Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
10 кл
04.04.2017
Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)
Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы) Современный мир требует от человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определённых правил и взаимоотношений. Неумение вести себя в обществе, дефицит культурного общения приводит человека к нравственному обнищанию. Формировать нравственные качества личности возможно через вовлечение обучающихся в изучение основ современного этикета. Ведь культура поведения человека формируется через приобщение его к знаниям основных нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе. Эта тема очень актуальна для обучающихся школы пенитенциарной системы, т.к. многие из них не отличаются воспитанностью и высокой культурой. Всем известно, что в семье закладываются ценностные ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в обществе. Основные морально-этические ценности формируются в семье. Многие обучающиеся школ пенитенциарной системы не имеют позитивного образца отношений в семье. Данная программа призвана обучить взрослых учеников правилам поведения и общения в обществе.Программа внеурочной деятельности "основы современного этикета" Современный мир требует от человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определённых правил и взаимоотношений. Неумение вести себя в обществе, дефицит культурного общения приводит человека к нравственному обнищанию. Формировать нравственные качества личности возможно через вовлечение обучающихся в изучение основ современного этикета. Ведь культура поведения человека формируется через приобщение его к знаниям основных нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе. Эта тема очень актуальна для обучающихся школы пенитенциарной системы, т.к. многие из них не отличаются воспитанностью и высокой культурой. Всем известно, что в семье закладываются ценностные ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в обществе. Основные морально-этические ценности формируются в семье. Многие обучающиеся школ пенитенциарной системы не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный).
основы современного этикета программа.docx
КОУ «Средняя школа № 4 (очно­заочная)» Рассмотрено на заседании МС     «Согласовано»:  руководитель МС                                  зам. директора           «Утверждаю»:                   Директор школы ________________________                ____________________        _______Т.П.Рыковская       Пр.№ __от «___»____2017 г.    «___»________2017 г.             «___»___________2017 г.      ПРОГРАММА   ПО  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА»   Направление – общекультурное (1 час в неделю)   Составитель:                                                      учитель русского языка                                    и литературы                                                      Карташова Вера Петровна Пояснительная записка Современный   мир   требует   от   человека   эффективных     навыков поведения и общения. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать   основные   нормы   этикета,   но   и   понимать     необходимость определённых правил и взаимоотношений.   Неумение   вести   себя   в   обществе,   дефицит   культурного   общения приводит человека к нравственному обнищанию.   Формировать   нравственные   качества   личности   возможно   через вовлечение   обучающихся   в   изучение   основ   современного   этикета.   Ведь культура  поведения человека формируется через приобщение его к знаниям основных нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе. Эта тема очень актуальна для обучающихся школы  пенитенциарной системы,  т.к.     многие   из   них   не   отличаются   воспитанностью   и   высокой культурой. Всем известно, что в семье закладываются ценностные ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в обществе. Основные морально­этические ценности формируются в семье.  Многие   обучающиеся школ пенитенциарной системы   не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный),  а это:    отчужденность,   недоверие   к   людям,   недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться;  неразвитые культура чувств и социальный интеллект;  у многих обучающихся слабо развито чувство ответственности за свои   поступки,   за   благополучие   тех,   кто   связал   с   ними   свою жизнь;  эгоизм,   потребительское   отношение   к   близким,   неумение заботиться о них;  низкая самооценка, неуверенность в себе. Всё   это   приводит   к   тому,   что   обучающиеся   испытывают   большие трудности в адаптации к жизни на свободе, не умеют строить отношения в семье и обществе. Основными реализацию программы, являются:  педагогическими   принципами,   обеспечивающими • добровольность; • учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   каждого обучающегося;  • доброжелательный психологический климат на занятиях;  • личностно­деятельный   подход   к   организации   учебно­воспитательного процесса;  • оптимальное сочетание форм деятельности;  доступность Цель программы:  формировать   этикетную   грамотность и культуру поведения обучающихся основной школы. Задачи программы: 1.