Программно-методическое пособие «Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»
Оценка 4.6

Программно-методическое пособие «Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
03.01.2021
Программно-методическое пособие  «Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития.
метод. разработка логопедическое обследование.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программно-методическое пособие

«Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Т.В.Лысенко

 

 

 

 

 

 

Мичуринск

 

Краткое описание

«Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»

 

         Логопедическое обследование проводится с воспитанниками, имеющими нарушения речи и зачисленными на логопедические занятия по заключению ЦПМПК.

Используемые диагностические методики и методические рекомендации:

      «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет» на основе нейропсихологических методов Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. (в соответствии с ФГОС ДО).

      Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.

ð            Методический комплект программы Н.В. Нищевой.

Сроки проведения: сентябрь, январь, май.

Цель: Определение уровня развития речи воспитанников (всех её компонентов).

Задачи:

-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало учебного года;

-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

-сформулировать направления индивидуальной  и фронтальной коррекционной работы;

-скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи.

         Данные о состоянии компонентов речи воспитанников заносятся в Журнал обследования речи.

         Логопедическое обследование позволяет определить уровень речевого развития ребенка и группы в целом, степень нарушения разных сторон речи, а также составить индивидуальный речевой профиль ребенка и группы в целом, план работы с ребенком на учебный год, индивидуальный маршрут логопедической коррекционно-развивающей работы.                                            

         Каждый ребенок с нарушениями речи, обследуется 3 раза в год по следующим параметрам:

          • мелкая моторика;

          • артикуляционная моторика;

          • понимание речи;

          • фонематические процессы;

•слоговая структура;

          • словарный запас;

          • грамматический строй речи;

          • звукопроизношение;

          • связная речь.

         Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития.

         Мониторинг проводится на протяжении нескольких занятий. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 10 мин (ребёнку с 3 лет); 15 мин (ребёнку 5 лет) и 20 мин (ребёнку 6 лет).

Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребёнок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребёнка обследование прекращается и переносится на следующий день.

 

Исследование анамнеза и динамики

раннего психомоторного и речевого развития

 

1. Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:

­          генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;

­          отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение;

­          нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесённые в раннем возрасте заболевания.

2. Отметить особенности раннего развития ребёнка:

­          когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких;

­          когда появились первые зубы, сколько зубов было к году.

3. Сделать заключение о соматическом состоянии ребёнка:

­          по медицинской карте выяснить, у каких специалистов состоит на учёте, с каким диагнозом.

4. Отметить характер раннего речевого развития:

­          появление гуления, лепета, первых слов и первых фраз;

­          отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;

­          использовались ли жесты в качестве замены или дополнения речи;

­          отношение окружающих к состоянию речи ребёнка;

­          занимался ли с логопедом, каковы результаты.

Методы (низкоформализованные):

­          Изучение медицинской документации.

­          Изучение психолого-педагогической документации.

 

Исследование состояния мелкой моторики

 

Цели

Выявить:

w  объём выполнения движений (полный или неполный);

w  переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует),

w  темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый),

w  активность, координацию движений;

w  наличие леворукости;

w  навыки работы с карандашом;

w  способность к манипуляции с предметами.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Проведение обследования:

Ребёнку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним.

Инструкция:

Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

Статические упражнения

5-6 лет

1

«Ладошка». Показать ладонь с разведенными пальцами:

на правой руке

на левой руке

2

«Щепотка». Пальцы собрать в щепотку:

на правой руке

на левой руке

3

«Зайчик». Вытянуть указательный и средний пальцы:

на правой руке

на левой руке

4

«Кольцо». Большой и указательный пальцы соединены кольцом, остальные вып­рямлены:

на правой руке

на левой руке

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение;

2 - выполнение с ошибками – длительный поиск позы, помощь второй рукой, моторная неловкость;

1- невыполнение упражнения;

 

Динамические упражнения

5-6 лет

1

«Пальчики здороваются»:

на правой руке

на левой руке

2

«Игра на рояле»  пальцы:                                    

1-5

2-4

1-2-3-4-5

3

Чередование:            

правая - ладонь, левая - кулак

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение;

2- выполнение с ошибками, замедленный темп, значительные трудности в переключаемости, удержании темпа, ритма движений, моторная неловкость;

1- невыполнение движения;

 

Действия с предметами

5-6 лет

1

«Узелок» – развязывание, завязывание.

