ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Оценка 5
Образовательные программы
doc
классное руководство
1 кл
14.02.2017
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Представлена программа внеурочной деятельности.
Программа.doc
«ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Возрастная группа : 1 класс общеобразовательной школы
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ СОШ № 20 г.Твери
Луценко Марина Евгеньевна
г.Тверь, 2016 г. ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ПРОГРАММА
ШКОЛЬНИКОВ
Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в современном обществе,
требуют
развития новых способов образования, новых педагогических технологий,
способствующих индивидуальному развитию личности, творческой
инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в
информационных полях, формирования универсального умения разрешать
проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности,
так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
В материалах Концепции духовнонравственного развития и
воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической
основой Федерального государственного образовательного стандарта
нового поколения, определены цели и задачи современного образования:
воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного,
нравственного гражданина России. Решению данных задач должна
способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из
направлений – проектная деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
деятельностного типа, методы проектно
процессе технологий
исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных
курсов и внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год.
Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный,
личностноориентированный, деятельностный и принципы:
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе
Непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации образовательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Актуальность программы обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д.
Цель программы – создание условий для приобретения
школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной
реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение
некоторого опыта социального действия.
Задачи программы:
Формирование у учащихся позитивной самооценки,
самоуважения;
сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с
Формирование коммуникативной компетентности в
учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и
чутко относиться к людям, сопереживать;
рационального
Формирование навыков организации рабочего пространства и
использования
рабочего
времени;
умения
самостоятельно планировать
деятельность
и сотрудничество;
принимать решения;
информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Формирование умения решать творческие задачи, работать с
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой
над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную
информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что
именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей
работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека
может служить одним из основных источников информации.
1. Знакомство обучающихся с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками.
Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме,
богатство разнообразных источников информации, желание реализовать
какойлибо проект, связанный по сюжету с какойлибо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям
широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их
сформулировать.
Классические источники информации: энциклопедии и другие
книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на
компактдисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со
специалистами в какойто сфере деятельности, в том числе и во время
специально организованных в школе встреч. Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие
предприятия (может оказаться, что там работает ктото из родителей).
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из
Интернета.
После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над
темой — собранная и систематизированная картотека.
При разработке проектов учитываются возможности, интересы
каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды
деятельности, создание ситуации успеха для каждого.
Программа состоит из двух модулей: теоретического и
практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое
проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования,
этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе
состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над
конкретным проектом.
Этапы работы над проектом
Этап работы
Характеристика видов деятельности
Поисковый
Моделирование искомой ситуации
№
п/п
1
2
Аналитический
Анализ имеющейся информации
Определение и анализ проблем
Определение потребности в
информации
Сбор и изучение информации
Постановка цели проекта
Определение задач
Определение способа разрешения
проблемы
Составление плана реализации 3
4
5
Практический
Презентационный
Контрольный
проекта
Планирование продукта
Анализ ресурсов
Сбор и изучение информации
Выполнение плана работ
Текущий контроль
Предварительная оценка продукта
Планирование презентации и подготовка
презентационных материалов
Презентация продукта
Анализ результатов выполнения проекта
Оценка продукта
Оценка продвижения
Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и
практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что
такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы
работы над проектом. Практический модуль в первом классе включает в
себя 5 разделов: 5 проектов.
Программа реализуется в объеме 33 часов, 1 занятие в неделю.
Примерное тематическое планирование
№
п/п
1
2
№
Перечень разделов
Количество часов
Теоретический блок
Практический блок
4
29
Теоретическая часть (4 ч)
Содержание
Общее количество
часов
Познавательная беседа «Что такое
1 ч.
проект?»
Коллективная игра «Мы работаем над
1 ч.
проектом»
Игра « Я ищу информацию»
Круглый стол «Секрет успешного
выступления»
1 ч.
1 ч.
Проект «Радость малышам» (7ч)
Содержание
п/п
1.
2.
3.
4.
№
п/п
Общее
количество
часов
1 ч.
1. Беседа «Обязаны все твёрдо знать – малышам
нужно помогать»
2. Сбор информации (игры на свежем воздухе с
2 ч.
