Программа «Юный эколог»
Оценка 4.9

Программа «Юный эколог»

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
13.11.2018
Программа «Юный эколог»
В основе программы заложена концепция экологического воспитания. В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.Новизна дополнительной образовательной программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.
Юный эколог.docx
Программа «Юный эколог» Пояснительная записка             Программа   «Юный   эколог»   эколого­биологической   направленности,   по функциональному предназначению учебно­познавательной, по форме организации групповой, по времени реализации  двухгодичной.          Данная   программа   разработана   на  основе   программы   Горского   В.А.   ­     М, «Просвещение», 2010г, ФГОС второго поколения. Разработана  на основе методики и программы исследовательского обучения младших школьников автор Савенкова А.И.        В основе программы   заложена концепция экологического воспитания.   В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого­ педагогическую   систему,   но   и   социально­   педагогическую,   и   воздействует   не   только   как педагогический фактор, но и как фактор социальный.     Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность   преподавания   экологических   знаний   в   учебных   заведениях   относится   к   числу важнейших   принципов   государственной   экологической   политики   России.   Изучение   экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому.               Новизна  дополнительной образовательной программы  заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы. Исследования   позволяют  расширить  сферу   познания   окружающего   мира   и   вооружившись знаниями   об   этом   мире,   ребята   научатся   анализировать   природную   среду   как   сложную, дифференцированную   систему,   различные   компоненты   которой   находятся   в   динамическом равновесии,   рассматривая     биосферу   Земли   как   экологическую   нишу   человечества.   Через познание окружающего мира и себя дети учатся не только бережному отношению к  окружающей среде, но  и бережному отношению к своему здоровью.           Актуальность данной программы  заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные   отношения   через   отношение   к   природе,   обществу,   между   детьми,   педагогами   и родителями,   через   общественные   и   научные   организации,   через   психологический   климат   в коллективе.   Всё   это   должно   способствовать   активной   деятельности   в   защиту   природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает   гармоничное   сочетание   таких   качеств,   как   самопознание,   самореализация, творческое   саморазвитие.   Практические   экологические   исследования   дают,   учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.       Для обучающихся создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции   в   «Школе   юного   эколога».   А   так   же   программа   создаёт   условия   для   развития творческих   способностей   в   изучении   курса   «Лаборатория   природы».   Всё   вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников. Педагогическая целесообразность    Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнении и расширении знаний   по   экологии,   полученных   в   школе   и   формирование   элементарных   навыков   изучения природы, через проектную деятельность. При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании   детей   как   средстве   творческого   развития   (В.А.   Березина),   концепция   развития дополнительного образования в общеобразовательной учреждении (Е.Б. Евладова), концепция развития   школьников   в   личностно­ориентированном   учебно­воспитательном   процессе   (Н.Ю. Синягина),   совокупность   идей   о   повышении   квалификации   педагогов   дополнительного образования (И.В. Калиш), совокупность идей об единстве учебной и неучебной деятельности в подготовке детей безопасному поведению в природной среде (А.Г. Маслов), совокупность идей о развитии дополнительного образования в России (А.В. Егорова), концепция государственного управления развитием системы образования (Н.И. Булаев).                       Педагогическая целесообразность состоит в выработке мотивации:  к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;   к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;   к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения  к окружающему миру.   Подходы              к   образовательному   процессу   основаны   на   педагогических   принципах обучения и воспитания. 1Принцип   добровольности   (зачисление   ребёнка   в   группу   возможно   только   по   его желанию).  2Принцип   адекватности   (учёт   возрастных   особенностей   детей   и   связанное   с   этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).  3Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.  4Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).  5Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).  6Принцип ориентации на успех.  7Принцип взаимоуважения.  8Принцип   индивидуально­личностной   ориентации   воспитания   (индивидуальный   подход, система поощрений, опора на семью).  9Принцип связи обучения с жизнью.  10 11 12 13 14 15 Принцип связи обучения с жизнью.  Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.  Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.  Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.  Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).  взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев           Созданию   высоконравственной   воспитывающей   среды   способствует   использование педагогических технологий: 1активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.  2расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность. 3опора   на   развивающее   обучение.   Использование   форм,   развивающих   способность говорить   и   доказывать,   а   также   логически   мыслить   и   убеждать   (дискуссии,   диспуты, обсуждения).  4организация   игровых   ситуаций   в   образовательном   процессе,   сочетание   игры   с практическим назначением деятельности.  5создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)  6тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями). В основе программы заложена проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:     ­   метод   проектов,   являясь   методом   практического   целенаправленного   действия, открывает   возможности   формирования   собственного   жизненного   опыта   ребенка   по взаимодействию с окружающим миром;   ­ метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию   ребенка   в   педагогическом   процессе;   является   методом,   идущим   от   детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;  ­  метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогических процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.            Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка,   их   практическому   применению   во   взаимодействии   с   окружающим;   стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой   деятельности;   реализует   принцип   сотрудничества   детей   и   взрослых,   позволяет сочетать  коллективное   и  индивидуальное  в  педагогическом  процессе;  является  технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, Цель программы:      На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создание   условий   к   формированию   экологической   культуры   школьника,   основной   чертой которой   является   ответственное   отношение   к   природе  вообще   и   природе   родного   края,   в частности В соответствии с поставленной целью формируются и задачи: Обучающие:  дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;   научиться применять на практике знания, полученные в клубе.  Развивающие:  развивать   у   воспитанников   эстетические   чувства   и   умение   любоваться   красотой   и изяществом природы;   формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;   повышать общий интеллектуальный уровень подростков;   развивать   коммуникативные   способности   каждого   ребёнка   с   учётом   его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.  Воспитательные:  прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;   воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;  воспитывать потребность в общении с природой;   способствовать   формированию   экологического   восприятия   и   сознания   общественной активности;   способствовать   укреплению   здоровья   ребят,   посредством   общения   с   природой   и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.          Отличительные   особенности  данной   образовательной   программы   от   уже существующей   в   этой   области   заключается   в   том,   что   произошли   изменения   социально   ­ экологических   условий   в   обществе,   усилилось   негативное   антропогенное   воздействие   на природную среду. В структуру программы входит 2 образовательных блока: ­ теория (накопление знаний) ­ практика (применение знаний в творческом исполнении).           Все   образовательные   блоки   предусматривают   не   только   усвоение   теоретических знаний,   но   и   формирование   деятельностно­практического   опыта.   Практические   задания способствуют у детей творческих способностей, приобретения практических умений и навыков. Обучение проходит поэтапно. Первый этап направлен на первичное знакомство с окружающим нас   миром.   Активизируется   познавательная   деятельность.   Особо   важным   на   данном   этапе является создание условий, при которых ребенок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа у ребенка развивается активный интерес к предмету. Второй этап направлен   на базовую   подготовку   детей   к   решению   творческих   задач   на   основе   накопленного   опыта.   