Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
4 кл
04.06.2017
Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса
Программа кружка внеурочной деятельности «Грамотей»(далее – программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность и составлена на основе авторской программы Беркутовой Г.И. и Пантелеевой Т.И. Востребованность общества в ителлектуально-развитых людях, обладающих речевой и письменной грамотностью, как неотъемлемой части культуры духовной, определила значимость и актуальность программы «Грамотей».Новизна программы в том, что она обеспечивает формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через внеурочную деятельность. Программа курса «Грамотей» рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю по 45 минут, что составляет 35 часов в первый год обучения, 36 часов во второй, третий и четвертый годы обучения (всего 143 часа).
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА 4 года обучения (1).doc
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Ежова Н.А./ «Согласовано» Заместитель директора по  УВР МОУ «Гимназия №34» ____________/Ткаченко Л.И./ Протокол №  1 «31  » августа  2016 г. от «30»  августа  2016г. «Утверждено» Руководитель МОУ «Гимназия  №34»   _________/Бортникова  Н.Ф./   Приказ №145 от «01» сентября 2016г.  Программа внеурочной деятельности кружка «Грамотей » Камышовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов, высшей  квалификационной категории Программа рассчитана на 4­ый год обучения Возраст учащихся 10­11 лет (4 класс)                                                                                                    «30»  августа  2016 г. Рассмотрено на заседании               педагогического совета   протокол № 1 от 2016­2017 учебный год г. Саратов Пояснительная записка   Программа Программа кружка внеурочной деятельности «Грамотей»(далее – программа) составлена   в   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным стандартом   начального   общего   образования.   имеет общеинтеллектуальную   направленность   и     составлена   на   основе   авторской программы Беркутовой Г.И. и  Пантелеевой Т.И.             Востребованность общества в ителлектуально­развитых людях, обладающих речевой и письменной грамотностью, как неотъемлемой части культуры духовной, определила значимость и актуальность программы «Грамотей».                   Новизна   программы  в   том,   что   она   обеспечивает   формирование высоконравственного,   творческого,   компетентного   гражданина   России   через внеурочную деятельность.          Программа курса «Грамотей» рассчитана на проведение занятий  по  1 часу в неделю по 45 минут, что составляет 35 часов в  первый год обучения, 36 часов во второй, третий и четвертый годы обучения  (всего 143 часа). Программа направлена на развитие    детей 7­10 лет и  состоит четырех   взаимосвязанных блоков, по годам обучения:  1 –й год обучения  ­  «Путешествия по Стране Слов» ( 35 часов)  2­й год обучения   ­ «Секреты орфографии» (36 часов)  3­­й год обучения ­  «Занимательное словообразование» (36 часов)  4­й год обучения ­ «Занимательная лингвистика» (36 часов) Всего: 143 часа Цель и задачи программы. Цель:   языку;  развитие   речевой   культуры,   грамотности,   привитие   интереса   к   родному  расширение, углубление   и закрепление   у младших школьников знаний по русскому   языку;     показать   учащимся,   что   грамматика   не   свод   скучных   и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие:  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;  приобретение и расширение  знаний, умений, навыков по грамматике  русского языка;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над  познанием родного языка;  развитие мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  углубление   и   расширение   знаний   и   представлений   о   литературном языке. Воспитывающие:   воспитание культуры обращения с книгой;  воспитание культуры общения  с людьми в повседневной жизни;    формирование   и   развитие   у   учащихся   разносторонних   интересов, культуры мышления. Развивающие:   развивать  смекалку и сообразительность;  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;  учить   организации   личной   и   коллективной   деятельности   в   работе   с книгой. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты   эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;  сочувствовать другим людям, сопереживать;   чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к совершенствованию собственной речи;   любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;   интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в  чтении;   интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;   интерес к изучению языка;   осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.   Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;     работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою   деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности своей работы и работы других в соответствии с этими  критериями.  Познавательные УУД:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять план, таблицу, схему);   пользоваться словарями, справочниками;   осуществлять анализ и синтез;   устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:  адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами  речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;   задавать вопросы.  В результате освоения программного материала учащиеся Будут знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,  местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова. Научатся: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки  – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,  непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.                                                                                                         