детьми младшего возраста; загадки,
пословицы, поговорки об осени; элементы
оформления зала, сувениры, поделки для
малышей)
3. Проведение подвижных игр на прогулке в
детском саду.
4. Изготовление элементов оформления зала,
сувениров, поделок для праздника «Золотая
осень» в детском саду
1 ч.
2 ч. Участие в празднике «Золотая осень»
1 ч.
Исследовательская работа «Моё здоровье» (3ч.)
Содержание
5.
№
п/п
1.
Беседа медработника школы на тему «Опорно
двигательная система младших школьников »
2.
Эксперимент «Взвешивание портфелей,
ранцев». Анализ результатов.
3
Результаты наблюдений, выводы и
рекомендации
Проект «Цветы для мам» (5ч)
№
п/п
Содержание
1. Дискуссия на тему «Подарок маме»
2 Презентация информации о первоцветах
3.
Выращивание луковичных цветов.
4. Практическое занятие «Как правильно
преподнести подарок»
5. Праздник для мам
Общее
количество
часов
1 ч
1 ч.
1 ч.
Общее
количество
часов
1 ч
1 ч.
1 ч
1 ч.
1 ч. Проект «Школа» (10 ч)
Содержание
№
п/п
1. Экскурсия по школе. Беседа на тему «Что я
знаю о школе?»
2. Деление на подгруппы. Выбор темы для
исследования
3. Сбор и обсуждение информации по выбранной
теме
4.
Работа с собранным материалом
5. Подготовка и защита проекта
6. Подведение итогов. Обсуждение вопросов: Что
нового для себя узнал (открыл) каждый ученик?
Что полезного сделали для школы? Каков был
вклад каждого в этот проект? Планы на будущее
№
п/п
1.
Акция память (4 ч)
Содержание
«День Победы». Экскурсия в музей боевой славы.
Беседа по итогам.
2. Подготовка к концерту, изготовление открыток,
буклетов.
3.
Встреча с ветеранами (концерт). Акция «Память».
Форма организации
Общее
количество
часов
1ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
4 ч.
1 ч.
Общее
количество
часов
1 ч.
2 ч.
1 ч. Занятия проводятся 1 час в неделю
в учебном кабинете, в
библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города
(детские сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). Проектная
деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом необходимо
планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми
результативности их деятельности.
Прогнозируемые результаты
В результате участия во внеурочной проектной деятельности в
первом классе у учащихся будет формироваться позитивная самооценка
и самоуважение;
умение сотрудничать, вести диалог как со сверстниками, так и с
людьми старшего и младшего возраста;
они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и
чуткого отношения к людям;
получат некоторый опыт социального действия: организации
рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
ответственного принятия решений;
будут учиться работать с информацией:
собирать,
систематизировать и хранить ее.
Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности
ожидаемым результатам Уровень
результа
тов
Приобрете
Формирова
Получение
ние
социаль
ных
знаний
(первый
уровень)
ние
ценностного
отношения к
социальной
реальности
(второй
уровень)
опыта
самостоятель
ного
общественного
действия
(третий уровень)
Проектная
деятельность
Познавательны
е
беседы,
дискуссии,
экскурсии,
консультации,
наблюдения
поиск
информации
Подготовка концертов,
изготовление поделок, сувениров,
буклетов, открыток, выращивание
цветов
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции,
праздник для мам, праздник в детском саду, проведение
игр в детском саду Результаты деятельности первоклассников отражены в фотоматериалах
( см. презентация «ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТь
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» приложение № 1)
Апробация программы происходила в период 2014–2016 гг на базе
МОУ СОШ № 20 Пролетарского района г.Твери.
. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / Министерство образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2. Концепция духовнонравственного развития и воспитания гражданина
России. М.: Просвещение, 2010.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010.
4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,
2006.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] М.:
Просвещение, 2010.
6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебнометодическое
пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей
начальных классов.Чебоксары, 2007.
7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа.
2006, №1.
8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят
исследование //Начальное образование. 2005, №2.
9 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. –
2005. №9.
10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода
в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. №2.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. // Нар. образование. – 2000. №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании
школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: ВентанаГрафф, 2003.
13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное
образование. – 1998. 14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,
2005.
15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч.
– 2003. №6.
16.Интернетсайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.