Ознакомить обучающихся с нормами этикета. 2.Формировать  навыки  культурного поведения в повседневной жизни, культуру общения. 3.Формировать     потребность   в     самовоспитании   и   реализации   таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность. 4.Развивать  общую культуру. Данная программа  состоит из четырёх разделов: 1. Мир хороших манер. 2. Я и другие люди. 3. Культура внешнего вида. 4. Культура поведения в общественных местах. В первом разделе  обучающиеся ознакомятся с важнейшими этикетными и этическими понятиями, такими как вежливость, воспитанность; с нормами этикета в речевом общении. Во втором разделе  обучающиеся ознакомятся с  культурой отношений в семье, школе, а также понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений. В   третьем   разделе  акцент   делается   на   формирование   культуры внешнего вида. Расширяются сведения о  манерах поведения, позе, походке и о роли движений в жизни человека. Содержание   четвёртого   раздела  направлено   на   формирование   у обучающихся знаний культуры поведения в общественных местах и умение применять их на практике. Реализация программы «Основы современного этикета» представляет собой систему, в которую входят следующие компоненты:  освоение   обучающимися   знаний,   представленных   в   содержании программы «Основы современного этикета»;  исследовательская   работа,   предполагающая   проведение обучающимися   исследований   по   вопросам   этикета   (под руководством учителя);   цикл   познавательных   викторин,   конкурсов,   воспитательных мероприятий.  Основное   содержание   программы   основывается   на   изучении традиционных форм этикета русского народа и современного общества. Особенностью   данной   программы   является   активное   взаимодействие обучающихся   друг   с   другом,   работниками   школы   и   исправительного учреждения, так как только на практике в конкретной ситуации закрепляются знания   и   умения   делать   правильный   выбор   форм   поведения.   Содержание занятий строится на сопоставлении традиций русского народа и современного общества   в   области   этикета,   а   также   используются   элементы   устного народного творчества. Ведь именно в устном народном творчестве заложена народная этика и вековая мудрость. Количество часов: 36 занятия (1ч в неделю). Категория участников: обучающиеся 5­9 классов. Структура   занятий   включает   как   теоретическую   часть,   так   и практическую.   На   занятиях   используются   различные   формы   и   виды деятельности   с   учётом   психофизиологических   особенностей   обучающихся: использование занимательного материала, включение проблемных ситуаций, проведение   ролевых   игр,   тренинговых     инсценировок. Использование   элементов   устного   народного   творчества,   пословиц, поговорок,   фольклорного   материала,   изучение   традиций   этикета   русского народа позволит сделать занятия более содержательными.   упражнений,   Основные методы обучения:  информационно­развивающие, способствующие формированию у обучающихся   этических   знаний,   превращению   их   в   убеждения, реализующиеся в общении и поведении;  поисковые, которые не дают готовой   информации, а включают обучающихся в познавательный процесс;  репродуктивные,   вооружающие   обучающихся   готовыми способами деятельности;  воспроизводящими, т.е. творческие, требующие применения  знаний в изменённых условиях (на практике, в творческой  деятельности. Оценка достижения результатов внеурочной деятельности Данная   программа   ориентирована   на   формирование   и   развитие следующих видов универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия  ориентация в системе этических норм;  ориентация в особенностях социальных отношений и  взаимодействий, установление взаимосвязи между личными  поступками и общественными правилами поведения;  уважение к личности и её достоинству; доброжелательное  отношение к окружающим;  потребность в самовыражении и самореализации, социальном  признании;  позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство  гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда  и вины при их нарушении. Регулятивные универсальные учебные действия  самостоятельно анализировать условия