Формы проведения занятий  практические   занятия,   работа   с     использованием   игровых   элементов, дидактических   и   раздаточных   материалов,   пословиц   и   поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.  разнообразная   работа   с   текстами,   в     том   числе   с     использованием элементов театрализации;  самостоятельная   работа   (индивидуальная   и   групповая)   по   работе   с разнообразными словарями; Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:  игровая.  теоретическая;  практическая; Основные методы и технологии используемые на занятиях:   развивающее обучение;  технология  обучения в сотрудничестве;  коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника. Содержание программы первого года обучения Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)                                                      Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория   ням­ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам ­ расскажи нам». Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)                                                               Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».  Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Тема3­4 . К тайнам волшебных слов.  (2ч.)                                                                     Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и  рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную  силу». Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)                                                                   Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на  внимание и чистописание. Парад Добрых слов. Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)                                                Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве  русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование  слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.)                                                                        Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся  слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.  Тема 8­9. В гости к Алфавиту.  (2ч)                                                                                 Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры  «Волшебный колодец», «Помоги Р». Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)                                                                            Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка  «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные  буквы». Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)                                                                                       Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание  картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)                                                                     Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились  писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» Тема13. В глубь веков на Машине времени.   (1ч.)                                                           Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита.  Разгадывание ребусов. Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)                                                                              Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению  ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.)                                                                                      Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание  головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)                                                      Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через  ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)                                                               Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры  «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка  «Перекрёсток». Тема 18­19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)                                                                       Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению.  Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)                              Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование  рассказов. Головоломка. Тема 21­22. На карнавале слов(2ч.).                                                                                  Рассказ учителя о словах­двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и  работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)                                                                            Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры.  Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.  Тема 24. Конкурс знатоков. (1ч.)                                                                                      Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай  толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. Тема 25­26. Новое представление. (2ч.)                                                                          Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».  Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя).  Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». Тема 27. Необычный урок.(1ч.)                                                                                    Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай ­ ка!» со словами – антонимами. Тема 28­29. Следопыты развлекают детей. (1ч.)                                                          «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения  с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. Тема 30. В Клубе весёлых человечков(1ч.).                                                                      Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.  Тема 31­32. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (2ч.)                 Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор  родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со  словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра  «Домино». Тема 33. Экскурсия в прошлое. (1ч.)                                                                                 Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних  слов. Тема 34. Полёт в будущее.   (1ч.)                                                                                      Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай­ка». Узелки на память. Головоломка  «Вгостилёт».    Тема 35. Итоговое занятие. (1ч.)                                                                                 Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами,  омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.   Содержание программы второго года обучения  Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)  Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)  Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было  написано первое письмо». Иероглифы ­  «священные знаки. Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.) Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или  глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». Тема 4 ­5. Меня зовут Фонема.(2 ч.) Звуки­смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и  Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Тема 6 ­ 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)  Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра  «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходер «Моя  Вообразилия».  Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква.  Буква ­ подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.   Тема 9. «Ошибкоопасные» места. (1 ч.) «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки  Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость.  Тренировочные упражнения. Тема 10. Тайны фонемы.(1 ч.) Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки ­ «запоминалки».  Тема 11 – 12. Опасные согласные. (2 ч.) Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции.  Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения  «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». Тема 13. На сцене гласные.(1 ч.) Добрый «волшебник» ­ ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!  Тема 14. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.) Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Тема 15­16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(2ч.) Игры со словами с сочетаниями жи­щи, чу­щу, ча­ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.  Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.) Песенки ­ «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра  «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.  Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.) Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции.  Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели  домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт».  Краткий пересказ. Тема 21. Строительная работа морфем.(1ч.) «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй  слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.  Тема 22 ­ 23. Где же хранятся слова?(2ч.) Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со  словарями.  Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.(3ч.) Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С.  Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма.  Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители»  правил. Коварная приставка с­. Самые трудные (пре­ и при­). Песенка –  «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.  Тема 27­28. Слова – «родственники».(2ч.) Правильные корни и корни­уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий  лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.  Тема 29 – 31. Кто командует корнями?(3ч.) Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра  «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с  девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует  ударение. Командует смысл. Тема 32 – 33. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.) Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч».  Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ  текста. Тренировочные упражнения.  Тема 34­35. «Пересаженные» корни.(2ч.) Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём.  Тренировочные упражнения.  Тема 36. Итоговое занятие. (1ч.) Путешествие в страну «Секреты орфографии».   Содержание программы третьего года обучения     Игра   «Найди   заблудившуюся   букву». Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . Тема 2­3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова­ братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» Тема 4­5. Чудесные превращения слов.(2 ч.) Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.   Игра   «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка. Тема 6­7.  В гостях у слов родственников. (2ч.) Знакомство   с  разными  группами  родственных  слов  .Подбор  родственных  слов  с заданным   корнем.   Закрепление   знаний   отличительных   признаках   слов   – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов­ родственников. Тема 8­9.   Добрые слова (2ч.) Беседа   о   богатстве   лексики   русского   языка   «добрыми   словами».Работа   со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.) Знакомство со словами­ историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Тема 11­12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.) Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай­ка». Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.) Знакомство   с   заимствованными   словами   .     Рассказ   «Откуда     пришли   слова­ пришельцы».   Работа   над   стихотворением   С.   Я.   