Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
Программно-методическое пособие
«Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»
Учитель-логопед
Т.В.Лысенко
Мичуринск
Краткое описание
«Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»
Логопедическое обследование проводится с воспитанниками, имеющими нарушения речи и зачисленными на логопедические занятия по заключению ЦПМПК.
Используемые диагностические методики и методические рекомендации:
«Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет» на основе нейропсихологических методов Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. (в соответствии с ФГОС ДО).
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.
ð Методический комплект программы Н.В. Нищевой.
Сроки проведения: сентябрь, январь, май.
Цель: Определение уровня развития речи воспитанников (всех её компонентов).
Задачи:
-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало учебного года;
-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
-сформулировать направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы;
-скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи.
Данные о состоянии компонентов речи воспитанников заносятся в Журнал обследования речи.
Логопедическое обследование позволяет определить уровень речевого развития ребенка и группы в целом, степень нарушения разных сторон речи, а также составить индивидуальный речевой профиль ребенка и группы в целом, план работы с ребенком на учебный год, индивидуальный маршрут логопедической коррекционно-развивающей работы.
Каждый ребенок с нарушениями речи, обследуется 3 раза в год по следующим параметрам:
• мелкая моторика;
• артикуляционная моторика;
• понимание речи;
• фонематические процессы;
•слоговая структура;
• словарный запас;
• грамматический строй речи;
• звукопроизношение;
• связная речь.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития.
Мониторинг проводится на протяжении нескольких занятий. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 10 мин (ребёнку с 3 лет); 15 мин (ребёнку 5 лет) и 20 мин (ребёнку 6 лет).
Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребёнок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребёнка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Исследование анамнеза и динамики
раннего психомоторного и речевого развития
1. Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:
генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;
отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение;
нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесённые в раннем возрасте заболевания.
2. Отметить особенности раннего развития ребёнка:
когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких;
когда появились первые зубы, сколько зубов было к году.
3. Сделать заключение о соматическом состоянии ребёнка:
по медицинской карте выяснить, у каких специалистов состоит на учёте, с каким диагнозом.
4. Отметить характер раннего речевого развития:
появление гуления, лепета, первых слов и первых фраз;
отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;
использовались ли жесты в качестве замены или дополнения речи;
отношение окружающих к состоянию речи ребёнка;
занимался ли с логопедом, каковы результаты.
Методы (низкоформализованные):
Изучение медицинской документации.
Изучение психолого-педагогической документации.
Исследование состояния мелкой моторики
Цели
Выявить:
w объём выполнения движений (полный или неполный);
w переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует),
w темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый),
w активность, координацию движений;
w наличие леворукости;
w навыки работы с карандашом;
w способность к манипуляции с предметами.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Проведение обследования:
Ребёнку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним.
Инструкция:
Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
Статические упражнения
5-6 лет
1 |
«Ладошка». Показать ладонь с разведенными пальцами: на правой руке на левой руке |
2 |
«Щепотка». Пальцы собрать в щепотку: на правой руке на левой руке |
3 |
«Зайчик». Вытянуть указательный и средний пальцы: на правой руке на левой руке |
4 |
«Кольцо». Большой и указательный пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены: на правой руке на левой руке |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3 - замедленное и напряженное выполнение;
2 - выполнение с ошибками – длительный поиск позы, помощь второй рукой, моторная неловкость;
1- невыполнение упражнения;
Динамические упражнения
5-6 лет
1 |
«Пальчики здороваются»: на правой руке на левой руке |
2 |
«Игра на рояле» пальцы: 1-5 2-4 1-2-3-4-5 |
3 |
Чередование: правая - ладонь, левая - кулак |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3 - замедленное и напряженное выполнение;
2- выполнение с ошибками, замедленный темп, значительные трудности в переключаемости, удержании темпа, ритма движений, моторная неловкость;
1- невыполнение движения;
Действия с предметами
5-6 лет
1 |
«Узелок» – развязывание, завязывание. |
2 |
«Пуговички» - расстёгивание и застёгивание пуговиц на одежде. |
3 |
«Бусинки» - нанизывание бусин на нитку. |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильное выполнение задания;
3 - замедленное и напряженное выполнение;
2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость;
1- невыполнение задания;
Графический праксис
5-6 лет
1 |
Рисование: круга вертикальных линий горизонтальных линий |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильное выполнение задания;
3 - замедленное и напряженное выполнение;
2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость;
1- невыполнение задания;
Исследование состояния артикуляционной моторики
Цели
Выявить:
w наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом;
w объём выполняемых движений (полный, неполный);
w точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений;
w мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); наличие тремора (увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержания позы, синкинезии);
w длительность удержания органов в заданном положении (3-4 года – 3 с., 5 и 6 лет – 5 с.);
w способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений);
w наличие гиперкинезов;
w наличие слюнотечения.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Проведение обследования:
Ребёнку предлагают выполнить упражнения по подражанию.
