Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.04.2018
Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования, и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к событиям, к людям и учится анализу, оценке событий. Информационная карта программы: Тип программы: модифицированная Образовательная среда: окружающий мир Направленность деятельности: патриотическая, экологическая Способ освоения содержания образования: творческая, туристическая деятельность Уровень освоения содержания образования: общекультурный Уровень реализации программы: начальное образование Форма реализации программы: групповая, индивидуальная Продолжительность реализации программы: 4 годаЦели и задачи программы. Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на самосознании школьника, понимании духовных ценностей и расширении собственного культурного уровня. Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач: • Образовательные: -структура программы позволяет познакомить ребят с историей возникновения и развития малой Родины; -учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом. • Развивающие: -развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; -развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки. • Воспитательные: -совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий; -развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы; воспитывать у детей желание к совместной деятельности; -воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
Краеведение.doc
Информационная карта программы: Тип программы: модифицированная Образовательная среда: окружающий мир Направленность деятельности: патриотическая, экологическая Способ   освоения   содержания   образования: деятельность  творческая,   туристическая Уровень освоения содержания образования: общекультурный Уровень реализации программы: начальное образование Форма реализации программы: групповая, индивидуальная Продолжительность реализации программы: 4 года Содержание 1.Пояснительная записка 2.Планируемые результаты 3.Тематическое планирование 5.Приложения 1.Пояснительная записка « Если  ты  планируешь  будущее  всего  на  один  год,  то  сей  зерно. Если  ты   рассчитываешь  на десять   лет, сажай   дерево. Если  ты  рассчитываешь  на  сто  лет,   обучай  народ.» (Китайская  мудрость) Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование   подрастающего   поколения.   Накопленные   знания   по   истории   и культуре   края,   научные   исследования,   и   поисковую   работу   краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.  Начальная   школа   –   начальный   этап   становления   человеческой личности.   В   этот   период   закладываются   основы   личностной   культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться  к  событиям, к  людям  и учится  анализу,  оценке  событий. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Программа   «Краеведение»   реализуется   в   рамках   духовно­нравственного направления внеурочной деятельности и является одним из воспитательных средств   реализации   программы   деятельности   классного   руководителя «Люблю тебя, мой край родной!» Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   гражданина   России является   ключевым   фактором   развития   страны,   обеспечения   духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.  Невозможно воспитать духовно­нравственного  человека   без     знания своих     исторических   корней, законов истории   и    природы,  сформировавших нашу  Землю. Работая   с  малышами,  которые  пришли   из   детского   сада,  всё   больше убеждаюсь в том, что дети хотят больше знать о своем городе, районе. К сожалению, замечаю, что многие ребята не владеют элементарными знаниями о   родном   городе.   Так   возникла   идея   создание   самостоятельного   курса краеведения,   целью   которого   стало   бы   расширение   и   углубление   знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Только так,  на   мой   взгляд,   можно   дать   целостное   представление   об   окружающем мире,   воспитать   чувство   национальной   гордости   и   любви   к   своей   малой родине. Не дублируя уроки окружающего мира, литературного чтения, опираясь на   знания   детей   в   этих   областях,   необходимо   дополнить   и   углубить   их представления   о   действительности,   с   которой   они   непосредственно соприкасаются,   сосредоточить   внимание   детей   на   понимание   взаимосвязи природы   и   человека,   истории   и   культуры,   единства   материального   и духовного мира. Содержание   программы   отражает   системно­комплексный   подход   к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих   ее   процессов   и   явлений.   Такой   подход   позволяет рассматривать   природные,   экономические,   социальные   и   культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона в их равноправном   взаимодействии.   Это   наиболее   эффективный   путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно   обоснованных   экологических   и   социокультурных   взглядов, ценностного   отношения   учащихся   к   родному   краю   не   только   на эмоциональном, но и рациональном уровне. Основная   идея   программы   состоит   в   том,   что   внеурочная деятельность   нацелена   на   обеспечение   принятия   исторических   законов существования   человечества.   Осознанное   выполнение   правил   поведения   в детском   и  взрослом   обществе;   воспитание   чувства   патриотизма,    чувства сопричастности   к   жизни,   ответственности   за   местное   наследие,   которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной –  наш город, наш регион. Новизна программы   состоит   в   том,   что   содержание   рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и   вероятному   анализу   ситуации,   альтернативному   мышлению   в   выборе способов   решения   различных   проблем.   К   восприятию нового, удовлетворению   от   созданию   своего краеведческого   материала. Поиск  своего  места  в  социокультурной среде.    работы   по   проделанной Актуальность программы.              