Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс
Оценка 4.7

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
музыка
5 кл
03.06.2017
Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс
Урок музыки по теме "Жанр симфонической миниатюры.Знакомство с творчеством А.К. Лядова" направлен на активизацию творческого воображения учащихся, на развитие умения слышать музыку, анализировать её, на формирование познавательного интереса к симфонической музыке и развитие вокальных навыков. Урок предусматривает использование различных форм и методов работы с детьми: включает организационный момент, знакомство с новым учебным материалом, усвоение новых музыкальных терминов, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание игровых ситуаций.Файл включает в себя план-конспект урока, презентация, аудио и видео материал.
Программная музыка, жанр симфонической миниатюры..docx
План ­ конспект урока по музыке «Программная музыка, жанр симфонической миниатюры» Знакомство с творчеством А. К. Лядова. Авторская разработка Бадуртдиновой Эльмиры Равильевны учитель музыки МБОУ гимназия №7 г.Бугульма  Возраст учащихся: 5 класс Тема урока: «Программная музыка, жанр симфонической миниатюры » Цели урока:  формирование чувства прекрасного, умения слушать и слышать красоту музыкального произведения; развитие познавательной активности в процессе знакомства с произведениями мастера жанра симфонической миниатюры А.К. Лядова; Задачи: Образовательные:    знакомство учащихся с произведениями А.К. Лядова «Кикимора»,« Баба­яга»;  закрепление терминов «жанр симфонической миниатюры», «программная музыка»;  Развивающие: активизация творческого воображения учащихся.   формирование познавательного интереса к симфонической музыке.   развитие умения слышать музыку, анализировать её. развитие вокальных навыков. Воспитательные:  воспитание личностной значимости композиторской музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку;  воспитание любви к устному народному творчеству посредством симфонической музыки;     формирование чувства патриотизма на основе представленного материала урока. Тип урока:  комбинированный, сообщение и усвоение новых знаний. Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно­слуховой анализ, стимулирование музыкально­творческой деятельности через создание игровых ситуаций,  моделирование художественно­творческого процесса. Наглядные пособия и оборудование:   CD­проигрыватель   мультимедийный проектор  для показа отрывков из фильма и мультфильма  План­конспект урока по музыке «Программная музыка, жанр симфонической миниатюры» Знакомство с творчеством А.К.Лядова. Структура урока. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание урока Время Организационный момент. Музыкальное приветствие. 1 минута Опрос учащихся по пройденному материалу. Знакомство с новым учебным материалом. Игровой момент. Вокально­хоровая работа. Закрепление нового материала. Домашнее задание. 3 минуты 15 минут 5  минут 15 минут 5 минут 1 минута План­конспект урока по музыке «Программная музыка, жанр симфонической миниатюры» Знакомство с творчеством А.К.Лядова. Этапы урока                                                       Содержание этапа Деятельность учителя Ход урока 1. 2. 3. Организационный момент: Опрос учащихся  по пройденному  материалу. ­ (учитель поет):­ Здравствуйте, ребята! Садитесь!  Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным  путешествием в мир искусств, которые подарят вам много новых впечатлений и эмоций! Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия  прошлого урока. На  прошлом уроке  мы с вами уже знакомились с  замечательным  русским композитором   Лядовым  и слушали его сочинение. Как звали композитора? Как  называется произведение? В каком жанре написано это произведение? Знакомство с  новым учебным  материалом. Молодцы, вы хорошо запомнили эти термины. Сегодня мы  познакомимся с другими произведениями композитора, но прежде послушаем  притчу: “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая ­ Моря,  младшая – Дуничка. Один раз – ночью ­ лежит Моря на печи, ­ не спится. Свесила голову и  Деятельность учащихся (поют хором): Здравствуйте,  учитель! Анатолий Константинович «Волшебное озеро». Симфоническая миниатюра. Программная музыка. видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была  такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них  полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке?  Вспомните названия “сказочных картинок” А. К. Лядова. Все эти картинки написаны для симфонического оркестра.  Перечислите инструменты симфонического оркестра.   Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”.  Кто такая кикимора?  Вот как описывают Кикимору в Энциклопедии Кирилла и Мефодия – “кикимора, шишимора,  мара ­ злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой,  занимающаяся прядением и тканием”.  