Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Оценка 4.7

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
12.12.2018
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Согласно ФГОС ДО, значительная часть программы, 40%, формируется участниками образовательного процесса ДОО, обеспечивая вариативность образования, расширение области образовательных услуг для воспитанников. Программа «Волшебный мир театра» разработана с учетом традиций детского сада и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: ввести ребенка в мир прекрасного, пробудить способности к состраданию и сопереживанию, активизировать мышление и познавательный интерес, раскрепостить его творческие возможности через театрализованную деятельность детей.
работа.docx
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр Согласно ФГОС ДО, значительная часть программы, 40%,  формируется участниками   образовательного   процесса   ДОО,   обеспечивая   вариативность образования,  расширение области образовательных услуг для воспитанников.  Программа   «Волшебный   мир   театра»  разработана   с   учетом традиций   детского   сада   и   возрастных   особенностей   детей   старшего дошкольного возраста. Цель   программы:   ввести   ребенка   в   мир   прекрасного,   пробудить способности к  состраданию  и сопереживанию,  активизировать   мышление и познавательный   интерес,   раскрепостить   его   творческие   возможности   через театрализованную деятельность детей. Задачи программы: 1.   Совершенствовать   эмоциональный   мир   ребенка:   развивать   умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие   с   другими   персонажами;   развитие   психических   процессов, умения общаться, развивать уверенность в себе и т.д. 2. Развивать речь детей: отчетливость в произношении, интонационная выразительность, совершенствование диалогической и монологической речи. 3. Прививать самостоятельность в организации театрализованных игр: уметь самостоятельно организовывать театрализованные игры на имеющемся материале. 4.   Развивать   интерес   к   творческой   самостоятельности:   раскрывать творческий   потенциал,   вовлекая   их   в   различные   театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках. 5.   Развивать   эстетические   и   речевые   способности   средствами театрального искусства, театрализованных игр. 1 6. Знакомить с театрализованной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения. 7. Познакомить детей с основами театральной культуры. В  соответствии  с этим была  разработана модель системы работы  по данной программе.  1.Были созданы специальные условия для реализации программы: ­   Пополнена   предметно­развивающая   среда.   Для   реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОО предусмотрен уголок «Театр»,   оснащенный   «персонажами»   для   пальчикового,   кукольного, настольного,   теневого   театров   и   другой   атрибутики,   необходимой   для постановки спектаклей. –   Разработано   взаимодействие   с   родителями   воспитанников   по созданию   единого   образовательного   пространства.   Были   запланированы совместные театрализованные представления, участие родителей в рисовании театральных   афиш,   изготовлении   костюмов   и   декораций   к   спектаклям, проведены   лектории   для   родителей,   разработаны   анкеты   обратной   связи, оформлены для родителей фотоальбомы и электронные папки, отображающие участие детей в различных постановках. 2. Была разработана совместная деятельность взрослых и детей, в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, прогулка, вторая половина дня и др.). Продолжительность   реализации   ОД:   20   минут   –   средняя   группа,   25 минут   –   старшая   группа,   30   минут   –   подготовительная   группа.   Общее количество в год – 25. Совместная   деятельность   детей   и   педагога,   осуществляемая   в   ходе режимных моментов, проводится во вторую половину дня индивидуально или по подгруппам еженедельно. 2 Один   раз   в   квартал   проводятся   постановки   мини­диалогов, инсценировок, драматизаций, включая различные виды театра, в зависимости от возрастной группы, для детей детского сада и родителей. 3. Самостоятельная деятельность детей. В контексте реализации задач программы была продумана свободная, самостоятельная   деятельность   детей.   Для   того   чтобы   у   ребенка   возник интерес   к   самостоятельной   театрализованной   игре,   в   группе   установили театральный уголок с разнообразными видами театров. Каждая ОД по театрализованной игре  имеет определенную структуру. Работа продолжается в течение трех лет: с детьми средней группы (4­5 лет), с детьми старшей группы (5­6 лет), подготовительной группы (6­7 лет) детского сада. В средней группе детей занятия не имеют четко выраженной структуры. Для развития интереса к театрализованной игре и вовлечения в нее детей все занятия имеют определенную тематику, соответствующую данному возрасту.  