2

«Пуговички» - расстёгивание и застёгивание пуговиц на одежде.

3

«Бусинки» - нанизывание бусин на нитку.

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильное выполнение задания;

3 - замедленное и напряженное выполнение;

2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость;

1- невыполнение задания;

 

Графический праксис

5-6 лет

1

Рисование:

 круга

 вертикальных линий

 горизонтальных линий

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильное выполнение задания;

3 - замедленное и напряженное выполнение;

2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость;

1- невыполнение задания;

 

Исследование  состояния артикуляционной моторики

 

Цели

Выявить:

w  наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом;

w  объём выполняемых движений (полный, неполный);

w  точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений;

w  мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); наличие тремора (увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержания позы, синкинезии);

w  длительность удержания органов в заданном положении (3-4 года – 3 с., 5 и 6 лет – 5 с.);

w  способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений);

w  наличие гиперкинезов;

w  наличие слюнотечения.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Проведение обследования:

Ребёнку предлагают выполнить упражнения по подражанию.

Инструкция:

Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

Статические упражнения

5-6 лет

1

«Улыбка». Растянуть губы в улыбке и удержать позу.

2

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу.

3

«Лопаточка». Вытянуть язык лопаточкой, удержать позу.

4

«Иголочка». Вытянуть тонкий язык, удержать позу.

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение;

2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

1- невыполнение упражнения;

 

Динамические упражнения

5-6 лет

1

Чередование движений губ: «Улыбка» - «Трубочка» (чередование)

2

Динамические движения языком (вверх-вниз):  «Качели».

3

Динамические движения языком (из стороны в сторону):  «Маятник».

4

Динамические движения языком (круговые движения):  «Вкусное варенье».

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение;

2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

1- невыполнение упражнения;

 

Исследование  понимания речи

 

Цели

Выявить:

w  Определить объём словаря и соответствие его возрастной норме.

w  Проверить понимание имён существительных.

w  Проверить способность ребёнка к обобщению.

w  Исследовать понимание ребёнком глаголов и прилагательных.

w  Проверить понимание ребёнком отдельных предложений.

w  Проверить способность ребёнка выполнять задания по инструкции.

w  Проверить понимание лексико-грамматических отношений и п/п конструкций (с 5 лет).

Методы: выполнение тестовых заданий.

Оборудование: картинки к заданию.

Проведение обследования:

Ребёнку предлагают выбрать предметы или картинки по теме, выполнить задания по инструкции.

Инструкция:

Выбери предметы или картинки по теме. Выполни задание.

5-6 лет

1

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов, относящихся к одному понятию)

Выбери предметы или картинки по теме «Мебель»

2

Выбери предметы или картинки по теме «Овощи»

3

Выбери предметы или картинки по теме «Домашние животные»

4

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами за, с, к, из:

Выполнение заданий по инструкции (достань карандаш из коробки, поставь в баночку, положи за баночку)

5

Понимание лексико-грамматических отношений:

Покажи мамину дочку; дочкину маму

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4- правильный ответ;

3- самокоррекция;

2 -правильный ответ после стимулирующей помощи;

1- невыполнение;

 

Исследование  фонематических процессов

 

Цели

Выявить состояние фонематических процессов:

w  фонематического восприятия (дифференцирует ребёнок или не дифференцирует оппозиционные звуки);

w  фонематического анализа и синтеза (выделяет ли ребёнок заданный звук из слова (4 года), начальный ударный гласный из слова (5 лет), конечный и начальный согласный в слове, последовательность и количество звуков в слове (6 лет)).

Методы: выполнение тестовых заданий.

