Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Театр», «Фортепиано» и других специализаций.
Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на формирование детьми специальных исполнительских, вокальных знаний, умений и навыков, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
Принято
Педагогическим советом
МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ»)
Утверждаю
Директор МБОУ ДО
«Локосовская ДШИ»
______________Шевченко А.В.
Протокол № _____ от _____________ 2017 г
Дата утверждения ______________
Предметная область
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
Разработчики:
преподаватель театрального искусства
Чупрунова Екатерина Александровна
Рецензент: Локосово
2017г.
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материальнотехнических условий реализации учебного
предмета;
II.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Контрольные требования на разных этапах обучения;
Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям;
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы; Список рекомендуемой методической литературы. 1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
I. Пояснительная записка
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Театр», «Фортепиано» и других
специализаций.
Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на формирование
детьми специальных исполнительских, вокальных знаний, умений и навыков,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно нравственное развитие ученика. Обучаясь в школе,
дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими
достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Постановка голоса» наряду с другими предметами учебного
плана является одним из звеньев музыкального воспитания и
предпрофессиональной подготовки учащихсятеатралов.
Правильно
организованная и тщательно продуманная работа педагога, способствует
подъёму общей музыкальной культуры учащихся. Для желающих заниматься
постановкой голоса необходимо наличие удовлетворительных вокальных
музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Срок реализации учебного предмета
2.
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного
предмета для 5летнего обучения предпрофессиональной программы
«Искусство театра» составляет 5 лет.
3.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным
планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета «Постановка голоса»
На освоение предмета «Постановка голоса» по учебному плану
предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю.
Нормативный срок обучения – 5 лет
15 классы
Классы
Максимальная учебная нагрузка
(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
330
165 4.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
эмоционально
трудоспособность,
его музыкальные возможности,
психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета «Постановка голоса»
5.
Цель:
развитие музыкальнотворческих способностей учащегося на основе
приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области вокального
исполнительства.
Задачи:
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к
классической, современной музыке и музыкальному творчеству;
Формирование и развитие у учащихся:
художественного восприятия музыки;
певческих навыков (имеется в виду устойчивое певческое дыхание на
опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая
эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса,
чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция);
исполнительских навыков;
навыков овладения специфическими приемами, характерными для
различных жанров популярной музыки;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,
музыкальности, эмоциональности;
тембра голоса как одного из главных средств вокальной
выразительности;
навыков различения качества певческого тона (тёмного, светлого,
открытого, приоткрытого) и воспроизведения его;
бережного отношения к слову;
навыков выразительного исполнения произведения;
навыков работы с текстом, в том числе, иностранным;
навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокальноусилительной
аппаратурой;
навыков сольного исполнения с сопровождением оркестра, фортепиано,
других инструментов; владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением,
штрихами, фразировкой, динамикой;
приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
вокальному исполнению.
6.
Обоснование структуры учебного предмета «Постановка
голоса»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
нагляднослуховой метод (показ с демонстрацией вокальных приемов,
наблюдение);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
практические методы обучения (работа под инструмент, под фонограмму
1 над упражнениями, распевками, исполнением музыкальных произведений).
8. Описание материальнотехнических условий реализации учебного
предмета «Постановка голоса»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
класс (не менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента
«фортепиано», звукоусилительная аппаратура, микрофоны, а также
доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки),
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны
быть настроены.
II. Содержание учебного предмета 1.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Постановка голоса», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Постановка голоса»
распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и
др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Постановка голоса»
распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с
дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Классы
Максимальная учебная нагрузка
(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
15 классы
330
165
1 год обучения
Преподаватель должен ознакомить учащихся с общими понятиями
анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань, органы
дыхания, резонаторы.
Ознакомление учащихся с вокальными навыками. Формирование
правильного певческого звука – открытого, но лёгкого, звонкого. Следует
избегать резкого, зажатого, форсированного звучания. Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой
установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении
мышцы тела находились в свободноактивном, но не расслабленном
состоянии.
Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а
также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение
правильно делать вдох. В воспитании навыков красивого и выразительного
пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции.
Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения,
например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно
выговаривая слова, а также вокальные упражнения, развивающие
звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих
певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат.
Этот недостаток необходимо устранять.
Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет
формирование тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется
у учащегося в более старшем возрасте.
В результате первого года обучения учащийся должен получить
элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и
о том, что такое:
правильная постановка корпуса при пении;
певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха
перед началом пения (люфтпауза), выработка равномерного выдоха;
правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными
звуками, чёткое произношение согласных звуков;
слуховое осознание чистой интонации;
В программу первого года обучения входит пение элементарных
вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих
интервалов: ч1, м2и б2, м3 и б3, ч8. Формирование навыков пения с
фонограммой.
