Программа внеурочной деятельности "Азбука мира" (1 класс).

  • Образовательные программы
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала азбука мира.doc
Пояснительная записка Мир – в русском языке слово особенное. Оно имеет два значения: мир как Вселенная, как бытие и мир как гармония, как отсутствие конфликтов, войн. Без мира невозможно жить, без мира внутри себя невозможен человек. Как   же   достичь   мира   в   сердце,   в   душе?   Этот   вопрос   давно   волнует человечество, хотя оно знает на него ответ. И мы его знаем – это воспитание. Если бы люди серьезно этим занимались, то и мир был бы другим. Ведь войны, конфликты, насилие начинаются в умах людей, и именно там им должен быть положен конец – воцарен (то есть воспитан) мир. Терпимость  и основы культуры мира – это мир в уме, в душе, в сердце. Это   любовь   ко   всем   людям,   к   природе,   к   животным,   это   –   терпимость   к окружающему.     Это чувство единства с миром и природой, восприятие себя частью Целого, будь то Природа, Человечество или Вселенная. Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать  людей, идущих по миру с миром.   Эти   люди   должны   знать,   что   их   объединяет   с   другими,   пусть непохожими, даже совсем непохожими на них. Они должны воспитать в себе терпимость,   чтобы   узнать,   понять   непохожее,   и,  только   узнав,   они   смогут полюбить.   Что   же   общего   есть   у   всех   людей?   Не   только   биологическое сходство, но и общечеловеческие вечные ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в гармоничное состояние. Об этом сказано    и  в Законе РФ «Об образовании»: «Гуманистический характер   образования,   приоритет   общечеловеческих   ценностей…»   (ст.   2 «Принципы государственной политики в области образования»).       7 лет – это   возраст,   когда   еще   могут   быть   сформированы   ценностные   основы отношения к действительности.            1Программа   «Азбука   мира»   ­   адаптированная,   создана   на   основе существующей   программы   В.   и   С.   Ашиковых   из   г.   Троицка   Московской области. Почему «азбука» и почему «мир»? Есть понятие «азбучные основы, то есть основы, любого начинания, и этими основами в данном случае являются общие для всех стран и народов ценности.  На этих основах можно строить истинный, прочный, не декларированный мир.    Девиз программы:  к   ттерпимости   и   основам   культуры   мира   –   через общечеловеческие ценности!   А   еще   в   названии   программы   есть   слово   «азбука»,   потому   что программа   состоит   из   подобранных   на   каждую   букву   русского   алфавита общечеловеческих ценностей. Дети смогут не только познавать буквы, но и узнать о смысле слов, начинающихся на эти буквы. Чтобы слова­понятия не остались   пустым   звуком,   надо   вложить   в   них   свои   чувства,   душу,   свое отношение,   сделать   занятия   интересными,   игровыми.   Для   этого   берем   в помощники сказки народов мира, творческие задания, такие, как рисование, лепка, аппликация, театрализованные игры. На   каждом   занятии,   узнавая   или   закрепляя   букву,   дети   могут нарисовать   её,   сделать   необычной,   привнести   что­то   свое.   Буквы   должны ожить для них, стать ближе и понятнее. В программе для ребенка появятся новые слова, понятия. Это расширит их   кругозор,   запомнится   надолго,   особенно,   если   каждое   слово   будет воплощено в яркий образ и действие. Ведь именно образы, запечатленные в раннем   детстве,   становятся   основой   мышления.   