Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело
Оценка 4.7

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.03.2019
Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Психология общения является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения может быть использована при общении фельдшера с пациентом. Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по специальности 31.02.01 Лечебное дело (углублённая подготовка). 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Дисциплина ОГСЭ.05. Психология общения входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ОГСЭ.05. Психология общения в структуре основной профессиональной образовательной программы: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: • использовать средства общения в психотерапевтических целях; • давать психологическую оценку личности; • применять приемы психологической саморегуляции. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: • основные задачи и методы психологии; • психические процессы и состояния; • структуру личности; • пути социальной адаптации и мотивации личности; • основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства); • психология медицинского работника; • этапы профессиональной адаптации; • принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста; • аспекты семейной психологии; • психологические основы ухода за умирающим; • основы психосоматики; • определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика» и «психотерапия»; • особенности психических процессов здорового и больного человека; • структуру личности; • функции и средства общения; • закономерности общения; • приемы психологической саморегуляции; • основы делового общения; • пути социальной адаптации и мотивации личности; • аспекты семейной психологии.
Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ М.А. Жаров «______»________________20____г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело (углублённая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Фельдшер Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев на базе среднего общего образования г. Череповец 2015 год Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Организация­разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Разработчик: Манюкова Екатерина Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Рассмотрено на заседании ЦМК Общих гуманитарных  и социально­экономических дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель ________Е.Ц. Поталовская 2 Содержание 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины стр.___________4 2. Структура и содержание учебной дисциплины стр._______________8 3. Условия реализации учебной дисциплины стр.__________________14 4. Контроль и оценка результатов освоения стр.___________________16 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Психология общения является   частью   основной   профессиональной   образовательной   программы   в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения может   быть   использована   при   общении   фельдшера   с   пациентом.   Рабочая программа   может   быть   использована   в   дополнительном   профессиональном образовании   (программы   повышения   квалификации   и   профессиональном образовании   (программы   повышения   квалификации   и   профессиональной переподготовки)   по   специальности   31.02.01   Лечебное   дело   (углублённая подготовка). 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Дисциплина   ОГСЭ.05.   Психология   общения   входит   в   состав   раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ОГСЭ.05. Психология общения в структуре основной профессиональной образовательной программы: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  использовать средства общения в психотерапевтических целях;  давать психологическую оценку личности;  применять приемы психологической саморегуляции. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  основные задачи и методы психологии;  психические процессы и состояния;  структуру личности;  пути социальной адаптации и мотивации личности;  основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);  психология медицинского работника;  этапы профессиональной адаптации;  принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста; 4 «психопрофилактика»   и  аспекты семейной психологии;  психологические основы ухода за умирающим;  основы психосоматики;  определение   понятий   «психогигиена», «психотерапия»;  особенности психических процессов  здорового и больного человека;  структуру личности;  функции и средства общения;  закономерности общения;  приемы психологической саморегуляции;  основы делового общения;  пути социальной адаптации и мотивации личности;  аспекты семейной психологии. Фельдшер   должен   обладать   профессиональными   компетенциями, соответствующими видам деятельности: ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. ПК 1.2. проводить диагностические исследования. ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. ПК 1.4. Проводить диагностику беременности. ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка. ПК 1.6. проводить диагностику смерти. ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства. ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента. ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. ПК   2.7.   Организовывать   оказание   психологической   помощи   пациенту   и   его окружению. ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний. ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента. ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. 5 ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента. ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. ПК   4.1.   