Программа "Здоровье сберегающая среда"

  • Документация
  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа "Здоровье сберегающая среда", разработана для учащихся начальной, основной и средней школы с учётом возрастных особенностей обучающихся. Основные направления - валеологическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение школьников - социальная направленность предпрофильного и профильного обучения в школе. - социально-культурная деятельность в школе в городе, поддержка социальных инициатив. Временные рамки и основные этапы реализации программы Реализация программы предполагается в два этапа: 1 Этап. Создание организационно-правовых условий для безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников. 2 Этап. Расширение потенциала образовательной деятельности школы в окружающем социуме
Иконка файла материала Програма Здоровье - сберегающая среда.doc
Программа «Здоровьесберегающая образовательная среда школы»                 Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа  Понятие   категории   «здоровья»   в   настоящее   время   насчитывает   около   40   определений. Академик В.П.Казначеев в своем определении «здоровья» подчеркивает, что здоровье – это скорее не статическое состояние, а динамический процесс: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития   психических,   физических   и   биологических   способностей   человека,   его   оптимальной трудоспособности,   социальной   активности,   при   максимальной   продолжительности   жизни. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально­биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования   организма   в   конкретной   экологической   среде.   Жизнь   каждого   человека   можно рассматривать как постоянную адаптацию, но способность восстанавливать физические и душевные силы   для   человека   не   бесконечна.   Необходима   смена   режимов   напряжения   и   отдыха.   Сегодня известно,   что   дети   обладают   разной   стратегией   здоровья   и   далеко   не   все   могут   выдерживать физические   и   психические   нагрузки   учебного   процесса.   Учебный   процесс   современной   школы бесконечно   активизирует,   интенсифицирует   действия   педагогов   в   погоне   за   качеством   знаний. Результат плачевный: качество знаний недостаточно высокое, мотивация на обучение у учащихся низкая,   и   о   здоровье   можно   сказать   только,   что   оно   со   знаком   «минус.   При   интенсификации нагрузок   забывается   еще   один   важный   навык   ­   навык   сохранения   и   укрепления   здоровья.   К сожалению,  статистика  показывает,   что  20­30%  детей  приобретают  функциональные  нарушения центральной нервной системы, во время обучения в школе.   Выявленная сегодня отрицательная динамика состояния здоровья школьников выявила наиболее остро стоящую проблему –отсутствие механизмов   индивидуального   сопровождения,   комплексного   мониторинга   состояния   здоровья детей.   Кроме   этого,   идея   личностно­   ориентированного   подхода   в   образовании   и   воспитании требует создавать условия валеологического сопровождения образовательного маршрута каждого ребенка. Валеологическое   сопровождение   –   это   комплексный   метод:   диагностика   существа возникновения  проблемы,  информация о путях решения этой проблемы,  консультации  на этапе принятия   решения   и   помощь   на   этапе   реализации   проблемы.   Темп   жизни   ребенка   в   учебном процессе задан и обусловлен стратегией и тактикой учителя и зависит от постановки задач, но не от особенностей типа нервной системы ребенка. Неоправданные действия учителя способствуют как обострению стрессов, так и изменению мотивации.  Одним   из   конкретных   шагов   в   этом   направлении   является   создание   комфортной, экологической,   психологически   здоровой   образовательной   среды   для   детей   путем   внедрения научно­обоснованных   эффективных   технологий,   сберегающих   здоровье   и   способствующих профилактике и коррекции, что ведет к созданию условий для саморазвития и самопознания детей. Чтобы   избежать   возможности   появления   негативных   последствий   необходимо   заранее решить ряд проблем: ­ отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование физического воспитания и спорта и т.п.);  ­   массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; ­   несоответствие   содержания   и   технологий   обучения   психолого­возрастным   особенностям учащихся; ­ неструктурированность образовательной деятельности школы как спектра основных и  дополнительных образовательных услуг, доступных для различных групп учащихся; ­ недостаточная научная, методическая, содержательная оформленность службы сопровожденияЗамысел (ведущая идея) программы школьника; ­ несформированность в педагогической культуре образовательной деятельности школы ориентации на здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.   Замысел программы состоит в необходимости создания профессионально работающей службы  сопровождения школьника в процессе обучения, обеспечивающей здоровьесберегающие и  здоровьеформирующие условия его работы. Деятельность этой службы должна носить должна быть направлена на ­ создание условий для результативной социально­педагогической, психолого­педагогической и  социально­культурной работы школы по осуществлению прав и законных интересов ребенка;  ­ сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них основ здорового образа жизни; ­ профилактику безнадзорности и правонарушений, индивидуальное сопровождение детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации;  ­ предоставление каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных  ориентаций, возможности реализовать себя в познавательной и творческой деятельности через  разнообразные образовательные программы, различные формы культурологической деятельности;  ­ активное и непосредственное участие в деятельности школы учащихся, родителей,  общественности.  