Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
10.01.2017
Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 6-8 лет.
смотрю на мир глазами художника.docx
АДМИНИСТРАЦИИ  ПРЕДГОРНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНА                                                                   приказом  директора МОУ ООШ №20                                                         от ….. ……… 201… года № …..                                                                       ___________  Л.А. Шаповалова    Программа внеурочной деятельности Социальное направление муниципального образовательного учреждения   «Основная общеобразовательная   школа №20» 2015­2016 гг.                                                                               Составитель:  Кучменко М. В.                                                                                                                                                                          Обсуждено и принято                                                                                                на совещании учителей   Протокол № …..  «….»……….….2015г. Адрес: 357390, Ставропольский край, Предгорный район, ст. Суворовская, ул. Советская,10 Пояснительная записка Рабочая   программа   по   внеурочной   деятельности   «Смотрю   на   мир   глазами художника»   создана   на   основе   примерной   программы   внеурочной   деятельности художественно­эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, ­ (Стандарты второго поколения).  Предлагаемая   программа   по   изобразительному   искусству   и   художественно­ творческой деятельности рассчитана на учащихся 6­8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа (1  год). Мир,   в   котором   живет   человек   сегодня   и   в   котором   все   пребывает   в   движении, заставляет   людей   искать   ориентиры,   преодолевать   противоречивость   многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках   цельности,   в   стремлении   упорядочить   свои   знания,   в   том   числе   и   в   сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание   его   устремляется   на   все,   что   рождает   ощущение   непреходящих   ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности   художественное   мышление   предков,   отображение   в   народном искусстве. Декоративно­прикладное   творчество   –   удивительный   вид   творчества,   дающий возможность   раскрыть   свои   способности   любому   человеку.   В   последние   годы   можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни. Изучение   декоративно­прикладного   искусства   в   рамках   дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно­эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно­прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Цель   программы:  развитие   творческих   способностей   обучающихся     средствами прикладной направленности. Задачи:  ­ научить слушать,  видеть,  понимать и анализировать произведения искусства; ­   научить   правильно   использовать   термины,   формулировать   определения   понятий, используемых в опыте мастеров искусства. ­   обучить   конкретным   трудовым   навыкам   при   работе   с   тканью,   нитками,   бисером, красками, природными материалами; ­ привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; ­ воспитать нравственные качества детей; ­ формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.  ­ развивать образное мышление, творческие способности; ­ формировать эстетический и художественный вкус; ­ содействовать формированию всесторонне развитой личности. Отличительные особенности данной программы:     связи   искусства   с   жизнью   человека,   роль   искусства   в   повседневном   его бытии,   роль   искусства   в   жизни   общества,   значение   искусства   в   развитии каждого   ребёнка   –   главный   смысловой   стержень   программы,   который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся; содержание   программы   направлено   на   активное   развитие   у   детей эмоционально­эстетического   и   нравственно   оценочного   отношения   к действительности,   эмоционального   отклика   на   красоту   окружающих предметов, природы и т. д.; на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно­ прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа; единство воспитания   и  образования, обучения  и  творческой  деятельности учащихся;   сочетание   практической   работы   с   развитием   способности воспринимать и понимать произведения искусства. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства   (живопись,   графика,   скульптура),   а   также   языка   декоративно­прикладного искусства   (аппликация,   декоративные   композиции   из   скульптурного   материала)   и бумажной   пластики.   Кроме   этого,   предполагается   творческая   работа   с   природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение. Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки,  украшения для интерьера, они для себя и своих близких.  Данные   занятия   способствует   воспитанию   эстетической   культуры   и   трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил   изображения;   овладение   материалами   и   инструментами   изобразительной деятельности;   развитие   стремления   к   общению   с   искусством;   воспитательные   задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать   со   сверстниками   в   творческой   деятельности;   формирование   чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно­выразительные средства для решения творческой задачи;   развитие   стремления   к   творческой   самореализации   средствами   художественной деятельности. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся   со   специальной   литературой,   раскрывающей   секреты   творческой   работы   в области искусства выдающихся художников. В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем. Учебно­тематический план № п/п Тема Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Живопись Графика Скульптура Аппликация Бумажная пластика Работа с природными материалами Организация и обсуждение детских работ ИТОГО 12 2 4 5 5 4 1 33 Содержание курса, характеристика деятельности учащихся 1. Живопись  Начальные   представления   об   основах   живописи,   развитие   умения получать   цветовое   пятно,   изучение   основных,   тёплых   и   холодных   цветов.   Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от   пятна»,   без   использования   палитры.   Изображение   пейзажей,   сказочных   животных  и птиц, растений, трав. 2. Графика  Знакомство   с   выразительными  средствами   этого   вида   станкового искусства. Выразительность  линии, которую можно получить путём разного нажима на графический   материал.   Первичные   представления   о   контрасте   темного   и   светлого пятен, о вариантах создания  тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. 3. Скульптура  Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки   —   глиной   и   пластилином.   Получение   сведений   о  скульптуре   как   трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей. 4. Аппликация  Знакомство с разными техниками  аппликации, а также с различными материалами,   используемыми   в   данном   виде   прикладного   искусства.   Знакомство   с техникой   обрывной   аппликации,   в   работе   над   которой   большое   значение   имеет сторона,   по   которой   обрывается   бумага.  В   технике   «вырезанная   аппликация»   дети осваивают   приём  работы   с   ножницами   разной   величины,   учатся   получать   плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать  развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая   работа:  изучение   выразительности   готовых   цветовых   эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций). 5.   Бумажная   пластика  Трансформация   плоского   листа   бумаги,   освоение   его возможностей:   скручивание,   сгибание,     складывание   гармошкой,   надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного   образа   и   целенаправленного   сминания  бумаги   с   целью   получения заданного образа. Практическая  работа:  изображение   уголка   парка,   отдельных   предметов  пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д. 6. Работа   с   природными   материалами  В   качестве   природных   материалов используются   выразительные   корни,   шишки,   семена,   камни,  мох,   кусочки   дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных  природных объектов.   В   композиции   в   качестве   дополнительных   объектов   включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги. Практическая работа: изображение уголков природы. 7. Организация   и   обсуждение   выставки   детских   работ  Школьники   вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве  процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач. Календарно­тематический план  Наименование тем Количество Дата  часов Тема «Живопись» (12 часов) Характеристика основной деятельности ученика 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Начальное представление о живописи  – заочная экскурсия в картинную  галерею. Исследование жанров  живописи. Моделирование сюжетов будущих  творческих работ. Классификация  объектов природы. Классификация  основных цветов, их  сравнение и различение. Выполнение  набросков с натуры. Анализ приема получения  живописного пятна. Классификация   основных цветов, их сравнение и  различение Сравнение оттенков одного цвета.  Моделирование пейзажей. Сравнение оттенков одного цвета.  Моделирование пейзажей. Сравнение,  классификация и анализ  выполненных работ. Моделирование  творческой выставки. Выполнение набросков Выполнение набросков № п/п 1 2 3 4 5 6­7 8 С чего нужно начинать  учиться рисовать? Композиция   Форма изображаемого  предмета Основные цвета Учимся смешивать  цвета Рисование цветов Выставка творческих  работ 9 Портрет в живописи 10 Правила рисования портрета Рисуем портрет мамы 11 12 Какими бывают  девчонки. Рисуем  портрет  одноклассницы. 13 Графический рисунок 14 Как передать объём  предмета. Светотень. 15 Введение. Скульптура 16 Материалы,  инструменты  необходимые для  работы Выполнение творческих работ. Лепка с натуры 17 18 19 20 21 22­ 23 Выполнение творческих работ. Лепка по памяти Введение. Беседа «Что  делают из бумаги»   Виды аппликаций Технология  выполнения  аппликации Выполнение творческих работ. Цветная бумага  Выполнение творческих работ. Сюжетная  аппликация 1 1 Сравнение,  классификация и анализ  выполненных работ Сравнение,  классификация и анализ  выполненных работ. Моделирование  творческой выставки. Тема «Графика» (2 часов) 1 1 Исследование выразительных средств  этого вида искусства. Анализ  особенностей выполнения различных  видов линий. Моделирование пейзажей и  натюрмортов. Анализ работ. Тема «Скульптура» (4 часа) 1 1 1 1 Исследование особенностей данного  жанра искусства (трехмерное  изображение). Анализ приемов работы  инструментами. Сравнение действий. Моделирование композиции «Овощи и  фрукты». Анализ выполненных работ,  сравнений приемов выполнения. Сравнение приемов лепки из  пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке». Тема «Аппликация « (5 часов) 1 1 1 2 Исследование свойств бумаги,  особенностей ее разновидностей.  Моделирование правил по ТБ при  работе с ножницами.  Анализ и сравнение техник  аппликации. Моделирование порядка  выполнения аппликации. Анализ  приемов работы с ножницами. Моделирование вырезной аппликации  из цветной бумаги. Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ. Тема «Бумажная пластика» (5 часов) 24 Введение. Виды бумаги 25 Материалы,  1 1 Исследование свойств бумаги,  особенностей ее разновидностей.  Моделирование правил по ТБ при  работе с ножницами. Исследование приемов работы инструменты  необходимые для  работы Выполнение творческих работ по рисунку Выполнение творческих работ по образцу Выставка творческих  работ 1 1 1 различными инструментами.  Классификация приемов. Моделирование сюжетной работы  «Мой любимый уголок парка». Анализ  приемов работы. Анализ приемов получения объема с  помощью мятой бумаги. Исследование  образцов. Сравнение,  классификация и анализ  выполненных работ. Моделирование  творческой выставки. Тема «Работа с природными материалами» (4 часа) Введение. Путешествие в страну мастеров 26 27 28 29 30 Методы работы с  природными  материалами 31 Создание композиции  32 из листьев, цветов Выставка творческих  работ 1 1 1 1 Исследование поделок из природного  материала. Подготовка материала к  работе. Исследование приемов работы с  природными материалами.  