Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
31.03.2019
В современном обществе число детей с отклонениями в психическом развитии увеличивается. Чаще всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Задача школы помочь таким детям, для этого была создана программа воспитательной работы с детьми имеющие отклонения.
ПРОГРАММА ВОСП РАБОТЫ НА 2009.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное казённое специальное (коррекционное) учреждение Свердловской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Асбестовская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
I отделение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Юдиной Ирины Николаевны СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общие сведения о воспитателе ……………………………………………….. 3
2. Пояснительная записка ………………………………………………………… 4
3. Условия реализации программы ………………………………………………. 5
4. Содержание воспитательного процесса ………………………………………..9
5. Требования к результатам реализации программы …………………………..14
6. Методы, средства и способы оценки эффективности программы ………….16
7. Список литературы (основной и дополнительной) ………………………….17
8. Приложение
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе число детей с отклонениями в психическом
развитии увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество
учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы,
составляет около 20 – 30 %, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных
формах и методах обучения. Массовый характер указанной тенденции является
одной из причин остроты постановки проблемы так называемых «трудных»
детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще
всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых
реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной
атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При
неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая
самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в
результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация.
Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как
дезадаптацию детей и подростков, проявляющую в их неспособности не только
полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе.
Подводя итоги всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда
социальных, экологических и других причин отклонения в здоровье стала
«нормальным» явлением в нашем обществе. Анализ всех аспектов ситуации
показывает, что оказание помощи таким детям является актуальной в
педагогике, нам необходимо вернуть ребёнка на путь развития, необходимо
использовать системный подход
с целостной взаимосвязанной системой
«родитель ребёнок педагог».
ограниченными
возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и
возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётком
понимании причин отклонения от нормы, но и на выявление и эффективном
использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на
возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Это поставило передо мной задачу разработки специальной программы
воспитательной работы для оказания такой помощи детям непосредственно в
школе.
В результате мною была разработана программа, предназначенная для
воспитательного процесса.
Она составлена с учетом требований Федеральной Программы развития в
системе образования России, Закона РФ «Об образовании» ст. 2, 5, 50; Закона
«Об образовании» Свердловской области ст. 14, 1822; Типового положения о
СКОУ для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; НРК ГОСа,
который является одним из вариантов соединения мирового, федерального и
3
Выбор эффективных средств помощи детям с регионального опыта в развитии содержания образования и определяет в
качестве главного результата образования достижения социальной
компетентности обучающего, основанного на единстве обучения и воспитания;
Устава школы; Программы развития школы и других локальных документов.
Программа составлена на основе Государственной программы по
воспитательной работы,
ориентированной на коррекцию недостатков
личностного развития, на снятие вторичных дефектов и наслоений,
осложняющих процесс социальной адаптации воспитанников коррекционных
школ – интернатов, рекомендованной Минобразованием РФ Москва 2006 год.
Программа учитывает особенности развития личности учащихся с задержкой
психического развития на основе изучения их интересов и потребностей.
Осуществление программы поможет создать комплекс условий для
интеллектуального развития к саморегуляции личности обучающихся
воспитанников, позволит снять перегрузки, использовать время для
саморазвития, творчества, досуга, наиболее полной реализации способностей
каждого. Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать
результат образования выпускника школы и необходимую для него поддержку.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это
многофакторный,
предполагающий социальную
интеграцию воспитанников в современное общество. Процесс социализации
предполагает решение основных проблем в воспитании ребёнка:
развитие личности;
подготовку к самостоятельной жизни;
профессиональную подготовку.
В соответствии с этим целью данной программы является:
Цель: Создание условий для комплексного развития личности, способной к
самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков,
готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах
деятельности; оказание помощи при социальной адаптации обучающихся
воспитанников.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Задачи:
комплексный процесс,
Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по
охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных
моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать
навыки самостоятельной трудовой деятельности.
Развивать способности к профессиональному самоопределению.
Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.
Оказать помощь в формировании эмоциональноволевой сферы детей.
Выработать единые требования с родителями в воспитании детей.
Предполагаемый результат:
В качестве главного результата воспитанности рабочая программа определяет:
4 достижение социальной компетентности обучающихся воспитанников с
отклонениями в развитии, их интеграцию в современное общество.
Объект: Воспитанники ГПД (дети 11 – 15 лет)
Субъект: Администрация школы, учителя, воспитатели, специалисты школы,
педагоги дополнительного образования, родители (законные представители).
