Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Оценка 4.6

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
31.03.2019
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
В современном обществе число детей с отклонениями в психическом развитии увеличивается. Чаще всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Задача школы помочь таким детям, для этого была создана программа воспитательной работы с детьми имеющие отклонения.
ПРОГРАММА ВОСП РАБОТЫ НА 2009.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное казённое специальное (коррекционное) учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» I отделение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Юдиной Ирины Николаевны СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Общие сведения о воспитателе ……………………………………………….. 3 2. Пояснительная записка ………………………………………………………… 4 3. Условия реализации программы ………………………………………………. 5 4. Содержание воспитательного процесса ………………………………………..9 5. Требования к результатам реализации программы …………………………..14 6. Методы, средства и способы оценки эффективности программы ………….16 7. Список литературы (основной и дополнительной) ………………………….17 8. Приложение  2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           В   современном   обществе   число   детей   с   отклонениями   в   психическом развитии увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество учащихся,   которые   не   в   состоянии   освоить   образовательные   программы, составляет около 20 – 30 %, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Массовый характер указанной тенденции является одной     из   причин   остроты   постановки   проблемы   так   называемых   «трудных» детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще всего   это   дети   из   неблагоприятных   в   разных   отношениях   семей,   лишённых реальных   жизненных   перспектив,   которые,   сталкиваясь   с   неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них   закрепляется низкая самооценка,   ещё   больше   нарушается   их   успеваемость   и   поведение,   и   в результате   искажается   вся   система   их   ценностей   и   жизненная   ориентация. Общую   картину   подобных   нарушений   развития   можно   охарактеризовать   как дезадаптацию детей и подростков, проявляющую в их неспособности не только полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе.           Подводя итоги всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных,   экологических   и   других   причин   отклонения   в   здоровье   стала «нормальным»   явлением   в   нашем   обществе.   Анализ   всех   аспектов   ситуации показывает,   что   оказание   помощи   таким   детям   является   актуальной   в педагогике,   нам   необходимо   вернуть   ребёнка   на   путь   развития,   необходимо использовать   системный   подход     с   целостной   взаимосвязанной   системой «родитель ­ ребёнок ­ педагог».     ограниченными возможностями   здоровья,   повышающих   возможности   их   обучения   и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявление и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Это   поставило   передо   мной   задачу   разработки   специальной   программы воспитательной работы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе.  В   результате   мною   была   разработана   программа,   предназначенная   для воспитательного процесса.      Она составлена  с учетом требований Федеральной Программы развития в системе образования России, Закона РФ «Об образовании» ст. 2, 5, 50; Закона «Об образовании» Свердловской области ст. 14, 18­22; Типового положения о СКОУ для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; НРК ГОСа, который является одним из вариантов соединения мирового, федерального и 3   Выбор   эффективных   средств   помощи   детям   с регионального   опыта   в   развитии   содержания   образования   и   определяет   в качестве   главного   результата   образования   достижения   социальной компетентности обучающего, основанного на единстве обучения и воспитания; Устава школы; Программы развития школы и других локальных документов. Программа   составлена   на   основе   Государственной   программы   по воспитательной   работы,   ориентированной   на   коррекцию   недостатков личностного   развития,   на   снятие   вторичных   дефектов   и   наслоений, осложняющих   процесс   социальной   адаптации   воспитанников   коррекционных школ – интернатов, рекомендованной Минобразованием РФ Москва 2006 год.      Программа учитывает особенности развития личности учащихся с задержкой психического развития на основе изучения их интересов и потребностей.            Осуществление   программы   поможет   создать   комплекс   условий   для интеллектуального   развития   к   саморегуляции   личности   обучающихся воспитанников,   позволит   снять   перегрузки,   использовать   время   для саморазвития,   творчества,   досуга,   наиболее   полной   реализации   способностей каждого.                 Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать результат образования выпускника школы и необходимую для него поддержку.         