Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
1 кл
19.01.2017
Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).
Публикация является частью публикации:
азбука мира.doc
Пояснительная записка Мир – в русском языке слово особенное. Оно имеет два значения: мир как Вселенная, как бытие и мир как гармония, как отсутствие конфликтов, войн. Без мира невозможно жить, без мира внутри себя невозможен человек. Как   же   достичь   мира   в   сердце,   в   душе?   Этот   вопрос   давно   волнует человечество, хотя оно знает на него ответ. И мы его знаем – это воспитание. Если бы люди серьезно этим занимались, то и мир был бы другим. Ведь войны, конфликты, насилие начинаются в умах людей, и именно там им должен быть положен конец – воцарен (то есть воспитан) мир. Терпимость  и основы культуры мира – это мир в уме, в душе, в сердце. Это   любовь   ко   всем   людям,   к   природе,   к   животным,   это   –   терпимость   к окружающему.     Это чувство единства с миром и природой, восприятие себя частью Целого, будь то Природа, Человечество или Вселенная. Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать  людей, идущих по миру с миром.   Эти   люди   должны   знать,   что   их   объединяет   с   другими,   пусть непохожими, даже совсем непохожими на них. Они должны воспитать в себе терпимость,   чтобы   узнать,   понять   непохожее,   и,  только   узнав,   они   смогут полюбить.   Что   же   общего   есть   у   всех   людей?   Не   только   биологическое сходство, но и общечеловеческие вечные ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в гармоничное состояние. Об этом сказано    и  в Законе РФ «Об образовании»: «Гуманистический характер   образования,   приоритет   общечеловеческих   ценностей…»   (ст.   2 «Принципы государственной политики в области образования»).       7 лет – это   возраст,   когда   еще   могут   быть   сформированы   ценностные   основы отношения к действительности.            1 Программа   «Азбука   мира»   ­   адаптированная,   создана   на   основе существующей   программы   В.   и   С.   Ашиковых   из   г.   Троицка   Московской области. Почему «азбука» и почему «мир»? Есть понятие «азбучные основы, то есть основы, любого начинания, и этими основами в данном случае являются общие для всех стран и народов ценности.  На этих основах можно строить истинный, прочный, не декларированный мир.    Девиз программы:  к   ттерпимости   и   основам   культуры   мира   –   через общечеловеческие ценности!   А   еще   в   названии   программы   есть   слово   «азбука»,   потому   что программа   состоит   из   подобранных   на   каждую   букву   русского   алфавита общечеловеческих ценностей. Дети смогут не только познавать буквы, но и узнать о смысле слов, начинающихся на эти буквы. Чтобы слова­понятия не остались   пустым   звуком,   надо   вложить   в   них   свои   чувства,   душу,   свое отношение,   сделать   занятия   интересными,   игровыми.   Для   этого   берем   в помощники сказки народов мира, творческие задания, такие, как рисование, лепка, аппликация, театрализованные игры. На   каждом   занятии,   узнавая   или   закрепляя   букву,   дети   могут нарисовать   её,   сделать   необычной,   привнести   что­то   свое.   Буквы   должны ожить для них, стать ближе и понятнее. В программе для ребенка появятся новые слова, понятия. Это расширит их   кругозор,   запомнится   надолго,   особенно,   если   каждое   слово   будет воплощено в яркий образ и действие. Ведь именно образы, запечатленные в раннем   детстве,   становятся   основой   мышления.   