программы по смысловому чтению в начальной школе

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы работаем по УМК "Перспективная Начальная школа" Текстов по литературному чтению, особенно во втором классе, когда несколько уроков в в плане -работа с хокку, захотелось работать с текстами, которые затрагивают не только сознание. но и душевные качества ребенка, умение работать с текстами разных жанров и видов, умение выделять главное в тексте. Программа "Читайка" 1 класс с указанием авторов текстов. Программа "Я грамотно читаю" 2 класс. Названы тексты. Виды деятельности. ПРограммы "Я учусь смысловому чтению" (3-4 классы). Указаны тексты и виды деятельности.папка Основы смыслового чтения 1-4 класс
Иконка файла материала Прогр. Читайка 1 кл. Чепурная (Восстановлен).docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа рп. Корфовский  Хабаровского муниципального района Хабаровского края Имени Героя Российской Федерации  подполковника Маслова Ивана  Владимировича Рассмотрено  на  заседании                                             Согласовано:                                                   Утверждаю МО                                                                                                                                                                                             директор школы                                                                                  заместитель  директора                                            ________     Е.Г.Остапенко Руковод.МО   Л.К.Чепурная                                   ­­­­­­­­­­­       О.В.Бондарь                                  Приказ № 67 от 29.082016              Протокол № 1 от «_____» _____________ 2016 г                                  «_____» ______________ 2016 г                «_____  »______________2016г Рабочая программа учебного курса  «Основы смыслового чтения и работы с текстом» «ЧИТАЙКА» 1 А,Б,В    КЛАСС 2016­2017 УЧ.ГОД Пояснительная записка СоставительЧепурная Л.К., Учитель начальных классов, ПККПрограмма «Читайка» составлена на основе МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ «СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ» реализуется  в адаптированном виде  через  внеурочную деятельность  в первых классах.  Программа по формированию навыков смыслового чтения в рамках   начального общего образования в МКОУ  СОШразработана в соответствии с требованиями Федерального   образовательного стандарта  начального образования к структуре основной образовательной программы и УМК «Перспективная Начальная шкода» В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение   основной   и   второстепенной   информации;   свободная   ориентация   и   восприятие   текстов   художественного,   научного, публицистического и официально­делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)   выделены действия смыслового чтения, связанные:с   осмыслением   цели   и   выбором   вида   чтения   в   зависимости   от   коммуникативной   задачи;определением   основной   и второстепенной информации;формулированием проблемы и главной идеи текста. Поэтому   данная   программа   ориентирована   на   развитие     навыков   работы   с   текстом,   воспитание   и   развитие   учащихся   с   учетом   их индивидуальных   (возрастных,   физиологических,   психологических,   интеллектуальных   и   других)   особенностей,   образовательных потребностей   и   возможностей,   личностных   склонностей.   Это   достигается   путем   создания   благоприятных   условий   для   умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей,   интересов,   природных   задатков   детей,   которая   в   дальнейшем   позволит   развитие   универсальных   компетентностей обучающихся. Реализация программы осуществляется комплексно через учебно­воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную деятельность,  преемственность от начального к основному общему образованию. Сформировать устойчивый интерес и навык чтения как одно из необходимых условий продолжения и совершенствования своего  образования. Цель программы: Создать условия для овладения учащимися различными способами чтения; Задачи программы:  Научить осуществлять поиск информации и понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста;  Развить читательские умения и компетенции  Привлечь внимание обучающихся к книге, к чтению.  Активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Личностные, метапредметные результаты освоения курса Поскольку   чтение   является   метапредметным   навыком,   то   составляющие   его   части   будут   в   структуре   всех   универсальных   учебных действий: ­ в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; ­ в регулятивные УУД ­ принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; обучение контролю в форме сличения способа действия с заданным эталоном. ­ в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. 