Создание безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников и их поддержки  со стороны социального окружения позволит обеспечить:  1. 2. социокультурный фон; 3. создание и сохранение  единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основных и дополнительных  образовательных   программ, по реализации системы психолого­педагогической и медико­социальной реабилитации семьи; обеспечении через работу школы не только образовательных запросов населения, но и   решения задач культурно­просветительского характера, в которых уделялось бы особое внимание здоровью учащихся и их комфортному обучению; 4. Цели и задачи программы  подготовку конкурентоспособной личности в условиях рыночных отношений; досуговую деятельности школьников, что позволит сохранить благоприятный  качественные  изменения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе. Социальный эффект от реализации программы Определение комплекса мер, форм и методов организации здоровьесберегающей  деятельности в образовательном учреждении.  Создание эффективной системы индивидуального сопровождения школьника   как условия расширения доступности образования. Формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни.  Задачи:  Содержательная  ­  оптимизировать учебный процесс с точки зрения  здоровьесбережения; ­ организация  работы по  формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; ­ реализация проекта «Экологические каникулы» ­ организация  двигательного режима и  физкультурно­ оздоровительной работы; повысить уровень и значимость образования учащихся в области культуры здоровья.    ­ Совершенствовать методы и формы работы со школьниками по формированию основ культуры  здоровья. (_____); Координирующая ­ объединение ресурсов школы, общественных организаций и сообщества для   развития и эффективного решения социальных и образовательных проблем по профилактике  – – –употребления психоактивных веществ, безнадзорности и правонарушений в муниципальном округе Профилактическая  ­ обеспечить эффективную деятельность служб сопровождения  с целью  профилактики  и коррекции отклонений  здоровья;  ­ организация работы с школьниками с целью адаптации их к жизни в современном обществе; ­ создание условий для получения общего образования детьми «группы риска» путем привлечения их в дополнительное образование во второй половине дня с целью профилактики безнадзорности, правонарушений; ­ обеспечение педагогически результативного взаимодействия семьи и школы, внедрение программ с родителями и общественностью по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни. Основные принципы организации деятельности школы по здоровьесбережению, формированию установки на ценности здорового образа жизни. Создание системы мер по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни строится на таких принципах как:     Комплексность – единство действий и программ всех структурных подразделений школы  Дифференцированность ­   дифференциация   целей,   задач,   средств   и   планируемых   результатов   профилактики   с   учетом возрастных особенностей детей, их психо ­ физического развития; ­   дифференциация   по   степени   вовлеченности   в   ту   или   иную   ситуации:   дети,   находящиеся   в условиях   безнадзорности,   имеющие   различные   проблемы   в   развитии   и   поведении   («трудные   и проблемные» дети и подростки). Аксиологичность (ценностная ориентация ­ формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений о человеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.п., которые являются регуляторами их поведения. Многоаспектность  Сочетание различных направлений  целевой профилактической  деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в ОУ являются:  ­ социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового (физического и духовного) образа жизни; ­   психологический   аспект,   направленный   на   формирование   стрессоустойчивых   личностных установок, позитивно­когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный выбор в трудной жизненной ситуации; ­ образовательный аспект, создание условий для       широкого спектра внеучебной деятельности  различной направленности (проектная и исследовательская деятельность, занятия физкультурой и  спортом, кружки и секции).  Последовательность (этапность) Принцип последовательности предусматривает, что ее цели и задачи не могут быть реализованы одномоментно, по типу разовой кампании, на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим финансированием. Для обеспечения последовательности шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально­психологический мониторинг деятельности детей.                                          Основные направления  ­ валеологическая поддержка и психолого­педагогическое сопровождение школьников ­ социальная направленность предпрофильного и профильного обучения в школе. ­ социально­культурная деятельность в школе в городе, поддержка социальных инициатив.                            Временные рамки и основные этапы реализации программыРеализация программы предполагается в два этапа: 1 Этап. Создание организационно­правовых условий для безопасной среды и здоровьесберегающих  условий обучения школьников. 