Проведение обследования:

Ребёнку предлагают отражённо повторять вслед за логопедом цепочки слогов. Ребёнку предлагают показать картинку с указанным изображением. Ребёнку предлагают выделить/ найти звук в слове.

Оборудование: картинки к заданию.

Инструкция:

Покажи названный предмет. Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Слушай внимательно и ответь на вопросы.

5-6 лет

1

Фонематический слух

Покажи названный предмет:

Мышка — мишка

Почка — бочка

Уточка — удочка

Корка — горка

Коса — коза

 

2

Фонематическое восприятие

Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее:

ба-па              па-ба

са-за              за-са

жа-ша           ша-жа

са-ша             ша-са

ла-ра              ра-ла

га-ка-га          ка-га-ка

за-са-за          са-за-са

са-ша-са         ша-са-ша

ца-са-ца         са-ца-са

ча-тя-ча         тя-ча-тя

 

3

Языковой анализ

Слушай внимательно и ответь на вопросы.

Определение наличия звука «Р»  в слове:          

санки

рак

шапка

корова

рыба

 

4

Выделение начального ударного гласного в слове: 

Аня

осы

утка

Ира

 

4

Определи последний  звук в слове:

кот  

сом

сок

5

Определи первый звук в слове:

дом

вода

пол

6

Определи количество звуков в слове:

бык

ваза

банка

 

 Критерии оценки параметров обследования 

Фонематический слух

4 - показал самостоятельно;

3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция;

2- показал со стимулирующей помощью;

1- не показал невыполнение;

Фонематическое восприятие

4– точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

3 - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па);

2 - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

1 - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Языковой анализ

4 - Правильный ответ с первой попытки;

3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция;

2- ответил со стимулирующей помощью;

1- невыполнение;

 

Исследование  состояния звукопроизношения

 

Цели

Выявить:

нарушение звукопроизношения всех групп звуков:

а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]);

б) глухие и звонкие парные согласные ([п - б], [в - ф], [д - т], [г - к]) в твёрдом и мягком звучании;

в) свистящие, шипящие ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]);

г) сонорные ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]);

позицию нарушения звука: изолированного, в словах, в предложениях;

характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).

Методы: выполнение тестовых заданий.

Оборудование: картинки к заданию.

Проведение обследования:

1. Ребёнок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков.

2. Произношение звуков в словах и предложениях повторяется двумя способами: ребёнку предлагают самостоятельно называть картинки и составлять предложения по картинкам; ребёнку предлагают вслед за логопедом повторять названия картинок и повторять предложения.

Инструкция:

Повторяй за мной слова (или назови картинку).

5-6 лет

1

Свистящие звуки

·         [с];

·         [с'];

·         [з];

·         [з'];

·         [ц];

2

Шипящие звуки

·         [ш];

·         [ж];

·         [щ];

·         [ч'];

3

Сонорные звуки

·         [л];

·         [л'];

·         [р];

·         [р'];

4

Заднеязычные звуки

·         [к];

·         [к'];

·         [х];

·         [х'];

·         [г];

·         [г'];

5

Другие звуки

·          

·          

·          

·          

·          

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

3 - один из нескольких звуков группы изолированно и отраженно правильно произносится, но иногда подвергаются заменам или искажениям в собственной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

2 - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

1- искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;

 

Исследование  состояния слоговой структуры слова

 

Цели

Выявить:

Нарушает ли ребёнок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Оборудование: картинки к заданию.

Проведение обследования:

Ребёнку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. Затем просят ребёнка повторить за ним это слово или предложение.

Инструкция:

Повторяй за мной слова (или назови картинку).

5-6 лет

1

Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

дом

кот

бык

2

Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

муха

лиса

петух

банан

3

Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

гном

хлеб

бант

лист

4

Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. 

утка

кофта

гномы

столы

5

Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. 

панама

лопата

колобок

те­лефон

6

Произнесение трехсложных слов со стечениями  согласных звуков. 

авто­мат

конфеты

будильник

ска­калка

7

Произнесение многосложных слов. 

