Программам кружка "Пальчиковый театр"
Оценка 4.8

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.12.2018
Программам кружка "Пальчиковый театр"
Публикация является частью публикации:
пальчиковый театр.docx
Пояснительная записка.          Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная,   обещающая   чудо   атмосфера,   праздничное   и   радостное настроение.   Дети   очень   впечатлительны   и   поэтому   легко   поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу   добра   над   злом.   Ведь   в   силу   развитого   у   малышей   образно­ конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.       Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное   и   услышанное,   а   также   исполненное   самими   воспитанниками расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию   речи,   умению   вести   диалог   и   передавать   свои   впечатления,   что особенно   необходимо   сегодня,   когда   речь   наших   воспитанников   бывает скудна и невыразительна.         Кроме   эстетического   воспитания   театр   несёт   в   себе   возможность воспитания педагогического. Воспитанник становится не только зрителем, но и   творцом,   приняв   деятельное   участие   в   создании   представления:   сыграть роль,   смастерить   декорации   и   куклы.   Разыгрывая   роль   персонажа, наделённого   определёнными   отрицательными   чертами,   воспитанник   может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные   черты.   Поэтому   подбираются   пьесы   и   сказки,   где   можно вместе   посмеяться   и   преодолеть   лень,   страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.         Актуальность программы  обусловлена тем, что пальчиковый театр очень доступная форма  нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.     Он   играет   большую   роль   в   формировании   личности несовершеннолетнего, доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей.     Пальчиковый   театр   располагает   целым   комплексом   средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе   взятое,   в   силу   образно   –   конкретного   мышления   воспитанника младшего возраста, помогает ему легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.              Младшие   воспитанники   очень   впечатлительны   и   быстро   поддаются эмоциональному   воздействию   спектакля.   Они   активно   включаются   в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного театра подчёркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А.П. Усовой,  Д. В. Менджерицкой. Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка.            Игра – основной вид деятельности младших воспитанников. Именно в игре   развиваются   разные   стороны   его   личности,   удовлетворяются   многие интеллектуальные   и   эмоциональные   потребности,   формируется   характер. Самый скромный воспитанник развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Постепенно в процессе занятий, он перестаёт бояться публики,   учителей   на   уроках   и   превращается   в   прекрасного   оратора.   Со временем   воспитанник   начинает   мыслить,   думать,   предлагать   свои   идеи. Важно   поддерживать   крупицы   его   творчества   и   помочь   развить   его способности.   Поэтому   кукольный   театр   –   это   стартовая   дорожка   для формирования успешности. Сами того не замечая, воспитанники становятся раскрепощёнными, уверенными в себе.           Пальчиковый   кукольный   театр   –   это   одно   из   эффективных   средств развития   речи   .   В   процессе   занятий   сценической   речью     –   укрепляется голосовой   аппарат,   развивается   диафрагмальное   дыхание.   Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство  стимуляции  речи.       Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья, стимулирует развитие   речи,   а   также   развивает   у   воспитанников   внимание,   память, воображение,   повышает работоспособность,   тонус   коры   головного   мозга,   повышает   школьную мотивацию,   обладает   психокоррекционным     и   психотерапевтическим эффектом.   