Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
чтение
1 кл—4 кл
02.04.2017
Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"
Современного человека окружает масса различных устройств, каждое из которых является источником информации. Увеличилось не только количество источников информации, но и её объём. Поэтому очень важно научить современного школьника не только находить нужную информацию, но и уметь с ней работать: осмысливать, преобразовывать, оценивать, использовать в жизни, не забывая формировать моральный облик обучающихся. В нашем учебном заведении была разработана дополнительная образовательная программа «Я-читатель», которая является очень удачным нововведением для развития читательского интереса, формирования познавательной активности, расширения кругозора, словарного запаса обучающихся и их нравственного поведения.
Программа Я-читатель.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №133» Дополнительная общеразвивающая программа «Я- читатель», как способ духовно-нравственного развития младших школьников Направленность: общеинтеллектуальная Возраст: 7-10 лет Срок реализации: 4 года Поливода Надежда Михайловна Учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №133» Пермь,2017 Оглавление Пояснительная записка.....................................................................................................3 Продуктом реализации программы «Я ­читатель» являются детские проекты  разных типов, готовых к реализации: рисунки (1 класс), бумажные варианты ,  самостоятельно выполненных, газет (индивидуально и в группах) (2 класс),  электронные презентации (3 класс), сборник с реализованными проектами (4  класс)....................................................................................................................................5 Содержание курса..............................................................................................................5 Планируемые результаты освоения курса..................................................................13 Календарно – тематическое планирование.................................................................15 1-й год обучения..............................................................................................................15 2-й год обучения..............................................................................................................16 3-й год обучения..............................................................................................................17 4-й год обучения..............................................................................................................18 Список литературы.........................................................................................................19 Приложения......................................................................................................................19 Методические рекомендации к проведению особого занятия....................................21 2 Пояснительная записка Программа   курса   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Закона   «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО, ООП НОО «МАОУ СОШ № 133»   и на основе авторской программы Гордеевой А.В., Пинжина А.С. (ЦРМ г. Екатеринбург) по формированию навыков осознанного чтения. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего   рода   созерцательной   любознательностью.   Младший   школьник   с   живым любопытством   воспринимает   окружающую   среду,   которая   с   каждым   днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Характерная особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка.  В   процессе   обучения   восприятие   углубляется,   становится   более анализирующим,   дифференцирующим,   принимает   характер   организованного наблюдения.         Хорошо в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. В   связи   с   возрастным   относительным   преобладанием   деятельности   первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно­образная память, чем словесно­логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.  Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование   воссоздающего   воображения.   Оно   связано   с   представлением ранее   воспринятого   или   созданием   образов   в   соответствии   с   данным   описанием, схемой, рисунком и т. д.  Аналитико­синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё  весьма   элементарна,  находится   в  основном   на  стадии  наглядно­действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.                 В   младшем   школьном   возрасте   закладывается   фундамент   нравственного поведения,   происходит   усвоение   моральных   норм   и   правил   поведения,   начинает формироваться общественная направленность личности. Актуальность   программы  состоит   в   том,   что   на   современном   этапе   в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и 3 молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.  Новизна   программы.   