Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
12.12.2018
Согласно ФГОС ДО, значительная часть программы, 40%, формируется участниками образовательного процесса ДОО, обеспечивая вариативность образования, расширение области образовательных услуг для воспитанников.
Программа «Волшебный мир театра» разработана с учетом традиций детского сада и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: ввести ребенка в мир прекрасного, пробудить способности к состраданию и сопереживанию, активизировать мышление и познавательный интерес, раскрепостить его творческие возможности через театрализованную деятельность детей.
работа.docx
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием
театрализованных игр
Согласно ФГОС ДО, значительная часть программы, 40%, формируется
участниками образовательного процесса ДОО, обеспечивая вариативность
образования, расширение области образовательных услуг для воспитанников.
Программа «Волшебный мир театра» разработана с учетом
традиций детского сада и возрастных особенностей детей старшего
дошкольного возраста.
Цель программы: ввести ребенка в мир прекрасного, пробудить
способности к состраданию и сопереживанию, активизировать мышление и
познавательный интерес, раскрепостить его творческие возможности через
театрализованную деятельность детей.
Задачи программы:
1. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое
взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов,
умения общаться, развивать уверенность в себе и т.д.
2. Развивать речь детей: отчетливость в произношении, интонационная
выразительность, совершенствование диалогической и монологической речи.
3. Прививать самостоятельность в организации театрализованных игр:
уметь самостоятельно организовывать театрализованные игры на имеющемся
материале.
4. Развивать интерес к творческой самостоятельности: раскрывать
творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные
представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в
кукольных постановках.
5. Развивать эстетические и речевые способности средствами
театрального искусства, театрализованных игр.
1 6. Знакомить с театрализованной игрой, ритмопластикой, культурой и
техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты,
мимика, голос, движения.
7. Познакомить детей с основами театральной культуры.
В соответствии с этим была разработана модель системы работы по
данной программе.
1.Были созданы специальные условия для реализации программы:
Пополнена предметноразвивающая среда.
Для реализации
самостоятельной деятельности в каждой группе ДОО предусмотрен уголок
«Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного,
настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для
постановки спектаклей.
– Разработано взаимодействие с родителями воспитанников по
созданию единого образовательного пространства. Были запланированы
совместные театрализованные представления, участие родителей в рисовании
театральных афиш, изготовлении костюмов и декораций к спектаклям,
проведены лектории для родителей, разработаны анкеты обратной связи,
оформлены для родителей фотоальбомы и электронные папки, отображающие
участие детей в различных постановках.
2. Была разработана совместная деятельность взрослых и детей, в виде
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
(утренний приём детей, прогулка, вторая половина дня и др.).
Продолжительность реализации ОД: 20 минут – средняя группа, 25
минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее
количество в год – 25.
Совместная деятельность детей и педагога, осуществляемая в ходе
режимных моментов, проводится во вторую половину дня индивидуально или
по подгруппам еженедельно.
2 Один раз в квартал проводятся постановки минидиалогов,
инсценировок, драматизаций, включая различные виды театра, в зависимости
от возрастной группы, для детей детского сада и родителей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
В контексте реализации задач программы была продумана свободная,
самостоятельная деятельность детей. Для того чтобы у ребенка возник
интерес к самостоятельной театрализованной игре, в группе установили
театральный уголок с разнообразными видами театров.
Каждая ОД по театрализованной игре имеет определенную структуру.
Работа продолжается в течение трех лет: с детьми средней группы (45 лет), с
детьми старшей группы (56 лет), подготовительной группы (67 лет) детского
сада.
В средней группе детей занятия не имеют четко выраженной структуры.
Для развития интереса к театрализованной игре и вовлечения в нее детей все
занятия имеют определенную тематику, соответствующую данному возрасту.
На занятии чередуются этюды, элементы ритмопластики, речевые
двигательные и хороводные игры, театрализованные игры, работа со сказкой,
по содержанию текста; минидиалоги, минисценки по сюжету знакомых
сказок, стихов; планируется знакомство с основами театрального искусства.
Каждое отдельное занятие в старшей и подготовительной группах
состоит из 4х основных разделов и одного дополнительного.
1 раздел – «Театрализованная игра» направлен не столько на
приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на
развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески
относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие
игры и специальные театральные игры.
3 2 раздел – «Ритмопластика» – включает в себя комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим
миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3 раздел – «Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение
владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи
и орфоэпией.
В этот раздел включены также игры со словом, развивающие связную
образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и
сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
– Дыхательные и артикуляционные упражнения.
– Дикционные и интонационные упражнения.
– Творческие игры со словом.
4 раздел – «Основы театральной культуры» – призван обеспечить
условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В
раздел включены следующие основные темы:
– Особенности театрального искусства.
– Виды театрального искусства.
– Рождение театра.
– Театр снаружи и изнутри.
– Культура зрителя.
5 раздел – дополнительный раздел – «Работа над спектаклем» –
является вспомогательным, основан на авторских сценариях и включает в
себя следующие части:
4 Знакомство с пьесой.
