Программа социального проекта "Волонтёр"
Оценка 4.6

Программа социального проекта "Волонтёр"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
25.06.2018
Программа социального проекта "Волонтёр"
Социальный проект "Волонтёр", составленный коллективом педагогов МБОУ "Лицей №6 имени М.А. Булатова" в рамках программы развития лицея на 2015-2020 годы, направлен на духовно-нравственное воспитание лицеистов, формирование в них гражданственности, чувства социальной ответственности. Проект, помимо всего, выполняет и важную задачу социализации лицеистов.Файл представляет собой программу социального проекта, составленную в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа проекта является одним из разделов программы развития лицея на 2015-2020 годы.
Проект Волонтёр.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №6 имени М.А.Булатова» Принят  на заседании педагогического совета протокол № 9 от 22.06.2017 года Утверждён Приказ № 88/1 от 23.06.2017 Директор лицея ___________Н.В.Воронина СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «ВОЛОНТЁР» г. Курск, 2017 1. Аннотация 1.Основание для разработки проекта Политические,   социально­экономические   изменения,   происходящие   сегодня   в обществе, диктуют новые требования к организации учебно­воспитательного процесса в ОУ.     Важная   цель   дальнейшего   развития   системы   образования   ориентирована   на воспитание   и   развитие   здоровой,   свободной   и   жизнелюбивой   личности,   готовой   к созидательной творческой деятельности нравственному поведению.   Лицей каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Известно, что подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода:   потребности   в   общении,   самореализации   и   уважении.   И   часто   именно авторитетный   член   группы   становится   сознательно   или   бессознательно   кумиром   для подражания.   Очень   важно,   чтобы   этим   кумиром   оказался   человек,   чьими   жизненными ценностями являются здоровье, милосердие, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка   других   людей.   Таким   человеком   может   стать   подросток   –   волонтёр, организующий   работу   с   позиции   «на   равных».   Невозможно   заставить   человека   жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора в рамках добровольного   объединения   сверстников   по   каким­либо   интересам.   Иначе   говоря, сформировать его социальную компетенцию.                                                             Таким образом, в  сложившуюся воспитательную систему лицея необходимо ввести инновационные формы  решения обозначенных проблем, позволяющие  создать условия для   самореализации   и   стимулы   для   включения   молодых   людей   в   общественные процессы. Возрождение и развитие молодежного движения в стране привело к мысли о возможности решения этих проблем через создание волонтёрского отряда в лицее. Волонтёрское   движение   –   новая   форма   вовлечения   подростков   в   социальную активность,   призванное   способствовать   формированию   и   совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрство ­ это оказание добровольной и бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.   Волонтёры   (добровольцы)   участвуют   в   разнообразной   деятельности,   но   в основе   любого   волонтёрского   движения   лежит   принцип:   хочешь   почувствовать   себя человеком –помоги другому. Волонтёрская   деятельность   связана,   как   правило,  с   благотворительностью, милосердием,   пропагандой   здорового   образа   жизни.  К   тому   же,   формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном  виде деятельности. Первым членам  волонтёрского отряда необходимо усвоить идею волонтёрства через себя   и   понять,   что  эта  деятельность  не   просто  развлечение.   Главное   здесь   –   активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию, желание изменить этот мир к лучшему. Работа в волонтёрском отряде поможет лицеистам поменяться внутренне, и даже внешне.   Взгляд   из   равнодушного   превратится   в   горящий   и   заинтересованный.   Лицеист обретёт самоуважение, станет уверенным в себе и привлекательным для окружающих. В дальнейшей   жизни   приобретённый   опыт   поможет     общаться,   взаимодействовать   и включаться в любую деятельность,   оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции,  проявлять  толерантность и уважение к окружающим. В   процессе   деятельности   волонтёры   будут   взаимодействовать   с   внешним   миром (тренинговые   и   профилактические   занятия   с   волонтёрами,   обучающие   и   развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой).  