Срок реализации программы: 5 лет
II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он
протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом
внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного
отношения и т.п.
Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющееся, динамически
развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо
помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и
развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия
меняется.
Считается, что успешность образования и воспитания детей с ОВЗ
достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов,
являющихся условием для повышения успешности обучения детей.
Основные направления создания воспитательной среды
создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы,
участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр.; включение и
приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной
службы Центра, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом,
видеотеки, аудиокассетных записей (дневники диалоги и т.п.).
разработка разновариантных моделей воспитательных занятий, бесед,
экскурсий и создание из них научнометодической базы, которой мог бы
пользоваться любой воспитатель;
организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию
недостатков развития информирование механизмов компенсации (игротерапия,
оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия, эвритмия (зримая речь) и
т.п.).
Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии
учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс
строится на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности. Для
среднего и старшего возраста основными являются:
Мотивы:
• Потребность занять своё место в коллективе, в мире взрослых;
• Утвердиться в компании сверстников;
5 стремление к взрослости,
• Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого);
• Потребность личностной самооценки;
самостоятельности, к самоутверждению;
• Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности
взрослых.
Ведущие виды деятельности:
• Учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на
потребность и нужды подростка, значимая для него);
• Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс
товарищества», доминирующий мотив поведения подростка;
• Интимно – личное общение (быть друг с другом, с друзьями; уметь получить
от этого удовлетворение, быть значимым в чьих – то глазах);
• Учебно – профессиональная деятельность (помощь подростку в его
профессиональном самоопределении).
Воспитательная работа включает в себя четыре основных направления,
содержание которых составляет область знаний охватывающих теорию и
практику адаптации обучающихся воспитанников к социуму, подготовку детей
к самостоятельной жизни:
I. Основы социализации и общения:
познавательная деятельность;
нравственноправовая деятельность;
II. Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся
воспитанников:
спортивнооздоровительная деятельность;
просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной
гигиены и сохранению своего здоровья;
III. Трудовое воспитание:
трудовая, общественнополезная деятельность;
профориентация.
IV. Эстетическое воспитание:
творческая деятельность;
приобщение к музыке, к культуре
Для достижения положительного результата воспитанности необходимо
использовать принципы коррекционноразвивающей работы:
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Этот
известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует
рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений,
нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде
всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая,
формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по
новому взглянуть на свое поведение.
Условиями реализации данного принципа являются:
6 цип отражается в
• стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;
• формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
• доверие к ребенку;
• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, пробуждение новых
интересов.
В практической педагогической деятельности этот прин
следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;
• доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
• защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его
актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач,
которые принесут пользу каждому ребенку;
• защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;
• формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях
учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения
достоинства детей.
Принцип социальной адекватности воспитания воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
требует соответствия
содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется
воспитание трудного ребенка.
Реализация этого принципа возможна на основе учета разнообразного влияния
социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются:
• учет особенностей социального окружения ребенка при решении
воспитательных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние
на воспитанника;
• обеспечение комплекса социальнопедагогической помощи детям;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных,
региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой воспитанниками разнообразной информации, в
том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отра
правилах:
• воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений
ребенка;
• школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах,
необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
жается в следующих
7 • педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на
ребенка;
• все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитания воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья предполагает определение
индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника,
выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным
особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды
деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности
каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации явля
ются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
• определение эффективности влияния фронтальных подходов на
индивидуальность ребенка;
• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе
воспитательных средств, направленных на его развитие;
• предоставление возможности воспитанникам самостоятельного выбора
способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы
дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот прин
следующих правилах:
• работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из
них;
• успех воспитательного воздействия при работе с одним воспитанником не
должен негативно влиять на воспитание других;
• выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с
информацией об индивидуальных качествах;
• поиск педагогом способов коррекции поведения воспитанника должен вестись
только на основе взаимодействия с ним;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на
каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств,
используемых воспитателями.
Принцип социального закаливания воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья предполагает включение воспитанников в
ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз
действия социума, выработку определенных способов этого преодоления,
адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального
иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закалива
• включение детей в решение различных проблем социальных отношений в
реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
• диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
цип реализуется в
ния являются:
8 • стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях,
определения своей позиции и способа, адекватного поведения в различных
ситуациях;
• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и
вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных
ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих
правилах:
• проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
• ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с
людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если
их нет сегодня;
• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к
их преодолению.