Работа над текстом.
Распределение ролей.
Работа над ролью (диалоги героев, танцы и песни, если есть, и т. д.).
Работа над сценической выразительностью: определение необходимых
действий, движений, жестов персонажа, мимики, интонации, места на
сценической площадке.
Репетиция всего спектакля: выход всех персонажей, в зависимости от
роли, подготовка к выступлению перед зрителями.
Подготовка театрального костюма.
Подготовка декораций, оформление сцены.
Показ спектакля для детей и родителей детского сада.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в
себя:
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой и интонационной выразительности;
пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук;
упражнения на развитие выразительной мимики;
элементы искусства пантомимы; упражнение на развитие пластики;
театральные этюды; игрыпревращения;
просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию»
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
знакомство с текстом сказки для драматизации, средствами ее
драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмами, декорациями,
мизансценой;
подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; игрыдраматизации;
В результате освоения программы дети могут приобрести:
Обобщенные умения:
5 воспитывается в ребенке готовность к творчеству;
развивается произвольное внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазия, воображение, быстрота реакции, инициативность и
выдержка;
активизируется мыслительный процесс и познавательный интерес;
прививаются навыки вежливого поведения;
воспитывается зрительская культура;
воспитывается доброжелательность и контактность в отношении со
сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Театральносценические умения:
развивается чуткость к сценическому искусству;
совершенствуются навыки действий с воображаемыми предметами;
развивается умение владеть своим телом; способность создавать
образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и
предметов через пластические возможности своего тела;
совершенствуется умение действовать на сценической площадке
естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не
сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;
развивается речевой аппарат посредством артикуляционной
гимнастики; правильное речевое дыхание; улучшается дикция; расширяется
диапазон и сила звучания голоса; формируется четкая, правильная речь;
пополняется словарный запас, образный строй речи; интонационная
выразительность речи;
появляется интерес и желание импровизировать игры – драматизации
на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу; самостоятельно сочинять
этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;
осуществляется знакомство с терминологией театрального искусства; с
6 театральными профессиями; с отличием театрального искусства от других
видов искусств.
В таблице 1 представлен календарнотематический план по программе
«Волшебный мир театра», разработанный для детей старшего дошкольного
возраста.
Перспективный учебнотематический план по программе
«Волшебный мир театра»
Таблица 1
Вид
Программная задача
Театрализованные игры
Месяц
Учить
воспитывать
действовать
Развивать внимание, память
наблюдательность; быстроту
реакции;
согласованно;
уметь ориентироваться в
пространстве;
Учить детей действовать в
условиях вымысла, общаться
Игры: «И я тоже», «Поварята»,
«Веселые обезьянки»
Игра «Что мы делаем, не
скажем, но покажем», «День
рождение»
Этюды «Покупка театрального
билета», «Утешение»
Развивать
и реагировать на поведение
фантазию,
образное мышление;
Разыгрывание этюдов на
основные эмоции: радость, гнев,
удивление,
грусть,
Игра «Угадай, что я делаю»
«Любительрыболов»
страх, д
деятельност
и
Театральная
игра
Ритмопластик
Театральная
игра
Театральная
игра
Театральная
игра
Театральная
игра
Театральная
игра
Театральная
игра
года
ь
р
б
я
т
н
е
с
ь
р
б
я
т
к
о
ь
р
б
я
о
н
ь
р
б
а
к
е
ь
р
а
в
н
я
т
р
а
м
развивать способность
воображение
Развивать
память
детей;
зрительную,
слуховую
Продолжать развивать
фантазию
воображение,
детей; развивать умение
Способствовать развитию
чувства правды и веры в
вымысел; развивать навыки
7
Игра «Одно и то же по
«Превращение
разному»,
«Кругосветное ф
ь
л
а
р
в
е
«Король»,
«День
предмета»,
Игры
рождения»
Упражнения с предметами Театральная
Уметь сочинять этюды по
Этюды по сказкам; создание
игра
Театральная
игра
сказкам и импровизировать
игры драматизации на тему
Продолжать развивать
героев;
образов
задания:
наматывать клубок, вышивать,
Игра «Сам себе режиссер» Игра
умение сочинять этюды по
сказкам; создать условия
«Цирковое
представление»
(показ на экране фрагмента
ь
л
е
р
п
а
й
а
м
Одной из задач программы «Волшебный мир театра» является:
ознакомление детей со средствами художественной выразительности развитие
связной и выразительной речи, построения речевого высказывания при
пересказе знакомых сказок и сочинении собственных. А это достигается
путем проживания произведений в театрализованной деятельности,
требующей от детей интонационной и мимической выразительности. Сначала
мы знакомим детей со сказкой, рекомендуемой программой, обсуждаем
содержание сказки с детьми с помощью моих вопросов. Затем дети
пересказывают сказку с опорой на заместители, т.е. кружочки разного цвета,
заменяющие персонажей, разыгрывают ее по эпизодам. Все это происходит на
занятиях.
