Программа социального проекта "Волонтёр"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 25.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социальный проект "Волонтёр", составленный коллективом педагогов МБОУ "Лицей №6 имени М.А. Булатова" в рамках программы развития лицея на 2015-2020 годы, направлен на духовно-нравственное воспитание лицеистов, формирование в них гражданственности, чувства социальной ответственности. Проект, помимо всего, выполняет и важную задачу социализации лицеистов.Файл представляет собой программу социального проекта, составленную в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа проекта является одним из разделов программы развития лицея на 2015-2020 годы.
Иконка файла материала Проект Волонтёр.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №6 имени М.А.Булатова» Принят  на заседании педагогического совета протокол № 9 от 22.06.2017 года Утверждён Приказ № 88/1 от 23.06.2017 Директор лицея ___________Н.В.Воронина СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «ВОЛОНТЁР»г. Курск, 2017 1. Аннотация 1.Основание для разработки проекта Политические,   социально­экономические   изменения,   происходящие   сегодня   в обществе, диктуют новые требования к организации учебно­воспитательного процесса в ОУ.     Важная   цель   дальнейшего   развития   системы   образования   ориентирована   на воспитание   и   развитие   здоровой,   свободной   и   жизнелюбивой   личности,   готовой   к созидательной творческой деятельности нравственному поведению.   Лицей каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Известно, что подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода:   потребности   в   общении,   самореализации   и   уважении.   И   часто   именно авторитетный   член   группы   становится   сознательно   или   бессознательно   кумиром   для подражания.   Очень   важно,   чтобы   этим   кумиром   оказался   человек,   чьими   жизненными ценностями являются здоровье, милосердие, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка   других   людей.   Таким   человеком   может   стать   подросток   –   волонтёр, организующий   работу   с   позиции   «на   равных».   Невозможно   заставить   человека   жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора в рамках добровольного   объединения   сверстников   по   каким­либо   интересам.   Иначе   говоря, сформировать его социальную компетенцию.                                                             Таким образом, в  сложившуюся воспитательную систему лицея необходимо ввести инновационные формы  решения обозначенных проблем, позволяющие  создать условия для   самореализации   и   стимулы   для   включения   молодых   людей   в   общественные процессы. Возрождение и развитие молодежного движения в стране привело к мысли о возможности решения этих проблем через создание волонтёрского отряда в лицее. Волонтёрское   движение   –   новая   форма   вовлечения   подростков   в   социальную активность,   призванное   способствовать   формированию   и   совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрство ­ это оказание добровольной и бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.   Волонтёры   (добровольцы)   участвуют   в   разнообразной   деятельности,   но   в основе   любого   волонтёрского   движения   лежит   принцип:   хочешь   почувствовать   себя человеком –помоги другому. Волонтёрская   деятельность   связана,   как   правило,  с   благотворительностью, милосердием,   пропагандой   здорового   образа   жизни.  К   тому   же,   формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном  виде деятельности. Первым членам  волонтёрского отряда необходимо усвоить идею волонтёрства через себя   и   понять,   что  эта  деятельность  не   просто  развлечение.   Главное   здесь   –   активнаяжизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию, желание изменить этот мир к лучшему. Работа в волонтёрском отряде поможет лицеистам поменяться внутренне, и даже внешне.   Взгляд   из   равнодушного   превратится   в   горящий   и   заинтересованный.   Лицеист обретёт самоуважение, станет уверенным в себе и привлекательным для окружающих. В дальнейшей   жизни   приобретённый   опыт   поможет     общаться,   взаимодействовать   и включаться в любую деятельность,   оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции,  проявлять  толерантность и уважение к окружающим. В   процессе   деятельности   волонтёры   будут   взаимодействовать   с   внешним   миром (тренинговые   и   профилактические   занятия   с   волонтёрами,   обучающие   и   развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой).  