За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в
конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также по
результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
«Айболит»
«Бедный ежик»
«Божья коровка» «Все ещё впереди» муз. А. Ермолов
«Веснушки»
«Гномики» из реп. гр. «Дельфин»
«Дождь»
«Кошка беспородная» из реп. дет. хора «Великан»
«Кнопочка»
«Кукла»
«Ладошка» муз. Е. Зарицкая
«Маленькой елочке (не) холодно зимой» из реп. В. Скрипкиной
«Песенка мамонтёнка» В. Шаинский
«Паучок» муз. А. Рыбников из реп. гр. «Дельфин»
«Непоседа» муз. А. Ермолов
Формы текущего контроля могут быть разные: от контрольного урока до
публичного выступления на концертах, в зависимости от исполнительского
уровня учащихся. К концу первого полугодия учащийся должен исполнить
два произведения: детскую популярную песню и песню напевного характера.
На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить
два разнохарактерных произведения.
Переводная программа соответствует выученному за год репертуару из
примерных списков.
2 год обучения
Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания,
чистоты интонирования, а также упражнения на освобождение горла и снятие
мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие
физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший
результат даёт упражнение на «ха» и «хэй».
Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании
певческого голоса и внимательно следить за свободой и закрепощенностью
голосового аппарата учащегося. Необходимо уделять внимание правильному
формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению
пения согласных вместе с гласными. Ясное, чёткое
произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте
интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Следует
уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров.
При работе над вокализами добиваться плавного звуковедения. Работа с
текстом над несложными произведениями. В результате второго года обучения учащийся должен расширить
диапазон своего голоса, желательно до 1,5 октав, выровнять звучность
гласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с
ощущением опоры, совершенствуется работа с учебной фонограммой
«минус». В работе над вокализами учащийся должен уметь певуче, пластично
вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества,
чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию
произведения. В программу второго года обучения входит пение вокальных
упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания,
скачки на октаву вверх и вниз. В течение учебного года учащийся должен
разучить и отработать 12 вокализа, 45 вокальных произведений различного
характера и содержания.
Примерные репертуарные списки
«А у нашей мамы»
«Дюймовочка» из реп. Ю. Началовой
«Новогодние игрушки» из реп. Ю. Началовой
«Мама» муз. и сл. Ю.Мельничук
«Малыш» из реп. гр. «Волшебники двора»
«Музыка рисует дождь»
«Музыкальные страницы» муз. А. Ермолов
«Песенка про дружбу» из м/ф «Маша и медведь» и из реп. гр.
«Барбарики»
«Песенка дочки для папы»
«Новый день» муз. А. Ермолов
«Новогодняя песня» из реп. гр. «Улыбка» и «Великан»
Раз, два, три» муз. и сл. А. Варламов
Формы текущего контроля могут быть разные: от контрольного урока до
публичного выступления на концертах, в зависимости от исполнительского
уровня учащихся. К концу первого полугодия учащийся должен исполнить
два произведения: детскую популярную песню и песню напевного характера.
На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить
два разнохарактерных произведения.
Переводная программа соответствует выученному за год репертуару из
примерных списков.
3 год обучения Продолжается работа над укреплением вокальнотехнических навыков и
освоением вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко
характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих
способностей, на основе вариантности мелодий, стремления к
самостоятельности в осмыслении трактовки произведения. Формирование
умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном.
Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании
певческого голоса и внимательно следить за свободой и закрепощенностью
голосового аппарата учащегося. Не следует навязывать учащемуся свои
ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других
исполнителей.
Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и
головного регистров, то есть, микст. Микст – это не понятие облечённого
формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона.
Хорошо замикстованный средний регистр дает возможность развивать
диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные
ноты. У женских голосов, при эстрадной манере звукообразования,
доминирующим должен быть грудной резонатор, и только на верхних нотах
диапазона преобладает головной резонатор, непременно смешанный с
грудным.
В результате третьего года обучения учащийся должен отработать и
закрепить полученные ранее вокальнотехнические навыки. В соответствии со
способностями, учащийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить
тембр голоса, уметь работать с профессиональной, без мелодии произведения
фонограммой, уметь петь с микрофоном.
В программу третьего года обучения входит пение вокальных
упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в
медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе,
тесситурные скачки. В течение учебного года учащийся должен разучить и
исполнить 67 произведений различного характера и содержания по плану
программы.