К числу наиболее актуальных проблем относятся:   дисциплинированность,   создание условий для творческого развития воспитанника   развитие мотивации к познанию и творчеству   обеспечение эмоционального благополучия воспитанника   приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям   профилактика асоциального поведения   создание условий для творческой самореализации личности   её интеграции в систему мировой и отечественной культур   укрепление психического и физического здоровья     наблюдательность, 2 В связи с этим была создана программа кукольного пальчикового театра «В гостях у сказки». Принципы работы над программой «В гостях у сказки»:      В работе над программой используются следующие педагогические  принципы:  Принцип систематичности и последовательности предполагает  последовательность изложения всего курса  программы, соотнесение  теоретических положений и их практическую разработанность,  определяет раскрытие тем программы и распределение материала  внутри них,  регулярности, планомерности обучения.  Принцип индивидуальности  предусматривает учёт возрастных  особенностей и возможностей воспитанников,  то есть личностно­ ориентированная направленность.                                                                   Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и  активное отношение воспитанника к своей деятельности  Принцип поэтапного углубления знаний (от простого к сложному).  Принцип комплексности  (взаимосвязь разделов программы).  Принцип учёта индивидуальности каждого воспитанника  (педагог  учитывает психологические особенности несовершеннолетних при  обучении).  Принцип совместного творческого поиска в педагогической  деятельности.  Принцип личностной оценки каждого воспитанника без сравнения с  другими несовершеннолетними, помогающий воспитанникам  почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.  Принцип наглядности осуществляется путём безукоризненного  практического показа движения педагогом ­ непосредственной  зрительной наглядности. Специфические  принципы программы  Принцип креативности (творчества) – творческую личность можно  воспитывать только в творческой обстановке и при участии педагога  творящего.                                                                                                          Принцип связи с жизнью; искусство рассматривается как искусство  живое, рождённое жизнью и неразрывно с ней связанное.  Принцип речевого развития. Этот принцип подразумевает работу над,  дыханием, дикцией, закреплением правильного звукопроизношения,  3 сценической речью. Принцип речевого развития подразумевает  одновременное осуществление в процессе двигательной активности  умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.  Принцип « игрового обучения». Широкое использование игровой  природы воспитанника, в процессе обучения и развития творческого  потенциала.  Принцип веры в себя. Психологическая реабилитация   несовершеннолетних с повышенной тревожностью, неуверенностью в  себе путём огромного доверия в творческие силы участников  коллектива  Все эти принципы являются неотъемлемой частью в работе с детьми по  программе «В гостях у сказки».                                                                                Цели и задачи программы. Цель: создание условий для развития индивидуальных творческих  способностей воспитанников посредством пальчикового кукольного театра. Задачи: Воспитывающие: 1. Воспитывать  навыки  коллективной творческой деятельности 2. Воспитывать  навыки общения: гибкость, коммуникативность,  толерантность 3. Воспитывать  адекватную самооценку Развивающие: 1. Развивать художественно­эстетический вкус, интерес к пальчиковому  кукольному театру 2. Развивать индивидуальные творческие способности 3.  Формировать способность самостоятельного освоения  художественных ценностей Обучающие: 1. Развивать навыки сценической речи 2. Развить память, произвольное внимание, творческое мышление,  воображение, фантазию, смелость 3. Развить уровень исполнительского мастерства      4 Отличительные   особенности  данной   образовательной   программы заключаются в том, что она ориентирована на развитие мелкой моторики   у воспитанников,   стимулирует   развитие   речи,   повышает   работоспособность тонуса   коры   головного   мозга   и   обладает   психокоррекционным   и психотерапевтическим эффектом.          Для   театральных   постановок   целесообразно   отбирать   доступные   по содержанию,   небольшие   по   объёму   пьесы.   