Программа внеурочной деятельности по развитию речи обучающихся начальной школы. Направление: фольклор

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной программе отражены цели и задачи, актуальность и необходимость развития речи детей посредством устного - народного творчества. А так же представлено тематическое планирование занятий со 2 - 4 класс. Возможна частичная реализация и в 1 классе в форме фольклорных праздников по учебнику Галина Бабина: Тематические фольклорные вечера для дошкольников
Иконка файла материала программа ЛАДУШКИ.docx
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская средняя школа № 1» Программа внеурочной деятельности театрально ­ фольклорного кружка «Ладушки» основное направление: общекультурное срок реализации: 3 года программа рассчитана на обучающихся 2 – 4 классов на 2016 – 2019 учебный год Переработала: Сабанцева Екатерина Александровна Учитель начальных классов Пояснительная запискаЦенностная    ориентация  человека  испокон веков  была  неразрывно связана с культурой  народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса. Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.           Народное   театральное   искусство   отличается   оригинальными   условными   приемами   и   средствами,   активным   взаимодействием   исполнителей   и зрителей,   острой   злободневностью.   Источники   фольклорных   пьес,   отдельные   их   мотивы   и   персонажи   часто   были   заимствованными,   но   сами   пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям. Актуальность   программы  обусловлена   потребностью   культурной   преемственности,   самобытности,   социокультурной   идентичности   ребенка   и   его ориентации в поликультурном пространстве: ­ в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.  ­ в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию ­  к толерантности;  ­ в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;  ­ в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.            В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, ­ наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о Актуальность программы. народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе мы обратились к фольклору, как к самому действенному и проблем. средству решения   этих     яркому              Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовить к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери). Цель и задачи программыЦель: Формирование творческой личности ребёнка средствами русского фольклора, создание условий для воспитания нравственных качеств личности  воспитанников, творческих умений и навыков, организации  их досуга путем вовлечения в кружковую деятельность.    Задачи: Образовательные:  ­ Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками. ­ Формировать исполнительские навыки в области пения, движения. ­ Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену), отца (мать). Воспитательные: ­ Формировать социально­нравственное, психическое здоровье детей. ­ Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;  ­ Воспитывать в детях толерантность. Развивающие:  ­ Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей. ­ Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; ­ Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально­слуховые представления. ­ Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.  ­ Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав Принцип построения программы. Программа кружка строится на следующих концептуальных принципах: Принцип   успеха    Каждый   ребенок   должен   чувствовать   успех   в   какой­либо   сфере   деятельности.   Это   ведет   к   формированию   позитивной   «Я­ концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.  Принцип   динамики.   Предоставить   ребенку   возможность   активного   поиска   и   освоения   объектов   интереса,   собственного   места   в   творческой деятельности, заниматься тем, что нравится. Принцип   демократии.   Добровольная   ориентация   на   получение   знаний   конкретно   выбранной   деятельности;   обсуждение   выбора   совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоролики, аудиозаписи..   Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в  самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.4. Возраст детей: учащиеся  8 – 10 лет  ­ особенности набора детей  ­ свободный ­ число учащихся по годам обучения ­  18;  ­ режим занятий – 1 час в неделю: общее число часов в год ­ 34;  Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. Методические приемы: ­ наглядный, словесный, практический; ­ беседы с детьми;  ­ наблюдение за природой; ­ слушание русских народных песен, сказок; ­ разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей; ­ инсценировки песен и малых фольклорных форм; ­ ручной труд. Срок реализации данной программы рассчитан на 3 года обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы. Формы подведения итогов: ­Занятия интегрированного типа ­Развлечения ­Театрализованные представления, концерты. ­Календарные праздники ­Видео и фотоматериалы. ­Отзывы родителей, педагогов Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных  форм организации на занятиях. Коллективные задания  вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.  Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся должны знать ­ виды и жанры фольклора ­ чётко произносить в разных темпах 8­10 скороговорок; ­ наизусть русские народные сказки  Учащиеся должны уметь­ владеть комплексом артикуляционной гимнастики; ­ действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; ­ произносить скороговорку в движении и разных позах; ­ произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; ­ произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; ­ читать наизусть сказки, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; ­ строить диалог с партнером на заданную тему; ­ подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Учащиеся 3 класса должны *Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами. *Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни. *Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту. *Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха). *Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…). *Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию. *Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку»,  выполнять движения в свободной пляске.  *Оказывать помощь сверстникам и взрослым. *Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками. *Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.  *Проявлять внимание и заботу к близким. *Передавать полученные знания малышам.  Учащиеся 4 класса *Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать. *Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора. *С желанием участвовать в любом виде деятельности. *Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом. *Владеть навыками передачи эмоционально­образного содержания песни. *Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией. *Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста», «ниточка с иголочкой». *Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. *Передавать полученный опыт малышам. 6. Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы: ­ просмотр  инсценировок, подготовленных учащимися; ­ участие в тематических праздничных программах в школе. ­ участие в Параде кружков.  Механизм оценки реализации программы Анкетирование Включение педагогического наблюдения Рефлексия Анализ действий Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах Результаты освоения программы: Личностные результаты. У учеников будут сформированы:     потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление  прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной  литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД: Обучающийся научится:  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое  смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится:   пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и  инсценировании. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество;  слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;  Коммуникативные УУД: Учащийся научится:     формулировать свои затруднения;     формулировать собственное мнение и позицию;   осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся:        читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 2. Учебно­тематический план кружка в 2 классе. № Название разделов Общее количество  часов Часы аудиторных  занятий Часы внеаудиторных занятий1 2 3 4 5 6 7 8 Вводное занятие Знакомство с народными праздниками Хороводные игры Театральная деятельность. Музыкальные инструменты Русский костюм Народные промыслы Малые жанры фольклора Учебно­тематический план кружка в 3 классе. № Название разделов 1 8 6 10 4 2 2 1 34 6 6 4 1 2 6 4 2 2 1 18 16 Общее количество  часов Часы аудиторных  занятий Часы внеаудиторных занятий 1 2 Вводное занятие Знакомство с народными праздниками 1 8 1 2 63 4 5 6 7 8 Хороводные игры Театральная деятельность. Музыкальные инструменты Русский костюм Народные промыслы Малые жанры фольклора 6 10 4 2 2 1 34 6 4 2 2 1 18 6 4 16 № Название разделов Общее количество  часов Часы аудиторных  занятий Часы внеаудиторных занятий Учебно­тематический план кружка в 4 классе. 1 2 3 Вводное занятие Знакомство с народными праздниками Хороводные игры 1 3 1 12 3 9 34 5 6 7 8 Театральная деятельность. Музыкальные инструменты Русский костюм Народные промыслы Малые жанры фольклора 10 3 2 2 1 34 6 3 2 2 1 18 4 16 Календарно­тематическое планирование 2 класс №№ Тема  занятия Форма  проведения Кол­ во  часов Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии Дата  проведения План факт Вводное  занятие «Репка» 1. 2.  Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу,  сформулированную учителем; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя  позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при  выполнении3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. «Рябинник» «Осенние  хлопоты» «Сделал дело  ­ гуляй смело» «Теремок» «В гости к  лесовичку» «Сошьём Дуне сарафан» «У бабушки  Натальи» ­  праздник «В хороводе  были мы» «Кузьминки» «Ярмарка  игрушек» «При матушке добро» Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение,  проявлять инициативу и активность Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении  и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение,  проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;  формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и  активность осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и  активность пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре  видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. «Здравствуй,  зимушка­ зима» «Весёлый  оркестр» «В гости к  Снегурочке» «Новый год у  ворот» «На пороге –  коляда» «Святки» «Рукавичка» «Чудо ­  балалайка» «Красна песня ладом» «Заяц белый,  куда бегал» «Ой, блиночки мои!» «Масленица» «Колыбельная песенка». договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;  формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  слушать собеседника; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и  анализ поведения героя; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя  позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре  видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и  анализ поведения героя; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,  злоба, удивление, восхищение)3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. «Заюшкина  избушка». «Грач на горе,  весна на  дворе». «Поскорей  подрастай, да  к работе  поспевай» «Птицы,  летите, весну несите» «Сороки» «Пасха» «На зелёном,  на лугу». «Весёлые  звоночки». «В гостях у  сказки» «Учиться ­  всегда  пригодится» планировать свои действия на отдельных этапах работы анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя  позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». проявлять инициативу и активность       работать в группе  пользоваться приёмами анализа и синтеза при наблюдении за природой развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; уметь выражать  разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,  восхищение) пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении,  проводить сравнение и анализ поведения героя Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу,; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя  позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении , проводить сравнение и  анализ поведения героя; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и  инсценировании. Коммуникативные УУД:Обучающийся научится: включаться   в   диалог,   в   коллективное   обсуждение,   проявлять   инициативу   и активность формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль Календарно­тематическое планирование 3 класс №№ Тема занятия Форма  проведения Кол­ во  часов Перечень универсальных учебных действий, формируемых на  занятии Дата проведения План факт 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. Вводное  занятие  «Брусничный  пирог». «Гармошечка   говорушечка» (посиделки с  мамами)  «Ах, капустка  моя». «Всякому делу своя пора». «Где был  Иванушка?» «Закружись  наш хоровод». «Хлеб ­ всему  голова». «В гости к  осени» (праздник) Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу,  сформулированную учителем; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя  позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое  смогу». Познавательные УУД: понимать и применять полученную  информацию при выполнении  Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное  обсуждение, проявлять инициативу и активность Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных этапах  работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при  чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ  поведения героя; Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное  обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные отсобственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;  формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять  инициативу и активность формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре  видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять  инициативу и активность понимать и применять полученную информацию при выполнении  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре  видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. «Сказка к нам  пришла» (представление для малышей) «Кузьминки –  об осени  поминки» «Добро делать  спешить  надобно» «Матушка  родимая» (развлечение с  мамами) «Здравствуй,  зимушка –  зима» «Ходит сон по  лавочке» (посиделки с  мамами) «Зимняя  карусель» «Новый год у  ворот» «На пороге  коляда»2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. «Святки» (развлечение) «Праздник  валенка» «Веселые  частушки» «Богатыри» (развлечение с  папами) «Смех и  веселье» «Блины  русские» «Гостьюшка  годовая» «Семья в куче  – не страшна и  туча» «Василиса  краса» «Прялица» «Чудеса –  кудеса» «Птицы летите  – весну несите» «Сороки» «Пасхальное  яичко» (сказка для  малышей) «Весну  привечаем –  игры затеваем» «Дорога не  понимать и применять полученную информацию при выполнении  договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;  формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  слушать собеседника; включаться   в   диалог,   в   коллективное   обсуждение,   проявлять инициативу и активность планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить  сравнение и анализ поведения героя; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя  позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое  смогу». пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре  видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; включаться   в   диалог,   в   коллективное   обсуждение,   проявлять инициативу и активность планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей2. 3. 4. ешка, дорога  потешка» «Русская  песня» «Встреча у  околицы» (концерт для  родителей) деятельности; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить  сравнение и анализ поведения героя; развивать речевое дыхание и  правильную артикуляцию; уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,  радость, злоба, удивление, восхищение) планировать свои действия на отдельных этапах работыТема занятия №№ Календарно­тематическое планирование 4 класс Форма  проведения Кол­ во  часов Перечень универсальных учебных действий,  формируемых на занятии Дата проведения План факт 1. 2. 3. Вводное занятие «Труд и наука – брат и сестра» «Жихарка»­инсценировка для детей средней группы «У наших ворот всегда хоровод» «Листопадничек»­интегрир.  занятие Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу,  сформулированную учителем; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью  учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»,  «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: понимать и применять полученную  информацию при выполнении  Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. «Осенние посиделки» развлечение «Покров» «Как у нашей Дуни» «Октябрь – свадебник» «Сказка к нам пришла»­ представление  для средней группы. «Кузьма ­ Демьян» Варежковый театр­занятие с  мамами «Матушка родимая»­ развлечение с  мамами Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных  этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и  синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить  сравнение и анализ поведения героя; Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от  собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;  формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение  окружающих. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять  инициативу и активность формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение  окружающих. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и  просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ  поведения героя;1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. «Зимушка – сударушка» «Шуба да кафтан» «Спиридон ­ Солнцеворот»­ театр бибабо для средней  группы. «Новый год у ворот»­праздник «На пороге ­ коляда» «Страшные вечера»­ развлечение «Праздник валенка» «В гостях у домового» «Игры молодецкие»­ с папами. «Без песен мир тесен»  «Ждём весну» «Как на масленой неделе» «Марья ­ искусница»­ занятие с  мамами «Сорок птах» осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять  инициативу и активность понимать и применять полученную информацию при  выполнении  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и  просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ  поведения героя; понимать и применять полученную информацию при  выполнении  договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;  формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;  адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  слушать собеседника; включаться   в   диалог,   в   коллективное   обсуждение,   проявлять инициативу и активность планировать свои действия на отдельных этапах работы над  пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. «Птицы, летите, весну несите» «Дуйте в дудки…» «Красна речь поговоркою» «Верба ­ вербочка» «Пасхальный перезвон» «Весну привечаем – игры  затеваем»  «Приходите в гости к нам»­  концерт  для детей и взрослых понимать и принимать учебную задачу, сформулированную  учителем; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью  учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»,  «Я ещё многое смогу». пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и  просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ  поведения героя; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; включаться   в   диалог,   в   коллективное   обсуждение,   проявлять инициативу и активность планировать свои действия на отдельных этапах работы над  пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя; развивать речевое  дыхание и правильную артикуляцию; уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния  (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) планировать свои действия на отдельных этапах работы«Детский музыкальный фольклор»   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА  «Потешки, приговорки, заклички». Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о  животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни,   раскрытие   возможности   детского   голоса,   сила   голоса  его   звонкость,   эмоциональная   темпераментность,   естественность.   Работа   над   точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении. «Колыбельные песни, пестушки». Предназначение   данных   произведений.   Постижение   народно­попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных  оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.  «Считалки, дразнилки, частушки». Цель данного вида фольклора ­ использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных  фольклорных образов, соответствующих  творческим способностям и  исполнительским возможностям детей.  «Народные песни»  «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.  «Свадебные песни». Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями  свадебной   игры   (сватовство,   смотрины,   девичник,   прощание   с   родным  домом, венчание,   встреча   молодых   в   доме   жениха).   Развитие  эмоциональной   отзывчивости   на   музыку,   привитие   интереса   и   любви   к  ней.   Различение выразительных средств музыки ­ темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально ­ образном содержании песни.  «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно ­мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса.  Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.  «Игровой фольклор»  «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.«Хоровод»    «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода». Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета). Обработка   хореографических   движений.   Добиваться   выразительной  передачи   танцевально­игровых   движений,   их   ритмичности   в   сочетании   с  пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.  «Детские музыкальные инструменты»  «Знакомство с народными инструментами». Классификация народных инструментов.  Народные  праздники  Знакомство с календарными праздниками, обрядами. Теоретические сведения об осенних, зимних, весенних праздниках, народные обычаи и обряды. Устный фольклор: осенние, зимние, весенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки. Праздник урожая,  Покров, Святки, Новый год, Масленица, Пасха. Русский костюм Знакомство с национальным костюмом, традиционной одеждой Народные промыслы Знакомство с народными промыслами Руси, изготовление изделий, создание макетов, чертежей, эскизов. Театральная деятельность. Знакомство с народным театром, постановка пьес по русскому фольклоруСписок литературы учителю: 1.БардинаП.Е Жили ­ были. ­ Томск: изд. Томского университета, ­ 1997г.­ 222с. 2.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С­Пб.: Детство – пресс ­ 2001г.­ 400с 3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для методистов, музыкальных руководителей. ­ М.: Гном­Пресс ­ 2000г.­ 88с. 4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс ­ 2000г.­ 224с. 5.НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.­ М. :Сов. омпозитор, ­ 1988г.­ 190с. 6.КартушинаМ.Ю. Русские народные праздники в детском саду ­ М.: ТЦ Сфера ­ 2006г.­320с. 7. Фольклор – музыка ­ театр. Под редакцией С.И.Мерзляковой – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС ­ 1999г. – 216с. 8. Посвянская Н.П. От зимы до осени. ­ М.: Детская литература ­1979г.­286с. Список литературы для детей: 1. 2. 3. Русские народные сказки, потешки Загадки Колыбельные песни 4. Посвянская Н.П. От зимы до осени. ­ М.: Детская литература ­1979г.­286с. Печатные пособия: 1.Программно – методические материалы 1 – 4 класс. «Русский фольклор» Л.Л. Куприянова – «Мнемозина», 2008. 2. Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 1 класса – «Мнемозина»,2008. 3. Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 2 класса – «Мнемозина»,2008. 4. Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 3 класса – «Мнемозина»,2012. 5. Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 4 класса – «Мнемозина»,2012.