Совсем   недавно   основным   источником   информации являлись книги и учитель, сейчас современного человека окружает масса различных устройств, каждое из которых является источником информации. Увеличилось не только количество источников информации, но и её объём. Поэтому очень важно научить   современного   школьника   не   только   находить   нужную   информацию,  но   и уметь   с   ней   работать:   осмысливать,   преобразовывать,   оценивать,   использовать   в жизни, не забывая формировать моральный облик обучающихся. В нашем учебном заведении была разработана дополнительная образовательная программа   «Я­читатель»,   которая   является   очень   удачным   нововведением   для развития   читательского   интереса,   формирования   познавательной   активности, расширения   кругозора,   словарного   запаса   обучающихся   и   их   нравственного поведения.  Цель   программы:   создание   условий,   способствующих   интеллектуально­ нравственному развитию  школьников. Задачи по достижению данной цели: Образовательная. ­сформировать   умение   4   видов   текста   (ознакомительное,   изучающее, просмотровое, поисковое); ­формировать стремление детей к размышлению и поиску. Развивающая. ­развивать у обучающихся познавательные интересы и позитивное отношение к чтению; ­расширить кругозор школьников. Воспитательная. ­укрепить   семейные   отношения   в   процессе   совместного   чтения  детей   с родителями; ­способствовать духовно­нравственному воспитанию школьников. Педагогическая целесообразность Курс   внеурочной   деятельности   «Я   ­   читатель»   представляет   систему интеллектуально­развивающих   занятий   для   обучающихся   начальной   школы   и   их родителей, включает 33 занятия в 1 классе и 34 занятия во 2­4 классах. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года занятий объёмом в 132 часа, 1 раз в неделю. Формы занятий  По   количеству   детей,   участвующих   в   занятии:  индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.  По   особенностям   коммуникативного   взаимодействия:  практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.  По дидактической цели:  вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий. Продолжительность занятий 4 1 класс – 30 минут. 2­4 классы – 40 минут. Виды деятельности Игровая, познавательная. Дидактический материал Курс   построен   на   серии   номеров   «Первоклассной   газеты».  Каждый   номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает: обложку, информационные блоки   с   картинками,   не   менее   пяти   заданий   на   работу   с   информацией.  Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа. Курс представлен в двух вариантах:  • ОБЛЕГЧЁННЫЙ (работа только с выпусками «Первоклассной газеты») • ПОЛНЫЙ   КУРС    (комплексное   использование   трёх   инструментов: «Первоклассная   газета»,   «Комплексные   работы»   и   участие   в   раунде   «Смелый» конкурса «ЭМУ – эрудит», с цель внешнего мониторинга). Критерии выполнения программы Программа считается выполненной, если:  по   итогам   выполнения   комплексных   работ   обучающийся   показывает уровень не ниже среднего;  обучающийся,   при   ежегодном   участии   в   раунде   «Смелый»   показал положительную динамику результатов;  по   результатам   мониторингов   у   обучающегося   будут   сформированы планируемые универсальные учебные действия на базовом уровне. Продуктом реализации программы «Я ­читатель» являются детские проекты разных  типов, готовых к реализации: рисунки (1 класс),  бумажные варианты ,  самостоятельно выполненных, газет (индивидуально и в группах) (2 класс),  электронные презентации (3 класс), сборник с реализованными проектами (4  класс). Содержание курса В   подписке  «Первоклассной   газеты»  можно   выделить   регулярные   выпуски   и спецвыпуски. Номера регулярных выпусков по своей тематике разделены на 7 рубрик. Задания номеров допустимо выполнять в классе не полностью – одно­два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома. В   подписке   всего   два   номера   –   спецвыпуска   (№   15,   №   30).   Каждый   номер раскрывает тему определённой рубрики, отличной по тематике от остальных рубрик подписки. Чаще всего в Спецвыпусках затрагиваются серьёзные темы, на которые стоит   обратить   особое   внимание.   Например,   такие   темы   как   «Общество», «Здоровье», и др. Рекомендуется проводить специальные занятия по Спецвыпускам в середине и в конце учебного года. Отведите на работу со Спецвыпуском целый урок 5 в интерактивной форме. Сценарий мероприятия можно найти в приложении. Рубрики и их цели В основе курса «Я ­ читатель» лежит концепция духовно­нравственного развития и воспитания   школьников.   Развитие   личностных   УУД   учащихся   реализуется   через рубрики «Первоклассной газеты». Рубрика ОБЩЕСТВО КРАЕВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА СТРАНОВЕДЕНИЕ СПОРТ ЗДОРОВЬЕ БИЗНЕС ЭТИКЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЯ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Задачи рубрик «Первоклассной газеты» Личностные УУД        об   общественных практическое Рассказ явлениях, руководство. Воспитание   у   учащихся осознания   своей   этнической принадлежности. Развитие   у   школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам. кругозора Расширение учащихся, с природными   особенностями, культурой   и   менталитетом других стран. Привитие интереса к спорту и активному отдыху. Мотивация   на   заботу   о здоровье,   отказ   от   вредных привычек. Использование знаний, приобретённых   в   школе,   за   её пределами. знакомство       Воспитание поведения в обществе.   