Примерные репертуарные списки
«День рожденья» из реп. гр. «Родники» и дет. хора «Великан»
«Бананамама» из реп. гр. «Волшебники двора»
«Болтушка»
«Волшебная страна, детство» из реп. ш. г. «Улыбка»
«Весёлая песенка» муз. А. Ермолов «Кошка» из реп. гр. «Великан»
«Лучшая школа»
«Не отнимайте солнце у детей» из реп. гр. «Родники»
«Ожидание встречи» муз. А. Ермолов
«Посвящение учителям»
«Путешествие на Марс»
«Песни отзвучат»
«Подтяжки» из реп. гр. «Волшебники двора»
«Подари улыбку миру»
«Считалочка»
Формы текущего контроля могут быть разные: от контрольного урока до
публичного выступления на концертах, в зависимости от исполнительского
уровня учащихся. К концу первого полугодия учащийся должен исполнить
два произведения: детскую популярную песню и песню напевного характера.
На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить
два разнохарактерных произведения.
Переводная программа соответствует выученному за год репертуару из
примерных списков.
4 год обучения
Продолжается работа над закреплением технических навыков и
освоением эстрадного вокального репертуара. Формирование умения читать
ноты. На этой основе происходит обучение осмысленному, выразительному,
художественному вокальному исполнительству.
Благодаря наличию
инструментов, учебных и профессиональных фонограмм и обладая
определёнными способностями, учащиеся должны научиться самостоятельно
работать над укреплением ряда технических приёмов и музыкальными
произведениями. Знакомство с работой над иностранным текстом
произведения.
Примерные репертуарные списки
«100 дней после детства» из реп. гр. «Волшебники двора»
«Алло» из реп. гр. «Волшебники двора»
«А по полям»
«Апрель» муз А. Ермолов
«Вороны»
«Васильковая страна» из реп. гр. «Волшебники двора»
«Гном из реп. гр. «Родники»
«Гимн музыке» «Двое»
«Давай запомним это лето» из реп. А. Гросу
«Диндон» из реп. Д. Ткачук
«Жанна д Арк» муз А. Ермолов
«Гроза» из реп. гр. «Волшебники двора»
«За полосой дождя»
«Каникулы»
«Мечта»
На зачетном уроке в конце первого полугодия учащийся должен
исполнить два разнохарактерных произведения.
На переводном экзамене в конце второго полугодия учащийся должен
исполнить два произведения: современный отечественный хит и произведение
по выбору из пройденного материала.
5 год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к
участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что
способствует развитию их творческих возможностей, более свободному
владению голосом и формированию навыка сольных выступлений.
Годовые требования:
В течение учебного года учащийся должен изучить и исполнить 78
произведений различного характера и содержания по плану программы. На
выпускном экзамене (для 5летнего обучения) учащийся должен
продемонстрировать владение голосом, артистичность, ощущение стиля
исполняемых произведений, чувство ансамбля.
Примерные репертуарные списки
«В созвездии танцующей любви» из реп. гр. «Иньянь»
«Голуби»
«Дельфин»
«Детство» из реп. Нюши
«Зажгите свечи» из реп. Мишель
«Закаты алые» из реп. гр. «Волшебники двора»
«Здравствуй – это я» из реп. Ю. Савичевой
«Исправим мир» из реп. Мишель
«Капельки дождя» из реп. К. Ситник
«Лялька» из реп. М. Стасюк
«Свидание» из реп. Е. Отрадной
«Синий платочек» «Скажи» из реп. Д. Мигдал
«Трамвай» из реп. Е. Отрадной
Продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально
технических навыков и освоением эстрадного репертуара. Прежде всего,
имеются в виду навык красивого и выразительного пения: дикции и
артикуляции, «опорного» дыхания, развития тембра, певучести голоса; навык
работы с микрофоном; навык работы с фонограммой «минус»; навык работы с
вокальной радиотехнической аппаратурой; а также умение самостоятельно
работать над изучением вокального произведения и над изучением
иностранного текста произведения.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Постановка голоса» и включает следующие
знания, умения, навыки:
Владение певческими навыками (имеется в виду устойчивое певческое
дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса,
высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность
голоса, чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция);
Владение исполнительскими навыками;
Знания музыкальной терминологии;
Умения технически грамотно исполнять произведения разной степени
трудности, характерными для различных жанров популярной музыки;
Бережного отношения к слову;
Навыков выразительного исполнения произведения;
Умения самостоятельного разбора и разучивания музыкального
произведения;
Навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокальноусилительной
аппаратурой;
Навыков сольного исполнения с сопровождением оркестра, фортепиано,
других инструментов;
Навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах,
открытых уроках и т.п.;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Постановка голоса» включает в
промежуточную аттестацию
себя текущий контроль успеваемости,
обучающихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер.
Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,
отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении
материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего
контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На
основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные
выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная
отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий
на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия
также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения контрольный урок,
зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным
условием является методическое обсуждение результатов выступления
ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер,
отмечать успехи и перспективы развития ребенка.
Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за
данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося
на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут
быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки
успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость,
индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,
включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в
течение года должны быть представлены различные по характеру
исполняемые произведения, разнообразие жанров и стилей.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 («отлично»)
предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми техническими, исполнительскими навыками хорошее
понимание стиля исполняемого произведения;
звукоизвлечение,
использование художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
4 («хорошо»)
программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с
наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа,
неполное донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен
2 («неудовлетворительно»)
незнание наизусть нотного текста, слабое владение исполнительскими
навыками, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую
самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения
может быть дополнена системой «+» и «», что даст возможность более
конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
художественная трактовка произведения;
стабильность исполнения;
выразительность исполнения. Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков,
учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы
контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение,
варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими
установками, а также с возможностями и способностями конкретного
ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар
может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных
выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет
время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или
ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных и отчетных концертах (12 за учебный
год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он
включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным
материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению
дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся
наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и
преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с
показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука,
развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач певческое дыхание на опоре,
ровность звучания, высокая позиция, точное интонирование, певучесть,
напевность голоса, чёткая и ясная дикция;
работа над приемами звукоизвлечения; тренировка художественноисполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным произведением, приучить к
осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для преодоления
многочисленных трудностей.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться
постепенности,
основных принципов обучения: последовательности,
доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно
учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его
музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации
учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и
успешному развитию музыкальноисполнительских данных учащегося
является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара.
Основная форма планирования
составление преподавателем
индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале
второго полугодия. В индивидуальный план включаются
разнохарактерные по форме и содержанию произведения современной
музыки с учетом специфики преподавания предмета.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных
эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального
кругозора
ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству.
Основной
принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна
превышать
возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных
произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы
и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких
произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих
усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе исполнения. В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо
пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать
эмоциональную сферу его восприятия музыки.
Существенную роль играет артистизм исполнения для более полного
раскрытия художественного образа. Важно, чтобы ученики научились
правильно петь, красиво и выразительно представлять свои действия на сцене,
формировали индивидуальную манеру исполнения.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ педагогом нового материала, разбор и
объяснение штрихов, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной
интонации и т.п. Важно пение в ансамбле с учеником.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы
при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и
быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего
образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной
работы учащимися театрального отделения, по предмету «Постановка
голоса» с учетом сложившихся педагогических традиций 2 часа в неделю.
Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие
дома у ученика музыкального центра, для воспроизведения фонограммы «+» и
«1», а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (23 раза в неделю).
Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося,
занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для
здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика.
Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному
использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует
разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми
произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные
места в данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают
продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в
классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания это
работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями,
динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение
произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной
работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для
него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник
учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней
работы: регулярные дыхательные, артикуляционные, дикционные упражнения,
проговаривание скороговорок, пение мелодий разучиваемых пьес с названием
нот и дирижированием, прослушивание и пение под фонограмму «+», а в
дальнейшем фонограмму «1» и т. п.
Педагог должен также указать способы проработки технических
трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид
техники.
Работа над разнохарактерными песнями должна заключаться не в
многократном пропевании их с начала до конца, а в проработке трудных
мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны
быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного
репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и
оцениваются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1. Н. Ваккаи Вокализы №1,3,3, 6
2. Ф. Абт Вокализы
3. Песни (минусовки) таких композиторов, как: Е. Крылатов, Г. Гладков,
А.Зацепин, В. Шаинский, М. Дунаевский, И. Николаев, В. Добрынин, Р. Паулс,
Т. Хренников, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Ц. Кюи, В. Тюльканов, А. Ермолов,
Д. Мигдал, И. Резник, К. Меладзе, И. Крутой, А. Сѐмка.
4. Песни из репертуара отечественных и зарубежных исполнителей.
2. Список рекомендуемой методической литературы 1. Амелин, Н.Н. Методика идентификации голосов / Н.Н. Амелин –
Белгород: ИПЦ «Политерра», 2011. 110с.
2. Занкова, Л.В. Обучение и развитие // Под ред. Л.В. Занковой. – М.:
1975
3. Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития
ребѐнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / М.А. Михайлова. –
Ярославль: академия развития, 2008. – 240с.
4. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.:
Академический проект, Трикста, 1997. – 384 с.
5. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом.
Москва, 1997
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Программа учебного предмета «Постановка голоса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.