В   настоящее   время   остро   ощущается   необходимость   возрождения духовности,   изучения   культуры   своего   народа,   изучения   прошлого   и настоящего   своей   “малой   родины”,   восстановление   духовности   для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную   роль  в  жизни   каждого   человека.  Частица   любимой  Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному   краю,   надо   знать   его   прошлое   и   настоящее,   богатую   духовную культуру,   народные   традиции,   природу.      Краеведение   –   важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.          Нормативно­правовую основу  программы внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение» для начальной школы составляют: ­ Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»; ­ Государственная программа «Патриотического воспитания граждан  Российской Федерации на 2011­2015 годы»; ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6  октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря  2009 года № 17785) «Об отверждении и введении в действие федерального  государственного стандарта начального общего образования»; ­ Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от  26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6  октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. №19707); ­ СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно­эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»  (утверждены Постановлением главного государственного врача РФ от  29.12.2010 года № 189; зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 №  1993); ­ Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03­296 «Об организации  внеурочной деятельности при введении федерального государственного  образовательного стандарта»; Особенности реализации программы внеурочной деятельности:           Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для   работы   с   обучающимися   1­4   классов   в   возрасте   7­10   лет.  Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год   реализацию программы, являются:             Основными  педагогическими   принципами,   обеспечивающими • принцип добровольности; • принцип доступности,     учитывающий возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка;  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и ученика •  принцип   научности,  предполагающий   отбор   материалов   из   научных источников, проверенных практикой;  • доброжелательный психологический климат на занятиях;  • личностно­деятельный подход к организации учебно­воспитательного процесса;  • систематичность и последовательность –знания в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.               Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов,   родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельного   класса,   так   и   в   группах   при   участии   учащихся   параллельных классов,   родителей   учащихся,   социальных   партнёров   (филиал   детской библиотеки №2, музей МОУ СОШ №2, городской музей, музеи предприятий города (КМЭЗ, КРЗ), станция туристов «Странник», ОГПУ №38,инспектор ГБДД)   при   проведении   встреч   с   интересными   людьми,   экскурсий,   слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов. Занятия   проходят   в   очной   форме,   а   также   в   условиях   сетевого взаимодействия.   При   реализации   содержания   программы   расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных     курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Методы работы, используемые при освоении программы. Словесные методы: рассказ, беседа, сообщение – эти методы способствуют обогащению   теоретических   знаний   детей,   являются   источником   новой информации. Наглядные   методы:   демонстрация   рисунков,   плакатов,   макетов,   схем, коллекций,   иллюстраций.   Наглядные   методы   дают   возможность   более детального   обследования   объектов,   дополняют   словесные   методы, способствуют развитию мышления детей. Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,   способствуют   развитию   навыков   и   умений   детей.   Учитывая возрастные   и   психологические   особенности   детей,   специфику   курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия   –   встречи,   практические   работы.   Такие   формы   работы   позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.   Особенностью   организации   учебного   процесса   по   краеведению является   динамичность   её   форм.   Занятия   из   класса,   по   возможности, переносятся в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоём, пришкольный участок,   музей,   улица,   дом,   учреждение,   предприятие   и   т.п.)   Как   можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду   с   традиционными,   в   программе   используются  современные технологии и методики:  ­технологии развивающего воспитания и обучения;  ­здоровьесберегающие технологии. Направленность   этих   технологий   ­   создание   природосообразных, экологически   оптимальных   условий   жизни   и   деятельности   людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это ­ и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. ­ технологии проектного обучения.       Широко   применяется   в   воспитательной   работе   технология   проектного обучения,   при   которой   учащиеся   самостоятельно   и   охотно   приобретают знания   из   различных   источников,   учатся   ими   пользоваться,   приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.  ­игровые технологии. Цель: обеспечение личностно­деятельного характера  усвоения знаний, навыков, умений. ­   компьютерные   технологии.   Цель:  развитие   познавательных,   творческих навыков   учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания, умений   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развитие критического мышления. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий   с   учащимися.   Занятия   могут   проводиться   в  различных  формах: исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром   краеведческих   объектов.   Результатом   занятий   являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.                      Используются   следующие  педагогические   технологии:   культуровоспитывающее   обучение,   проблемное,   развивающее   обучение, игровая,   личностно­ориентированная,   интеграционная,   информационно­ компьютерная. Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что  позволит  найти   оптимальный   вариант  работы   с  той  или   иной   группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта   для   расширения,   определенных   изменений   с   учетом   конкретных педагогических задач, запросов детей.  На  занятиях  рекомендуется  использовать  ИК –  технологии  и возможности сети Интернет. Программа   предусматривает   проведение   итоговых   занятий,   которые представляют собой инсценированные представления, выставки,   праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края   происходит   формирование   нравственной   личности   гражданина   и патриота России.  Цели и задачи программы. Основная   цель   программы:  формирование   осознанного патриотического   чувства,   основанного   на   самосознании   школьника, понимании     духовных   ценностей   и   расширении   собственного   культурного уровня. Достижение   этой   цели   обеспечено   посредством   решения   следующих задач:  Образовательные:  ­структура   программы   позволяет   познакомить   ребят   с   историей возникновения и развития малой Родины; ­учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками   самостоятельной   работы   с   различными   источниками информации   (картами,   статистикой,   периодикой),   исследовательским методом.  Развивающие:  ­развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; ­развивать   у   детей   способности   проявлять   свои   теоретические, практические  умения и навыки.  Воспитательные:  ­совершенствовать   воспитательную   работу, школьников на основе новых педагогических технологий; ­развивать   семейные   связи:   создать   творческое   содружество   семьи   и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы; воспитывать у детей желание к совместной деятельности; ­воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность,  взаимопомощь; воспитывать культуру труда и этику общения; бережное  отношение к природе, родному краю.   организацию   досуга Ценностные   ориентиры   содержания   курса   внеурочной деятельности «Краеведение» Реализация  курса внеурочной деятельности  осуществляется в рамках духовнонравственного   развития,   воспитания   и   социализации   обучающихся осуществляется по следующим направлениям: 1. Гражданско­патриотическое воспитание Ценности:   любовь   к   России,   своему   народу,   своему   краю;   служение Отечеству;   правовое   государство;   гражданское  общество;   закон   и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. 2. Интеллектуальное воспитание Ценности:   образование,   истина,   интеллект,   наука,   интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.  3. Здоровьесберегающее воспитание Ценности:   здоровье   физическое,   духовное   и   нравственное,   здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт 4.  Воспитание семейных ценностей Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология   семейных   отношений,   любовь   и   уважение   к   родителям, прародителям; забота о старших и младших. 5. Экологическое воспитание Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение   природных   ресурсов   региона,   страны,   планеты,   экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных. Все   направления   духовнонравственного   развития,   воспитания   и социализации   важны,   дополняют   друг   друга   и   обеспечивают   развитие личности   на   основе   отечественных   духовных,   нравственных   и   культурных традиций.  2.Планируемые  результаты. Программа   курса   внеурочной   деятельности   «Краеведение» ориентирована   на   планируемые   результаты   освоения   основной образовательной программы начального общего образования МОУНОШ № 2 Гражданско­патриотическое воспитание: – ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   своему   краю, отечественному   культурно­историческому   наследию,   государственной символике,   законам   Российской   Федерации,   русскому   и   родному   языку, народным традициям, старшему поколению; – элементарные   представления   о   государственном   устройстве   и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; – первоначальный   опыт   ролевого   взаимодействия   и   реализации гражданской, патриотической позиции; – первоначальный   опыт   межкультурной   коммуникации   с   детьми   и взрослыми – представителями разных народов России; – уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины. Нравственное и духовное воспитание: – уважительное отношение к традиционным религиям народов России; – уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; – знание   традиций   своей   семьи   и   образовательной   организации, бережное отношение к ним. Интеллектуальное воспитание: – первоначальные   представления   о   роли   знаний,   интеллектуального труда   и   творчества   в   жизни   человека   и   общества,   возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности; – элементарные навыки учебно­исследовательской работы; – первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности. Воспитание семейных ценностей: – элементарные представления о роли семьи в жизни человека; – первоначальные   представления   о   семейных   ценностях,   традициях, культуре семейной жизни, нравственных взаимоотношениях в семье. Экологическое воспитание: – ценностное отношение к природе; – элементарные   представления   об   экокультурных   ценностях,   о законодательстве в области защиты окружающей среды; – первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к природе; – элементарные знания о традициях нравственно­этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; – первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной   деятельности   в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. В   результате   реализации   программы   «Краеведение»   должно обеспечиваться достижение следующих показателей:  рост познавательной активности;   увеличение   числа   школьников,   занимающихся   исследовательской, поисковой работой;  формирование   у   учащихся   эстетического,   творческого   подхода   к оформлению материалов;  повышение   уровня   обученности   школьников   и   качества   знаний   в области истории, культурологи, экологии родного края;  повышение уровня духовно – нравственного развития обучающихся. 