Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"
Оценка 4.9

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
4 кл
01.04.2017
Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"
В программе духовно-нравственного развития "Мир вокруг нас"представлено тематическое планирование , цели программы, задачи, принципы реализации программы,УУД, планируемые результаты, мониторинг, диагностическая таблица В программе представлены формы работы в разных направлениях. Представлена проектная деятельность для учащихся начальной школы.Игровые ситуации помогают определить уровень нравственной воспитанности детей.
Прогр. воспит работы Мир вокруг нас.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Перми ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ Мир вокруг нас Автор – составитель: РУССКИХ НАТАЛЬЯ АНТОНОВНА учитель начальных классов Пермь, 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Начальной   школе   принадлежит   особая   роль   –   избрать   наиболее эффективную систему оказания помощи ребенку в его подготовке к реальной жизни,   наиболее   эффективную   систему   научения   науке   жить.   Мотивы   и потребности,   привычки   и   ценности   –   багаж,   которым   они   овладеют   в начальной   школе,   будет   сопровождать   детей   всю   последующую   жизнь. Приоритетным в деятельности школы  №14   стали   духовно ­ нравственное воспитание  и  укрепление здоровья школьников. Коллектив взял ориентацию на развитие личности ребенка, на создание такой системы деятельности, в которой   главным   направлением   становится   формирование   способности личности к жизненному и профессиональному   самоопределению. Важнейшей  целью  современного   образования     и   одной   из   приоритетных задач   общества   и   государства   является   воспитание   нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном     процесс образования   должен пониматься   не только как процесс усвоения системы знаний,   умений,   но   и   как   процесс   развития   личности,   принятия   духовно­ нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  Это   позволяет   выделить   основные   результаты   воспитания,   выраженные   в терминах   ключевых   воспитательных   задач.   Их   содержание     отражает основные направления развития личности:   государственном   образовательном   стандарте     • личностная культура • • семейная культура социальная культура. Личностная культура ­ это: • • • готовность   и   способность   к   пониманию   смысла   своей     жизни, индивидуально ответственному поведению; готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора; • осознание   ценности   других   людей,   трудолюбие,   бережливость, жизненный оптимизм. Семейная культура ­ это: • осознание   безусловной   ценности   семьи   как   первоосновы   нашей принадлежности к народу, Отечеству; • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; • бережное   отношение   к   жизни   человека,   забота   о   продолжении рода. Социальная культура ­ это: • осознание   себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество; • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. В соответствии   с приоритетами и целями современного образования мною разработана программа внеурочной Цель программы  ­  воспитание   и   развитие   свободной   жизнелюбивой   талантливой   личности, обогащенной   научными   знаниями   о   природе   и   человеке,   готовой   к созидательной творческой деятельности и  нравственному поведению. Задачи программы: 1.   Способствовать развитию интеллектуального   и физического потенциала обучающихся. 2.      Воспитывать интерес и уважение к истории родного края и Отечества. Расширять   представления   детей   о   родном   городе,   о   героях   Великой Отечественной войны, о работниках тыла.  3.     Создать   условия для проявления активной жизненной позиции детей и родителей;  индивидуального и коллективного творчества. 4.   Способствовать   формированию   основ   культуры   общения   и   построения межличностных отношений. Воспитательные идеи программы: • Старайся делать добро! • Бойся обидеть человека! • Люби  и прощай людей! • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. • Познай мир и себя. • Стремись найти свою цель в жизни. • Лучше отдай свое, чем возьми чужое. Принципы реализации программы. В   основе   программы   лежит   системно   ­   деятельностный   подход,   который предполагает: • Развитие и совершенствование нравственных качеств. • Гуманизация   отношений   (воспитание   любви   и   уважения   к окружающим   людям,   нравственного   отношения   к   обществу. природе, Родине). • Деятельностный   подход(   воспитание   нравственных   чувств   в процессе занятия трудовыми, благотворительными, общественно полезными, поисковыми и краеведческими делами). • Воспитание   чувства   прекрасного,   умения   понимать   и   создавать прекрасное в жизни. • «Чувство родного дома» (воспитание патриотических чувств). Программа рассчитана на обучающихся начальных классов. Срок реализации программы ­ 4 года  ( 1 ­ 4 класс). Каждый год реализации программы  имеет тематическое направление: 1 класс « Я и мир вокруг» 2  класс « Я, ты, он, она – вместе дружная семья» 3 класс « Вместе весело шагать»  4 класс «Твори добро» Планируемые результаты:  • Первый   уровень   результатов   (приобретение   школьником   социальных знаний,   понимания   социальной     реальности     и   повседневной   жизни): приобретение  школьниками  знаний     о    принятых  в обществе   нормах отношения к природе, о способах организации взаимодействия людей и общностей, коллективной   творческой деятельности, патриотическое и гражданское самосознание. организации   об     • Второй   уровень   результатов   (формирование   позитивного     отношения школьника   к   базовым   ценностям   нашего   общества   и   к   социальной реальности в целом): приобщение к нравственным, духовным ценностям современного   мира;   патриотическое   и   гражданское   самосознание; уважительное   отношение   к   старшим,   проявление   заботы   к   младшим; соблюдение народных традиций ; представление о семье как  о высшей ценности гражданского общества. • Третий   уровень   результатов   (приобретение   школьником   опыта самостоятельного     социального   действия):   приобретения   опыта самоорганизации   и   организации   совместной   деятельности   с   другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Направление I  «Моё Отечество» Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством. Задачи в направлении «Моё Отечество» • Обучение   решению   задач,  связанных   с   нормами   права   и  проблемами морального саморазвития. • Формирование   у   обучающихся   правовой   культуры,   свободного   и ответственного   самоопределения   в   сфере   правовых   отношений   с обществом. • Формирование гуманистического мировоззрения. Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»: • • • • Тематические классные часы. Встречи с представителями правоохранительных органов. Посещение пожарной  части. Конкурсы, праздники по правовой тематике. Направление II «Моя семья» Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по  формированию развитой личности.  Задачи в направлении «Моя семья»: • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников  учебно­воспитательного процесса­ педагогов, родителей, детей. • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами  воспитания и взаимодействия с людьми.  Формы работы в направлении « Моя семья »: • тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная  летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др. • Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам и пап. • Праздники, посвященные датам календаря (1 сентября, День  учителя, день Матери,8 марта, день Победы и др.)  • Походы выходного дня, экскурсии. Направление III. «Мой образ жизни» Цель:   обучение   учащихся   пониманию   смысла   жизни,   ценности   своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений. Задачи в направлении «Мой образ жизни»: • Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания. • Формировать у обучающихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.   • Знакомить   учащихся   с   традициями   и   обычаями   общения   различных поколений.  • Формировать   у   учащихся   культуру   общения   в   системе   «учитель­ ученик», «ученик­ученик», «взрослый­ребенок».  • Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.      Формы работы в направлении «Мой образ жизни»: • Тематические классные часы по нравственной тематике.  • Спецкурсы по нравственной тематике.  • Дискуссии по нравственной тематике. • Интерактивные игры, тематические классные часы. • Праздники, конкурсы, ролевые игры.   • Изучение нравственного наследия мира. Направление IV. «Моё здоровье» Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации   значимости   физического   и   психического   здоровья   человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи в направлении «Моё здоровье»:  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья. Формы работы в направлении « Моё здоровье»:  • спортивные   конкурсы,   соревнования   внутри   класса   и   в   параллели, спартакиады, олимпиады,  • марафоны, турниры;  • походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; • предметные утренники, спортивные викторины, тематические • классные   часы   по   спортивной   тематике,   конкурсы   газет,   устные журналы;  • беседы   и   дискуссии   по   темам:   «Спорт   в   моей   жизни»,   «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;  • психолого­педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся.  Направление V. «Интеллект» Цель:   оказание   помощи   обучающимся   в   развитии   способности   мыслить рационально,   эффективно   проявлять   свои   интеллектуальные   умения   в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи в направлении «Интеллект»»:  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития  • Создать   условия   для   продвижения   учащихся   в   интеллектуальном развитии.  • Формировать   интеллектуальную   культуру   учащихся,   развивать   их кругозор и любознательность. Формы работы в направлении «Интеллект»:  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;  • интеллектуальные марафоны в параллели; интеллектуальные бои;  Направление VI. « Мой досуг» Цель:   создание   условий   для   проявления   обучающимися   инициативы   и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.  Задачи в направлении «Мой досуг»:  • Создание условий для раннего проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. • Использование   активных   и   нестандартных   форм   внеклассной деятельности, отвечающих интересам и возможностям детей.  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.  Формы работы  в направлении «Мой досуг»:  • празднование памятных дат в жизни обучающихся;  • празднование памятных дат календаря; • посещение театров, музеев, выставок;  • • фестивали, презентации, танцевальные вечера.  театрализованные представления;  Планируемые результаты ­ у обучающихся будут сформированы: Личностные результаты • ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных поступков, так и поступков окружающих людей;  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • • развитие   этических   чувств   —  стыда,   вины,  совести   как   регуляторов морального поведения Метапредметные результаты   Регулятивные УУД  Ученик научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей и • условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,  • использовать   предложения   и   оценки   для   создания   нового,   более совершенного результата. Познавательные УУД  Ученик научится:  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий   с   использованием   учебной   литературы,   энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),  строить сообщения в устной и письменной форме; • • осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков. Коммуникативные УУД  Ученик научится:  • доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;   • оформлять  свои   мысли  в  устной  и  письменной  речи  с учетом  своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;  • отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;   • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что­то сообща; • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  Календарно­тематическое планирование программы Направление «Моя семья» 1 раз в четверть заседание семейного клуба «Семья + школа = ….! »   1­й реализации год   2­й реализации год 3­й   год реализаци и 4­й   год реализаци и  Примеча ния  Месяц  Сентяб рь         Поход   в осенний лес Фотовыста вка   работ «Самая дружная семья» Праздник «Приятно познакомить ся». Выпуск семейных газет «Коллаж интересов» Подготовка материалов     к проекту   «Моя родословная» Выпуск семейных газет «Как мы отдыхаем»   Октябр ь     Праздник «День рождения класса» Исследователь ская   работа «Моя родословная» Концерт   к Дню пожилого человека. Организация экскурсионн ой  поездки в театр  Конкурс рисунков «Портрет мамы»(   к   Дню матери) Праздник «Мамина улыбка» Ноябрь           Классный час «Семейные традиции». Акция Выпуск газет к дню пожилого человека (на подъезды домов) Праздник «Мамин день». Конкурс рисунков «Професси я   моей Декабр ь  Новогодний праздник   в лесу Январь Беседа «Новый год в моей семье» Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» Праздник «Моя   мама лучшая   на свете» Феврал ь         Март         Апрель         Устный журнал «Загляните   в семейный альбом» Творческое дело     «Семья­ это семь «Я»   мама, «Папа, я­   спортивная семья» Праздник «Здравствуй, гостья Масленица» День открытых дверей. мамы» Семейный праздник «Неразлучн ые друзья» Кл.час «Общее счастье» Игровая программа «Три мушкетера » Золушкин бал. Помощь   в организаци и   прогулок в   детском саду Семейный вечер «Классный звездопад»           Беседа «Что означает моя фамилия? » Устный журнал «Професс ии   моих родителей » Зимние забавы Поход выходного дня Масленица .   Встреча   с бабушкам и и мамами «Как трудно быть мамой» Театральн ая   весна. Литератур но­ музыкальн ая композици я     «Вы всегда   в наших Театральная весна (постановки спектаклей по   группам совместно   с родителями) Театральная весна (постановки спектаклей   по группам совместно   с родителями) Май      Праздник «Здравствуй, лето!» Организация  с родителями похода родным местам по   сердцах» Сплав   по реке Койва     Праздник «Прощание с начальной школой» Направление «Моё Отечество»  Месяц Сентя брь         Октяб рь     Ноябр ь     Декаб рь      Январ   1­й реализации год   2­й реализации год Кл   час   «С чего начинается Родина» Праздник «Родина любимая моя»  3­й   год реализаци и Поездка   в краеведче ский музей Экскурсия «Люблю тебя, мой город !» Заочное путешествие «Чем   богат наш край» «Быт   и праздники православ ных» Конкурс рисунков «Город   мой Пермь» – Игра   викторина «Знаю   ли   я свою страну» «Фольклор родного края» исследовате льская работа. Праздник «Новогодние посиделки» «Живем   в мире   и согласии» конкурс стихов Беседа «Символы Российско го государст ва»   4­й реализации  год Примеч ания     Кл. час « Я о Родине пою» Экскурсия   в пенсионный фонд   (место работы родителей) Фольклорный фестиваль «Милый   край, сторонушка родна!». Конкурс сочинений   «Я –человек   и гражданин» Экскурсия   в пожарную часть           «Газетное «Что   значит ь     Февра ль     Игровая программа «Служу России» Утренник «Мы­ земляне» Март       слово жизни мире»     о в Беседа «Чем живет планета Земля»   час Кл. «Весенние праздники  и обряды» Апрел ь   «Человек­ хозяин природы»экс курсия  «Праздник русской березки» Май        Конкурс стихов «Давно закончилась война»   с чем Встреча   ветераном «О   рассказал орден?» быть счастливым   в своей стране?»   с Встреча воинами­ земляками « И я буду солдатом!»   «Кем   и   чем прославлен мой город» Праздник   «ЗА честь школы» Игра­ викторина»Со храним   нашу Землю голубой и зеленой!» «История Прикамья » Экскурсия в выставочн ый зал «Воспитан ие детей в царской семье» Устный журнал Беседа   « Дом,   в котором мы живем» Конкурс военной песни«Ден ь   Победы – праздник всей страны» Направление «Мой образ жизни» Месяц    1­й год реализации 2­й   год реализаци и   3­й реализации год   4­й реализации  год         Примеча ния   Сентяб рь   «Мы теперь   не просто дети,   мы   час Кл. «Чтение­ вот лучшее час   Кл. «Дружба крепкая»     час Кл. «Встречают  по одежке, провожают   по Октябр ь     Ноябрь     Декабр ь      Январь       Кл. час «Ежели   вы вежливы… » Феврал ь     Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» Март     Доверитель ная   беседа­ «Друг­ это..» учение» уму» теперь ученики!» Посвящени е в 1классники .   «Правила поведения   в транспорте» ролевая игра Беседа   «Мир моих увлечений» Игра­ викторина «Мои четвероно гие друзья» «Ярмарка талантов» Турнир вежливости   Кл. час «Поговорим   о наших мамах»   час Кл. «Правила поведения в школе» Беседа «Что   такое хорошо   и что   такое плохо» Праздник «Откуда берутся грязнули?» Беседа «Спешите делать добро» Концертное представлен ие «Я и мои таланты» Благотворител ьная   акция   в ТЮЗе «Сотворим чудо вместе!» Музыкаль ная гостиная «Времена года»   час Кл. «Делу­ время, потехе­ час» Конкурс рисунков «Мамочка ,   милая мама» Круглый стол«Погово рим о вежливости»   Концертное представление «Я   и   мои таланты» Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком»   Устный журнал «Мы в ответе   за   тех, кого приручили» Конкурс «Коса­ девичья краса» Кл.   час   «Все работы хороши» Апрель     Ролевая игра «Разговор о честности» День розыгрыш ей   час Кл. «Праздник   – проказник» Май        Игра­ путешестви е «На волшебном поезде»   Утренник «Праздник цветов» Познаватель ная программа «Скуку, лень из   жизни вон»  Игра­ викторина «Мы­   девочки, мы­ мальчики!»   