Недаром   еще   В. Сухомлинский писал: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах». Так что же это за понятия, которые мы назовем Азбукой мира? Вот они: 2 А – азбука, ангел Б – благодарность, братство В – вера, верность Г – герой, героизм Д – добро, дружба Е – единство, единение Ж – жертва, жизнь З – знание, закон И – искусство, искренность К – красота Л – любовь М – мама, мир Н – небо, нежность О – отец П – природа, правда Р – Родина, радость С – солнце, сердце, свет Т – труд, терпение У – учитель, ум Ф – флаг Х – храбрость Ц – ценность, цветы Ч – честность, честь Ш – школа Щ – щедрость Э – эволюция, энергия Ю – юмор Я – язык, ясность 3 Все   вышеприведенные   ценности   абсолютные   и   универсальные. Некоторые   из   них   существуют   независимо   от   человека   (солнце,   энергия, небо), другие связаны с человеком непосредственно. Но все они помогают человеку   не   только   жить,   но   и   стать   лучше   –   духовно,   нравственно.   Эти ценности появились в результате появления людей, несущих их. Эти большие и маленькие примеры лучших общечеловеческих качеств собраны в памяти народной, в эпосе, литературе, искусстве. Именно оттуда мы должны черпать знания о ценностях и примеры их для детей. Но можно найти примеры и в нашем   дне,   главное,   заметить,   обратить   внимание.   И   сами   дети   могут проявить лучшие качества, главное, заметить  и похвалить их за это. Жизнь показывает, что если вообще не произносить слов, обозначающих высокие и благородные понятия, не являть их каким­то образом ребенку, то эта   духовная   пустота   быстро   заполняется   противоположным   по   качеству материалом,   информацией,     примерами.   Будем   помнить,   что   посеянное никуда   не   исчезает,   а   прорастет   в   свое   время   и   в   каждом   ребенке индивидуально и в свои сроки. Цель программы:  воспитание   терпимости   и   основ   культуры   мира   в   учащихся первого класса. Основные задачи:  донесение в доступной форме   до сознания детей общих для всех народов и стран ценностей;    воспитание любви к себе и всем людям, природе; расширение кругозора и представлений о мире; заложение нравственных начал и основ. Формы работы: 4 чтение, беседа, рассказывание сказок, прогулки и наблюдения,   рисование, творческая   деятельность   (театрализованные   игры, аппликация), труд и т.д. Программа рассчитана на 1 год обучения, 30 занятий по 30­40 минут. Учебный план и содержание программы «Азбука мира» № Тема занятия Учебный материал 1. Вводное занятие 2. А ­ ангел 3. Б – благодарность, братство Что такое азбука. Кто такие Кирилл и Мефодий.  Рисунки вместо букв. Сказка Киплинга о Таффи. Творческое задание (Т.З.): пишем послание другу,  маме рисунками. Кто такой ангел. Ангелы в христианском искусстве. Т.З.: делаем ангела из бумаги, рисуем букву «А» и  рядом приклеиваем ангела. Что такое благодарность (благо дарю). Что такое  благо. Брат: он может быть только по крови?  Китайская и русская сказки о братьях. Т.З.: вырезаем из бумаги цепочку из человечков –  детское братство. Рисуем букву «Б», приклеиваем  цепочку. 4. В – вера, верность Что такое вера. Во что мы с вами верим: беседа­ опрос. Легенда о Егории Храбром. Какого человека мы называем верным? Т.З. рисунки на сюжет «Егорий убивает змия» и  букву «В». 5. Г ­ герой Кого мы называем героем? Былины об Илье  5 Муромце. А сегодня есть герои? Т.З.: рисуем картинку на сюжеты былин и букву  «Г». 6. Д ­  добро, дружба  Что такое добро. А дружба? Дружба – это добро?  