3.Тематическое планирование 1   год.  Программа   первого   года   обучения   направлена   на   формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Школьники узнают об истории, природе, культуре города, начиная от истоков до современности. Важнейшая   задача:   познакомить   детей   с   их   окружением   (дома,   улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе. Программа содержит два раздела:  «Моя малая Родина»  «Город Кыштым: от истоков – к современности»   Каждый   раздел   поделен   на   темы,   которые   ежегодно   будут конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Наименование разделов и тем № п/п Всего часов В том числе Теоретичес­ кие занятия 1. Моя малая родина 1.1 Я   и   моя   семья.   «Старые фотографии   рассказывают…» (семейные   реликвии  и  памятные вещи) 12 3 1.2 Моя   школа   –   мой   дом.   Из   Традиции истории   школы. школы. 2 1.3 Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему   так   названа.   «Улицы   нашего пешая   экскурсия. Создание фотоальбома. города»:   3 1.4 Достопримечательности   нашей 2 улицы.   За   что   люблю,   что   бы изменил. 1.5 Мой микрорайон. 2 2. Город Кыштым – от истоков к современности. 11 2.1 Страницы   истории.   Первые переселенцы. Экскурсия в музей. Создание энциклопедии «Кыштым от А до Я»   2 2.2 Имя   города.   Символы   нашего 2 города. 2.3 Культурно   –   просветительные 3 учреждения нашего города.  2.4 Люди.   Профессии   города.   Где 4 работают   родители.   Экскурсия на КМЭЗ. 3  Экология города и района. 10 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 Практичес­ кие занятия 7 2 1 2 1 1 7 1 1 2 3 5 3.1 2 «Что такое экология?» Синичкин день.   Рассказ   о   зимующих птицах.   Экологическая   акция «Покорми   птиц»   (развешивание кормушек) 3.3   Беседа, 3.2 Экологическая   акция   «Накорми 2 животное».   конкурс рисунков.   Посещение   станции туристов «Странник» Всемирный защиты   день животных. Знакомство с Красной книгой области и страны.  экология?» «Что 2 Экскурсия в лес. «Как ведёт себя человек   в   лесу?»   Игра   «Поле чудес».  3.4   такое     2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.5 Обобщающие   занятия   «Что 2   чему   научились?» узнали, Конкурсы, викторины. ВСЕГО 33 14 19 Раздел 1. «Моя малая Родина»  (12 часов) Содержание курса   1.1. Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…», семейные реликвии и памятные вещи (3 часа).  Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье.  Практика:   выставка   памятных   вещей   «Мир   семейных   увлечений»   и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях. 1.2. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).  Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.  Практика:   экскурсия   по   школе,   беседа   о   том,   что   запомнилось,   конкурс рисунков «Моя школа». 1.3.  Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» ­пешая экскурсия. Создание фотоальбома. Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».  Практика: «Улицы нашего города» ­ пешая экскурсия, создание фотоальбома. 1.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил (2 часа).  Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.  Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах). 1.5. Мой микрорайон  (2 часа).  Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.  Практика:   индивидуальная   и     самостоятельная   работа   по   составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой,  выставка рисунков «Мой дом». Раздел 2. «Город Кыштым– от истоков к современности»  (11 часов) 2.1. Страницы истории. Первые переселенцы. Экскурсия в музей. Создание энциклопедии «Кыштым от А до Я» (2 часа).  Теория: представление об истории возникновения города Кыштыма, о первых переселенцах; работа в парах: вопросы по содержанию.  Практика:   экскурсия   в   краеведческий   музей,   создание   энциклопедии «Кыштым от А до Я». 2.2. Имя города. Символы нашего города.   (2 часа).  Теория: история имени города, представление о территории города и района.   Практика:   умение   находить   и   показывать   на   карте   Челябинской   области город   Кыштым;   раскрашивание   герба   и   флага   страны,   герба   города   и областного города  (работа в парах). 2.3. Культурно – просветительные учреждения нашего города. (3 часа).  Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего города (домах   культуры   «Победа»,   «Металлург»,   «Дом   культуры   им.   Горького», краеведческом  музее, Доме детского творчества, Детской школе  искусств, городской библиотеке, станции туристов «Странник»).  Практика: посещение станции туристов «Странник» катание на лошадях. 2.4.     Люди. Профессии города. Где работают родители. Экскурсия на КМЭЗ. (4 часа).  Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают.   Практика: общение с родителями как способ получения информации об их профессиях; экскурсия на КМЭЗ.  Раздел 3. Экология города и района  (10 часов)  3.1. «Что такое экология?»  Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах. Экологическая акция «Покорми птиц» (развешивание кормушек) (2 часа).  Теория:   календарь   экологических   дат   «Синичкин   день»,   рассказ   – демонстрация о зимующих птицах.  Практика: наблюдения за зимующими птицами, фотовыставка,   составление презентации. Экологическая акция «Покорми птиц» (развешивание кормушек) 3.2. Экологическая акция «Накорми животное». Беседа, конкурс рисунков. Посещение станции туристов «Странник» (2 часа) Теория: беседа ­ презентация «Нужна ли помощь диким животным?».  Практика: сбор информации  о том как люди помогают диким животным. 3.3.   Всемирный   день   защиты   животных.   Знакомство   с   Красной   книгой области и страны. (2 часа). Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких растений и животных Челябинской области и России.   Практика:     проект  –  изготовление   и   защита     буклета  «Исчезающие   виды растений и животных и способы их защиты».    3.4. «Что такое экология?» Экскурсия в лес. «Как ведёт себя человек в лесу?» Игра «Поле чудес» (2 часа). Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира города и района, их отношении друг к другу и к окружающей среде.  Практика:   совместная   подготовка,   осуществление   и   последующий   анализ природоохранной   акции:   уборка   мусора   в   школьных   дворах,   близлежащих лесах.   Проект   ­     социальная   реклама   «Экологическая   чистота   –   залог здоровья».  2 год. Программа второго года обучения направлена на формирование знаний   о   богатствах   города   и   области.   Дети   узнают   о   разнообразии растительного   и   животного   мира.   Более   углубленно   изучают   особенности рельефа,   виды     полезных   ископаемых,   водные   ресурсы.   Расширяется представление детей о людях города. Важнейшая задача: познакомить с редкими представителями флоры и фауны Челябинской   области   и   государственных   мерах   для   их   охраны   и рационального использования. Программа содержит три раздела:  «Богатства уральской земли»   «Люди нашего города»   «Челябинская область»   Расширяются  и углубляются представления о Челябинской области: о её географическом положении, о трудовой деятельности  людей. №  п/п Наименование разделов и тем Теоретичес­ кие занятия Всего часов Богатства нашего города. 1. 1.1 Природный   комплекс   Сугомак. 19 3 1.2 Поход.  Растительность   нашего   города   и области.   Разнообразие   растений. Экскурсия по городу. Значение   растений   в   жизни человека.  1.4 Животный   Урала. Разнообразие   животного   мира. Виртуальная экскурсия. мир 1.3   2 2 2 1.5 Охрана   и   значение   животного 2 мира. Экологический   праздник   «День животных».  10 1 1 1 1 1 Практичес­ кие занятия 12 2 1 1 1 1 1.6 1.7 Водные ресурсы. Водоемы нашего города и области.   Экскурсия на водоёмы города. Водные ресурсы. Родники города. Автобусная   экскурсия   по родникам. 1.8 Полезные   ископаемые.   Какие полезные ископаемые добывают в нашем   городе   и   области.   День защиты Земли. 3 1 2 1.9   Сельское хозяйство.  Что растет на полях нашей области. 2 Люди нашего города и края  2 2.1 Кыштым   во   время   Великой Отечественной   войны.   Герои   – земляки.   Создание   энциклопедии «Кыштым от А до Я»   Труд   людей   нашего   города   во время   Великой   Отечественной войны.   Музейный   урок   МОУ НОШ №2.  2.2 6 2 2 2.3 Труд   людей   нашего   города. Предприятия города. 2 3 Южный Урал. 3.1 Географическое положение. Наша область на карте страны. 8 1 3.2 Челябинск   –   столица   Южного 2 Урала. Символика. 3.3 Охранные   зоны   Южного   Урала. 2 Ильменский заповедник. 3.4 Охранные   зоны   Южного   Урала. Национальные   парки   Таганай   и Зюраткуль. Виртуальная экскурсия.   2 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 4 ­ 1 1 1 3.5 Обобщающий урок. Что узнал, что 1 запомнилось? Итого:  34 ­ 16 1 18 Содержание курса Раздел 1. Богатства нашего города. (22часа) 1.1. Природный комплекс Сугомак. Экскурсия. (3часа). Теория:   беседа о природном комплексе Сугомак,   об особенностях горных пород пещеры,  флоры и фауны; об уникальности озера Сугомак – питьевой артерии города.  Практика: поход на гору Сугомак, в пещеру Сугомак. 1.2.   Растительность нашего города и области. Разнообразие растений. Экскурсия по городу. (2часа). Теория: беседа об особенностях растительного мира, разнообразии, значении для человека; рассказ – о редких растениях и мерах их охраны.  Практика:  Экскурсия   по   городу;  передача   своих   впечатлений   в   рисунках, поделках, устных рассказах.  1.3. Значение растений в жизни человека. (2часа). Теория:   беседа о лекарственных свойствах растения. Практика:     рассматривание   гербарных   экземпляров   растений,   чаепитие   с фиточаем. 1.4.   Животный мир Урала. Разнообразие животного мира. Виртуальная экскурсия. (2 часа).  Теория:   беседа   –   демонстрация   о   разнообразии   животного   мира   Урала, рассматривание экспонатов  в виртуальном музее, обмен впечатлениями.  Практика: подбор информации для составления фото­отчёта, презентаций. 1.5. Охрана и значение животного мира. Экологический праздник «День животных». (2 часа). Теория:   беседа   о   животных,   занесённых   в   Красную   книгу   Челябинской области.  Практика:   подготовка и проведение конкурса «День животных» . 1.6.  Водные ресурсы.  Водоемы  нашего города и  области.   Экскурсия  на водоёмы города. (2часа). Теория:   рассказ о многообразии водных водоёмов на территории города и области, просмотр презентации и беседа о водных ресурсах, их значении   и охрана; обучение работы с физической картой: умение находить и показывать на ней реки и озёра города и области..   Практика:   экскурсия   на   водоёмы   города:   городские   пруды,   озеро Выпущенное, озеро Островко. 1.7. Водные ресурсы. Родники города. Автобусная экскурсия по родникам. (2часа). Теория: рассказ  о  родниках города, о  пользе  родниковой воды,  об охране родников местными жителями.  Практика: автобусная экскурсия по родникам   города, составление правил поведения на водоёмах. 1.8. Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем городе и области. День защиты Земли (2часа). Теория:   беседа   –   демонстрация   с   рассматриванием   образцов   полезных ископаемых   «Дары природы»,   местонахождение полезных ископаемых на физической карте города, области, страны.  Практика:   игра     «Назови   правильно!»,   разгадывание   загадок   и   ребусов, оформление стенда «Знаете ли вы?». 1.9. Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области (2аса). Теория:   знакомство   с   сельскохозяйственными   работами   в   разные   времена года, с особенностями растениеводства.   Практика:   рассматривание   образцов   культурных   растений   и   разгадывание загадок о растениях, составление «полевых букетов» из колосьев злаковых растений. Раздел 2. «Люди нашего города и края» (6часа) 2.1.  Кыштым во время Великой Отечественной войны. Герои – земляки. Создание энциклопедии «Кыштым от А до Я» (2часа). Теория: рассказ о людях защищавших нашу родину во время ВОв Практика:   подбор   информации   по   теме   «Моя   семья   во   время   ВОВ», презентации, доклады. Создание энциклопедии «Кыштым от А до Я» 2.2.   