Данная программа ориентирована на воспитание гармонично развитой личности через овладение французским языком и театральным искусством. Идея коммуникации, коммуникабельности, знание и понимание иноязычной культуры, умение общаться вот основа программы.Во время занятий идёт постановка звуков, отработка произношений, проговариваются рифмовки, считалки, поговорки, пословицы. Главная работа идёт над речью, речь каждого ученика должна быть выразительна, эмоционально окрашена, передавать образ персонажа. Таким образом, формируется творческий потенциал личности.авторская программа по внеурочной деятельности для изучающих французский язык
Муниципальная автономная общеобразовательная учреждение средняя
общеобразовательная школа №4 им. И.С. Черных.
Рассмотрено на заседании МО
гуманитарного цикла
« »
Утверждено
« »
Образовательная программа
кружка « Кукольный театр на французском языке»
(художественноэстетическое направление)
для 56 класса.
Программа рассчитана на 20172018 уч.г.
составитель:
учитель французского языка
Иванова Наталия Александровна.
2017гПояснительная записка
Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью,
красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку,
собачку, кукол и др. только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и
интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный
мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать
спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший и средний
школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное
отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы,
праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр
воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы персонажи, оформление и
музыка все это вместе взято в силу образно конкретного мышления младшего школьника помогает
ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его
художественного вкус.
Данная программа ориентирована на воспитание гармонично развитой личности через овладение
французским языком и театральным искусством. Идея коммуникации, коммуникабельности, знание и
понимание иноязычной культуры, умение общаться вот основа программы. Эта программа использует
опыт педагогов Ковтун Г.Н. , Силиной К.С и Ворожбицкой А.В. «Театр на французском» школы №4(2001
2004уч.г.). Успехи их кружка были велики и я продолжаю использовать данные методы и приемы в работе
кружка, используя индивидуальные и групповые методы в работе; учитывая специфику участников
кружка общеобразовательной школы, применяю особые формы организации (для детей многодетных
семей, детей с ограниченными возможностями) в рамках школы №4. Таким образом программа кружка
«Театр на французском» является авторской.
Актуальность программы в том, что мы выполняем социальный заказ общества на развитие творчески
активной личности ребёнка. Все дети изучающие французский язык обязательно занимаются в
театральном кружке. Особое внимание уделяем детям из социальнонезащищенных слоев населения,
активно привлекаем на занятие в кружке детей из многодетных, неполных семей, атак же детей с
ограниченными возможностями. Это очень поддерживает детей психологически, придает уверенность в
себе, даёт силы.
В кружке «Театр на французском» занимаются дети 1013 лет, первый год обучения. Занятия проходят
в 2х группах по 15 человек, каждая группа занимается 3 часа в неделю. Курс рассчитан на 2 учебных года
в виде репетиций и выступлений. Учащиеся работают индивидуально и в группах.
Работа планируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. С одной стороны это
активные дети, с другой стороны они быстро утомляются от однообразных форм работы. Это возраст
наиболее высоких психологических нагрузок, т.к. идет перестройка организма, физическое оформление.
Учитывая всё это мы используем различные виды деятельности: репетиции,(индивидуальногрупповые),
просмотры видеозаписей, встречи с режиссерами и артистами, выходы в театр, выступление гастроли и
т.д.
Исходя из возрастных и индивидуальных особенностей выстраивается личная концепция педагога.
При подготовке спектаклей, репетиций формируется межличностные отношения. Во время занятий
идёт постановка звуков, отработка произношений, проговариваются рифмовки, считалки, поговорки,
пословицы. Главная работа идёт над речью, речь каждого ученика должна быть выразительна,эмоционально окрашена, передавать образ персонажа. Таким образом, формируется творческий потенциал
личности.
Личностная концепция педагога в том, что каждый человек прошедший сцену в жизни обязательно
будет успешным ( так утверждает американский психолог Карнеги).
А самое главное в нашем кружке это педагогика сотрудничества. Дети родители, педагоги, вместе
готовят костюмы, декорации, спектакль, вместе играют.
Программа кружка «Театр на французском» решает следующие учебновоспитательные цели и задачи.
Цель программы:
Воспитание гармоничной личности, обладающей высоким уровнем языковой подготовки и
коммуникативной культуры, приобщенной к духовному наследию Франции, и способной глубоко
чувствовать и увлеченно заниматься творчеством.
