Модифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Актуальность
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурногоМодифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Актуальность
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(редакция 2012 года)
Группы начальной подготовки
(наименование объединения)
физкультурноспортивная
(наименование направленности)
шахматы
(наименование учебной дисциплины, курса)
3 года
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
7 – 14 лет
(возраст обучающихся)
г.
Пояснительная записка
Модифицированная программа по шахматам для групп начальной
подготовки физкультурноспортивной направленности составлена на основе
программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор И.Г.Сухин),
рекомендованной Министерством образования и науки Российской
Федерации.
Актуальность
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности
получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы
сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не
случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз:
«Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная
символика создаёт необходимые предпосылки для международного
сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного
пространства.
Для юных шахматистов Международная шахматная федерация
ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10,
12, 14, 16, 18 и 20ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов
заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат.
Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина
участникам чемпионата Мира 2004 г. сказано: «Шахматы – это не просто
спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно
оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько
«ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Анализируя программу, факультативного курса “Шахматы –
школе” мы пришли к выводу, что она как нельзя лучше подходит для
обучения детей младшего школьного возраста.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый
план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей.
Обучение игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные
идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом
занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала,
чтение
дидактических сказок и т. д.
включение игровых ситуаций,
Шахматы в начальной школе положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого
раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих
0
создать условия для развития творческого потенциала посредством
воспитать важные личностные качества (усидчивость, настойчивость,
эмоциональная
целеустремлённость,
воля к победе,
обучения игры в шахматы;
трудолюбие,
устойчивость);
подготовить шахматистов разрядников.
сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и
обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет
этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен младшим школьникам.
Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Недостатком программы “Шахматы – школе” является то, что она
рассчитана на 12 занятия в неделю. Сейчас подобная программа
представляется явно недостаточной.
Очевиден вывод: сегодняшняя программа должна быть современной,
т.е. содержать изложение и осмысление новых достижений теории и
практики во всех стадиях партии. Программа должна быть разносторонней,
охватывающей (в определенной последовательности и взаимосвязи) значимые
в современных шахматах элементы стратегии и тактики борьбы.
При этом весьма важным представляется высокое качество
объяснений и показа роли, как отдельных элементов, так и эффекта их
совместного проявления. В настоящей программе особое внимание
уделяется преемственности в развитии шахматной теории и практики.
Привлечение материалов из классического наследия игры дает возможность
обучающемуся не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов
на законы теории и методы борьбы, но и помогает утвердиться во мнении о
необходимости и перспективности постоянных поисков новых идей в
изучаемых позициях. Тем самым стимулируются творческие способности.
Поэтому, с учетом опыта работы, мы составили настоящую
модифицированную программу.
Программа интегрирована с ежегодным календарным планом
соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные
теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
привить устойчивый интерес детей к занятиям по шахматам;
развить мотивацию к познанию;
Задачи:
Обучающие:
шахматной игры;
(теоретическими справочниками, сборниками);
усвоение учащимися основных правил и понятий
умение пользоваться шахматной литературой
Развивающие: формирование системного и конкретного мышления,
развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания,
творческого воображения; развитие умений производить логические
операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развитие навыков
самостоятельной работы; формирование эмоционального отношения к
эстетической стороне шахматного искусства; формирование творческих
качеств личности (быстроты, гибкости, оригинальности, точности);
Воспитательные:
формирование адекватной самооценки,
самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению, привитие
устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; развитие мотивации к
познанию; создание условий для развития творческого потенциала
посредством обучения игры в шахматы; воспитание важных личностных
качеств (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля
к победе, эмоциональная устойчивость.
Пути, средства, методы достижения цели:
Учебнотематический материал программы распределён в
соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему
подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и
установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
структурирование учебного материала с учётом объективно
существующих связей между его темами;
актуальность, практическая значимость учебного материала для
воспитанника.
1Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два
главных аспекта.
Вопервых, воспитательное взаимодействие прострачивается с
каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей.
Вовторых,
учитываются знания условий жизни каждого
воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает
знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных,
физических и психических свойств личности
Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по
годам обучения: программа рассчитана на 3 года обучения и является
базисной. Организация учебнотренировочного процесса предусматривается
в течение 46 учебных недель и 6 недель оздоровительной работы летом.
Основные формы организации детского коллектива:
групповые тренировки и тренировки по индивидуальным планам;
теоретические занятия;
квалификационные турниры;
спортивные соревнования и матчевые встречи различного уровня;
спортивные сборы;
спортивномассовые мероприятия;
Время, отведенное на обучение, составляет:
1. Группы первой ступени начальной подготовки (ГНП1) формируются из
учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 7 до 10 лет.
Учебная программа первой ступени начальной подготовки рассчитана на 276
часов в год (6 часов в неделю)
2. Группы второй ступени начальной подготовки (ГНП2, ГНП3)
формируются из учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 10 до 14
лет. Учебная программа второй ступени начальной подготовки рассчитана на
414 часов в год (9 часов в неделю).
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив и
рассчитана на 1104 учебных часа.
Предполагаемые результаты:
дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;что означают термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
По окончании обучения на этапе начальной подготовки
учащиеся должны иметь 32 спортивный разряд.
Учащиеся объединяются в разновозрастные учебные группы, в
соответствии с п. 25 Типового положения об образовательном учреждении
дополнительного образования детей.
При комплектовании состава группы рекомендуется тренеру
преподавателю провести родительское собрание, постоянно поддерживать
связь с семьей обучающегося и информировать о творческих и других
достижений в объединении. Занятия можно проводить с полным составом
объединения, а также групповые (23 человека) и индивидуальные занятия.
Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.
Расписание занятий соответствует требованиям санитарных правил и
норм и предусматривает перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха
детей и проветривания помещений.
Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в
соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным
терминалам и персональным электронновычислительным машинам.
С учетом потребности и возможности личности образовательные
программы в ДЮСШ “Белая ладья” могут осваиваться в очной, заочной,
вечерней формах, в форме семейного образования, самообразования,
экстерната, а также по индивидуальному графику. ДЮСШ “Белая ладья” по
желанию обучающегося и его родителей (законных представителей)
содействует освоению образовательных программ или отдельных разделов в
форме семейного образования, самообразования или экстерната.
Количество обучающихся в группах, согласно приложению 3 к
СанПиН 2.4.4.125103, составляет на этапе начальной подготовки – от 10 до
15 человек;
2Примерный учебнотематический план начального этапа первого года
на 46 недель учебнотренировочных занятий
обучения
Вид подготовки
Количество часов
ВСЕГО
В том числе
Теория
Практика
3
3
42
8
26
18
28
18
58
4
68
276
2
1
24
2
9
8
12
18
2
2
80
1
2
18
6
17
10
16
58
2
66
196
№
п/п
1
2
Правила ФИДЕ, судейство и
организация соревнований
Исторический обзор шахмат. Основы
игры
Тактика
Стратегия
Дебют
3
4
5
6 Миттельшпиль
7
8
9
Эндшпиль
Анализ партий и подготовка к игре
Классификационные турниры.