1 блок. Работа с текстом: поиск информации,понимание услышанного и прочитанного ­24 часа 2 блок. Работа с текстом: оценка  информации – 4 часа Содержание:3 блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ­ 5 Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Технологии, методы , формы: Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.Третий уровень  предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.  Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. «Стратегии   смыслового   чтения»       ­     различные   комбинации   приемов,   которые   используют   учащиеся   для   восприятия   графически оформленной   текстовой   информации,   а   также   ее   переработки   в   личностно­смысловые   установки   в   соответствии   с   коммуникативно­ познавательной задачей.  Стратегия  смыслового  чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.  Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация   (предвосхищение,   предугадывание   предстоящего   чтения).   Определение   смысловой,   тематической,   эмоциональной направленности   текста,   выделение   его   героев   по   названию   произведения,   имени   автора,   ключевым   словам,   предшествующей   тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.II этап. Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение ­ слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста   (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа   по   содержанию   текста.   Обобщение   прочитанного.   Постановка   к   тексту   обобщающих   вопросов.   Обращение   (в   случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. III этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная   (смысловая)   беседа   по   тексту.   Коллективное   обсуждение   прочитанного,   дискуссия.   Соотнесение   читательских интерпретаций   (истолкований,  оценок)  произведения   с  авторской   позицией.   Выявление  и   формулирование  основной  идеи   текста  или совокупности его главных смыслов. 2.Знакомство   с   писателем.   Рассказ   о   писателе.   Беседа   о   личности   писателя.   Работа   с   материалами   учебника,   дополнительными источниками. 3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).Календарно­тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся и  содержанием учебного курса№ п/п  Дата Раздел, тема 1 блок. Работа с текстом: поиск  информации, понимание  услышанного и  прочитанного. 1­2 3­4 5­6 7­8 9­12 13­18 19­22 23­24 25­26 27­28 Содержание в соответствии с  программой Устная речь. Сказки. Загадки. Чтение и осмысление слогов. О чем говорят слоги? Чтение и осмысление прочитанных  слов Вид учебной деятельности Составляем рассказ по картинке на сказочные сюжеты Составляем рассказ по картинке на сказочные сюжеты. Инсценирование сказки «Репка» Составление и чтение слов, работа над смыслом  каждого слова на основе иллюстративного  материала Прием«Чтение с хлопком»; Чтение слов с повтором Чтение и осмысление предложений. Прием «Чтение с хлопком» во время чтения слов,  отвечающих на вопрос «кто?» («что?»). Дети сами задают Почемучкины вопросы.  Текст. Тема текста. (о чем?  что?)  Чтение текста и работа над значением слов Чтение текста с добавлением слов. Чтение и осмысление небольших  текстов В. Осеевой Различные виды чтения:   ознакомительное изучение  поисковое изучение. Словари и справочники.  Э.Шим Жук на ниточке. Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в  предложении. Учим отвечать на прямые вопросы текста Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в  предложении. ­ чтение текста с прикрытой нижней половиной  каждой строки; ­поиск скрытых вопросов и ответы на них;  «Чтение с хлопком»:  ­ во время чтения слов­названий предметов (слов­  названий признаков,  слов – названий действий); ­чтение текста с прикрытой нижней половиной  каждой строки; ­чтение с выделением ключевого по смыслу слова ­проверка по тексту (задача данного этапа ­  находить ответ в тексте и проверять свои  предположения); 2 блок. Работа с  текстом : оценка   информации. Формулирование несложных  выводов, основываясь на тексте.   Э.Шим Жук на ниточке. Составление на основании текста  ­чтение с остановками; ­чтение «половины» каждого слова;  ­чтение текста с добавлением слов; – учим прогнозировать, домысливать текст; Чтение с заменой некоторых слов илиЛитература. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. 2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред.Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2­е изд. – М.   Просвещение, 2010. – 120 с. 3. Примерная основная образовательная программа начального общегообразования. – М. : Просвещение, 2010. – 201  4.Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. –М. : Педагогика, 1991. – 256 с. 5.Чиндилова, О.В.Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальнаяшкола плюс­минус, ­2001, № 6..«Игровое  сопровождение работы с текстом в процессе обучения грамоте» Авторы: Е.В. Бережных, Н.Л. Гашкова. Периодическое издание  муниципального автономного учреждения информационно­методический центр г. Томска 7.Cмысловое чтение – способ формирования универсальных учебных действий младших школьников:Григоровских Е.С