Обучаясь и развивая личностные качества во взаимодействии, будут приобретать умения работать в команде, учиться разрешать   конфликты,   включаться   в   проект,   нести   ответственность,   чему способствует   собственно   волонтёрская   деятельность:   подготовка   выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соцопросов, анкетирования. Передача информации сверстникам по принципу “равный ­ равному”, проведение Дней   профилактики   с   тематическими   информационными   выходами   в   классы, профилактические   занятия,   занятия   с   элементами   тренинга,   профилактические сказки   для   младших,   театрализованные   конкурсы,   агитационные   выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в СМИ, выпуск видеоматериалов (медиахолдинг «Шестое измерение»)– всё  это средства формирования социальной компетентности, решение проблем пропаганды ЗОЖ, профилактика вредных привычек. 2.Нормативно­правовая база проекта. Проект разработан в соответствии со следующими документами: ­ Конституция Российской Федерации; ­ Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г . №273­ ФЗ; ­ Конвенция о правах ребенка; ­ Стратегия социально­экономического развития России до 2020 г.;  ­ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013­2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ № 2148­р от 22.11.2012); ­ Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012­2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01 июня 2012 г. №7610); ­   Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»   (утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010 г., Пр­271); ­ Выступление Президента РФ с ежегодным Посланием Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г., Москва, Кремль; ­ Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС); ­ Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России;­   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; ­   Программа   поэтапного   совершенствования   системы   оплаты   труда   в   государственных (муниципальных)   учреждениях   на   2013­2018   годы,   утвержденная   распоряжением Правительства РФ от 26.22.2012г. №2190­р;  ­ Муниципальная программа «Развитие образования в городе Курске на 2014­2018 годы»; ­ Устав МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова » ­ Указ Президента РФ от 27 ноября 2017 года.  Социальный проект «Волонтёр» рассчитан на три года: 2017­2020 годы.  2. Заказчик проекта Администрация МБОУ «Лицей №6 имени М.А.Булатова» 3. Разработчики проекта Кобякова Н.Н., зам. директора по НМР; Шкодкина О.Н. учитель русского языка и литературы высшей категории; Ступакова С.Н., педагог­психолог.   4. Цель проекта: Содействовать духовно­нравственному воспитанию лицеистов. Сформировать сплоченную команду волонтёров, имеющих активную жизненную позицию.  Создать  условия для реализации социальных инициатив. Приобщить учащихся лицея  к добровольческой деятельности, направленной на  формирование основополагающих нравственных качеств: • со­переживание; • со­страдание; • со­действие. Формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной  ответственности, взаимопомощи и милосердия. 5. Задачи:  1.   Создание   в   лицее   условий   для   развития   волонтёрского   движения   (материально­ техническая  база, организация волонтёрских отрядов (творческий отряд, хозяйственная группа,   группа   психолого­педагогического   сопровождения,   кураторы   движения, родительский актив) и его активной пропаганды в рамках детского объединения МАН «Интеллект». 2.Формирование   через   добровольную   творческую   активность   позитивного   влияния   на подростков­учащихся   лицея   при   выборе   ими   жизненных   ценностей   через   реализацию программ:  «Подари   радость   детям»,   «Память»,   «Светоч»,   «От   прекрасного   –   к доброму», «Друзья, прекрасен наш союз»! 3. Формирование навыков и умений противостоять  негативным привычкам. Пропаганда здорового   образа   жизни   через   реализацию   программы  «Здоровье»,   «Здоровье   и экология».4. Обеспечение информационного сопровождения волонтёрской деятельности лицеистов  медиахолдинг через   маркетинговую   образовательно­воспитательную   лабораторию, «Шестое измерение» сайт лицея и СМИ города Курска, привлечение в отряд новых волонтёров. 