достойного     о Рассказ природных катаклизмах и о том, как нужно себя вести. Воспитание отношения к природе. Воспитание   ответственности   и гуманного   отношения   к животным. бережного       Основы гражданской идентичности   личности   в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства   сопричастности гордости   за   свою   Родину, народ историю, осознание ответственности   общее человека   осознание благополучие, своей этнической принадлежности. за и         Установка   на   здоровый образ жизни. Ориентация   на   понимание причин   успеха   в   учебной деятельности. Развитие этических чувств —   стыда,   вины,   совести как регуляторов морального поведения.   ОБЖ.   Ориентация в нравственном   содержании и   смысле   поступков   как собственных,   так   и окружающих людей. К каждой подписке «Первоклассной газеты» приложен график выдачи номеров. 6 Он   составлен   с   учётом   сезона,   ближайших   международных   и   национальных праздников,   важных   дат,   школьных   мероприятий.   Примерный   график   выдачи номеров можно найти в календарно – тематическом планировании.   При работе с курсом предлагается 8 типовых структур проведения занятий: Вводное   занятие,   Обучение,   Активная   работа,   Самоподготовка,   Особые   занятия, Стартовый мониторинг, Мониторинговые занятия и Итоговые мероприятия.  1. (ВЗ) Вводное занятие  Цель – знакомство с «Первоклассной газетой». План занятия:  Обсуждение вопросов: для чего нужно чтение? Что значит быть грамотным читателем? Что может означать название газеты?  Знакомство со структурой «Первоклассной газеты» и правилами выполнения заданий.  Чтение фрагментов текста, обсуждение, рассматривание рисунков.  Работа с заданиями.  Рефлексия. Варианты выполнения заданий:  Работа в парах / мини­группах.  Индивидуально с проверкой.  Все задания выполняются в классе. 2. (О) Обучение Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой». План занятия:  Проверка заданий, выполненных дома.  Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.  Введение (новый выпуск газеты).  Разминка.  Чтение текста.  Работа с текстом.  Закрепление материала.  Работа с заданиями.  Рефлексия. Варианты выполнения заданий:  Индивидуально с проверкой.  Работа в парах, составление вопросов по тексту.  Одно­два­три   задания   остаются   для   домашнего   выполнения,   или   одно   из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 3. (АР) Активная работа Цель – эффективное развитие умений работы с информацией. Предлагается   два   варианта   проведения   занятия:   только   по   «Первоклассной газете»   и   с   одновременным   использованием   пособий   «Первоклассная   газета»   и «Комплексные работы». 7 1 вариант («Первоклассная газета») Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска.  План занятия:  Введение.  Проверка заданий, выполненных дома.  Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.  Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально).  Введение (новый выпуск газеты).  Разминка.  Чтение текста.  Работа с текстом.  Закрепление материала.  Работа с заданиями.  Рефлексия. Варианты выполнения заданий:  Индивидуально с проверкой.  Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.  Одно­два­три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 2 вариант («Первоклассная газета» + «Комплексные работы») Одновременное использование «Первоклассной газеты» и «Комплексных работ»; предполагается,   что   газета   была   выдана   учащимся   на   дом   для   самостоятельной работы. План занятия:  Введение.  Разминка.  Проверка заданий, выполненных дома.  Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.  Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально).  Работа с текстом.  Закрепление материала.  Работа с заданиями «Комплексных работ» (часть заданий выполняется в классе, часть – дома).  Рефлексия. Варианты выполнения заданий:  Индивидуально с проверкой.  Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.  Групповая работа.  Работа в парах. 4. (С) Самоподготовка 8 Цель   –   развитие   у   учащихся   умений   работы   с   информацией   в   режиме внеурочно­домашней деятельности. «Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий:  Индивидуально.  Самостоятельная работа, привлечение родителей. 5. (ОЗ) Особые занятия Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по спецвыпускам (Выпуск №15, Выпуск №30). Варианты проведения особых занятий:  Интеллектуальная   игра   –   занятие   можно   провести   в   формате   известных   игр «Самый   умный   ученик»,   «Своя   игра»,   «Букварики»   или   игр,   традиционных   для школы.  