Длительность   театрального действия не должна превышать 10 ­ 15 минут. В качестве текстов для пьес рекомендовано   использовать   кроме   народных   сказок,   спектаклей   для кукольных   театров,   стихов   отечественных   и   зарубежных   поэтов, адаптированные пьесы по рассказам и басням Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского, несущие высокую нравственную нагрузку.     Набор воспитанников в объединение свободный, по интересу. Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы: от 7 до   11   лет.   Форма   организации   воспитательного   процесса   обусловлена возрастными особенностями несовершеннолетних. Сроки реализации образовательной программы – 6 месяцев.         Форма   проведения   занятия   варьируется,   в   рамках   одного   занятия          Глубина знаний воспитанников в области искусства кукольного театра, прочность   усвоения   ими   материала,   положительная   результативность полностью   зависит   от   богатства   и   разнообразия   методов   и   приёмов, используемых на занятиях. Содержание программы включает в себя занятия разных   типов,   на   которых   решаются   театральные,   творческие   и воспитательные задачи.    сочетаются разные виды деятельности: ­ беседы; ­ занятия по сценической речи; ­ театральные игры и упражнения; ­ тренинги; ­ импровизации; ­ выразительное чтение; ­ проектирование; 5 ­ создание кукол и декораций; ­ репетиции; ­ постановка и показ спектакля.          В занятиях по данной программе  большее количество времени занимает  практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую  деятельность воспитанников.  Режим занятий.     Занятия проводятся 2 раза в неделю.     Тематический  план  Раздел, тема №  занятия Теория Практика Общее  кол­во  часов 1 1.1 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 Введение в образовательную программу. Давайте познакомимся Сценическая речь Весёлая гимнастика Забавные скороговорки Театральная игра В мире пальчикового кукольного театра Вместе весело играть  Сказка на пальцах Работа над кукольным спектаклем Выбор репертуара Кастинг Чтение по ролям, анализ персонажей Кукольных дел мастера (Изготовление  реквизита для спектакля) Репетиция сказки Премьера спектакля Итого 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 5 1 20 1 1 1 1 1 5 1 1 1 2 1 1 2 5 1 15 6 Четвёртый блок программы повторяется. Выбирается новая сказка и идёт работа над ней по плану. Спектакли для постановки:  Спектакль по русской народной сказке «Коза­дереза»  По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом»  «Муха­цокотуха»  «Репка»  «Терем­теремок»  «Репка» на новый лад»  «Морозко»  «С Новым годом, теремок»  «Снежная королева»  «12 месяцев»  «Красная шапочка»  «Золушка»           Содержание изучаемого курса Раздел 1. Введение. Тема 1.1  Давайте познакомимся. Содержание материала: дать представление о занятиях; познакомить  воспитанников. Рассказать о правилах поведения, провести инструктаж по технике  безопасности. Формы занятий: групповые. Беседа. Игровой практикум. Теория: ­ беседа; ­ инструктаж по ТБ. Практика: ­ игры на знакомство «Снежный ком», «Эстафета» и др.; ­ игры на развитие слухового внимания; ­ просмотр видео – и фотоматериалов. ­ инструктаж по ТБ. Техническое оснащение: ­ видеоаппаратура. Методическое обеспечение: 7 ­ презентация по технике безопасности, фотоматериалы о работе  объединения. Раздел 2. Сценическая речь. Тема 2.1 Весёлая гимнастика. Содержание материала: развивать навык концентрации внимания и  координации движений. Дыхательная гимнастика, игры и упражнения на   речевое дыхание. Формы занятий: групповые. Игровой практикум. Практика: ­ игры­упражнения на внимание «Руки – ноги», «Капитаны» и др.; ­ упражнения на речевое дыхание «Свеча», «Цветочный магазин», «Остудить  чай», «Ныряльщик»; ­ упражнения на координацию движений. Техническое оснащение: ­ аудиоаппаратура. Методическое обеспечение: ­ дидактический материал для упражнений на речевое дыхание. Тема 2.2.  Забавные скороговорки. Содержание материала: формировать навыки правильного  звукообразования; развивать интонационную выразительность речи.  Голосо­­речевой тренинг. Игры со словами. Произносить скороговорки с  разной интонацией и в разных темпах. Формы занятий: групповые, практическое занятие. Практика: ­ упражнения артикуляционной гимнастики; ­ упражнения на опору дыхания «Дрессированные собачки», «Эхо» и др.; ­ упражнения на три вида выдыхания; ­ творческие игры со словом «Волшебная корзинка», «Вкусные слова»,  «Сочини предложение»; ­ произносить скороговорку «У Ирины и Арины растут георгины» в разных  темпах и с разной интонацией. Техническое оснащение: ­ видеоаппаратура.  