Программа "Здоровье сберегающая среда"
Оценка 4.9

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Оценка 4.9
Документация +2
doc
ОБЗР +1
1 кл—11 кл
17.02.2019
Программа "Здоровье сберегающая среда"
Программа "Здоровье сберегающая среда", разработана для учащихся начальной, основной и средней школы с учётом возрастных особенностей обучающихся. Основные направления - валеологическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение школьников - социальная направленность предпрофильного и профильного обучения в школе. - социально-культурная деятельность в школе в городе, поддержка социальных инициатив. Временные рамки и основные этапы реализации программы Реализация программы предполагается в два этапа: 1 Этап. Создание организационно-правовых условий для безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников. 2 Этап. Расширение потенциала образовательной деятельности школы в окружающем социуме
Програма Здоровье - сберегающая среда.doc
Программа «Здоровьесберегающая образовательная среда школы»                 Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа  Понятие   категории   «здоровья»   в   настоящее   время   насчитывает   около   40   определений. Академик В.П.Казначеев в своем определении «здоровья» подчеркивает, что здоровье – это скорее не статическое состояние, а динамический процесс: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития   психических,   физических   и   биологических   способностей   человека,   его   оптимальной трудоспособности,   социальной   активности,   при   максимальной   продолжительности   жизни. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально­биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования   организма   в   конкретной   экологической   среде.   Жизнь   каждого   человека   можно рассматривать как постоянную адаптацию, но способность восстанавливать физические и душевные силы   для   человека   не   бесконечна.   Необходима   смена   режимов   напряжения   и   отдыха.   Сегодня известно,   что   дети   обладают   разной   стратегией   здоровья   и   далеко   не   все   могут   выдерживать физические   и   психические   нагрузки   учебного   процесса.   Учебный   процесс   современной   школы бесконечно   активизирует,   интенсифицирует   действия   педагогов   в   погоне   за   качеством   знаний. Результат плачевный: качество знаний недостаточно высокое, мотивация на обучение у учащихся низкая,   и   о   здоровье   можно   сказать   только,   что   оно   со   знаком   «минус.   При   интенсификации нагрузок   забывается   еще   один   важный   навык   ­   навык   сохранения   и   укрепления   здоровья.   К сожалению,  статистика  показывает,   что  20­30%  детей  приобретают  функциональные  нарушения центральной нервной системы, во время обучения в школе.   Выявленная сегодня отрицательная динамика состояния здоровья школьников выявила наиболее остро стоящую проблему –отсутствие механизмов   индивидуального   сопровождения,   комплексного   мониторинга   состояния   здоровья детей.   Кроме   этого,   идея   личностно­   ориентированного   подхода   в   образовании   и   воспитании требует создавать условия валеологического сопровождения образовательного маршрута каждого ребенка. Валеологическое   сопровождение   –   это   комплексный   метод:   диагностика   существа возникновения  проблемы,  информация о путях решения этой проблемы,  консультации  на этапе принятия   решения   и   помощь   на   этапе   реализации   проблемы.   Темп   жизни   ребенка   в   учебном процессе задан и обусловлен стратегией и тактикой учителя и зависит от постановки задач, но не от особенностей типа нервной системы ребенка. Неоправданные действия учителя способствуют как обострению стрессов, так и изменению мотивации.  Одним   из   конкретных   шагов   в   этом   направлении   является   создание   комфортной, экологической,   психологически   здоровой   образовательной   среды   для   детей   путем   внедрения научно­обоснованных   эффективных   технологий,   сберегающих   здоровье   и   способствующих профилактике и коррекции, что ведет к созданию условий для саморазвития и самопознания детей. Чтобы   избежать   возможности   появления   негативных   последствий   необходимо   заранее решить ряд проблем: ­ отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование физического воспитания и спорта и т.п.);  ­   массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; ­   несоответствие   содержания   и   технологий   обучения   психолого­возрастным   особенностям учащихся; ­ неструктурированность образовательной деятельности школы как спектра основных и  дополнительных образовательных услуг, доступных для различных групп учащихся; ­ недостаточная научная, методическая, содержательная оформленность службы сопровождения Замысел (ведущая идея) программы школьника; ­ несформированность в педагогической культуре образовательной деятельности школы ориентации на здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.   Замысел программы состоит в необходимости создания профессионально работающей службы  сопровождения школьника в процессе обучения, обеспечивающей здоровьесберегающие и  здоровьеформирующие условия его работы. Деятельность этой службы должна носить должна быть направлена на ­ создание условий для результативной социально­педагогической, психолого­педагогической и  социально­культурной работы школы по осуществлению прав и законных интересов ребенка;  ­ сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них основ здорового образа жизни; ­ профилактику безнадзорности и правонарушений, индивидуальное сопровождение детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации;  ­ предоставление каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных  ориентаций, возможности реализовать себя в познавательной и творческой деятельности через  разнообразные образовательные программы, различные формы культурологической деятельности;  ­ активное и непосредственное участие в деятельности школы учащихся, родителей,  общественности.  