достижения цели на  основе учёта выделенных учителем этических порм и правил;  уметь самостоятельно контролировать своё поведение и  управлять им;  принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора  социально приемлемых форм поведения;  основам прогнозирования как предвидения последствий своих  поступков. Коммуникативные  универсальные учебные действия  учитывать разные мнения в сотрудничестве;   формулировать собственное мнение и позицию;  устанавливать и сравнивать разные  точки зрения, прежде, чем  принимать решения и делать выбор;  адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач;  основам коммуникативной рефлексии. Познавательные  универсальные  действия  осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с  помощью учителя;   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения  этических задач в зависимости от конкретных условий;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить логическое рассуждение, включающее установление  причинно­следственных связей;  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выяляемые при  изучении  этических норм и правил поведения человека. Календарно­тематический план Название темы Количество часов Дата Раздел  I. Мир хороших манер Из истории хороших манер Способы проявления  и выражения  вежливости Тео­ рия Прак­ тика 6 1 1 6 1 1 Все­ го 12 2 2 №/ п 1.1. 1.2. Вербальные и невербальные средства в этике Этикет знакомства Этикет знакомства и прощания Правила пользования телефоном Раздел  II. Я и другие люди Я и ты. О дружбе и друзьях Дом, где я живу Я в школе Основы гостеприимства Общение с окружающими вас людьми. Раздел  III. Культура внешнего вида Требования к внешнему виду человека Культура  одежды Этикет и мода Волосы и головной убор Роль движений во внешнем облике человека Красота внешняя и красота душевная 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2.1 2.2. 2.3 2.4 2.5. 3.1 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 1 1 1 1 4 1 0,5 0,5 1 1 4 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 1 1 1 4 1 0,5 0,5 1 1 4 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 2 2 2 2 8 2 1 1 2 2 8 1 2 1 1 2 2 Раздел  IҮ. Культура поведения в общественных местах 4 4 О вежливости на улице, в городском  транспорте Поведение на природе На праздничном вечере В театре, кинотеатре В парке на стадионе В школе 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. Итоговое занятие  брейн­ринг «Этикет и мы» 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 8 1 1 2 1 1 2 ИТОГО: 18 18 36                                                               Содержание программы Раздел  I.  Мир хороших манер Тема:1.1. Из истории хороших манер. (2 часа) Теория:  определение   понятия   «этикет».   Формирование   правил   поведения людей. Доброжелательность и вежливость – основа современного этикета. Первые письменные документы, отражающие правила поведения людей. Формирование придворного этикета. Парадоксы придворного этикета. Особенности русского этика и его отличительные черты. Отражение правил поведения   россиян   в   литературных   памятниках.   Нравы   и   обычаи   россиян. Исчезновение устаревших правил поведения, появление новых. Практика:  тренинговые   упражнения   «Вежливые   слова,   игра   «Спроси вежливо»,   составление   словаря   вежливых   слов.   Ролевое   проигрывание ситуаций. Составление проекта «Я – воспитанный человек». Тема:1.2. Способы проявления  и выражения вежливости. (2 часа) Теория:  вежливые   слова   в   общении   с   людьми.   Слова   просьбы,   слова благодарности, слова извинения. Приветливость, доброжелательность, умение держать слово, прийти на помощь любому – показатели вежливости человека. Обращение в официальной и неофициальной обстановке. Слова и сочетания слов,   при   помощи   которых   осуществляется   обращение.   Положительное   и отрицательное при обращении. Из истории возникновения общения на «ты» и «вы».   Лица   к   которым   принято   обращаться   на   «вы».   Употребление местоимения «ты» в обращении к друзьям, сверстникам. Практика:  ролевое   проигрывание   ситуаций   «Спросите   у   прохожего»   как обратиться с просьбой. Аукцион слов­обращений. Игра «Когда «вы», когда «ты», «Вежливо ­ невежливо». Конкурс «Найди ошибку». Тема:1.3. Вербальные и невербальные средства в этикете. (2 часа)   Мимика   и   жесты     в   этикете.   Понятие   «жест»,   «мимика».   Значение невербального общения в жизни людей. Роль поклонов в этикете, история их возникновения,   назначение   сегодня.   Роль   жестов   в   общении.   Жесты, соответствующие нормам  этикета и жесты нежелательные. Роль жестов и мимики в приветствиях. Формы приветствий жителей разных стран.   Национальные   особенности   рукопожатий.     