Методическое обеспечение: ­ схема речевого аппарата. 8 Раздел 3 Театральная игра. Тема 3.1 В мире пальчикового кукольного театра. Содержание материала: дать представление о разных видах пальчиковых  кукол. Формировать представление о понятиях: актёр­кукловод, кукла, сцена, зритель, декорации. Просмотр пальчиковых сказок на видео. Формы занятий: беседа, просмотр видеоматериалов. Теория: ­ беседа о видах пальчиковых кукол; ­ просмотр пальчиковых сказок. Техническое оснащение: ­ видеоаппаратура. Методическое обеспечение: ­ слайд­презентация о видах пальчиковых кукол; ­ видеофильм со спектаклями. Тема 3.2. Вместе весело играть. Содержание материала: приобретать навыки и развивать умение  действовать в коллективе. Осваивать сюжетно­ролевые игры. Развивать  слуховое и зрительное внимание. Развивать  память, фантазию и выдержку. Формы занятий: групповые, игровой практикум. Практика: ­ игры на внимание «Эстафета», «Шляпа», «Что ты слышишь», «Упражнения с предметами»; ­ игры на быстроту реакции «Руки­ноги», «Дружные звери»; ­ игры на развитие памяти, фантазии, выдержки «Передай позу», «Запомни  фотографию», «Кто во что одет?». ­ сюжетно­ролевые игры «Поварята», «День рождения». Техническое оснащение: ­ аудиоаппаратура. Методическое обеспечение: ­ аудиокассеты с записями для развития слухового внимания; ­ иллюстрированный материал для развития зрительного внимания. Тема 3.3.  Сказка на пальцах. Содержание материала: приобретать навыки вождения пальчиковых кукол.  Упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. Формы занятий: групповые, практические занятия. Практика: 9 ­ упражнения для пальчиковых кукол «Дружные пальчики», «Тень – тень,  потетень», «Физкультурник»; ­упражнения для пальчиковых  «топотушек»; ­правила вождения пальчиковых кукол. Техническое оснащение: ­ аудиоаппаратура.  Методическое обеспечение: ­ аудиоматериал; ­ наглядные пособия; ­ тексты стихов; ­набор «Театр на столе». Раздел   Работа над кукольным спектаклем. Тема 4.1  Выбор репертуара. Содержание материала: дать представление о готовящейся постановке.  Провести чтение сказок. Определиться с выбором. Предварительно  распределить роли. Формы занятий: круглый стол. Практика: ­чтение сказок, предложенных педагогом; ­ условное распределение ролей по желанию детей.  Методическое обеспечение: ­ тексты сказок. Тема 4.2  Кастинг. Содержание материала: формировать представление о художественном  образе героев спектакля. Чтение по ролям. Пробы на роль. Анализ  произведения. Формы занятий: круглый стол. Практика: ­ чтение сказки по ролям в разных вариантах; ­ пробы на ту или иную роль с воплощением заданного образа; ­действенный анализ сказки; ­распределение и закрепление ролей.  Методическое обеспечение: ­ тексты сказок. Тема 4.3. Чтение по ролям.  Анализ персонажей. 10 Содержание материала: чтение по ролям выбранной сказки и  характеристика персонажей. Определение сверхзадачи сказки и сверхзадачи  действующих лиц спектакля. Формы занятий: круглый стол. Практика: ­ чтение сказки по ролям в разных вариантах; ­ пробы на ту или иную роль с воплощением заданного образа; ­ действенный анализ сказки; ­ распределение и закрепление ролей.  Методическое обеспечение: ­ тексты сказок. Тема 4.4.  Кукольных дел мастера. Содержание материала:  выбор вида кукол для спектакля; изготовление  эскизов персонажей сказки. Изготовление кукол для спектакля по своим  эскизам. Изготовление декораций к спектаклю. Формы занятий: проектная деятельность, творческая мастерская. Практика: ­ рисование эскизов героев сказки; ­ изготовление кукол по этим эскизам; ­ подготовка декораций к спектаклю по выбранной сказке. Техническое оснащение: ­ бумага, карандаши, фломастеры, клей, цветной картон, ножницы, нитки. Методическое обеспечение: ­ пособия для изготовления кукол для кукольного театра; ­ слайд­презентация о видах пальчиковых кукол. Тема 4.5.  Репетиция сказки. Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются  отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля.  Генеральная репетиция. Формы занятий: репетиция. Практика: ­ проработать роли каждого персонажа; ­ репетиция отдельных сцен; ­ репетиция с реквизитом и декорациями; 11 ­ техническая репетиция спектакля; ­ генеральная репетиция. Техническое оснащение: ­ аудиоаппаратура.  