Обучаясь и развивая личностные качества во взаимодействии, будут приобретать умения работать в команде, учиться разрешать   конфликты,   включаться   в   проект,   нести   ответственность,   чему способствует   собственно   волонтёрская   деятельность:   подготовка   выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соцопросов, анкетирования. Передача информации сверстникам по принципу “равный ­ равному”, проведение Дней   профилактики   с   тематическими   информационными   выходами   в   классы, профилактические   занятия,   занятия   с   элементами   тренинга,   профилактические сказки   для   младших,   театрализованные   конкурсы,   агитационные   выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в СМИ, выпуск видеоматериалов (медиахолдинг «Шестое измерение»)– всё  это средства формирования социальной компетентности, решение проблем пропаганды ЗОЖ, профилактика вредных привычек. 2.Нормативно­правовая база проекта. Проект разработан в соответствии со следующими документами: ­ Конституция Российской Федерации; ­ Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г . №273­ ФЗ; ­ Конвенция о правах ребенка; ­ Стратегия социально­экономического развития России до 2020 г.;  ­ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013­2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ № 2148­р от 22.11.2012); ­ Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012­2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01 июня 2012 г. №7610); ­   Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»   (утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010 г., Пр­271); ­ Выступление Президента РФ с ежегодным Посланием Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г., Москва, Кремль; ­ Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС); ­ Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России; ­   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; ­   Программа   поэтапного   совершенствования   системы   оплаты   труда   в   государственных (муниципальных)   учреждениях   на   2013­2018   годы,   утвержденная   распоряжением Правительства РФ от 26.22.2012г. №2190­р;  ­ Муниципальная программа «Развитие образования в городе Курске на 2014­2018 годы»; ­ Устав МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова » ­ Указ Президента РФ от 27 ноября 2017 года.  Социальный проект «Волонтёр» рассчитан на три года: 2017­2020 годы.  2. Заказчик проекта Администрация МБОУ «Лицей №6 имени М.А.Булатова» 3. Разработчики проекта Кобякова Н.Н., зам. директора по НМР; Шкодкина О.Н. учитель русского языка и литературы высшей категории; Ступакова С.Н., педагог­психолог.   4. Цель проекта: Содействовать духовно­нравственному воспитанию лицеистов. Сформировать сплоченную команду волонтёров, имеющих активную жизненную позицию.  Создать  условия для реализации социальных инициатив. Приобщить учащихся лицея  к добровольческой деятельности, направленной на  формирование основополагающих нравственных качеств: • со­переживание; • со­страдание; • со­действие. Формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной  ответственности, взаимопомощи и милосердия. 5. Задачи:  1.   Создание   в   лицее   условий   для   развития   волонтёрского   движения   (материально­ техническая  база, организация волонтёрских отрядов (творческий отряд, хозяйственная группа,   группа   психолого­педагогического   сопровождения,   кураторы   движения, родительский актив) и его активной пропаганды в рамках детского объединения МАН «Интеллект». 2.Формирование   через   добровольную   творческую   активность   позитивного   влияния   на подростков­учащихся   лицея   при   выборе   ими   жизненных   ценностей   через   реализацию программ:  «Подари   радость   детям»,   «Память»,   «Светоч»,   «От   прекрасного   –   к доброму», «Друзья, прекрасен наш союз»! 3. Формирование навыков и умений противостоять  негативным привычкам. Пропаганда здорового   образа   жизни   через   реализацию   программы  «Здоровье»,   «Здоровье   и экология». 4. Обеспечение информационного сопровождения волонтёрской деятельности лицеистов  медиахолдинг через   маркетинговую   образовательно­воспитательную   лабораторию, «Шестое измерение» сайт лицея и СМИ города Курска, привлечение в отряд новых волонтёров. 