется «Основное звено школы». Что значит основное звено, объясняют желающие, передавая мяч друг другу (подчеркните, что основное — это главное, то, от чего зависит все остальное). Ведущий сообщает, что все участники приступили к преодолению основной части своего школьного пути. оптимистические подчеркните половину         преодолевшие   почти     Что нам может помешать в пути? Каждый рисует в виде знака опасность то, что может помешать достигнуть вершины и располагаются на карте. А наше поведение сейчас в школе в 5 классе может помешать достигнуть вершины? А как? А знаете ли вы правила поведения в школе? Я предлагаю вам просмотреть мультфильм и запомнить о каких правилах в нем упоминалось. Просмотр обучающего мультфильма. Какие правила вы запомнили? А как вы думаете, знают ли остальные учащиеся все правила поведения в школе? Создание книги «Как ведет себя ученик в школе» Я предлагаю вам создать книгу о правилах поведения  в школе. Для этого я принесла для вас разные правила, которые написаны в документах разных школ, в том числе и нашей школы. Вы делитесь на 3 16 команды и составляете свою книгу, которую мы позднее вывесим в холле. Среди всех правил, вы выбираете сами те, которые считаете самыми важными и приклеиваете их в свою книгу. Придумываете название своей книге и выбираете картинки к ней.  Сейчас каждая группа увидит книги другой группы. Ваша задача после просмотра – ответить на вопросы: Что общего в книгах? За что можно похвалить авторов книги? Сейчас 1 группа отдает свою книгу 2 группе, 2 группа – 3 группе, 3 группа – 1 группе. После просмотра меняемся далее.  Рефлексия  Чем полезно было для меня это занятие? Что можно изменить в занятии? 17 "Переманивания"  Половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого­то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего. Занятие №5. «Слепые фигуры» Студенты   встают   в   круг   и   берутся   за   руки.   Им   предлагается   закрыть   глаза   и   всем   вместе,   не расцепляя рук, построить квадрат. После того как группа решит, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если группа не довольна увиденным, они вновь закрывают   глаза   и   продолжают   выполнять   задание.   Затем   таким   же   образом   можно   построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д. Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы. Упражнение «Лично мой опыт общения с проблемными детьми»         Каждому участнику предлагается рассказать о своем опыте общения с данными группами детей, свои   переживания   и   страхи,   возможно,   наоборот   –   удачи   и   достижения   (из   опыта   ведения   такого тренинга, чаще в группе делятся именно переживаниями и негативным опытом). Обратить внимание на способы решения ситуации, свою реакцию на слова и поступки. Игра «Рай и ад» Цель:   учить   детей   разрешать   конфликтные   ситуации,   не   прибегая   к   насилию   и   дракам;   учить признавать свою долю ответственности за возникновение конфликта и находить пути примирения. Ход проведения Выступающий: один молодой воин пришел к мудрому старцу и спросил: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между раем и адом?» Мудрец помолчал секунду и ответил «Ты глупый молодой дурак. Человек, подобный тебе, никогда не сможет понять этого. Ты слишком невежествен!» Услышав   эти   слова,   молодой   воин   извинился   за   горячность,   спрятал   меч   и   сказал:   «Ты   прав. Наверное,   я   действительно   еще   слишком   глуп,   если   не   смог   увидеть   разницу   между   ответом   и грубостью.» – «А вот то, что ты принял мои слова, – это и есть рай», – заметил мудрец. Услышав такой ответ, молодой воин стал злым и свирепым, словно лев. «Да за такие слова я готов тебя убить!» – заорал он и тут же схватился за меч. Но в это мгновение мудрец сказал: «Мои слова не были прямым ответом на твой вопрос. Так я хотел узнать, как ты реагируешь на грубость. Твое желание убить меня за грубость показало мне, что ты живешь по принципу «око за око, зуб за зуб». А это и есть ад! Потому что на твою силу, злобу и агрессию я могу ответить тем же. Но разве можно будет тогда увидеть конец обидам, гневу и злости?» Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, опустил меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью» – А вот тебе и вторая половина ответа: «Рай – это когда человек готов протянуть руку в знак примирения. Именно в этом его сила и мудрость» Обсуждение Почему старец сказал, что насилие, агрессия – это ад? Что ты делаешь, когда кто­нибудь хочет у тебя что­то отобрать? Что ты делаешь, когда кто­то обижает тебя словом? Драка – это хороший способ разрешить спор? Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку? Как ты думаешь, прощение – это признак силы или признак слабости? Почему так важно прощать других? Выводы 18 Только слабый человек живет по принципу: «Око за око, зуб за зуб», сильный человек всегда готов протянуть руку в знак примирения. Сказка кирпич – бумеранг с.19 + обсуждение по книге. Упражнение «Мокрая собака» Ведущий предлагает участникам образовать круг и представить следующее: «Вы мокрая собака, вышедшая из воды. Сейчас стряхните воду с головы, теперь с правой лапки, с левой, с задних лапок, по всему телу». Упражнение можно повторить несколько раз. Агрессивный поведение. Упражнение «Стакан» Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду. Обсуждение: ­ Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить? ­ Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях? Заключение. Все это ­ вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище­душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов? Возьмите каждый лист бумаги. Представьте, что это человек, с которым у вас конфликт.  Что мы можем обидного и плохого сделать и сказать человеку? На каждый поступок и слова мы сжимаем лист бумаги. Теперь подумаем, как мы можем исправить конфликтную ситуацию? Что мы можем сделать? На каждый поступок и слова мы разглаживаем лист бумаги. Посмотрите теперь на листок бумаги в ваших руках. Разгладился ли он полностью как был? А можем ли мы разгладить его если еще 100 раз извинимся?  Так и человек, если вы ему сделали или сказали что­то обидное, резкое, то отношение человека к вам измениться и не всегда можно вернуть хорошее расположение и дружбу.  Существуют даже такие пословицы и изречения великих людей. Невоздержанный язык — худшее из зол. Развязность языка сама себя корит, Рождает сотни бед, несчастий и обид. Тех слов, где есть хоть капля яда, И в шутку говорить не надо.  Слово бьет иногда насмерть Время проходит, но сказанное слово остается Доброе слово лучше богатства.    Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных, замечаний: обидеть человека ­ легко, исправить же ­ трудно, если не невозможно. Словом   Легко превратить друга во врага, трудно превратить врага в друга.  Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять ее связать, то останется узел     спасти     можно       можно       убить,       словом   Упражнение «Мои советы» Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой   стрелке   передают   свои   листы,   на   которых   каждый   по   очереди   пишет   рекомендацию относительно недостатков характера. Обсуждение: ­ Трудно было писать друзьям рекомендации? ­ Довольны ли вы тем, что написали друзья? Похлопаем тому кто.. Выполняется в кругу. Ведущий начинает словами «Похлопаем тому, кто …», потом продолжают ребята по очереди. Рефлексия  О чем вы задумались после проведенного занятия или в ходе него? 19 Занятие №6 стань добрее «Магическая свеча». ­В народе говорят: «Добро творит  чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так: ­ Если бы я стал волшебником, я бы сделал ... "Что в нем нового"  "Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 мин". Пауза в 3 мин. "А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован  мяч,  что  нового  по сравнению со  вчерашним  днем  вы  в нем  увидели.  Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить" Упражнение «Грамота» Цель:   повышать   самооценку   ребенка.   Ведущий   раздает   каждому   участнику   лист   бумаги   А4   и предлагает   написать   похвальную   грамоту   себе,   указать,   за   что   он   ее   получает.   Каждый   участник зачитывает свои наработки. Обсуждение: ­ Трудно было писать грамоту себе? ­ Если так, то почему? ­ Понравилось ли вам это упражнение? Объявление «Ищу друга» Каждый пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Все перемешиваются и пускается по кругу, если вам нравится это объявление, то на нем ставится снежинка, на своем объявлении ничего не ставится. Объявления раздаются обратно, каждый считает количество снежинок, выбирается один  с наибольшим количеством снежинок, анализируется причина. «Миссис Мамбл»  Участники  усаживаются в  круг.  Один  из   игроков  должен  обратиться  к своему  соседу  справа  и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос  очень  комичны,  тот,  кто  засмеется  или  покажет  зубы  во  время  диалога,  выбывает  из  игры.  Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные   участники   группы   помогали   вам   выполнить   упражнение   (если   помогали)?   