Фестиваль ребусов – ребусы готовятся детьми дома совместно с родителями. На занятии   дети   предлагают   одноклассникам   решить   свои   ребусы   (головоломки, логические задачи и т.д.).  Проекты,  презентации, выступления, фестиваль  стенгазет,  электронных  газет, электронных   презентаций.   К   организации   особых   занятий   можно   привлекать родителей. 6. (СМ) Стартовый мониторинг Цель   –  оценка   уровня   сформированности   умений   работы   с   информацией посредством участия в «СМЕЛОМ» раунде конкурса «ЭМУ­Эрудит». «СМЕЛЫЙ» раунд мониторингового конкурса «ЭМУ­Эрудит» позволит не только оценить индивидуальный начальный уровень ученика, но и даст объективную картину уровня   сформированности   умений   работы   с   информацией   класса.   По   окончании конкурса   учителю   предоставляется   индивидуальный   и   сравнительный   анализ   по классу. План занятия:  Подготовка к конкурсу.  Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.  Организационный момент  Познакомьте   детей   с   сюжетной   зарисовкой,   объясните   правила   выполнения заданий конкурса.  Выполнение заданий  Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).  Рефлексия. 7. (МЗ) Мониторинговые занятия Цель – отслеживание у учащихся уровня сформированности умений работы с информацией. Для   проведения   мониторинга   сформированности   читательских   умений   мы предлагаем пособие «Комплексные работы» на межпредметной основе. 9 Что это такое? «Комплексные работы» – это рабочая тетрадь, состоящее из 9 (1­2 класс) – 10 (3­4 класс)   работ.   Каждая   работа   включает   в   себя   текст   и   задания,   содержательно связанные с текстом. В основе заданий лежат сюжеты из реальной жизни; ученик приобретает опыт контрольно­оценочной деятельности.  Для оценки выполненных учащимися работ прилагается  таблица «Электронный  .  ru     на   странице   пособия журнал»,   которую   можно   найти   на   сайте  www  «Комплексные работы».  .  cerm  План занятия:  Организационный момент ­ Объясните детям правила выполнения заданий.  Работа с заданиями.  Письменная оценка учащимися собственных работ.  Оценка.  На   следующем   занятии   –   обязательное   обсуждение   проблемных   заданий   и способов их выполнения. Варианты выполнения заданий:  Индивидуально. 8. (ИМ) Итоговое мероприятие Цель   –   подведение   итогов   занятий   по   пособиям   «Первоклассная   газета»   и «Комплексные работы», актуализация пройденного материала. Итоговое мероприятие проводится в конце учебного года Варианты проведения особого занятий:  Интеллектуальная игра.  КВН.  Викторина. Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: Структура занятия  введение   разминка   чтение текста  работа с текстом  закрепление материала   рефлексия  работа с заданиями  Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно. ВВЕДЕНИЕ Перед   началом   работы   с   очередным   выпуском   «Первоклассной   газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя. РАЗМИНКА Для   разминки   предлагаем   использовать   упражнения,  которые  можно   провести перед   началом   работы   с   текстом   для   снятия   трудностей.   «Ассоциации   и предположения». 10 Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:  С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?  Что, по вашему мнению, написано в этом номере?  Где можно найти информацию по этой теме?  Почему данная тема важна?  В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?  «Трудные слова» Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА Чтение  текста  может  быть  построено  по­разному, в  зависимости   от  типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:  Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.  Чтение   по   цепочке.   Дети   читают   текст   газеты   вслух   по   очереди,   один   за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.  Работа в мини­группах. Учитель делит класс на мини­группы. Дети в группах читают   определённый   раздел   газеты.   После   прочтения   каждая   группа   презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме. РАБОТА С ТЕКСТОМ На   этапе   работы   с   текстом   предлагается   использовать   упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.  Дискуссия После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую­либо проблему, касающуюся   содержания   номера.   Класс   делится   на   две   группы,   которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.  Ролевая игра Например, ролевая игра «Пусть говорят», «Суд», … В соответствии с тематикой номера   выбирается  подсудимый.  Это,  может  быть,  как   реальное   существо,   так  и абстрактные   понятия.   Роли   (судья,   адвокат,   прокурор,   подсудимый,   свидетель) распределяются  между  учащимися. Каждый из них  выдвигает и доказывает  свою точку зрения.  Обсуждение Учителем предлагается обсуждение какой­либо проблемы / темы, связанной  с содержанием   газеты.   Дети   по   очереди   высказывают   свою   точку   зрения,   каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы. РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ Каждый   выпуск   газеты   имеет   не   менее   пяти   заданий,   нацеленных преимущественно   на   формирование   умений   работы   с   информацией.   