Недаром   еще   В. Сухомлинский писал: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах». Так что же это за понятия, которые мы назовем Азбукой мира? Вот они: 2А – азбука, ангел Б – благодарность, братство В – вера, верность Г – герой, героизм Д – добро, дружба Е – единство, единение Ж – жертва, жизнь З – знание, закон И – искусство, искренность К – красота Л – любовь М – мама, мир Н – небо, нежность О – отец П – природа, правда Р – Родина, радость С – солнце, сердце, свет Т – труд, терпение У – учитель, ум Ф – флаг Х – храбрость Ц – ценность, цветы Ч – честность, честь Ш – школа Щ – щедрость Э – эволюция, энергия Ю – юмор Я – язык, ясность 3Все   вышеприведенные   ценности   абсолютные   и   универсальные. Некоторые   из   них   существуют   независимо   от   человека   (солнце,   энергия, небо), другие связаны с человеком непосредственно. Но все они помогают человеку   не   только   жить,   но   и   стать   лучше   –   духовно,   нравственно.   Эти ценности появились в результате появления людей, несущих их. Эти большие и маленькие примеры лучших общечеловеческих качеств собраны в памяти народной, в эпосе, литературе, искусстве. Именно оттуда мы должны черпать знания о ценностях и примеры их для детей. Но можно найти примеры и в нашем   дне,   главное,   заметить,   обратить   внимание.   И   сами   дети   могут проявить лучшие качества, главное, заметить  и похвалить их за это. Жизнь показывает, что если вообще не произносить слов, обозначающих высокие и благородные понятия, не являть их каким­то образом ребенку, то эта   духовная   пустота   быстро   заполняется   противоположным   по   качеству материалом,   информацией,     примерами.   Будем   помнить,   что   посеянное никуда   не   исчезает,   а   прорастет   в   свое   время   и   в   каждом   ребенке индивидуально и в свои сроки. Цель программы:  воспитание   терпимости   и   основ   культуры   мира   в   учащихся первого класса. Основные задачи:  донесение в доступной форме   до сознания детей общих для всех народов и стран ценностей;    воспитание любви к себе и всем людям, природе; расширение кругозора и представлений о мире; заложение нравственных начал и основ. Формы работы: 4чтение, беседа, рассказывание сказок, прогулки и наблюдения,   рисование, творческая   деятельность   (театрализованные   игры, аппликация), труд и т.д. Программа рассчитана на 1 год обучения, 30 занятий по 30­40 минут. Учебный план и содержание программы «Азбука мира» № Тема занятия Учебный материал 1. Вводное занятие 2. А ­ ангел 3. Б – благодарность, братство Что такое азбука. Кто такие Кирилл и Мефодий.  Рисунки вместо букв. Сказка Киплинга о Таффи. Творческое задание (Т.З.): пишем послание другу,  маме рисунками. Кто такой ангел. Ангелы в христианском искусстве. Т.З.: делаем ангела из бумаги, рисуем букву «А» и  рядом приклеиваем ангела. Что такое благодарность (благо дарю). Что такое  благо. Брат: он может быть только по крови?  Китайская и русская сказки о братьях. Т.З.: вырезаем из бумаги цепочку из человечков –  детское братство. Рисуем букву «Б», приклеиваем  цепочку. 4. В – вера, верность Что такое вера. Во что мы с вами верим: беседа­ опрос. Легенда о Егории Храбром. Какого человека мы называем верным? Т.З. рисунки на сюжет «Егорий убивает змия» и  букву «В». 5. Г ­ герой Кого мы называем героем? Былины об Илье  5Муромце. А сегодня есть герои? Т.З.: рисуем картинку на сюжеты былин и букву  «Г». 6. Д ­  добро, дружба  Что такое добро. А дружба? Дружба – это добро?  