Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию.Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Рабочая программа спецкурса
«Сложные вопросы современного обществознани
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственных
стандартов среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный
уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена 2016 года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного
экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году
единого государственного экзамена по обществознанию.
Общие цели и задачи курса:
Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой
обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в
процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания
систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи
материала, исследовательской и проектной деятельности.
3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной
жизненной позиции.
Обоснование выбора спецкурса:
Спецкурс разработан на основе требований Федерального компонента государственных
стандартов среднего общего образования по обществознанию, а так же с учетом
необходимости повышения качества знаний учащихся по обществознанию и подготовке их
к ЕГЭ.
Общая характеристика организации учебного процесса
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами:
частичнопоисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения курса: будет производиться на основании выполнения и
защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический,
обобщающий.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Структура спецкурса рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в
науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы
(сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названныхподсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном
взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые
объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые
не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11классников.
Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников
аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить
систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться
собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения
соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке
учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Занятия проводятся в первую смену.
Место учебного курса в учебном плане
Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Спецкурс «Сложные вопросы современного обществознания» изучается в 11 классе по
одному часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовнонравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни
гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной
деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных
национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также
важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
особенности социальногуманитарного познания;
уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных соци
альных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинноследственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институ
тов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально
экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; сис
тематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации
с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж
дения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения по
знавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе
дневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
~ совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в мас
совой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и
гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль
турными ценностями, социальным положением.
Программа является своего рода «путеводителем» по той работе, с которой
выпускникам предстоит встретиться на ЕГЭ. В центре внимания программы – методика
выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по
обществознанию.
знать:
обществоведческую терминологию;
ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать,
сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные
ситуации;
способами работы с различными видами информации;
обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы,
владеть основными видами публичной защиты;
выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных
технологий.
Описание материально технического и учебно методического обеспечения
программы
Методические и учебные пособия:
1.Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный
уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. – 4 (5)е изд. – М.:
Просвещение, 20082010.
2.Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный
уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. – 4 (5)е изд. – М.:
Просвещение, 20082010.
3.Экономика: базовый курс: Учебник для 1011 классов общеобразоват. учреждений. – М.:
ВитаПресс, 20072010.
4.Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений /Л.Н. Поляков и др. – М.: Просвещение, 20082010.
пособия:
5.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В.
Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
6.Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.:
Эксмо, 2009.
7.Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л. Бойко. – Ростовна Дону: издательский центр
«МарТ»
методические пособия для учителя:
1.Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В. Полякова.
М.: Просвещение, 2008.2.Международное гуманитарное право: учебнометодические материалы к курсам права и
обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
3.материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 2016.
Интернет ресурсы:
//www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»
//www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».
www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого
государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования»
пособия для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 20072010.
Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо
Календарнотематическое планирование
«Сложные вопросы современного обществознания»
№
п/
п
1
Наименование раздела
(темы).
Содержание занятия
Общество
Введение. Особенности ЕГЭ
по обществознанию в 2016
Ознакомление со
году.
структурой КИМа.
Системное
общества
строение
2 Многовариантность
общественного развития
3
4
5
Типология обществ
Глобальные проблемы
человечества
Кол
во
часо
в
6 ч.
1
1
2
1
6
Социальные институты
1
Формы и
приемы
обучения
Образовательный
продукт
Дата
заняти
я
лекция, работа с
документами,
дискуссия
конспект, схема
структуры
общества
альтернативно
проектное
моделирование
практикум,
работа с
документами
практикум,
работа с
документами и
СМИ,
выполнение
заданий блока С
ЕГЭ
лекция,
практикум,
дискуссия
модель развития
событий
выполнение
заданий ЕГЭ
заполнение
таблицы
выполнение
опорной схемы,
выполнение
заданий ЕГЭ
конспект, решение
задания,
формулирование7
8
9
Человек
Социализация индивида
2 ч.
1
Свобода
ответственность
личности
и
1
Познание
Истина и ее критерии.