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И
ПЕРЕВОДНЫХ НОРМАТИВОВ
10
11 ОФП
ИТОГО ЧАСОВ :
Примерный учебнотематический план начального этапа второго года
на 46 недель учебнотренировочных занятий
обучения
Вид подготовки
Правила ФИДЕ, судейство и
организация соревнований
Исторический обзор шахмат.
Количество часов
ВСЕГО
4
4
В том числе
Теория Практика
2
2
2
2
№
п/п
1
2
3Основы игры
Тактика
Стратегия
Дебют
3
4
5
6 Миттельшпиль
7
8
9
10
Эндшпиль
Анализ партий и подготовка к
игре
Классификационные турниры.
ВЫПОЛНЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫХ И
ПЕРЕВОДНЫХ
НОРМАТИВОВ
11 ОФП
ИТОГО ЧАСОВ:
36
66
45
27
42
21
100
4
65
414
18
33
21
9
18
21
2
2
128
18
33
24
18
24
100
2
63
286
Эндшпиль
Анализ партий и
подготовка к игре
Классификационные
турниры.
ВЫПОЛНЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫХ И
ПЕРЕВОДНЫХ
НОРМАТИВОВ
ОФП
8
9
10
11
Дебют
5
6 Миттельшпиль
7
45
27
42
21
100
4
22
9
18
21
2
23
18
24
100
2
63
290
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИТОГО ЧАСОВ:
65
414
2
124
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА
ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
НА 46 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ
Примерный учебнотематический план начального этапа третьего года
на 46 недель учебнотренировочных занятий
обучения
№
п/п
1
2
3
4
Вид подготовки
Правила ФИДЕ,
судейство и
организация
соревнований
Исторический обзор
шахмат. Основы игры
Тактика
Стратегия
Количество часов
ВСЕГО
Теория
В том числе
Практика
4
4
36
66
2
2
10
36
2
2
26
30
Содержание
занятий
Правила ФИДЕ,
судейство и
организация
соревнований
Исторический обзор
шахмат. Основы
игры
Тактика
Стратегия
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Анализ партий и
подготовка к игре
4
9
1
2
1
1
Количество учебных часов по месяцам
10 11 12
Теоретическая подготовка
1
2
3
4
5
6
7
8
2
2
2
1
1
2
6
1
1
1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
2
2
3
1
1
2
3
2
1
2
2
3
1
1
2
4
Всего
часов
2
1
24
2
9
8
12
18Всего часов
(академических):
Правила ФИДЕ,
судейство и
организация
соревнований
Исторический обзор
шахмат. Основы
игры
Тактика
Стратегия
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Классификационные
турниры.
Всего часов:
(академических)
ВЫПОЛНЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫХ И
ПЕРЕВОДНЫХ
НОРМАТИВОВ
ОФП
Всего часов в
месяц (год):
5
11 10
8
6
8
7
10 11
0
0
0
Практическая подготовка
1
2
1
1
1
1
7
14
1
1
2
1
1
6
9
2
1
2
1
2
8
2
1
2
1
2
8
10 10
2
2
1
2
6
2
1
2
2
6
2
1
2
2
6
3
4
1
2
3
4
1
2
20
20
13 13 13 10 10 20 0 20
5
5
6
6
4
3
26 26 28 26 24 26 26 26 28 20 0 20
Содержание программы
этапа начальной подготовки первого года обучения
1. Правила ФИДЕ, судейство и организация соревнований.
Исторический обзор шахмат. Основы игры. 6 ч.
Легенда о шахматах. Правила ведения шахматной игры. Правила
поведения шахматиста во время игры. Знакомство с шахматной доской.
Клетка шахматное поле. Линиидороги. Горизонтали, вертикали, диагонали.
Адрес поля. Знакомство с фигурами. Ход пешки. Ходы фигур: ладья, конь,
слон, ферзь, король. Цель игры мат. Нотация особая система записи.
Условные обозначения фигур, линий, полей, их краткая запись. Запись
шахматной партии.
2.
Тактика. Стратегия. 50 ч.
Начальные сведения о тактических приёмах: двойной удар, открытое
нападение, связка. Шах "силовой" метод, угроза королю. Нападение, созда
ние угрозы, атака, защита. Комбинации на завлечение, отвлечение,
уничтожение защиты, освобождение пространства (поля или линии),
перекрытие, блокирование поля, "капкан".
3. Дебют. 26 ч.
Дебют начало игры. Итальянская партия. Принципы игры в дебюте:
центр, мобилизация, безопасность. 10 правил игры в дебюте для начинающих.
Классификация дебютов. Практические занятия по дебютам. Простейшие
примеры: детский мат, мат Легаля.
Середина игры. Мобилизация сил, захват центра, удачное расположение
пешек. Решение задач, этюдов на комбинации и тактические приёмы.
4. Миттельшпиль. 18 ч.
Простейшие окончания. Правило квадрата. Оппозиция. Линейный мат.
Мат одинокому королю, ферзём и королём. Мат одинокому королю, ладьёй
и королём.
5. Эндшпиль. 28 ч.
6. Турниры. Анализ партий и подготовка к игре. 76 ч.
Отработка навыков шахматной игры. Подготовка к участию в соревнованиях.
7. ОФП. 68 ч.
На материале спортивных игр:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней
частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между
5стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью
стопы.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста,
приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в
шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками
по сигналу.
Волейбол: специальные движения подбрасывание мяча на нужную высоту и
расстояние от туловища; передача сверху двумя руками впередвверх.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных
физических качеств.
Нормативные требования по ОФП у девочек
Бег 30 м, сек
Прыжок в длину с места, см.
Прыжок вверх с места, см.
Бросок набивного мяча 1 кг
двумя руками изза головы, см
Челночный бег 3х10 м, сек.
Непрерывный бег в течение 5
мин., м
5,3
175
30
500
8,5
5,6
160
25
450
8,7
6,1
145
20
400
8,9
1150
1050
1000
Подтягивание, колво раз
Наклон вперед, см.
6
11
5
6
4
0
6,4
130
15
300
9,1
950
3
5
7,0
125
10
250
9,7
900
1
10
8. Выполнение контрольнопереводных нормативов. 4 ч.
Переводной экзамен. Проверка ЗУН учащихся в соответствии с
контрольно переводными нормативами.
плохо Очень
плохо
7,4
6,9
130
11
125
10
200
180
Норматив
отлично
хорошо
удовлетворительно
Бег 30 м, сек
Прыжок в длину с
места, см.