Воспитание   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   —   это   многофакторный,   предполагающий   социальную интеграцию   воспитанников   в   современное   общество.     Процесс   социализации предполагает решение основных проблем в воспитании ребёнка: ­ развитие личности; ­ подготовку к самостоятельной жизни; ­ профессиональную подготовку. В соответствии с этим целью данной программы является:      Цель: Создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой   брать   ответственность   за   свои   решения   и   поступки   во   всех   сферах деятельности;   оказание   помощи   при   социальной   адаптации   обучающихся воспитанников. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:  Задачи:   комплексный   процесс,  Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности.   Развивать способности к профессиональному самоопределению.  Развивать  индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.  Оказать помощь  в формировании эмоционально­волевой сферы детей.   Выработать единые требования с родителями в воспитании детей. Предполагаемый результат:    В качестве главного результата воспитанности рабочая программа определяет: 4 ­   достижение   социальной   компетентности   обучающихся   воспитанников   с отклонениями в развитии, их интеграцию в современное общество. Объект: Воспитанники ГПД (дети 11 – 15 лет) Субъект:  Администрация   школы,  учителя, воспитатели, специалисты школы, педагоги дополнительного образования, родители (законные представители).  Срок реализации программы: 5 лет II. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ       Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание   с   доброжелательных   позиций   или   с   позиции   пренебрежительного отношения и т.п.             Воспитание   –   это   процесс,   т.   е.   постоянно   меняющееся,   динамически развивающаяся система   взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития   механизмов   компенсации   его   позиция   как   объекта   воздействия меняется.               Считается,   что   успешность   образования     и   воспитания   детей   с   ОВЗ достигается   совокупностью   специальных   педагогических   методов   и   приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.  Основные направления создания воспитательной среды  ­   создание   системы   позитивно   действующих   факторов:   оформление   школы, участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр.; включение и приобщение   воспитанников   к   этой   деятельности;   создание   информационной службы   Центра,   постоянно   освещающей   успехи   каждого   и   группы   в   целом, видеотеки, аудиокассетных записей (дневники­ диалоги и т.п.).  ­   разработка   разновариантных   моделей   воспитательных   занятий,   бесед, экскурсий   и   создание   из   них   научно­методической   базы,   которой   мог   бы пользоваться любой воспитатель; ­   организация   досуговой   деятельности,   ориентированной   на   коррекцию недостатков развития информирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами,   арттерапия,   психодрама,   куклоте­рапия,   эвритмия   (зримая   речь)   и т.п.).            Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта   его   возрастных   интересов.   Именно   поэтому   воспитательный   процесс строится   на     двух   моментах:  мотивы   и ведущие  виды   деятельности.  Для среднего и старшего возраста основными являются:  Мотивы: • Потребность занять своё место в коллективе, в мире взрослых; • Утвердиться в компании сверстников; 5 стремление   к   взрослости, • Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); • Потребность   личностной   самооценки; самостоятельности, к самоутверждению; • Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Ведущие виды деятельности: • Учебная   деятельность  (не   скучная   и  однообразная,  а  живая,  нацеленная   на потребность и нужды подростка, значимая для него); • Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий мотив поведения подростка; • Интимно – личное общение (быть друг с другом, с друзьями; уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих – то глазах); • Учебно   –   профессиональная   деятельность   (помощь   подростку   в   его профессиональном самоопределении).              Воспитательная работа включает в себя четыре основных направления, содержание   которых   составляет   область   знаний   охватывающих   теорию   и практику адаптации обучающихся воспитанников к социуму, подготовку детей к самостоятельной жизни: I. Основы социализации и общения:  ­познавательная деятельность; ­нравственно­правовая деятельность;  II. Физическое   воспитание   и   охрана   здоровья   обучающихся воспитанников:  ­спортивно­оздоровительная деятельность; ­просветительская   работа   по   формированию   ЗОЖ,   соблюдению   личной гигиены и сохранению своего здоровья;                        III. Трудовое воспитание: ­трудовая, общественно­полезная деятельность; ­профориентация. IV. Эстетическое  воспитание: ­ творческая деятельность; ­ приобщение к музыке, к культуре            Для достижения положительного результата воспитанности необходимо использовать принципы коррекционно­развивающей работы:  Принцип   ориентации   на   позитив   в   поведении   и   характере воспитанников   с   ограниченными   возможностями   здоровья.    Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего   лучшее.   Это   лучшее   и   является   тем   зерном,   которое,   прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по новому взглянуть на свое поведение. Условиями реализации данного принципа являются: 6 цип   отражается   в • стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт; • формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения; • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам; • доверие к ребенку; • формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач; • оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач; • учет   интересов   учащихся,   их   индивидуальных   вкусов,   пробуждение   новых интересов. В   практической   педагогической   деятельности   этот   прин   следующих правилах: • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка; • доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему; • приобщение педагогом ребенка к добру и доброте; • защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем; • постоянный   поиск   педагогом   вариантов   решения   воспитательных   задач, которые принесут пользу каждому ребенку; • защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности; • формирование   педагогом   в   классе,   школе,   группе   и   других   объединениях учащихся   гуманистических   отношений,   которые   не   допускают   унижения достоинства детей.  Принцип   социальной   адекватности   воспитания  воспитанников   с ограниченными   возможностями   здоровья  требует   соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка. Реализация этого принципа возможна на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются: • учет   особенностей   социального   окружения   ребенка   при   решении воспитательных задач; • координация   взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на воспитанника; • обеспечение комплекса социально­педагогической помощи детям; • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных,  типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.); • коррекция   воспринимаемой   воспитанниками   разнообразной   информации,   в том числе от средств массовых коммуникаций. В практической деятельности педагога этот принцип отра   правилах: • воспитательный   процесс   строится   с   учетом   реалий   социальных   отношений ребенка; • школа   не   должна   ограничиваться   воспитанием   ребенка   в   своих   стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;  жается в следующих 7 • педагог   должен   корректировать   негативное   влияние   окружающей   среды   на ребенка; • все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.  Принцип   индивидуализации   воспитания   воспитанников   с ограниченными   возможностями   здоровья  предполагает   определение индивидуальной   траектории   социального   развития   каждого   воспитанника, выделение   специальных   задач,   соответствующих   его   индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов  личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации явля    ются: • мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка; • определение   эффективности   влияния   фронтальных   подходов   на индивидуальность ребенка; • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка; • учет   индивидуальных   качеств   ребенка,   его   сущностных   сфер   при   выборе воспитательных средств, направленных на его развитие; • предоставление   возможности   воспитанникам   самостоятельного   выбора способов   участия   во   внеучебной   деятельности,   а   также   выбора   сферы дополнительного образования. В   практической   педагогической   деятельности   этот   прин   следующих правилах: • работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;  • успех   воспитательного   воздействия   при   работе   с   одним   воспитанником   не должен негативно влиять на воспитание других; • выбор   воспитательного   средства   необходимо   соотносить   только   с информацией об индивидуальных качествах; • поиск педагогом способов коррекции поведения воспитанника должен вестись только на основе взаимодействия с ним; • постоянное   отслеживание   эффективности   воспитательного   воздействия   на каждого   ребенка   должно   определять   совокупность   воспитательных   средств, используемых воспитателями.  Принцип   социального   закаливания   воспитанников   с   ограниченными возможностями   здоровья  предполагает   включение   воспитанников   в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­ действия   социума,   выработку   определенных   способов   этого   преодоления, адекватных   индивидуальным   особенностям   человека,   выработку   социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закалива   • включение   детей   в   решение   различных   проблем   социальных   отношений   в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); • диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;  цип   реализуется   в  ния являются: 8 • стимулирование   самопознания   детей   в   различных   социальных   ситуациях, определения   своей   позиции   и   способа,   адекватного   поведения   в   различных ситуациях; •   оказание   помощи   детям   в   анализе   проблем   социальных   отношений   и вариативном   проектировании   своего   поведения   в   сложных   жизненных ситуациях. В   педагогической   деятельности   этот   принцип   реализуется   в   следующих правилах: • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них; • ребенок   не   всегда   должен   легко   добиваться   успеха   в   своих   отношениях   с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем; • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня; • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.       