Пропаганда социальнозначимых и культурных ценностей через театральные занятия.
Задачи программы:
первого года обучения : развивающие:
1.Развивать творческие способности учащихся в процессе занятий.
2.Развивать умение работать в группах, индивидуально; выступать на сцене.
3.Развивать логическое мышление, намять, внимание.
обучающие:
1.Сформировать знания и умения но французскому языку. 2.Развивать
лингвистический кругозор детей.
3.Активизировать языковой материал, изученный на уроках, получать сведения о культуре другой
страны.
воспитательные:
1 .Сформировать у учащихся основы общего уровня культуры.
2.Воспитывать учащихся на сравнении культуры родной страны и страны
изучаемого языка(Франции).
3.Воспитать гармонично развитую личность.
4.пропагандировать социально—значимые и культурные ценности.
второго года обучения:
1. Повысить мотивацию изучения французского языка и литературы.
2. приобщить молодежь к театральному искусству, вовлекая их в творческую атмосферу, превратив
учебу в игру, научить их творить, создавать ,предоставив им при этом полную инициативу.
3 дать учащимся возможность говорить на сцене на французском языке, совершенствовать как
диалогические так и монологические виды речевой деятельности.
4. ознакомить учащихся со своеобразием речи и структурой
французского языка на примере классических и современных текстов
третьего года обучения:
1. Развитие личности ребёнка и его способностей.
2. Формирование профессиональных знаний и навыков(выступления на сцене)
3. Практическое владение французским языком.
4. Пропаганда социальнозначимых и культурных ценностей.
четвертого гола обучения:
1 .формирование личности средством театра и иностранного языка.
2. развитие коммуникативной компетенции, творческих способностей.
З.Дать возможность всем участникам кружка регулярно выступать на сцене.
,Режим занятий
Занятия начинаются с сентября октября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю.
Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей
образовательного учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по
своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу.
Прогнозируемые результаты
В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:
об истории театральной куклы;
о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник декоратор, бутафор, актер
и т.д.);
об устройстве театра.
и умеет:
создавать декорации и афиши для спектаклей;
выступать на сцене.
водить куклу над ширмой;
изготавливать театральную куклу из различных материалов;
Формы организации занятий
беседа, практические занятия, творческие задания.
Содержание программы.
Театр одна из форм внеклассной работы, при которой используются знания, умения и навыки,
полученные на уроке. Театр оказывает стимулирующее действие на обучение. Ребята чувствуют
необходимость научиться правильно произносить звуки, быстро читать и писать, знать много слов, уметь
пользоваться словарем для работы с незнакомым текстом.
Занятие в кружке поможет детям приобщиться к прекрасному, изучить творчество французских
сказочников.
В сказках французских авторов показаны примеры трудолюбия, взаимопомощи, товарищества,
внимательного отношения к старшим. В них высмеивается лень, .1тживость, безответственность.
Члены кружка обязаны:
изучать материал;
показывать спектакли;
оформлять костюмы, декорации:
выпускать газеты;
выступать на сцене со спектаклями.
На занятие обязательно приглашается артисты театра, специалисты по режиссуре. Обязательны выходы в
театр.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с
партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов,
отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную
интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое
произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального
искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального
искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой,
сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми
предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и
т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст (от 1112ти до 15ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадаете
обучением в школе (59 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно
начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит
серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания,
влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как
избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и дела,
а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же
деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются
внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и
со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе.
Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится
зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в
семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по
старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте
учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и
следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и
суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных
проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и
понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов
неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят
сложности в развитии и становлении. Работа педагога должна быть направлена на формирование
нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут
проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом
тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки
гнева.
Поэтому педагог должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания
индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков
и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в
диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, педагог должен
выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «коллектив».№
Основные блоки
Тематическое планирование
Количество часов
всего
теория
практика
1
2
3
4
5
6
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Таинственные превращения
Работа над сказкой «Репка» « Колобок»
Работа над сказкой « Теремок» «
Козочка»
Показ пьес
Планы на следующий год
всего
1
2
10
10
3
1
27
1
2
1
4
10
10
3
23Календарно тематическое планирование
Тема
1.Вводное занятие.