Прыжок вверх с
места, см.
Бросок набивного
мяча 1 кг двумя
руками изза головы,
см
Челночный бег 3х10
м, сек.
Непрерывный бег в
течение 5 мин., м
Жим от
гимнастической
скамейки
5,8
160
20
5,9
150
15
350
300
8,4
800
9
8,6
750
8
6,4
140
13
250
8,8
700
6
Наклон вперед, см.
15
0
Нормативные требования по ОФП у мальчиков
11
6
9,0
650
4
9,6
600
3
5
Норматив
отлично
хорошо
Удовлетв
о
рительно
плохо Очень
плохо
6ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА
ПОДГОТОВКИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
НА 46 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ
Содержание
занятий
Правила ФИДЕ,
судейство и
организация
соревнований
Исторический обзор
шахмат. Основы
игры
Тактика
Стратегия
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Анализ партий и
подготовка к игре
Всего часов:
(академических)
Количество учебных часов по месяцам
10 11 12
Теоретическая подготовка
1
2
3
4
5
6
7
8
2
2
3
2
1
2
2
2
3
2
1
2
3
1
1
1
4
2
1
2
2
3
4
2
1
2
2
3
4
3
1
2
2
3
4
2
1
2
3
2
3
2
1
2
2
1
4
3
1
2
2
9
2
2
1
3
2
1
2
3
14 13 14 12 13 12 14 15 15
2
0
0
Практическая подготовка
1
Правила ФИДЕ,
судейство и
организация
соревнований
Исторический обзор
шахмат. Основы
игры
1
2
Тактика
Стратегия
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Классификационные
турниры.
Всего часов:
(академических)
ВЫПОЛНЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫХ И
ПЕРЕВОДНЫХ
НОРМАТИВОВ
ОФП
Итого часов:
(академических)
1
3
2
2
3
4
1
3
2
2
3
5
2
3
2
2
8
2
3
1
2
3
8
2
3
2
2
2
8
2
4
2
1
10
4
2
6
8
5
3
4
2
3
4
4
3
3
3
3
2
4
20
29
16 16 17 19 19 19 20 17 17 32 0 29
9
9
7
7
6
5
6
6
4
3
5
39 38 38 38 38 36 40 38 39 39
2
31
18
33
24
18
24
100
221
4
65
414
Содержание программы
этапа начальной подготовки второго года обучения
1. Правила ФИДЕ, судейство и организация соревнований.
Исторический обзор шахмат. Основы игры. 8 ч.
Из истории шахматной игры. Чемпионы. Правила ведения шахматной
игры.
Правила поведения шахматиста во время игры. Определение
материального преимущества. Ценность фигур. Понятие о сравнительной
ценности фигур. Нотация особая система записи. Условные обозначения
фигур, линий, полей, их краткая запись. Запись шахматной партии.
2. Тактика. Стратегия. 102 ч.
Сведения о тактических приёмах и комбинациях: двойной удар,
открытое нападение, связка. Примеры 23 ходовых комбинаций. Идея, цель,
мотив комбинаций. Комбинации на завлечение, отвлечение, уничтожение
защиты, освобождение пространства (поля или линии), перекрытие,
блокирование поля, "капкан".
Решение шахматных задач на матовые
ситуации. "Двойной шах", "Спертый мат". Патовые ситуации.
7Основы стратегии: мобилизация фигур и центральных пешек; размен;
оценка позиций; ослабление позиции противника; ограничение контригры
противника.
3. Дебют. 45 ч.
Дебют – начало игры. Принципы игры в дебюте: центр, мобилизация,
безопасность. Принцип скорейшего развития фигур. Классификация дебютов.
Практические занятия по дебютам. Игровая практика с записью.
Середина игры. Мобилизация сил, захват центра, удачное расположение
4. Миттельшпиль. 27 ч.
пешек. Решение задач и этюдов. План игры. Взаимодействие фигур.
5. Эндшпиль. 42 ч.
Изучение методов борьбы против пешек. Решение задач и этюдов.
Знакомство с более сложными примерами борьбы в пешечном эндшпиле.
Отдаленная и защищенная проходная пешка. Цугцванг. Прорыв.
6. Турниры. Анализ партий и подготовка к игре. 121 ч.
Отработка навыков шахматной игры. Участие в соревновательном
процессе. Квалификационные турниры.
7. ОФП. 65 ч.
На материале спортивных игр:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней
частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между
стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью
стопы.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста,
приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в
шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками
по сигналу.
Волейбол: специальные движения подбрасывание мяча на нужную высоту и
расстояние от туловища; передача сверху двумя руками впередвверх.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных
физических качеств.
Нормативные требования по ОФП у девочек
6,9
130
11
7,4
125
10
200
180
9,0
650
4
9,6
600
3
5
Бег 30 м, сек
Прыжок в длину с
места, см.
Прыжок вверх с
места, см.
Бросок набивного
мяча 1 кг двумя
руками изза головы,
см
Челночный бег 3х10
м, сек.
Непрерывный бег в
течение 5 мин., м
Жим от
гимнастической
скамейки
5,8
160
20
5,9
150
15
350
300
8,4
800
9
8,6
750
8
6,4
140
13
250
8,8
700
6
Наклон вперед, см.
6
15
0
Нормативные требования по ОФП у мальчиков
11
Норматив
отлично
хорошо
Удовлетв
о
рительно
плохо Очень
плохо
Бег 30 м, сек
Прыжок в длину с места, см.
Прыжок вверх с места, см.
Бросок набивного мяча 1 кг
двумя руками изза головы, см
Челночный бег 3х10 м, сек.
Непрерывный бег в течение 5
мин., м
5,3
175
30
500
8,5
5,6
160
25
450
8,7
6,1
145
20
400
8,9
1150
1050
1000
Подтягивание, колво раз
Наклон вперед, см.
6
11
5
6
4
0
6,4
130
15
300
9,1
950
3
5
7,0
125
10
250
9,7
900
1
10
Норматив
отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо Очень
плохо
8
8. Выполнение контрольнопереводных нормативов. 4 ч.Переводной экзамен. Проверка ЗУН учащихся в соответствии с
контрольно переводными нормативами.
9ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА
ПОДГОТОВКИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
НА 46 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ
Содержание
занятий
Правила ФИДЕ,
судейство и
организация
соревнований
Исторический обзор
шахмат. Основы
игры
Тактика
Стратегия
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Анализ партий и
подготовка к игре
Всего часов:
(академических)
Количество учебных часов по месяцам
10 11 12
Теоретическая подготовка
1
2
3
4
5
6
7
8
2
1
4
2
1
2
2
1
4
2
1
2
3
1
3
3
1
2
2
1
4
3
1
2
2
1
4
2
1
2
2
1
4
2
1
2
2
2
4
3
1
2
2
2
4
2
1
2
3
1
1
9
2
4
2
1
2
3
14 13 14 12 13 12 12 14 14
2
0
0
Практическая подготовка
1
Правила ФИДЕ,
судейство и
организация
соревнований
Исторический обзор
шахмат. Основы
игры
1
2
Тактика
Стратегия
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Классификационные
турниры.
