Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
3 кл—11 кл +1
29.01.2019
Рабочая программа кружка «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» автора Н.Ф. Виноградовой. Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
Я- пешеход и пассажир.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Городовиковская
многопрофильная гимназия им.Б.Б. Городовикова»
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №___
от «___» __________ 2016
года
Руководитель ШМО
_____________ ФИО
Согласовано:
Заместитель директора по
УР
___________Плещенко М.Н.
от «___» _________2016 г
«Утверждаю»
Директор МКОУ «ГМГ
им.Б.Б. Городовикова»
___________ Макаренко
Г.М.
«____»___________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я – пешеход и пассажир»
Направление: социальное
Возраст детей : 89 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Михайлусь И.Л Городовиковск, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Я пешеход и пассажир» разработана для
занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми
требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе
программы факультатива «Я пешеход и пассажир» автора Н.Ф. Виноградовой.
Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей
познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностноориентированная направленность курса — актуализация знаний и
умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения
реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейноконцентрическое расположение учебного материала, которое
позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже
имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практикоориентированная
направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и
эмоциональнонаглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения
младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках,
доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания
обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной
самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий,
которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для
решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой
деятельностях.
Программа разработана на основе :
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, а также основной
образовательной программой начального общего образования.
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются
следующие документы:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273ФЗ,
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373),
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897),
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении
ФГОС ОО»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
Уставом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Городовиковская многопрофильная гимназия им.Б.Б. Городовикова»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно
транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями
ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожнотранспортного
травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура
участников дорожного движения, в том числе детей. Учащиеся не обладают
навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть
развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд
проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и
подростков, которые становятся причиной дорожнотранспортных происшествий.
Для предупреждения роста детского дорожнотранспортного травматизма
необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного
поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый
может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма
проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия,
т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности.
Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на
протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед
близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожнотранспортное
происшествие это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил
дорожной травмы; ведь то моральнопсихологическое потрясение, которое он
испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения
проблемы детского дорожнотранспортного травматизма является работа
образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой
поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются
важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения,
воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной
предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил
дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения
транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Новизна : Данная программа это нетрадиционный подход к обучению
школьников правилам дорожного движения. Она предусматривает систематическую
работу в трех направлениях:
1) обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, прогулки,
экскурсии, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа
(рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач, работа с обучающими
компьютерными программами);
2) развитие практических навыков и применение их в реальной жизни
(дидактические, настольнопечатные, сюжетные игры, игрыдраматизации, просмотр
фильмов и компьютерных презентаций);
3) агитационнопропагандистская, проектная и творческая деятельность
ЦЕЛЬ :
Целью программы является формирование обязательного минимума
знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего
школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и
улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного
движения, что приведет к уменьшению числа дорожнотранспортных происшествий,
участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы: • формирование у обучающихся потребностей в соблюдении ПДД;
• вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение ПДД и
пропаганду здорового образа жизни, овладение методами профилактики ДДТП;
• обучение учащихся самостоятельному поиску безопасного и
рационального выхода из реальной дорожной ситуации;
• овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими
умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно
транспортном происшествии;
• обучение учащихся безопасному поведению на дорогах, улицах, в
транспорте используя ПДД;
• организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного
движения и активизация деятельности учащихся по пропаганде правил дорожного
движения среди сверстников;
• привитие учащимся практических навыков безопасной езды
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Я пешеход и пассажир» рассчитана на учащихся начальной
школы. Возраст 89 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Я –
пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного
возраста 1 год и рассчитана на детей 2 класса, на 34 учебные недели.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 68 часов. Продолжительность
ФОРМЫ РАБОТЫ
занятий – 25 мин.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и
пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с
особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном
к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных
ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; — разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход,
пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости
от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей
в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения
очень разнообразны:
тематические занятия
практические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без
бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость
строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на
разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло
ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то
он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему
совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли
о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий:
1. Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
2. Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного
движения; 3. Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия,
конкурсы, соревнования и викторины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Тестирование, праздник на тему: «Безопасное колесо».
Учащиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделитель
ная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подзем
ный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного
перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируе
мым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на
них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проез
жей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транс
портных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движе
нии в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими ви
дами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила пере
хода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровож
дении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе
дороги, если уронил какойлибо предмет на проезжую часть и т. п. 4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении
взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других само
катных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время
суток.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теория
Практика фактическ
и
1
2
3
На чём люди ездят.
Близко – далеко, быстро –
медленно.
Чему нас учат правила дорожного
движения.
Мы идём по улице.
Какие бывают дороги.
Где мы будем играть?
Дорога за городом.
Светофоры.
4
5
6
7
89
1014 Дорожные знаки.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Нас увидят в сумерках.
Мы переходим улицу
(повторение).
Перекрёсток.
Сигналы машин.
Остановка транспорта.
Мы – пассажиры.
Мы едем на дачу.
Опасные ситуации.
Несчастный случай.
Проверим себя.
О транспорте.
Дорога.
Дорога за городом.
Части дороги.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1 29
30
31
32
33
34
Дорожные знаки.
Внимание! Опасность!
Мы – пассажиры.
Будем уважать водителей!
Мы едем на машине.
Проверим себя.
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
34
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Деятельность кружка «Я пешеход и пассажир» строится по методике
коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении
практический; наглядный (изучение правил ДД,
демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи,
аптечки…); словесный (как ведущийинструктаж, беседы, разъяснения); работа
с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ,
дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности
(соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать
следующие формы деятельности:
1. Создание ситуации выбора (разбор дорожнотранспортных происшествий).
2. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов
по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
3. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа
в группах).
4. Викторины, конкурсы, кроссворды.
5. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
6. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в
группе, в своих классах. 7. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных
классах.
8. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин
по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
компьютер с экраном и проектором;
магнитофон;
плакаты по ПДД.
Методическое:
рисунки ребят с конкурсов по ПДД;
разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений, бесед;
методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно
транспортного травматизма;
методические пособия для изучения ПДД по программе в классах;
видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных
классах.
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в
пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление
творчества, самостоятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ножницы, линейка, карандаши цветные, фломастеры, простой карандаш, клей
ПВА, картон, цветная и белая бумага, нож канцелярский, пластилин.
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 14 классы/под ред. Н.Ф.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.
3.
Виноградовой. – М.: ВентанаГраф, 2013.
Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир
Автокниг, 2006.
Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма:
Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский
Дом Третий Рим.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника:
Учебнометодическое пособие для общеобразовательных учреждений и
системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. –
М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. 5.
6.
7.
8.
9.
Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и
тематических занятий в 14 классах / авт.сост. Е.Ю. Лавлинскова.
Волгоград: Учитель, 2008.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе.
Изд. 4е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности
жизнедеятельности: 14 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 14
классы. – М.: ВАКО, 2006.
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2009.
10. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. ово СЛОВО,
Эксмо, 2008.
11.Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно
транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
12. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и
дорогах, 1997г.
13.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М:
Издательство АСТЛТД, 1997г.
14. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для
учащихся начальной школы, 1997.
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Программа внеурочной деятельности "Я- пешеход и пассажир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.