Инструкция:
Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
Статические упражнения
5-6 лет
1 |
«Улыбка». Растянуть губы в улыбке и удержать позу. |
2 |
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу. |
3 |
«Лопаточка». Вытянуть язык лопаточкой, удержать позу. |
4 |
«Иголочка». Вытянуть тонкий язык, удержать позу. |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3 - замедленное и напряженное выполнение;
2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
1- невыполнение упражнения;
Динамические упражнения
5-6 лет
1 |
Чередование движений губ: «Улыбка» - «Трубочка» (чередование) |
2 |
Динамические движения языком (вверх-вниз): «Качели». |
3 |
Динамические движения языком (из стороны в сторону): «Маятник». |
4 |
Динамические движения языком (круговые движения): «Вкусное варенье». |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3 - замедленное и напряженное выполнение;
2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
1- невыполнение упражнения;
Исследование понимания речи
Цели
Выявить:
w Определить объём словаря и соответствие его возрастной норме.
w Проверить понимание имён существительных.
w Проверить способность ребёнка к обобщению.
w Исследовать понимание ребёнком глаголов и прилагательных.
w Проверить понимание ребёнком отдельных предложений.
w Проверить способность ребёнка выполнять задания по инструкции.
w Проверить понимание лексико-грамматических отношений и п/п конструкций (с 5 лет).
Методы: выполнение тестовых заданий.
Оборудование: картинки к заданию.
Проведение обследования:
Ребёнку предлагают выбрать предметы или картинки по теме, выполнить задания по инструкции.
Инструкция:
Выбери предметы или картинки по теме. Выполни задание.
5-6 лет
1 |
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов, относящихся к одному понятию) Выбери предметы или картинки по теме «Мебель» |
2 |
Выбери предметы или картинки по теме «Овощи» |
3 |
Выбери предметы или картинки по теме «Домашние животные» |
4 |
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами за, с, к, из: Выполнение заданий по инструкции (достань карандаш из коробки, поставь в баночку, положи за баночку) |
5 |
Понимание лексико-грамматических отношений: Покажи мамину дочку; дочкину маму |
Критерии оценки параметров обследования
4- правильный ответ;
3- самокоррекция;
2 -правильный ответ после стимулирующей помощи;
1- невыполнение;
Исследование фонематических процессов
Цели
Выявить состояние фонематических процессов:
w фонематического восприятия (дифференцирует ребёнок или не дифференцирует оппозиционные звуки);
w фонематического анализа и синтеза (выделяет ли ребёнок заданный звук из слова (4 года), начальный ударный гласный из слова (5 лет), конечный и начальный согласный в слове, последовательность и количество звуков в слове (6 лет)).
Методы: выполнение тестовых заданий.
Проведение обследования:
Ребёнку предлагают отражённо повторять вслед за логопедом цепочки слогов. Ребёнку предлагают показать картинку с указанным изображением. Ребёнку предлагают выделить/ найти звук в слове.
Оборудование: картинки к заданию.
Инструкция:
Покажи названный предмет. Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Слушай внимательно и ответь на вопросы.