Маршака.   Признаки   слов   – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».  Тема 14­15.  Синонимы в русском языке (2ч.) где     произведениями,   Знакомство со словами­ синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова­ синонимы».Нахождение  слов­синонимов в тексте. Тема 16. Слова­  антонимы  (1ч.) Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.   Выделение   антонимов   из   рассказа   Л.   Н.   Толстого   «Лебеди».   Работа   над стихотворением   В.   Орлова   «Спор».   Игра   «Подбери   нужные   слова».   Работа   над подбором слов­ антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке. Тема17.  Слова­ омонимы (1ч.) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.) Беседа о значении   «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений»   в   названиях     текста.     Работа   с   выражениями   ,употребляемыми   в переносном   значении   и   их   смысла.   Работа   со   стихотворениями   Н.   Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Тема 19­20.  В королевстве ошибок. (2ч.) Игра   «Исправь   ошибки».   Работа   с     допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Тема 21­22.  В стране Сочинителей.(2ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Тема 23­24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)  Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.  Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.) Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры,   направленные   на   развитие   познавательного   интереса     к   русскому   языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Тема 26­27.  Трудные слова. (2ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений   для   запоминания   правописания   слов.   Работа   над   текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Тема 28­29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.) Знакомство   с   историей   изобретения   анаграмм   и   метаграмм   ,   с   авторами, использовавшими   в   своем   творчестве   анаграммы   и   метаграммы   .   Ввод   понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан­ налим, актер­ терка ). Тема 30­31. Шарады и логогрифы (2ч.) Знакомство с происхождением   шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов­ ответов. Тема32­33.  Откуда пришли наши имена.(2ч.) Знакомство   с   происхождением   имен.   Творческая   работа   «Нарисуй   свое   имя». Дидактическая игра «Составь имя». Тема 34­35. Занимательное словообразование (1ч.) Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Тема 36.  КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.       Содержание программы четвертого  года обучения Фонетика и орфоэпия (7 часов) Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.) Знакомство   с   нормами   литературного   произношения.   Углубление   и   расширение знаний   и   представлений   о   литературном   языке.   Знакомство   с   понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.) Знакомство с   понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма,   с   этапом   развития   письменности   –   фонографией.   Расширение   знаний   о буквах и звуках. Тема  3. Звуки не буквы! (1ч.) Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.  Тема  4. Звучащая строка. (1ч.) Знакомство   с   фонетическими   явлениями   «звукозапись»,   «звукоподражание». Знакомство   с   терминами   «ономатопеи»,   «аллитерация»,   «ассонанс».   Развитие фонематического слуха. Тема  5. Банты и шарфы. (1ч.) Знакомство   с   наукой   орфоэпия,   с   нормами   произношения.   Знакомство   с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. Тема  6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с   героями   и   содержанием     комедии   Бернарда   Шоу   «Пигмалион».   Правильная постановка ударений в словах. Тема  7.  Кис­ кис! Мяу!, или Кое­ что о звукоподражаниях. (1ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с   образованием   звукоподражаний.   Сравнение   звукоподражаний   разных     языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Лексикология (27 часов) Тема  8. Имена вещей. (1ч.) Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся. Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается   понятие   о   лексическом   значении   слов.   Знакомство   с   лингвистическими словарями   русского   языка,   с   особенностями   словарной   статьи.   Сравнение   роли энциклопедических   и   лингвистических   словарей.   Обучение   умению   пользоваться различными словарями. Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Знакомство   с   многозначными   словами,   словами­   омонимами.   Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов­ омонимов». Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.) Продолжение   знакомства   с   лексическим   значением   слов.   Работа   с   различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке. Тема 12. Многозначность слова. (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов». Тема 13. «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) Рассматривается   понятие   «этимология», этимологического   словаря. историческими  словарями. Определение первоисточников слова,. Тема 14. Об одном и том же разными словами. (1ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами­ синонимами и правильным употреблением  их в речи. Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)   строение   словарной   статьи   Работа   с   различными   этимологическими   и Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Тема 16 ­ 17. Фразеологические обороты. (2ч.) Изучение   особенностей   фразеологических   сочетаний.   Вводится   понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в   речи.   Нахождение   фразеологизмов     в   отрывке   из   повести   А.   Рыбакова «Приключение Кроша». Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.) Рассматриваются   особенности   строения   словарной   статьи   словаря   иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов. Тема 19 ­20. «Он весь свободы торжество». (2ч.) Исследуются     языковые   особенности   произведений   А.   