Всего часов:
(академических)
ВЫПОЛНЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫХ И
ПЕРЕВОДНЫХ
НОРМАТИВОВ
ОФП
Итого часов:
(академических)
3
2
2
3
4
2
3
1
2
3
5
2
3
2
2
8
2
3
1
2
3
8
2
3
2
2
2
8
2
4
2
1
10
4
2
6
8
4
5
3
4
2
4
4
4
3
3
3
3
2
4
20
29
15 16 17 19 19 19 20 18 17 32 0 33
9
9
7
7
6
5
6
6
4
3
5
38 38 38 38 38 36 38 38 38 39
2
35
26
30
23
18
24
100
225
4
65
414
Содержание программы
этапа начальной подготовки третьего года обучения
1. Правила ФИДЕ, судейство и организация соревнований.
Исторический обзор шахмат. Основы игры. 8 ч.
Правила ведения шахматной игры. Правила поведения шахматиста во время
соревнований. Чемпионы в РФ. Анализ партий Всероссийских и междуна
родных соревнований. Нотация особая система записи. Условные
обозначения фигур, линий, полей, их краткая запись. Запись шахматной
партии.
1. Тактика. Стратегия. 102 ч.
Начальные сведения о тактических приёмах: двойной удар, открытое
нападение, связка. Силовые методы: Жертва, угроза. Форсированный вариант.
Комбинации на завлечение, отвлечение, уничтожение защиты, освобождение
пространства (поля или линии), перекрытие, блокирование поля. Определение
10материального преимущества. Ценность фигур. Понятие о сравнительной
ценности фигур. Сведения о тактических приёмах и комбинациях: двойной
удар, открытое нападение, связка. Примеры 23 ходовых комбинаций. Идея,
цель, мотив комбинаций. Комбинации на завлечение, отвлечение,
уничтожение защиты, освобождение пространства (поля или линии),
перекрытие, блокирование поля, "капкан". Решение шахматных задач на
матовые ситуации. "Двойной шах", "Спертый мат". Патовые ситуации.
Основы стратегии: мобилизация фигур и центральных пешек; размен;
оценка позиций; ослабление позиции противника; ограничение контригры
противника.
3. Дебют. 45 ч.
Дебют начало игры. Классификация дебютов. Гамбиты. Роль центра, борьба
за центр. Скорейшее развитие мобилизация сил. Открытые и полуоткрытые
дебюты: Итальянская партия, Сицилианская защита. Фигурнопешечный
центр. Сильный пешечный центр. Подрыв пешечного центра: Французская
защита.
4. Миттельшпиль. 27 ч.
Середина игры. Мобилизация сил, захват центра, удачное расположение пе
шек: гармоническое расположение фигур, план шахматной партии, атака при
разносторонних рокировках, атака на короля в центре. Решение задач,
этюдов. Тренировка техники расчета; ошибки при расчете; блицконкурс; два
слона в миттельшпиле.
5. Эндшпиль. 42 ч.
Изучение методов борьбы против пешек. Ладейные окончания. Мат одино
кому королю двумя слонами. Мат одинокому королю конем и слоном.
Запасные темпы. Активность короля. Окончания с проходными пешками.
Решение задач, этюдов. Блицконкурс.
6. Турниры. Анализ партий и подготовка к игре. 121 ч.
Отработка навыков шахматной игры. Участие в соревновательном
процессе. Квалификационные турниры.
На материале спортивных игр:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней
частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между
7. ОФП. 65 ч.
стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью
стопы.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста,
приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в
шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками
по сигналу.
Волейбол: специальные движения подбрасывание мяча на нужную высоту и
расстояние от туловища; передача сверху двумя руками впередвверх.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных
физических качеств.
Нормативные требования по ОФП у девочек
Норматив
отлично
хорошо
удовлетворительно
Бег 30 м, сек
Прыжок в длину с
места, см.
Прыжок вверх с
места, см.
Бросок набивного
мяча 1 кг двумя
руками изза головы,
см
Челночный бег 3х10
м, сек.
Непрерывный бег в
течение 5 мин., м
Жим от
гимнастической
скамейки
5,8
160
20
5,9
150
15
350
300
8,4
800
9
8,6
750
8
6,4
140
13
250
8,8
700
6
Наклон вперед, см.
15
0
Нормативные требования по ОФП у мальчиков
11
6
плохо Очень
плохо
7,4
6,9
130
11
125
10
200
180
9,0
650
4
9,6
600
3
5
Норматив
отлично
хорошо Удовлетв
о
плохо Очень
плохо
11Бег 30 м, сек
Прыжок в длину с места, см.
Прыжок вверх с места, см.
Бросок набивного мяча 1 кг
двумя руками изза головы, см
Челночный бег 3х10 м, сек.
Непрерывный бег в течение 5
мин., м
5,3
175
30
500
8,5
рительно
6,1
145
20
400
8,9
5,6
160
25
450
8,7
1150
1050
1000
Подтягивание, колво раз
Наклон вперед, см.
6
11
5
6
4
0
6,4
130
15
300
9,1
950
3
5
7,0
125
10
250
9,7
900
1
10
2. Ежегодный экзамен.
3. Участие в соревнованиях.
4. Участие в конкурсах, викторинах.
5. Подведение итогов по окончании года.
6. Мониторинг деятельности учащихся.
7. Городские, краевые, российские и международные соревнования,
квалификационные турниры,
сеансы
одновременной игры, конкурсы, задания для самостоятельного
решения и их проверка, анализ, разбор и комментирование сыгранных
партий, контрольные работы.
товарищеские матчи,
8. Выполнение контрольнопереводных нормативов. 4 ч.
Переводной экзамен. Проверка ЗУН учащихся в соответствии с
контрольно переводными нормативами.
Формы и виды контроля
Текущий контроль усвоения программы обучающимися в ДЮСШ
“Белая ладья” осуществляется тренерами – преподавателями, инструктором
методистом, в соответствии с контрольно – переводными нормативами.
Ежегодная промежуточная аттестация в форме экзаменов, зачетов и
контрольных работ (срезов), приема нормативов по ОФП, проводится в
конце учебного года.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов проводятся
тренером в зависимости от местных условий деятельности группы.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением
наглядных материалов, использованием новейших методик.
Обязательным условием является практическое участие
обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших
учащихся.
Подведение итогов по каждой теме, разделу, периоду обучения
проводится участием в конкурсе “Шахматы и Я”, оценивается каждое
занятие с нарастанием баллов.