Создание безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников и их поддержки  со стороны социального окружения позволит обеспечить:  1. 2. социокультурный фон; 3. создание и сохранение  единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основных и дополнительных  образовательных   программ, по реализации системы психолого­педагогической и медико­социальной реабилитации семьи; обеспечении через работу школы не только образовательных запросов населения, но и   решения задач культурно­просветительского характера, в которых уделялось бы особое внимание здоровью учащихся и их комфортному обучению; 4. Цели и задачи программы  подготовку конкурентоспособной личности в условиях рыночных отношений; досуговую деятельности школьников, что позволит сохранить благоприятный  качественные  изменения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе. Социальный эффект от реализации программы Определение комплекса мер, форм и методов организации здоровьесберегающей  деятельности в образовательном учреждении.  Создание эффективной системы индивидуального сопровождения школьника   как условия расширения доступности образования. Формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни.  Задачи:  Содержательная  ­  оптимизировать учебный процесс с точки зрения  здоровьесбережения; ­ организация  работы по  формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; ­ реализация проекта «Экологические каникулы» ­ организация  двигательного режима и  физкультурно­ оздоровительной работы; повысить уровень и значимость образования учащихся в области культуры здоровья.    ­ Совершенствовать методы и формы работы со школьниками по формированию основ культуры  здоровья. (_____); Координирующая ­ объединение ресурсов школы, общественных организаций и сообщества для   развития и эффективного решения социальных и образовательных проблем по профилактике  – – – употребления психоактивных веществ, безнадзорности и правонарушений в муниципальном округе Профилактическая  ­ обеспечить эффективную деятельность служб сопровождения  с целью  профилактики  и коррекции отклонений  здоровья;  ­ организация работы с школьниками с целью адаптации их к жизни в современном обществе; ­ создание условий для получения общего образования детьми «группы риска» путем привлечения их в дополнительное образование во второй половине дня с целью профилактики безнадзорности, правонарушений; ­ обеспечение педагогически результативного взаимодействия семьи и школы, внедрение программ с родителями и общественностью по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни. Основные принципы организации деятельности школы по здоровьесбережению, формированию установки на ценности здорового образа жизни. Создание системы мер по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни строится на таких принципах как:     Комплексность – единство действий и программ всех структурных подразделений школы  Дифференцированность ­   дифференциация   целей,   задач,   средств   и   планируемых   результатов   профилактики   с   учетом возрастных особенностей детей, их психо ­ физического развития; ­   дифференциация   по   степени   вовлеченности   в   ту   или   иную   ситуации:   дети,   находящиеся   в условиях   безнадзорности,   имеющие   различные   проблемы   в   развитии   и   поведении   («трудные   и проблемные» дети и подростки). Аксиологичность (ценностная ориентация ­ формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений о человеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.п., которые являются регуляторами их поведения. Многоаспектность  Сочетание различных направлений  целевой профилактической  деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в ОУ являются:  ­ социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового (физического и духовного) образа жизни; ­   психологический   аспект,   направленный   на   формирование   стрессоустойчивых   личностных установок, позитивно­когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный выбор в трудной жизненной ситуации; ­ образовательный аспект, создание условий для       широкого спектра внеучебной деятельности  различной направленности (проектная и исследовательская деятельность, занятия физкультурой и  спортом, кружки и секции).  Последовательность (этапность) Принцип последовательности предусматривает, что ее цели и задачи не могут быть реализованы одномоментно, по типу разовой кампании, на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим финансированием. Для обеспечения последовательности шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально­психологический мониторинг деятельности детей.                                          Основные направления  ­ валеологическая поддержка и психолого­педагогическое сопровождение школьников ­ социальная направленность предпрофильного и профильного обучения в школе. ­ социально­культурная деятельность в школе в городе, поддержка социальных инициатив.                            Временные рамки и основные этапы реализации программы Реализация программы предполагается в два этапа: 1 Этап. Создание организационно­правовых условий для безопасной среды и здоровьесберегающих  условий обучения школьников. 