5. Работа с обучающимися  «группы риска», привлечение их к деятельности  волонтёрского движения силами лидеров­старшеклассников лицея. 6.   Работа   с   детьми­инвалидами   и   привлечение   их   к   волонтёрскому   движению   через реализацию программы «Такие, как все». 7. Развитие   инновационных   воспитательных   технологий   вовлечения   лицеистов   разного возраста в социальную работу через реализацию программ: «Такие, как все», «Книжная полка в детской больнице», «Забота», «Дарю ветерану радость», «Берегите людей». II. Структура проекта Проект включает в себя 5 блоков, выполняющих  следующие задачи: 1­й блок «Милосердие»: возрождение лучших отечественных традиций благотворитель­ ности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. 2­й блок  «Спорт и  здоровый  образ жизни»:  пропаганда   среди   лицеистов   здорового образа жизни, занятий спортом.   3­й   блок   «Мир   добра   и   красоты»:   содействие   утверждению   в   жизни   современного общества   идей   добра   и   красоты,   духовного   и   физического   совершенствования обучающихся. 4­й   блок  «Социальная   реклама»:   реализация   краткосрочных   и   долговременных социальных подпроектов, привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности,   духовности,   здоровья,   взаимопомощи   через  деятельность   детской организации самоуправления имени Стасика Меркулова, детского объединения МАН «Интеллект», технопарка. 5­й блок «Творчество и радость»:  реализация творческих проектов: «Светочи России», «Милые   мои   земляки»,   «Литературно­музыкальная   гостиная»,   «Театр   и   дети», развитие   творческих   и   исследовательских   способностей   лицеистов   в   соответствии   с программой развития лицея «Лицейское образование – шаг в будущее» на 2015 – 20120 годы.                                                                 «Дорожная карта» реализации социального проекта «Волонтёр» Направления 1­й блок  «Милосердие» Мероприятия ­ помощь престарелым, инвалидам и ветеранам труда и ВОВ; ­ забота об учителях­ветеранах; ­ помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и   детям­инвалидам; ­ участие в акциях  «Милосердие»; ­ участие в городской благотворительной акции «Белый цветок»; ­ оказание помощи учащимся из многодетных и малообеспеченных 2­й блок «Спорт и  здоровый образ  жизни» 3­й блок  «Мир добра и  красоты» 4­й блок «Социальная  реклама» 5­й блок «Творчество и  радость» семей; ­ шефство над детьми городского Дома ребёнка. ­ участие в соревнованиях: классных, общелицейских,  муниципальных, региональных; всероссийских; ­ организация спортивных праздников и мероприятий;  ­ организация походов, экскурсий, реализация проекта «Портфолио  выходного дня»; ­ вовлечение лицеистов  в спортивные секции и кружки; ­ информирование учащихся лицея и общественности о спортивных  мероприятиях;  ­ беседы с медработниками о здоровом образе жизни; встречи с  психологами и врачами­специалистами; привлечение родительской  общественности к профилактике ЗОЖ;  ­ участие на классных часах, посвященных ЗОЖ; ­ участие в Президентских состязаниях; ­ участие в сдаче норм ГТО. ­ организация встреч с героем Советского Союза М.А.Булатовым,  ветеранами войны и труда, ветеранами силовых структур,  прославленными спортсменами, учёными, военнослужащими,  артистами, поэтами, писателями города Курска и Курской области. ­   реализация   краткосрочных   и   долговременных   социальных  деятельность   детской   организации подпроектов   через самоуправления   имени   Стасика   Меркулова,   детского объединения МАН «Интеллект», технопарка. ­ выпуск и распространение стенгазет; буклетов, брошюр, сборников; ­ публикации на сайте лицея; ­ создание социальной рекламы; ­ отражение волонтёрского движения через медиахолдинг «Шестое  измерение»»; ­ проведение анкетирования; ­ организация конкурсов рисунков, плакатов; ­ организация творческих работ (сочинений, поделок и т.п.) ­ организация и проведение вечеров, праздников для детей­сирот,  ветеранов войны и труда и других категорий населения; ­ участие в художественной самодеятельности, агитбригадах; ­ участие в акциях, предметных неделях; фестивалях науки и  техники; ­ проведение традиционных праздников (День здоровья, Новый год,  бал «Отцы и дочки», «Мы этой памяти верны!», творческие  ученические и творческие десанты в Дом ребёнка, больницы, детские  дома, детские интернаты, Дом ветеранов войны и труда). 