В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее  зловредный характер. (Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя,  делят его на фрагменты с соответствующими мотивами) Мы прослушали начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько  частей? Какой характер у вступления? Его исполняют низкие кларнеты и фаготы, они создают сказочную обстановку – "у кудесника в каменных горах”. Это будет первый мотив. Звучание английского рожка, похожее на “колыбельную” ­ второй мотив.  А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста. Какое у нее звучание? Про Кикимору. «Волшебное озеро» «Кикимора» «Баба­яга» ­ написаны в жанре симфонической миниатюры. Струнные инструменты,  деревянные духовые, медные  духовые, ударные. Это сказочный персонаж,  живет в болоте, зеленого  цвета, очень вредная и  страшная. Слушание вступления нового произведения. Вступление можно разделить  на несколько мотивов. Само  начало медленное, зловещее.  Далее музыка мягкая,  напевная. Она рисует нам “хрустальчатую колыбельку” ­ третий мотив. После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку  – «разбушевалась кикимора, заскакала, завыла», все быстрее несется музыка. ( Cлушание быстрой части, которая характеризует главную героиню – Кикимору) И чем заканчивается наша музыкальная сказка?  Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и  мечтает, что вырастет она большая и страшная. Мы познакомились с произведением  А.К.Лядова «Кикимора». А вот как сам композитор рассказывает о другом сказочном герое­Бабе­яге: “...Баба­Яга  вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба­Яга села в  ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в  лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели”.  Прослушивание  произведения “Баба­Яга” А. К. Лядова. Какой состав инструментов исполняет пьесу? Какой характер раскрывается в музыке Лядова? . Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо  (“шутка”).  Мы с вами познакомились с шедеврами музыкального искусства 19 – начала 20 века – «Баба­ Яга» и «Кикимора». Музыка как ­ будто звенит. Слушание музыки Лядова  «Кикимора» Писком кикиморы. Слушание «Баба­яга» А.К.  Лядов. Инструменты симфонического оркестра явно изображают и  хруст, и треск и шум. В то же  время слышен сухой, звонкий  и в то же время щелкающий  звук, который создает  представление о “костяной  ноге”. “Нечто” проносится в  быстром темпе в течение 3­х  минут, то приближаясь, то  удаляясь от нас, хлопая  тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми  инструментами. В наше время эти сказочные герои популярны?   Игровой момент. 4. Вокально­хоровая  работа. Объявляется кастинг на роль Бабы­Яги, Кикиморы, а наградой лучшему артисту будут  аплодисменты зрителей. А что же киноискусство?  В кино и телевидении эти яркие персонажи также не оставлены без внимания. Главной Бабой­Ягой 20 века был…мужчина – Георгий Милляр (1903–1993). Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми, а в некоторых сказках у него было по два­три образа. Коронной, конечно же, стала роль Бабы­ Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только­только  зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей.  Режиссер далеко не сразу утвердил актера в этой роли. Но Георгий Милляр оказался  убедителен: “Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя  такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует.  Да и физически это тяжело. А я все стерплю”. (Просмотр отрывка из сказки «Морозко»)  Песни, написанные о Бабе­яге, разные по характеру. Все вы знаете веселые и озорные  частушки Бабок­ежек из мультфильма «Летучий корабль».  А мы с вами разучим старую добрую песню «Баба­яга». Этапы вокально­хоровой работы: а) работа над певческой постановкой корпуса; б) распевка; в)  исполнение песни  по группам­«песенный «батл». ­Спасибо вам всем за работу на уроке! Я надеюсь, что вы сегодня получили большой заряд  положительных эмоций и хорошего настроения! Давайте подведём итоги нашей сегодняшней  деятельности. Как вы сами оцениваете, что у вас получилось, что не очень? ­ Какую задачу ставили? В наше время оба героя  популярны, но про Бабу­ягу  снято больше фильмов,  написано песен(.перечисляют  фильмы,мультфильмы) Желающие без слов  изображают Кикимору или  Бабу­ягу­ остальные  отгадывают. Отрывок из фильма  «Морозко» ( Разучивание песни « Баба­ яга») ( Исполнение песни по  группам) Игра «песенный батл». (Дети дают оценку своей  работе). ­ Удалось ли решить поставленную задачу? ­ Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? Домашнее задание будет следующим: написать сценарий своей музыкальной сказки. До свидания! До новых встреч! ­Познакомиться с  симфонической сказкой  «Кикимора», « Баба­яга».  Закрепить понятие  «симфоническая миниатюра» ­Да (Ответы детей) ­ До свидания! Закрепление  нового материала. Домашнее  задание. 5. 6.   7.

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс

Программная музыка, жанр симфонической миниатюры 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017