Труд людей нашего города во время Великой Отечественной войны. Музейный урок МОУ НОШ №2. (2часа). Теория: знакомство с людьми, прославившими наш город трудом.  Практика:  встреча с почётными тружениками в краеведческом музее МОУ НОШ №2, сбор фото и видеоинформации для составления альбома «Встречи с интересными людьми».  2.3 Труд людей нашего города. Предприятия города.(2 часа) Теория: знакомство с предприятиями города.  Практика:  встреча с почётными тружениками в краеведческом музее МОУ НОШ №2, сбор фото и видеоинформации для составления альбома «Встречи с интересными людьми».  Раздел 3. «Южный Урал» (8часов) 3.1. Географическое положение. Наша область на карте страны. (1час). Теория:     рассказ   с   презентацией   об   особенностях   геополитического положения   Челябинской   области,   работа   с   физической   и   политической картой   страны,   обозначение   на   карте     цветовыми   условными   знаками месторасположения населённых пунктов. 3.2. Челябинск – столица Южного Урала. Символика. (2часа). Теория:   беседа   о   достопримечательностях   города:   памятниках,   парках, площадях, исторических местах. Практика: совместный проект «Достопримечательности города Челябинска». 3.3. Охранные зоны Южного Урала. Ильменский заповедник. (2часа). Теория: рассказ о Ильменском заповеднике, о животном и растительном мире, о полезных ископаемых. Практика: игра – путешествие «Путешествую по заповеднику». 3.4.   Охранные   зоны   Южного   Урала.   Национальные   парки   Таганай   и Зюраткуль. Виртуальная экскурсия. (2часа). Теория: рассказ о том, чем отличаются заповедники от национальных парков, презентация. Практика: виртуальная экскурсия в национальные парки. 3   год.  Программа   третьего   года   обучения   имеет   историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка о родном городе, его историческом наследии. Главная   задача: расширить кругозор учащихся, углубить знания о природе города, о его истории и природоохранной деятельности.  Программа содержит два раздела:    «Город Кыштым – страницы истории и культуры»  «Экология» Программа раскрывает  перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся   черты   русского   национального   самосознания,   воспитывает чувство национального достоинства. п/п Наименование разделов и тем Всего часов Теоретичес­ кие занятия 1.  1.1 25 Город   Кыштым   –   страницы истории и культуры «Как   жили   наши   предки?». 4   культуры, Особенности   быта, ремёсел.   Мода     первых переселенцев. Экскурсия в музей станции   туристов   «Странник». Создание уголка русского быта в школе. 1.2 История   земли   Уральской. «Исторические и памятные места города»: автобусная  экскурсия в рамках проекта «Я и мой город». Белый дом – усадьба Демидовых. прошлое,   перспективы. фотоальбома настоящее, Составление «Улицы города» улиц:     3 3 1.3 История   11 1 1 1 Практичес­ кие занятия 14 3 2 2 1.4 Главные   культурные Экскурсия. исторические   и памятники.   1.5 История   православных памятников   города.   Экскурсия   в православный храм. 3 3 1.6 Легенды нашего города. 1.7 История   развития   предприятий 3 6 2 2.1 2.2 города.  Экология Войди в природу другом. Загрязнение   окружающей   среды. Что мы в силах изменить? 2.3 Синичкин   день.   Игра   – соревнование   «Знатоки   птиц». Фото­викторина. Видео­ экскурсия «Перелётные птицы».   9 2 2 2 2.4 Бездомные   животные.  Можем   ли 2 мы им помочь? 2.5 Обобщающий   урок.   Что   узнали, 1 1 1 3 3 5 1 1 1 1 1 2 2 ­ 3 4 1 1 1 1 ­ что запомнилось? Итого 34 16 18 Содержание курса Раздел 1. Город Кыштым – страницы истории и культуры (25 часов) 1.1.  «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Мода     первых   переселенцев.   Экскурсия   в   музей   станции   туристов «Странник». Создание уголка русского быта в школе. (4часа). Теория: рассказ­демонстрация о национальных  особенностях быта, культуры, традиционных ремёслах, виды традиционных ремёсел. Практика:   экскурсия   в   музей   станции   туристов     «Странник»   для ознакомления   со   старинной   утварью,   вышивками,   кружевами   и   другими образцами народного творчества; работа над эскизами украшений предметов быта или одежды, организация выставки. Создание уголка русского быта в школе. 1.2.   История   земли   Уральской.   «Исторические   и   памятные   места города»: автобусная  экскурсия в рамках проекта «Я и мой город». Белый дом – усадьба Демидовых. (3часа). Теория: беседа с презентацией, формирование   представления   о  территории города, его исторических и памятных местах.    Практика:   город   Кыштым   на   карте   области,   работа   с   картой   города, автобусная   экскурсия,   обмен   информацией   и   впечатлениями;   создание   и защита  совместного проекта:    «Путеводитель по историческим и памятным местам города» (с фотографиями и комментариями). 1.3.  История   улиц:   прошлое,   настоящее,   перспективы.   Составление фотоальбома «Улицы города» (3часа). Теория:   рассказ об улицах, о знаменитых людях в честь которых названы улицы.   Практика:   заочное   путешествие   по   улицам   города,   пешие   экскурсии   и прогулки. Составление фотоальбома «Улицы города» 1.4. История улиц: прошлое, настоящее, перспективы (3часа). Теория:   беседа       с   просмотром   презентации,   подготовленной   учащимися старших   классов:   «Улицы   нашего   города   –   от   истории     названий   до современных  проблем»,   диспут «Можно  ли сделать  улицы  нашего  города лучше?» Практика:   разработка   и   защита   совместно   с  шефами     авторских   проектов клумб, украшающих придорожные территории.  1.5. Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия (3аса). Теория: беседа и фото­викторина по историческим и культурным памятникам города. Практика: экскурсия по городу, подготовка и  проведение  диспута: «Если я стану мэром, то в городе появится памятник…..»; решение проблемы: «Какой памятник мог бы стать символом города сегодняшнего?» (предварительная подготовка:   интервью   с   жителями   города,   опрос   учащихся   школы   с последующим мониторингом). 1.6. История православных памятников города. Экскурсия в православный храм. (2часа).  Теория: беседа со слайдовой презентацией   «Православные храмы города». Практика: экскурсия в православный Храм. 1.7. История развития предприятий города.