Относительность истины
2 ч.
1
10 Научное
Формы
познания
познание.
научного
1
Духовная жизнь
общества
5 ч.
11 Культура и духовная
1
жизнь
12
Роль СМИ в современном
обществе
1
13 Наука и ее роль в
обществе
14
Роль религии в жизни
общества
1
1
лекция,
дискуссия,
решение
проблемных
заданий,
написание эссе
работа с
документами,
написание эссе,
выполнение
творческих
заданий,
элементы
дискуссии
работа с
документами,
решение тестов
ЕГЭ
практикум,
работа с
документами,
выполнение
интеллект
карты
работа с
документами,
выполнение
заданий ЕГЭ
просмотр
видеофильма,
дискуссия,
элементы
деловой игры
«Я
журналист»
лекция, работа с
документами
собственной
позиции
конспект,
составление
опорных схем,
правильное
решений заданий
выполнение
письменных
заданий, опыт
публичной защиты
выполнение
заданий ЕГЭ
выполнение
заданий ЕГЭ
тезисы темы;
написание эссе
опыт публичной
защиты,
графическое
изображение
изученного
материала
Конспект
выполнение
заданий ЕГЭ
просмотр
видеофильма,
дискуссия
формирование
собственной
позиции, опыт
публичной защиты15 Тенденции
жизни
России
духовной
современной
1
дискуссия с
элементами
моделирования
Экономика
16 Экономика потребителя
и производителя
6 ч.
1
17
Роль государства в
экономике
18 Ценные бумаги
19 Деньги и денежная
система государства
20
21
Регулирование спроса и
предложения
Рынок труда (зарплата,
стимулирование труда,
безработица)
1
1
1
1
1
Социальные отношения
22 Социальные группы, их
классификация
4 ч.
1
23 Неравенство
социальная
стратификация
и
1
24 Социальный конфликт и
пути его разрешения
25 Проблемы
межнациональных
отношений и политики
современных государств
Политика
26 Власть,
ее
происхождение и виды
1
1
3 ч.
1
27 Политическая система
1
государства
решение
проблемных
заданий,
дискуссия
лекция, работа с
документами,
решение
заданий ЕГЭ
практикум
лекция,
составление
опорных схем,
решение
заданий
практикум
решение
познавательных
задач,
дискуссия
практикум
лекция, работа с
документами,
выполнение
заданий ЕГЭ
деловая игра
работа с
документами,
решение
заданий ЕГЭ
лекция, работа с
документами,
дискуссия
лекция, решение
заданий ЕГЭ
составление
кластера
выполнение
заданий ЕГЭ
выполнение
заданий ЕГЭ
конспект,
выполнение
заданий ЕГЭ
выполнение
заданий ЕГЭ
конспект,
выполненные
схемы и задания
опорные схемы и
графики
решение задач,
формирование
собственного
мнения
заполнение таблиц,
схем
написание эссе
выполнение
заданий ЕГЭ
защита
собственного
мнения, опыт
публичной защиты
и работы в группе
выполнение
заданий ЕГЭ,
опорная схема
темы
Конспект
выполнение
заданий ЕГЭ
опорная схема
выполнение
заданий ЕГЭ28 Политические партии и
Становление
в
движения.
многопартийности
России
Право
29 Международная защита
прав человека в условиях
мирного и военного
времени
30 Международный
механизм защиты прав
человека в современном
мире
Подготовка творческой
работы
1
семинар
опыт публичной
защиты
2 ч.
1
1
2
3
работа с
документами,
дискуссия
опорная схема,
опыт публичной
защиты
деловая игра
«Судебное
заседание»
опыт групповой
работы, опыт
публичной защиты
сбор
информации, её
анализ,
систематизация,
оформление
творческой
работы
семинар
формирование
авторского
замысла, варианта
оформления и
способа защиты
творческой работы
Практикум
опыт публичной
защиты и
критической
оценки
31
32
33
35
Тренинг в формате ЕГЭ
Защита
работы
творческой
Итого:
35 ч.