С.   Пушкина.   Вводится понятие   «литературный   язык»   и   «живая   народная   речь».   Нахождение   строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина. Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)  Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых   выражений   в   произведениях   А.   С.   Пушкина.Работа   по   обогащению словарного запаса учащихся.  Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся   понятия   «индивидуально­   авторские   неологизмы»   и   «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально­ авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.) Изучение   особенностей   устаревших   слов­   архаизмов.   Знакомство   со   словами­ новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Тема 24­25. Словарь языка Пушкина. (2ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со словарем. Тема 26. Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен,   с   первыми   русскими   именами,   на   примере   произведений   А.   С.   Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Тема 27­28.  Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (2ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их   образования.   Беседа   о   правильном   употреблении   паронимов   в   устной   и письменной речи . Тема29­30.  Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (2ч.) Знакомство   с   явлением   межъязыковой   паронимов и способы их образования. Тема 31­32. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)   паронимии.   Рассматриваются   виды Знакомство   со   словарной   статьей     «Словаря     паронимов»,   с   видами   словарей паронимов.   Способы   образования   паронимов.   Работа   над   умением   правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Тема 33­34.  Словарь­ грамотей. (2ч.) Знакомство   со   словарной   статьей   орфографического   словаря.Беседа   о   значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Тема 35­36.  КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.       Тематическое планирование первого года обучения («Путешествия по Стране Слов») № 1 2 3­4 5 6 Тема занятия Содержание занятия  Кол­во часов В мире безмолвия и  неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. Сказка  «Мир без слов». Звукоподражание и  «теория  ням­ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам ­ расскажи нам». В страну слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья», «Эстафета».  Разгадывание загадок. Сценка «Кто  лишний». Головоломка «Ягоды».  Рассказ «Снежные слова».                   К тайнам волшебных  слов. Выбор друзей в  Стране Слов Сказка «Волшебные слова».  Разгадывание загадок,  прослушивание стихов и рассказов о  волшебных словах. Сценки «Когда  слова теряют свою волшебную силу». Сказка «Игры гномов». Игры  «Доброе – злое», «Только хорошее».  Конкурс на внимание и  чистописание. Парад Добрых слов. К несметным  сокровищам Страны  Слов. Головоломка «Сколько  родственников». Беседа о духовном  богатстве и богатстве русского  языка. Знакомство с толковым  1 1 2 1 1 словарём. Конкурс на лучшее  толкование слов.  Игры «Назови по  родству», «Кто больше?», «Цепочка  слов». Сказка  А. Шибаева «Буква  заблудилась». Игры «Весёлые  буквы», «Спрятавшееся слово».  Инсценирование стихотворения  А.Шибаева.  Чтение отрывка из книги С.Маршака  «Весёлое путешествие от А до Я».  Знакомство с орфографическим  словарём. Пирамида «Всё на А».  Сказка «Кутерьма». Игры  «Волшебный колодец», «Помоги Р». Разгадывание загадок.  Тренировочные упражнения в  произнесении звуков. Сказка  «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги  «Трудные буквы». Сказка «Слова, которые могут  рисовать». Тайна госпожи Радуги.  Рассматривание картины И.  Левитана «Золотая осень». Игра  «Исправь ошибку художника». Рассказ учителя о тайнах  рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать.  Головоломка «Заколдованные слова» 1 2 1 1 1 1 В  глубь веков на  Рассказ учителя о том, как на свет  7 Чудесные  превращения слов. 8­9  В гости к Алфавиту. К тайнам звуков и  букв. Встреча с Радугой. В Страну Говорящих  Скал. 10 11 12 13 14 15 16 17 18­19 20 Машине времени. В Королевстве  ошибок. В Страну Слогов. появились первые родственники  алфавита. Разгадывание ребусов. Сочинение сказки. Прослушивание  стихов и рассказов и работа по  исправлению ошибок. Игра  «Волшебная яблоня». Разыгрывание  ситуаций. Игра на внимание «Исправь  ошибки». Хоровое декларирование.  Разгадывание головоломки. Игра с  мячом «Продолжи слово». Неожиданная  остановка в пути. Проговаривание слов по слогам.  Игры «Найди другое слово»,  «Пройди через ворота», «Найди  пару». Рассказ учителя о речи. В удивительном  городе Неслове. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры  «Преврати буквы в слова», «Угадай  слово». Разгадывание загадок.  Головоломка «Перекрёсток». Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их  значению. Разыгрывание сценок.  Головоломка. Слова – синонимы. К словам  разнообразным,  одинаковым, но  разным. Слова – омонимы. Разгадывание  загадок, шарад, ребусов.  Инсценирование рассказов.  Головоломка. 21­22 На карнавале слов. Рассказ учителя о словах­двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание  1 1 1 1 2 1 2 23 24 25­26 В Театре близнецов. Конкурс знатоков стихов и работа по их содержанию.  Игры со словами – двойниками. Головоломка «Начни и закончи К».  Работа со словарём.  Шутки –  каламбуры. Сценки «Есть», «Чей  нос». Конкурс загадок.  Правила «Узелки на память».  Кроссворд «Конкурс знающих».  Головоломка «дай толкование  каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. Новое представление. Инсценировка отрывка из сказки  Н.Носова «Приключения Незнайки и  его друзей». Весёлый аттракцион  «доскажи словечко». Слова –  синонимы (рассказ учителя). Сценка  «Твёрдый знак». Игра «Найди  друзей». 