Работа   с 11 заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.  РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия   способствует   формированию   навыков   самооценки   собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини­группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети   должны   объяснить,   почему   данное   задание   показалось   им   интересным   или трудным. ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ  «Дефиниция» Учитель   выносит   фрагмент   текста   на   слайд.   Это,   может   быть,   как   самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Обучающиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.  «Изменение типа текста» Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:  Рекламы;  Объявления;  Дневника. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Если   задание   выдавалось   обучающимся   на   дом   для   самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:  Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.  По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие. Общие рекомендации по работе с «Первоклассной газетой»  Выберите «День «Первоклассной газеты» (например, среда). В этот день Вы будете   выдавать   детям   очередной   номер   Газеты   (все  учащиеся   должны   получить один и тот же выпуск).  Первые 4­6 недель работайте с газетой в классе, оставляя одно­два задания на дом.   В   дальнейшем   –   выдавайте   номера   детям   для   самостоятельного   чтения   и выполнения заданий дома.  Обсудите с учащимися, что нового они узнали из газеты.  Попросите учеников по желанию рассказать о выполненных заданиях газеты.  Похвалите детей, выполнивших задания, независимо от результата.  Объясните детям решение сложных заданий.  Если   у   Вас   есть   лишняя   подписка,   то   поместите   Газету   с   правильно выполненными заданиями на стенде.  Регулярно занимайтесь данной работой в течение всего учебного года.  Можно предложить детям приобрести папки­скоросшиватели, в которые они будут вкладывать газеты по мере получения.  12 Возможные опасности  Не выдавайте на руки сразу всю подписку – дети должны получать от Вас по газете в неделю в течение всего учебного года.  Не   забирайте   выданные   выпуски   –   пусть   номера   «Первоклассной   газеты» потихоньку скапливаются в семье и коллекционируются детьми.  Не проводите фронтального опроса – пусть выступят только те дети, которые этого хотят.  Не оценивайте правильность выполнения работ и не ставьте отметки – чтение «Первоклассной   газеты»   должно   доставлять   учащимся   только   положительные эмоции. Рекомендуется  Используйте Газету по её прямому назначению – для формирования  читательской грамотности детей. Используйте Газету при работе с классом в течение всего учебного года – только тогда Вы достигните образовательного эффекта. Планируемые результаты освоения курса Работа с текстом У обучающегося  будут сформированы: Поиск информации   и понимание прочитанного  находить в тексте конкретные  сведения, факты, заданные в явном виде;  определять тему и главную мысль  текста;  делить тексты на смысловые части,  составлять план текста;  вычленять содержащиеся в тексте  основные события и устанавливать их  последовательность; упорядочивать  информацию по заданному основанию;  сравнивать между собой объекты,  описанные в тексте, выделяя два­три  существенных признака;  понимать информацию,  представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров,  доказывающих приведённое утверждение;  характеризовать явление по его описанию;  выделять общий признак группы  элементов); Обучающийся получит возможность  для формирования:  использовать   формальные элементы   текста   (например, подзаголовки,   сноски)   для поиска нужной информации;  работать   с   несколькими источниками информации;  сопоставлять информацию,   полученную   из нескольких источников. 13  понимать информацию,  представленную разными способами:  словесно, в виде таблицы, схемы,  диаграммы;  понимать текст, опираясь не только на  содержащуюся в нём информацию, но и на  жанр, структуру, выразительные средства  текста;  использовать различные виды чтения:  ознакомительное, изучающее, поисковое,  выбирать нужный вид чтения в  соответствии с целью чтения;  ориентироваться в соответствующих  возрасту словарях и справочниках.  пересказывать   текст   подробно   и сжато, устно и письменно;  соотносить   факты   с   общей   идеей текста,   устанавливать   простые   связи,   не показанные в тексте напрямую;  формулировать   несложные   выводы, основываясь   на   тексте;   находить аргументы, подтверждающие вывод;  сопоставлять обобщать содержащуюся   в   разных   частях   текста информацию;  составлять   на   основании   текста небольшое   монологическое   высказывание, отвечая на поставленный вопрос.  