Итоги подводятся ежемесячно,
стимулируется работа юных шахматистов награждением грамотами и
дипломами за успехи. Такой подход заставляет учеников старательно
относиться к занятиям и увлекает в соревновательный мир.
1. Проверка домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
После окончания курса начальной подготовки, когда юные
шахматисты уже имеют понятия о шахматной игре, необходимо, опираясь на
полученные знания, совершенствовать их подготовку.
При написании программы многолетняя подготовка рассматривается
как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе
следующих методических положений:
1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей,
подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической
подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в
год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему
объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный
вес ОФП;
3) непрерывное совершенствование спортивной техники;
4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения
тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней
тренировки юных спортсменов;
5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок,
принимая во внимание периоды полового созревания;
6) осуществление как одновременного развития физических качеств
спортсменов на всех этапах многолетней подготовки,
так и
преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее
благоприятные возрастные периоды.
На занятиях по шахматам в группах начальной подготовки
применяются разнообразные методы и формы, которые вводят детей в
12удивительный мир деревянных королей. Широко используются шахматные
сказки, ребусы, загадки, занимательные задания, головоломки. И каждый,
даже, казалось бы самый простой шахматный термин рекомендуется изучать
всесторонне.
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1
штука;
шахматные часы – 2 штуки;
таблицы к различным турнирам;
раздаточные материалы для тренинга;
вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 1012 штук.
шахматные компьютерные программы.
Введение нового шахматного материала закрепляется с помощью
разнообразных дидактических конкурсов.
Детальное изучение возможностей каждой стадии игры;
Выявление базисной игры второго этапа обучения;
Позиционная игра;
Использование на уроках оригинальных дидактических конкурсов;
Применение нестандартных заданий и игр;
Учебновоспитательный процесс должен быть обеспечен необходимым
количеством шахматных партий, демонстрационной доской с фигурами на
магнитах, набором разнообразных дидактических игр, задач, шахматных
диаграмм, маршрутов.
педагогикой,
психологией,
Учебнотренировочная подготовка шахматистов, складывается из
изучения шахматной деятельности и её использования в других дисциплинах.
На сегодняшний день шахматы взаимосвязаны с большой группой учебных
дисциплин:
основами
компьютеризации, теорией и методикой физического воспитания, теорией и
методикой физической культуры и спорта, физиологией и т.д. При их
изучении происходит закрепление, конкретизация, расширение, углубление
знаний и навыков учащихся, полученных в курсе шахмат. Таким образом,
одной из важнейших особенностей шахматного образования является его
непрерывность.
математикой,
Согласованность двух отмеченных составных частей шахматного
образования означает, что, с одной стороны, использование шахматных
навыков должно исходить из возможностей курса шахмат, а с другой
стороны, сам курс шахмат в максимальной степени должен учитывать
потребности специальных дисциплин. Однако, расширение и использование
шахматного аппарата в других дисциплинах должно по форме и содержанию
соответствовать общепринятым приложениям шахмат. Речь идёт о выборе
определений, обозначений, трактовке понятий, фактов и т.п. При этом
уровень слияния и взаимообогащения шахмат и специальных дисциплин
должен отвечать реальным потребностям специальности и реальным
возможностям. Так как знаниям и умениям присуще свойство угасания, то
необходима целенаправленная работа по закреплению, сохранению, развитию
профессионально важных шахматных навыков.
Фундаментальность курса шахмат на практике означает овладение
богатым арсеналом технических средств и приемов ведения борьбы на всех
стадиях партии. Например, применительно к середине игры это означает
знание и умение применения технологий разыгрывания типовых позиций
миттельшпиля.
Предлагаемый курс разработан с учётом мирового опыта
преподавания шахмат и опирается на ряд нестандартных разработок:
Детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
Выявление базисной игры первого этапа обучения:
фигура против фигуры;
Инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;
Применение нестандартных заданий и игр;
Установление рациональных соотношений при применении на уроках
шахматных маршрутов, викторин, конкурсов, дидактических заданий
и сказок.
Подведение итогов по каждой теме, разделу, периоду обучения
производится участием в конкурсе “Шахматы и Я”, оценивается каждое
занятие с нарастанием баллов.
Тренерпреподаватель, в первую очередь, должен:
1. Не подавлять своим авторитетом обучаемых, стараться чаще употреблять
выражения типа: «Давайте вместе подумаем, как здесь сыграть», «Мне так
кажется, а Вам?»
2. Приучать детей к самостоятельной работе, как дома, так и на занятиях.
133. При объяснении нового материала не пользоваться шпаргалкой, а в
процессе объяснения ставить практические проблемы, решая их вместе с деть
ми.
4. Приучать к самостоятельному разбору и анализу партий, которые должны
быть переписаны в отдельную тетрадь.
3. Соблюдать разумную меру по участию в соревнованиях.
5. Постоянно контролировать соблюдение кодекса, обращая особое внимание
на этику.
Правила игры в шахматы
В шахматах на сегодняшний день сложились очень сложные правила
игры. Главные фигуры расставляются от а1 до h1, а пешки от а2 до h2. При
этом фигуры, кроме пешек, имеют свои возможности передвижения. Пешки
могут передвигаться только на одну клетку, но при первом ходе пешкой
можно походить через одну клетку и всегда только вперед. Рубят они только
по диагонали. Ладья, не имея ограничений, может передвигаться на любое
расстояние по горизонтали и вертикали. Конь ходит буквой Г, делая ход
через препятствующие фигуры. Слон ходит по диагонали на любое
расстояние. Ферзь в принципе не имеет ограничений, и может ходить как по
горизонтали и вертикали, так и по диагонали на любое количество клеток.
Король также может передвигаться в любом направлении, но только на одну
клетку. Вся игра сводиться к матованию короля. Кроме того, существует
масса нюансов, связанных с рокировкой в короткую или длинную сторону.
Дойдя до противоположной стороны игрового поля, пешка может стать
любой другой фигурой (естественно кроме короля), в том числе и ферзем,
который представляет значительную силу в «шахматном сражении». В
настоящее время разработаны различные пособия, книги, в которых
описываются разнообразные возникающие ситуации и возможности выхода из
них. В 1912 году в Риме на итальянском языке вышло руководство
португальца Дамиано под названием «Книга учит играть в шахматы и
содержит задачи». Вот несколько советов Дамиано: «никакой ход не должен
быть сделан без цели», «не должно играть скоро», «когда имеешь в виду
хороший ход, то все–таки посмотри, нет ли еще лучшего».
Понятия, используемые в шахматной игре.