7. Е – единство,  единение 8. И ­ искусство 9. З – знание, забота 10. К ­ красота Знакомство с английской сказкой «Как Джек ходил  счастья искать». Австралийская сказка  «Себялюбцы». Т.З.: театрализованная игра по мотивам сказки «Как Джек ходил счастья искать». Рисуем букву «Д». Единство – закон Природы. Каждый из нас –  частица единого мира. Бирманская сказка «Коровы  врозь – тигру радость». Русская притча о братьях и  венике. Т.З.: рисуем букву «Е» и нашу планету такой, какой её увидели космонавты. Что такое искусство, зачем оно нужно. Былина о  Садко. Руна о Вяйнемяйнене карело­финского эпоса «Калевала». Т.З.: музей одной картины: Мадонна Литта  Леонардо да Винчи (рассматриваем картину под  музыку). Рисуем под музыку букву «И». Почему знание важно для всех? Отрывок из  «Незнайки и его друзей». Где собраны знания?  Какая книга у вас любимая? Что значит заботиться  о других? Т.З.: прояви заботу и посоветуй друзьям прочитать  твою любимую книгу. Рисуем букву «З». Что такое красота и нужна ли она людям? А  безобразное? Сказка Л. Чарской О царевне,  живущей в пещере. Индийская сказка. Т.З.: рисуем героя, который запомнился и букву  «К». 11. Л ­ любовь А что такое любовь? Что и кого можно любить в  жизни? Сказка Аксакова «Аленький цветочек».  Сказка «Хаврошечка». Сказка «Сестрица Аленушка  6 12. М ­ мама и братец Иванушка». Корейская сказка «Достойный  подарок». Сказка  «Первая водяная лилия». Т.З.: делаем из бумаги лилию, рисуем букву «Л».  Опережающее дом. Задание: принести фото себя с  мамой. Почему     мы сегодня напишем слово мама с  большой буквы? Рассмотрим фотографии людей,  животных со своими мамами. Индийская сказка  «Материнская любовь». Индейская сказка «Любовь  матери». Т.З.: рисуем букву «М» и портреты своих мам.  Учитель в это время делает коллаж их фотографий. 13. Н – небо, нежность Что такое небо и из чего оно состоит? Небо в  стихах поэтов. Образ неба в картинах художников.  Сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости  ходили». Австралийская сказка «Как появилась на  небе луна». Т.З.: каждый рисует одно из небесных светил:  солнце, луну, звезду, другую планету. Пока учитель  делает из готовых рисунков коллаж, дети рисуют  букву «Н». Кого мы называем отцом? Кто такой Отец  Небесный? Отчество, отечество. Рассказ Л.Толстого «Отец и сыновья». Т.З.: рисуем букву «О», сочиняем вместе историю  про любящего отца. Что такое природа и почему мы должны её  охранять? Сказка про царицу Природу, Анепкина А. Т.З.: рисуем букву «П», составляем вопросник про  природу (для родителей). Почему Родина, родители, родиться – одного  корня? Радость – это что? Сказка К. Чуковского  «Радость». Сказка Мери Рич «Заразная радость». Т.З.: рисуем букву «Р», придумываем радость друг  для друга. 14. О ­ отец 15. П ­ природа 16. Р – Родина,  радость 17. С – солнце, свет,  Зачем людям нужны солнце, свет, сердце? 7 сердце 18. Т – труд, терпение 19. У – учитель, ум 20. Ф – флаг 21. Х – храбрость 22. Ц – ценность,  цветы 23. Ч – честность,  честь Рассматриваем солнце, свет в картинах художников. Легенда о Данко    М.Горького. Т.З.: рисуем букву «С», рисуем и вырезаем из  цветной бумаги сердечко и дарим его другу. Зачем людям нужно трудиться? «Чем пахнут  ремесла?», просмотр мультфильма по Дж. Родари.  Что такое терпение. Терпи себя! Т.З.: рисуем букву «Т»,  игра «Кто больше соберет  пословиц о труде и терпении».  Сказка В. Даля «У тебя у самого свой ум».  Обсуждение. Для чего нужен учитель? Пословицы и поговорки про ум. Т.З.: рисуем букву «У», играем в игру «Слова». Для чего государству и людям нужен флаг? Из  истории флагов России. Т.