На   занятии   чередуются   этюды,   элементы   ритмопластики,   речевые двигательные и хороводные игры, театрализованные игры, работа со сказкой, по   содержанию   текста;   мини­диалоги,   мини­сценки   по   сюжету   знакомых сказок, стихов; планируется знакомство с основами театрального искусства. Каждое   отдельное   занятие   в   старшей   и   подготовительной   группах состоит из 4­х основных разделов и одного дополнительного. 1   раздел   –  «Театрализованная   игра»  направлен   не   столько   на приобретение   ребенком   профессиональных   умений   и   навыков,   сколько   на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться  к   любому  делу,  уметь   общаться   со  сверстниками  и  взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. 3 2   раздел   –  «Ритмопластика»  –   включает   в   себя   комплексные ритмические,   музыкальные,   пластические   игры   и   упражнения,   призванные обеспечить   развитие   естественных   психомоторных   способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. 3 раздел – «Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения, направленные   на   развитие   дыхания   и   свободы   речевого   аппарата,   умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот раздел включены также игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: – Дыхательные и артикуляционные упражнения. – Дикционные и интонационные упражнения. – Творческие игры со словом. 4   раздел   –  «Основы   театральной   культуры»  –   призван   обеспечить условия   для   овладения   дошкольниками   элементарными   знаниями   и понятиями,   профессиональной   терминологией   театрального   искусства.   В раздел включены следующие основные темы: – Особенности театрального искусства. – Виды театрального искусства. – Рождение театра. – Театр снаружи и изнутри. – Культура зрителя. 5   раздел   –   дополнительный   раздел   –  «Работа   над   спектаклем»  – является   вспомогательным,  основан   на   авторских   сценариях   и   включает   в себя следующие части: 4 ­Знакомство с пьесой. ­Работа над текстом. ­Распределение ролей. ­Работа над ролью (диалоги героев, танцы и песни, если есть, и т. д.). ­Работа над сценической выразительностью: определение необходимых действий,   движений,   жестов   персонажа,   мимики,   интонации,   места   на сценической площадке. ­Репетиция всего спектакля: выход всех персонажей, в зависимости от роли, подготовка к выступлению перед зрителями. ­Подготовка театрального костюма. ­Подготовка декораций, оформление сцены. ­Показ спектакля для детей и родителей детского сада. Содержание   занятий   по   театрализованной   деятельности   включает   в себя: ­упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); ­задания для развития речевой и интонационной выразительности; ­пальчиковый игро­тренинг для развития мелкой моторики рук; ­упражнения на развитие выразительной мимики; ­элементы искусства пантомимы; упражнение на развитие пластики; ­театральные этюды; игры­превращения; ­просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию» ­отдельные упражнения по этике во время драматизаций; ­знакомство   с   текстом   сказки   для   драматизации,   средствами   ее драматизации   –   жестом,   мимикой,   движением,   костюмами,   декорациями, мизансценой; ­подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; игры­драматизации; В результате освоения программы дети могут приобрести: Обобщенные умения: 5 ­воспитывается в ребенке готовность к творчеству; ­развивается   произвольное   внимание,   память,   наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение, быстрота реакции, инициативность и выдержка; ­активизируется мыслительный процесс и познавательный интерес; ­прививаются навыки вежливого поведения; ­воспитывается зрительская культура; ­воспитывается   доброжелательность   и   контактность   в   отношении   со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях. Театрально­сценические умения: ­развивается чуткость к сценическому искусству; ­совершенствуются навыки действий с воображаемыми предметами; ­развивается   умение   владеть   своим   телом;   способность   создавать образы   с   помощью   жеста   и   мимики;   создавать   образы   живых   существ   и предметов через пластические возможности своего тела; ­совершенствуется   умение   действовать   на   сценической   площадке естественно;   равномерно   размещаться   по   сценической   площадке,   не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах; ­развивается   речевой   аппарат   посредством   артикуляционной гимнастики; правильное речевое дыхание; улучшается дикция; расширяется диапазон   и   сила   звучания   голоса;   формируется   четкая,   правильная   речь; пополняется   словарный   запас,   образный   строй   речи;   интонационная выразительность речи; ­появляется интерес и желание импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами; ­осуществляется знакомство с терминологией театрального искусства; с 6 театральными  профессиями;  с отличием театрального  искусства  от других видов искусств. В таблице 1 представлен календарно­тематический план по программе «Волшебный мир театра», разработанный для детей старшего дошкольного возраста. Перспективный учебно­тематический план по программе «Волшебный мир театра» Таблица 1 Вид