5. Работа с обучающимися  «группы риска», привлечение их к деятельности  волонтёрского движения силами лидеров­старшеклассников лицея. 6.   Работа   с   детьми­инвалидами   и   привлечение   их   к   волонтёрскому   движению   через реализацию программы «Такие, как все». 7. Развитие   инновационных   воспитательных   технологий   вовлечения   лицеистов   разного возраста в социальную работу через реализацию программ: «Такие, как все», «Книжная полка в детской больнице», «Забота», «Дарю ветерану радость», «Берегите людей». II. Структура проекта Проект включает в себя 5 блоков, выполняющих  следующие задачи: 1­й блок «Милосердие»: возрождение лучших отечественных традиций благотворитель­ ности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. 2­й блок  «Спорт и  здоровый  образ жизни»:  пропаганда   среди   лицеистов   здорового образа жизни, занятий спортом.   3­й   блок   «Мир   добра   и   красоты»:   содействие   утверждению   в   жизни   современного общества   идей   добра   и   красоты,   духовного   и   физического   совершенствования обучающихся. 4­й   блок  «Социальная   реклама»:   реализация   краткосрочных   и   долговременных социальных подпроектов, привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности,   духовности,   здоровья,   взаимопомощи   через  деятельность   детской организации самоуправления имени Стасика Меркулова, детского объединения МАН «Интеллект», технопарка. 5­й блок «Творчество и радость»:  реализация творческих проектов: «Светочи России», «Милые   мои   земляки»,   «Литературно­музыкальная   гостиная»,   «Театр   и   дети», развитие   творческих   и   исследовательских   способностей   лицеистов   в   соответствии   с программой развития лицея «Лицейское образование – шаг в будущее» на 2015 – 20120 годы.                                                                 «Дорожная карта» реализации социального проекта «Волонтёр» Направления 1­й блок  «Милосердие» Мероприятия ­ помощь престарелым, инвалидам и ветеранам труда и ВОВ; ­ забота об учителях­ветеранах; ­ помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и   детям­инвалидам; ­ участие в акциях  «Милосердие»; ­ участие в городской благотворительной акции «Белый цветок»; ­ оказание помощи учащимся из многодетных и малообеспеченных2­й блок «Спорт и  здоровый образ  жизни» 3­й блок  «Мир добра и  красоты» 4­й блок «Социальная  реклама» 5­й блок «Творчество и  радость» семей; ­ шефство над детьми городского Дома ребёнка. ­ участие в соревнованиях: классных, общелицейских,  муниципальных, региональных; всероссийских; ­ организация спортивных праздников и мероприятий;  ­ организация походов, экскурсий, реализация проекта «Портфолио  выходного дня»; ­ вовлечение лицеистов  в спортивные секции и кружки; ­ информирование учащихся лицея и общественности о спортивных  мероприятиях;  ­ беседы с медработниками о здоровом образе жизни; встречи с  психологами и врачами­специалистами; привлечение родительской  общественности к профилактике ЗОЖ;  ­ участие на классных часах, посвященных ЗОЖ; ­ участие в Президентских состязаниях; ­ участие в сдаче норм ГТО. ­ организация встреч с героем Советского Союза М.А.Булатовым,  ветеранами войны и труда, ветеранами силовых структур,  прославленными спортсменами, учёными, военнослужащими,  артистами, поэтами, писателями города Курска и Курской области. ­   реализация   краткосрочных   и   долговременных   социальных  деятельность   детской   организации подпроектов   через самоуправления   имени   Стасика   Меркулова,   детского объединения МАН «Интеллект», технопарка. ­ выпуск и распространение стенгазет; буклетов, брошюр, сборников; ­ публикации на сайте лицея; ­ создание социальной рекламы; ­ отражение волонтёрского движения через медиахолдинг «Шестое  измерение»»; ­ проведение анкетирования; ­ организация конкурсов рисунков, плакатов; ­ организация творческих работ (сочинений, поделок и т.п.) ­ организация и проведение вечеров, праздников для детей­сирот,  ветеранов войны и труда и других категорий населения; ­ участие в художественной самодеятельности, агитбригадах; ­ участие в акциях, предметных неделях; фестивалях науки и  техники; ­ проведение традиционных праздников (День здоровья, Новый год,  бал «Отцы и дочки», «Мы этой памяти верны!», творческие  ученические и творческие десанты в Дом ребёнка, больницы, детские  дома, детские интернаты, Дом ветеранов войны и труда). 