2 Этап. Расширение потенциала образовательной деятельности щколы в окружающем социуме. Мероприятия по реализации программы № Мероприятия Срок Ответственн ый 1. Совершенствование работы  социально­ психологической службы школы 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Обеспечить систему валеологического образования  школьников:  осуществить валеологическое сопровождение учебно­ воспитательного процесса. Организация медицинского сопровождения   учащихся,  направленное на формирование у них  здорового и безопасного  образа жизни. Ежегодно Служба сопровождения По графику Служба сопровождени я. Служба Диагностика адаптации первоклассников По (наблюдение, тестирование, беседы с родителями и учителями.. графику сопровождени Организация  проведения мониторинга и анализа состояния  воспитания и дополнительного образования школьников  Осуществлять контроль за выполнением требований к построению учебно­воспитательного процесса с учетом сохранения и развития психического, социального, физического здоровья детей Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» и  подростками, определение основных причин  заболеваемости,  индивидуальные и групповые консультации для учащихся,  организация специального психолого­медицинского контроля,  организация тренингов. Проведение   профилактических   осмотров,   выявление   детей   с хроническими заболеваниями, оказание необходимой помощи и направления в другие лечебные учреждения района и города на основании договоров. Создание базы данных карт здоровья экспериментальных классов школы Октябрь ­Январь – Ежегодно Ежегодно Ежегодно я Зам. дир. по УВР Зам.дир по УВР по плану внутришкольног о контроля Служба сопровождени я Служба сопровождени я Администрация, служба сопровождения 2. Совершенствование здоровьесберегающих аспектов учебно – воспитательного процесса. 1. Создание банка данных досуговых программ, занятости в них  Август  школьников 2. Цикл семинаров в школедля учителей ОУ:  . уч. год «Здоровьесберегающий потенциал школьного урока»  и   «Эффективное использование здоровьесберегающих  технологий  Зам. дир. по УВР Заи. Дир. по ВР, классные на уроках ОУ в различных предметных областях. Обмен опытом» 3. Организация обучающих семинаров для учителей  по технологиям  «здоровьесберегающего урока» 4. Организовать открытые уроки в рамках школьных методических  дней по интегративному подходу к разработке содержания урока По плану Постоянно 5. Организационно­методическая и консультативная помощь  Ежегодно педагогам и другим специалистам, работающим с учащимися. 6. Организация внутришкольных, межшкольных семинаров и  «круглых столов» по методам и средствам профилактики  здорового образа жизни подрастающего поколения. Ежегодно Администрац ия 7. Совершенствование   здровьесберегающего   аспекта   урока: По плану По планам фестиваль открытых уроков  МО 8. Участие школьников  в различных социальных проектах «Город, в  По плану Зам. дир. по котором я живу», «Мой двор», «Школьная площадка»  и т.п. 9. Семинар для учащихся основной и средней ступени «Жизнь без  март границ. Жизнь без наркотиков». руководители Зам. дир. по УВР Служба сопровождени я, кл. рук Зам. дир. по УВР УВР Зам. дир. по УВР, группа сопровождени я Классные руководители Зам. дир. по УВР Служба сопровождени я Зам. дир. по УВР Служба сопровождени я 10. Обучать детей и подростков эффективным поведенческим  стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно  общаться, владеть своими эмоциями 11. Поддержка детских подростковых и молодежных инициатив 12. Мониторинги здоровья учащихся (разработка и введение  электронных карт здоровья класса),  13. Исследование социальной сферы школьников и их семей, их  потребностей и ожиданий. Мониторинг удовлетворенности участников образовательного  процесса (учащиеся, родители, социальные партнеры) и др. 14. Провести маркетинговое исследование возможностей расширения  сотрудничества и совместной деятельности школы и социальных  партнеров в области ЗОЖ 15. Введение «Дневников здоровья» в 2­3 классы школы. Спортивно­оздоровительная работа 1. Использовать в системе работы инновационные программы и  технологии по организации двигательной активности детей в  течение всего учебного дня: ­  поднять значение и роль уроков физвоспитания,  физкультминуток, спортсекций в формировании здорового образа  жизни 2. Организация спортивно­оздоровительной работы. Сентябрь – май ежегодно сентябрь – декабрь  В течение года. В течение года. Сентябрь ­ Зам. дир. по декабрь 2010г. ноябрь – май  . УВР Зам. дир. по УВР Постоянно Зам. дир. по УВР Сентябрь – Зам. дир. по Включить   в   систему   воспитательной   работы   школы соревнования , включиться в городские и окружные спортивные мероприятия. май ежегодно Ежегодно УВР Зам. дир по УВР   Разработать программы по физической культуре для  обучающихся в ОУ, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В течение года 5. Практиковать проведение Дня Здоровья в школе Учителя физкультуры Зам. дир. по УВР Ежегодно (2   раза   в год) Постоянно Службы сопровождения, кл. рук. Зам. по ОБЖ 3. 4. 6. 7.  Проводить раннюю диагностику детей, имеющих проблемы в  развитии  с выбором образовательного маршрута.  Осуществлять контроль за соответствием образовательной среды  состоянию здоровья обучающихся Постоянно  8. Контроль  качества организации питания учащихся. Постоянно Директор школы Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями. 1. 2. 3. 4. Оказание   консультативной   помощи   родителям   по   вопросам здоровья   детей     и   подростков,   помощь   семье   в   установлении контактов   со   специалистами,   консультирование   родителей   по проблемам здоровья их детей Организация   для   родителей   лектория   по   вопросам   здорового образа детей и подростков.. Тиражирование  и обмен опытом с другими ГОУ района и города по вопросам ЗОЖ Проводить мероприятия, укрепляющие навыки правильного  поведения школьников в опасных для жизни ситуациях. Ежегодно Зам. дир. по УВР Ежегодно Ежегодно Зам. дир. по УВР Зам. дир. по УВР Постоянно Зам. дир. по УВР Критерии реализации программы ­ снижение заболеваемости учащихся на 10%; ­ расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно; ­ повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных  субъектов до 75%; ­ снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10% Инструментарий проведения контроля ­ общественная оценка Педагогического совета качества работы школы ­ статистические показатели; ­ опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнеса;. ­показатели мониторинговых исследований. Орган, осуществляющий контроль Педагогический совет МОУ СШ № 102 Дзержинского района Волгограда.

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"

Программа "Здоровье сберегающая среда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019