Типы   рукопожатий   и   их смысл. Поклон, кивок, улыбка. Жесты сопровождающие приветствия. Языковые средства общения: интонация, тон. Роль интонации и выбор тона в общении с людьми. Доброжелательное отношение к собеседнику при общении. Вежливый тон речи. Пренебрежительный тон речи. Спокойная речь, плавные и красивые движения – показатели воспитанного человека. Практика:  ролевая   игра   «Ситуация   без   слов»,   обыгрывание   ситуации приветствий   с   использованием   жестов   и   мимики,   упражнение   «Дружеское рукопожатие».   Мимическая   игра,   изображение   при   помощи   мимики следующих чувств: ужас, веселье, печаль, удивление, восторг, радость, гнев, недоверие,   удовольствие.   Произношение   одних   и   тех   же   слов   с   разной интонацией, выражающих просьбу или требование, совет и предупреждение. Тема:1.4. Этикет знакомства. (2 часа) Теория:  правила этикета при представлении и знакомстве. Речевые формы при знакомстве, представлении. Речевые ошибки при знакомстве. Визитная   карточка.   История   возникновения   визитных   карточек. Правила оформления визитной карточки. Предназначение, этикет вручения визитных карточек и обмен ими. Практика:  Игра   «Разрешите   представить»,   «Будем   знакомы».   Видение   и оформление визитной карточки. Тема:1.5. Этикет  приветствия и прощания. (2 часа) Теория:  история   зарождения   приветствий,   их   особенности.   Национальные особенности   приветствий.   Общепринятые   нормы   приветствий.   Выбор приветствий в зависимости от обстоятельств. Адресность приветствий. Этикет   прощаний.   общепринятые   нормы   ритуала   прощаний.   Фразы, употребляемые при прощании. Выбор прощальной фразы в зависимости от обстоятельств. Практика:  ролевая   игра   с   элементами   выполнения   упражнений «Здравствуй!»   Обмен   приветствиями,   игра   «Поздоровайся   со   мной», «Поздоровайся с другом». Моделирование     ситуации   прощания   «Будем   прощаться».   Конкурс «Найди ошибки». Тема: 1.6.  Правила пользования телефоном. (2 часа) Теория:  этикетные   правила   телефонного   разговора.   Соблюдение   культуры речи   при   общении   по   телефону.   Основные   требования   к   телефонному разговору. Служебный телефон. Правила пользования служебным телефоном. Правила ведения   служебных   разговоров   по   телефону.   Официальные   телефонные разговоры. Мобильный     История   возникновения   мобильной   связи. Преимущества   мобильной   связи.   Правила   обращения   с   мобильным телефоном. Основные правила ведения разговора по мобильному телефону.  Практика:   Сочинение «Телефон в моей жизни».   телефон. Раздел  II. Я и другие люди 2.1.  Я и ты. О дружбе и друзьях. (2 часа) Теория: понятия «дружба», «друг». Качества, отличающие настоящего друга: честность, преданность, уважение, стремление оказать помощь. Практика: игра «Я выбираю друга». 2.2.  Дом, где я живу.  (1 час) Теория:   культура   поведения   в   семье,   в   быту.   Правила   общежития. Соблюдение   чистоты   и   порядка   в   доме.   Соблюдение   звукового   режима. Культура   поведения   во   дворе.   Взаимоотношение     соседей.   Права   и обязанности соседей. Причины разногласий между соседями. Практика:  Словесное рисование «Мой дом в будущем», «Моя квартира в будущем». 2.3.  Я  в школе.  (1 час) Теория:  Основные   правила   поведения   в   школе:   бережное   отношение   к школьному   имуществу, чистоты   и   порядка, дисциплинированность. Внешний вид обучающегося. Я и мои одноклассники. соблюдение Скромность, сдержанность, доброжелательность – основа отношений в классе. Общение с одноклассниками, учителями, сотрудниками Практика: разработка проекта «Школа будущего» 2.4.  Основы гостеприимства. (2 часа) Теория:   у истоков гостеприимства. Приглашение и особые визиты. Выбор и приглашение   гостей.  Формы   приглашений.  Рассаживание   гостей   за   столом. Трапеза как общение и ритуал. Сервировка чайного стола. Столовые приборы и их назначение. Приглашение гостей к столу. Я – гость; правила поведения в гостях. Особенности гостя. Опоздавший гость. Выбор   и   вручение   подарков.   Поведение   за   столом,     умение   пользоваться столовыми приборами. Практика:   ролевая   игра   «Гость   среди   гостей»,   «Рассаживание   гостей», «Званный гость». 2.5.  Общение с окружающими вас людьми. (2 часа) Теория:  правила общения. Положительное и отрицательное в общении людей. Регулирование отношений со взрослыми. Формы общения. Формы обращений с просьбами, выражение благодарности. Практика:  сочинение  «Нет   худа   без   добра»,  совместная   деятельность   по разработке правил или законов дружбы. Раздел  III. Культура внешнего вида 3.1. Требования к внешнему виду человека. (1 час) Теория:  значение внешнего вида в жизни человека. Культура внешнего вида. Советы по уходу за кожей лица, рук, волосами. Практика: заочная экскурсия в салон красоты. 