Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 10.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа позволяет продолжить осваивать наиболее распространенные офисные программные пакеты по обработке текста и подготовки презентаций. Разделы этого курса расширяют изучаемые в курсе информатики 5 класса темы за счет использования практических и проектных работ.
Иконка файла материала 2014 Занимательная информатика.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Буденновская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика»  5 класс Составитель: Александрова Ирина Александровна учитель информатики 2015­2016 уч. год 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному  направлению развития личности. Программа   позволяет     продолжить   осваивать   наиболее   распространенные   офисные программные пакеты по обработке текста и подготовки презентаций. Разделы этого курса расширяют   изучаемые   в   курсе   информатики   5   класса   темы   за   счет   использования практических и проектных работ. Основной  целью  является   развитие   практических   умений   использования   офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Сформированные умения и навыки будут востребованы при   изучении практически всех предметов основной образовательной программы в основной школе. Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач.   Решение   задач   –   практическое   искусство;   научиться   ему   можно,   только   подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление начинается там, где нужно решить ту или   иную   задачу.   Задача   будит   мысль   учащегося,   активизирует   его   мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума. Задачи программы     расширить   спектр   умений   использования   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   для   сбора,   хранения   и   передачи   различных   видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);   создать   условия   для   овладения   способами   и   методами   освоения   новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать   стремление   использовать   полученные   знания   в   процессе   обучения   другим предметам и в жизни; развитие   познавательных   способностей   и   общеучебных   умений   и   навыков информационно­логического характера. Курс изучается в 5 классе по одному часу в неделю. Всего 34 ч. занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (во второй половине дня). Сформулированные   цели   и   задачи   реализуются   через   достижение   образовательных результатов.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных  результатов, такие как:  владение   основными   универсальными   умениями   информационного   характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение   методов   информационного   поиска;   структурирование   и   визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 2    ИКТ­компетентность   ­   широкий   спектр   умений   и   навыков   использования   средств информационных   и   коммуникационных   технологий   для   сбора,   хранения, преобразования   и   передачи   различных   видов   информации   (работа   с   текстом, гипертекстом,   звуком   и   графикой   в   среде   соответствующих   редакторов;   поиск, информации в компьютерных сетях);  владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность,   в   частности   при   выполнении   проекта;   умение   выступать   перед аудиторией,   представляя   ей   результаты   своей   работы   с   помощью   средств   ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни. Развитие личностных результатов:  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста,   взрослыми   в   процессе образовательной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности.  В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:   формирование информационной и алгоритмической культуры;  формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;   развитие   основных   навыков   и   умений   использования   компьютерных устройств;  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.  Контроль и оценка планируемых результатов. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, а именно:  применять   сформированные   умения   и   навыки   работы   на   компьютере   в практической деятельности и повседневной жизни.    уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты. создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно­воспитательном процессе. знать алгоритмы решения различных логических задач. Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие виды контроля:      анкетирование,   тестирование,   написание   и   иллюстрирование   статей   (с   использованием редакторов  WORD,  POINT),   редактирование   текстов,   создание   презентаций   (в  POWER POINT),     конкурсы   работ   учащихся,   выставки,   конференции,   презентации   и   т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах, марафонах. 3Содержание учебного курса Программа состоит из 3 разделов: 1) Обработка текстовой информации; 2) Обработка информации в PowerPoint; 3)  Решение логических задач. Практикум раздела «Обработка текстовой информации» позволяет сформировать у учащихся навыки работы с текстовыми документами. Указанные операции по подготовке и обработке текста может использоваться не только  непосредственно на уроках информатики, но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих письменных работ. Второй раздел предусматривает занятия по подготовке   компьютерных презентаций. Темы   познакомят   с     возможностями   работы   редактора   презентаций   и   предполагает выполнение   практических   заданий.   Особенностью   практикума   является     его   проектный характер: учащиеся, выполняя предложенные задания, шаг за шагом продвигаются к единой цели   –   создание   презентации   к   проекту   по   выбранной   теме   в   рамках   курса   «Основы проектной деятельности». Раздел 1.  Обработка текстовой информации Интерфейс   текстовых   редакторов.     Обработка   текстов.   Текстовые   документы   и   их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.   Создание   и   редактирование   текстовых   документов   на   компьютере   (вставка, удаление   и   замена   символов,   работа   с   фрагментами   текстов,   проверка   правописания, расстановка   переносов).   