27 Необычный урок. 28­29 В мире безмолвия и  неведомых звуков. Головоломка «Все слова на А».  Слова – антонимы (рассказ учителя).  Игра «Угадай ­ ка!» со словами –  антонимами. «Узелки на память» (повторение  правил). Загадки, игры, пословицы,  стихотворения с антонимами.  Прослушивание сказок, рассказов. 30 В страну слов. Первые  встречи. Головоломка «Начинай на А».  Подбор синонимов и антонимов.  1 1 2 1 2 1 31­32 К тайнам волшебных  слов. Игра в омонимы.  Рассказ учителя о родственных  словах. Игра «Замечательный сад».  Подбор родственных слов. Сказка  «Вот так родственники!». Работа со  словообразовательным словарём.  Разгадывание ребусов. Тавтология.  Игра «Домино». 33 34 35 Выбор друзей в Стране Слов Устаревшие слова – архаизмы и  историзмы (рассказ учителя). В  «музее» древних слов. К несметным  сокровищам Страны  Слов. Рассказ учителя о неологизмах. Игра  «Угадай­ка». Узелки на память.  Головоломка «Вгостилёт».    Чудесные  превращения слов. Разгадывание ребусов, загадок,  шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами.  Инсценирование рассказов,  рассказов. 2 1 1 1                                                                                                                Итого 35 часов Тематическое планирование   второго года обучения («Секреты орфографии»)   № Тема занятия Содержание занятия Кол­во 1 2 3 Как   обходились   без письма? Древние письмена. Как возникла наша  письменность?  4­5 Меня зовут Фонема. 6­8 Для всех ли фонем  есть буквы?  9 «Ошибкоопасные» места 10 Тайны фонемы Рассказ учителя «А начинали всё  медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга».  Сигналы – символы. Легенда о Тесее.  Заучивание песенок – «напоминалок». Рисуночное письмо. Игра «Угадай  символ». Сказка Р.Киплинга «Как  было написано первое письмо».  Иероглифы ­  «священные знаки. Застывшие звуки. Финикийский  алфавит. Греческий алфавит.   Кириллица или глаголица?  Творческое задание «Придумай свой  алфавит». Звуки­смыслоразличители. Игра  «Наперегонки». Стихотворение  Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы  гласные и согласные. Игры с  фонемами. Разыгрывание  стихотворения Н.Матвеева  «Путаница». Рассказ учителя «Как рождаются  звуки». Звонкие и глухие  «двойняшки». Игра «Строим дом». О  воображении. Стихотворение Б.  Заходер «Моя  Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и  мягкие фонемы. Таинственная буква.  Буква ­ подсказчица. Буква –  помощница. Буквы – актёры.   «Зеркальные и незеркальные слова».  Кому нужна зоркость? Отрывок из  сказки Антуана де Сент­Экзюпери  «Маленький принц».  Орфографическая зоркость.  Тренировочные упражнения. Чередование фонем. Ключ к тайнам  часов 1 1 1 2 3 1 1 11­12 Опасные согласные 13 14 15­16 17­18 На сцене гласные «Фонемы повелевают буквами» Ваши   знакомые. старые Правила о  непроизносимых  согласных 19­20 Волшебное средство  – «самоинструкция» 21 Строительная работа морфем фонемы. Заучивание песенки ­  «запоминалки».  Звуки – «волшебники» сонорные  звуки. Согласные в слабой и сильной  позиции. Сомнительный согласный.  Игра «Опасные соседи».  Тренировочные упражнения «Кто  последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». Добрый «волшебник» ­ ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без  хлопот!  Фонемное правило. Добро  пожаловать, Ь! Въезд воспрещён, но  … не всегда! Игры со словами.  Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Игры со словами с сочетаниями жи­ щи, чу­щу, ча­ща, чк, чн, щн, нщ.  Тренировочные упражнения.  Песенки ­ «напоминайки».  Тренировочные упражнения.  Нефонемное правило. Игра «Вставь  слова». Разбор стихотворения «Про  солнце» С.Маршака.  Знакомство с термином  «самоинструкция». Правила  составления самоинструкции. Работа  по составлению самоинструкции.  Работа по самоинструкции. Игра  «Засели домик». Тренировочные  упражнения. Игра «Найди  подходящий транспорт». Краткий  пересказ. «Строительные блоки» для морфем.  Приставкины «смыслиночки». Игра  «Образуй слова». «Смыслиночки»  суффиксов. «Смыслиночки»  окончания.  22­23 Где   же   хранятся Копилки слов. Как найти слово в  2 2 1 2 2 2 1 2 слова? 24­26 Поговорим   о   всех приставках сразу 27­28 Слова «родственники»   – 29­31   Кто корнями? командует 32­33 «Не лезьте за словом  в карман!» 34­35 «Пересаженные» корни 36 Итоговое занятие словаре? Лингвистика – наука о  языке. Работа со словарями.  Игры с приставками. Много ли на  свете приставок. Работа со  стихотворением С. Есенина. Правила  написания приставок. Секрет  безошибочного письма.  Тренировочные упражнения. Опасные  согласные в приставках.  «Нарушители» Правильные корни и корни­уродцы.  Секреты родственных слов. Игра  «Третий лишний». Игра «Кто  больше?». Работа с текстом.  Тренировочные упражнения.  Чередование гласных в корне.  Полногласные и неполногласные  сочетания. Игра «Узнай их в лицо».  Тренировочные упражнения. Работа с  текстами. Орфограмма с девчачьим  именем. Командуют гласные.  Командуют согласные. Командует  ударение. Командует смысл. Корень и главное правило. Изменяем  форму слова. Игра «Словесный мяч».  Непроверяемые гласные.  Проверочные слова. Игра – собирание  слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.  Старые знакомцы. Откуда пришли  знакомые слова. Работа со словарём.  Тренировочные упражнения.  Путешествие в страну «Секреты  орфографии». 3 2 3 2 1 1                                                                                         Итого 36 часов Тематическое планирование третьего года обучения  («Занимательное словообразование») Тема занятия Содержание № 1 Сказочное царство  слов.    Беседа о красоте и богатстве  народной речи. На примерах  произведений устного народного  творчества показывается богатство  русского языка, народная фантазия,  мудрость народа. Конкурс на знание  пословиц и поговорок . Знакомство с тематическими  группами слов. Игра «Слова­ братья». Составление тематического словаря о  грибах. Игра «Эстафета».  