Методическое обеспечение: ­ пальчиковые куклы; ­ декорации; ­ реквизит; ­ аудиозаписи. Тема 4.6.  Премьера спектакля. Содержание материала: создать атмосферу ожидания праздника. Показ  спектакля родителям, учителям и ученикам. Формы занятий: спектакль. Практика: ­ показ спектакля. Техническое оснащение: ­ аудиоаппаратура;  Методическое обеспечение: ­ пальчиковые куклы; ­ декорации; ­ реквизит; ­ аудиозаписи. Предполагаемые  результаты освоения программы Знания, умения, навыки 1. Иметь представление о разных видах пальчиковых кукол. 2. Иметь навыки концентрации внимания, слуха, координации движений. 3. Иметь представление об устройстве речевого аппарата. 4. Иметь навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования. 5. Иметь представление о сценической культуре. 12 6. Уметь произносить скороговорки в разных темпах и с разной  интонацией. 7. Уметь импровизировать на темы знакомых сказок. 8. Знать главных создателей кукольного спектакля. 9.  Уметь работать с разными видами пальчиковых кукол. 10.Уметь определять вид кукол, декорации к спектаклю. Формы оценивания результатов:  Оформление альбома творческих дел   Отзывы о спектаклях и выступлениях;  Рефлексия с воспитанниками;  Практическая работа (выступления, спектакли, отчётные  концерты); Методическое обеспечение программы 1.  Раздаточный материал: ­  картонные «свечи», «чашки», бумажные кораблики  для упражнений на  дыхание, мячики, пушинки ­  пальчиковые куклы (вязаные) 2.  Дидактический материал:  ­ ­ игровой набор «Театр на столе» ­ ­ альбомы с иллюстрациями ­ подборка репертуара для постановочной работы: сборники пьес, сценарии ­ фонограммы музыкального оформления спектаклей ­ ­ видеоматериалы: видеозаписи спектаклей студии, записи спектаклей  профессиональных и любительских театров кукол, фильмы об искусстве  театров кукол ­ фотоматериалы: фотографии фрагментов спектаклей кружка 3.  Методические разработки:  ­ упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук, развивающие координацию  движений пальцев,  кистей рук, межполушарное взаимодействие, пластику   рук (Приложение № 2) ­ ­упражнения, развивающие дыхание и дикцию (Приложение №4) ­ диагностика для пальчикового театра (Приложение №5) ­ инсценировки  сказок для пальчикового театра   ­ разработка и проведение открытых занятий (по графику учреждения) ­ изготовление кукол, реквизита, декораций  13 4.  ИКТ: ­ слайд­презентация о видах пальчиковых кукол 5. Беседы: ­ по технике безопасности ­ об истории развития кукольного театра ­ о видах пальчиковых кукол Список литературы  1. АлексеевскаяН.А.  Домашний театр. ­ М.: Лист, 2000. – 192с. 2. АлянскийЮ.Л. Азбука театра. – М.:, 1998. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.­ М.:, Музыка, 1985. 4. ГавришеваЛ.Б, Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная  пальчиковая гимнастика и подвижные игры. ­ СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2005. – 32с. 5. ГернетН.В. Сказка о маленьком Каплике и ещё десять сказок для театра  кукол. – Л.: Искусство,1975. 6. ИванцоваЛ.С., КоржоваО.Н. Мир кукольного театра. ­  Ростов­на Дону:   Феникс, 2003. – 320с. 7. КимЕ.В.Куклы – перчатки и другие идеи из вашего гардероба. – М.:  Росмэн, 2008. 8. Лебединский А.М. Театр в чемодане. – М.: Искусство,197. – 112с. 9. СиницынаЕ.И. Умные пальчики. – М.: Лист, 1998. – 144с. 10.Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. –  192с. 11.ЦвынтарныйВ.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань,1998. 12.Янушевич  В.Н. Развитие речи у детей. Формирование личности ребёнка  через слово и театр. – Хабаровск, 1993. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы  1. Шкаф  для хранения кукол, реквизита, дидактического материала 2. Ноутбук (1 шт.), колонки (2 шт.) 3. Мультимедийный проектор (1 шт.) 4. Экран  (1 шт.) 5. Ширма для кукольного театра (1 шт.) 6. Пальчиковые куклы (комплекты) 7. Материалы для изготовления декораций   14  Цветная бумага  Цветной картон  Простые карандаши   Клей ПВА  Белый картон   Ножницы  Линейка  Альбома для рисования  Ластик  Скотч  Нитки  Ткани  Поролон 8. Магнитофон 9. Фонотека 10. Наглядные и демонстрационные пособия 11. Видеоматериалы 15

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"

Программам кружка "Пальчиковый театр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018