высказывать   оценочные   суждения   и свою точку зрения о прочитанном тексте;  оценивать   содержание,   языковые особенности   и   структуру   текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;  на   основе   имеющихся   знаний, жизненного   опыта   подвергать   сомнению достоверность прочитанного, недостоверность обнаруживать получаемых   сведений,   пробелы   в информации и находить пути восполнения этих пробелов;  участвовать   в   учебном   диалоге   при обсуждении или прослушанного текста. прочитанного и             Преобразование и интерпретация информации  Оценка  информации    делать выписки   из прочитанных   текстов   с учётом   цели   их   дальнейшего использования;  составлять   небольшие письменные   аннотации   к тексту, о прочитанном. отзывы        сопоставлять   различные точки зрения;  соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информации.   14 Календарно – тематическое планирование Планирование   является   примерным.   Учитель   вправе   менять   местами   занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем, а также вправе выбирать самостоятельно и тематику газет. Предлагается  8  типовых   структур   проведения   занятий:   Вводное   занятие  (ВЗ), Обучение  (О), Активная работа (АР), Самоподготовка  (С), Особые  занятия (ОЗ), Стартовый мониторинг (СМ),  Мониторинговые занятия (МЗ), Итоговое мероприятие (ИМ). Зелёным  цветом   обозначен   период   проведения   СМЕЛОГО   раунда   конкурса ЭМУ­Эрудит,  синим  –   Мониторинговые   занятия,  красным  –   Активная   работа   с использованием «Комплексных работ». 1­й год обучения №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Структура ВЗ О МЗ О О О О О С СМ АР АР АР АР ОЗ АР С АР АР АР АР АР АР МЗ АР АР АР Используемый  нструмент Выпуск №1 Выпуск №2 КР № 1 Выпуск №3 Выпуск №4 Выпуск №5 Выпуск №6 Выпуск №7 Выпуск №8 СМЕЛЫЙ раунд Выпуск №9 Выпуск №10  Выпуск №11 Выпуск №12 Выпуск №13 Выпуск №14,  КР № 2 Выпуск № 15 Выпуск №16 Выпуск №17 Выпуск №18 Выпуск №19 Выпуск №20 Выпуск №21 КР № 3 Выпуск №22 Выпуск №23 Выпуск №24 Тематика  Сроки  Австралия Землетрясение Про Лего Экология большого города Коллектив Роботы Самый минеральный регион  России Извержение вулкана Кёрлинг Бездомные животные Умные дома Реклама Тибет Сноубординг Приветствие Про праздник Самый горный регион  России Снежная лавина СМИ и социальные сети Шотландия Смартфоны Самый западный регион России Разрушение почвы Про камешки Наводнение Шорт­трек Право выбирать 1я неделя сентября 2я неделя сентября 3я неделя сентября 4я неделя сентября 1я неделя октября 2я неделя октября 3я неделя октября 4я неделя октября 1я неделя ноября 2я неделя ноября 3я неделя ноября 4я неделя ноября 1я неделя декабря 2я неделя декабря 3я неделя декабря 4я неделя декабря 1я неделя января 2я неделя января 3я неделя января 4я неделя января 1я неделя февраля 2я неделя февраля 3я неделя февраля 4я неделя февраля 1я неделя марта 2я неделя марта 3я неделя марта 15 28 29 30 31 32 33 34 АР С АР АР АР ОЗ ИМ Выпуск №25, КР № 4 Выпуск №26 Выпуск №27 Выпуск №28 Выпуск № 29 Выпуск №30 ПГ + КР Бионика, Про велосипеды Защита редких растений Марокко Самый тёплый регион России Кайтсёрфинг Команда руководителя 4я неделя марта 1я неделя апреля 2я неделя апреля 3я неделя апреля 4я неделя апреля 1­2я неделя мая 3я неделя мая Используемый  Тематика  Сроки  Структура 2­й год обучения №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ВЗ О МЗ О О О О О С СМ АР АР АР АР ОЗ АР С АР АР нструмент Выпуск №1 Выпуск №2 КР № 1 Выпуск №3 Выпуск №4 Выпуск №5 Выпуск №6 Выпуск №7 Выпуск №8 СМЕЛЫЙ раунд Выпуск №9 Выпуск №10  Выпуск №11 Выпуск №12 Выпуск №13 Чешская Республика Маунтинбайк Про кукольный театр Выбор питомца Республика Алтай Идём в гости Лазеры Закаливание  Сингапур Уход за питомцем Речевой этикет Бэйсджампинг Искусственный интеллект Гимнастика Вологодская область 1я неделя сентября 2я неделя сентября 3я неделя сентября 4я неделя сентября 1я неделя октября 2я неделя октября 3я неделя октября 4я неделя октября 1я неделя ноября 2я неделя ноября 3я неделя ноября 4я неделя ноября 1я неделя декабря 2я неделя декабря 3я неделя декабря 4я неделя декабря 1я неделя января 2я неделя января 3я неделя января 4я неделя января 1я неделя февраля 2я неделя февраля 3я неделя февраля 4я неделя февраля 1я неделя марта 2я неделя марта 3я неделя марта 4я неделя марта 1я неделя апреля 2я неделя апреля 3я неделя апреля 4я неделя апреля 1­2я неделя мая 16 Выпуск №14,  КР № 2 Кто это? Выпуск № 15 Выпуск №16 Выпуск №17 Выпуск №18 Выпуск №19 Выпуск №20 Выпуск №21 КР № 3 Выпуск №22 Выпуск №23 Выпуск №24 Власть Пейнтбол Экзотические домашние  животные Красноярский край Исландия Нетикет Нанотехнологии Хмуравей  Здоровое питание Шри­Ланка Рафтинг Выпуск №25, КР  № 4 Дрессировка, Эстафета Выпуск №26 Выпуск №27 Выпуск №28 Выпуск № 29 Выпуск №30 Тюменская область Имидж Компьютерная трехмерная графика Вредные привычки Самоконтроль  руководителя 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 АР АР АР АР МЗ АР АР АР АР С АР АР АР ОЗ 34 ИМ ПГ + КР 3я неделя мая Используемый  Тематика  Сроки  1я неделя сентября 2я неделя сентября 3я неделя сентября 4я неделя сентября 1я неделя октября 2я неделя октября 3я неделя октября 4я неделя октября 1я неделя ноября 2я неделя ноября 3я неделя ноября 4я