Нередко люди, не имеющие отношения к шахматам, слышат по
телевиденью, радио, СМИ или просто от людей, играющих в шахматы
различные понятия, используемые в шахматной игре. Это в основном такие
как мат, пат, гарде, эндшпиль и так далее. Эти понятия используются в
шахматах при возникновении тех или иных позиций, ситуаций в ходе игры.
Как известно, вся суть игры в шахматы сводиться к матованию короля.
Таким образом, отсюда можно сделать вывод о том, что вся стратегия игры
должна разрабатываться из защиты своего короля и нападению на короля
противника.
Если королю угрожает, какая либо фигура противника, то в этом
случае объявляется шах. В этом случае шахуемый король может либо уйти в
сторону, либо закрыться какой – либо своей фигурой. Запрещается во время
шаха производить рокировку. Рокировка в свою очередь также относится к
одному из понятий шахматной игры. Она производиться в том случае, если
королю ничто не угрожает и свободен путь от ладьи до короля в правую или
левую сторону. При этом обязательным правилом должно являться то, что
король и ладья не делали еще ни одного хода. В случае если королю
угрожает фигура противника, а ходить некуда, то в этом случае объявляется
мат и присуждается выигрыш атакующей стороне. В подобном же случае,
при не имении хода, ни одной фигурой, но шах не был произведен, то в этом
случае фиксируется пат, то есть ничья. И даже в том случае, если один
игрок имеет значительное преимущество над другим.
Также возникают различные ситуации для ферзя. Если ферзь находится под
угрозой сруба, то в этом случае объявляется гарде,
но ферзем в
определенных ситуациях можно и пожертвовать, если под угрозой находится
король или того требуют обстоятельства игры. Эти понятия относятся к
основным при игре в шахматы и их необходимо знать даже начинающим
игрокам.
Юные шахматисты должны получить более углубленные знания
эндшпиля. Здесь лучше опираться на 20 правил игры в эндшпиле по
Пожарскому:
1. Король сильная фигура. Король в эндшпиле выходит вперед, чтобы:
а) нападать на пешки и фигуры противника;
б) не пропускать вперед чужого короля;
в) помогать своим пешкам пройти в ферзи.
2. Стремись к инициативе (нападай и создавай угрозы), ограничивая, таким
образом, свободу действий фигур противника.
3. Если у тебя преимущество, сохраняй пешки на обоих флангах.
4. Если у тебя на одну или две пешки меньше, старайся разменивать ос
тавшиеся пешки, но не фигуры. За последнюю пешку (или две) можно отдать
14легкую фигуру.
5. На каждом из флангов старайся сохранить свои пешки связанными.
6. Изолированные, сдвоенные и отсталые пешки слабые. Создавай их в лагере
партнера.
7. Образуй проходную пешку и продвигай её вперед. Это главный способ и
нападения, и защиты в окончаниях.
8. Ладья становится позади своей пешки и подталкивает её.
9. Проходную пешку противника ладья лучше всего задерживает сзади.
10.
Если проходную противника нельзя уничтожить, блокируй её.
В ладейном эндшпиле лучше блокировать проходную королём, а не ладьей.
11. Если король противника блокирует твою проходную, прорывайся королем к
чужим пешкам противоположного фланга. Если твою проходную блокирует
ладья, конь или слон, помогай королем своей проходной.
12. В ладейном эндшпиле активная позиция короля и ладьи дороже пешки.
13. Отсекай ладьей короля противника:
а) на краю доски;
б) от проходных пешек.
14. Проникай ладьей (еще лучше двумя) на предпоследнюю горизонталь.
15. При пешечном преимуществе переходи в пешечный эндшпиль, его легче
выиграть.
16. Если не хватает одной или двух пешек, старайся перейти в эндшпиль с
разноцветными слонами, его легче всего свести вничью.
17. Слон сильнее коня в позициях с подвижными пешками на разных флангах.
18. Два слона обычно имеют заметное преимущество против коня и слона или
двух коней в открытых позициях.
19. Конь сильнее слона в позициях с блокированными пешками (особенно,
когда слон плохой упирается в свои пешки).
20. Ладья и слон могут хорошо работать и издали; коня, ферзя и короля
централизуй!
Каждый шахматист должен уметь оценивать свои возможности в пред
стоящем эндшпиле. Методика оценки эндшпиля включает три критерия:
1) положение и функции фигур;
2) положение короля;
3) расположение пешек.
После оценки по этим критериям надо принимать решение о переходе
в эндшпиль. Существует два типа эндшпилей:
1) точные это такие, результат в которых известен.
2) проблемные это такие, результат в которых не ясен. Проблемные
эндшпили надо стараться свести к одной из знакомых позиций, результат в
которой нам известен, и мы знаем, как в нем играть.
Наиболее часто встречаются ладейные эндшпили, поэтому им уделено
больше времени для изучения. Выиграть ладейное окончание намного труднее,
чем пешечное. Основные факторы позиционного преимущества в ладейных
окончаниях уже отмечались (см. пп. 8, 9, 10, 12, 13, 14 Правил). В ладейных
окончаниях немало типовых позиций («построение моста», «позиция Филидо
ра», «правило Шерона», пешка на 7(6) горизонтали и т.п.). Это точные эндш
пили и шахматисты их должны знать досконально, тогда легче будет планиро
вать игру в этих окончаниях.
Так же надо строить процесс обучения игре в пешечных окончаниях.
Большое внимание при подготовке шахматистов тренерпреподаватель
должен уделить важнейшей закономерности шахмат переходу позиционного
преимущества в материальное и наоборот. Материальное преимущество
обучаемые усвоили на начальном этапе подготовки. Необходимо показать им,
что шахматист, имея лишнюю фигуру, не говоря уже о пешке, тем не менее,
проигрывает изза особенностей позиции. Поэтому задача тренера
преподавателя состоит в том, чтобы каждый ученик понял, что основа успеха
в шахматах это хорошая позиция. Чтобы понять, что такое позиционное
преимущество, учащиеся должны знать факторы, из которых оно состоит, а
именно: преимущество в развитии, преимущество в пространстве, владение
открытыми линиями, слабые и сильные поля, позиция короля.
1) Шахматисты, прошедшие курс начальной подготовки, знают все три ста
дии шахматной партии.
Изучать конкретные дебюты надо с 3го года обучения. Причем, не
следует сбиваться на механическое запоминание, главное — понять идею
каждого дебюта, его стратегический замысел. Перед этим необходимо
убедиться, что обучаемые твердо усвоили 10 правил игры в дебюте:
1. Начинай партию центральными пешками.
1. В начале партии каждая легкая фигура должна сделать только один ход и
не мешать развитию других фигур.
2. При первой возможности делай рокировку.
3. Не ставь коня на край доски.
4. Не делай бесполезных ходов пешками.
5. После рокировки не делай ходов пешками на 2 поля от своего короля.
6. Ставь ладьи на открытые линии.