(6 часов) Теория:   рассказ   об   истории   образования   предприятий,   о   современном состоянии предприятий. Практика:     сбор   информации   для   оформления   стенда   «Мой   город   вчера, сегодня, завтра.» Раздел  2. Экология (9часов) 2.1. Войди в природу другом. (2часа). Теория:   сообщение   о   том,   как   надо   себя   вести   в   природе,   просмотр экологических сказок, обсуждение поступков.  Практика: создание экологических знаков о правилах поведения в природе. 2.2.  Загрязнение окружающей среды. Что мы в силах изменить? (2часа). Теория: викторина с просмотром презентаций. Практика: создание и защита собственных презентаций.   Синичкин   день.   Игра   –   соревнование   «Знатоки   птиц».   Фото­ 2.3.   викторина. Видео­экскурсия «Перелётные птицы». (2часа). Теория:   беседа   с   презентацией,   игра   –   соревнование,  создание   и   защита презентаций ­  представлений  по изученной теме. 2.4. Бездомные животные. Можем ли мы им помочь? (2часа). Теория: беседа «Мы в ответе за тех кого приручили»,сообщение о приютах для животных. Практика: оказание посильной помощи приютам для бездомных животных. 4   год.  Программа   четвёртого   года   обучения   формирует   развитие интеллектуальных   и   информационно   ­   поисковых   умений   в   ходе   изучения местного материала. Главная  задача: познакомить с известными путешественниками и их ролью в географических открытиях Дальнего Востока, пополнить знания об истории города и края, его людях.   Программа содержит два раздела:    «По следам путешественников и исследователей города и края; исторический туризм»  «Страницы военной истории города, края, страны» Большое   внимание   уделяется   героическому   прошлому   города,   основам туристско­краеведческой деятельности. № п/пНаименование разделов и тем Всего часов Теоретичес­ кие занятия 1 1.1 23 По следам путешественников и   исследователей   города   и области. Исторический туризм.  Встречи   людьми.    интересными с   2 2 1.3 1.2 Библиотечный   урок.   Местные поэты: Лидия Хамина, Василий Иванович   Щербаков,   Виктор Павлович Толокнов. «Урал   –   опорный   край 4 державы». Библиотечный урок. Экскурсия   в   город   Челябинск (обзорная) Родники   города   Кыштыма. 3 Автобусная экскурсия.  Родники   города   Кыштыма.3 1.5 1.4 9 2 2 1 1 1 Практичес­ кие занятия 14 ­ ­ 3 2 2 Исследование воды из родников   Открытия дом.   1.6 Белый 3 Владимира Юрина. 1.7 Как   жили   наши   предки? 2 выставки   Посещение городского музея. 1.8 Посёлок Тайгинка. Тайгинский 4 комбинат   во   время   войны. Посещение   музея   в   посёлке Тайгинка. Страницы   военной   истории города, края, страны. 2. 11 2.1 Экскурсионная   программа 3 «Памятники   города   Кыштыма героям Великой Отечественной войны». «Письма – «треуголки» своими руками. 2.2 Презентация     героях­ о соотечественниках. Сбор информации   о   членах   семей воевавших на фронте.   3 2.3 «Героизм без срока давности». 2 О   героических   поступках   в наши дни. 2.4 День   памяти, 1   посвящённый годовщине   вывода   советских войск   из   Афганистана. Кыштымцы   –   герои   боевых действий в Чечне. Музей МОУ НОШ №2 2.5 Акция   «Цветы   ветерану». 2 Посещение   воинов­ветеранов, сбор и вещественных свидетельств для школьного музея боевой славы. материалов     1 ­ 1 5 1 1 1 1 1 2 2 3 6 2 2 1 ­ 1 Итого:  34 15 19 Содержание курса Раздел 1. «По следам путешественников и исследователей города и края. Исторический туризм» (15часов) 1.1. Встречи с интересными людьми. (2 часа). Теория: знакомство  с  жизнью и деятельностью знаменитых земляков.   1.2. Библиотечный урок.(2часа). Теория:   Местные   поэты:   Лидия   Хамина,   Василий   Иванович   Щербаков, Виктор Павлович Толокнов. 1.3.   «Урал   –   опорный   край   державы».   Экскурсия   в   город   Челябинск (обзорная) (4часа). Теория:     лекция   экскурсовода,   знакомство   с   основными   предприятиями города  и их ролью в экономике края и страны, продукцией предприятий. Практика: сбор информации, оформление стенгазеты  с фотографиями. 1.4. Родники города Кыштыма. (3часа). Теория:  беседа о  родниках, их открытии, их использовании, их сбережении. Практика: автобусная экскурсия. 1.5. Родники города Кыштыма. (3 часа). Теория: рассказ – демонстрация с презентацией. Практика: Исследование воды из родников 1.6. Белый дом. Открытия Владимира Юрина. (3 часа). Теория: рассказ о Белом Доме, истории   открытии, особенностей строения, просмотр  фото и видео­презентации. Практика: экскурсия к Белому дому, ориентация на местности по карте. 1.7. Как жили наши предки?. (2 часа). Теория: беседа экскурсовода. Практика: Посещение выставки городского музея, оформление  информации (текст, набор фотографий) создание презентаций – представлений. 1.8. Посёлок Тайгинка. Тайгинский комбинат во время войны.. (4 часа). Теория: беседа  экскурсовода. Практика: посещение музея в посёлке Тайгинка, оформление информации из различных источников для статьи в школьную газету «Большая перемена». Раздел 2. «Страницы военной истории города, края, страны»  (11часов) 2.1.   Экскурсионная   программа   «Памятники   города   Кыштыма   героям Великой Отечественной войны». «Письма – «треуголки» своими руками. (3 часа). Теория:   беседа   экскурсовода,   о   боевых   подвигах   и   трудовых   буднях кыштымцев   во   Второй   мировой   войне,   рассматривание   памятников,   обмен впечатлениями; встреча с ветеранами  войны  и труда, рассказ о  трудностях и лишениях в годы войны и в послевоенное время.  Практика: чтение стихов, посвящённых участникам войны, демонстрация и изготовление «писем – треуголок» своими руками. 2.2.  Презентация о героях­соотечественниках. Сбор информации о членах семей воевавших на фронте (3часа). Теория: рассказ – демонстрация  учителя Практика:   организация   и   проведения   конкурса   исследовательских   работ «Герои – соотечественники». 2.3. «Героизм без срока давности». О героических поступках в наши дни (2часа). Теория:   беседа   о   людях,   совершивших   подвиги   в   современное   время, дискуссия «Есть ли место подвигу в современной жизни?» Практика: сбор информации о людях­героях  и оформление в  виде буклетов, презентаций, очерков.  