Кл. час «Благодарност ь­ это…»     Направление «Моё здоровье» Занятия   в   бассейне  «Олимпия» 1 раз в неделю. Месяц  Сентяб рь   Октябр ь   Ноябрь     Декабр ь      1­й   год реализаци и   2­й год реализации   3­й год реализации   4­й реализации  год День здоровья (поход) День здоровья (поход) День здоровья (поход) День   здоровья (поход) Игры   на свежем воздухе «Веселые старты» Утренник «Откуда берутся грязнули? » час Кл.   «Режим дня» Беседа «Вредные продукты» Беседа «Азбука безопасного поведения» «История возникновен ия   Правил дорожного движения» «Тормозной путь автомобиля »   встреча с инспекторо м ГИБДД   час Кл. «Привычки, которые мешают   нам жить» «Дорога   и её главные составные части» Праздник «В гостях у Мойдодыра » час Кл.   «Огонь­ друг   и   враг человека» Игра­ викторина «Почему важно забывать   не о   Примеча ния гигиене» «Сигналы светофора   с дополнительны ми секциями» ну­ка, «А   мальчики!» спортивные состязания. Выпуск   газеты «Ученик  и  его здоровье» Беседа «Азбука безопасного поведения на улице» Лыжный поход. Эстафета «Сильные! Смелые! Ловкие!» Беседа «Правила здорового питания» «Веселый урок здоровья» «Витамины нам нужны.»           Зимние забавы Январь     «Дорожные знаки   и   их виды» Феврал ь       «Знакомст во с дорожным и знаками» Игры­ состязания «Богатырск ая сила   наша» Беседа «Правила приёма пищи» Устный журнал   «Я здоровье берегу,   сам себе я   помогу!» Март     Апрель     Май        Игра   – путешеств ие с Карлсоно м   «Наше питание» Конкурс пословиц о питании. «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы»   «Правила перехода улиц   дорог» и Игра­ викторина «Олимпийс кие игры» Беседа «Причины несчастных случаев»   Направление «Интеллект»  Месяц  год 1­й   реализаци и   2­й реализации год   год 3­й реализации   год 4­й реализации  Примеч ания Сентяб рь     Октяб рь         Ноябр ь   Декабр ь      Январ ь       Феврал ь   Март       «Мы теперь   не просто дети,   мы теперь ученики!»   Экскурси я в библиотек у И.А.Крыл ова Час поэзии «Есть   в   осени первоначально й…» Игра   «Что нам   стоит дом построить» Конкурс сочинений «Очей очарованье» Праздник первой отметки Участие   в конкурсах (разных уровней) Литературна я   викторина в библиотеке им.И.А.Кры лова Фестиваль наук Фестиваль наук  НПК Предметные недели НПК Предметные недели Час поэзии «Зимушка ­зима» Час загадок   и отгадок  Кл.   час «Животны е   родного края» Предметн о­ тематичес кий праздник Посещение выставочного зала в районе Поездка   в театр, час   Кл. «Секреты словарей» Устный журнал «И вот сама идет волшебница­ зима»   Викторина «Бажовские сказы» «Математиче ская   регата» Игра­ путешествие Школьные олимпиады Школьные олимпиады Школьные олимпиады «Путешествие по сказкам» Кл.   час   «В гостях   у дедушки Корнея» Выставка­ аукцион «Это   делали мы сами» Апрель         Май      «5+5» Внеклассн ое занятие «На лесной поляне»  «Желтый, красный, зеленый»­ игра­ путешествие  Поездка   в планетарий Семейный клуб  Семейный клуб   «От всей души» Урок­ презентац ия     «В гостях   у русских умельцев» Направление «Мой досуг»       Читательска я конференция «Папа,   мама, я – читающая семья» Литературно е   лото«Что за   прелесть эти сказки!» Месяц  1­й   год реализации   3­й реализации год   4­й год реализации  Примеч ания  Письмо   Деду Морозу. Конкурс «Гостина я   деда Мороза» Праздник­ репортаж «Встреча Урок знаний Экскурсияразвл ечение «В осеннем лесу»   «Герои любимых мультфильмов» 2­й   год реализац ии Урок знаний Праздник «Хлеб   – всей жизни голова» Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» Сентя брь       Октяб рь     Ноябр ь     Декаб рь  «Здравствуй , 4 класс!» Урок знаний  Фотовыставк а   «Это   нам подарило лето» Конкурс поделок   из природного материала «Наполним музыкой сердца»День музыки. Кл.   час   «В мире прекрасного » Мастерская Деда Мороза «Новый   год у ворот» Новогоднее представлен ие Январ ь   Февра ль     Март     Апрел ь     Май      «праздник «Азбука, прощай!» Зимние праздник и  Нового   года в разных странах»     «Путешестви е по телепередача м» Праздник  «Папа может» «Строим снежный город» Поездка   в Политехниче ский музей Кл. час «Как на   масляной неделе» Спортивная игра «Дослужись до генерала» Игровая программа «А   ну­ка, подружки!»           Праздник девочек и мам Кл.   час   «Мы весну встречаем» «Стали   мы   на год взрослее!» Праздник «В светлый день   8 марта» «Полюбу йся, весна наступае т» Игровая программ а «Здравст вуй, Лето!» Праздник «Чаем угощаем» Экологическ ий КВН Издание газеты   «Кем я буду» Игровая программа «Я самый…» «До свиданья, начальная школа!»праз дник Проектная деятельность 1 класс  Социальный проект «Подари свою улыбку»       Участники проекта: родители, учителя, ученики 1 классов.       Сроки реализации проекта: сентябрь – май Цель:  Формирование   у   школьников   способности     и   готовности   к социальному   творчеству,   потребности   делать   добрые   дела,   своевременно решать актуальные задачи. Главные задачи проекта: • Развивать общественно­полезные инициативы школьников; • Воспитывать потребность в эмоционально­устойчивом психическом здоровье как жизненной позиции школьника; • Развивать   у детей эмоционально­волевую сферу через социальное   умение   познание, творчество,   самостоятельность, организовывать совместную работу;   через • Заботиться о гармоничном развитии духовного  здоровья; • Обеспечивать   благоприятные   условия   для   воспитания   у   детей • позитивного мышления и раскрытия их творческого потенциала;   Содействовать   непрерывному   практическому   взаимодействию   с социумом. 3 класс  Социальный  проект гражданско­патриотического направления Проект  «Вы всегда в наших сердцах» Цель   проекта:   найти   и   организовать   встречу   с   ветеранами   ВОВ,   их родственниками, проживающими  в микрорайоне Январский. Участники проекта: родители, учителя, ученики 3 классов. Сроки реализации проекта: декабрь – май Результаты работы: • Литературно­музыкальная   композиция « Вы всегда в наших сердцах» для ветеранов ВОВ и их родственников • Выпуск газеты по итогам встречи с ветеранами • Возложение  гирлянды к   стеле Памяти «Героям фронта и тыла» 4 класс проект «Твори добро» Цель проекта: создать условия для формирования потребности в совершении добрых поступков, в сострадании  и отзывчивости, в добром отношении друг к другу.       