Разгадывание загадок. Работа с  рассказом Н.Надеждиной « Снежные  слова».Игра « Найди лишнее слово» Дается представление о превращении  слов, умение находить «сбежавшие»  из слов буквы. Игра «Найди  заблудившуюся букву». Игра  «Грустные превращения».Шарады.  Рассказ –загадка. Знакомство с разными группами  родственных слов .Подбор  родственных слов с заданным корнем.  Закрепление знаний отличительных  признаках слов – родственников.  Работа над стихотворением «О  странном саде с необыкновенным  урожаем» Е. Измайлов. Выбор из  стихотворений слов­ родственников. Беседа о богатстве лексики русского  языка «добрыми словами».Работа со  стихотворением В. Коркина «Доброе  утро». Игра «Умеете ли вы  здороваться?». Работа с текстами на  данную тему Знакомство со словами­ историзмами  и архаизмами. Выбор из текста  древних слов. Творческая работа.  Объяснение устаревших слов. Рассказ учителя «Откуда приходят  новые слова?» Неологизмы в русском  языке. Нахождение неологизмов в  Кол­во часов 1 2 2 2 2 1 2 2­3  Путешествие в  страну Слов. 4­5 6­7 Чудесные  превращения слов. В гостях у слов­  родственников. 8­9 Добрые слова. 10 Экскурсия в  прошлое.  Устаревшие слова. 11­12 Новые слова в  русском языке. 13 Встреча с  зарубежными  друзьями. 14­15 Синонимы в русском языке. 16 Слова­ антонимы. 17 18 Слова­ омонимы. Крылатые слова. 19­20 В королевстве  ошибок. 21­22 В стране  Сочинителей. текстах . Игра «Угадай­ка». контроль и самоконтроль процесса. Знакомство с заимствованными  словами.  Рассказ «Откуда  пришли  слова­ пришельцы». Работа над  стихотворением С. Я. Маршака.  Признаки слов – пришельцев. Игра  «Шесть и шесть».  Знакомство со словами­ синонимами.  Работа над стихотворением А. Барто  «Игра в слова». Беседа «Что  обозначают слова­  синонимы».Нахождение  слов­ синонимов в тексте Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в  русском языке. Выделение антонимов  из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».  Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные  слова». Работа над подборомслов­  антонимов. Рассказ учителя о  роли  антонимов в русском языке. Омонимы в русском языке и их роль.  Работа над рассказом И. Туричина  «Есть». Игра «Докажите…». Чтение  рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Беседа о значении  «крылатых  выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях   текста.  Работа с выражениями  ,употребляемыми в переносном  значении и их смысла. Работа со  стихотворениями Н. Силкова  «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни  пуха ни пера». Игра «Исправь ошибки». Работа с   произведениями,  где  допущены  орфографические ошибки. Игра «  Произноси правильно». Инсценировка  П. Реброва «Кто прав?». Беседа о рифмах .Работа с загадками.  Сочинение собственных загадок по  заданным рифмам. Конкурс загадок в  рисунках. Сочинение сказок о дружбе, 1 2 1 1 1 2 2 23­24 Искусство  красноречия. 25 Праздник творчества и игры. 26­27 Трудные слова. 28­29 Анаграммы и   метаграммы. 30­31 Шарады и  логогрифы. 32­33 Откуда пришли наши имена. 34­35 36 Занимательное  словобразование. КВН по русскому  языку. о добре и зле . Знакомство с понятием  «красноречие». Чтение образцовых  текстов и их анализ. Пересказы.  Собственные упражнения в создании  разных речей.  Творческие задания для  формирования  орфографической  зоркости. Дидактические игры,  направленные на развитие  познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра  «Умники и умницы». Знакомство с этимологией трудных  слов, с точным значением слов.  Выполнение упражнений для  запоминания правописания слов.  Работа над текстами художественной  литературы и произведений устного  народного творчества. Работа с распознаванием «опасных  мест» в словах. Выборочный диктант.  Сказка о словарных словах.  Разгадывание кроссворда и  иллюстрирование словарных слов. Знакомство с историей изобретения  анаграмм и метаграмм , с авторами,  использовавшими в своем творчестве  анаграммы и метаграммы . Ввод  понятий«анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан­ налим,  актер­ терка ). Знакомство с происхождением  шарад  и логогрифов. Составление и  разгадывание шарад и логогрифов.  Иллюстрирование  слов­ ответов.  Знакомство с происхождением имен.  Творческая работа «Нарисуй свое  имя». Дидактическая игра «Составь  имя». Игры на превращения слов: «Буква  заблудилась», «Замена буквы»,  «Какое слово задумано?». Шарады. Командное соревнование на проверку  знаний по русскому языку.       2 1 2 2 2 1 1 1 Итого 36 часов Тематическое планирование   четвертого года обучения («Занимательная лингвистика»)   № 1 2 3 4 Тема занятия Содержание   Что такое  орфоэпия? Знакомство с нормами литературного  произношения. Углубление и  расширение знаний и представлений о  литературном языке. Знакомство с  понятиями «орфоэпия»,  «орфография». Обучение  правильному произношению слов,  соблюдая орфоэпические нормы. Что такое  фонография или  звукозапись?  Звуки ­  не буквы!  Звучащая строка.   с   понятиями Знакомство     и «фонография» «звукозапись».Знакомство с историей письма,   с   этапом   развития письменности   –   фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,   правилами чтения и записи  транскрипции. Рассказ учителя об  отличии « буквы»  от «звука».  Составление транскрипций.  с     фонетическими Знакомство   явлениями «звукозапись», «звукоподражание».   Знакомство   с терминами «ономатопеи», «аллитерация»,   «ассонанс».   Развитие фонематического слуха.   Кол­во часов 1 1 1 1 Банты и шарфы.  5 6 7 8 9  «Пигмалион» учит  орфоэпии. Кис­ кис! Мяу!, или  кое­ что о  звукоподражаниях.  Имена вещей. О словарях  энциклопедических и лингвистических. 10  В царстве смыслов  много дорог. Знакомство с наукой орфоэпия, с  нормами произношения. Знакомство с  произношением слов банты  и шарфы.  Разыгрывание ситуаций с этими  словами. Продолжить знакомство с наукой  орфоэпия, с нормами произношения.  Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в  словах. Знакомство с ономатопоэтическими  словами или звукоподражаниями.  Познакомить с образованием  звукоподражаний. Сравнение  звукоподражаний разных  языков.  Развитие культуры речи. Выполнение  заданий по теме «Орфоэпия и  фонетика». Знакомство с   термином  « лексика», и лексическим значением  слов. Знакомство с толковыми  словарями русского языка.  Обогащение  словарного запаса   учащихся. Дать представление  о лексическом  значении слов. Знакомство с  лингвистическими словарями  русского языка, с особенностями  словарной статьи. Сравнение роли  энциклопедических и  лингвистических словарей. Обучение  умению пользоваться различными  словарями. Знакомство с  многозначными  словами, словами­ омонимами.  Рассматриваются способы и причины  образования нескольких значений  у  слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и  слов­  омонимов». 1 1 2 1 1 1 11 12 13 14 15 Как и почему  появляются новые  слова? Многозначность  слова. «Откуда катится  каракатица?» О  словарях, которые  рассказывают об  истории слов. Об одном и том же   разными словами. Как возникают  названия. 16­17 Фразеологические  обороты 18 Словари «чужих»  слов. 19­20 «Он весь свободы  торжество». Продолжение знакомства с  лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с  историей появления новых слов в  русском языке Рассказ о свойстве  «многозначность слова», о строении  словарной статьи толкового словаря.  Выделение отличительных признаков  многозначности и омонимии. Работа с  толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».  Рассматривается понятие  «этимология», строение словарной  статьи  этимологического словаря.  Работа с различными  этимологическими и историческими   словарями. Определение  первоисточников  слова. Изучается особенность  синонимического ряда слов. Работ со словами-синонимами и правильным  употреблением их в речи. Развитие речевых умений. Беседа о  главных функциях языка. Вводится  понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими  словарями. Изучение особенностей  фразеологических сочетаний.  Вводится понятие «фразеологические  обороты». Беседа о правильном  употреблении фразеологизмов   в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести  А. Рыбакова «Приключение Кроша». Рассматриваются особенности  строения словарной статьи словаря  иностранных слов. Вводится понятие  «устойчивые обороты». Работа со  словарем иностранных слов и   определением значения этих слов. Исследуются  языковые особенности  произведений А. С. Пушкина.  1 1 1 1 1 2 1 2 21 22   Мы говорим его  стихами. Слова, придуманные  писателями. 23 Слова­ уходящие и  слова – новички. 24­25 Словарь языка  Пушкина. Смуглая Чернавка. 26 27­28 Паронимы, или  «ошибкоопасные  слова». Вводится понятие «литературный  язык» и «живая народная речь».  Нахождение строк народной речи  в  произведениях А. С. Пушкина. Вводятся понятия «крылатые  выражения» и «афоризмы.   Нахождение афоризмов и крылатых  выражений в произведениях А. С.  Пушкина.Работа по обогащению  словарного запаса учащихся.  Продолжается работа над языковыми  особенностями произведений А. С.  Пушкина. Вводятся понятия  «индивидуально­ авторские  неологизмы» и «окказиональные  неологизмы».  Нахождение  индивидуально­ авторских  неологизмов в произведениях А. С.  Пушкина. Изучение особенностей устаревших  слов­ архаизмов. Знакомство со  словами­ новичками.  Работа над  пониманием и умение правильно   употреблять архаизмы в речи.  Рассматриваются виды неологизмов и  виды архаизмов. Рассматривается особенность  построения «Словаря языка  Пушкина». Знакомство с созданием  «Словаря языка Пушкина».Беседа о  значении этого  словаря. Работа со   словарем. Рассматривается особенность  древнерусских имен. Знакомство с  историей русских имен, с первыми  русскими именами, на примере  произведений А. С. Пушкина.  Показать значение древнерусских  имен. Знакомство с понятием «паронимы».  Рассматриваются виды паронимов и  способы их образования. Беседа о  правильном употреблении паронимов  в устной и письменной речи. 1 1 1 2 1 2 29­30 31­32 Ошибка Колумба.  «Ложные друзья  переводчика». Какой словарь  поможет избежать  ошибок? Словарь­ грамотей. 33­34 35­36  КВН по русскому  языку. Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды  паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей   «Словарь  паронимов» , с видами  словарей паронимов. Способы  образования паронимов. Работа над  умением правильно употреблять  паронимы в устной и письменной  речи. Знакомство со словарной статьей  орфографического словаря. Беседа о  значении орфографического словаря.  Работа с орфографическим словарем. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами,  антонимами, омонимами.  2 2 2 2                                                                                                 Итого 36 часов  Методическое и материально­техническое обеспечение программы Литература и дидактические материалы для учащихся: ­справочники,         ­словари ­тексты для развитии речи Методическая литература для учителя:         ­ энциклопедии  ­карточки с играми и заданиями   Материально­технические средства: ­ компьютер ­мультипроектор ­электронные методические пособия         ­ Интернет ресурсы:  http://www.edu.ru  http://www.  http://www.nachalka.ru  encyclopedia.ru   Список литературы 1.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 4.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 5.Коваленко Л.Н. Русский язык с увлечением. 3 класс.М.:Планета, 2013. 6.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов­на­Дону кн. изд­во, 1991 г. 7.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 8.Превращения   слов.   Учебное   пособие.   Сост.   Полякова   А.   В.   Москва “Просвещение”, 1991 г. 9.Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку. М.:Просвещение1991 г.

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017