гусеница

ве­лосипед

космонавты

вос­питательница

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

3 - замедленное послоговое воспроизведение;

2- искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

1- невоспроизведение;

 

Исследование  состояния словарного запаса

 

Цели

Выявить объём словаря:

w  номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);

w  предикативного (глаголов);

w  атрибутивного (названия цвета и формы).

Методы: выполнение тестовых заданий.

Оборудование: картинки к заданию.

Проведение обследования:

Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, изображенные на картинках. Ребёнку предлагают ответить на вопросы.

Оборудование: картинки к заданию.

Инструкция:

Назови слова, изображенные на картинках. Слушай внимательно и ответь на вопросы.

5-6 лет

1

Предметный словарь

Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Посуда» (предлагается 6 картинок)

2

Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Одежда» (предлагается 6 картинок)

3

Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках  по теме «Фрукты» (предлагается 6 картинок)

4

Обобщающие понятия.

Назови одним словом: Голубь, ворона, воробей – это…… 

5

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови игрушки

6

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови животных

7

Назови детёнышей козы

8

Назови детёнышей волка

9

Назови детёнышей собаки

10

Словарь признаков

Подобрать антонимы к прилагательным:

Скажи наоборот: хороший – ...

11

Скажи наоборот: большой – ...

12

Скажи наоборот: широкий – ...

13

Конфета какая на вкус?

14

Мяч какой по форме?

15

Кубик какой по величине?

16

Бантик какого цвета?

17

Глагольный словарь

Что делает мальчик? (по картинкам) Ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет

18

Кто что делает? Птица

19

Рыба

20

Червяк

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

4 - назвал все картинки;

3 - не назвал 1-2 картинки;

2 - ответ после стимулирующей помощи;

1 - не назвал больше половины картинок;

 

Исследование  состояния грамматического строя речи

 

Цели

Выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать слова.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Проведение обследования:

Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, изображенные на картинках. Ребёнку предлагают ответить на вопросы.

Оборудование: картинки к заданию.

Инструкция:

Назови слова, изображенные на картинках. Слушай внимательно и ответь на вопросы.

5-6 лет

1

Преобразование имён существительных единственного числа  во множественное число

Преобразовать единственное число во множественное:

Стол

Кукла

Окно

Лист

Пень

2

Употребление имён существительных в винительном падеже единственного числа без предлогов

Назови по картинкам, что ты видишь:

Дом

Машину

Куклу

3

Употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлогов

Назови по картинкам: Это хвост кого?  (лисы)

Это машина кого? (мальчика)

Это уши кого? (зайца)

4

Согласование  прилагательных  с именами  существительными

Назови, какого цвета:

Шар

Шапка

Ведро

5

Согласование числительных   с именами  существительными

Кот

(1, 2, 5)

Скажи, сколько на картинке воробьев?

(1, 2, 5)

6

Употребление  предложно-падежных конструкций

Рассмотри картинки и назови, кто где:

на

над

под

в

из

с

7

Образование существительных в уменьшительной  форме

Большой – мяч, а маленький – это мячик.

Назови ласково предметы:

Дом

Палец

Крыльцо

 

 Критерии оценки параметров обследования 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

 

Исследование  состояния связной речи

 

Цели

Выявить уровень развития связной речи детей.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Оборудование: картинки к заданию.

Проведение обследования:

Ребёнку предлагают составить предложения по картинке с действием, составить рассказ по сюжетной картинке, составить рассказ по серии картинок, пересказать рассказ. Ребёнку предлагают ответить на вопросы.

Инструкция:

Составь предложение по картинке. Составь рассказ по картинке. Перескажи рассказ. Слушай внимательно и ответь на вопросы.