2 Этап. Расширение потенциала образовательной деятельности щколы в окружающем социуме. Мероприятия по реализации программы № Мероприятия Срок Ответственн ый 1. Совершенствование работы  социально­ психологической службы школы 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Обеспечить систему валеологического образования  школьников:  осуществить валеологическое сопровождение учебно­ воспитательного процесса. Организация медицинского сопровождения   учащихся,  направленное на формирование у них  здорового и безопасного  образа жизни. Ежегодно Служба сопровождения По графику Служба сопровождени я. Служба Диагностика адаптации первоклассников По (наблюдение, тестирование, беседы с родителями и учителями.. графику сопровождени Организация  проведения мониторинга и анализа состояния  воспитания и дополнительного образования школьников  Осуществлять контроль за выполнением требований к построению учебно­воспитательного процесса с учетом сохранения и развития психического, социального, физического здоровья детей Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» и  подростками, определение основных причин  заболеваемости,  индивидуальные и групповые консультации для учащихся,  организация специального психолого­медицинского контроля,  организация тренингов. Проведение   профилактических   осмотров,   выявление   детей   с хроническими заболеваниями, оказание необходимой помощи и направления в другие лечебные учреждения района и города на основании договоров. Создание базы данных карт здоровья экспериментальных классов школы Октябрь ­Январь – Ежегодно Ежегодно Ежегодно я Зам. дир. по УВР Зам.дир по УВР по плану внутришкольног о контроля Служба сопровождени я Служба сопровождени я Администрация, служба сопровождения 2. Совершенствование здоровьесберегающих аспектов учебно – воспитательного процесса. 1. Создание банка данных досуговых программ, занятости в них  Август  школьников 2. Цикл семинаров в школедля учителей ОУ:  . уч. год «Здоровьесберегающий потенциал школьного урока»  и   «Эффективное использование здоровьесберегающих  технологий  Зам. дир. по УВР Заи. Дир. по ВР, классныена уроках ОУ в различных предметных областях. Обмен опытом» 3. Организация обучающих семинаров для учителей  по технологиям  «здоровьесберегающего урока» 4. Организовать открытые уроки в рамках школьных методических  дней по интегративному подходу к разработке содержания урока По плану Постоянно 5. Организационно­методическая и консультативная помощь  Ежегодно педагогам и другим специалистам, работающим с учащимися. 6. Организация внутришкольных, межшкольных семинаров и  «круглых столов» по методам и средствам профилактики  здорового образа жизни подрастающего поколения. Ежегодно Администрац ия 7. Совершенствование   здровьесберегающего   аспекта   урока: По плану По планам фестиваль открытых уроков  МО 8. Участие школьников  в различных социальных проектах «Город, в  По плану Зам. дир. по котором я живу», «Мой двор», «Школьная площадка»  и т.п. 9. Семинар для учащихся основной и средней ступени «Жизнь без  март границ. Жизнь без наркотиков». руководители Зам. дир. по УВР Служба сопровождени я, кл. рук Зам. дир. по УВР УВР Зам. дир. по УВР, группа сопровождени я Классные руководители Зам. дир. по УВР Служба сопровождени я Зам. дир. по УВР Служба сопровождени я 10. Обучать детей и подростков эффективным поведенческим  стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно  общаться, владеть своими эмоциями 11. Поддержка детских подростковых и молодежных инициатив 12. Мониторинги здоровья учащихся (разработка и введение  электронных карт здоровья класса),  13. Исследование социальной сферы школьников и их семей, их  потребностей и ожиданий. Мониторинг удовлетворенности участников образовательного  процесса (учащиеся, родители, социальные партнеры) и др. 14. Провести маркетинговое исследование возможностей расширения  сотрудничества и совместной деятельности школы и социальных  партнеров в области ЗОЖ 15. Введение «Дневников здоровья» в 2­3 классы школы. Спортивно­оздоровительная работа 1. Использовать в системе работы инновационные программы и  технологии по организации двигательной активности детей в  течение всего учебного дня: ­  поднять значение и роль уроков физвоспитания,  физкультминуток, спортсекций в формировании здорового образа  жизни 2. Организация спортивно­оздоровительной работы. Сентябрь – май ежегодно сентябрь – декабрь  В течение года. В течение года. Сентябрь ­ Зам. дир. по декабрь 2010г. ноябрь – май  . УВР Зам. дир. по УВР Постоянно Зам. дир. по УВР Сентябрь – Зам. дир. поВключить   в   систему   воспитательной   работы   школы соревнования , включиться в городские и окружные спортивные мероприятия. май ежегодно Ежегодно УВР Зам. дир по УВР   Разработать программы по физической культуре для  обучающихся в ОУ, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В течение года 5. Практиковать проведение Дня Здоровья в школе Учителя физкультуры Зам. дир. по УВР Ежегодно (2   раза   в год) Постоянно Службы сопровождения, кл. рук. Зам. по ОБЖ 3. 4. 6. 7.  Проводить раннюю диагностику детей, имеющих проблемы в  развитии  с выбором образовательного маршрута.  Осуществлять контроль за соответствием образовательной среды  состоянию здоровья обучающихся Постоянно  8. Контроль  качества организации питания учащихся. Постоянно Директор школы Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями. 1. 2. 3. 4. Оказание   консультативной   помощи   родителям   по   вопросам здоровья   детей     и   подростков,   помощь   семье   в   установлении контактов   со   специалистами,   консультирование   родителей   по проблемам здоровья их детей Организация   для   родителей   лектория   по   вопросам   здорового образа детей и подростков.. Тиражирование  и обмен опытом с другими ГОУ района и города по вопросам ЗОЖ Проводить мероприятия, укрепляющие навыки правильного  поведения школьников в опасных для жизни ситуациях. Ежегодно Зам. дир. по УВР Ежегодно Ежегодно Зам. дир. по УВР Зам. дир. по УВР Постоянно Зам. дир. по УВР Критерии реализации программы ­ снижение заболеваемости учащихся на 10%; ­ расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно; ­ повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных  субъектов до 75%; ­ снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10% Инструментарий проведения контроля ­ общественная оценка Педагогического совета качества работы школы ­ статистические показатели; ­ опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнеса;. ­показатели мониторинговых исследований. Орган, осуществляющий контроль Педагогический совет МОУ СШ № 102 Дзержинского района Волгограда.