Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
6 кл
16.04.2017
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Публикация является частью публикации:
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ 6 класс.doc
Пояснительная записка В   современных   условиях   развития   системы   образования   активизируется воспитательная   функция   образовательного   учреждения   в   самых   разных направлениях. Программа   воспитания   и   социализации   обучающихся   ­   детей   с   ОВЗ раскрывает   роль   и   место   социальной   функции   воспитания   в   системе жизнедеятельности   образовательного   учреждения,   направлена   на   обеспечение единства   обучения   и   воспитания,   формирование   единого   воспитательного пространства образовательного учреждения. Школа   считает   своей   основной   миссией   адаптацию   и   социализацию обучающихся,   к   жизни   в   современном   обществе   на   основе   становления   личности воспитанника. Реализация   программы   должна   обеспечить   ориентацию   обучающихся   на ценности   гражданского   общества,   общечеловеческие   нравственные   приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование   у   воспитанников   готовности   к   самостоятельному   выбору   в  пользу здорового   образа   жизни.   Самореализации   в   общественно   значимой   и профессиональной   деятельности.   Формирование   таких   ценностей,   как   семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны. Исходя из неоднородности контингента обучающихся главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный  подход предполагает  организацию педагогических  воздействий   с учетом   особенностей   и   уровня   развития   ребенка,   а   также   условий   его жизнедеятельности. Придерживаясь принципа педагогической инверсии, педагог определяет ­ что в данном возрасте является главным для ребенка. Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой­либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения. Воспитательный   процесс   строится   таким   образом,   чтобы   каждый   ребенок чувствовал   себя   в   школе   комфортно.   По   своим   возможностям   был   вовлечен   в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических   особенностей,   учебных   возможностей,   склонностей,   мог реализовать себя как субъект собственной жизни. Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание воспитательной   среды,   оптимально   способствующей   развитию   ребенка   с ограниченными   возможностями   здоровья с опорой  на  личностно­ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации. Задачи коррекционно­воспитательной работы: 1  Создание   в   учреждении   коррекционно­развивающей   среды, обеспечивающей   развитие   компенсаторных   механизмов   личности   ребенка   с интеллектуальным недоразвитием.  Формирование   нравственности,   становление   и   проявление   их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.   Развитие потребности в здоровом образе жизни. Воспитание   у   учащихся   качеств   личности,   позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.  Формирование   у   обучающихся   в   прочных   профессионально­ трудовых   умений   и   навыков   и   выработка   адекватных   профессиональных намерений.  Содействие   творческому   развитию   личности   школьников,   их социальной активности, потребности в самореализации. Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы: 1.   Совместное   сотрудничество   педагогов,   обучающихся   и   их   родителей   в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей. 2.   Воспитание   существенных   личностных   качеств:   патриотизма,   чувства гражданственности, ответственности, культуры общения. 3.   Ориентация   детей   на   вечные   абсолютные   ценности   ­   Отечество,   Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота. Принципы и методы коррекционно­развивающего компонента в воспитательном процессе: 1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. 2. Принцип продуктивной обработки информации, создание учителем таких педагогических ситуаций, в ходе которых обучающиеся самостоятельно осваивают способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения. 3. Принцип   развития   и   коррекции   высших   психических   функций. Обязательное   включение   в   занятия   специальных   упражнений,   направленных   на исправление недостатков какой­то конкретной психической функции, отдельной ее операции. 4. Принцип   гуманитарной   направленности   всех   учебных   дисциплин (включение   в   традиционные   предметы   материала   из   жизни,   помогающие   понять мотивы   своего   поведения,   выработать   правильную   жизненную   позицию,   познания окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе). 5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение учителем игр и   упражнений,   непосредственно   развивающих   процесс   персептивного   характера, корригирующих отклонения в его характеристиках. 2 6. Психолого­педагогическое   сопровождение,   просвещение   школьников, обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни. 7. Формирование   человека   ­   трудолюбивого,   физически   развитого,   пробуждение   Гражданина, самостоятельного, национального самосознания.   любящего   свое   Отечество, 8. Принцип   максимальной   индивидуализации   и   демократизации   учебно­ воспитательного   процесса,   заключающийся   в   активизации   мыслительной   и мотивационно ­ потребностных  сфер  ученика. Из  этого  принципа   вытекает  более частное   правило:   отбор   содержания   форм   и   методов   обучения   и   воспитания   в соответствии с особенностями, возможностями и способностями обучающихся. 9.Принцип   демократизации,   обеспечивающий   расширение   прав   и ответственности   детей,   родителей   и   их   сотрудничество; самостоятельность обучающихся в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.   педагогов, 10. Принцип   гуманизации,   соблюдение   которого   приводит   к   устранению авторитарности.   Доброта   и   внимание   по   отношению   к   обучающимся   создают психологически   комфортную  атмосферу,  в которой  растущая  личность  чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения между родителями, педагогами, детьми; толерантность к мнению ребенка; создание ситуации успеха. 