5-6 лет

1

Составление рассказа по сюжетной картинке

2

Пересказ текста

 

 Критерии оценки параметров обследования 

Составление простых предложений по картинке (2-3)

4- использует в речи предложения, состоящие более  чем из 3 слов;

3- использует в речи двухсловные предложения;

2 - пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения;

1- использует в речи отдельные слова и звукоподражания;

Составление рассказа по сюжетной картинке

4 - правильное выполнение (рассказ соответствует ситуации и оформлен грамматически правильно; пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции);

3 - смысловая неполнота (незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления неправильный порядок слов, пропуск членов предложения);

2 - смысловая неточность (выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, встречаются аграмматизмы, наблюдается стереотипность грамматического оформления, словесные замены; пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения);

1 - смысловая неадекватность (грубые аграмматизмы или невыполнение даже при наличии помощи);

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4 - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ (рассказ соответствует ситуации и оформлен грамматически правильно; пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции);

3 - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно/ смысловая неполнота (незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления неправильный порядок слов, пропуск членов предложения);

2 - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам/ смысловая неточность (выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, встречаются аграмматизмы, наблюдается стереотипность грамматического оформления, словесные замены; пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения);

1 - задание недоступно даже при наличии помощи/ смысловая неадекватность (грубые аграмматизмы или невыполнение даже при наличии помощи);

Пересказ текста

4- самостоятельный пересказ после первого предъявления (воспроизведены все основные смысловые звенья, оформлен грамматически правильно);

3- пересказ после помощи (1-2 вопроса) или повторного прочтения (смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев, не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены);

2 - пересказ по вопросам (неполный, имеются сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены,  неадекватное использование лексических средств);

1 - пересказ не доступен

 

ПРОТОКОЛ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ОНР 3ур.)

Старшая группа (5 – 6 лет)

_______________________________________

 

Исследование  мелкой моторики

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Статические упражнения

Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной:

1

«Зайчик». Вытянуть указательный и средний пальцы:

на правой руке

на левой руке

 

 

 

4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение; 2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, помощь второй рукой, моторная неловкость;

1- невыполнение упражнения;

2

«Коза». Вытянуть указательный и безымянный пальцы:

на правой руке

на левой руке

 

 

 

3

«Улитка». Вытянуть большой и мизинец пальцы:

на правой руке

на левой руке

 

 

 

4

«Кольцо». Большой и указательный пальцы соединены кольцом, остальные вып­рямлены:

на правой руке

на левой руке

 

 

 

Динамические упражнения

5

«Пальчики здороваются»:

на правой руке

на левой руке

 

 

 

4 - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение 2- выполнение с ошибками, замедленный темп, значительные трудности в переключаемости, удержании темпа, ритма движений, моторная неловкость;

1- невыполнение движения;

6

 

«Игра на рояле»  пальцы:                                     1-5

2-4

1-2-3-4-5

 

 

 

7

 

Чередование:             правая - ладонь, левая - кулак

 

 

 

 

Действия с предметами

8

«Узелок» – развязывание, завязывание.

 

 

 

4 - правильное выполнение задания;

3 - замедленное и напряженное выполнение; 2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость;

1- невыполнение задания;

9

«Пуговички» - расстёгивание и застёгивание пуговиц на одежде.

 

 

 

10

«Бусинки» - нанизывание бусин на нитку.

 

 

 

Графический праксис

11

Рисование:

 круга

 вертикальных линий

 горизонтальных линий

 

 

 

 

4 - правильное выполнение задания, соответственно инструкции;

3 - замедленное и напряженное выполнение; 2- выполнение с ошибками, значительные трудности в выполнении, замедленный темп, моторная неловкость;

1- невыполнение задания;

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 44

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

Исследование  артикуляционной моторики

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

I

Статические упражнения

Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной:

1

«Улыбка». Растянуть губы в улыбке и удержать позу.

 

 

 

4 - правильное выполнение упражнения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение 2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

1- невыполнение упражнения;

2

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу.

 

 

 

3

«Лопаточка». Вытянуть язык лопаточкой, удержать позу.

 

 

 

4

«Иголочка». Вытянуть тонкий язык, удержать позу.