Участники проекта: родители, учителя, ученики 4 классов.       Сроки реализации проекта: декабрь – май Результаты работы:  сформированность УУД:   • Возрастание   уровня проектной, информационной, психологической и социальной культуры. • Обретение опыта социально активной деятельности. • Обретение опыта нравственного поведения и общения. • Овладение навыками  и умениями социальной деятельности. Методическое обеспечение программы С   целью   диагностики   процесса   духовно­нравственного   развития   и воспитания  обучающихся а также оценки достижений планируемых результатов   предполагается   проводить   мониторинг   духовно­ нравственного развития и воспитания младших школьников. Периодичность   проведения:   2   раза   в   год.   Проводят   мониторинг   педагог­ психолог, классный руководитель. Инструментарий   мониторинга   представляет   собой   совокупность   анкет, опросных   листов,   позволяющих   получить   комплексную   оценку   уровня духовно­нравственного   развития   и   воспитания   детей   младшего   школьного возраста. Мониторинг   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   младших школьников направлен на выявление следующих параметров: • уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных   представлений   младших   школьников:   тест «Размышляем   о   жизненном   опыте»   для   младших   школьников (составлен   д.п.н.   Н.Е.Щурковой,   адаптирован   В.М.Ивановой, т.В.Павловой,   Е.Н.Степановым),   диагностику   проводит   педагог­ психолог (приложение 1); • уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный», диагностику проводит педагог­психолог (приложение 2); • уровень   сформированности   семейной   культуры   через   диагностику семейных   ценностей   и   представлений   учеников:   анкета   «Я   и   моя семья», диагностику проводит педагог­психолог (приложение 3); Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах. Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно­нравственного развития   и   воспитания   младших   школьников   имеют   три   уровня выраженности: ­ ниже среднего (1 балл); ­ средний (2 балла); ­ выше среднего (3 балла). № п/п Ф.И.ученика Диагностическая таблица педагога – психолога. Уровень сформир сформирова Уровень Уровень сформиро ванности Таблица 1. Суммарный балл н о личностной культуры ности социальной культуры ванности семейной культуры Ключ: 0­3 балла – низкий уровень духовно­нравственного развития и воспитания; 4­6 балла – средний уровень духовно­нравственного развития и воспитания; выше   7   баллов   ­   высокий   уровень   духовно­нравственного   развития   и воспитания. Таблица 2. Диагностическая таблица классного руководителя. № п/п Показатель Критерии Ф.И.ученика 1 Социальная  культура 2 Семейная  культура 3 Личностная  культура Долг, товарищество,  ответственность Трудолюбие Дисциплинированность,  отношение к учёбе Показатель (средний  арифметический) Следование семейным  ценностям Уважение, забота о  родителях Авторитет семьи  Показатель (средний  арифметический) Доброта, отзывчивость Честность Милосердие Показатель (средний  арифметический) Ключ: 0­3 балла – низкий уровень духовно­нравственного развития и воспитания; 4­6 балла – средний уровень духовно­нравственного развития и воспитания; выше   7   баллов   ­   высокий   уровень   духовно­нравственного   развития   и воспитания. Далее   по   результатам   диагностики   педагога­психолога   и   классного руководителя   составляется   сводная   таблица,   которая   позволяет   сделать анализ   эффективности   работы   по   духовно­нравственному   развитию   и воспитанию младших школьников. № п/п Суммарный балл Экспертное заключение Диагностика Диагностика Ф.И.ученика педагога­ психолога классного руководителя Качественным   показателем   нравственно­этической   культуры   младших школьников   является   методика   игровых   ситуаций,   включающая   в   себя диагностику следующих компонентов нравственной воспитанности: • знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях; • мотивации,   отражающей   отношение   учеников,   как   к   моральным нормам,   так   и   к   поступкам   людей   в   ситуациях   межличностного взаимодействия; способов   реального   поведения   в   моделируемых   ситуациях морального   выбора,   т.е.   действенности   нравственных   знаний, проявляющихся   в   обобщенности   и   переносе   определенных   форм поведения в различные жизненные ситуации. • Игровые ситуации помогают определить уровень нравственной воспитанности детей,   их   культуру,  наметить   направления   коррекции   поведения,  провести определенную просветительскую работу с родителями.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru  2.   Григорьев   Д.В.,   Куприянов   Б.В.   Программы   внеурочной   деятельности   . Художественное   творчество.   Работаем   по   новым   стандартам   –   М.: Просвещение, 2011. 3.   Данилюк   А.Я.,   Логинова   А.А.     Программа   духовно   ­   нравственного развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени   начального   общего образования. Работаем по новым стандартам. – М.: Просвещение, 2012.­ с.32 4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007  5. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.   6.   О   воспитательном   компоненте   Федерального   государственного образовательного   стандарта   второго   поколения   [Текст]   /   Воспитание школьников. 2009. ­ №8 – 10 ­16с.  7. Попова Г. П. В помощь классному руководителю. Классные часы. [Текст] / сост. Г.  П. Попова. – Волгоград, 2011. – 269 с. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым) Приложение 1. Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов.  Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина,   анонимность   (возможно   лишь   указать   половую   принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка). Предварительно   подготавливаются   листы   бумаги   для   более   удобного подсчета результатов. Номер вопроса Буква ответа в б * * а * 1 2 3 Важно   проследить   за   тем,   чтобы   во   время   тестирования   атмосфера содействовала   сосредоточенности,   искренности,   откровенности.   Вопросы теста   должны   быть   прочитаны   поочередно   ровным   монотонным   голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся   предлагается   выбрать   один   из   трех   предложенных   ответов   и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *. • На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?  а) обойду, не потревожив; • • б) отодвину и пройду; • в) смотря какое будет настроение. • Ты   заметил   среди   гостей   невзрачную   девочку   (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?  • а) ничего, какое мое дело; • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; • в) подойду и непременно заговорю. • Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому­то стало плохо. Что ты делаешь? Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому­то стало плохо. Что ты делаешь?  а) тороплюсь в школу; • • б) если кто­то бросится на помощь, я тоже пойду; • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих... • Твои   соседи   переезжают   на   новую   квартиру.   Они   старые.   Как   ты поступишь?  а) предложу свою помощь; • • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; • в) если попросят, я, конечно, помогу. • Ты   узнал,   что   твой   одноклассник   несправедливо   наказан.   Как   ты поступишь в этом случае?  а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; • • б) ничего: жизнь вообще несправедлива; • в) вступаюсь за обиженного. • Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?  а) они мои, раз я их нашел; • • б) завтра спрошу, кто их потерял; • в) может быть, возьму себе. • Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?  а) на шпаргалки; • • б) на усталость учителя: авось, пропустит; • в) на свои знания. • Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?  а) поболтаюсь немного, потом видно будет; • • б)   ухожу   немедленно   домой,   если   не   будут   отмечать присутствующих; в) присоединюсь к кому­нибудь, стану работать с ним. • • Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?  • а) соглашусь с благодарностью; • • • • • • • б)   сначала   узнаю,   скольким   он   обеспечил   таким   образом существование; в) отказываюсь решительно. •   Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?  а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет; • • б) выполняю, конечно; • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.   Ты   был   на   экскурсии   в   замечательном,   но   малоизвестном   музее. Сообщишь ли ты кому­нибудь об этом?  а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей; • • б) не знаю, как придется; • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.   Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?  а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу; • • б) сижу и жду, когда кто­то назовет мою фамилию; • в)   я   слишком   дорожу   своим   личным   временем,   чтобы соглашаться.   Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?  а) напомню о праве на отдых; • • б) делаю, раз надо; • в) посмотрю, что скажут остальные.   С   тобой   разговаривают   оскорбительным   тоном.   Как   тык   этому относишься?  а) отвечаю тем же; • • б) не замечаю, это не имеет значения для меня; в) разрываю все отношения с этим человеком. •   Ты   узнал,   что   школу   закрыли   по   каким­то   причинам.   Как   ты реагируешь?  а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; • • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться; • в) буду ждать новых сообщений. • •   Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого­то из твоих одноклассников?  а) ужасно завидую, мне неудобно; • • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; • в) мне все равно.   Тебе   подарили   красивую   необычной   формы   авторучку.   На   улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?  а) отдаю – здоровье дороже; • • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет; • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними. •  Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?  а) быстро начинаю скучать; • • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; • в) не замечал. •  Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?  а) отбираю интересное и приношу; • • б) ненужных книг у меня нет; • в) если все принесут, я тоже кое­что отберу. •  Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?  а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес; • • б) человеку просто повезло прославиться; • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими. Большое спасибо за ответы! Обработка   полученных   данных.   Количество   выборов,   сделанных школьниками   в   каждом   случае,   необходимо   подсчитать   и   выразить   в процентном   отношении   к   общему   числу   учащихся.   Показателем, свидетельствующим   о   достаточной   нравственной   воспитанности   учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа   а. Графа   б. Графа     в.        Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20. Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической   позиции,   является   количество   выборов   от   10   и   более   в следующих вариантах:   Сосчитать   *   на   вопросы   1,   Сосчитать   *   на   вопросы   6,   11,   10,   12,   13,   4,   18,   15,   19.   16. Графа     а.     Сосчитать   *   на   вопросы   2,   3,   6,   7,   9,   10,   13,   15,   16,   17,   20. Графа   б.   Сосчитать   *   на   вопросы   1,   4,   5,   8,   14,   18,   19. Графа    в.       Сосчитать * на вопросы 11, 12. Показателем,   свидетельствующим   о   несформированности   нравственных отношений,   неустойчивом,   импульсивном   поведении,   является   оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается. Приложение 2. Анкета «Я и моя семья» Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника. Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов. • Тебе нравится твоя семья? • Нравится  • Не очень нравится • Не нравится • Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей? • Да • Бывает по­разному • Нет • Тебя часто наказывают за проступки? • Да • Бывает по­разному • Нет • Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам? • Да • Бывает по­разному • Нет • Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты сейчас живёшь? • Хотел бы • Не знаю точно • Не хотел бы • Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор? • Да, делаю сам без просьб • Не всегда • нет • Часто ли ты слушаешь своих родителей? • Часто • Иногда • Почти никогда • Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них? • Да • Бывает по­разному • Нет • Ты часто помогаешь дедушке и бабушке? • Часто • Иногда • Почти никогда  результатов   (уровни   сформированности   семейных Интерпретация ценностей): Высокий   –  у   детей   сформированы   основы   семейных   ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без   напоминания   готовы   помочь   всем   членам   семьи,   готовы   передавать семейные ценности своим детям. Средний  –   существует   взаимопонимание   и   взаимопомощь   в   семье,   но семейные  ценности  не  принимаются  полностью, есть  моменты,  которые   не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети   достаточно   благополучно   чувствуют   себя   в   семье,   однако   бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию. Низкий  –   школьники   в   семье   чувствуют   себя   некомфортно,   неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно­психического здоровья. Приложение 3. (определение особенностей формирования личностной сферы младших  «Я разный» школьников, автор – Н.В.Кулешова) Цель: изучение уровня определения особенностей формирования личностной сферы младших школьников. Инструкция:  детям предлагается написать (для первого класса нарисовать) по два слова, которые приходят в голову в связи со словами: Семья –  Дом –  Отдых – Школа –  Труд –  Поступок –  Далее дети должны выстроить написанные слова (рисунки) по порядку личной значимости. Критерии оценивания: • Количественный   показатель  –   количество   категорий   (духовно­ нравственная   ориентация,   духовные   ценности   и   переживания, социальные   роли,   умения,   знания,   навыки;   интересы,   предпочтения; личностные свойства; оценочные суждения). 1 балл – 1­2 определения, относящихся к перечисленным категориям; 2   балла   –   3­5   определений,   преимущественно   относящихся   к   категориям социальные роли, интересы, предпочтения. 3 балла – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств. • Деятельностный показатель. 1 балл – указывают конкретные действия («я учусь в школе»), свои интересы; 2 балла – совмещение 1 и 3 уровней, нечто среднее; 3 балла – указывают социальные роли («я ученик»), обобщенные личностные качества (сильный, смелый). • Качественный   показатель  –   соотношение   положительных   и отрицательных оценочных суждений. 1  балл  –  преобладание   отрицательных   оценочных   суждений   или   равенство отрицательных   и   положительных   суждений   (низкое   самопринятие   или отвержение); 2   балла   –   незначительное   преобладание   положительных   суждений   или преобладание   нейтральных   суждений   (амбивалентное   или   недостаточное позитивное самоотношение). 3   балла   –   преобладание   положительных   суждений   (положительное самопринятие). Ф.И.ученик а Количественны й показатель Деятельностны й показатель Качественны й показатель Суммарны й балл № п/ п Уровни сформированности личностной сферы младшего школьника: 0­3 б. – низкий 4­6 б. – средний 7 б. и выше ­ высокий Приложение 4. Диагностика нравственно­этической культуры младших школьников Комплексная   диагностика   следующих   компонентов   нравственной воспитанности:  1) знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях; 2) мотивации, отражающей отношения учащихся, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия; 3)   способов   реального   поведения   в   моделируемых   ситуациях   морального выбора,   т.   е.   действенности   нравственных   знаний,   проявляющихся   в обобщенности   и   переносе   определенных   форм   поведения   в   различные жизненные ситуации.  Определение   уровня   сформированности   знаний   детей   о   нравственных категориях,   нормах   осуществляется   с   учетом   таких   критериев,   как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального   выбора,   о   нравственных   переживаниях,   возникающих   в   случае соблюдения   или   нарушения   моральных   требований,   а   также   степень обобщенности   высказываний   детей.   Для   диагностики   представлений   и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах используется методика игровых ситуаций.  Дежурная чашка выяснить   понимание   детьми   понятия   "порядочность". Цель:  Функции: диагностическая, воспитывающая. Организация: учитель читает рассказ "Чашка". В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям ­ двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был  чуть­чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки. ­   Противная   чашка,   ­   говорили   ребята,   ­   хоть   бы   она   скорей   разбилась. Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?  Нет,   она   не   раскололась,   не   потерялась.   Лена,   которая   в   тот   день   была дежурной, взяла   чашку  себе.  На  этот  раз  чай  пили  тихо,  без  ссор  и  слез. ­ Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, ­ думали ребята. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка" (по  В.Осеевой).  Ответ на вопрос  "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке. Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность". Ромашка Цель:  определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.  Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая. Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро,   зло,   истина,   ложь,   красиво,   безобразно,   трагично,   комично.   Детям предлагается   поочередно   отрывать   лепесток   ромашки   и   раскрывать   суть понятия, записанного на нем.  Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты,   правильности,   обобщенности   понятия   (добро   ­   это   проявление вежливости,   сочувствия   и   т   д.;   истина   предполагает   справедливость, честность,   правдивость   и   т   п.;   красиво   ­   значит   аккуратно,   скромно, великодушно, порядочно и др.). На основании анализа ответов может быть выявлен   уровень   сформированности   таких   этических   представлений   и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть,   вражда   и   т.   п.,   соотношение   различных   понятий   ("добро   ­   зло", "истина ­ ложь" и т. д.). Философ Цель:  выявить   умения   детей   формулировать   определения   нравственных понятий. Функции:  воспитывающая. Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.).  диагностическая,     развивающая, Например: Счастье – это быть здоровым.  Счастье – это успехи в учебе. Счастье – хорошие друзья. Счастье – это мир в семье. Счастье – это мир на Земле.  Счастье – это, когда тебя понимают.  Счастье – это свобода. Счастье – это много денег.  Счастье – это получение удовольствия.  Счастье – это власть над людьми.  Каждый   ученик   выбирает   четыре   определения   и   мотивирует   свой   выбор. Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.  Словарь добродетелей диагностическая, Цель:  определить   уровень   сформированности   у   младших   школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности). Функции:  коррекционная. Организация:  с   детьми   проводится   традиционная   в   рамках   модели "Ориентир"  игра  "Волшебный   сундучок".   Организуется   она   необычно:   в течение   трех   дней   дети   "путешествуют"   со   словами­добродетелями   по "А" алфавиту   от соответственно   остановкам: 1."Аккуратность­любовь". 2."Миролюбие­сострадание". 3."Творчество­щедрость".  развивающая,         до   "Я"   На   остановках   учитель   (экспериментатор)   инструктирует   детей:   каждый вынимает из "волшебного сундучка" своеобразную по форме, разноцветную книжку­малышку     подписывает   его. На первой странице словаря выписаны все слова­добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.   "словарь   добродетелей", ­ На первой остановке "Аккуратность ­ любовь" для проработки даются слова: аккуратность,   благодарность,   вежливость,   верность,   дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.  По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов   с   эталоном   ­   на   каждой   странице,   где   дети   дают   объяснение,   внизу имеется запись "Сверь со словарем" и дается трактовка понятия по словарю. После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки­малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов­добродетелей и т. п.    нежность, Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках. На   остановке  "Миролюбие  ­   сострадание"   объясняются   слова:   миролюбие, мужество,   скромность, совестливость,   справедливость,   сострадание.   Остановка   "Творчество   ­ щедрость" предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие,   умение   радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.    умение   прощать,   ответственность,   правдивость,   уважение, Обработка   данных:   осуществляется   качественный   анализ   знаний   детей. Примечание: "Словарь добродетелей" остается у каждого ребенка в личном пользовании. Игровые ситуации. Реши задачу изучить   отношение   детей   к   поступкам   окружающих. Цель:  Функции: диагностическая, воспитывающая. Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент этапов. Задача   1.  Жил   в  лесу   волчонок   с  матерью.   Ушла   мать   на   охоту.  Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е. Чарушин). Что скажете охотнику? организуется несколько в         Задача 2.  Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок   заблудился.   Вы   увидели   его,   и   вам   показалось,   что   мать   его оставила. Ваши действия?  Задача 3.  Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине ­ все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что­то своровать ­ сворует. (З. Беспалый.) Ваше отношение к намерению Волка? Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять   дней?   Как   вы   относитесь   к   подобным   действиям   людей? Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За   основу   берутся   следующие   показатели:   эмоциональное   переживание ребенка,   его   оценочные   суждения   о   нравственных   (безнравственных) поступках людей.  Волшебный стул Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.  Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная. Организация:  организуется игра "Волшебный стул" (идея Н. Е. Щурковой). Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по­своему: один ­ прекрасно поет; другой ­ приветлив, добр к людям, всегда   готов   помочь;   п. Дети делятся на группы по 4 ­ 5 человек. Один садится на "волшебный" стул, а   остальные   поочередно   говорят   только   о   хороших   его   (ее)   поступках   и качествах   личности.   Например:   "Марина   вежливая,   потому   что...",   "Она добрая,   так   как..."   и   др.   Подобным   образом   через   обсуждение   в микроколлективах   проходят   все   дети.   Игра   может   быть   организована   в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.   третий   ­   надежен   в   деле   и   т. Обработка   данных:   делается   качественный   анализ   результатов   на   основе фиксации   данных   (учитель   избирает   свободную   форму   записи).   За   основу берутся   такие   показатели,   как   умение   оценивать   поступки,   качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и др.

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"

Программа воспитательной работы "Мир вокруг нас"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017