5-6 лет
1 |
Фонематический слух Покажи названный предмет: Мышка — мишка Почка — бочка Уточка — удочка Корка — горка Коса — коза |
|
2 |
Фонематическое восприятие Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее: ба-па па-ба са-за за-са жа-ша ша-жа са-ша ша-са ла-ра ра-ла га-ка-га ка-га-ка за-са-за са-за-са са-ша-са ша-са-ша ца-са-ца са-ца-са ча-тя-ча тя-ча-тя |
|
3 |
Языковой анализ Слушай внимательно и ответь на вопросы. Определение наличия звука «Р» в слове: санки рак шапка корова рыба |
|
4 |
Выделение начального ударного гласного в слове: Аня осы утка Ира |
|
4 |
Определи последний звук в слове: кот сом сок |
|
5 |
Определи первый звук в слове: дом вода пол |
|
6 |
Определи количество звуков в слове: бык ваза банка |
Критерии оценки параметров обследования
Фонематический слух
4 - показал самостоятельно;
3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция;
2- показал со стимулирующей помощью;
1- не показал невыполнение;
Фонематическое восприятие
4– точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
3 - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па);
2 - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
1 - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Языковой анализ
4 - Правильный ответ с первой попытки;
3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция;
2- ответил со стимулирующей помощью;
1- невыполнение;
Исследование состояния звукопроизношения
Цели
Выявить:
нарушение звукопроизношения всех групп звуков:
а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]);
б) глухие и звонкие парные согласные ([п - б], [в - ф], [д - т], [г - к]) в твёрдом и мягком звучании;
в) свистящие, шипящие ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]);
г) сонорные ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]);
позицию нарушения звука: изолированного, в словах, в предложениях;
характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).
Методы: выполнение тестовых заданий.
Оборудование: картинки к заданию.
Проведение обследования:
1. Ребёнок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков.
2. Произношение звуков в словах и предложениях повторяется двумя способами: ребёнку предлагают самостоятельно называть картинки и составлять предложения по картинкам; ребёнку предлагают вслед за логопедом повторять названия картинок и повторять предложения.
Инструкция:
Повторяй за мной слова (или назови картинку).
5-6 лет
1 |
Свистящие звуки · [с]; · [с']; · [з]; · [з']; · [ц]; |
2 |
Шипящие звуки · [ш]; · [ж]; · [щ]; · [ч']; |
3 |
Сонорные звуки · [л]; · [л']; · [р]; · [р']; |
4 |
Заднеязычные звуки · [к]; · [к']; · [х]; · [х']; · [г]; · [г']; |
5 |
Другие звуки · · · · · |
Критерии оценки параметров обследования
4 - безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
3 - один из нескольких звуков группы изолированно и отраженно правильно произносится, но иногда подвергаются заменам или искажениям в собственной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;
2 - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
1- искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;
Исследование состояния слоговой структуры слова
Цели
Выявить:
Нарушает ли ребёнок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Оборудование: картинки к заданию.
Проведение обследования:
Ребёнку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. Затем просят ребёнка повторить за ним это слово или предложение.
Инструкция:
Повторяй за мной слова (или назови картинку).
5-6 лет
1 |
Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. дом кот бык |
2 |
Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. муха лиса петух банан |
3 |
Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. гном хлеб бант лист |
4 |
Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. утка кофта гномы столы |
5 |
Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. панама лопата колобок телефон |
6 |
Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. автомат конфеты будильник скакалка |
7 |
Произнесение многосложных слов. гусеница велосипед космонавты воспитательница |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
3 - замедленное послоговое воспроизведение;
2- искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
1- невоспроизведение;
Исследование состояния словарного запаса
Цели
Выявить объём словаря:
w номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);
w предикативного (глаголов);
w атрибутивного (названия цвета и формы).
Методы: выполнение тестовых заданий.
Оборудование: картинки к заданию.
Проведение обследования:
Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, изображенные на картинках. Ребёнку предлагают ответить на вопросы.
Оборудование: картинки к заданию.
Инструкция:
Назови слова, изображенные на картинках. Слушай внимательно и ответь на вопросы.