 

 

 

Динамические упражнения

5

Чередование движений губ: «Улыбка» - «Трубочка» (чередование)

 

 

 

4 - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 - замедленное и напряженное выполнение 2- выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

1- невыполнение движения;

6

Динамические движения языком (вверх-вниз):  «Качели».

 

 

 

7

Динамические движения языком (из стороны в сторону):  «Маятник».

 

 

 

8

Динамические движения языком (круговые движения):  «Вкусное варенье».

 

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 32

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  понимания речи

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Выбор предметов или картинок по теме

1

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов, относящихся к одному понятию)

Выбери предметы или картинки по теме «Мебель»

 

 

 

4- правильный ответ;

3- самокоррекция;

2 -правильный ответ после стимулирующей помощи;

1- невыполнение;

2

Выбери предметы или картинки по теме «Овощи»

 

 

 

3

Выбери предметы или картинки по теме «Домашние животные»

 

 

 

4

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами за, с, к, из:

Выполнение заданий по инструкции (достань карандаш из коробки, поставь в баночку, положи за баночку)

 

 

 

5

Понимание лексико-грамматических отношений:

Покажи мамину дочку; дочкину маму

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 20

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  фонематических процессов

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Фонематический слух

(дифференциация оппозиционных звуков)

Покажи названный предмет:

1

Мышка — мишка

 

 

 

4 - показал самостоятельно;

3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция;

2- показал со стимулирующей помощью;

1- не показал невыполнение;

2

Почка — бочка

 

 

 

3

Уточка — удочка

 

 

 

4

Корка — горка

 

 

 

5

Коса — коза

 

 

 

Фонематическое восприятие

Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее:

1

ба-па              па-ба

 

 

 

4– точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

3 - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па);

2 - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

1 - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2

са-за              за-са

 

 

 

3

жа-ша           ша-жа

 

 

 

4

са-ша             ша-са

 

 

 

5

ла-ра              ра-ла

 

 

 

6

га-ка-га          ка-га-ка

 

 

 

7

за-са-за          са-за-са

 

 

 

8

са-ша-са         ша-са-ша

 

 

 

9

ца-са-ца         са-ца-са

 

 

 

10

ча-тя-ча         тя-ча-тя

 

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 60

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  сформированности навыков языкового анализа

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Языковой анализ

Слушай внимательно и ответь на вопросы

1

Определение наличия звука «Р»  в слове:          

санки

рак

шапка

корова

рыба

 

 

 

4 - Правильный ответ с первой попытки;

3 - допустил 1 ошибку или самокоррекция;

2- ответил со стимулирующей помощью;

1- невыполнение;

2

Выделение начального ударного гласного в слове: 

Аня

осы

утка

Ира

 

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 8

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  состояния звукопроизношения

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Звукопроизношение

Повторяй за мной слова (или назови картинку):

1

Свистящие звуки

·         [с];

·         [с'];

·         [з];

·         [з'];

·         [ц];

 

 

 

4 - безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

3 - один из нескольких звуков группы изолированно и отраженно правильно произносится, но иногда подвергаются заменам или искажениям в собственной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

2- в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

1- искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;

2

Шипящие звуки

·         [ш];

·         [ж];

·         [щ];

·         [ч'];

 

 

 

3

Сонорные звуки

·         [л];

·         [л'];

·         [р];

·         [р'];

 

 

 

4

Заднеязычные звуки

·         [к];

·         [к'];

·         [х];

·         [х'];

·         [г];

·         [г'];

 

 

 

5

Другие звуки

·          

·          

·          

·          

·          

 

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 16 (20)

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  состояния слоговой структуры слова

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

IV

Сформированность звуко-слоговой структуры слова

Повторяй за мной слова (или назови картинку):

1

Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

дом

кот

бык

 

 

 

4 - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

3 - замедленное послоговое воспроизведение;

2- искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

1- невоспроизведение;

2

Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

муха

лиса

петух

банан

 

 

 

3

Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

гном

хлеб

бант

лист

 

 

 

4

Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. 

утка

кофта

гномы

столы

 

 

 

5

Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. 