Организовывать   диспансеризацию   населения   и   участвовать   в   ее проведении. ПК 4.3. Проводить санитарно­гигиеническое просвещение населения. ПК 4.4 Проводить диагностику групп здоровья. ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику. ПК.   4.6.   Проводить   мероприятия   по   сохранению   и   укреплению   здоровья различных возрастных групп населения. ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду. ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. ПК   5.1.   Осуществлять   медицинскую   реабилитацию   пациентов   с   различной патологией. ПК. 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию. ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь. ПК 5.4. Проводить медико­социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска. ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности. ПК   6.1.   Рационально   организовывать   деятельность   персонала   с   соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде. Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 6 Использовать   информационно­коммуникативные   технологии   в ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   возложенных   на   него   профессиональных   задач,   а также для своего профессионального и личностного развития. ОК   5. профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   ответственность   за   работу   членов   команды   (подчиненных),   за результат выполнения заданий. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задач   профессионального   и   личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК   13.   Вести   здоровый   образ   жизни,   заниматься   физической   культурой   и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 7 2. Структура и содержание учебной дисциплины «Психология общения» 2.1. Объём учебной дисциплины в виде учебной работы. Вид учебной работы Объём часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная нагрузка (всего) В том числе: ­ лекционные занятия ­ семинары Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: индивидуальные задания внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы) Промежуточная аттестация – в форме дифференцированного зачёта 72 48 36 12 24 12 12 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения» Содержание материала, лабораторные и практические работы Объем часов Уровень усвоения Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1. Общение как социальный феномен 2 Раздел 1. Психология общения.  Содержание учебного материала  Понятие «общение» в психологии.  Категории «общения» и «деятельности» в психологии.  Понятие «конструктивное общение».  Виды, уровни, функции общения.  Общение как обмен информацией.  Общение как понимание людьми друг друга.  Общение как межличностное взаимодействие.  Виды социальных взаимодействий.  Барьеры общения: способы преодоления. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасителя. Семинарское занятие 1. Коммуникативный тренинг. 2. Техники и приемы эффективного общения. 3. Тренинг противостояния манипуляции в общении. 4. Развитие техники установления контакта и активного слушания Самостоятельная работа обучающихся  Изучение информационного материала (приемы эффективного общения по Д.  Карнеги).   Самодиагностика коммуникативных способностей   Ведение дневника наблюдения (социальные роли).  Решение ситуационных задач по барьерам общения. 3 4 2 2 4 4 1 3 3 2 Тема 1.2. Этика общения Содержание учебного материала 1. 1. Основные понятия: этика и мораль. 2. 2. Этические принципы делового общения. 3. 3.   Взаимосвязь  этических  и  психологических   принципов  общения.  Деловой   этикет  в профессиональной деятельности, этика деловых отношений.  Составление комментариев к основным этическим дилеммам. Самостоятельная работа обучающихся: Содержание учебного материала Тема 1.3.Психология  публичного выступления. 1. Основные понятия темы. 2. Правила подготовки публичных выступлений. 3. Стили выступлений, распространенные ошибки. 1. Овладение ораторским искусством. Семинарское занятие Содержание учебного материала Тема 1.4. Переговоры, споры, дискуссии. 1. Основные понятия темы. 2. Правила проведения дискуссий и переговоров. 3. Особенности споров. Тема 2.1. Конфликт как универсальное явление Раздел 2. Психология конфликта. Содержание учебного материала 1. Понятия «конфликт», медитация. 2. Функции конфликта. 3.Источники и виды конфликтов. 4.Причины возникновения конфликтов. 5.Динамика межличностного конфликта и его последствия. 6. Способы разрешения конфликтов. Семинарское занятие 1. Тренинг конструктивного разрешения конфликтов. 2. Анализ конфликта и возможностей его разрешения. Самостоятельная работа обучающихся 2 4 2 4 4 2 2 3 2 3 3 3 2 2 10 Тема 2.2. Конфликт в профессиональной деятельности. 1. Самодиагностика стиля поведения в конфликтной ситуации. 2. Составить графическую схему «конфликт». 3. Решение ситуационных задач. Содержание учебного материала 1. Особенности производственных конфликтов. 2. Профилактика конфликтов в организациях, осуществляющих медицинскую  деятельность. Повышение доверия к ним. 3. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Самостоятельная работа обучающихся (на выбор) 1. Составление рекомендаций по работе с конфликтами в медицинских организациях. 2. Выполнение психогимнастических упражнений, способствующих предупреждению  конфликта, профилактике негативных состояний и использование приемов  урегулирования. Раздел 3. Коммуникации в работе медицинского персонала. Содержание учебного материала Тема 3.1. Коммуникации в работе медицинского 1. Ориентация на сотрудничество. 2. Умение слушать, эмоционально поддерживать, безоценочно воспринимать информацию. 3. Особенности общения с пациентами различных возрастных групп, с различным уровнем работника личностной зрелости. Тема 3.2. Психология стресса. Тема 3.3. Деловое общение. 