Что   (кто) помешало выполнить?  Беседа о волонтерстве. В мире очень много людей, которые нуждаются в помощи. Среди них дети, старики, инвалиды. Творить   благо,   делать   добро   привыкли   на   Руси   издревле.   Помочь   слабому,   накормить   голодного, подать просящему. Эти неписанные правила знали еще наши предки. 20 И в нашем современном мире есть такие люди, которые помогают немощным и больным, создают больницы и приюты, покупают лекарства и еду. Они собирают книги и картины, а затем открывают библиотеки и музеи, даря произведения искусства обществу. Эти люди делают мир лучше, добрее, красивее. Они не ждут благодарностей и почестей. Они часто остаются неизвестными. А награда для них   знать,   что   в   мире   с   их   помощью   кому­то   стало   легче   жить,   творить.   Таких   ребят   называют волонтерами. Предлагаю вам просмотреть несколько видеороликов и обсудить, какие чувства и эмоции вы испытывали, когда просматривали их. Просмотр видеороликов. Обсуждение по кругу. Что больше всего запомнилось? Какие эмоции вызвали эти ролики? Нужно ли в жизни быть вежливыми и помогать другим? Зачем и почему? Паспорт волонтера. Предлагаю вам представить себе, что вы стали волонтером и заполнить паспорт волонтера. Цель моей волонтерской деятельности (Зачем я хочу быть волонтером?) Какими качествами я должен обладать, чтобы, мне быть хорошим волонтером? Что я хочу и смогу сделать как волонтер: Сейчас сдайте ваши паспорта мне. Кто хочет рассказать, что он написал в паспорте? Что мы с вами можем сами сделать хорошего и доброго кому­либо?  Упражнение «Веселый счет» Ход   упражнения:   Ведущий   называет   какое­либо   число,   не   превышающее   количество   человек   в группе.   Названное   количество   участников   встает.   В   выполнении   упражнения   необходимо   добиться синхронности, участники не должны совещаться. Обсуждение:   почему   сначала   не   получалось   выполнить   задание?   Что   помогло   в   выполнении задания? Упражнение «Кто быстрее?» Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк.      Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Упражнение «Подарок» Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!» 21 Занятие №7. Упражнение «Домино» Инструкция.   Для   проведения   данного   упражнения   понадобится   набор   открыток   или   картинки детского лото. Ученики садятся за стол. Каждому дается по несколько карт так, чтобы не было видно рисунка. Первый ученик берет одну карточку, кладет ее рисунком вверх и начинает рассказ. Это может быть   сказка,   фантазия,   юмористический   рассказ,   которое   обязательно   включает   в   свой   сюжет изображенную   на   картинке   вещь.   Далее   передается   слово   соседу,   который   переворачивает   свою картинку и продолжает сюжет. Упражнение продолжается по кругу, пока не закончатся карты. По окончании упражнения психолог раскладывает все карты на столе и предлагает ученикам сложить их в том порядке, в котором они были использованы во время упражнения. Упражнение «Леопольд»  Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом   мультфильме   дружелюбный   и   безобидный   кот   Леопольд   пытается   подружиться   с   мышами, которые постоянно устраивают  ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что   именно  он  –   безобидный   Леопольд.   Задача   мыши   –   определить  настоящего   Леопольда.   Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил. Таможня  Тренировка   уверенного   поведения   в   ситуациях,   когда   нужно   убедить   других   людей   в   своей искренности. Для «таможенников» — тренировка наблюдательности, проницательности.  3­4 добровольца – таможенники. Их задача – обнаружить среди остальных участников тех, у кого находится   «запрещенный   предмет».   «Запрещённые   предметы»   (в   качестве   которых   можно   взять, например, спичечные коробки) даются некоторым из участников так, чтобы «таможенники» не видели, кому   именно   они   достались.   Потом   каждый   участник   поочередно   подходит   к   «таможне».   Чтобы выяснить, имеется ли у участника запрещенный груз, «таможенники» могут ему задать любые вопросы (обыск,   конечно   же,   не   производится,   «контрабандисты»   выявляются   только   путем   расспросов   и наблюдения). Когда все участники пройдут «таможню», «таможенники» совещаются и объявляют: кто, 22 с их точки зрения, является «контрабандистом». После этого участники, у которых на самом деле был «запрещенный   предмет»,   демонстрируют   его,   что   позволяет   оценить   точность   предположений «таможенников».  