Театр. Его истоки
Колво
часов
1
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
знакомиться с техникой безопасности во время проведения
занятий.
знакомиться с историей возникновения театра петрушек, с
театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в
театре (режиссер, художник декоратор, бутафор, актер).
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.
2. . Таинственные
превращения
3. . Выбор для спектакля
пьесы.
1
1
4. Распределение ролей.
1
5. Отработка чтения
каждой роли.
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства
первоначальное представление о “превращении и
получить
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения.
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
слушать выразительное чтение пьесы учителем.
отвечать на вопросы:. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев
понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы?
Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы
представляете при чтении
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения .
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
слушать выразительное чтение пьесы учителем.
анализировать пьесу в зависимости от эмоционального состояния и
характера;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения .
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
работать над выразительностью собственной речи в зависимости от
характера героя пьесы;
соблюдать правила дыхания; определять логические ударения, паузы;6. Отработка чтения
каждой роли
79
10. . Генеральная
репетиция пьесы.
11. Показ пьесы детям.
12. . Выбор пьесы
13. Читки по ролям,
глубокий и детальный
разбор пьесы.
1
3
1
1
1
1
14 23 Репетиция пьесы
10
стараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо
читать за “него” и почему именно так.
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
работа в группе: репетиция за столом (учиться вживаться в сою роль,
учиться интонации: передавать настроение, чувства персонажа);
соблюдать правила дыхания; определять логические ударения, паузы;
стараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо
читать за “него” и почему именно так.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения .
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
надевать куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на
большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой
руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные
упражнения с соседом по парте.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения
читать кукловодом собственную роль, действовать на ширме согласно
своей роли; помогать друг другу в управлении куклами, озвучивать
спектакль; изготавливать кукол и бутафорию.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
читать кукловодом собственную роль, действовать на ширме согласно
своей роли; помогать друг другу в управлении куклами, озвучивать
спектакль; изготавливать кукол и бутафорию.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения
Показ пьесы детям.
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
слушать выразительное чтение пьесы учителем;
определять время и место действия;
характеризовать действующих лиц, их взаимоотношения.
распределять роли; читать по ролям за столом.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения.
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
анализировать пьесу в зависимости от характера героев;
; читать по ролям за столом.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения.
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
изготавливать бутафорию и кукол для пьесы.
заучивать текст наизусть, соединять действия куклы со словами своей
роли.24. . Генеральная
репетиция
25.Участие в конкурсе
«Я люблю я изучаю
французский»
26. Показ пьесы
27.Планы на будущее
1
1
1
1
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения.
Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
читать кукловодом собственную роль, действовать на ширме согласно
своей роли; помогать друг другу в управлении куклами, озвучивать
спектакль; изготавливать кукол и бутафорию.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать свои достижения
Показ пьесы
Показ пьесы
Обсуждение сказок на следующий год
Материальнотехническое обеспечение
1. Ширма для репетиций и показа пьес.
2. Набор кукол для подготовки и показа пьес.
3. Музыкальное сопровождение: ПК для сопровождения аудиофайлов, СД проигрыватель,
коллекция аудиофайлов для музыкального сопровождения пьес.
4. Материалы для изготовления декораций: пластилин, бумага, картон, краски, клей, кисточки, нитки,
иголки, ножницы, проволока, ткань, различные виды природного материала.
Список литературы для учителя.
1.Французский на сцене. Тухулова И. Москва: «Стратегия», 2005.
2.Школьный театр. Касаткина Н.М. Москва: Просвещение, 1988г.
3.Пьесы и инсценировки . Савицкая Н. А. Москва: Просвещение, 1969г
4.Дети на сцене. Л. Петерсон. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
5.Газета «Французский для детей».Москва: «Лонга Вита»,2005.
6.Французский язык для детей. Когут В. Санкт Петербург:«Золотой
век» «Диамант», 1999г
7.«La France, с' est chouette!» Мельникова Н.Н. Петрозаводск : 1995г8.Золотая книга сказок Франции. Воробьева А. Москва:«Терра», 1994г 9.Французский язык. Агеева П.В.
Москва :«Эксмо» , 2003г.
10. Театр, где играют дети. А. Никитина. – Москва: «Владас», 2005
11.Школьный театр. И. Агапова. Москва: «Вако», 2006
Распечатки с ролями.
Список литературы для учащегося