Мы работаем по УМК "Перспективная Начальная школа" Текстов по литературному чтению, особенно во втором классе, когда несколько уроков в в плане -работа с хокку, захотелось работать с текстами, которые затрагивают не только сознание. но и душевные качества ребенка, умение работать с текстами разных жанров и видов, умение выделять главное в тексте.
Программа "Читайка" 1 класс с указанием авторов текстов.
Программа "Я грамотно читаю" 2 класс. Названы тексты. Виды деятельности.
ПРограммы "Я учусь смысловому чтению" (3-4 классы). Указаны тексты и виды деятельности.папка Основы смыслового чтения 1-4 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа рп. Корфовский
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Имени Героя Российской Федерации подполковника Маслова Ивана Владимировича
Рассмотрено на заседании Согласовано: Утверждаю
МО директор школы
заместитель директора ________ Е.Г.Остапенко
Руковод.МО Л.К.Чепурная О.В.Бондарь Приказ № 67 от 29.082016
Протокол № 1 от
«_____» _____________ 2016 г «_____» ______________ 2016 г «_____ »______________2016г
Рабочая программа учебного курса
«Основы смыслового чтения и работы с текстом»
«ЧИТАЙКА»
1 А,Б,В КЛАСС
20162017 УЧ.ГОД
Пояснительная записка
СоставительЧепурная Л.К.,
Учитель начальных классов, ПККПрограмма «Читайка» составлена на основе МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ» реализуется в адаптированном виде через
внеурочную деятельность в первых классах.
Программа по формированию навыков смыслового чтения в рамках начального общего образования в МКОУ СОШразработана в
соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального образования к структуре основной образовательной
программы и УМК «Перспективная Начальная шкода»
В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели
чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официальноделового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».В концепции
универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения,
связанные:с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;определением основной и
второстепенной информации;формулированием проблемы и главной идеи текста.
Поэтому данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных
потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении
склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей
обучающихся.
Реализация программы осуществляется комплексно через учебновоспитательный процесс, внеурочную и внешкольную деятельность,
преемственность от начального к основному общему образованию.
Сформировать устойчивый интерес и навык чтения как одно из необходимых условий продолжения и совершенствования своего
образования.
Цель программы: Создать условия для овладения учащимися различными способами чтения;
Задачи программы:
Научить осуществлять поиск информации и понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста;
Развить читательские умения и компетенции
Привлечь внимание обучающихся к книге, к чтению.
Активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных
действий:
в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; обучение контролю в форме
сличения способа действия с заданным эталоном.
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания,
объем словаря.
1 блок. Работа с текстом: поиск информации,понимание услышанного и прочитанного 24 часа
2 блок. Работа с текстом: оценка информации – 4 часа
Содержание:3 блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 5
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.
Технологии, методы , формы:
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Второй уровень характеризуется пониманием «не только
того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами
текста, а именно – подтекста.Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к
описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение
– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
«Стратегии смыслового чтения» различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически
оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностносмысловые установки в соответствии с коммуникативно
познавательной задачей.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время
чтения и после чтения.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной
направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту
иллюстрации с опорой на читательский опыт.Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в
соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов,
предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае
необходимости) к отдельным фрагментам текста.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских
интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или
совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными
источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения
художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какуюлибо сферу читательской деятельности учащихся
(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).Календарнотематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся и
содержанием учебного курса№ п/п Дата
Раздел, тема
1 блок.
Работа с текстом:
поиск
информации,
понимание
услышанного и
прочитанного.
12
34
56
78
912
1318
1922
2324
2526
2728
Содержание в соответствии с
программой
Устная речь. Сказки. Загадки.
Чтение и осмысление слогов. О чем
говорят слоги?
Чтение и осмысление прочитанных
слов
Вид учебной деятельности
Составляем рассказ по картинке
на сказочные сюжеты
Составляем рассказ по картинке
на сказочные сюжеты.
Инсценирование сказки «Репка»
Составление и чтение слов, работа над смыслом
каждого слова на основе иллюстративного
материала
Прием«Чтение с хлопком»;
Чтение слов с повтором
Чтение и осмысление предложений. Прием «Чтение с хлопком» во время чтения слов,
отвечающих на вопрос «кто?» («что?»).
Дети сами задают Почемучкины вопросы.
Текст. Тема текста. (о чем? что?) Чтение текста и работа над значением слов
Чтение текста с добавлением слов.
Чтение и осмысление небольших
текстов В. Осеевой
Различные виды чтения:
ознакомительное изучение
поисковое изучение.
Словари и справочники.
Э.Шим Жук на ниточке.
Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в
предложении.
Учим отвечать на прямые вопросы текста
Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в
предложении.
чтение текста с прикрытой нижней половиной
каждой строки;
поиск скрытых вопросов и ответы на них;
«Чтение с хлопком»:
во время чтения словназваний предметов (слов
названий признаков, слов – названий действий);
чтение текста с прикрытой нижней половиной
каждой строки;
чтение с выделением ключевого по смыслу слова
проверка по тексту (задача данного этапа
находить ответ в тексте и проверять свои
предположения);
2 блок.
Работа с
текстом : оценка
информации.
Формулирование несложных
выводов, основываясь на тексте.
Э.Шим Жук на ниточке.
Составление на основании текста
чтение с остановками;
чтение «половины» каждого слова;
чтение текста с добавлением слов;
– учим прогнозировать, домысливать текст;
Чтение с заменой некоторых слов илиЛитература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования // [Электронный ресурс]
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред.Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2е изд. – М.
Просвещение, 2010. – 120 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общегообразования. – М. : Просвещение, 2010. – 201
4.Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. –М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
5.Чиндилова, О.В.Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальнаяшкола плюсминус, 2001, № 6..«Игровое
сопровождение работы с текстом в процессе обучения грамоте» Авторы: Е.В. Бережных, Н.Л. Гашкова. Периодическое издание
муниципального автономного учреждения информационнометодический центр г. Томска
7.Cмысловое чтение – способ формирования универсальных учебных действий младших школьников:Григоровских Е.С