7. Е – единство,  единение 8. И ­ искусство 9. З – знание, забота 10. К ­ красота Знакомство с английской сказкой «Как Джек ходил  счастья искать». Австралийская сказка  «Себялюбцы». Т.З.: театрализованная игра по мотивам сказки «Как Джек ходил счастья искать». Рисуем букву «Д». Единство – закон Природы. Каждый из нас –  частица единого мира. Бирманская сказка «Коровы  врозь – тигру радость». Русская притча о братьях и  венике. Т.З.: рисуем букву «Е» и нашу планету такой, какой её увидели космонавты. Что такое искусство, зачем оно нужно. Былина о  Садко. Руна о Вяйнемяйнене карело­финского эпоса «Калевала». Т.З.: музей одной картины: Мадонна Литта  Леонардо да Винчи (рассматриваем картину под  музыку). Рисуем под музыку букву «И». Почему знание важно для всех? Отрывок из  «Незнайки и его друзей». Где собраны знания?  Какая книга у вас любимая? Что значит заботиться  о других? Т.З.: прояви заботу и посоветуй друзьям прочитать  твою любимую книгу. Рисуем букву «З». Что такое красота и нужна ли она людям? А  безобразное? Сказка Л. Чарской О царевне,  живущей в пещере. Индийская сказка. Т.З.: рисуем героя, который запомнился и букву  «К». 11. Л ­ любовь А что такое любовь? Что и кого можно любить в  жизни? Сказка Аксакова «Аленький цветочек».  Сказка «Хаврошечка». Сказка «Сестрица Аленушка  612. М ­ мама и братец Иванушка». Корейская сказка «Достойный  подарок». Сказка  «Первая водяная лилия». Т.З.: делаем из бумаги лилию, рисуем букву «Л».  Опережающее дом. Задание: принести фото себя с  мамой. Почему     мы сегодня напишем слово мама с  большой буквы? Рассмотрим фотографии людей,  животных со своими мамами. Индийская сказка  «Материнская любовь». Индейская сказка «Любовь  матери». Т.З.: рисуем букву «М» и портреты своих мам.  Учитель в это время делает коллаж их фотографий. 13. Н – небо, нежность Что такое небо и из чего оно состоит? Небо в  стихах поэтов. Образ неба в картинах художников.  Сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости  ходили». Австралийская сказка «Как появилась на  небе луна». Т.З.: каждый рисует одно из небесных светил:  солнце, луну, звезду, другую планету. Пока учитель  делает из готовых рисунков коллаж, дети рисуют  букву «Н». Кого мы называем отцом? Кто такой Отец  Небесный? Отчество, отечество. Рассказ Л.Толстого «Отец и сыновья». Т.З.: рисуем букву «О», сочиняем вместе историю  про любящего отца. Что такое природа и почему мы должны её  охранять? Сказка про царицу Природу, Анепкина А. Т.З.: рисуем букву «П», составляем вопросник про  природу (для родителей). Почему Родина, родители, родиться – одного  корня? Радость – это что? Сказка К. Чуковского  «Радость». Сказка Мери Рич «Заразная радость». Т.З.: рисуем букву «Р», придумываем радость друг  для друга. 14. О ­ отец 15. П ­ природа 16. Р – Родина,  радость 17. С – солнце, свет,  Зачем людям нужны солнце, свет, сердце? 7сердце 18. Т – труд, терпение 19. У – учитель, ум 20. Ф – флаг 21. Х – храбрость 22. Ц – ценность,  цветы 23. Ч – честность,  честь Рассматриваем солнце, свет в картинах художников. Легенда о Данко    М.Горького. Т.З.: рисуем букву «С», рисуем и вырезаем из  цветной бумаги сердечко и дарим его другу. Зачем людям нужно трудиться? «Чем пахнут  ремесла?», просмотр мультфильма по Дж. Родари.  Что такое терпение. Терпи себя! Т.З.: рисуем букву «Т»,  игра «Кто больше соберет  пословиц о труде и терпении».  Сказка В. Даля «У тебя у самого свой ум».  Обсуждение. Для чего нужен учитель? Пословицы и поговорки про ум. Т.