2. План реализации «дорожной карты» социального проекта «Волонтёр»  на 2017­2020 учебные годы (ежегодная корректировка)№ Содержание Сроки Ответственный Задача 1. Создание условий для пропаганды волонтёрского движения. 1. 2. Создание модераторов  по работе с  волонтёрами.  Сентябрь  Презентация волонтёрского движения по  проекту «Волонтёр» «Кто такие волонтёры?»  Сентябрь Реализация мероприятий социального проекта  «Волонтёр» и представление результатов. 3. В теч. года  4.  Посещение семинаров, конференций  волонтёров, интерактивные формы  взаимодействия со Всероссийским движением  волонтёров. по плану Зам. директора по  ВР Березникова  Н.В., педагог­психолог  Ступакова С.Н. д/о МАН  «Интеллект», д/о имени Стасика  Меркулова, вожатый,  библиотекарь  Ванина Л.А. Зам.дир. по ВР,  классные  руководители, совет  волонтёров, Педагог­психолог Зам. директора по  ВР, совет  волонтёров,  методический совет,  совет «академиков», классные  руководители,  руководители МО,  педагог­психолог 5. Обучающие занятия с волонтёрами: ­ мини ­ тренинги; ­ интерактивные игры; ­ встречи с волонтёрами г. Курска и Курской  области. 1 раз в  четверть Зам.дир. по ВР, педагог­психолог,  учитель ОБЖ  Стребиж Н.В. Задача 2. Социальная наглядная агитация1. Оформление раздела на сайте «Волонтёрское  движение в лицее». сентябрь 2. Изготовление листовок, буклетов «Кто такие  волонтёры?», «Направления работы  волонтёров», «Памятка волонтёру­новичку». В теч. года Сотрудничество с медиахолдингом «Шестое  измерение». 3. В теч. года Пресс­центр  «Шестое  измерение»,  руководитель  Березникова Н.В. Совет волонтёров  лицея,  зам.директора по ВР, педагог­организатор  Дыбленко С.А., пресс­центр,  руководители МО Пресс­центр, совет  волонтёров лицея 4. Анкетирование. октябрь­март  Педагог­психолог  Ступакова С.Н. Задача 3: Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом 1. 2. 3. День здоровья. Легкоатлетический кросс  «Золотая осень», спартакиады, президентские  состязания, спортивные праздники. В течение  года Оформление стенда «Правильное питание –  залог здоровья» (в столовой) Выставка плакатов социальной рекламы. октябрь Руководитель МО  физкультуры  Шеховцова Е.Н.,   учитель ОБЖ  Стребиж Н.В.             Пресс­центр,  руководитель  Кузьмина Н.А., Масленникова Е.В. Создание мультимедиа­проекта «Вредным  привычкам – нет!»для проведения мероприятий по профилактике ЗОЖ (классные часы,  агитбригады, конкурсы социальной рекламы,  проектов). Ноябрь – май  Совет волонтёров   кл.рук; педагог­ психолог;  медиахолдинг  «Шестое измерение»4. Открытие зимнего сезона: «Русские зимние  забавы», «Масленица», «Весёлые старты». Декабрь –  февраль  МО учителей  физкультуры  Шеховцова  Е.Н.,  совет волонтеров ,  классные  руководители,  учитель ОБЖ  Стребиж Н.В.           Работа лектория «Экология и здоровье»  Беседы с специалистами. 5. Октябрь –  май  по плану врача  лицея, учитель ОБЖ 6. Акция «Спешите делать добро!» Октябрь ­  июнь по индивидуальному плану  7. Всемирный день отказа от курения  агитбригада « Здоровому образу жизни ­ да, да, да!»                май Зам. директора по  ВР, педагог­ организатор;  психолог , учитель  ОБЖ             Задача 4.Формирование социально – активной позиции лицеистов, развитие  творческих способностей. Возрождение лучших отечественных традиций  благотворительности. В течение  года Совет волонтёров,  д/о МАН  «Интеллект», д/о  имени Стасика  Меркулова, отряды  волонтеров, мед. Работник,  учитель ОБЖ 1. Участие в социальных акциях: ­ «Бессмертный полк» ­ «Белый цветок»  ­ «Наш уютный лицей» ­ «Зелёные уголки лицея» (дизайн кабинетов и  рекреаций) ­ «Подари заботу людям!» ­ «Ветеран рядом» ­ «Хорошее настроение» ­ «Тропа здоровья» ­ «День пожилого человека» ­ «Зажги свечу!» (22 июня) ­ «Подарите цветок мамам» (8 Марта)2. Дни самоуправления. Октябрь –  апрель  Зам.директора по  ВР, педагог­ организатор, совет  волонтёров 3. 4. 5. 6. 7. 8. Дни волонтёров «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Январь – май  Работа   с   обучающимися     «группы   риска», привлечение их к деятельности   волонтёрского движения силами лицейских лидеров. Ноябрь –  апрель  Зам. директора по  ВР, педагог­орган  изатор, педагог­ психолог, совет  волонтёров Совет волонтёров,  совет отцов,  родительский  комитет, классные  руководители Социальное проектирование (развитие и  поддержка проектной деятельности, реализация проектов) В теч. года  Д/о МАН  «Интеллект», Совет  волонтёров Работа лекторской группы лицейского музея по  проекту «Волонтёр» в теч. года Руководитель музея  Колесникова Е.