На основании чего «таможенники» делали предположения, у кого имеется запрещенный предмет, а у кого – нет?  Если произошли ошибки (а чаще всего они происходят), то чем они вызваны?  В чем различия между теми, кому успешно удалось пронести запрещенный предмет, и теми, кому не удалось?  Если   кто­то   оказался   «невинной   жертвой»   (запрещенного   предмета   не   было,   но   «таможенники» заподозрили его наличие), то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как ее можно избежать? Кто для кого В следующем испытании принимают участие все. Ведущий готовит карточки, на каждой написано имя участника. Группа делится на две подгруппы. Участники одной отгадывают, у кого из второй подгруппы находится листочек с его именем. Каждому дается одна попытка. Все участники во время процедуры молчат. Группа проходит испытание, если хотя бы один участник из каждой подгруппы отгадал, у кого находится листочек с его именем. Диалог и Мини ­ лекция. Ведущий   предлагает   каждому   участнику   подумать   минуту   и   ответить   на   вопрос:   «Что   такое самоуважение?». Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение и от чего оно зависит; о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем упражнение. Упражнение «Хорошие и плохие поступки». предлагает выполнить       основное   Описание   упражнения:   участников   делят   на   две   команды   случайным   образом.   Каждой   команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды ­ написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой ­ написать как можно больше поступков, из­за которых уважение человека к себе теряется. По желанию,  каждая   команда   может   подкрепить   слова   рисунками   соответствующих   поступков.  После выполнения задания каждая команда представляет свой перечень, затем идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание ребят на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Выполняя   данное   упражнение,   дети   осознают   связь   между   поступками   и   самоуважением, обнаруживают   связь   самоуважения   с   взаимоуважением.   А   это   необходимое   условие   полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности. Упражнение "Чье это?". Тренер просит каждого участника положить незаметно любимый предмет (талисман) в пакет. После этого предлагает каждому взять из пакета любой предмет, внимательно рассмотреть его и рассказать, судя по предмету, о его хозяине. Если ребята захотят, то можно назвать хозяина данного талисмана. При обсуждении упражнения основное внимание обращается на трудности, с которыми встречались при описании. Кроме того, можно поговорить о чувствах, которые испытывал каждый из участников во время выполнения упражнения. Упражнение «Дом» Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего 23 «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным! Упражнение "Свеча доверия".  Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он   расслабленно   опускается   на   руки   стоящих.   Группа   подхватывает   его   и   медленно,   аккуратно передает   по   кругу.   В   центре   должен   побывать   каждый   участник.   После   упражнения   проводится обсуждение. Спасибо! Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку ­ то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат ­ ДА! или СПАСИБО! Занятие №8. «Остановите музыку» Звучит музыка. Участники свободно передвигаются по классу. Как только ведущий останавливает музыку,   каждый   говорит   что­то   приятное   оказавшемуся   рядом   с   ним   участнику.   Это   может   быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном. Диагностика психологической атмосферы в группе Участникам выдаются бланки для заполнения. Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать   психологическую   атмосферу   в   Вашей   группе.   Поставьте   знак   ?   (звездочка)   ближе   к   тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе. 1   2   3   4   5   6   7   8 1. Дружелюбие – Враждебность 2. Согласие – Несогласие 3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность 4. Продуктивность – Непродуктивность 5. Теплота – Холодность 6. Сотрудничество – Несогласованность 7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность 8. Увлеченность – Равнодушие 9. 10. Успешность – Безуспешность Упражнение «Найди свое место». Лучше проводить упражнение в полутемноте. Участникам предлагается без слов немного походить по тому помещению, в котором проходит встреча, присмотреться к нему, а затем занять то место, которое   видится   каждому   наиболее   комфортным:   на   полу,   стуле,   лицом   к   стене   и   т.