2. План реализации «дорожной карты» социального проекта «Волонтёр»  на 2017­2020 учебные годы (ежегодная корректировка) № Содержание Сроки Ответственный Задача 1. Создание условий для пропаганды волонтёрского движения. 1. 2. Создание модераторов  по работе с  волонтёрами.  Сентябрь  Презентация волонтёрского движения по  проекту «Волонтёр» «Кто такие волонтёры?»  Сентябрь Реализация мероприятий социального проекта  «Волонтёр» и представление результатов. 3. В теч. года  4.  Посещение семинаров, конференций  волонтёров, интерактивные формы  взаимодействия со Всероссийским движением  волонтёров. по плану Зам. директора по  ВР Березникова  Н.В., педагог­психолог  Ступакова С.Н. д/о МАН  «Интеллект», д/о имени Стасика  Меркулова, вожатый,  библиотекарь  Ванина Л.А. Зам.дир. по ВР,  классные  руководители, совет  волонтёров, Педагог­психолог Зам. директора по  ВР, совет  волонтёров,  методический совет,  совет «академиков», классные  руководители,  руководители МО,  педагог­психолог 5. Обучающие занятия с волонтёрами: ­ мини ­ тренинги; ­ интерактивные игры; ­ встречи с волонтёрами г. Курска и Курской  области. 1 раз в  четверть Зам.дир. по ВР, педагог­психолог,  учитель ОБЖ  Стребиж Н.В. Задача 2. Социальная наглядная агитация 1. Оформление раздела на сайте «Волонтёрское  движение в лицее». сентябрь 2. Изготовление листовок, буклетов «Кто такие  волонтёры?», «Направления работы  волонтёров», «Памятка волонтёру­новичку». В теч. года Сотрудничество с медиахолдингом «Шестое  измерение». 3. В теч. года Пресс­центр  «Шестое  измерение»,  руководитель  Березникова Н.В. Совет волонтёров  лицея,  зам.директора по ВР, педагог­организатор  Дыбленко С.А., пресс­центр,  руководители МО Пресс­центр, совет  волонтёров лицея 4. Анкетирование. октябрь­март  Педагог­психолог  Ступакова С.Н. Задача 3: Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом 1. 2. 3. День здоровья. Легкоатлетический кросс  «Золотая осень», спартакиады, президентские  состязания, спортивные праздники. В течение  года Оформление стенда «Правильное питание –  залог здоровья» (в столовой) Выставка плакатов социальной рекламы. октябрь Руководитель МО  физкультуры  Шеховцова Е.Н.,   учитель ОБЖ  Стребиж Н.В.             Пресс­центр,  руководитель  Кузьмина Н.А., Масленникова Е.В. Создание мультимедиа­проекта «Вредным  привычкам – нет!»для проведения мероприятий по профилактике ЗОЖ (классные часы,  агитбригады, конкурсы социальной рекламы,  проектов). Ноябрь – май  Совет волонтёров   кл.рук; педагог­ психолог;  медиахолдинг  «Шестое измерение» 4. Открытие зимнего сезона: «Русские зимние  забавы», «Масленица», «Весёлые старты». Декабрь –  февраль  МО учителей  физкультуры  Шеховцова  Е.Н.,  совет волонтеров ,  классные  руководители,  учитель ОБЖ  Стребиж Н.В.           Работа лектория «Экология и здоровье»  Беседы с специалистами. 5. Октябрь –  май  по плану врача  лицея, учитель ОБЖ 6. Акция «Спешите делать добро!» Октябрь ­  июнь по индивидуальному плану  7. Всемирный день отказа от курения  агитбригада « Здоровому образу жизни ­ да, да, да!»                май Зам. директора по  ВР, педагог­ организатор;  психолог , учитель  ОБЖ             Задача 4.Формирование социально – активной позиции лицеистов, развитие  творческих способностей. Возрождение лучших отечественных традиций  благотворительности. В течение  года Совет волонтёров,  д/о МАН  «Интеллект», д/о  имени Стасика  Меркулова, отряды  волонтеров, мед. Работник,  учитель ОБЖ 1. Участие в социальных акциях: ­ «Бессмертный полк» ­ «Белый цветок»  ­ «Наш уютный лицей» ­ «Зелёные уголки лицея» (дизайн кабинетов и  рекреаций) ­ «Подари заботу людям!» ­ «Ветеран рядом» ­ «Хорошее настроение» ­ «Тропа здоровья» ­ «День пожилого человека» ­ «Зажги свечу!» (22 июня) ­ «Подарите цветок мамам» (8 Марта) 2. Дни самоуправления. Октябрь –  апрель  Зам.директора по  ВР, педагог­ организатор, совет  волонтёров 3. 4. 5. 6. 7. 8. Дни волонтёров «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Январь – май  Работа   с   обучающимися     «группы   риска», привлечение их к деятельности   волонтёрского движения силами лицейских лидеров. Ноябрь –  апрель  Зам. директора по  ВР, педагог­орган  изатор, педагог­ психолог, совет  волонтёров Совет волонтёров,  совет отцов,  родительский  комитет, классные  руководители Социальное проектирование (развитие и  поддержка проектной деятельности, реализация проектов) В теч. года  Д/о МАН  «Интеллект», Совет  волонтёров Работа лекторской группы лицейского музея по  проекту «Волонтёр» в теч. года Руководитель музея  Колесникова Е.