З.: рисуем букву «Ф» и флаг нашего класса,  семьи. Что такое храбрость? Хорошо ли быть храбрым? Э.  Успенский «О смелости». Рассказ «Немного о  храбрости», обсуждение. Сказка Гувеса «Цветок  храбрости». Т.З.: рисуем букву «Х», цветок храбрости. Что такое ценность? Какие ценности для нас  важны? Сказки и легенды о цветах. Т.З.: рисуем букву «Ц», игра «3 желания, которые  мы попросим у золотой рыбки». Что такое честь, честность. Нужно ли быть  честным? Пантелеев «Честное слово». Чем  отличается вранье от фантазерства? Истории про  барона Мюнхгаузена. Т.З.: рисуем букву «Ч», конкурс Барона  Мюнхгаузена. 24. Ш – школа Зачем нужна школа? Сказки о Лесной школе. Т.З.: рисуем букву «Ш», играем в Лесную школу. 8 25. Щ – щедрость 26. Э – эволюция,  энергия 27. Ю – юмор 28. Я – язык, ясность Что такое щедрость? Щедрость – это хорошо или не очень? Сказка про Хапугу и Жадюгу. Турецкая  сказка «Щедрый и скупой». Аварская сказка  «Щедрый и жадный». Т.З.: рисуем букву «Щ», говорим, не скупясь,  хорошие слова друг другу – игра «Волшебный  стул». Что такое эволюция? Попробуем сами дать  определение. Энергия – это что? Энергия любви. Т.З.: рисуем букву «Э», попробуем самостоятельно  под рук. учителя придумать эволюцию…игры. Чем юмор отличается от смеха? Рассказы  Драгунского, Носова. Т.З.: рисуем букву «Ю», играем в игры «Зеркало»,  «Охотники за носорогами». Для чего нужен любому народу язык? Миф о  Вавилонской башне. Язык и речь. Почему речь  человека должна быть ясной? Культура речи.  Орфографический и Толковый словари. Т.З.: рисуем букву «Я», оформляем нашу тетрадь  как книгу, то есть рисуем титульный лист. 29. Повторение Чтение новых сказок по всем темам года.  Т.З.: придумываем общую сказку «Азбука мира». Праздник Добрые игры для добрых детей. 30­ 32 Итого: 32 часа Материально­техническая база и дидактический материал 1. Класс с партами, доска 2. Компьютер, мультимедийная приставка, экран 9 3. Чистая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры 4. Цветная и белая бумага, ножницы, клей 5. Подборка сказок разных народов по темам программы 6. Подборка пословиц и поговорок по темам: Труд и терпение, ум,  знания 7. Подборка рассказов по темам программы 8. Набор мультфильмов по тематике программы Список литературы 1. Аксаков С.Т.  Аленький цветочек. http://modernlib.ru 2. Анепкин А. Сказка про царицу Природу. http://nsportal.ru  3. Ашиков В, Ашикова С. Программа «Азбука мира». Ж. «Дошкольное  воспитание», 2003. 4. Библейские сказания для детей. 5. Горький М. Повести и рассказы. М.: Олимп, АСТ, 2003. 6. Гувес А. Цветок храбрости. http://guves.eto­ya.com/20123.  7. Даль В. И. Сказки. http://vseskazki.su/vladimir­dal.html 8. Драгунский В. Рассказы. М.: АСТ, 2000. 9. Карело­финский эпос «Калевала». http://www.rgo­sib.ru 10. Киплинг Р. Сказки. М.: РОСМЭЕ­ПРЕСС, 2008. 11. Носов И.П.  Рассказы. М.: Дрофа­Плюс, 2007. 12. Пантелеев Л. Честное слово. Л.: Детская литература, 1983. 10 13. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхгаузена. М.: Амфора, 2011. 14. Рич Мери. Заразная радость. http://www.elfikarussian.ru 15. Родари Дж. Стихи. http://www.mamadaika.ru 16. Сказки народов мира. Электронная библиотека гимназии  «УНИВЕРС», 1994. 17. Словари русского языка 18. Толстой Л. Рассказы для детей. http://svetlanal.ru  19. Чарская Л. Сказки. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. 20. Чуковский К.И. Стихи и сказки. М.: Планета детства, 1999. 21. Интернет ресурсы 11

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017