11.Принцип   гуманитаризации   приобщает   личность   к   культуре   общества, развивает   планетарное   сознание,   формирует   отношение   к   планете,   как   к   общему дому. 12.Принцип   эстетизации   требует   оригинальной,   красивой   обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения. 13.Принцип оперативности полученных знаний требует от обучающихся более полной   самостоятельности   мышления   и   деятельности.   В   ходе   самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость. 14.Принцип сознательного и активного участия детей в процессе обучения и воспитания   требует   от   воспитателя   умелого   руководства   деятельностью воспитанника. При   разработке   содержания   программы,   главное   внимание   уделяется раскрытию   индивидуальных   способностей,   творческих   начал   личности, формированию  устремлений  ребенка  в  направлении «я ­ хочу»  и «я  ­  могу» как основы взаимодействия с педагогом. Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе и структурировано по основным направлениям:  Ценностно­ориентировочная и коммуникативная деятельность. 3      Познавательная деятельность. Физкультурно­оздоровительная деятельность. Трудовая деятельность. Художественно­творческая деятельность. Культурно­досуговая деятельность. Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его   возрастных   интересов –   вот   почему   в   данной   Программе   при   отборе содержательных блоков воспитательного процесса учтены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности ребенка. Основные мотивы: ­   потребность   занять   свое   место   в   коллективе;   стремление   как   можно лучше соответствовать представлениям о лидере; ­ ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития; ­   потребность   личностной   самооценки;   стремление   к   «взрослости», самостоятельности, к «самоутверждению» (ближе к 13 годам); ­ стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать его активной деятельностью). Ведущие виды деятельности: ­ учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него. ­ деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс   товарищества»   как   доминирующий   и   организующий   мотив   поведения подростка. ­   Интимно­личное   общение   (быть   с   другим,   уметь   получать   от   этого удовлетворение, быть значимым в чьих­то глазах). Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники сопровождения:    школьный психолог; социальный педагог; педагоги дополнительного образования Ожидаемые результаты реализации программы Реализация   программы   должна   способствовать   развитию   детей   с ограниченными   возможностями,   созданию   условий   для   организации   досуга   и полноценного общения детей­инвалидов. 4 Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут: ОВЗ;   решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с участие   детей   с   ОВЗ   в   позитивной   деятельности,   творческих конкурсах различного уровня;  уменьшение факторов социально­психологической напряженности в семьях, имеющих детей­инвалидов;  наличие   навыков   социально   поддерживающего   и   развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;  возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;   формирование навыков общения с детьми с ОВЗ; развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ. Критерии   оценки заключаются   в   активности   детей   с   ограниченными возможностями в различных мероприятиях. Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у обучающихся (средний школьный возраст) Воспитанники   должны   осознавать   свое   «Я»   на   личностном   и   социальном уровнях;   у   них   должны   быть   сформированы   основы   психологической компетентности. ­ Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; понимает свои возможности, способности, особенности характера; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого жестового общения; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет работать сообща; знает основы интимно­личностного поведения. ­ Сформирована мотивация учебной деятельности. ­ Осознает ответственность за свое здоровье, стремится к здоровому образу жизни. Понимает значение физкультуры и спорта для организма; владеет элементами какого­либо вида спорта. ­  Умеет   организовать   свое   свободное   время;   имеет   развитое   воображение, элементы   творческого   мышления;   осознает   прекрасное   и   сам   стремиться   быть красивым   и   приумножать   красоту;   умеет   самостоятельно   заниматься   каким­либо видом творчества. ­   Развито   трудолюбие,   самостоятельность   и   ответственность;   владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнить работу по школе, на приусадебном участке; знает о творческих профессиях и понимает их значение для жизни человека. ­ Знаком с основами правового воспитания. Знает свои права и обязанности; имеет  представление  о  правонарушениях  и  ответственности  за  это;   знает, что  он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами. 5 Таким   образом,   основными   итогами   воспитательной   работы   в   плане социализации воспитанников среднего школьного возраста являются: становление и развитие   системы   социальной   идентичности,   осознание   своего   места   в   обществе, формирование «чувства взрослости». Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования Содержанием воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего   образования   являются   ценности,   хранимые   в   культурных,   семейных, религиозных,   этнических,   социальных   традициях   и   передаваемые   от   поколения   к поколению.   