5-6 лет
1 |
Предметный словарь Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Посуда» (предлагается 6 картинок) |
2 |
Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Одежда» (предлагается 6 картинок) |
3 |
Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Фрукты» (предлагается 6 картинок) |
4 |
Обобщающие понятия. Назови одним словом: Голубь, ворона, воробей – это…… |
5 |
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови игрушки |
6 |
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови животных |
7 |
Назови детёнышей козы |
8 |
Назови детёнышей волка |
9 |
Назови детёнышей собаки |
10 |
Словарь признаков Подобрать антонимы к прилагательным: Скажи наоборот: хороший – ... |
11 |
Скажи наоборот: большой – ... |
12 |
Скажи наоборот: широкий – ... |
13 |
Конфета какая на вкус? |
14 |
Мяч какой по форме? |
15 |
Кубик какой по величине? |
16 |
Бантик какого цвета? |
17 |
Глагольный словарь Что делает мальчик? (по картинкам) Ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет |
18 |
Кто что делает? Птица |
19 |
Рыба |
20 |
Червяк |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильный ответ;
3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2- форма образована неверно;
1- невыполнение;
4 - назвал все картинки;
3 - не назвал 1-2 картинки;
2 - ответ после стимулирующей помощи;
1 - не назвал больше половины картинок;
Исследование состояния грамматического строя речи
Цели
Выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать слова.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Проведение обследования:
Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, изображенные на картинках. Ребёнку предлагают ответить на вопросы.
Оборудование: картинки к заданию.
Инструкция:
Назови слова, изображенные на картинках. Слушай внимательно и ответь на вопросы.
5-6 лет
1 |
Преобразование имён существительных единственного числа во множественное число Преобразовать единственное число во множественное: Стол Кукла Окно Лист Пень |
2 |
Употребление имён существительных в винительном падеже единственного числа без предлогов Назови по картинкам, что ты видишь: Дом Машину Куклу |
3 |
Употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлогов Назови по картинкам: Это хвост кого? (лисы) Это машина кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца) |
4 |
Согласование прилагательных с именами существительными Назови, какого цвета: Шар Шапка Ведро |
5 |
Согласование числительных с именами существительными Кот (1, 2, 5) Скажи, сколько на картинке воробьев? (1, 2, 5) |
6 |
Употребление предложно-падежных конструкций Рассмотри картинки и назови, кто где: на над под в из с |
7 |
Образование существительных в уменьшительной форме Большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы: Дом Палец Крыльцо |
Критерии оценки параметров обследования
4 - правильный ответ;
3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2- форма образована неверно;
1- невыполнение;
Исследование состояния связной речи
Цели
Выявить уровень развития связной речи детей.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Оборудование: картинки к заданию.
Проведение обследования:
Ребёнку предлагают составить предложения по картинке с действием, составить рассказ по сюжетной картинке, составить рассказ по серии картинок, пересказать рассказ. Ребёнку предлагают ответить на вопросы.
Инструкция:
Составь предложение по картинке. Составь рассказ по картинке. Перескажи рассказ. Слушай внимательно и ответь на вопросы.
5-6 лет
1 |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
2 |
Пересказ текста |
Критерии оценки параметров обследования
Составление простых предложений по картинке (2-3)
4- использует в речи предложения, состоящие более чем из 3 слов;
3- использует в речи двухсловные предложения;
2 - пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения;
1- использует в речи отдельные слова и звукоподражания;
Составление рассказа по сюжетной картинке
4 - правильное выполнение (рассказ соответствует ситуации и оформлен грамматически правильно; пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции);
3 - смысловая неполнота (незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления неправильный порядок слов, пропуск членов предложения);
2 - смысловая неточность (выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, встречаются аграмматизмы, наблюдается стереотипность грамматического оформления, словесные замены; пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения);
1 - смысловая неадекватность (грубые аграмматизмы или невыполнение даже при наличии помощи);
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
4 - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ (рассказ соответствует ситуации и оформлен грамматически правильно; пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции);
3 - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно/ смысловая неполнота (незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления неправильный порядок слов, пропуск членов предложения);
2 - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам/ смысловая неточность (выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, встречаются аграмматизмы, наблюдается стереотипность грамматического оформления, словесные замены; пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения);
1 - задание недоступно даже при наличии помощи/ смысловая неадекватность (грубые аграмматизмы или невыполнение даже при наличии помощи);
Пересказ текста
4- самостоятельный пересказ после первого предъявления (воспроизведены все основные смысловые звенья, оформлен грамматически правильно);
3- пересказ после помощи (1-2 вопроса) или повторного прочтения (смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев, не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены);
2 - пересказ по вопросам (неполный, имеются сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование лексических средств);
1 - пересказ не доступен
ПРОТОКОЛ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ОНР 3ур.)