Наряду   с   учебно   ­   познавательной   деятельностью   школьники   с   ОВЗ   поведением являются участниками и других видов деятельности: общественной, трудовой,   художественно­эстетической, нравственно­правовой, игровой и т. д. Деятельность становится интересной и значимой для воспитанника, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.       Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в   том,   что   воспитанникам   с   ограниченными   возможностями   здоровья предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности,   проявить   свои   способности,   оценить   самого   себя   и   быть   оце­ ненным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями и   выбрать   приемлемую   форму   поведения.   Внеурочная   воспитательная деятельность   (в   отличие   от   учебно   познавательной)   создает   условия   для упражнения и тренировки определенных эмоционально­волевых и нравственно­ поведенческих   качеств,   выполнения   общепринятых   требований,   соблюдения норм межличностных отношений.   спортивно   ­   оздоровительной, III. СОДЕРЖАНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА           Реализация программы рассчитана на использование традиционных форм воспитания,   нестандартных   воспитательных   технологий,   коррекционно­ развивающих  форм, методов и приёмов. Технологии, используемые в работе, реабилитационные:  Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);  Личностно­ориентированного развивающего обучения (Якиманская); 9  Игровые технологии (Шмаков);  Технология КТД (Иванов);  Технология диагностики и развития психических процессов (Карпова);  Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).  Технология   нестандартных   воспитательных   часов   предусматривает следующие   формы:   экскурсии,   встречи   с   интересными   людьми, дискуссии,   тренинги, моделирование ситуаций, КТД.   интеллектуальные   игры,   практикумы, Комплексное   воспитание   осуществляется   через   рациональное   сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм воспитания.  Нравственно­эстетическое   воспитание   детей, I. раздел «Основы социализации и общения» Цель:   эмоционально­ психологическая   и   социальная   реабилитация   обучающихся   воспитанников, развитие творческих способностей.  Задачи: ­Развивать и совершенствовать нравственно­правовую культуру, приобретение необходимых   правовых   знаний,   осознание   воспитанниками   своих   прав   и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение. ­ Сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности. ­ Способствовать повышению роли ученического соуправления в планировании , организации и анализе жизнедеятельности коллектива. ­Формировать общую культуру обучающихся воспитанников путём вовлечения их в творческий процесс и приобщения к ценностям мировой культуры. ­Воспитывать   культуру   речевого   общения,   коммуникативные   навыки, способствующие их социализации и адаптации. Формы работы:  часы общения, этические диалоги  часы речевой практики  практическая психология  воспитательные часы по ППБ, ПДД  интеллектуальные игры, викторины, конкурсы  экскурсии, праздники  участие в работе кружков и секций  соуправление  участие в фестивальном движении  традиции школы и класса II. раздел «Физическое воспитание и охрана здоровья» Цель:  Содействие   всестороннему   развитию   личности,   формирование   у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижения определённого уровня физической культуры, формирование ЗОЖ. 10 Задачи: ­Охрана   и   укрепление   здоровья.   Повышать   сопротивляемость   и   защитные свойства организма. ­Дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм вредных привычек. ­Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями,   сознательно   применять   их   в   целях   отдыха,   тренировки, повышения умственной и физической работоспособности. ­Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств. Формы организации:  спортивный час  час здоровья  подвижные игры  ЛФК, физ. Минутки  физкультурные прогулки: пешеходные, лыжные.  