Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ 6 класс.doc
Пояснительная записка
В современных условиях развития системы образования активизируется
воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных
направлениях.
Программа воспитания и социализации обучающихся детей с ОВЗ
раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе
жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение
единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного
пространства образовательного учреждения.
Школа считает своей основной миссией адаптацию и социализацию
обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности
воспитанника.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся на
ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты,
гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой.
Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу
здорового образа жизни.
Самореализации в общественно значимой и
профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья,
Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний
традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся главный акцент в своей
деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с
учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его
жизнедеятельности.
Придерживаясь принципа педагогической инверсии, педагог определяет что
в данном возрасте является главным для ребенка.
Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какойлибо стороны
очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого
результата к концу школьного обучения.
Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок
чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в
активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих
психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог
реализовать себя как субъект собственной жизни.
Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание
воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с
ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностноориентированную
педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Задачи коррекционновоспитательной работы:
1
Создание в учреждении коррекционноразвивающей среды,
обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с
интеллектуальным недоразвитием.
Формирование нравственности, становление и проявление их
индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
Развитие потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих
осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
Формирование у обучающихся в прочных профессионально
трудовых умений и навыков и выработка адекватных профессиональных
намерений.
Содействие творческому развитию личности школьников, их
социальной активности, потребности в самореализации.
Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и
практике воспитательной работы:
1. Совместное сотрудничество педагогов, обучающихся и их родителей в
решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.
2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства
гражданственности, ответственности, культуры общения.
3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности Отечество, Малая
Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.
Принципы и методы коррекционноразвивающего компонента
в воспитательном процессе:
1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у
ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.
2. Принцип продуктивной обработки информации, создание учителем таких
педагогических ситуаций, в ходе которых обучающиеся самостоятельно осваивают
способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.
3. Принцип развития и коррекции высших психических функций.
Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на
исправление недостатков какойто конкретной психической функции, отдельной ее
операции.
4. Принцип гуманитарной направленности всех учебных дисциплин
(включение в традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять
мотивы своего поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания
окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе).
5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение учителем игр
и упражнений, непосредственно развивающих процесс персептивного характера,
корригирующих отклонения в его характеристиках.
2 6. Психологопедагогическое сопровождение, просвещение школьников,
обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.
7. Формирование человека трудолюбивого,
физически развитого,
пробуждение
Гражданина,
самостоятельного,
национального самосознания.
любящего свое Отечество,
8. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно
воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и
мотивационно потребностных сфер ученика. Из этого принципа вытекает более
частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в
соответствии с особенностями, возможностями и способностями обучающихся.
9.Принцип демократизации,
обеспечивающий расширение прав и
ответственности детей,
родителей и их сотрудничество;
самостоятельность обучающихся в определении целей, содержания и методов работы
по саморазвитию.
педагогов,
10. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению
авторитарности. Доброта и внимание по отношению к обучающимся создают
психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует
себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие
воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения
между родителями, педагогами, детьми; толерантность к мнению ребенка; создание
ситуации успеха.
11.Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества,
развивает планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему
дому.
12.Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки,
чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания
благородных чувств, отношений и поведения.
13.Принцип оперативности полученных знаний требует от обучающихся более
полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного
решения задач они проявляют инициативу и находчивость.
14.Принцип сознательного и активного участия детей в процессе обучения и
воспитания требует от воспитателя умелого руководства деятельностью
воспитанника.
При разработке содержания программы, главное внимание уделяется
раскрытию индивидуальных способностей,
творческих начал личности,
формированию устремлений ребенка в направлении «я хочу» и «я могу» как
основы взаимодействия с педагогом.
Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе и
структурировано по основным направлениям:
Ценностноориентировочная и коммуникативная деятельность.
3
Познавательная деятельность.
Физкультурнооздоровительная деятельность.
Трудовая деятельность.
Художественнотворческая деятельность.
Культурнодосуговая деятельность.
Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета
его возрастных интересов – вот почему в данной Программе при отборе
содержательных блоков воспитательного процесса учтены два момента: мотивы и
ведущие виды деятельности ребенка.
Основные мотивы:
потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно
лучше соответствовать представлениям о лидере;
ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования
коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
потребность личностной самооценки; стремление к «взрослости»,
самостоятельности, к «самоутверждению» (ближе к 13 годам);
стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности
взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со
средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать его активной
деятельностью).