З.: рисуем букву «У», играем в игру «Слова». Для чего государству и людям нужен флаг? Из  истории флагов России. Т.З.: рисуем букву «Ф» и флаг нашего класса,  семьи. Что такое храбрость? Хорошо ли быть храбрым? Э.  Успенский «О смелости». Рассказ «Немного о  храбрости», обсуждение. Сказка Гувеса «Цветок  храбрости». Т.З.: рисуем букву «Х», цветок храбрости. Что такое ценность? Какие ценности для нас  важны? Сказки и легенды о цветах. Т.З.: рисуем букву «Ц», игра «3 желания, которые  мы попросим у золотой рыбки». Что такое честь, честность. Нужно ли быть  честным? Пантелеев «Честное слово». Чем  отличается вранье от фантазерства? Истории про  барона Мюнхгаузена. Т.З.: рисуем букву «Ч», конкурс Барона  Мюнхгаузена. 24. Ш – школа Зачем нужна школа? Сказки о Лесной школе. Т.З.: рисуем букву «Ш», играем в Лесную школу. 825. Щ – щедрость 26. Э – эволюция,  энергия 27. Ю – юмор 28. Я – язык, ясность Что такое щедрость? Щедрость – это хорошо или не очень? Сказка про Хапугу и Жадюгу. Турецкая  сказка «Щедрый и скупой». Аварская сказка  «Щедрый и жадный». Т.З.: рисуем букву «Щ», говорим, не скупясь,  хорошие слова друг другу – игра «Волшебный  стул». Что такое эволюция? Попробуем сами дать  определение. Энергия – это что? Энергия любви. Т.З.: рисуем букву «Э», попробуем самостоятельно  под рук. учителя придумать эволюцию…игры. Чем юмор отличается от смеха? Рассказы  Драгунского, Носова. Т.З.: рисуем букву «Ю», играем в игры «Зеркало»,  «Охотники за носорогами». Для чего нужен любому народу язык? Миф о  Вавилонской башне. Язык и речь. Почему речь  человека должна быть ясной? Культура речи.  Орфографический и Толковый словари. Т.З.: рисуем букву «Я», оформляем нашу тетрадь  как книгу, то есть рисуем титульный лист. 29. Повторение Чтение новых сказок по всем темам года.  Т.З.: придумываем общую сказку «Азбука мира». Праздник Добрые игры для добрых детей. 30­ 32 Итого: 32 часа Материально­техническая база и дидактический материал 1. Класс с партами, доска 2. Компьютер, мультимедийная приставка, экран 93. Чистая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры 4. Цветная и белая бумага, ножницы, клей 5. Подборка сказок разных народов по темам программы 6. Подборка пословиц и поговорок по темам: Труд и терпение, ум,  знания 7. Подборка рассказов по темам программы 8. Набор мультфильмов по тематике программы Список литературы 1. Аксаков С.Т.  Аленький цветочек. http://modernlib.ru 2. Анепкин А. Сказка про царицу Природу. http://nsportal.ru  3. Ашиков В, Ашикова С. Программа «Азбука мира». Ж. «Дошкольное  воспитание», 2003. 4. Библейские сказания для детей. 5. Горький М. Повести и рассказы. М.: Олимп, АСТ, 2003. 6. Гувес А. Цветок храбрости. http://guves.eto­ya.com/20123.  7. Даль В. И. Сказки. http://vseskazki.su/vladimir­dal.html 8. Драгунский В. Рассказы. М.: АСТ, 2000. 9. Карело­финский эпос «Калевала». http://www.rgo­sib.ru 10. Киплинг Р. Сказки. М.: РОСМЭЕ­ПРЕСС, 2008. 11. Носов И.П.  Рассказы. М.: Дрофа­Плюс, 2007. 12. Пантелеев Л. Честное слово. Л.: Детская литература, 1983. 1013. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхгаузена. М.: Амфора, 2011. 14. Рич Мери. Заразная радость. http://www.elfikarussian.ru 15. Родари Дж. Стихи. http://www.mamadaika.ru 16. Сказки народов мира. Электронная библиотека гимназии  «УНИВЕРС», 1994. 17. Словари русского языка 18. Толстой Л. Рассказы для детей. http://svetlanal.ru  19. Чарская Л. Сказки. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. 20. Чуковский К.И. Стихи и сказки. М.: Планета детства, 1999. 21. Интернет ресурсы 11