неделя ноября 1я неделя декабря 2я неделя декабря 3я неделя декабря 4я неделя декабря 1я неделя января 2я неделя января 3я неделя января 4я неделя января 1я неделя февраля 2я неделя февраля 3я неделя февраля 4я неделя февраля 1я неделя марта 2я неделя марта 3я неделя марта 4я неделя марта 1я неделя апреля 2я неделя апреля 3я неделя апреля 4я неделя апреля 1­2я неделя мая 3я неделя мая 17 Структура 3­й год обучения №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ВЗ О МЗ О О О О О С СМ АР АР АР АР ОЗ нструмент Выпуск №1 Выпуск №2 КР № 1 Выпуск №3 Выпуск №4 Выпуск №5 Выпуск №6 Выпуск №7 Выпуск №8 Томская область Фризби Обувь для бега Ветеринар Радуга Изобретательность Венесуэла Небоскребы Мираж Дирижер Коммуникабельность Ростовская область Сомали Планетарий Пугающие природные  явления Выпуск №14,  КР № 2 Карамба! Выпуск №9 Выпуск №10  Выпуск №11 Выпуск №12 Выпуск №13 СМЕЛЫЙ раунд 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 АР С АР АР АР АР АР АР МЗ АР АР АР АР С АР АР АР ОЗ ИМ Выпуск № 15 Выпуск №16 Выпуск №17 Выпуск №18 Выпуск №19 Выпуск №20 Выпуск №21 КР № 3 Выпуск №22 Выпуск №23 Выпуск №24 Здоровый сон Спидвей Спелеолог Полярное сияние Картинг Компромиссность Румыния Полезные советы Виртуальная реальность Амурская область Парапланеризм Выпуск №25, КР  № 4 Ландшафтный дизайнер,  Выпуск №26 Выпуск №27 Выпуск №28 Выпуск № 29 Выпуск №30 ПГ + КР Глобус Республика Карелия Упорство и терпение Доминиканская  республика Грибы Права гражданина Используемый  нструмент Выпуск №1 Выпуск №2 КР № 1 Выпуск №3 Выпуск №4 Выпуск №5 Выпуск №6 Выпуск №7 Выпуск №8 Структура 4­й год обучения №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ВЗ О МЗ О О О О О С СМ АР АР АР АР ОЗ АР СМЕЛЫЙ раунд Выпуск №9 Выпуск №10  Выпуск №11 Выпуск №12 Выпуск №13 Выпуск №14,  КР № 2 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 С АР АР АР АР АР АР МЗ АР АР АР АР С АР АР АР ОЗ ИМ Выпуск № 15 Выпуск №16 Выпуск №17 Выпуск №18 Выпуск №19 Выпуск №20 Выпуск №21 КР № 3 Выпуск №22 Выпуск №23 Выпуск №24 Выпуск №25, КР  № 4 Выпуск №26 Выпуск №27 Выпуск №28 Выпуск № 29 Выпуск №30 ПГ + КР Тематика  Сроки  Ярославская область Мультипликация Морские звёзды Бокинг Информация Фокусы Китай 3D­принтеры Слэклайн Танцы Способности Дания Мурманская область Жизнь в невесомости Мозаика Самые распространённые  языки мира Красноречие  руководителя Моделизм Стереотипы Республика Бурятия Киборги Кулинария Бразилия Юные парашютисты Спортивное фехтование Цирк Интернет вещей Лидерство, Раковина Волгоградская область Фотография Дайвинг Кения Личная гигиена 1я неделя сентября 2я неделя сентября 3я неделя сентября 4я неделя сентября 1я неделя октября 2я неделя октября 3я неделя октября 4я неделя октября 1я неделя ноября 2я неделя ноября 3я неделя ноября 4я неделя ноября 1я неделя декабря 2я неделя декабря 3я неделя декабря 4я неделя декабря 1я неделя января 2я неделя января 3я неделя января 4я неделя января 1я неделя февраля 2я неделя февраля 3я неделя февраля 4я неделя февраля 1я неделя марта 2я неделя марта 3я неделя марта 4я неделя марта 1я неделя апреля 2я неделя апреля 3я неделя апреля 4я неделя апреля 1­2я неделя мая 3я неделя мая 18 Список литературы        ­Федеральный   закон   от   29.12.2012   N   273­ФЗ   (ред.   от   30.12.2015)   "Об образовании в Российской Федерации"    ­Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ред.06. 2010)    ­ Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №133» г. Перми от 1.09.2015.      ­Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. ­ №5. – с99 101.      ­  Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2009.­123с. ­ методическое пособие для учителя (авт. Гордеева А.В., Пинжин А.С.); ­ «Первоклассная газета» для учащихся;          ­ тетрадь «Комплексные работы» для учащихся;           ­ http://infourok.ru/ ­ сценарии особых занятий, электронное приложение на сайте:  http://www.cerm.ru/ Приложения  Карта мониторинга результатов обучения обучающихся Параметр ы Показатели Критерии Бал лы Методы диагностик и 19 Теоретич еская подготов ка Соответстви етеоретичес ких знаний программны м требованиям Владение специальной терминологи ей Практиче ская подготов ка Качество творческих действий 1 5 10 1 5 10 1 Репродуктивный уровень Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой. -Репродуктивно- поисковый уровень Владеет теоретическими знаниями на ½ объема знаний, предусмотренных программой. -Творческий уровень Максимальное освоение учебного материала, предусмотренного программой за конкретный период. Репродуктивный уровень Избегает в употреблении специальных терминов -Репродуктивно- поисковый уровень Периодически заменяет специальную терминологию бытовой -Творческий уровень Употребляет специальные термины осознано и в полном соответствии с их содержанием -Репродуктивный уровень Выполняет задания на основе образца. -Репродуктивно- Тесты Викторины Интеллекту- альные игры Школьный уровень олимпиады по параллелям в начальной школе Конкурс сочинений, рисунков о природе Разработка эскизных проектов Работа в парах Интеллекту альные игры Тесты Практическ ие работы по созданию эскизов 20 поисковый уровень Вносит дополнения и изменения в творческие работы. -Творческий уровень Умеет применять информацию о создании газеты в процессе составления проектов, презентаций, творческих работ. Умеет создавать индивидуальные творческие работы. 