Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Юным умникам и умницам», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Юным-умникам-и-умницам.doc
Программа Юным умника и умницам 3 класс Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего
школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера
будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной
работой. В этом может помочь факультатив «Юным умникам и умницам», расширяющий
математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию
познавательных универсальных учебных действий.
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Юным умникам и умницам» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика
факультатива. «Юным умникам и умницам» входит во внеурочную деятельность по
направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает
включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что
способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выходответ.
Факультатив «Юным умникам и умницам» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности
учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены
подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу
в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах
классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между
детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк»,
«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах
постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут
принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю
продолжительностью 30–35 мин.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные
познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная
информация,
способные дать простор
воображению.
занимательные математические факты,
«Центры» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа
на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. В одном «центре»
работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют
самостоятельно. После 7–8 мин занятия группа переходит из одного «центра»
деятельности в другой.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; —
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие
гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
факультатива.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе
«Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы. Содержание
программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел
и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:
поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий:
отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числавеликаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и
др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — играсоревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры:
«Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи
друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,
«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточкисчиталочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на
одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестикинолики», «Крестикинолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
Математика и конструирование : электронное учебное пособие для начальной школы.
— М.: ООО «ДОС», 2004.
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов
решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
— моделировать ситуацию,
описанную в тексте задачи,
использовать
соответствующие знаковосимволические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1 1 , указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки»
→ ↓
(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну
и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких
возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору
учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др.,
→ ↓
указывающие направление движения;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
1 Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3е изд. — М. :
Просвещение, 1991.
Вместо спичек можно использовать счётные палочки. Тематическое планирование
№
Раздел
занят часов ые сроки ия
Тема занятия
Количество Планируем
Тема 1. Интеллектуальная разминка
1
04.09.17Решение
олимпиадных
задач 08.09.17 международного конкурса
«Кенгуру».
Тема 2. «Числовой» конструктор 1
11.09.17Числа от 1 до 1000. Составление
с
15.09.17
трёхзначных
помощью комплектов карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, …
, 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
чисел
Тема 3. Геометрия вокруг нас
1
18.09.17.
Конструирование многоугольников из 22.0917.
треугольников.
одинаковых
Тема 4. Волшебные переливания
1
25.09.17.Задачи
на
переливание.
29.09.17.
Темы 5. В царстве смекалки1
02.10.17
1
2
3
4
5 Решение нестандартных задач (на
«отношения»).
Сбор информации и
выпуск математической газеты (работа в
группах).
Темы 6. В царстве смекалки1
09.10.17.
Решение нестандартных задач (на
«отношения»).
Сбор информации и
выпуск математической газеты (работа в
группах).
Тема 7. «Шаг в будущее»
1
16.10.17.
06.10.17
13.10.17.
Игры: «Крестикинолики на бесконечной 20.10.17. доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник»,
«Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики»
и др. из электронного учебного пособия
«Математика
и конструирование».
Темы 8. «Спичечный» конструктор1
23.10.17.
Построение конструкции по заданному 28.10.17. образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
Проверка выполненной работы.
Темы 9. «Спичечный» конструктор1
13.11.17.
6
7
8
9
Построение конструкции по заданному 17.11.17. образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
Проверка выполненной работы.
10
Тема 10. Числовые головоломки
1
20.11.17.Решение и составление
ребусов, 24.11.17.
содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
11
Темы 11. Интеллектуальная разминка
1
27.11.17.Работа в «центрах»
деятельности: 01.12.17. конструкторы,
математические игры (работа на компьютере),
электронные
математические
головоломки, занимательные
задачи.
12
Темы 12. Интеллектуальная разминка
1
04.12.17.Работа в «центрах»
деятельности: 08.12.17. конструкторы,
математические игры (работа на компьютере),
электронные
математические
головоломки, занимательные
задачи.
11.12.17.Порядок
выполнения
13
Тема 13. Математические фокусы 1
15.12.17.
действий в
числовых выражениях (без скобок, со
скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1
знаками действий так, чтобы в ответе
получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. 14
Тема 14. Математические игры
18.12.17.Построение математических
пирамид:
«Сложение
пределах
в
1000», «Умножение»,
«Деление».
палочка»,
1
22.12.17.
в
1000», «Вычитание
пределах
Игры: «Волшебная
«Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с
зонтиками» (по выбору учащихся).
15
Тема 15. Секреты чисел
1
25.12.17.
Числовой палиндром — число, которое 28.12.17. читается
одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки:
запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
11.01.18.Составление
Тема 16. Математическая копилка 1
16
сборника
числового
12.01.18
материала, взятого из жизни (газеты, детские
журналы), для составления задач.
17
Тема 17. Математическое путешествие
1
15.01.18.