физкультурный досуг, праздники  День здоровья  туристические походы  участие в спортивных кружках и секциях. III. раздел «Трудовое воспитание» Цель:  Воспитание   творческой,   социально­активной   личности,   ответственно относящейся к общественно­полезному труду, проявляющей интерес к будущей профессии, её осознанному выбору. Задачи: ­Воспитывать   ответственное, серьёзное  отношение  к  труду, развивать  умение оценивать свои способности, свою деятельность. ­Совершенствовать умение строить свои отношения со сверстниками в процессе трудовой деятельности ­Формировать общетрудовые, начально­профессиональные умения и навыки ­Побуждать к осознанному выбору будущей профессии. Формы организации:  хозяйственно­бытовой труд  труд в природе  художественный труд  общественно­полезная деятельность  профориентация  экскурсии на предприятия  посещения музейных комнат предприятий  работа на пришкольном участке IV. раздел «Эстетическое воспитание» 11 других Цель:  Развитие   чувственного   мироощущения,   потребность   в   прекрасном, реализация индивидуальных способностей. Задачи: ­ Развивать механизмы творческого восприятия и мышления. ­ Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, живописи. ­ Формировать адекватную моральную самооценку творческих способностей. Формы организации:  художественный труд (оформление школы, ГПД к праздничным дням)  посещения музыкальных концертов, музыкального лектория  участие в школьных, городских концертах  участие в областных, городских и школьных художественных конкурсах  посещение   выставок   творческих   работ   учащихся   школы, образовательных учреждений, жителей города, выездных выставок.  посещение музея, библиотек  участие в фестивальном движении  экскурсии на природу, в красивые места нашего города          В соответствии с индивидуально­типологическими особенностями детей с отклонениями в развитии и поведении необходимо коррекционно – развивающее сопровождение. Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение   взрослого   и   воспитанника,   в   ходе   которых   происходит   коррекция каких – либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных   возможностей.   Коррекционно   –   развивающее   сопровождение воспитательного   процесса   подразумевает   использование   коррекционных методов и приёмов: 1.   Приёмы,   способствующие   в   нравственных   поступках   и   накоплению социально – положительного опыта:  Организация   успехов   в  учении   (заключается   в  организации   помощи   ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);  Моральная поддержка  (заключается  в поднятии  авторитета  школьника  среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);  Убеждения   (заключается   в   разъяснении   и   доказательствах   правильности поведения);  Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);  Ожидание   лучших   результатов   (учитель   заявляет   ученику,  что   ждёт   от   него более   значительных   успехов,   это   способствует   формированию   мотивации   к учению);  2.   Приёмы,   содействующие   улучшению   взаимоотношений   между педагогом и воспитанником:  Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);  Поощрение ­ похвала, награда, одобрение;  12 Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);  Обходное   движение   (подразумевает   отведение   от   ученика   заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);  Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);  Прощение   (в   определённой   ситуации   педагог   не   прибегает   к   наказанию,   не смотря на совершённый школьником проступок);  Поручительство   (взятие   виновного   ученика   на   поруки,   обещание   от   своего имени, что ученик будет достойно себя вести);  Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают   его   авторитет,   что   способствует   положительным   изменениям   в поведении).  3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:  Констатация   проступка   (педагог,   не   выражая   открыто   своего   отношения   к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);  Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);  Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)  Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)  Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)  Разоблачение или выявление виновного  4. Приёмы со скрытым действием:  Параллельное   педагогическое   действие   (заключается   в   наказании   всего коллектива   из­за   нарушения,   совершённого   одним   из   учеников,   чтобы   в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося )  Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)  Ласковый   упрёк   (беседа   в   благожелательном   тоне,   где   как   бы   невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)  Мнимое   безразличие   (создаётся   такая   педагогическая   обстановка,   когда   на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)  Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ           Цели воспитания в семье и школе  обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для   обеспечения   единства   требований   родителей   и   педагогов   к   детям необходимы согласованные взаимодействия. 13 Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Принципы взаимной деятельности:  ­ обращение к чувству родительской любви и уважение ее;  ­ доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;  ­ позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.          Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями воспитанников представлена следующими направлениями и формами: 1. Изучение условий семейного воспитания Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.  Беседы,   анкетирование   родителей,   сочинения   учащихся   о   семье,   конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры   с   родителями,   формирование   банка   данных   о   семье   и   семейном воспитании.  2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса Родительские   собрания   (знакомство   с   целью,   задачами   и   программой воспитательной   деятельности,   обсудить   возможные   пути   реализации; познакомить   родителей   со   специфической   задачей   –   проблема   начальной профориентации).   Информация   об   уровне   сплоченности   и   организованности класса,   его   успехах   и   неудачах.   Приглашение   на   уроки   и   внеурочные мероприятия.  3. Взаимодействие с родительским комитетом Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.  4. Совместная деятельность родителей и детей Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.  5. Информирование родителей о ходе  и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения. IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ         Результатом   реализации   воспитательного   процесса   считать   динамику   продвижения   в   усвоении   знаний   и   навыков   воспитанности.   Динамика воспитанности   обучающихся   воспитанников   предполагает   следующие показатели:          Воспитанники должны осознавать своё «Я» на личностном и социальном уровнях;   у   них   должны   быть   сформированы   основы   психологической компетентности. 14  Знает « Какой я? », « Что я могу? »; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; адекватно понимает свои возможности, способности, особенности   характера;   знает   свои   «сильные»   и   «слабые»   стороны;   умеет общаться   в   разных   социальных   группах;   имеет   навыки   речевого,   жестового общения;   владеет   своим   настроением,   мимикой   лица;   знает   правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть интересным другом; может расположить к себе человека; умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта;   умеет   работать   сообща,   сотрудничать,   учитывать   интересы   и желания других.  Знает, что здоровье — это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать. Понимает значение спорта, физкультуры для организма; владеет элементами какого­либо вида спорта; может сам составить для себя комплекс утренней   зарядки,   физической   нагрузки   на   неделю,   в   течение   дня;   имеет скоординированную походку; владеет навыками посадки при учебе, еде, позой во время сна, бега, ходьбы и пр.  Имеет  развитое   воображение,   элементы   творческого   мышления;   знает   о широком   аспекте   творческих   профессий   и   понимает   их   значение   для   жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту;   сформирована   потребность   к   прекрасному;   умеет   самостоятельно заниматься   каким­либо   видом   творчества;   знаком   с   основами   народного творчества, промыслами.  Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить...  Имеет  представления о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; четко ориентируется в гражданском законодательстве о   правах   и   обязанностях   детей   в   нашей   стране;   имеет   представление   о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами. Показатели результата воспитанности Предметно­информационная составляющая: Знание:  Знает правила и нормы поведения  3иает правила гигиены и самообслуживания  3нает правила безопасности жизнедеятельности (ПДЦ, ППБ, ЗОЖ)  3нает место человека в мире Понимание:  Понимает свою роль в обществе, правила соц. общежития и правовой культуры  Понимает правила ОБЖ (ТБ и ОТ, ППБ, ПДД, ЗОЖ) Применение:  Придерживается жизненной позиции, принятой в обществе  Применяет закон, правила в конкретной практической ситуации 15 Обобщение:  Анализирует ситуации, поступки свои и окружающих, умеет делать выводы  Использует знания из различных областей Оценивание:  Умеет делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам  Умеет изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами  поведения, принятыми в обществе  Деятельностно­коммуникативная составляющая: Организация деятелъности:  Планирует свою деятельность, ставит определенные цели и задачи  Анализирует результаты выполненного задания, самооценка  Соблюдает дисциплину (саморегуляция)  Проявляет настойчивость в достижении цели Коммуникативные умения:  Смысловое соответствие ответа предложенному вопросу или заданию   Культура речи: вежливость, тактичность, отсутствие брани Эмоционально­ценностные отношения: Отношение к себе:  Положительное  чувственно­эмоциональное отношение к себе как личности  способной  успешно адаптироваться к требованиям окружающих  Адекватная оценка собственных возможностей в различных видах деятельности  Осознание требований норм и правил как основы регулирования собственного  поведения  Осознание ценности собственного психофизического и социального здоровья и  необходимости его сохранения и укрепления Отношение к другим:  Осознание