Старшая группа (5 – 6 лет)
_______________________________________
Исследование мелкой моторики
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Статические упражнения Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной: |
|||||
1 |
«Зайчик». Вытянуть указательный и средний пальцы: на правой руке на левой руке |
|
|
|
4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 - замедленное и напряженное выполнение; 2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, помощь второй рукой, моторная неловкость; 1- невыполнение упражнения; |
2 |
«Коза». Вытянуть указательный и безымянный пальцы: на правой руке на левой руке |
|
|
|
|
3 |
«Улитка». Вытянуть большой и мизинец пальцы: на правой руке на левой руке |
|
|
|
|
4 |
«Кольцо». Большой и указательный пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены: на правой руке на левой руке |
|
|
|
|
Динамические упражнения |
|||||
5 |
«Пальчики здороваются»: на правой руке на левой руке |
|
|
|
4 - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 - замедленное и напряженное выполнение 2- выполнение с ошибками, замедленный темп, значительные трудности в переключаемости, удержании темпа, ритма движений, моторная неловкость; 1- невыполнение движения; |
6 |
«Игра на рояле» пальцы: 1-5 2-4 1-2-3-4-5 |
|
|
|
|
7 |
Чередование: правая - ладонь, левая - кулак
|
|
|
|
|
Действия с предметами |
|||||
8 |
«Узелок» – развязывание, завязывание. |
|
|
|
4 - правильное выполнение задания; 3 - замедленное и напряженное выполнение; 2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость; 1- невыполнение задания; |
9 |
«Пуговички» - расстёгивание и застёгивание пуговиц на одежде. |
|
|
|
|
10 |
«Бусинки» - нанизывание бусин на нитку. |
|
|
|
|
Графический праксис |
|||||
11 |
Рисование: круга вертикальных линий горизонтальных линий
|
|
|
|
4 - правильное выполнение задания, соответственно инструкции; 3 - замедленное и напряженное выполнение; 2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость; 1- невыполнение задания; |
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 44 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%. |
Исследование артикуляционной моторики
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
I |
Статические упражнения Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной: |
||||
1 |
«Улыбка». Растянуть губы в улыбке и удержать позу. |
|
|
|
4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 - замедленное и напряженное выполнение 2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 1- невыполнение упражнения; |
2 |
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу. |
|
|
|
|
3 |
«Лопаточка». Вытянуть язык лопаточкой, удержать позу. |
|
|
|
|
4 |
«Иголочка». Вытянуть тонкий язык, удержать позу. |
|
|
|
|
Динамические упражнения |
|||||
5 |
Чередование движений губ: «Улыбка» - «Трубочка» (чередование) |
|
|
|
4 - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 - замедленное и напряженное выполнение 2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 1- невыполнение движения; |
6 |
Динамические движения языком (вверх-вниз): «Качели». |
|
|
|
|
7 |
Динамические движения языком (из стороны в сторону): «Маятник». |
|
|
|
|
8 |
Динамические движения языком (круговые движения): «Вкусное варенье». |
|
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 32 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование понимания речи
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Выбор предметов или картинок по теме |
|||||
1 |
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов, относящихся к одному понятию) Выбери предметы или картинки по теме «Мебель» |
|
|
|
4- правильный ответ; 3- самокоррекция; 2 -правильный ответ после стимулирующей помощи; 1- невыполнение; |
2 |
Выбери предметы или картинки по теме «Овощи» |
|
|
|
|
3 |
Выбери предметы или картинки по теме «Домашние животные» |
|
|
|
|
4 |
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами за, с, к, из: Выполнение заданий по инструкции (достань карандаш из коробки, поставь в баночку, положи за баночку) |
|
|
|
|
5 |
Понимание лексико-грамматических отношений: Покажи мамину дочку; дочкину маму |
|
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 20 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование фонематических процессов
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Фонематический слух (дифференциация оппозиционных звуков) Покажи названный предмет: |
|||||