На данном   этапе   предоставляется   возможность   для   самореализации   личности   от   простого расширения кругозора до научно­исследовательской деятельности, которой   уделено огромное значение.     При   выполнении   научно­исследовательской   работы   используются   полевые   и лабораторные   работы   и   экскурсии.   Теоретическая   часть   включает   лекционные   моменты, эвристические беседы, диалоги, что позволяет создать необходимую базу знаний, на которые воспитанник   может   опираться   в   ходе   самостоятельной   и   опытнической   деятельности.   При проведении теоретических занятий происходит чередование монолога педагога и диалогового общения   с   воспитанниками.   Это   позволяет   выработать   привычку   выделять   главное   из услышанного, а с другой стороны ­ оживлять атмосферу в аудитории. Работа на теоретических занятиях   сопровождается   демонстрацией   объектов   исследования,   видеофрагментов.   Для проведения   азов   искусства   быть   докладчиком   проводятся   мини­конференции,   где   делаются короткие доклады по темам, выбранным воспитанниками для самостоятельного изучения. Возраст детей             Программа   ориентирована   на   ребят   7­16   лет,   без   отбора   по   половому   признаку, социальному положению. В этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.  Срок реализации и режим занятий      Программа реализуется в течение двух лет. Дети  занимаются  два раза  в неделю по  2 часа. Форма занятий         Занятия в объединении строятся таким образом, что бы воспитанник мог заниматься познавательной   деятельностью   эколого   —   биологической   направленности.   Реализация программы возможна при использовании различных форм организации обучения. На  занятиях данной   программы   используются   сочетания   практических,   теоретических,  групповых(беседа, занятие,   коллективная   трудовая   деятельность,   практическая­природоохранная   деятельность, праздники), и индивидуальных(практические и творческие задания, беседа, консультация) видов деятельности, а также экскурсий. В зависимости от содержания занятий возможно проведение занятий ­семинаров, дискуссий, диспутов, праздников и занятий с включением игровых элементов. При выполнении научно ­ исследовательской работы используются полевые и лабораторные методы работы и экскурсии. Теоретическая   часть   включает   лекционные   моменты,   эвристические   беседы,   диалоги,   что позволяет создать необходимую базу знаний, на которые воспитанник может опираться в ходе самостоятельной или опытнической деятельности. При проведении теоретических занятий происходит чередование монолога педагога   и   диалогового   общения   с   воспитанниками.   Это   позволяет   выработать   привычку выделять главное из услышанного, а с другой стороны ­ оживлять атмосферу в аудитории.       Работа   на   теоретических   занятиях   сопровождается   демонстрацией   объектов исследования, видеофрагментов. Практическая часть включает лабораторные занятия, работу с экспериментальным материалом. Лабораторные занятия позволяют  глубже и предметнее освоить значимые положения теории, познакомиться  с лабораторным оборудованием  освоить приемы работы с ним. Экскурсионные занятия позволяют освоить технологию безопасного пребывания в естественной среде познакомиться с полевым наблюдением   и   определением   птиц   в   природе,   расширить   кругозор   и   сплотить   группу воспитанников. Для освоения азов искусства быть докладчиком проводятся мини­конференции, где   делаются   короткие   доклады   по   темам,   выбранным   воспитанниками   для   самостоятельно изучения.   1.Занятия  проводятся в  группах и   в подгруппах  в зависимости от  поставленных  задач. Включают и индивидуальный   и дифференцированный подход к изучению раздела или темы. Фронтальная работа или коллективная, предусматривает единую тему и общие задачи.   2. По особенностям коммуникативного взаимодействия  педагога и детей: экскурсия с наблюдениями, конкурс, самостоятельная, практикум, конференция, лабораторная работа.   З.   По   дидактической   цели:   вводное   занятие,   занятие   по   углублению   знаний,   по систематизации и обобщению знаний, практическое занятие, комбинированное занятие, контроль знаний, умений и навыков.       Ожидаемые результаты, критерии их оценки По окончании первого года обучения учащийся должен:  уметь отличать по признакам 10­20 видов растений и знать их названия;   знать 10 видов животных и их отличительные признаки;   уметь отличить съедобный гриб от не съедобного;   знать 3­4 вида аквариумных рыбок;   знать отличительные особенности нескольких видов птиц;   иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;   владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;   уметь   самостоятельно   подготовить   сообщение   по   теме   и   выступить   с   нм   перед аудиторией.  