152. Не ставь ферзя на такие поля, где на него могут напасть легкие фигуры
противника.
3. Пока не закончено развитие фигур, не занимайся «пешкоедством». Вы
игрыш пешки в ущерб развитию часто приводит к поражению.
10. После каждого хода противника посмотри, не напал ли он на твою фи
гуру или пешку и не угрожает, ли поставить мат.
Однако следует помнить, что принципы не догма. На примерах шахматных
партий Алехина надо показать, что, если противник, не имея на то никаких
оснований, первый нарушил важнейшие позиционные принципы и избрал не
правильный путь игры, то необходимо немедленно использовать упущения
последнего и переходить в наступление, не дожидась окончания развития фи
гур (Алехин Маршалл, НьюЙорк, 1927; Алехин Розанов, Москва, 1908;
Алехин Левенфиш, Петербург, 1912 и т.д.).
Большое значение в начале игры имеет правильное понимание
«шахматного времени» темпов. Тренерпреподаватель должен показать
разницу понимания этого вопроса школами СтейницаТарраша, с одной
стороны, и Чигорина Алехина с другой. Подчеркивая то, что Алехин не мог
не ценить темпы, потому что быстрейшее развитие является самой главной
целью дебюта, нельзя не отметить, что он не возводил принцип экономии
каждого темпа во чтото абсолютное, самодовлеющее, как это делал Тарраш.
Наоборот, Алехин многократно говорит о том, что главным всегда является
требование позиции. Если нужно в интересах создающейся позиции потерять
одиндва темпа, это нужно сделать, не боясь нарушить принцип экономии
времени.
Изучая дебюты, надо опираться на общие принципы и характерные
черты разыгрывания последнего ведущими гроссмейстерами, а именно:
1) универсальность в дебюте;
2) принципы игры черными;
3) конкретное решение проблем дебюта.
Наиболее сложный вопрос, который необходимо решить игроку в
дебюте, это слабые поля. Известно, что надежнее всего защищают короля
пешки, расположенные на первоначальных позициях. Их трудно атаковать
это доказывает хотя бы то, что большинство жертв, взрывающих прикрытие
короля, становиться возможным благодаря выдвинутой позиции одной из
пешек. Однако сохранить первоначальное расположение пешек крайне трудно.
Иногда в целях развития фигур или для того, чтобы избавиться от связки
своих фигур или предупредить эту связку приходиться выдвигать одну из
пешек, прикрывающих короля. Такое продвижение впоследствии приводит к
созданию слабостей на королевском фланге, которыми может воспользоваться
противник, располагая свои фигуры на слабых полях как на опорных базах
наступления.
Заканчивая вопрос о дебюте, нельзя не привести высказывание
Д.Бронштейна: «...доска разделена на три части. Три первые горизонтали это
лагерь белых фигур, три последние лагерь черных, а между ними мы имеем
две свободные горизонтали, на которых, собственно, и происходит игра
(формально нет фигур ещё на двух, но они полностью под контролем пешек).
Понятно, что если не перейти линию шахматного экватора, то победить
нельзя...[шахматист] должен просто готовить переход экватора!»
Обычно белые, пользуясь правом выступки, занимают четыре линии. А
вот для черных часто разумная стратегия держаться на трех. «Так я
играю... белыми аккуратно концентрирую фигуры на четырех линиях и ищу
точку прорыва, а черными занимаю три линии и, наоборот, жду его в точке
прорыва.. .все лучшие точки прорыва давно известны» («64 Шахматное
обозрение», №4, 2000, с. 19).
В программе имеются темы, посвященные стратегии и тактике. Как
образно отметил эксчемпион мира, гроссмейстер М.Эйве: «Стратегия
требует размышления, тактика проницательного взгляда»
В шахматах к области стратегии следует отнести оценку позиции и выработку
общего плана игры, к области тактики способ конкретного осуществления
выработанного плана, который проявляется в расчете вариантов. Существует
специальная методика тренировки: при оценке позиции проводить
сравнительный анализ узловых характеристик расположения фигур противни
ка по следующим основным элементам:
1. Центр.
2. Сильные и слабые поля и пункты.
3. Владение открытыми линиями и диагоналями.
4. Развитие и расположение фигур.
5. Позиция короля и возможности атаки на него.
6. Динамика. Первые пять элементов являются элементами статическими,
составляющими фон для оценки позиции, шестой элемент требует
конкретного расчета. В связи с этим тренировке в оценке позиции должна
предшествовать тренировка в тактическом мастерстве умении считать
варианты. Практика показывает, что наиболее частыми ошибками в оценке
позиции являются:
16
переоценка своих активных возможностей;
переоценка своих защитных возможностей;
недооценка защитных возможностей противника;
недооценка активных возможностей противника.
Вышесказанное показывает, что правильная оценка позиции является
решающим фактором успеха. Именно поэтому выработка умения объективно
оценивать позицию является необходимым навыком, без овладения которым
немыслим дальнейший рост шахматиста, совершенствование его мастерства.
Как же лучше освоить этот элемент шахматной стратегии? Очевидно,
основная трудность здесь состоит в проникновении в тайны динамики
позиции. Оценка статических факторов не требует особого искусства, надо
их помнить и применять на практике. Другое дело освоение оценки
динамики позиции, которое связано с конкретным расчетом, нахождением
ходовкандидатов, наиболее точно отвечающих фону. И хотя нахождение
таких ходов и конкретный расчет вариантов относятся к области тактики,
рекомендации, в каком направлении искать ходы, составляющие «ветви
дерева» расчета, должна дать стратегия. Эти рекомендации вытекают из
оценки позиции, основная задача которой сводится, таким образом, к тому,
чтобы установить, какой метод борьбы следует избрать, позволяет ли
характер позиции искать ходыкандидаты для осуществления активного
плана или они должны явиться основой защитного плана? Правильное
решение этой задачи составляет половину успеха.
Стратегия учит, что, хотя шахматные позиции обычно неповторимы и
каждая отличается своими специфическими особенностями, имеются вполне
определенные правила ведения борьбы в лучших, равных и худших позициях.
Учащиеся должны понять, что оценка позиции не является самоцелью, а слу
жит для облегчения выработки правильного плана дальнейшей игры. Как же
определить какой план в данной позиции будет правильным, а какой нет?
Основным показателем, который может быть положен в основу
классификации типовых шахматных позиций, является положение в центре,
точнее структура пешечной формации в центре. Именно этот показатель
определяет взаимные планы противников, направление игры, ее характер. Все
возможные пешечные структуры в центре можно разбить на пять основных
типов, причем каждый из них более или менее полно определяет построение
как активного, так и защитного стратегического плана.
Основными типовыми стратегическими позициями являются:
1. Закрытый центр (в центре пешечные цепи).
2. Подвижный центр (в центре пешечная лавина).
3. Открытый центр (в центре пешки отсутствуют).