2.4.    День  памяти,  посвящённый    годовщине  вывода  советских  войск  из Афганистана. Кыштымцы – герои боевых действий в Чечне. Музей МОУ НОШ №2 (1час). Теория: музейный урок, рассказ – демонстрация  2.5. Акция «Цветы ветерану». Посещения на дому воинов­ветеранов, сбор фотоматериалов   и   вещественных   свидетельств   боевой   славы   для школьного музея (2часа). Теория: встреча с ветеранами, беседа с просмотром презентации. Практика: посещения ветеранов  на  дому,  акция «Цветы ветерану», сбор  и оформление информации для школьного музея.  6. Оценка результативности. Оценка   эффективности   воспитательной   деятельности,   является составной   частью   реализации   программы   внеурочной   деятельности «Краеведение» Оценки   метапредметных   результатов   внеурочной   деятельности заносятся в листы наблюдения Оценка   личностных   результатов   проводится   по   методике   «Уровень воспитанности учащихся» Н.П.Капустина, М.И.Шилова.  Система   оценки   результативности   внеурочной   деятельности   является комплексной и предусматривает: 1 уровень:  оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне   реализации   программы.   В   каждый   «портфель   достижений» обучающегося входят исследования, проекты, творческие работы; создание исследовательских мини –проектов;    участие   в   конкурсах   и   конференциях   исследовательских   работ школьного и городского уровней . 2 уровень:  оценка достижений обучающихся (портфолио);  создание и защита собственных проектов;  создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;  участие   в   конкурсах   и   конференциях   исследовательских   работ школьного и городского, всероссийского уровней. 3 уровень:    участие   в   конкурсах   и   конференциях   исследовательских   работ школьного и городского, всероссийского уровней.  представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов;  составление викторин, игр, кроссвордов, ребусов;  создание и защита собственного проекта;  создание презентаций – представлений по изученной теме;  организация и проведение конкурсов, марш­стартов, викторин;  участие   в   конкурсах   и   конференциях   исследовательских   работ школьного и городского, всероссийского уровней. Отслеживание результатов Отслеживание результатов освоение данной программы происходит с помощью следующих методов: ­наблюдение­ оценка и текущий анализ работ учащихся; ­защита проектов; ­тестовые задания; ­диагностические методики; ­анкеты; ­листы активности. 7. Условия реализации программы              Кадровое обеспечение.  1.Педагоги   школы   (классный   руководитель,   учитель   рисования), библиотекарь.   Уровень   квалификации   педагогических   и   иных   работников соответствует   задаче   достижения   планируемых   результатов,   организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся. 2.Взаимодействие с социальными партнёрами: специалисты   музеев, станции туристов «Странник»,  Ильменского  заповедника.                 Важным  организационным ресурсом  является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества   и   взаимопомощи.   Задачей   для   педагога   является   создание вокруг себя привлекательного для ребёнка коллектива, членами которого тот мог   бы   себя   отождествлять   и   где   бы   культивировались   гуманистические нормы и ценности. Материально­техническое обеспечение. Для   реализации   внеурочной   деятельности   в   рамках   ФГОС   нового поколения   в   школе   имеются   необходимые   условия:   занятия   в   школе проводятся   в   одну   смену,   поэтому   во   второй   половине   дня   кабинеты свободны   для   занятий   внеурочной   деятельностью.   Кабинет   оборудован компьютерной техникой, подключением к сети  Интернет, проектором. Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой в свободном доступе. К   реализации   программы   привлечены   следующие  материально­ технические   ресурсы:  фото­,   видеоаппаратура   (фотоаппараты   учителя   и учащихся, видеокамера), необходимая для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления статей в школьную  газету; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов. Информационно   –   методический   ресурс   реализации   программы складывается из:  учебно­методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);  учебные видеофильмы;  электронные ресурсы. 8. Методическое обеспечение программы деятельности Н.Н.  Журба   «Портфолио   как   форма   работы   с   одарёнными   детьми», Т.С.Иванова   «Экологическое   образование   и   воспитание   в   начальной 1 В.В.   Кучурин,   Ф.Н.   Козырев,   Н.В.Фирсов   «Духовно­нравственное   и религиозное   образование   в   контексте   новых   образовательных   стандартов», СПб:ЛОИРО, 2011 2 Челябинск, 2012. 1. школе» ЦГЛ Москва, 2003 2. 2012. 3. школе» «ЦГЛ» Москва, 2003 4. Ю. Тюмасова «Я –человек, ты – человек, мы – люди» Челябинск ,1996, 1998, 2001 5. Т.С.  Иванова  «Экологическое   образование  и  воспитание   в  начальной С.О.Кирочкина «Моя малая Родина. Челябинская область», Челябинск, Г.П. Звездина «Классные часы в начальной школе» Москва ,2004 6. Ю. Тюмасова «Природа – наш главный учитель» Челябинск ,2002 7. В. Казаков «Кыштым: страницы истории», Кыштым, 2007 8. Л.Н.Коротовских «Уральские промыслы» Челябинск ,2003 9. Н.Денисова «Путеводитель Челябинская область. Край, где сбываются мечты Н.Денисова «Они создавали  Челябинскую область.» Челябинск ,2014» Челябинск ,2011 10. С.О.Кирочкина «Моя малая Родина. Челябинская область» Челябинск , 2012 11. Е.В.Григорьева « Книга для чтения по краеведению. Природа Южного Урала» Челябинск ,2011 12. «Золотыми тропами легенд» Магнитогорск, 1997 13. В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины» Москва, 1991 14. Н.Виноградов «Страницы древней истории Южного Урала» Челябинск, 1997 15. Ежегодные экологические вестники г.Кыштым. 16. В Казаков «Золотые россыпи Кыштыма», Кыштым, 2007 17. Авторский   сборник   учителя   начальных   классов   Тарасовой   Т.Б. составленный к  255­ летию города Кыштыма «Талантливые люди Кыштыма» 18. Интернет ресурсы: forum.sugomak.ru›Краеведение 19. Кыштым | Клуб путешественников kp74.ru›tag/kyshtym

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018