4. Пространственные зоны общения, барьеры коммуникации. Семинарское занятие 1. Выполнение методики «Умеете ли вы слушать?» 2. Выполнение   методики   «Коммуникативная   и   социальная   компетентность» (упражнения).  Заполнить таблицу «Коммуникативные барьеры». Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1. Понятие делового общения.  2. Правила ведения деловой беседы, методы убеждения и внушения. 3. Имидж и профессионально­значимые качества медицинского работника. 4. Особенности профессионального общения медицинского работника. 2 2 2 2 6 2 3 3 2 2 3 2 11 5. Эмпатия. 6. Профилактика профессионального выгорания и профессиональной деформации  личности медработника. 7. Понятие психологической безопасности. 8. Этические принципы и гигиена общения медработника. 9. Врачебная тайна. Семинарское занятие 1. Особенности профессионального общения медицинского работника. 2. Использование средства общения в психотерапевтических целях. 3. Коппинг­стратегии Самостоятельная работа обучающихся 1. Изучение  информационного материала (взаимоотношения пациент­медработник) 2.Ведения дневника наблюдения (механизмы взаимопонимания в общении медицинского работника с коллегами, пациентами). 3.Выполнение   психогимнастических   упражнений   на   использование   приемов конструктивного общения в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Содержание учебного материала 1.Понятие индивидуального подхода и условия его реализации. 2.Толерантность. 3. Особенности коммуникации с разными категориями пациентов. 4. Феномен личностного влияния. Эффект плацебо. 5.Основные психологические типы пациентов. 6. Типы медицинских работников. Семинарское занятие Особенности коммуникации с разными категориями пациентов. «Трудные пациенты». 3.4. Реализация индивидуального подхода Самостоятельная работа обучающихся 1. Изучение информационного материала (типы отношения к болезни). Самодиагностика факторов личностного влияния. Тема 3.5. Семейный подход в медицине. Социальная поддержка Содержание учебного материала 1. Ухудшение отношений между людьми как фактор риска для здоровья. 2. Социальная поддержка пациента. 2 2 4 2 2 4 3 2 2 2 3 2 12 пациента. 3. Типы медицинских сестер. Тема 3.6. Психологический климат лечебно­ профилактических учреждений. 1. Заполнить таблицу «Семья как фактор, влияющий на здоровье человека». Самостоятельная работа обучающихся 1. Особенности психологического климата в амбулаторном и в стационарном  учреждении. Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить памятку «Правила принятия группового решения». 2. Составить памятку «Правила партнерского общения» 3. Составить памятку «Невербальные средства общения» 4 2 2 3 3 3 13 3. Условия реализации программы дисциплины. 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  «Психология». Оборудование учебного кабинета:  стол преподавателя – 1 шт.  учебные столы – 20 шт.  стулья – 44 шт.  наглядные пособия – 10 шт.  реферативные работы –25 шт.  учебно­методические материалы – 20 шт.  доска классная – 1 шт. Технические средства обучения:  телевизор;  DVD;  Магнитофон 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности: Учебник для вузов. – 4­е перераб., М.­Екатеринбург, 2014. 2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб, 2015. 3. Реан   А.А.   Психология   человека   от   рождения   до   смерти.   СПб.:Прайм­ Еврознак, 2013. (Серия «Психологическая энциклопедия»). 4. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2014. 5. Спринц   А.М.,   Михайлова   Н.Ф.,   Шатова   Е.П.   Медицинская   психология   с элементами   общей   психологии:   Учебник   для   средних   медицинских   учебных заведений.­СПб.:СпецЛит, 2013. 6. Творогова Н.Д.Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2­ е, перераб. и допол. – М.ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2013. 7. Творогова   Н.Д.Психология:Практикум   для   студентов   медицинских   вузов. Изд. 2­е, перераб. и допол. – М.ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2014. 8. Ярошевский   М.Г.   История   психологии   от   античности   до   середины  XX  в.: Издательство: Директ­Медиа, 2013. Дополнительные источники: 1. Андриенко   Е.В.   Социальная   психология:   Учебное   пособие   для   студентов высших   педагогических   учебных   заведений/под   ред.   В.А.   Сластенина.   –   3­е изд.,стер.­М.: Издательский центр «Академия», 2013. 2. Белгурова   В.А.   Инновационный   подход   при   повышении   квалификации медицинских сестер в ЛПУ/В.А. Белогурова//Главная медицинская  сестра ­ №7. – 2014. – с.127­131. 3. Винокур   В.А.   Обучение   врачей   балинтовскими   методами   общения   и взаимодействия   с   пациентами/В.А.Винокур//Вестник   психосоциальной   и коррекционно­реабилитационной работы. ­ №1 – 2014. Интернет­ресурсы: 1. www.medpsy.ru 2. lossofsoul.com/ 3. www.psylib.org.ua 4. www.flogiston.ru 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОВЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований. Формы и методы контроля и оценки  результатов обучения  решение ситуационных задач;  практикоориентированное   обучение (отработка   умений   в   практическом здравоохранении);  индивидуальная   работа для самоанализа;  деловая игра. самостоятельная Результаты обучения (освоенные  умения, усвоенные знания) Усвоенные знания: 1. Знать основные задачи и методы  психологии. 2. Знать психические процессы и  состояния. 3. Знать структуру личности. 4. Знать психологию медицинского  работника. Освоенные умения: 1. Уметь использовать средства  общения в психотерапевтических  целях. 2. Уметь давать психологическую  оценку личности. 3. Уметь применять приемы  психологической саморегуляции. 16

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело

Программа учебной дисциплины_Психология общения_Лечебное дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019