3.2. Культура одежды. (2 часа) Теория:    «родословная» вещей, основные требования   при выборе одежды, стремление человека быть красивым, современный костюм и его значение в создании образа. Внешность и одежда для дома, ночная одежда, домашняя обувь. Соответствие одежды   месту   и   событию.   Выбор   праздничной,   повседневной     и     рабочей одежды. Правила ухода за одеждой. Практика: Виртуальная  экскурсия в магазин одежды. 3.3. Этикет и мода. (1 час) Теория:    происхождение понятия «мода». Взаимосвязь понятий «этикет» и «мода». Правила этикета в моде. Модный человек. Какой он? Требования, предъявляемые к одежде.  завяжи   галстук,   составь   альбом   «Мои   любимые   вещи. Покупка   новых   вещей,   личный   вкус   и   финансовые   возможности.   Покупка случайных вещей. Практика:  заочная экскурсия в Дом одежды. 3.4. Волосы и головной убор. (1 час) Теория:   причёска, уход за волосами. Из истории головных уборов. Ритуалы, связанные с головными уборами. Выбор головного убора в зависимости от времени года Практика заочная экскурсия в парикмахерскую. 3.5. Роль движений в жизни человека. (2 часа) Теория:      взаимосвязь   внешнего   облика   человека   с   манерой   движения. Выразительность   движений.   Народные   приметы   и   поверья,   связанные   с различного рода перемещениями человека. Правила этикета для положения «стоя» и «сидя». Манера красиво сидеть и стоять. Расположение спины, плеч, рук, ног при посадке. Выражение почтения через ритуал вставания. Основные этические требования к походке. Элегантная походка. Расхлябанная походка. Красота   жестов   при   походке.   Осанка   при   ходьбе.   Советы   для   выработки красивой походки. Практика  упражнения:   «Учимся   красиво   сидеть,   стоять   и   ходить», «Двигайся под музыку» и другие. 3.6.  Красота внешняя и красота душевная. (1 час) Теория:  отражение внутреннего состояния во внешности. Различие понятий «красота внешняя и красота душевная» Способы достижения красоты. Из истории появления зеркал. Зеркало и его назначение в жизни человека. Практика: сочинение «Красота истинная и красота ложная»                Раздел  IҮ. Культура поведения в общественных местах 4.1. О вежливости на улице, в городском транспорте. (1 час) Теория:   забота о внешнем виде, выходящего на улицу. Правила поведения на улице.   Я   –   пассажир.   Лица,   которым   отдаётся   предпочтение   при   входе   в транспорт   и   предоставление   мест   в   транспорте.   Правила   поведения   в транспорте. Вежливость пассажиров по отношению друг к другу. Практика  ролевая игра «В автобусе», « Вежливый пешеход». 4.2. Поведение на природе. (1 час) Теория:      флора   и   фауна   ближайшего   природного   окружения,   бережное отношение к ним. Соблюдение чистоты и тишины в зоне отдыха. Осторожное обращение с огнём. Правила общения с природой. Практика  виртуальная  экскурсия на природу. 4.3. На праздничном вечере. (2 часа) Теория:      проявление   заботы   о   внешнем   виде,   выбор   костюма.   Культура участия     праздничных   мероприятиях.   и предупредительность к другим участникам вечера. Практика  разработка мероприятия праздничного вечера (по выбору).   Внимательность в 4.4. В театре, кинотеатре. (1 час) Теория:  внешний  вид при посещении театра, кинотеатра. Умение приобрести билет в кассе, найти своё место в зале. Культура поведения в концертном зале. Вежливость по отношению к  соседям. Соблюдение порядка  в зале. Практика  виртуальная экскурсия в театр.  4.5. В  парке, на стадионе. (1 час) Теория:  парк   как   место   для   прогулок   и   отдыха.   Бережное   отношение   к парковым   насаждениям.   Соблюдение   правил   поведения   на   атракционах. Вежливое отношение к отдыхающим, работникам парка. Соблюдение чистоты и порядка. Культура поведения в общественном месте. Практика  заочная экскурсия в парк или на стадион.  4.6. В школе. (2 часа) Теория:  внешний  вид при посещении школы.  Вежливость по отношению к сотрудникам   школы   и   исправительных   колоний.   Бережное   отношение   к школьным принадлежностям. Соблюдение порядка при  пребывании в школе, библиотеке. Практика   сочинение «Что даёт мне школа».    Планируемые результаты реализации программы Воспитательные результаты первого уровня: приобретение обучающимися  знаний о нормах и правилах поведения, основах современного этикета. Ученик научится: правилам речевого и неречевого этикета; строить  межличностные отношения со сверстниками; соблюдать аккуратность в  одежде и внешнем виде; научится  как встретить, принять, развлечь гостей;  как наносить визиты с различной целью, выбирать и вручать подарок;  соблюдать правила поведения в общественных местах: в школе, на  праздничном вечере, на улице, в транспорте и т.