Но у детей остается интерес сказке, поэтому мы предлагаем
разыгрывать ее им в вечернее время с помощью настольного, кукольного,
варежкового или пальчикового театра. Очень любят дети игры
драматизации, где они могут одеться в костюмы или использовать отдельные
элементы костюмов. Чтобы дети умели вести диалог в театрализованной игре,
т.е. взаимодействуя с партнером, как можно точнее, отвечать на вопрос, мы
стараемся разучивать с детьми стихотворения, в которых диалог идет
незаметно. Драматизировали сказку «Теремок», в которой диалог в
стихотворной форме запоминается легче, чем в прозе. Только потом
переходили на диалог, в котором дети не только передавали содержание
произведения, но и сами строили.
Работая над интонационной
выразительностью речи, детям предлагали исполнить песенку козы из сказки
8 «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка; песенки героев
мультфильмов, различные упражнения на подражание, на изменение силы
голоса. Слушали сказки в записи, которые исполнялись мастерами слова.
Костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру детей желаннее,
эмоциональнее. Предлагали детям такие игры, как «Лягушки», где дети
упражнялись квакать то весело и громко, то тихо печально, с жалобной
интонацией. Очень любят дети изображать котят из стихотворения «Котята»
С.Я.Маршака, стараюсь интонационно передать настроение котят в начале
стихотворения и конце. Жесты, мимика, движения – это своего рода
подсказка при обучении детей перессказыванию. Поэтому мы проводили
занятия по развитию выразительной мимике. Детям очень нравится такие
упражнения, как «Сердитый дедушка; «Обиделись»; «Получая желанный
подарок». Они с удовольствием передают мимикой свое настроение и следят
за мимикой своих сверстников.
Для снятия мышечного напряжения мы использовали следующие
упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно»,
«Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры:
«Капуста», «Перестройся по росту».
Для обучения детей средствам речевой выразительности мы
использовали артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту»,
«Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим
мотоцикл» (Приложение 8).
Предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные
слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно,
просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно
изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз
на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же
использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь,
9 когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи
словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям
закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит:
«А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихотихо: «Как страшно!». Чего он может
бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть
выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности мы предлагали детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки,
рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу,
медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели
себя и действовали поразному.
При выполнении этих упражнений детьми, мы следили за тем, чтобы
дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились
находить свои движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной
мимики:
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
10 4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло – холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Обиделись.
9. Мне грустно.
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
А так же мы предлагали детям разыграть маленькие сценки, где
необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например,
изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался
медведя.
Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты
был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка
белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую
моторику. Пальчиковая гимнастика, которую включаю не только в занятия, но
и использовала в любое свободное время, помогла детям овладеть
пальчиковым театром. Во второй половине дня учили детей управлять куклой
театра бибабо. Сначала выполняла действия с куклами без ширмы, чтобы
дети видели мои руки, затем объясняла, что кукла должна делать наклоны
головой на каждое слово, чтобы казалось, что кукла живая. Родители – наши
помощники. Для них проводились консультации, буклеты, давались
практические советы, которые они использовали для развития образно
выразительных умений.
Вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое
настроение”, игрыдраматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”,
проигрывали миниэтюды, пантомимы, проводили конкурсы, литературные
викторины. Часто проводились развивающие игры «Зеркало», «Узнай по
носу», «Тень», «Продолжи фразу и повтори», «Веселые загадки», которые
11 развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения,
воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: «Бродячий
цирк», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на
основные эмоции «ГРУСТЬ», «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «УДИВЛЕНИЕ»,
«СТРАХ». Большая роль уделялась работе над самим спектаклем. Сначала
выбирали с детьми сказки, которые хотели бы поставить. Распределяли роли
по желанию детей. Из простых русских народных сказок “Репка”, “Теремок”
происходило превращение в новую, более интересную сказку. Дети с
удовольствием заучивали свои, иногда даже большие роли в стихах. Затем
работа шла над отдельными эпизодами с текстом. Потом подбирали с
музыкальным руководителем сопровождение. Заключительный этапом
подготовки спектакля было повторный показ и генеральная репетиция.
Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам.
Содержание занятий по театрализованной деятельности, согласовано с
темами других занятий:
1)
Ознакомление с окружающим (в них включаются темы
ознакомления с основами театральной культуры.);
2)
Ознакомлением с художественной литературой (в них включаются
Нетрадиционные методы работы со сказкой);
3)
4)
Развитие речи (упражнения по Культуре и технике речи;
Конструирование, изобразительная деятельность (изготовление
костюмов, атрибутов, декораций, афиш к спектаклям и т. д.);
5) Музыкальных и физкультурных
(в них включается
Ритмопластика);
ФЭМП (используются
6)
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками
разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им
возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в
12 обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная
игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе,
театру.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Большую роль в
развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое
руководство.
13
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Программа ««Волшебный мир театра» с использованием театрализованных игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.