Ведущие виды деятельности:
учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда
будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка,
значимая для него.
деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей;
«кодекс товарищества» как доминирующий и организующий мотив поведения
подростка.
Интимноличное общение (быть с другим, уметь получать от этого
удовлетворение, быть значимым в чьихто глазах).
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники сопровождения:
школьный психолог;
социальный педагог;
педагоги дополнительного образования
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы должна способствовать развитию детей с
ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и
полноценного общения детейинвалидов.
4 Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы
станут:
ОВЗ;
решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с
участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих
конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социальнопсихологической напряженности
в семьях, имеющих детейинвалидов;
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
возможности самореализации в процессе позитивного социального
взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Критерии оценки заключаются в активности детей с ограниченными
возможностями в различных мероприятиях.
Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у
обучающихся (средний школьный возраст)
Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном
уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической
компетентности.
Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и
уверенности в самом себе; понимает свои возможности, способности, особенности
характера; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого
жестового общения; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет работать
сообща; знает основы интимноличностного поведения.
Сформирована мотивация учебной деятельности.
Осознает ответственность за свое здоровье, стремится к здоровому образу
жизни. Понимает значение физкультуры и спорта для организма; владеет элементами
какоголибо вида спорта.
Умеет организовать свое свободное время; имеет развитое воображение,
элементы творческого мышления; осознает прекрасное и сам стремиться быть
красивым и приумножать красоту; умеет самостоятельно заниматься какимлибо
видом творчества.
Развито трудолюбие, самостоятельность и ответственность; владеет
навыками самообслуживающего труда и способен выполнить работу по школе, на
приусадебном участке; знает о творческих профессиях и понимает их значение для
жизни человека.
Знаком с основами правового воспитания. Знает свои права и обязанности;
имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он
гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.
5 Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане
социализации воспитанников среднего школьного возраста являются: становление и
развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе,
формирование «чувства взрослости».
Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся
на уровне основного общего образования
Содержанием воспитания и социализации обучающихся на уровне основного
общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных,
религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к
поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие
ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость,
милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг
перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок,
межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов
мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное
сотрудничество);
честь;
достоинство;
свобода (личная и национальная);
доверие;
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей,
забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное,
личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (учитывая светский характер
обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных
российских религий присваиваются школьниками в виде системных
культурологических представлений о религиозных идеалах);
6
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и
ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или
иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта
созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
обучающихся на уровне основного общего образования
Организация воспитания и социализации обучающихся школы в перспективе
достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по
следующим направлениям:
1.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
2.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
5.
6.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
По направлениям определены задачи духовнонравственного воспитания,
которые образно отражают цели развития нравственного и духовного мира
обучающихся основного общего образования.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.(МОДУЛЬ «ЯГРАЖДАНИН»)
элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и
гербе Свердловской области, города Алапаевска,
элементарные представления об институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в общественном управлении;
России;
обществе;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку
межнационального общения;
7
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической
судьбе, о единстве народов нашей страны;
событиях истории России и ее народов;
элементарные представления о национальных героях и важнейших
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, малой Родины.
поселка;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, родного
любовь к школе, малой Родине, народу России;
уважение к защитникам Отечества;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. (МОДУЛЬ «Я
ЧЕЛОВЕК»)
первоначальные представления о базовых национальных российских
ценностях;
различие хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в
общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли
традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре
нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
взаимопомощи и взаимной поддержке;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть
упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально
психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных
фильмов и телевизионных передач.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни. (МОДУЛЬ «Я И ТРУД»)
8
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей
роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе,
небережливому отношению к результатам труда людей.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.(МОДУЛЬ «Я И ЗДОРОВЬЕ»)
своей семьи, педагогов, сверстников;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных
видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально
психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на
состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарногигиенических правил, соблюдение
здоровьесберегающего режима дня;
спортивных соревнованиях;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
человека;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на
первоначальные представления о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и
санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
(МОДУЛЬ «Я И ПРИРОДА»)
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли и места человека в природе;
9 ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях..(МОДУЛЬ «Я И
КУЛЬТУРА»)
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение
видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
10
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.