д. Ученик получит возможность научиться: выражать сочувствие, радость, внимание   к   человеку;   правильно   применять   формы     вербального   общения, использовать   вежливый   тон   речи   в   общении   с   собеседником;   владеть речевыми   и   неречевым   этикетом;   совершенствовать   манеру   поведения; относиться с уважением к педагогам; строить межличностные отношения с соседями; соблюдать аккуратность в одежде и внешнем виде. Воспитательные результаты второго уровня:  формирование позитивного отношения   обучающихся   к   этическим   ценностям   нашего   общества   и   к социальной реальности в целом. У   ученика   будут   сформированы:  учебно­познавательный   интерес   к сведениям, касающимся сферы взаимоотношений  человека с окружающими людьми; опыт применения современных правил этикета. Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными переживаниями; ценностного отношения к себе, к своему поведению;  умения руководствоваться в своих поступках нравственными нормами и правилами.  Методы и формы отслеживания результативности работы Результаты Приобретение обучающимися  теоретических знаний об этике, о его  значении в жизни человека Формирование навыков культурного  поведения в повседневной жизни Повышение уровня общей социальной адаптации Способы проверки Анкетирование, опрос, кроссворды,  викторины, КВН Наблюдения, выполнение  индивидуальных поручений,  практические занятия Методика А.Н.Лутошкина  на  выявлению социально­ психологического климата в  школьном коллективе  «Какой у нас  коллектив?» Методика выявления уровня  подготовленности обучающихся к  преодолению трудностей  (Л.В.Байбородова); Методика выявления  сформированности нравственных  качеств личности (Р.В.Овчарова);  Методика по определению уровня  нравственной воспитанности  обучающихся «Пословицы» (С.М. Петрова) Календарно­тематическое планирование программы № заня­ тия Наименование Виды темы деятельност и Формы контроля Ко л­ во ча­ сов Ӏ. Мир  хороших манер: 1 2 3 4 5 6 7 8 Знакомство с  историческими документами,  литературными  памятниками,  отражающими  мир хороших  манер. Презентация по  теме занятия. Из истории  хороших манер. Первые  письменные  документы по  этикету. Формирование  придворного  этикета.  Парадоксы  придворного  этикета. Способы   проявления и  выражения  вежливости. Из истории  возникновения  общения на «ты» и «вы» Презентация по  теме занятия. Прослушивание  лекций и  обсуждение  ситуаций. Вербальные и  невербальные  средства в этике. Роль жестов и  мимики в  общении. Распознавание  вербальных и  невербальных  средств в  этикете. Знакомство с  этикетными  правилами при  общении по  телефону. Этикет знакомства Лекция: Речевые Визитная карточка формы при  знакомстве,  представлении  История  возникновения  визитных  карточек. Тренинго­ вые  упражнения .Составле­ ние проекта: «Я –  воспитан­ ный  человек» Проигрыва­ ние  ситуаций. Конкурс  «Найди  ошибки». Аукцион   слов­ обращений Упражнение «Дружеское  рукопожа­ тие». Игра:  «Разрешите  предста­ вить»,  «Поговорим по  телефону» и др Игра:  «Разрешите  предста­ вить»,  «Будем  знакомы». Оформлени е визитной  1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемые результата реализации программы Ученик Ученик научится получит возможность Да та Различать  хорошие и  плохие  манеры. научиться Получить  обширную  информацию по  миру этикетных  манер Различать  особенности  русского   этикета. Различать  придворный  этикет от  этикета в целом. Манерам  вежливости. Слова  обращения,  местоимения  «ты» в  обращении к  друзьям и  сверстникам.  Понимать  некоторые  жесты и  мимику  говорящего. Понимать  языковые  средства  общения  (интонацию,  тон.) Правилам  оформления  визитной  карточки. Нахождению  речевых ошибок  при знакомстве. Манере  обращения в  официальной и  неофициальной  обстановке. Роли жестов и  мимики в  приветствиях. .Научится  этикетным  правилами при  общении по  телефону. Избегать речевые ошибки при  знакомстве. 9 10 Этикет  приветствия  Этикет прощания Презентация:  «История  зарождения  приветствий и их особенности» 11 12 Правила  пользования  телефоном. Служебный и  мобильый телефон Знакомство с  этикетными  правилами  телефонного  разговора. ӀӀ. Я и другие люди 13 14 Я и ты. О дружбе и друзьях. Качества,  отличающие  настоящего друга. 15 Дом, где я живу. 16 Я в школе. Работа со  словарями  русского языка. Понятия:  дружба, друг. Раскрыть  сущность слов:  честность,  преданность,  уважение,  стремление  оказать помощь.  