панама

лопата

колобок

те­лефон

 

 

 

6

Произнесение трехсложных слов со стечениями  согласных звуков. 

авто­мат

конфеты

будильник

ска­калка

 

 

 

7

Произнесение многосложных слов. 

гусеница

ве­лосипед

космонавты

вос­питательница

 

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 28

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  состояния словарного запаса

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Предметный словарь

1

Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Посуда» (предлагается 6 картинок)

 

 

 

 

4 - назвал все картинки

3 - не назвал 1-2 картинки

2 - ответ после стимулирующей помощи

1 - не назвал больше половины картинок

2

Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках по теме «Одежда» (предлагается 6 картинок)

 

 

 

3

Назвать слова, обозначающие предметы, изображённые на картинках  по теме «Фрукты» (предлагается 6 картинок)

 

 

 

4

Обобщающие понятия.

Назови одним словом: Голубь, ворона, воробей – это…… 

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

 

5

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови игрушки

 

 

 

6

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам. Назови животных

 

 

 

7

Назови детёнышей козы

 

 

 

8

Назови детёнышей волка

 

 

 

9

Назови детёнышей собаки

 

 

 

10

Подобрать антонимы к прилагательным:

Скажи наоборот: хороший – ...

 

 

 

11

Скажи наоборот: большой – ...

 

 

 

12

Скажи наоборот: широкий – ...

 

 

 

Словарь признаков

1

Конфета какая на вкус?

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

2

Мяч какой по форме?

 

 

 

3

Кубик какой по величине?

 

 

 

4

Бантик какого цвета?

 

 

 

Глагольный словарь

1

Что делает мальчик? (по картинкам) Ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет

 

 

 

2-Назвал все картинки

1-Не назвал 1-2 картинки

0- Не назвал больше половины картинок

 2-Правильный ответ

1-Самокоррекция 

0- Невыполнение

2

Кто что делает? Птица

 

 

 

3

Рыба

 

 

 

4

Червяк

 

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 80

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  состояния грамматического строя речи

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Преобразование имён существительных единственного числа

 во множественное число

1

Преобразовать единственное число во множественное: Стол

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

2

Кукла

 

 

 

3

Окно

 

 

 

4

Лист

 

 

 

5

Пень

 

 

 

Употребление имён существительных в винительном падеже единственного числа без предлогов

1

Назови по картинкам, что ты видишь: Дом

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

2

Машину

 

 

 

3

Куклу

 

 

 

Употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлогов

1

Назови по картинкам: Это хвост кого?  (лисы)

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

2

Это машина кого? (мальчика)

 

 

 

3

Это уши кого? (зайца)

 

 

 

Согласование  прилагательных  с именами  существительными

1

Назови, какого цвета:

Шар

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

2

Шапка

 

 

 

3

Ведро

 

 

 

 

Согласование числительных   с именами  существительными

1

Кот

(1, 2, 5)

 

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

2

Скажи, сколько на картинке воробьев?

(1, 2, 5)

 

 

 

Употребление  предложно-падежных конструкций

1

Рассмотри картинки и назови, кто где:

на

над

под

в

из

с

 

 

 

4 - назвал все предлоги

3- допустил 1-2 ошибки

2 - ответ после стимулирующей помощи

1- невыполнение

Образование существительных в уменьшительной  форме

1

Большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы: Дом

 

 

 

4 - правильный ответ;

3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2- форма образована неверно;

1- невыполнение;

2

Палец

 

 

 

3

Крыльцо

 

 

 

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 80

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 

Исследование  состояния связной речи

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Составление рассказа по сюжетной картинке

1

Составление рассказа по сюжетной картинке

 

 

 

 

4 - правильное выполнение (рассказ соответствует ситуации и оформлен грамматически правильно; пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции);

3 - смысловая неполнота (незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления неправильный порядок слов, пропуск членов предложения);

2 - смысловая неточность (выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, встречаются аграмматизмы, наблюдается стереотипность грамматического оформления, словесные замены; пользуется вопросно-ответной формой, испытывает значительные затруднения);