По окончании второго года обучения учащийся должен:  знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;   уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;   знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;   уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход   за   комнатными   растениями;   самостоятельно   осуществлять   простейшие   операции   по посадке   и   посеву   полезных   растений,   уметь   самостоятельно   ухаживать   за   домашними животными;   уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;   определиться в выборе дальнейшего курса обучения.   уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;   уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;   приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;   уметь написать реферат, статью.  уметь собирать краеведческую информацию;   знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;   иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;   уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию.  Организационно­методическая   деятельность  направлена   на   повышение   уровня   Для   развитие   творческих   способностей   обучающихся. экологической   грамотности, оптимального решения этих задач необходимо:  Внедрение   проектной   деятельности   и   новых   технологий   в   процесс   обучения обучающихся;   Практические мероприятия. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике (озеленение территории посёлка и школы).  Внутренний результат ­ опыт деятельности ­ станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим   знания   и   умения,   компетенции   и   ценности   (защита   проектов   на   лицейской конференции).  Компетентности, приобретаемые ребёнком:  Учебные:   умение связывать воедино и использовать отдельные части знаний;  решать учебные и самообразовательные задачи;   извлекать пользу из образовательного опыта;  Исследовательские:   получение и обработка информации   обращение к различным источникам данных и их использование   представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах, на конференциях.  Социально­личностные:   оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой  Коммуникативные:   выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.   выступать на публике ­ владение способами презентации себя и своей деятельности. Информационные:  способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой   дополнительных   знаний   в   области   современных   ИКТ;   формирование   у   них алгоритмического стиля мышления; развитие познавательной исследовательской деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном обществе. Способы отслеживания и контроля результатов обучения.         Отслеживание   результативности   образовательного   процесса   осуществляются   в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:  самостоятельная   разработка   учащимися   текстов   бесед,   сообщений,   обзоров   для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;   контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;   табло достижений клуба;   открытые занятия в игровой форме;   участие в клубной, и массовой вне учебной деятельности;   разработка памятки «Юный эколог».  Основные виды диагностики результата:  входной   –   проводится   в   начале   обучения,   определяет   уровень   знаний   и   творческих способностей ребенка (беседа, тесты);  текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;  промежуточный   –   проводится   по   окончании   изучения   отдельных   тем:   дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;  итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов». В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося обучения по определенным критериям:   Выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;   Выполнение   нескольких   тестов   и,   следовательно,   подсчет   промежуточных   рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);   Подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);   Система   награждения   и   поощрения   обучающихся.   Лучшие   обучающиеся,   набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.   Организация   контроля   знаний   происходит   на   основе   саморефлексии   обучающегося. Рефлексия   помогает   определить   степень   достижения   поставленной   цели,   причины   их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.  Учебно – тематический план Название темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное тестирование. Экология как наука. Современные проблемы экологии. Метод проектов. Проблемные ситуации и подходы к их решению. Поиск информации. Технология   выполнения   группового   и   индивидуального проектов. Индивидуальный проект. Проект в мини­группе или в группе. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Земля   как   планета.   Понятие   о   биосфере.   