д.  Затем   предлагается   осмотреть   свою   позицию   с   учетом   размещения   других   людей   и   при   желании Занимательность – Скука 24 поменять   свое   положение   или   обратиться   к   кому­то   с   просьбой   переместиться   в   пространстве. Упражнение заканчивается, когда все заняли те места, которые им нравятся, и отказываются менять их по   просьбе   других   участников.   Затем   обязательно   проводиться   обсуждение.   Расстояние   обычно показывает,   насколько   близким   ощущает   себя   человек   с   другими   членами   группы.   Наиболее популярный член группы, скорее всего, окажется в центре.  Я в будущем Закройте глазки. Представьте себе лесенку. Эта лесенка ведет вверх. Это лесенка вашего 5 класса. Лесенка состоит из 4 ступеней. Эти ступени называются 1, 2,3,4 четвертью. Сейчас представьте, что вы стоите на самой первой ступеньке, на ступеньке, которая называется 1 четверть. Посмотрите на себя и подумайте, какие вы? какими качествами вы обладаете, посмотрите, как вы себя ведете, что вы умеете и знаете. Сейчас посмотрите вверх, впереди еще 3 ступени.  Представьте себе, что вы поднимаетесь по ступенькам все выше и выше и вы становитесь все лучше и лучше, вы узнаете все больше и больше знаний, вы получаете только 4 и 5, вас хвалят дома, в школе, вас любят друзья и одноклассники, с каждой   пройденной   ступенькой   вы   учитесь   чему   ­   то   новому.   Это   может   быть   танцы,   рисование, сочинение стихов или песен, спортивная борьба или поделки своими руками. Вы можете делать то, что вы хотите, у вас отлично получается этим заниматься. Сейчас открываем глазки. Я раздаю вам лесенки и ваша задача под каждой ступенькой написать те новые качества, которыми вы будете обладать, когда перейдете в следующую четверть. Кроме качеств напишите,   чему   вы   научитесь,   когда   будете   учиться   во   2,   3,   4   четверти.   Сейчас   вы   как   будто переноситесь в будущее и придумываете его сами.  Сейчас передаем мне ваши листочки и в конце каждой четверти мы посмотрим, как все это будет сбываться. Потерпевшие кораблекрушение  Процедура: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза   уничтожена.   Яхта   медленно   тонет.   Ваше   местонахождение   неясно   из­за   поломки   основных навигационных  приборов,  но примерно вы  находитесь на расстоянии тысячи  миль  к юго­западу  от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся   в   живых   людей   составляют   пачка   сигарет,   несколько   коробков   спичек   и   пять однодолларовых банкнот... Ваша задача ­ классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 ­ у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Секстант. Зеркало для бритья. Пятигаллоновая канистра с водой. Противомоскитная сетка. Одна коробка   с   армейским   рационом   США.   Карты   Тихого   океана.   Подушка   (плавательное   средство, санкционированное   береговой   охраной).   Двухгаллоновая   канистра   нефтегазовой   смеси.   Маленький транзисторный   радиоприемник.   Репеллент,   отпугивающий   акул.   Двадцать   квадратных   футов непрозрачного   пластика.   Одна   кварта   пуэрто­риканского   рома   крепостью   80°.   Пятнадцать   футов нейлонового каната. Две коробки шоколада. Рыболовная снасть. После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего   задания.   Это   упражнение   на   групповое   принятие   решений.   Ваша   группа,   руководствуясь принципом   достижения   согласия   при   принятии   совместного   решения,   должна   прийти   к   единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью   группового   решения.   Достичь   согласия   трудно,   поэтому   не   каждая   оценка   будет   получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли   с   ней   согласиться   хотя   бы   отчасти.   Используйте   следующие   рекомендации   для   достижения согласия: 1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 25 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. 3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи. 4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.  После того как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации, приведенный в Приложении к данному упражнению. Здесь вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа   в   результате   согласия.   