особенностей взаимодействия с родителями и педагогами в период  взросления в подростковом возрасте  Понимание  ценности  своей  и  чужой  позиции при  решении конкретных  проблем  Понимание роли коллектива  сверстников в  становлений индивидуальной  позиции личности  Осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными  группами и индивидами Отношение к учебной деятельности:  Понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений о себе, обществе, жизни региона  Осознание ценности получаемых школьных знаний для практической  деятельности   Понимание  значимости  умелого  выбора в  образовательной  и практической  деятельности. Отношение к миру: 16  Понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного  пространства и чувство ответственности за его будущее  Понимание противоречивости развития окружающего мира и способность  выстраивать отношения с ним в зависимости от ситуации V. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Методы  используемые   воспитателем   для   определения   уровня   тех   или   иных качеств воспитанности обучающихся воспитанников?  Самая   большая   и   популярная   группа   этих   методов   –   это  опросы.  С   их помощью   выявляются   ценностные   ориентации   воспитанников,   знания, установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.   Метод  наблюдения  –   наиболее   доступный   способ   получения   знаний   о воспитанниках.   Метод  беседа  –   обязывает   прислушиваться   к   суждениям   окружающих ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.   Метод  анкетирования   –  позволяет   выяснить   не   только   мнение воспитанников по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.  Метод  суждения   взглядов,   позиций.  Форма   данного   метода   позволяет обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме. Оценивание эффективности программы: 0 баллов – качество отсутствует 1 балл – качество проявляется редко 2 балла – качество проявляется часто 3 балла – качество присутствует всегда Динамика развития и воспитанности отслеживается 3 раза в год. 17 V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ     Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» ­ Киев, 1986.                                            Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» ­ «Воспитание школьника», 2001   «Воспитательная   работа   с   учащимися   в   современных   условиях»   ­ Методические рекомендации под редакцией Лобачёвой Т.Ф., Курган, 1994.   «Воспитание   трудного   ребёнка»/   дети   с   девиантным   поведением   –   Под редакцией Рожкова М.И.­Москва, 2001.   Диагностическая   и   коррекционная   работа   школьного   психолога.­   М., Педагогика, 1987.  Иванов   И.П.   «Энциклопедия   коллективно­творческих   дел»­   Педагогика, Москва, 1989.  Карпова   Г.А.   «Методы   педагогической   диагностики»   ­   Учебное   пособие, Екатеринбург 2001.  Карпова   Г.   А.   «Методическая   диагностика   взаимоотношений   Учитель   ­ Ученик» ­ Екатеринбург   Карпова   Г.А.   «Педагогическая   диагностика   воспитанности   и   ценностных ориентаций» ­ Екатеринбург   Карпова   Г.А.  «Педагогическая   диагностика   отклоняющегося   поведения»  ­ Екатеринбург, 1998.  Карпова Г. А. «Педагогическая диагностика самосознания » ­ Екатеринбург, 2000.  Карпова   Г.А.   «Педагогическая   диагностика   эмоционального   самочувствия школьника» ­ Екатеринбург, 1997.  Клюева Н.В. «Учим детей общению» ­ Ярославль, 1997.  Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» ­ Ярославль, 1997.  Кульневич С.В. «Воспитательная работа в средней школе» ­ Т. Ц. «Учитель» 2001.  Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе» 1­2 части – Москва, 2002.  Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» – Москва, 2001.  Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе»  Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности» ­ Москва, 1981.  Рычкова М. А. «Поведенческие расстройства» ­ Москва, 2001.  Сергеева В. П. «Классный руководитель в современной школе» ­ Москва, 2001. 18  Сергеева В. П  «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я »                       ­ Москва, 2002.  Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.­ С – Пб, 2003.  Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.­ Ростов н/ Д, Феникс,   Созонов В. П. «Организация воспитательной работы в классе» ­ Москва, 2000  Хаткевич О. А. «Переходный возраст» ­ Минск, 2003.  Шемшурина А. И. «Этические диалоги с учащимися» ­ Москва, 1999.  Шилова М. И. «Учителю о воспитанности школьников» ­ Москва, 1990.   Шулешко   Н.Е.,   Ершова   А.П.   Социо   –   игровые   подходы   к   педагогике.­ Красноярск, 1990.  Щуркова Н. Е. «Классный час и его организация» ­ Москва, 1981. 19 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОСПИТАТЕЛЕ Фамилия, имя, отчество воспитателя:  Юдина Ирина Николаевна Педагогический стаж:  24 года Квалификационная категория: I    кв. категория Год аттестации: 2009 год Нагрузка: 25 часов Дополнительная нагрузка: 2 часа  (1 час – кружок «Юный пожарный», 1 час ­   кружок «Юный инспектор дорожного движения»). 20

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019