В.,  совет волонтёров Презентация проектов на классных часах:  «Герои­куряне», «М.А.Булатову посвящается»,  «Мы – булатовцы», «Годовщина освобождения  города Курска от немецко­фашистских  захватчиков» «Никто не забыт» (уход за  памятниками героев). Сентябрь –  май  Классные  руководители, совет  волонтёров, учитель  ОБЖ Конкурсная программа агитбригад, строя и  песни, инсценировки военных песен в  приглашением ветеранов войны и труда. В течение  года Зам. директора по  ВР, совет  волонтёров,  классные  руководители,9. КВН «Новые тимуровцы»» апрель 10. Праздничные мероприятия, посвящённые Дню  май Победы (конкурс строя и песни,  инсценированной песни, поздравление  ветеранам, вахта Памяти, концертная  программа, изготовление поздравительных  открыток и подарков ветеранам, возложение  венков на Мемориале Памяти) 11. Подведение итогов деятельности волонтеров 1 раз в  полгода учитель ОБЖ Зам. директора по  ВР, педагог­ организатор, совет  волонтёров, учитель  ОБЖ Зам. директора по  ВР, совет  волонтёрам, учитель  ОБЖ Зам. по ВР  Березникова Н.В.,  Совет волонтёров,  педагог­психолог,  педагог­организатор, д/о имени Стасика  Меркулова, д/о  МАН «Интеллект»,  зам. директора по  НМР Кобякова Н.Н. Планируемые  результаты реализации «дорожной карты» 1.   Вовлечение   большого   числа   детей   и   подростков   лицея   в   активную   общественную жизнь. 2.   Увеличение   числа   публикаций   и   выступлений   по   пропаганде     добровольческого движения.  3.   Заинтересованность   общественности   проблемами   экологии,   нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи. 4.   совершенствования. 5.   Организация   игр,   диспутов   и   других   культурно­эстетических   развлекательных мероприятий. 6. Активное участие лицеистов­волонтёров в пропаганде ЗОЖ. 7.   Снижение   заболеваемости   учащихся   лицея,   риска   совершения   преступления   и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.   Увлечённость   детей   идеями   добра   и   красоты,   духовного   и   физическогоПримерные контрольно­измерительные показатели на перспективу № Показатели 2017­ 2018 2018­ 2019 2019­ 2020 1. 2. 3. 4. Количество волонтёров 150 155 165 Количество волонтёрских отрядов Количество проведенных акций Разработка и реализация проектов 5 45 24 7 50 30 10 55 40 Проект рассчитан на три года: 1. Формирование и становление волонтёрского движения. 2. Работа по развитию волонтёрского движения. 3. Совершенствование волонтёрского движения.  Планируемые результаты реализации проекта 1. Формирование ответственной, здоровой, общественно­активной личности  лицеиста. 2. Реализация модели  волонтёрского движения. 3. Реализация «дорожной карты» социального проекта «Волонтёр». 4. Формирование позитивных установок учащихся на волонтёрскую  деятельность. 5. Формирование навыков проектно­исследовательской и творческой  деятельности. 6. Формирование жизненно необходимых ценностных установок у выпускников  лицея в соответствии с Концепцией духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина России.  7. Реализация программы развития лицея на 2015 – 2020 годы. Мы   открыты   для   сотрудничества   со   всеми   школьными благотворительными организациями региона и страны. Список использованных источников и литературы 1. Законодательно-нормативные документы 1.1 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008). 1.2 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).1.3 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2017 г. № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)». 2. Материалы периодической печати 2.1 Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко­педагогический феномен / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – С. 46 – 48. 2.2 Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд — №4. — 2003. — С. 6-7. 3. Интернет-ресурсы 3.1 Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — www.isovet.ru/ 3.2 Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // www.adolesmed.ru/ 3.3 Свободная энциклопедия // ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 3.4 Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // ktoeslineya.ru/ 3.5 «История волонтерства. Волонтерское движение в России. Волонтерский Центр МГИМО МИД России»// / http://www.adolesmed.ru/ Википедия.