1 |
Мышка — мишка |
|
|
|
4 - показал самостоятельно; 3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция; 2- показал со стимулирующей помощью; 1- не показал невыполнение; |
2 |
Почка — бочка |
|
|
|
|
3 |
Уточка — удочка |
|
|
|
|
4 |
Корка — горка |
|
|
|
|
5 |
Коса — коза |
|
|
|
|
Фонематическое восприятие Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее: |
|||||
1 |
ба-па па-ба |
|
|
|
4– точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 3 - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 2 - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 1 - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. |
2 |
са-за за-са |
|
|
|
|
3 |
жа-ша ша-жа |
|
|
|
|
4 |
са-ша ша-са |
|
|
|
|
5 |
ла-ра ра-ла |
|
|
|
|
6 |
га-ка-га ка-га-ка |
|
|
|
|
7 |
за-са-за са-за-са |
|
|
|
|
8 |
са-ша-са ша-са-ша |
|
|
|
|
9 |
ца-са-ца са-ца-са |
|
|
|
|
10 |
ча-тя-ча тя-ча-тя |
|
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 60 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование сформированности навыков языкового анализа
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Языковой анализ Слушай внимательно и ответь на вопросы |
|||||
1 |
Определение наличия звука «Р» в слове: санки рак шапка корова рыба |
|
|
|
4 - Правильный ответ с первой попытки; 3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция; 2- ответил со стимулирующей помощью; 1- невыполнение; |
2 |
Выделение начального ударного гласного в слове: Аня осы утка Ира |
|
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 8 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование состояния звукопроизношения
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Звукопроизношение Повторяй за мной слова (или назови картинку): |
|||||
1 |
Свистящие звуки · [с]; · [с']; · [з]; · [з']; · [ц]; |
|
|
|
4 - безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 3 - один из нескольких звуков группы изолированно и отраженно правильно произносится, но иногда подвергаются заменам или искажениям в собственной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 2- в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 1- искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы; |
2 |
Шипящие звуки · [ш]; · [ж]; · [щ]; · [ч']; |
|
|
|
|
3 |
Сонорные звуки · [л]; · [л']; · [р]; · [р']; |
|
|
|
|
4 |
Заднеязычные звуки · [к]; · [к']; · [х]; · [х']; · [г]; · [г']; |
|
|
|
|
5 |
Другие звуки · · · · · |
|
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 16 (20) Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование состояния слоговой структуры слова
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
IV |
Сформированность звуко-слоговой структуры слова Повторяй за мной слова (или назови картинку): |
||||
1 |
Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. дом кот бык |
|
|
|
4 - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 3 - замедленное послоговое воспроизведение; 2- искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 1- невоспроизведение; |
2 |
Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. муха лиса петух банан |
|
|
|
|
3 |
Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. гном хлеб бант лист |
|
|
|
|
4 |
Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. утка кофта гномы столы |
|
|
|
|
5 |
Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. панама лопата колобок телефон |
|
|
|
|
6 |
Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. автомат конфеты будильник скакалка |
|
|
|
|
7 |
Произнесение многосложных слов. гусеница велосипед космонавты воспитательница |
|
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 28 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование состояния словарного запаса
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Предметный словарь |
|||||
1 |
Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Посуда» (предлагается 6 картинок) |
|
|
|
4 - назвал все картинки 3 - не назвал 1-2 картинки 2 - ответ после стимулирующей помощи 1 - не назвал больше половины картинок |
2 |
Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Одежда» (предлагается 6 картинок) |
|
|
|
|
3 |
Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Фрукты» (предлагается 6 картинок) |
|
|
|
|
4 |
Обобщающие понятия. Назови одним словом: Голубь, ворона, воробей – это…… |
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение;
|
5 |
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови игрушки |