Моделирование правил по ТБ. Моделирование композиций из  природного материала.  Анализ выполненных работ.  Подготовка Презентации.  Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час) 33 Подведение итогов  года «Праздник  творчества» Итого часов за год 1 33 Организация выставки детских работ.  Моделирование композиций. Содержание рабочей программы Тема: «Живопись» (12часов) Занятие 1. С чего нужно начинать учиться рисовать?  Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи. Занятие   2.   Композиция.   Начальные   представления   об   основах   живописи. Моделирование сюжетов будущих работ. Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры. Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев. Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей. Занятие 6.  Контраст тёплых  и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав. Занятие   7.  Работа   «от   пятна»,   без   использования   палитры.   Рисование   на   тему «Осенний букет».              Занятие 8. Сравнение,  классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.            Занятие 9. Выполнение набросков            Занятие 10. Выполнение набросков Занятие 11. Сравнение,  классификация и анализ выполненных работ              Занятие 12. Сравнение,  классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. Тема: «Графика» (2 часов) Занятие   13.Знакомство   с   выразительными  средствами   этого   вида   станкового искусства.   Выразительность  линии,   которую   можно   получить   путём   разного   нажима   на графический материал.  Занятие   14.   Первичные   представления   о   контрасте   тёмного   и   светлого   пятен,   о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами.  Тема: «Скульптура» (4 часа) Занятие 15. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается   в  пространстве   и  которое   можно   обойти   со   всех   сторон.   Особенности жанра. Занятие 16.  Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки ­ пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином. Занятие 17.   Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции. Занятие 18. Лепка по памяти фигурок птиц.   Тема: «Аппликация» (5 часа) Занятие 19. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?» Занятие 20. Знакомство с разными техниками  аппликации, а также с различными материалами, используемыми  в данном виде  прикладного  искусства.  Освоение  приемов работы с ножницами. Занятие   21.   Выполнение   аппликации   из   цветной   бумаги   по   образцу.  В   технике «вырезанная аппликация»  дети осваивают  приём работы  с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.  Занятие 22, 23 Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными  материалами,   например   с   фантиками,   из   которых   составляются   сначала простые композиции типа орнаментов и узоров,  а затем более сложные тематические композиции. Тема: «Бумажная пластика» (5 часов) Занятие 24. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Занятие   25.Упражнение   в    сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания  бумаги с целью  получения заданного образа.  Занятие   26.   Коллективная   работа   в   технике   бумагопластики   на   тему   «Мой любимый уголок парка». Занятие   27.   Выполнение   творческих   работ   по   образцу.   Изготовление   отдельных предметов пышных форм. Занятие 28. Организация выставки работ учащихся. Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа) Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов  используются   выразительные   корни,   шишки,   семена,   камни,  мох,   кусочки дёрна). Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора». Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.  Занятие 32. Организация выставки работ учащихся. Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час) Занятие   33.   Школьники   вспоминают   темы,  изученные в течение года, находят свои   работы.   При   обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При   умелом   руководстве  процессом   обсуждения   дети   вспоминают   основные   темы   и содержание учебных задач. Уровень прогнозируемых результатов работы по программе: Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре,  аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися  творческих работ, овладение навыков защищать своих работы. Личностные  результаты: В ценностно­эстетической  форме – эмоционально­ценностное  отношение к   окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям); толерантное  принятие   разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций;  художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,   нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни. В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение   применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности. В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов   для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное  конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания   красивых  вещей,  или их  украшения.   и     воспринимать   Метапредметные     результаты   –  видеть     проявления художественной   культуры в   окружающей   жизни. Желание   общаться   с   искусством, участвовать     в     обсуждении   содержания     и     выразительных     средств   произведений искусства. Активное  использование  языка ИЗО и различных  художественных  материалов для     освоения     содержания     разных     учебных   предметов.   Обогащение     ключевых компетенций   художественно­эстетическим     содержанием.   Формирование     мотивации   и способность  организовать  самостоятельную  художественно – творческую  деятельность, выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла. Средства контроля Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно­практических конференций,   отчётного   концерта   или   спектакля   юных   художников,   мастеров   народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно­эстетического и прикладного профиля. Методическое обеспечение Включает   в   себя   дидактические   принципы,   методы,   техническое   оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое   внимание   уделяется   нормам   организации   учебного   процесса   и   дидактическим принципам. Прежде  всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6­8 лет, на  который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно­ образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические   упражнения,   экскурсии),   изобразительной   (учебно­наглядные   пособия)   и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно­воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последова­ тельности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступ­ ности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Формы и методы работы: На занятиях используются  методы:   Словесные (рассказ, объяснение, беседа).  Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).  Практические (упражнения, сюжетно­ролевые игры, практические работы).  Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).  Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).  Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).  Эвристические (методика ТРИЗ). Ведущие формы организации занятий:  Групповые (творческие мастерские).   Индивидуальные (самостоятельная работа).  Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).   В   рамках   групповой   формы   проведения   занятий   предусматривается индивидуализация   методов   обучения.   Выбор   методов   и   приёмов   работы   определяется целями   и   задачами   конкретного   занятия.   Содержание   занятия   планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся. 1. Материально­техническая база:  Условия реализации программы   просторный оборудованный кабинет; предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ,  сменная информация);  оборудование: ножницы, лекало, резцы.     шкаф для хранения изделий, материалов;   коробки для хранения остатков бумаги, ткани. 2. Методическое обеспечение:    пополнение периодической литературы и книг по темам;  дидактический материал; наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);  методическая литература:  журналы, книги по технологии,  учебные  пособия для  детей. 3. Наличие кадровых работников:  учитель начальных классов. 4. Организационно­педагогические условия:   сотрудничество с другими коллективами; организация комплексных занятий. Список литературы Список литературы для педагогов 1 Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. ­ М., 1991. 2 Алексахин   Н.   Постичь   цветовую   гармонию   сердцем   и   умом   //   Дошкольное воспитание. – 1988 ­ № 3; 3 Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. ­ М., 1994. 4 Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992; 5 Апполон.   Изобразительное   и   декоративное   искусство. терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;   Архитектура: 6 Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979; 7 Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]­ М.: Эксмо. – 2006; 8 Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989; 9 Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;  10 Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя­ева. ­ М., 1991. 11 Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987; 12 Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994; 13 Елизарова   Е.   Декоративно­прикладное   искусство   //   Дошкольное   образование. 1997. ­ №3; 14 Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 15 Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева ­ М., 2009. 16 Коротеева   Е.   И.   Весёлые   друзья­фантики:   аппликация   из   фантиков/   Е.   И. 1971; Коротеева ­ М., 2009. 17 Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.­М., 2009. 18 Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.­М., 2009. 19 Коротеева   Е.   И.   Изобразительное   искусство:   учебно­наглядное   пособие   для учащихся 1­4 классов / Е. И. Коротеева.­М., 2003. 20 Коротеева   Е.   И.   Озорные   подружки­нитки:   аппликация   из  ниток   /   Е.   И. Коротеева.­М., 2009.  21 Молотобарова   О.С.   Кружок   изготовления   игрушек­сувениров:   пособие   для руководителей   общеобразовательных   школ   и   внешкольных   учреждений.   М.:. Просвещение. – 1990; 22 Народное творчество: журнал – 1995; 23 Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994; 24 Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.­М., 1987. 25 Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.­М., 2007.­(Библиотека учителя). 26 Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000. 27 Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: ­ 1976; 28 Претте М.­К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.­К. Претте, А.Копальдо.­М., 1981, 1985. 29 Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980; 30 Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982; 31 Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. – М. – 1969; Список литературы для обучающихся 1 Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]­ М.: Эксмо. – 2006; 2 Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. ­ М., 1991. 3 Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева ­ М., 2009. 4 Коротеева   Е.   И.   Весёлые   друзья­фантики:   аппликация   из   фантиков/   Е.   И. Коротеева ­ М., 2009. 5 Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.­М., 2009. 6 Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.­М., 2009. 7 Коротеева   Е.   И.   Изобразительное   искусство:   учебно­наглядное   пособие   для учащихся 1­4 классов / Е. И. Коротеева.­М., 2003. 8 Коротеева   Е.   И.   Озорные   подружки­нитки:   аппликация   из  ниток   /   Е.   И. Коротеева.­М., 2009. 9 Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. – Л.­ 1987; 10 Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: ­ 1984; 11 Народное творчество: журнал – 1995; 12 Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994; 1981, 1985. 13 Прекрасное ­ своими руками / сост. С.С. Газарян. – М. – 1986; 14 Претте М.­К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.­К. Претте, А.Копальдо.­М., 15 Сараева Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов­на­Дону. – 2000; 16 Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. – 1992; 17 Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение. – 1992; 18 Шамаева Г., Кашинская Л. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ­с». – 1994;

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017