Программная задача Театрализованные игры Месяц   Учить воспитывать действовать ­ Развивать внимание, память наблюдательность; ­ быстроту реакции;  ­   ­ согласованно;  ­   уметь   ориентироваться   в пространстве;  ­ Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться   Игры: «И я тоже», «Поварята», «Веселые обезьянки» Игра   «Что   мы   делаем,   не скажем,   но   покажем»,   «День рождение» Этюды «Покупка театрального билета», «Утешение»   Развивать и   реагировать   на   поведение ­   фантазию, образное мышление; Разыгрывание   этюдов   на основные эмоции: радость, гнев,   удивление, грусть, Игра   «Угадай,   что   я   делаю» «Любитель­рыболов»   страх, д деятельност и Театральная игра Ритмопластик Театральная игра Театральная игра Театральная игра Театральная игра  Театральная игра Театральная игра года ь р б я т н е с ь р б я т к о ь р б я о н ь р б а к е ь р а в н я т р а м   ­ развивать способность ­ воображение Развивать     память детей;   зрительную, слуховую ­   Продолжать   развивать   фантазию воображение, детей;   ­   развивать   умение ­   Способствовать   развитию чувства   правды   и   веры   в вымысел; ­ развивать навыки 7 Игра   «Одно   и   то   же   по­ «Превращение разному», «Кругосветное ф ь л а р в е     «Король»,   «День предмета», Игры   рождения»  Упражнения с предметами Театральная ­   Уметь   сочинять   этюды   по Этюды   по   сказкам;   создание игра  Театральная игра  сказкам   и   импровизировать игры­   драматизации   на   тему ­   Продолжать   развивать героев; образов   задания: наматывать   клубок,   вышивать, Игра «Сам себе режиссер» Игра   умение   сочинять   этюды   по сказкам;   ­   создать   условия «Цирковое представление» (показ   на   экране   фрагмента   ь л е р п а й а м Одной   из   задач   программы   «Волшебный   мир   театра»   является: ознакомление детей со средствами художественной выразительности развитие связной   и   выразительной   речи,   построения   речевого   высказывания   при пересказе   знакомых   сказок   и   сочинении   собственных.   А   это   достигается путем   проживания   произведений   в   театрализованной   деятельности, требующей от детей интонационной и мимической выразительности. Сначала мы   знакомим   детей   со   сказкой,   рекомендуемой   программой,   обсуждаем содержание   сказки   с   детьми   с   помощью   моих   вопросов.   Затем   дети пересказывают сказку с опорой на заместители, т.е. кружочки разного цвета, заменяющие персонажей, разыгрывают ее по эпизодам. Все это происходит на занятиях.  Но   у   детей   остается   интерес   сказке,   поэтому   мы   предлагаем разыгрывать   ее   им   в   вечернее   время   с   помощью   настольного,   кукольного, варежкового   или   пальчикового   театра.   Очень   любят   дети   игры   ­ драматизации, где они могут одеться в костюмы или использовать отдельные элементы костюмов. Чтобы дети умели вести диалог в театрализованной игре, т.е. взаимодействуя с партнером, как можно точнее, отвечать на вопрос, мы стараемся     разучивать   с   детьми   стихотворения,   в   которых   диалог   идет незаметно.   Драматизировали   сказку   «Теремок»,   в   которой   диалог   в стихотворной   форме   запоминается   легче,   чем   в   прозе.   Только   потом переходили   на   диалог,   в   котором   дети   не   только   передавали   содержание произведения,   но   и   сами   строили.     Работая   над   интонационной выразительностью речи, детям предлагали исполнить песенку козы из сказки 8 «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка; песенки героев мультфильмов,   различные   упражнения   на   подражание,   на   изменение   силы голоса.   Слушали   сказки   в   записи,   которые   исполнялись   мастерами   слова. Костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру детей желаннее, эмоциональнее.   Предлагали   детям   такие   игры,   как   «Лягушки»,   где   дети упражнялись   квакать   то   весело   и   громко,   то   тихо   печально,   с   жалобной интонацией. Очень любят дети изображать котят из стихотворения «Котята» С.Я.Маршака,  стараюсь   интонационно   передать   настроение   котят   в  начале стихотворения   и   конце.   Жесты,   мимика,   движения   –   это   своего   рода подсказка   при   обучении   детей   перессказыванию.   Поэтому   мы   проводили занятия   по   развитию   выразительной   мимике.   Детям   очень   нравится   такие упражнения,   как   «Сердитый   дедушка;   «Обиделись»;   «Получая   желанный подарок». Они с удовольствием передают мимикой свое настроение и следят за мимикой своих сверстников. Для   снятия   мышечного   напряжения   мы   использовали   следующие упражнения:   «Поздоровайтесь   друг   с   другом   за   обе   руки   поочерёдно», «Найди   взглядом   своего   товарища»,   «Не   перепутайте   движения»;   игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Для   обучения   детей   средствам   речевой   выразительности   мы использовали   артикуляционную   гимнастику:   «Мама   шинкует   капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл» (Приложение 8).  Предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее,  требовательно).  