Наряду с учебно познавательной деятельностью школьники с ОВЗ
поведением являются участниками и других видов деятельности: общественной,
трудовой,
художественноэстетической,
нравственноправовой, игровой и т. д. Деятельность становится интересной и
значимой для воспитанника, если она приносит эмоциональное удовлетворение.
Также не менее важным является включение школьника в позицию активного
участника данного вида деятельности.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит
в том, что воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья
предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои
потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оце
ненным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться
найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями
и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная
деятельность (в отличие от учебно познавательной) создает условия для
упражнения и тренировки определенных эмоциональноволевых и нравственно
поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения
норм межличностных отношений.
спортивно оздоровительной,
III. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Реализация программы рассчитана на использование традиционных форм
воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно
развивающих форм, методов и приёмов.
Технологии, используемые в работе, реабилитационные:
Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);
Личностноориентированного развивающего обучения (Якиманская);
9 Игровые технологии (Шмаков);
Технология КТД (Иванов);
Технология диагностики и развития психических процессов (Карпова);
Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).
Технология нестандартных воспитательных часов предусматривает
следующие формы: экскурсии, встречи с интересными людьми,
дискуссии,
тренинги,
моделирование ситуаций, КТД.
интеллектуальные игры,
практикумы,
Комплексное воспитание осуществляется через рациональное сочетание
коллективных, групповых, индивидуальных форм воспитания.
Нравственноэстетическое воспитание детей,
I. раздел «Основы социализации и общения»
Цель:
эмоционально
психологическая и социальная реабилитация обучающихся воспитанников,
развитие творческих способностей.
Задачи:
Развивать и совершенствовать нравственноправовую культуру, приобретение
необходимых правовых знаний, осознание воспитанниками своих прав и
обязанностей, меры ответственности за их неисполнение.
Сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности.
Способствовать повышению роли ученического соуправления в планировании ,
организации и анализе жизнедеятельности коллектива.
Формировать общую культуру обучающихся воспитанников путём вовлечения
их в творческий процесс и приобщения к ценностям мировой культуры.
Воспитывать культуру речевого общения, коммуникативные навыки,
способствующие их социализации и адаптации.
Формы работы:
часы общения, этические диалоги
часы речевой практики
практическая психология
воспитательные часы по ППБ, ПДД
интеллектуальные игры, викторины, конкурсы
экскурсии, праздники
участие в работе кружков и секций
соуправление
участие в фестивальном движении
традиции школы и класса
II. раздел «Физическое воспитание и охрана здоровья»
Цель: Содействие всестороннему развитию личности, формирование у
учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижения
определённого уровня физической культуры, формирование ЗОЖ.
10 Задачи:
Охрана и укрепление здоровья. Повышать сопротивляемость и защитные
свойства организма.
Дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм
вредных привычек.
Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,
повышения умственной и физической работоспособности.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Формы организации:
спортивный час
час здоровья
подвижные игры
ЛФК, физ. Минутки
физкультурные прогулки: пешеходные, лыжные.
физкультурный досуг, праздники
День здоровья
туристические походы
участие в спортивных кружках и секциях.
III. раздел «Трудовое воспитание»
Цель: Воспитание творческой, социальноактивной личности, ответственно
относящейся к общественнополезному труду, проявляющей интерес к будущей
профессии, её осознанному выбору.
Задачи:
Воспитывать ответственное, серьёзное отношение к труду, развивать умение
оценивать свои способности, свою деятельность.
Совершенствовать умение строить свои отношения со сверстниками в процессе
трудовой деятельности
Формировать общетрудовые, начальнопрофессиональные умения и навыки
Побуждать к осознанному выбору будущей профессии.
Формы организации:
хозяйственнобытовой труд
труд в природе
художественный труд
общественнополезная деятельность
профориентация
экскурсии на предприятия
посещения музейных комнат предприятий
работа на пришкольном участке
IV. раздел «Эстетическое воспитание»
11 других
Цель: Развитие чувственного мироощущения, потребность в прекрасном,
реализация индивидуальных способностей.
Задачи:
Развивать механизмы творческого восприятия и мышления.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, живописи.
Формировать адекватную моральную самооценку творческих способностей.
Формы организации:
художественный труд (оформление школы, ГПД к праздничным дням)
посещения музыкальных концертов, музыкального лектория
участие в школьных, городских концертах
участие в областных, городских и школьных художественных конкурсах
посещение выставок творческих работ учащихся школы,
образовательных учреждений, жителей города, выездных выставок.