В.,  совет волонтёров Презентация проектов на классных часах:  «Герои­куряне», «М.А.Булатову посвящается»,  «Мы – булатовцы», «Годовщина освобождения  города Курска от немецко­фашистских  захватчиков» «Никто не забыт» (уход за  памятниками героев). Сентябрь –  май  Классные  руководители, совет  волонтёров, учитель  ОБЖ Конкурсная программа агитбригад, строя и  песни, инсценировки военных песен в  приглашением ветеранов войны и труда. В течение  года Зам. директора по  ВР, совет  волонтёров,  классные  руководители, 9. КВН «Новые тимуровцы»» апрель 10. Праздничные мероприятия, посвящённые Дню  май Победы (конкурс строя и песни,  инсценированной песни, поздравление  ветеранам, вахта Памяти, концертная  программа, изготовление поздравительных  открыток и подарков ветеранам, возложение  венков на Мемориале Памяти) 11. Подведение итогов деятельности волонтеров 1 раз в  полгода учитель ОБЖ Зам. директора по  ВР, педагог­ организатор, совет  волонтёров, учитель  ОБЖ Зам. директора по  ВР, совет  волонтёрам, учитель  ОБЖ Зам. по ВР  Березникова Н.В.,  Совет волонтёров,  педагог­психолог,  педагог­организатор, д/о имени Стасика  Меркулова, д/о  МАН «Интеллект»,  зам. директора по  НМР Кобякова Н.Н. Планируемые  результаты реализации «дорожной карты» 1.   Вовлечение   большого   числа   детей   и   подростков   лицея   в   активную   общественную жизнь. 2.   Увеличение   числа   публикаций   и   выступлений   по   пропаганде     добровольческого движения.  3.   Заинтересованность   общественности   проблемами   экологии,   нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи. 4.   совершенствования. 5.   Организация   игр,   диспутов   и   других   культурно­эстетических   развлекательных мероприятий. 6. Активное участие лицеистов­волонтёров в пропаганде ЗОЖ. 7.   Снижение   заболеваемости   учащихся   лицея,   риска   совершения   преступления   и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.   Увлечённость   детей   идеями   добра   и   красоты,   духовного   и   физического Примерные контрольно­измерительные показатели на перспективу № Показатели 2017­ 2018 2018­ 2019 2019­ 2020 1. 2. 3. 4. Количество волонтёров 150 155 165 Количество волонтёрских отрядов Количество проведенных акций Разработка и реализация проектов 5 45 24 7 50 30 10 55 40 Проект рассчитан на три года: 1. Формирование и становление волонтёрского движения. 2. Работа по развитию волонтёрского движения. 3. Совершенствование волонтёрского движения.  Планируемые результаты реализации проекта 1. Формирование ответственной, здоровой, общественно­активной личности  лицеиста. 2. Реализация модели  волонтёрского движения. 3. Реализация «дорожной карты» социального проекта «Волонтёр». 4. Формирование позитивных установок учащихся на волонтёрскую  деятельность. 5. Формирование навыков проектно­исследовательской и творческой  деятельности. 6. Формирование жизненно необходимых ценностных установок у выпускников  лицея в соответствии с Концепцией духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина России.  7. Реализация программы развития лицея на 2015 – 2020 годы. Мы   открыты   для   сотрудничества   со   всеми   школьными благотворительными организациями региона и страны. Список использованных источников и литературы 1. Законодательно-нормативные документы 1.1 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008). 1.2 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008). 1.3 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2017 г. № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)». 2. Материалы периодической печати 2.1 Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко­педагогический феномен / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – С. 46 – 48. 2.2 Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд — №4. — 2003. — С. 6-7. 3. Интернет-ресурсы 3.1 Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — www.isovet.ru/ 3.2 Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // www.adolesmed.ru/ 3.3 Свободная энциклопедия // ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 3.4 Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // ktoeslineya.ru/ 3.5 «История волонтерства. Волонтерское движение в России. Волонтерский Центр МГИМО МИД России»// / http://www.adolesmed.ru/ Википедия.

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"

Программа социального проекта "Волонтёр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2018