1 - смысловая неадекватность (грубые аграмматизмы или невыполнение даже при наличии помощи);

 

Компонент

Д-1

Д-2

Д-3

Итоговый балл

Пересказ текста

1

Пересказ

 

 

 

4- самостоятельный пересказ после первого предъявления (воспроизведены все основные смысловые звенья, оформлен грамматически правильно);

3- пересказ после помощи (1-2 вопроса) или повторного прочтения (смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев, не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены);

2 - пересказ по вопросам (неполный, имеются сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены,  неадекватное использование лексических средств);

1 - пересказ не доступен даже по вопросам.

 

Обработка результатов: Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов  и умножаем на 100%.

Всего за пробу: 8

Итого: Д-1  ___ ___%, Д-2  ___ ___%, Д-3  ___ ___%.

 

 


 

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

Краткое описание « Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»

Краткое описание « Система логопедической диагностики речевого развития ребенка»

Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком

Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком

Методы: выполнение тестовых заданий

Методы: выполнение тестовых заданий

Действия с предметами 5-6 лет 1 «Узелок» – развязывание, завязывание

Действия с предметами 5-6 лет 1 «Узелок» – развязывание, завязывание

Инструкция: Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения

Инструкция: Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения

Проведение обследования: Ребёнку предлагают выбрать предметы или картинки по теме, выполнить задания по инструкции

Проведение обследования: Ребёнку предлагают выбрать предметы или картинки по теме, выполнить задания по инструкции

Фонематическое восприятие Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее: ба-па па-ба са-за за-са жа-ша ша-жа са-ша ша-са ла-ра ра-ла га-ка-га ка-га-ка за-са-за са-за-са…

Фонематическое восприятие Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее: ба-па па-ба са-за за-са жа-ша ша-жа са-ша ша-са ла-ра ра-ла га-ка-га ка-га-ка за-са-за са-за-са…

Исследование состояния звукопроизношения

Исследование состояния звукопроизношения

Другие звуки · · · · ·

Другие звуки · · · · ·

Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков

Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам

Преобразование имён существительных единственного числа во множественное число

Преобразование имён существительных единственного числа во множественное число

Оборудование: картинки к заданию

Оборудование: картинки к заданию

Пересказ текста 4- самостоятельный пересказ после первого предъявления (воспроизведены все основные смысловые звенья, оформлен грамматически правильно); 3- пересказ после помощи (1-2 вопроса) или повторного прочтения…

Пересказ текста 4- самостоятельный пересказ после первого предъявления (воспроизведены все основные смысловые звенья, оформлен грамматически правильно); 3- пересказ после помощи (1-2 вопроса) или повторного прочтения…

Игра на рояле» пальцы: 1-5 2-4 1-2-3-4-5 7

Игра на рояле» пальцы: 1-5 2-4 1-2-3-4-5 7

Улыбка». Растянуть губы в улыбке и удержать позу

Улыбка». Растянуть губы в улыбке и удержать позу

Выбери предметы или картинки по теме «Домашние животные» 4

Выбери предметы или картинки по теме «Домашние животные» 4

Обработка результатов : Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%

Обработка результатов : Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%

Шипящие звуки · [ш] ; · [ж] ; · [щ] ; · [ч'] ; 3Сонорные звуки · [л] ; · [л'] ; · [р] ;…

Шипящие звуки · [ш] ; · [ж] ; · [щ] ; · [ч'] ; 3Сонорные звуки · [л] ; · [л'] ; · [р] ;…

Произнесение многосложных слов

Произнесение многосложных слов

Мяч какой по форме? 3

Мяч какой по форме? 3

Назови, какого цвета: Шар 4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; 2

Назови, какого цвета: Шар 4 - правильный ответ; 3 - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2- форма образована неверно; 1- невыполнение; 2

КомпонентД-1Д-2Д-3Итоговый балл

КомпонентД-1Д-2Д-3Итоговый балл

Обработка результатов : Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%

Обработка результатов : Итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на 100%
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2021