посещение музея, библиотек
участие в фестивальном движении
экскурсии на природу, в красивые места нашего города
В соответствии с индивидуальнотипологическими особенностями детей с
отклонениями в развитии и поведении необходимо коррекционно – развивающее
сопровождение. Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного
процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это
общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция
каких – либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его
потенциальных возможностей. Коррекционно – развивающее сопровождение
воспитательного процесса подразумевает использование коррекционных
методов и приёмов:
1. Приёмы, способствующие в нравственных поступках и накоплению
социально – положительного опыта:
Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику,
пока он не добьётся успешности в обучении);
Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди
сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности
поведения);
Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него
более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к
учению);
2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между
педагогом и воспитанником:
Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у
него чувство собственного достоинства);
Поощрение похвала, награда, одобрение;
12 Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике
или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока
не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести
себя соответствующим образом);
Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного
обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности
к педагогу);
Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);
Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не
смотря на совершённый школьником проступок);
Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего
имени, что ученик будет достойно себя вести);
Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя,
признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в
поведении).
3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:
Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к
действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для
него перспектив, если он не изменит своего поведения)
Разоблачение или выявление виновного
4. Приёмы со скрытым действием:
Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего
коллектива изза нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в
дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося )
Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или
наказанию)
Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай,
высказывается в мягкой форме порицания)
Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на
проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое
положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без
оскорбления его личности
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства
воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы.
Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям
необходимы согласованные взаимодействия.
13 Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его
самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди
сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как
матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями
воспитанников представлена следующими направлениями и формами:
1. Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке,
особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс
творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые
игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном
воспитании.
2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой
воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации;
познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной
профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности
класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные
мероприятия.
3. Взаимодействие с родительским комитетом
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе
с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
4. Совместная деятельность родителей и детей
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания детей
на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки
извещения.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результатом реализации воспитательного процесса считать динамику
продвижения в усвоении знаний и навыков воспитанности. Динамика
воспитанности обучающихся воспитанников предполагает следующие
показатели:
Воспитанники должны осознавать своё «Я» на личностном и социальном
уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической
компетентности.
14 Знает « Какой я? », « Что я могу? »; заложены элементы позиции доверия и
уверенности в самом себе; адекватно понимает свои возможности, способности,
особенности характера; знает свои «сильные» и «слабые» стороны; умеет
общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового
общения; владеет своим настроением, мимикой лица; знает правила
взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть интересным другом;
может расположить к себе человека; умеет улыбаться, спорить, избегать драки,
конфликта; умеет работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и
желания других.
Знает, что здоровье — это бесценный дар, который постоянно надо беречь и
приумножать. Понимает значение спорта, физкультуры для организма; владеет
элементами какоголибо вида спорта; может сам составить для себя комплекс
утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня; имеет
скоординированную походку; владеет навыками посадки при учебе, еде, позой
во время сна, бега, ходьбы и пр.
Имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; знает о
широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для жизни
человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать
красоту; сформирована потребность к прекрасному; умеет самостоятельно
заниматься какимлибо видом творчества; знаком с основами народного
творчества, промыслами.
Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы
по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить...
Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь
между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и
понимает их назначение; четко ориентируется в гражданском законодательстве
о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеет представление о
правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России;
знаком с символикой, обычаями и обрядами.