Знакомство с  манерами  культурного  поведения в  семье, в быту. Изучение правил поведения в  школе. 17 18 19 20 Основы  гостеприимства. Выбор и вручение  подарков. Презентация:  Я – гость. Общение с  окружающими вас  людьми. Формы общения.  Формы обращений  с просьбами,  выражение  благодарности. Презентация:  «Правила  поведения в  общественных местах». Разграничение  положительного  и  отрицательного в общении людей. карточки. Моделирова ние  ситуации  прощания:  «Будем  прощаться». Конкурс  «Найди  ошибку». Упражне­ ния: «Приём звонков по  служебному  телефону», Игра: «Я  выбираю  друга». Словесное  рисование  «Мой дои в  будущее». Разработка  проекта  «Школа  будущего». Ролевая  игра «Гость  среди  гостей». Сочинение «Нет худа  без добра» Совместная  деятель­ ность по  разработке  правил или  законов  дружбы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выбирать и  произносить  фразы  приветствий и  прощаний. Выбирать  приветствия  в  зависимости от  обстоятельств. Основные  правила  ведения  разговора  по  телефону. Правилам  ведения  разговоров по  телефону.  Ведению  официальных  телефонных  разговоров. Работать со  словарями, т.е. находить  толкование  нужных слов. Получат  возможность пополнить  знания новыми  понятиями. Обучится  культуре  поведения во  дворе.. Общению с  одноклассни­ ками,  учителями. Выбирать  подарки Манерам и  формам  приглашений. Взаимоотношени ю с соседями,  типам  разрешения  разногласий. Правилам  поведения в  школе. Поведению за  столом,, умению  пользоваться  столовыми  приборами.    Основам  гостеприимства,  регулированию  отношений со  взрослыми. ӀӀӀ.  Культура внешнего вида  21 Требования к  Просмотр  Составление 1 Следить за внешнему виду  человека презентации  «Салон  красоты». 22 Культура одежды 23 Этикет и мода. 24 Волосы и головной убор 25 26 27 28 Роль движений в  жизни человека. Основные  этические   требования к  походке. Красота внешняя и красота душевная Спобобы  достижения  красоты Презентация: «Выбор  праздничной,  повседневной и  рабочей  одежды» Презентация : «Модный  человек, какой  он?» Беседа: «Из  истории  головных  уборов. Ритуалы  связанные с  головными  уборами». Поупражняться в манерах красиво   стоять, ходить, сидеть,    Лекция: красота  Способы  достижения  красоты.  Зеркало и его  назначение в  жизни человека. советов по  уходу за  кожей лица,  рук,  волосами. Практическ ое занятие:  Завяжи  галстук,  составь  альбом  «Мои  любимые  вещи» Заочная  экскурсия в  Дом  одежды. Заочная  экскурсия в  парикмахер скую. Практическ ие  упражнения  «учимся  красиво  стоять,  сидеть и  ходить». Сочинение: «Красота   внешняя и  красота  ложная». ӀУ. Культура поведения в общественных местах 29 30 31 32 33 34 О вежливости на  улице Поведение в  городском  транспорте Поведение на  природе На праздничном  вечере В театре,  кинотеатре В парке, на  стадионе Знакомство   с правилами хорошего   тона по   отношению   к человеку, природе, обществу. Совершат заочную экскурсию   на природу в театр, парк,   стадион   и др.культ.места.  Ролевая  игра: «В  автобусе». Ролевая  игра  «Вежливый  пешеход». Заочная  экскурсия  на природу. Разработка  праздничног о вечера. Заочная  экскурсия в  театр. Ролевая  игра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Культуре  поведения.   внешним  видом. Правилам  ухода за  одеждой. Требования  предъявля­ емые к одежде Выбирать  головной убор  в зависимости  от времени  года. Различать  понятия   «этикет» и  «мода». Выбирать  причёску,  ухаживать за  волосами. Научится  красиво  двигаться под  музыку. Основным  этическим  нормам  к  походке, осанке  при ходьбе. Способам  достижения  красоты. Вежливости, Обходитель­ ности, культуре  участия в  праздничных  мероприятиях,  бережному  отношению к  окружающему  миру. Научится  хорошим  манерам  поведения. Заботиться о  внешнем виде.  Соблюдать  чистоту и  тишину в  местах  отдыха .Быть  внимательным и и  предупредител ьными с  людьми. Культуре  поведения в  общественных  местах. 35 36 В школе Бережное  отношение к  школе Сочинение:  «Что даёт  мне школа?» 1 1 Перечень необходимого оснащения программы  аудио   и   видеотехника,   канцелярские Материальное   обеспечение: принадлежности, наглядность, таблицы. Методическое   обеспечение: занятий, диагностические   материалы   для   отслеживания   результатов   работы, психолого­педагогическая литература.  методические   разработки   Список литературы 1.   Алёшина   Л.Г.   О   вежливости,   о   такте,   о   деликатности/   Л.Г.Алёшина   – Л.1981. 2. Антилогова Л.Н. Основы современного этикета/ Л.Н.Антилогова – Омск, 2006. 3. Байдурина А.К. У истоков этикета/ А.К.Байдурина – М. 2006. 4. Божович Л.И. Золотая книга хорошего тона /Л.И.Божович. – М. 2006. 5. Баженова Е.М.Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе. – М. Издательство АСТ,2009. 6. Вольф И. Современный этикет. – М. Издательство: Кристина и К,1996. 7. Колесов В.В.  Культурв речи – культура поведения/ В.В.Колесов. – Л.1988. 8. Пивовар В. Энциклопедия хороших манер/В. Пивовар. – СПб. 1988. 9. Смолка К.Правила хорошего тона/К.Смолка. – М. 10. Сорокоумова Е.А. Уроки общения. С­П, 1994 11. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990 12.   Хацкевич   Ю.Г.   100   советов   по   этикету/Ю.Г.Хацуквич.   –   Мн.   ООО «Харвест»,2002 13. Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день./Ю.М.Юрьев. – М.1979. 14. Южин В.И. Энциклопедия этикета//В.И.Южин. – М.: Рипол Классик, 2007. 15. Ягодинский В.Н. Наш этикет/ В.Н.Ягодинский. – М.1988. Проект Приложение №1 Название проекта:  Современный этикет Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: русский язык, литература, искусство, музыка. Тип проекта: творческий, практико­ориентированный Цель   проекта:  обучать   культуре   поведения,   формировать   этикетную грамотность Руководитель проекта – Карташова Вера Петровна Возраст участников проекта: обучающиеся 5­9 классов в возрасте от 18 до 30 лет.   Аннотация проекта Современный   мир   требует   от   человека   эффективных     навыков поведения и общения. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать   основные   нормы   этикета,   но   и   понимать     необходимость определённых правил и взаимоотношений.   Неумение   вести   себя   в   обществе,   дефицит   культурного   общения приводит   человека   к   нравственному   обнищанию.   К   сожалению,   этикет сегодняшнего дня далёк от требований этикета прошлых веков.   Этикет всегда развивался в тесной связи с развитием культуры народа, его историческими традициями. Соблюдение правил и норм этикета  является необходимым компонентом культуры русского народа. Этикет,   в   нашем   понимании,   представляет   собой   установленный, принятый порядок поведения людей в том или ином обществе. В   наше   время   многие   правила   этикета   утратили   былое   значение,   но потребность в нравственном воспитании обучающихся, освоении ими правил и норм этикета в реальном поведении осталась. Формирование   нравственных   качеств   личности   возможно   через вовлечение обучающихся в изучение основ современного этикета.   Задачи программы: 1.Знакомить обучающихся с нормами этикета. 2.Формировать  навыки  культурного поведения в повседневной жизни, культуру  общения. 3.Формировать   потребность   в     самовоспитании   и   реализации   таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность. 4.Развивать  общую культуру. Предполагаемый  проект  –   свод правил поведения обучающихся школ пенитенциарной системы. Этапы работы над проектом: Этапы работы Содержание Организация деятельности Осуществление деятельности Подведение итогов этапа 1.Вводные лекции по ознакомлению с  теоретическими  основами понятия  «этикет», . 1.Способы  проявления  и  выражения  вежливости. 2 Культура  пользования  телефоном. 4. Основы  гостеприимства 5.Этикет  приветствия и  прощания.  Формирование  навыков  культурного  поведения в  повседневной жизни. Повышение уровня  общей социальной  адаптации. Деятельность обучающихся  ­ изучение  основ  современного  этикета;  ­использование  в  повседневном   обиходе  допустимых   речевых оборотов; ­соблюдение  этических норм  поведения.  Познакомиться со  способами  проявления  вежливости. 1.Составить  свод  правил поведения  обучающихся  школ   пенитенциарной  системы.     2.Итоговое занятие   брейн­ринг «Этикет и мы» Деятельность учителя 1.Подготовка дидактического и материала   проведение   лекций, бесед.   для 1.Подготовить дидактический материал   практической в деятельности соблюдении   правил этикета. 2. Подготовить  презентации по  этике  взаимоотношений.   Оказание помощи в  составлении свода  правил. Подготовка и  проведение брейн­ ринга «Этикет и  мы».           Ожидаемые результаты проекта для обучающихся: Успешная   реализация   данной   программы   позволяет   обучающимся достичь следующих результатов:   ­ обучающиеся приобретут знания в области этики, научатся применять полученные знания на практике; ­   обучающиеся   приобретут   опыт   самостоятельного   общественного действия, участвуя в конкурсах, конференциях, фестивалях и др.  В результате проекта обучающиеся научатся правилам хорошего тона, приобретут   навыки   культурного   общения,   уважения   к   окружающему миру и потребности в самовоспитании.

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)

Программа внеурочной деятельности "Основы современного этикета"(для обучающихся пенитенциарной системы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017