Глобальные проблемы человечества. Гидросфера. Охрана водных объектов. Охрана атмосферы. Охрана животного мира. Охрана растительного мира. Фестиваль «Калейдоскоп проектов». Природа   и   человек.   Природоохранная   деятельность человека. Окружающая среда и здоровье человека. Гигиена питания. Экология жилища. Мир природы в мире человека.   № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Количество часов Всего Теорет. 1 1 Практ. ­ 2 1 5 6 4 4 11 6 10 10 10 10 10 4 7 7 10 7 2 1 3 2 1 1 3 3 7 7 7 7 7 ­ 5 5 7 3 ­ ­ 2 4 3 3 8 3 3 3 3 3 3 4 2 2 3 4 20 21 22 23 24 25 Город как среда обитания человека. Наш край. Проблемы региона. Основные экологические исследования. Природоохранные организации. Фестиваль «Калейдоскоп проектов». Итоговое занятие. Итого: Содержание программы № Темы разделов. Содержание тем. 1. 2. Вводное   занятие.   Цели   и   задачи   объединения. Планирование   работы   на   год.   Инструктаж   по   технике безопасности. Вводное тестирование. Экология   как   наука.   Современные   проблемы   экологии. Введение   понятий   «экология»,   «экосистема».   Биоценоз. Типичные биоценозы.  Тест « Соотнеси термин и определение» 1 2 3 5 3 3 1 1 ­ 4 3 3 144 ч 80 1 2 ­ ­ 4 ­ 56 Формы и методы проведения занятий. Словесный   метод. диалог.   Беседа, Словесный,   наглядный   метод, метод   игры.   Беседа,   рассказ, объяснение,   демонстрация пособий, занятия на природе. Итоговое занятие: Игровые ситуации «Взаимоотношения в биоценозе». 3. Метод   проектов.   Ознакомление   с   проектной деятельностью.   Её   история.   Виды   деятельности   при погружении   в   метод   проектов.   Методы   творчества, применяемые при проектировании. Типология проектов.   Словесный, наглядный, практический,   эвристический   рассказ, метод.   Беседа, ролевая   игра, тренинг, дискуссия,  мозговая атака.   Итоговое занятие:  ­ «Учимся проектировать» ­ мозговая атака. 4. Проблемные   ситуации.   Выдвижение   гипотез.     Проблема последовательных   действий   (мозаичная).   Составление алгоритма   действий,   существенных   с   точки   зрения решения этой проблемы. Проблема, имеющая множество вариантов решения. Проблемы творческие, продуктивные по сути. Проблема многослойная (когда решается каждая её часть). Работа в группах.  Итоговое занятие: Сюжетная игра «Учимся решать проблемы» 5. Поиск   информации.   Виды   информации   (обзорная, реферативная,   сигнальная,   справочная).   Ознакомление   с методами   поиска,   изучение   литературы,   работа   с литературными   источниками.   Социологический   опрос. Сбор,   систематизация   и   анализ   данных.   Оформление библиографического представление иллюстративного материала. списка;       Словесный, практический, поисковый, метод.   Беседа, ролевая   игра,   дискуссия, проблемных   круглый стол. наглядный,     частично   – проблемный   рассказ, тренинг, решение ситуаций,     наглядный, Словесный,   частично   – практический, поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, практическая работа.   Итоговое занятие: Практическая работа «Определение источников информации, способ сбора и анализа» 6. Ознакомление с технологией выполнения группового или самостоятельного   проекта,   обоснование   актуальности выбранной темы, постановка цели и задач, выбор методов работы,   формулирование   выводов,   оценка   полученных Словесный, практический, поисковый, проектный     наглядный,   частично   –   проблемный,   метод.   Беседа, Типология результатов.   Тренинг «Распределение   обязанностей   в   группе»,   практическая работа: «Разработка плана действий». проектов.   Итоговое занятие: Деловая игра «Я выбираю» 7. Индивидуальный проект (монопроект). Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. Упражнение «Как вырастить цветок».     Итоговое занятие: Ролевая игра «Я и проекты» 8. Проект в минигруппе и группе. Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, контрольный. Функциональные   обязанности.   Игра   «Наш   кабинет». Упражнение «Почта». презентационный,     рассказ, ролевая игра, тренинг. наглядный,   Словесный,   частично   – практический, поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, упражнение,   практическая работа.   наглядный,   Словесный,   частично   – практический, поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, дискуссия, практическая работа.     Итоговое занятие: практикум в технике «зигзаг»  9. Анализ   результатов   и   качества   выполнения   проектов. Критерии внешней оценки проекта.  Оценка продвижения в   рамках   проекта   и   оценка   продукта.   Критерии. Самооценка.  Паспорт проекта.  Ноология, ассоциация, неология,   рефлексия,   беседа, рассказ,   показ,   практическая работа. Итоговое занятие: Тренинг «Мои чувства и эмоции. Учимся презентации» 10. Земля   как   планета.   Понятие   о   биосфере.   Глобальные   проблемы человечества.  «Грозит ли землянам глобальное потепление?»   наглядный, Словесный,   частично   – практический,   проблемный, поисковый, проектный     метод.   Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг. Защита проектов: «Каковы масштабы экологического загрязнения планеты?» Словесный, 11. Гидросфера. Понятие гидросферы. практический, поисковый, проектный   дискуссия,   рефлексия, показ.   Распределение   воды   и   суши   на   земном   шаре.   Океаны. Моря.   Круговорот   воды   в   природе.   Вода   в   жидком, твердом и газообразном состоянии. Присутствие воды в биосфере.   Запасы   воды   на   Земле.   Реки   и   их   притоки. Речная   сеть   родного   края.   Ее   прошлое.   Настоящее   и будущее.   Значение   водных   объектов   в   народном хозяйстве. Потребности человечества в пресной воде.  «Ходит капелька по кругу» ­ познавательная игра.   наглядный,   частично   –   проблемный,   метод.   Беседа, рассказ, Защита проектов: «Вода обычная и необыкновенная». 12. Охрана атмосферы. Атмосфера.   Чистый   воздух   ­   необходимое   условие нормальной   жизнедеятельности   людей.   Современное состояние   и   охрана   атмосферы.   Естественное   и антропогенное   загрязнение   атмосферы.   Химический состав   выбросов.   Бурная   автомобилизация   ­   активный источник   загрязнения   воздуха.   Кислотный   дождь   и   его последствия.   Смог   ­   серьезная   угроза   для   здоровья человека   и   состояния   окружающей   природной   среды. Озоновые дыры. Охрана атмосферного воздуха. Практикум  «Чистый воздух».   наглядный, Словесный,   частично   – практический, поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, практикум. Защита проектов: «Это мы создаем атмосферу, в которой живём!» 13. Охрана растительного мира. Мир растений – источник жизни на Земле. Зеленый океан – поставщик   атмосферного   кислорода.   Многообразие растений. Леса – одно из важнейших звеньев в природной цепи  круговорота  веществ.  Основные  древесные  породы области.   Лес   ­   экологическая   система.     Значение   леса. Лишайники,   мхи   и   папоротники   наших   лесов.   Грибы   – чудо  природы.  Лесная  аптека.  Закон  об охране  лесного богатства.   Словесный, наглядный, практический,   эвристический   рассказ, метод.   Беседа, ролевая   игра, тренинг, мозговая     показ, рефлексия. атака,   Защита проектов: «Спасем это мир». 14. Охрана животного мира. Животный   мир   Земли.   Многообразие   животного   мира. Обзор   животного   мира   родного   края.   Любой   вид животного   ­   неповторимое   явление   природы.   Пигмеи   и гиганты среди животных. Редкие и исчезающие животные. Занимательное из жизни животных. Охрана животных. Защита проектов: «Моё любимое животное». 15. Фестиваль «Калейдоскоп проектов». 16. Вводное   занятие. Инструктаж   по   технике   безопасности. тестирование.   Планирование   работы   на   год.   Вводное наглядный,   Словесный,   частично   – практический, поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, дискуссия , практикум.   проектный   Проблемный, метод. Показ, рефлексия. Словесный   метод. диалог.   Беседа, 17. Природа   и   человек.   Природоохранная   деятельность человека.   Природный   комплекс   и   его   компоненты.   Что такое окружающая среда. Связь человека с окружающей средой.   Разумное   использование природных   ресурсов.   Проблемы   природопользования. Антропогенная деятельность.   Дары   природы.   наглядный, Словесный,   частично   – практический,   проблемный, поисковый, проектный     метод.   Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг. Итоговое занятие: деловая игра «Человек и природа». 18. Окружающая среда и здоровье человека. Действие   загрязнения   окружающей   среды   на   здоровье человека.   Понятие   о   здоровье.   Воспитание   культуры здоровья.   Движение   и   красота   человека.   Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Закаливание и его роль в укреплении здоровья.   Моно   ­   проекты:   «Советы   бывалого»,   «Закаляйся   как сталь»,   «Движение   –   твоё   лекарство»,   «Обойдёмся   без докторов», «…И глаза «скажут» спасибо»   Словесный, наглядный, практический,   эвристический метод.   рассказ,   Беседа, тренинг, ролевая   игра, мозговая     показ, рефлексия. атака,   Защита проектов: «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра!». 19. Гигиена питания. Экология жилища. Изба, юрта, чум – дом человека. Понятие «правильное питание». Роль витаминов в   нашем   организме.   Экологические   аспекты   жилища   и учебного заведения. Анкетирование «Режим и правильное питание».   «Мой   дом   –   моя   крепость»   ­   ролевая   игра, «Растения лечат».   наглядный, Словесный,   частично   – практический,   проблемный, поисковый, проектный     метод.   Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг. Защита проектов: «Учитесь быть здоровыми». 20. Мир природы в мире человека. Гуманитарная   экология.   Экологическая   этика.   Понятие «природная   среда»,   «мир   природы»,   «общение   с   Словесный, наглядный, практический,   эвристический метод.   