Традиционными   источниками   нравственности   являются   следующие ценности:  патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);  социальная солидарность  (свобода личная и национальная; доверие к людям,   институтам   государства   и   гражданского   общества;   справедливость, милосердие, честь, достоинство);  гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед   Отечеством,   старшим   поколением   и   семьей,   закон   и   правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);  человечность  (принятие   и  уважение   многообразия  культур   и  народов мира,   равенство   и   независимость   народов   и   государств   мира,   международное сотрудничество); честь; достоинство; свобода (личная и национальная); доверие; семья  (любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   почитание   родителей,      забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их); дружба; здоровье  (физическое   и   душевное,   психологическое,   нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни); труд   и   творчество  (творчество   и   созидание,   целеустремленность   и настойчивость, трудолюбие, бережливость);   наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные   российские   религии  (учитывая   светский   характер обучения   в   государственных   и   муниципальных   школах,   ценности   традиционных российских   религий   присваиваются   школьниками   в   виде   системных культурологических представлений о религиозных идеалах); 6      искусство и литература  (красота,  гармония,  духовный  мир  человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).  Процесс   перехода   базовых   ценностей   в   личностные   ценностные   смыслы   и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования Организация воспитания и социализации обучающихся школы в перспективе достижения   общенационального   воспитательного   идеала   осуществляется   по следующим направлениям: 1. Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5. 6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. По направлениям  определены  задачи духовно­нравственного воспитания, которые   образно   отражают   цели   развития   нравственного   и   духовного   мира обучающихся основного общего образования. 1.   Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека.(МОДУЛЬ «Я­ГРАЖДАНИН») элементарные   представления   о   политическом   устройстве   Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и    гербе Свердловской области, города Алапаевска,  элементарные   представления  об   институтах  гражданского   общества,  о возможностях участия граждан в общественном управлении;  России;  обществе;  элементарные   представления   о   правах   и   обязанностях   гражданина интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; 7   ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; событиях истории России и ее народов; элементарные   представления   о   национальных   героях   и   важнейших интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.  поселка;     стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, родного любовь к школе,  малой Родине, народу России; уважение к защитникам Отечества; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. (МОДУЛЬ «Я­ ЧЕЛОВЕК»)           первоначальные   представления   о   базовых   национальных   российских ценностях;   различие хороших и плохих поступков; представления   о   правилах   поведения   в   школе,   дома,   на   улице,   в общественных местах, на природе; элементарные   представления   о   религиозной   картине   мира,   роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; уважительное   отношение   к   родителям,   старшим,   доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; взаимопомощи и взаимной поддержке; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление   избегать   плохих   поступков,   не   капризничать,   не   быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; представления   о   возможном   негативном   влиянии   на   морально­ психологическое   состояние   человека   компьютерных   игр,   кино,   телевизионных передач, рекламы; отрицательное   отношение   к   аморальным   поступкам,   грубости, оскорбительным  словам  и действиям, в том числе  в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.  3.   Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению,   труду, жизни. (МОДУЛЬ «Я И ТРУД») 8  первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; элементарные   представления   о   роли   знаний,   науки,   современного производства в жизни человека и общества; первоначальные   навыки   коллективной   работы,   в   том   числе   при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов; умение   проявлять   дисциплинированность,   последовательность   и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное   отношение   к   лени   и   небрежности   в   труде   и   учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.(МОДУЛЬ «Я И ЗДОРОВЬЕ») своей семьи, педагогов, сверстников; ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов элементарные   представления   о   единстве   и   взаимовлиянии   различных видов   здоровья   человека:   физического,   нравственного   (душевного),   социально­ психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); элементарные   представления   о   влиянии   нравственности   человека   на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание   важности   физической   культуры   и   спорта   для   здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание   и   выполнение   санитарно­гигиенических   правил,   соблюдение                  здоровьесберегающего режима дня; спортивных соревнованиях; интерес   к   прогулкам   на   природе,   подвижным   играм,   участию   в  человека;  первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на первоначальные   представления   о   возможном   негативном   влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; отрицательное   отношение   к   невыполнению   правил   личной   гигиены   и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. 5.   Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде. (МОДУЛЬ «Я И ПРИРОДА») развитие   интереса   к   природе,   природным   явлениям   и   формам   жизни, понимание активной роли и места человека в природе; 9 ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.    6.   Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях..(МОДУЛЬ   «Я   И КУЛЬТУРА»)   представления о душевной и физической красоте человека; формирование   эстетических   идеалов,   чувства   прекрасного;   умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес   к   чтению,   произведениям   искусства,   детским   спектаклям, концертам, выставкам, музыке;     интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. 10

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017