|
|
|
|
6 |
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови животных |
|
|
|
|
7 |
Назови детёнышей козы |
|
|
|
|
8 |
Назови детёнышей волка |
|
|
|
|
9 |
Назови детёнышей собаки |
|
|
|
|
10 |
Подобрать антонимы к прилагательным: Скажи наоборот: хороший – ... |
|
|
|
|
11 |
Скажи наоборот: большой – ... |
|
|
|
|
12 |
Скажи наоборот: широкий – ... |
|
|
|
|
Словарь признаков |
|||||
1 |
Конфета какая на вкус? |
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; |
2 |
Мяч какой по форме? |
|
|
|
|
3 |
Кубик какой по величине? |
|
|
|
|
4 |
Бантик какого цвета? |
|
|
|
|
Глагольный словарь |
|||||
1 |
Что делает мальчик? (по картинкам) Ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет |
|
|
|
2-Назвал все картинки 1-Не назвал 1-2 картинки 0- Не назвал больше половины картинок 2-Правильный ответ 1-Самокоррекция 0- Невыполнение |
2 |
Кто что делает? Птица |
|
|
|
|
3 |
Рыба |
|
|
|
|
4 |
Червяк |
|
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 80 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование состояния грамматического строя речи
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Преобразование имён существительных единственного числа во множественное число |
|||||
1 |
Преобразовать единственное число во множественное: Стол |
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; |
2 |
Кукла |
|
|
|
|
3 |
Окно |
|
|
|
|
4 |
Лист |
|
|
|
|
5 |
Пень |
|
|
|
|
Употребление имён существительных в винительном падеже единственного числа без предлогов |
|||||
1 |
Назови по картинкам, что ты видишь: Дом |
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; |
2 |
Машину |
|
|
|
|
3 |
Куклу |
|
|
|
|
Употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлогов |
|||||
1 |
Назови по картинкам: Это хвост кого? (лисы) |
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; |
2 |
Это машина кого? (мальчика) |
|
|
|
|
3 |
Это уши кого? (зайца) |
|
|
|
|
Согласование прилагательных с именами существительными |
|||||
1 |
Назови, какого цвета: Шар |
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; |
2 |
Шапка |
|
|
|
|
3 |
Ведро
|
|
|
|
|
Согласование числительных с именами существительными |
|||||
1 |
Кот (1, 2, 5)
|
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; |
2 |
Скажи, сколько на картинке воробьев? (1, 2, 5) |
|
|
|
|
Употребление предложно-падежных конструкций |
|||||
1 |
Рассмотри картинки и назови, кто где: на над под в из с |
|
|
|
4 - назвал все предлоги 3- допустил 1-2 ошибки 2 - ответ после стимулирующей помощи 1- невыполнение |
Образование существительных в уменьшительной форме |
|||||
1 |
Большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы: Дом |
|
|
|
4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; |
2 |
Палец |
|
|
|
|
3 |
Крыльцо |
|
|
|
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 80 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
Исследование состояния связной речи
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
|||||
1 |
Составление рассказа по сюжетной картинке
|
|
|
|
4 - правильное выполнение (рассказ соответствует ситуации и оформлен грамматически правильно; пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции); 3 - смысловая неполнота (незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления неправильный порядок слов, пропуск членов предложения); 2 - смысловая неточность (выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, встречаются аграмматизмы, наблюдается стереотипность грамматического оформления, словесные замены; пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения); 1 - смысловая неадекватность (грубые аграмматизмы или невыполнение даже при наличии помощи); |
№ |
Компонент |
Д-1 |
Д-2 |
Д-3 |
Итоговый балл |
Пересказ текста |
|||||
1 |
Пересказ |
|
|
|
4- самостоятельный пересказ после первого предъявления (воспроизведены все основные смысловые звенья, оформлен грамматически правильно); 3- пересказ после помощи (1-2 вопроса) или повторного прочтения (смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев, не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены); 2 - пересказ по вопросам (неполный, имеются сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование лексических средств); 1 - пересказ не доступен даже по вопросам. |
Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%. Всего за пробу: 8 Итого: Д-1 ___ ___%, Д-2 ___ ___%, Д-3 ___ ___%.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.