Форматирование   символов   (шрифт,   размер,   начертание,   цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и   графических объектов. Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint Компьютерные   презентации.   Описание   последовательно   развивающихся   событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов.   Звуковая и видео информация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Раздел 3.   Решение логических задач Задачи на смекалку.  Упорядочение элементов множеств. Закономерности. Взаимно  однозначные соответствие.  Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах.  Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях. Арифметические задачи. Лингвистические  задачи. 4Тематическое планирование № Название темы I. Обработка текстовой информации Компьютер – универсальная машина  для работы с информацией Интерфейс  тестового редактора Ввод и редактирование теста. Проверка  орфографии Копирование, перемещение теста Форматирование текста Использование стилей оформления Создание списков Создание таблиц Поиск и замена по тексту. Вставка символов, рисунков, объектов в текст Экспорт и печать документов Подготовка и верстка документа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 19.  II. Обработка информации в PowerPoint Создание презентаций и оперирование  13. их структурой Интерфейс PowerPoint Копирование и перемещение слайдов 14. 15. 16. Мультимедиа: анимация 17. Мультимедиа: звук, видео 18. Оформление презентации Навигационные компоненты, настройка  показа презентации Создание презентации и составление  доклада для защиты итогового проекта Создание презентации и составление  доклада для защиты итогового проекта Защита итогового проекта III. Решение логических задач Задачи на смекалку Упорядочение элементов множеств Закономерности Взаимно однозначные соответствие Взаимно однозначные соответствие Логические выводы Задачи о переправах Задачи о разъездах Задачи о переливаниях Задачи о взвешиваниях Арифметические  и лингвистические  задачи  23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 20. 21. 22. 33. общее 12 10 12 Количество часов аудиторные внеаудиторные 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 0 2 1 1 4 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 534. Итоговое занятие 1 Методическое обеспечение программы Основной   формой   обучения   по   данной   программе   является   учебно­практическая деятельность   учащихся.   Приоритетными   методами   её   организации   служат   практические, поисково­творческие работы. Все виды практической деятельности в первых двух разделах программе   направлены   на   освоение   различных   технологий   работы   с   информацией   и компьютером как инструментом обработки информации.  Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причём больше   времени   занимает   практическая   часть.   Форму   занятий   можно   определить   и   как самостоятельную   деятельность,   и   как   творческую   (практическое   выполнение   упражнений, решение логических задач, загадок, работа в группах, викторины, игры и т.д.). Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности   учащихся   путем   создания   проблемных   ситуаций,   использования   учебных   и ролевых   игр,   разноуровневого   и   развивающего   обучения,   индивидуальных   и   групповых способов обучения. Программа предусматривает использование следующих форм  работы:   фронтальной ­ подача учебного материала всему коллективу учеников;   индивидуальной ­ самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи  учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и  содействуя выработки навыков самостоятельной работы;  групповой ­  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить  свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны  друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это  способствует более быстрому и качественному выполнению задания.   6Планируемые результаты изучения учебного курса Регулятивные универсальные учебные действия: Учащийся научиться:  практической задачи в познавательную; целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование     самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета  выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Коммуникативные универсальные учебные действия: Учащийся научиться:  учитывать различные мнения и стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве;    аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности  и сотрудничества с партёром; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве  взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия: Учащийся научиться:  применять   текстовый   процессор   для   набора,   редактирования   и   форматирования текстов, создания списков и таблиц;  применять   инструменты   простейших   графических   редакторов   для   создания   и редактирования рисунков; создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений; осуществлять выбор  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно­следственные связи; строить логические рассуждения, включающее установление причинно­следственные  связей.       7Учебно­методческое обеспечение программы Цветкова М.С.,  Богомолова О.Б.  Информатика. Математика. Программы внеурочной  деятельности для начальной и основной школы: 3­6 классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория  знаний, 2013.  Босова Л.Л.  Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2013. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5­7 классах.– М.: БИНОМ, 2013. Перечень литературы и средств обучения Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно­измерительные материалы по информатике для V­VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6– 2007. – М.: Образование и Информатика, 2010. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5­6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5­7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Ресурсы   Единой   коллекции   цифровых   образовательных   ресурсов   (http://school­ collection.edu.ru/) Перечень литературы для детей и родителей Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 8

Посмотрите также