Затратьте   дополнительно   какое­то   время   для   обсуждения   процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой? В   качестве   варианта   один   или   несколько   наблюдателей,   не   принимающих   участия   в   групповом процессе,   могут   предоставить   после   выполнения   задачи   обратную   связь   о   групповом или индивидуальном поведении. Приложение к упражнению "Потерпевшие кораблекрушение"  Согласно   "экспертам",   основными   вещами,   необходимыми   человеку,   потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоно­вая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть   использованы   для   сигнализации   воздушным   и   морским   спасателям.   Вторыми   по   значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания. 1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. 2.   Двухгаллоновая   канистра   нефтегазовой   смеси.   Важна   для   сигнализации.   Нефтегазовая   смесь может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей. 3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. 4. Одна коробка с армейским рационом США. Обеспечивает основную пищу. 5. Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии. 6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи. 7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу. 8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт. 9. Плавательная подушка. Если кто­то упадет за борт, она может послужить спасательным средством. 10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно. 11. Одна кварта пуэрто­риканского рома крепостью 80°. Содержит 80% алкоголя ­ достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых   травмах;   в   других   случаях   имеет   малую   ценность,   поскольку   употребление   может   вызвать обезвоживание. 12.   Маленький   транзисторный   радиоприемник.   Имеет   незначительную   ценность,   так   как   нет передатчика. 26 13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели. 14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. 15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.  Предметы следует расположить так: 1. 2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовой банкнотой и спичкой (естественно вне плота) и будет плыть по воде, привлекая спасателей. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. 3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. 4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу. 5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихий. 6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи. 7. Рыболовная снасть. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу. 8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не уплыло за борт. 9. Плавательная   подушка.   Если   кто­то   упадёт   за   борт,   она   может   послужить   спасательным средством. 10. Реппелент, отпугивающий акул. 11. Одна   кварта   пуэрториканского   рома   крепостью   80   градусов.   Используется   в   качестве антисептика. В других случаях имеет малую ценность. 12. Маленький транзисторный приёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика. 13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. 14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. «Последняя встреча».  Наши занятия уже закончились, и вы больше на них не встретитесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого­либо? Сделайте это "здесь и теперь". Анкета оценки эффективности тренинга  15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Что тебе понравилось на тренинге? Что тебе не понравилось на тренинге?  Что бы ты хотел изменить в занятиях? Произошли ли какие­то изменения с тобой после участия в тренинге? Если поменялось то, что именно? Кто еще из участников, с твоей точки зрения поменялся в большей степени? Было ли тебе скучно в группе? Когда? Было ли тебе страшно в группе? Когда? Как ты считаешь, нужен ли твоей группе еще один цикл тренингов? Что Вам хотелось бы пожелать себе?  Другим участникам тренинга?  Ведущему? Самое важное для Вас событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось? Все что тебе хочется сказать 27 Использованная литература. 1. Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести. – М., 2007. – 64 с. 2. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1999. – 272 с. 3. Шваб   Е.Д.   Психологическая   поддержка   учащихся:   развивающие   занятия,   игры,   тренинги, упражнения. М. 2009. – 90 с. 4. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. – М., 2011. – 238 с. 5. Свешникова Л. В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. – М., 2013. – 79 с.

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"

Программа социально-психологического сопровождения и адаптации учащихся 4 класса «Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017