Показатели результата воспитанности
Предметноинформационная составляющая:
Знание:
Знает правила и нормы поведения
3иает правила гигиены и самообслуживания
3нает правила безопасности жизнедеятельности (ПДЦ, ППБ, ЗОЖ)
3нает место человека в мире
Понимание:
Понимает свою роль в обществе, правила соц. общежития и правовой культуры
Понимает правила ОБЖ (ТБ и ОТ, ППБ, ПДД, ЗОЖ)
Применение:
Придерживается жизненной позиции, принятой в обществе
Применяет закон, правила в конкретной практической ситуации
15 Обобщение:
Анализирует ситуации, поступки свои и окружающих, умеет делать выводы
Использует знания из различных областей
Оценивание:
Умеет делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам
Умеет изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами
поведения, принятыми в обществе
Деятельностнокоммуникативная составляющая:
Организация деятелъности:
Планирует свою деятельность, ставит определенные цели и задачи
Анализирует результаты выполненного задания, самооценка
Соблюдает дисциплину (саморегуляция)
Проявляет настойчивость в достижении цели
Коммуникативные умения:
Смысловое соответствие ответа предложенному вопросу или заданию
Культура речи: вежливость, тактичность, отсутствие брани
Эмоциональноценностные отношения:
Отношение к себе:
Положительное чувственноэмоциональное отношение к себе как личности
способной успешно адаптироваться к требованиям окружающих
Адекватная оценка собственных возможностей в различных видах деятельности
Осознание требований норм и правил как основы регулирования собственного
поведения
Осознание ценности собственного психофизического и социального здоровья и
необходимости его сохранения и укрепления
Отношение к другим:
Осознание особенностей взаимодействия с родителями и педагогами в период
взросления в подростковом возрасте
Понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных
проблем
Понимание роли коллектива сверстников в становлений индивидуальной
позиции личности
Осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными
группами и индивидами
Отношение к учебной деятельности:
Понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений
о себе, обществе, жизни региона
Осознание ценности получаемых школьных знаний для практической
деятельности
Понимание значимости умелого выбора в образовательной и практической
деятельности.
Отношение к миру:
16 Понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного
пространства и чувство ответственности за его будущее
Понимание противоречивости развития окружающего мира и способность
выстраивать отношения с ним в зависимости от ситуации
V. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ
Методы используемые воспитателем для определения уровня тех или иных
качеств воспитанности обучающихся воспитанников?
Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их
помощью выявляются ценностные ориентации воспитанников, знания,
установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.
Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний о
воспитанниках.
Метод беседа – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих
ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
Метод анкетирования – позволяет выяснить не только мнение
воспитанников по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности,
связи, оценочные суждения.
Метод суждения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет
обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет,
как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме.
Оценивание эффективности программы:
0 баллов – качество отсутствует
1 балл – качество проявляется редко
2 балла – качество проявляется часто
3 балла – качество присутствует всегда
Динамика развития и воспитанности отслеживается 3 раза в год.
17 V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» Киев,
1986.
Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» «Воспитание
школьника», 2001
«Воспитательная работа с учащимися в современных условиях»
Методические рекомендации под редакцией Лобачёвой Т.Ф., Курган, 1994.
«Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под
редакцией Рожкова М.И.Москва, 2001.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.,
Педагогика, 1987.
Иванов И.П. «Энциклопедия коллективнотворческих дел» Педагогика,
Москва, 1989.
Карпова Г.А. «Методы педагогической диагностики» Учебное пособие,
Екатеринбург 2001.
Карпова Г. А. «Методическая диагностика взаимоотношений Учитель
Ученик» Екатеринбург
Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных
ориентаций» Екатеринбург
Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения»
Екатеринбург, 1998.
Карпова Г. А. «Педагогическая диагностика самосознания » Екатеринбург,
2000.
Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия
школьника» Екатеринбург, 1997.
Клюева Н.В. «Учим детей общению» Ярославль, 1997.
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.
Кульневич С.В. «Воспитательная работа в средней школе» Т. Ц. «Учитель»
2001.
Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе» 12 части – Москва,
2002.
Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» – Москва,
2001.
Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе»
Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности» Москва, 1981.
Рычкова М. А. «Поведенческие расстройства» Москва, 2001.
Сергеева В. П. «Классный руководитель в современной школе» Москва,
2001.
18 Сергеева В. П «Классный руководитель: планирование и организация работы
от А до Я » Москва, 2002.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. С – Пб, 2003.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.
Ростов н/ Д, Феникс,
Созонов В. П. «Организация воспитательной работы в классе» Москва, 2000
Хаткевич О. А. «Переходный возраст» Минск, 2003.
Шемшурина А. И. «Этические диалоги с учащимися» Москва, 1999.
Шилова М. И. «Учителю о воспитанности школьников» Москва, 1990.
Шулешко Н.Е., Ершова А.П. Социо – игровые подходы к педагогике.
Красноярск, 1990.
Щуркова Н. Е. «Классный час и его организация» Москва, 1981.
19 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОСПИТАТЕЛЕ
Фамилия, имя, отчество воспитателя: Юдина Ирина Николаевна
Педагогический стаж: 24 года
Квалификационная категория: I кв. категория
Год аттестации: 2009 год
Нагрузка: 25 часов
Дополнительная нагрузка: 2 часа (1 час – кружок «Юный пожарный», 1 час
кружок «Юный инспектор дорожного движения»).
20
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Программа воспитательной работы (для учащихся 5 - 9 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.