Вычисления в группах: первый ученик из
числа вычитает 140; второй — прибавляет
180, третий — вычитает 160, а четвёртый
— прибавляет 150. Решения и ответы к
пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680
680 – 160 = 520 520 + 150= 670
22.01.18.
Тема 18. Выбери маршрут 1
18
Единица длины километр. Составление
карты путешествия: на определённом
транспорте по выбранному маршруту,
например «Золотое кольцо» России,
городагерои и др.
19.01.18.
26.01.18
19
Тема 19. Числовые головоломки
1
29.01.18.Решение и составление
ребусов, 02.02.18
содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
Темы 20. В царстве смекалки
математической газеты (работа в группах).
Темы 21. В царстве смекалки
1
выпуск
1
выпуск
05.02.18.Сбор
09.02.18
информации
12.02.18.Сбор
16.02.18
информации
20
21
22
и
и
математической газеты (работа в группах).
Тема 22. Мир занимательных задач 1
23.02.18
возможными
19.02.18.Задачи
со
многими решениями. Задачи с недостающими
данными,
с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв в условной
записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
1
23
Тема 23. Геометрический калейдоскоп
26.02.18.Конструирование
02.03.18 заданных элементов.
многоугольников из
Конструирование из деталей танграма: без
разбиения изображения на части;
заданного в уменьшенном масштабе.
24
Тема 24. Интеллектуальная разминка
1
05.03.18.Работа в «центрах»
деятельности: 09.03.18 конструкторы,
математические игры (работа на компьютере),
электронные
математические
головоломки, занимательные
задачи.
25
Тема 25. Разверни листок
1
12.03.18.
26
27
Задачи и задания на развитие 16.03.18 пространственных
представлений.
Темы 26. От секунды до столетия 1
19.03.18.Время и его единицы: час,
минута, 23.03.18 секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в
жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в
городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать
ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя
данные о возрасте своих родственников.
Темы 27. От секунды до столетия 1
02.04.18.Время и его единицы: час,
минута, 06.04.18 секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в
жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в
городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать
ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя
данные о возрасте своих родственников.
28
Тема 28. Числовые головоломки
1
09.04.18.Решение и составление
ребусов, 13.04.18
содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
(какуро).
Тема 29. Конкурс смекалки 1
16.04.18.
Тема 30. Это было в старину
Задачи в стихах. Задачишутки. Задачи
23.05.18.
1
20.04.18. смекалки.
29
30
Старинные русские меры длины и массы:
пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.
Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские
27.05.18. 31
Тема 31. Математические фокусы 1
04.05.18.
(деления)
меры длины»
30.04.18.Алгоритм
умножения
трёхзначного числа на однозначное число.
Поиск «спрятанных» цифр в записи
решения.
32
Темы 32. Энциклопедия математических 1
07.05.18.развлечений11.05.18.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование
разных
источников
познавательные журналы, книги и др.).
информации
(детские
33
Темы 33. Энциклопедия математических 1
14.05.18.развлечений18.05.18.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование
разных
источников
познавательные журналы, книги и др.).
информации
(детские
34
Тема 34. Математический лабиринт
21.05.18.Итоговое
занятие
—
открытый
интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».
1
24.05.18. Лист экспертной оценки рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Наименование курса _________________________________Класс (классы) _______________
Составитель программы________________________________________________________
Дата заполнения «___» __________ 20 ____ год
Соответствие структуре и требованиям к содержанию структурных компонентов, определенной
Отметки
эксперта
Замечания
эксперта
Критерии оценки
Положением
пояснительная записка
содержание курса
планируемые результаты:
Титульный лист
1.Соотвествие структуре, определенной
Положением:
метапредметные, предметные и
личностные результаты
Учитель – эксперт МО ________________ /________________________________
тематическое планирование
Учитель – разработчик __________________/____________________________ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 118»
«Рассмотрено»
«Принято»
на заседании МО учителей На заседании МС Директор МБОУ «СОШ №118»
____________________________ Протокол № ___ _______А.К. Абросимова протокол №______
от «___»_______201.. г. Приказ № ____ от «____»________201.. г. Заместитель директора по
«____»_______201.. г.
Руководитель МО ________
Ф.И.О.
НМР ____________
Н.С.Лычагина
«Утверждаю»
Лист корректировки рабочей программы
В связи с _________________________________________ произведена корректировка
рабочей программы по ____________________________ в ___ классе
Количество
пропущенных
уроков
Корректируемый
раздел (часов по плану/
часов
после
корректировки)
Корректируемые
темы (колво часов
по плану/ колво
часов
корректировки)
За
произведена
корректировка
(объединение
уроков)
после
счет чего
Сроки
проведения
план/факт Учитель ____________________________
Дата _________________
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Программа Юным умника и умницам 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.