Привлекала   внимание  детей  к   тому,  как   можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала   задания   –   упражнения   «Разные   настроения»,   «Я   радуюсь, 9 когда…», «Я грущу, когда…». Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям закончить «Короткие истории» например: 1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы? 2. Мальчик говорит себе тихо­тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться? 3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей? Для   более   яркого   создания   образа   детям   необходимо   владеть выразительными пластикой и мимикой. Для развития пластической выразительности мы предлагали детям: 1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору. 2.   От   лица   любого   персонажа   подкрасться   к   спящему   зверю   (зайцу, медведю, волку). 3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по­разному. При выполнении этих упражнений детьми, мы следили за тем, чтобы дети   сами   подмечали   различия   в   исполнении   своих   друзей   и   стремились находить свои движения, мимику.     Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики: 1. Солёный чай. 2. Ем лимон. 3. Сердитый дедушка. 10 4. Лампочка потухла, зажглась. 5. Грязная бумажка. 6. Тепло – холодно. 7. Рассердились на драчуна. 8. Обиделись. 9. Мне грустно. 10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу. А   так   же   мы   предлагали   детям   разыграть   маленькие   сценки,   где необходимо   подчеркнуть   особенности   ситуации   мимикой.   Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя. Пальчиковый   игротренинг   «Утречко»,   «Мальчик   –   пальчик,   где   ты был?»,   «Барабанщики»,   «Солдаты»,   «Мы   –   мастера»,   «Дятел»,   «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика, которую включаю не только в занятия, но и   использовала   в   любое   свободное   время,   помогла   детям   овладеть пальчиковым театром. Во второй половине дня учили детей управлять куклой театра би­ба­бо. Сначала выполняла действия с куклами без ширмы, чтобы дети видели мои руки, затем объясняла, что кукла должна делать наклоны головой на каждое слово, чтобы казалось, что кукла живая. Родители – наши помощники.   Для   них   проводились   консультации,   буклеты,   давались практические   советы,   которые   они   использовали   для   развития   образно­ выразительных умений. Вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение”,   игры­драматизации:   “На   лесной   поляне”,   “На   болоте”, проигрывали   мини­этюды,   пантомимы,   проводили   конкурсы,   литературные викторины.   Часто   проводились   развивающие   игры   «Зеркало»,   «Узнай   по носу», «Тень», «Продолжи  фразу  и  повтори», «Веселые  загадки»,  которые 11 развивают   у   детей   память,   слуховое   внимание,   координацию   движения, воображение   и   фантазию.   Применялись   упражнения   и   этюды:   «Бродячий цирк», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные   эмоции   «ГРУСТЬ»,   «РАДОСТЬ»,   «ГНЕВ»,   «УДИВЛЕНИЕ», «СТРАХ». Большая роль уделялась работе над самим спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей.  Из простых русских народных сказок “Репка”, “Теремок” происходило   превращение   в   новую,   более   интересную   сказку.   Дети   с удовольствием заучивали свои, иногда даже большие роли в стихах. Затем работа   шла   над   отдельными   эпизодами   с   текстом.   Потом   подбирали   с музыкальным   руководителем   сопровождение.   Заключительный   этапом подготовки   спектакля   было   повторный   показ   и   генеральная   репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам. Содержание занятий по театрализованной деятельности, согласовано с темами других занятий: 1) Ознакомление   с   окружающим   (в   них   включаются   темы ознакомления с основами театральной культуры.); 2) Ознакомлением с художественной литературой (в них включаются Нетрадиционные методы работы со сказкой); 3) 4) Развитие речи (упражнения по Культуре и технике речи; Конструирование,   изобразительная   деятельность   (изготовление костюмов, атрибутов, декораций, афиш к спектаклям и т. д.); 5) Музыкальных   и   физкультурных   (в   них   включается Ритмопластика); ФЭМП (используются 6) Участвуя   в   театрализованных   играх,   дети   становятся   участниками разных   событий   из   жизни   людей,   животных,   растений,   что   дает   им возможность   глубже   познать   окружающий   мир,   умение   ориентироваться   в 12 обществе   среди   сверстников   и   взрослых.   Одновременно   театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.          Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать   все   режимные   моменты:   включаться   во   все   занятия,   в совместную   деятельность   детей   и   взрослых   в   свободное   время, осуществляться   в   самостоятельной   деятельности   детей.   Большую   роль   в развитии   театрализованной   деятельности   играет   грамотное   педагогическое руководство. 13

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр

Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018