5 10 своих выпусков газет Изготовлен ие бумажных вариантов газеты Разработка электронны х проектов Выставки Защита собственны х проектов Качество выполнен ия творческ ой работы Содержание творческой работы Особенности выполнения Оригинальное содержание темы рефератов, проектов, творческих работ. Особая смысловая нагрузка. Оригинальность выполнения приемов, особый творческий почерк, яркое выразительное раскрытие темы творческой работы. 1 5 Итоговая оценка за определенный период составляется из баллов, набранных учащимися по ключевым компетенциям, плюс дополнительные баллы за особые индивидуальные достижения: 1-4 балл – допустимый уровень; 5-7 баллов - оптимальный уровень; 8-10 баллов - высокий уровень. Методические рекомендации к проведению особого занятия Данная структура является типовой для двух Спецвыпусков подписки. Интерактивное занятие по   пособию   «Первоклассная   газета»   предлагается   провести   в   форме   соревновательной интеллектуальной игры. В качестве визуального сопровождения используйте презентацию  Power Point (можно найти на сайте: http://www.cerm.ru/). 1 слайд  Организационный момент. ­ Разделите класс на 3 команды (будет удобно деление по рядам). ­ Попросите участников каждой команды выбрать капитана. 21 2 слайд  Раунд 1. Придумайте антонимы к словам из текста. ­ Огласите имена членов жюри (родители / старшие школьники).   Предтекстовый этап (все задания выполняются до прочтения текста газеты)   Сначала   учитель   на   примере   объясняет   детям,   что   такое   антонимы,   затем   –   просит   их придумать   антонимы   к   словам   из   текста   (список   слов   из   текста   следует   подготовить заранее).  В этом раунде команды работают на время. Даётся 2 минуты, за которые нужно подобрать антоним   к   каждому   слову.   Работу   команд   оценивает   жюри:   чем   правильнее   выполнено задание, тем выше балл. (1 антоним = 1 балл) 3 слайд Раунд 2. Выпишите из текста слова, обозначающие: предмет, действие и признак. Время выполнения задания не ограничено. Командам предлагаются распечатки с отрывками из текста (одинаковые). Дети все вместе выполняют задание, после чего передают листы с ответами жюри. Чем больше выписанных слов, тем больше баллов (1 слово = 1 балл). 4 слайд  Раунд 3. Выразите мысль другими словами. Время выполнения не ограничено – задание на правильность. Команды получают распечатки с выражениями из текста. Им нужно перефразировать фразы, сохранив смысл. Чем больше правильно переформулированных фраз, тем больше баллов (1 фраза = 1 балл) Текстовый этап (все задания выполняются на этапе работы с текстом) 5 слайд  Раунд 4. Конкурс капитанов. Сократите текст, не меняя его смысл. Капитаны команд получают распечатки с отрывком текста газеты. Кто качественнее сократит его, не теряя смысл, тот получит наибольшее количество баллов. 6 слайд  Раунд 5. Замените слова синонимами. Сначала   учитель   на   примере   объясняет   детям,   что   такое   синонимы,   затем   –   просит   их подобрать синонимы к словам из текста (список слов из текста следует подготовить заранее). В этом раунде команды работают на время. Даётся 2 минуты, за которые нужно подобрать как больше   синонимов   к   каждому   слову.   Работу   команд   оценивает   жюри:   больше   синонимов придумано, тем выше балл. (1 синоним = 1 балл) 7 слайд  Раунд 6. «По диагонали» Учитель раздаёт командам текст, часть которого закрыта по диагонали. Команды пытаются понять содержимое, после чего 1 человек от каждой команды пересказывает текст своими словами. Чей пересказ окажется ближе к тексту, тот получает наибольшее количество баллов (предлагается оценивать данный раунд по 5­бальной системе). Послетекстовый этап (все задания выполняются после прочтения текста газеты) 8 слайд  Раунд 7. Правда или ложь? Учитель заранее составляет несколько вопросов по тексту, требующих ответа «да» или «нет». Команды отвечают на них по очереди. За каждый правильный ответ участники получают 1 балл. 9 слайд  Раунд 8. Установи порядок слов в предложении. Задание на время («кто быстрее»). Учитель выбирает из текста газеты три предложения (по одному для каждой команды) примерно одинаковой длины. Каждое предложение «разрезано» на слова.   Учащиеся   должны   составить   слова   в   том   порядке,   в   котором   они   написаны   в   тексте. Команда, справившаяся быстрее остальных, получает наибольшее количество баллов. 10 слайд Раунд 9. Собирай­ка. Учитель заранее разрезает распечатки с разделами газеты на фрагменты. Задача детей – как можно быстрее собрать из «осколков» целый текст.  Команда, справившаяся быстрее остальных, получает наибольшее количество баллов. 11 слайд  Подсчёт баллов, поощрение победителей. 22

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"

Программа внеурочной деятельности "Я - читатель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017