4. Статический центр (в центре пешки фиксированы).
5. Динамический центр (в центре напряженное, невыясненное положение).
Эти позиции возникают из вполне определенных дебютных систем, и
поэтому шахматист, разыгрывая то или иное начало, должен четко
представлять, к каким позициям оно может привести, какие стратегические
планы характерны для этих позиций. Выбирая активный или защитный
стратегический план, характерный для той или иной позиции, шахматист
должен учитывать динамику шахмат, возможность трансформации одной
типовой позиции в другую, а, следовательно, и возможность того, что
правильно намеченный стратегический план окажется не соответствующий
духу позиции. Это положение требует достаточной гибкости при выборе
стратегического плана и является той гранью в шахматах, на которой
кончается наука и начинается область искусства.
Тема «Миттельшпиль» является наиболее трудной. Для её усвоения
необходимо поставить шахматную базу, которая включает в себя следующие
вопросы:
1. Отдаленная проходная пешка.
2. Качественное пешечное превосходство.
3. Сильные и слабые поля и пункты.
4. Открытая линия, борьба за неё, овладение ею и использование для своей
выгоды.
5. 7я и 8я (1я и 2я) горизонтали.
6. Избыточная защита стратегически важных пунктов.
7. Преимущество двух слонов.
8. «Хорошие» и «плохие» фигуры.
9. Размен. Какие фигуры менять, какие оставлять.
10. «Вечный» конь.
11. Необоснованная активность на флангах. Удар в центре. Проходная
пешка является одним из стратегических элементов, часто используемых в
шахматных партиях для реальных выгод. Чаще всего проходной пешка
становится в эндшпиле, реже в середине игры. Но и в том, и в другом случае
она приносит массу неудобств противнику, так как выступает либо в роли
отвлекающего, либо в роли решающего фактора. Основное правило к
образованию проходной приступай с движения той пешки, против которой
нет пешки соперника.
17Качественное пешечное превосходство проявляется в том случае,
когда у одной из сторон пешки какимлибо образом скомпрометированы, а у
другой они находятся в эластичном состоянии. То же самое мы будем иметь в
виду, когда одна сторона имеет возможность на какомлибо участке доски
организовать проходную. Качественное пешечное превосходство выражается
в следующих случаях:
сдвоенные пешки;
изолированные пешки (островки);
реальный пешечный перевес на фланге.
Слабым полем в позиции одного из соперников называется такое поле,
которое нельзя защитить своей пешкой (пешки на соседних вертикалях
отсутствуют или прошли вперед). Слабое поле называют также дырой.
На практике вопросы слабых и сильных полей и пунктов можно
наблюдать в динамике борьбы в следующих случаях:
1. Размен слонов одного цвета с целью ослабления комплекса полей в лагере
партнера.
2. Захват слабого поля своей фигурой с целью создания угроз какомуто
участку, а при попытке согнать ее возникают дополнительные слабости.
1. Фиксация слабого поля своей пешкой (пешками).
2. Создание форпоста на открытой линии.
3. Создание слабых пунктов путем сложных маневров.
Главной задачей в занятиях с юными шахматистами является
воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства
коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в
нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно
спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для
воспитания всех этих качеств.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых
занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях,
четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных
занятиях, в школе и дома на все это должен постоянно обращать внимание
тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное
трудолюбие способность преодолевать специфические трудности, что
достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных
заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах
нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит,
прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо
придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В
процессе занятий с юными спортсменами все более важное значение
приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого
являются: овладение учащимися специальными знаниями в области
спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так
организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными
спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального
совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть
обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и
совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение
основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности
воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов
обучения.
Ведущее место в формировании нравственного сознания юных
спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях
должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные
аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения
нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого
занимающегося.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение
юного спортсмена выражение положительной оценки его действий и
поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы,
благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься
с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать
действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в
осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена.
Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в
приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий,
соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны
основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса
поступков.
снижение активности вполне
как естественны и колебания его
естественны у спортсмена,
работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют
дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо
прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом
Проявления слабоволия,
18систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов
слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению
упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния
трудностей.
Спортивный коллектив является важным фактором нравственного
формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен
развивается всесторонне в нравственном, умственном и физическом
отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения:
спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между
спортивными соперниками.
При решении задач по сплочению спортивного коллектива и
воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск
стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических
вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие
условия для общественно полезной деятельности.
Воспитание волевых качеств одно из важнейших задач в
деятельности педагогатренера. Волевые качества формируются в процессе
сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного
характера. Для их преодоления используются необычные для юного
спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания
волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых
в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются
эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.
Психологическая подготовка предусматривает формирование
личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного
интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру,
работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся
средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для
формирования психически уравновешенной, полноценной всесторонне
развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.
Основными задачами психологической подготовки является привитие
устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на
тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической
подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы
моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий
следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация
Список литературы
Для педагога
В.А.Пожарский, Шахматный учебник. Издательство МЭС, 1996 г.
В. Голенищев, Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов,
М. 1996 г. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
19
преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т.д.). Используя их в
учебнотренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и
осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не
ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности.
критика,
внушение,
одобрение,
осуждение,
В работе с юными спортсменами устанавливается определенная
тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого
педагогического воздействия. К методам словесного воздействия относятся:
разъяснение,
примеры
авторитетных людей и др. Методы смешанного воздействия включают:
поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание. Так, в
вводной части тренировочного занятия используются методы словесного и
смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств
личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и
психических функций. В подготовительной части методы развития
внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной части занятия
совершенствуются специализированные психические функции и
психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к
самоконтролю; в заключительной части совершенствуется способность к
саморегуляции и нервнопсихическому восстановлению. Следует отметить,
что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки
в решающей степени зависит от психических особенностей юного
спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия.
Оценки эффективности воспитательной работы и психолого
педагогических воздействий в учебнотренировочном процессе
осуществляются путем педагогических наблюдений, измерений, анализа
различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена.
Полученные данные сравниваются с исходными показателями и
используются для внесения корректив в учебнотренировочный процесс и
планирования воспитательной работы и психологической подготовки юного
спортсмена.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,
2000. М. 1996г.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев: Радянська школа,
1986.
Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО
“МарвикМ”, 1994.
Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа,
1986.
Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980. Сухин И.
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. 2002.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. 2002.
Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.:
ГЦОЛИФК, 1986.
Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.
Для детей:
Б. Геринунский, А. Костьев, Шахматы в школе, М. 2001 г.
Ю.А.Авербах, М.Бейлин, Путешествие в шахматное королевство, М. 1998 г.
В. Голенищев, Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов,
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
20