рассказ,   Беседа, природой».   Восприятие   человеком   красоты   и   гармонии природы. Историко­культурная ценность живой природы. Отражение   красоты   природы   в   живописи,   скульптуре, литературе,   музыке,   фольклоре.   «Природа   славян», «Перед ликом священной природы…». Защита проектов: «И красотой природы дышим…» 21. Город как среда обитания человека. Влияние урбанизации на  окружающую  среду.   Градообразующие   экологические факторы.  Городская   флора   и   фауна   как   компонент территории. Экологическая обстановка в городе. Город и ТБО.Практическая   работа:   «Транспортная   нагрузка   в городе». Итоговое занятие: сюжетно­ролевая игра «Это мой город» 22. Наш   край.   Особенности   географического   положения   и природы   своего   края.   История   заселения.   Природные   и антропогенные   объекты   на   территории   населенного пункта. Проблемы региона. Хозяйственная   деятельность   населения.   Изменение экосистем   под   влиянием   деятельности   человека. Охраняемые   территории.   Практическая   работа «Составление плана ­ схемы с нанесением природных и антропогенных памятников». Экскурсия в краеведческий музей. Итоговое занятие: познавательная игра «Мой край любимый» 23. Основные   экологические   исследования.   Экологический мониторинг.   Методы   исследования   природной   среды. Правила   ведения   дневников   наблюдений.     Растения биоиндикаторы. Животные – биоиндикаторы. ролевая   игра, мозговая   рефлексия. атака,   тренинг,   показ,   наглядный, Словесный,   частично   – практический,   проблемный, поисковый, проектный     метод.   Беседа, рассказ,   деловая   игра,   показ, рефлексия.   Словесный, наглядный, практический,   эвристический метод.   рассказ,   Беседа, тренинг, ролевая   игра, мозговая     показ, рефлексия, экскурсия. атака,     Словесный, наглядный, практический,   эвристический   рассказ, метод.   Беседа, тренинг, ролевая   игра, мозговая     показ, рефлексия, экскурсия. атака,   Итоговое занятие:  практическая работа «Исследование состояния учебного кабинета». 24 . Природоохранные организации. Законодательные акты по охране   природы   в   России.   Право   на   экологическую информацию.   Структура   средозащитных   мероприятий. МСОП – Международный союз охраны природы. Глобальная   система   мониторинга   окружающей   среды (ГСМОС). Всемирная хартия охраны природы. ГРИНПИС.   наглядный, Словесный,   частично   – практический,   проблемный, поисковый, проектный     метод.   Беседа, рассказ,   деловая   игра,   показ, рефлексия. Итоговое занятие: сюжетно – ролевая игра «Я – защитник природы». 25. Фестиваль «Калейдоскоп проектов». 26. Итоговое занятие. Планирование на новый учебный год.   Беседа, проектный   Проблемный, метод. Показ, рефлексия. Словесный   метод. диалог. Информационно – методическое обеспечение программы Для педагога: 1. 2. Конвенция о правах ребёнка.  1991г.  Постановление   правительства   РФ   от   7.   03.   1995г.   За№233   «Об   утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».  Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.  3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.  Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.  Биология газеты.  Биология в школе (журналы).  Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.  Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.  Актуальные   проблемы   охраны   атмосферного   воздуха,   перспективы   развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.  Для учащихся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.  Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.  Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.  Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.  Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.  Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.  Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.  Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».  Материально – техническое обеспечение       Экологическое     объединение     располагает   учебным   классом,   в   котором   находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий.  Учебно­методический комплекс: 1) 2)   ­   методический   и   инструктивный   материал   к   проектным   исследовательским   и   видам учебно­методические пособия (см. Литература); Материал из опыта педагога: деятельности;    ­ дидактический материал; ­  методические  разработки  (конспекты   занятий,   компьютерные  презентации,  памятки   и   3)   методическое   психолого­педагогическое   сопровождение   личности   обучающегося т.д.); (тесты, анкеты, опросник);     4)   Материалы  здоровьесберегающего комплекса:   комплексы упражнений для глаз;  упражнений для снятия общего утомления;  упражнения для улучшения мозгового кровообращения;  упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018