Контрольная работа по литературному чтению №3
ВАРИАНТ 1 Фамилия, имя___________________________________________________ Школа ________________________класс ____________________________ |
Вариант 1
Прочитай текст и выполни задания. Если возникнут затруднения, перечитай текст.
НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА.
Трудно представить себе, что было такое время, когда не было Москвы. Однако это так. На месте современного огромного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки. В реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы.
Место было очень удобным, и люди давно обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы, на территории Кремля, учёные нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров. Нашли также изделия ремесленников, которые были изготовлены 800–900 лет назад (учёные сейчас умеют с большой точностью определять возраст вещей). Раскопки показывают, что уже тогда Москва была не земледельческим посёлком, а городом: ведь сапожники могли обслуживать только горожан – крестьяне кожаной обуви почти не носили.
Долгое время считали, что Москву основал суздальский князь Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким. И даже дату называли: 1147 год.
На самом деле там, где сейчас стоит Москва, задолго до этого времени жили люди, а в апреле 1147 года князь Юрий Долгорукий и его родственник и военный союзник черниговский князь Святослав с дружинами встретились здесь и держали военный совет.
«Приди ко мне, брате, в Москов», – такое приглашение прислал Юрий Святославу. Знаем мы об этом из летописи (записи о событиях по годам) за 1147 год. А в 1156 году, говорит летопись, «…князь Юрий, взыде на гору и обозре (посмотрев) с нее очима (очами) своими семо и овамо (туда и сюда), по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби села оные и повеле вскоре соделати град мал, древян (деревянный), и нарече его Москва-град».
Часть I
Отметь знаком (ü) правильный вариант ответа.
А1. Где учёными проводились раскопки в Москве?
1) На территории Кремля; c
2) окраине Москвы; c
3) берегах Москвы-реки. c
А2. Каков был возраст находок учёных?
1) Менее 800 лет; c
2) более 1000 лет; c
3) 800–900 лет назад. c
А3. Что послужило доказательством того, что Москва была не земледельческим посёлком, а городом?
1) Дома; c
2) посуда; c
3) кожаная обувь. c
А4. Что было найдено во время раскопок на территории Москвы?
1) Остатки мастерских и изделия гончаров, c
кузнецов, кожевников, ювелиров;
2) остатки мастерских гончаров, кузнецов, c
кожевников, ювелиров, изделия ремесленников;
3) остатки мастерских и изделия гончаров, c
кузнецов, ювелиров.
А5. Как звали князя, прозванного «Долгоруким»?
1) Юрий Владимирович; c
2) Владимир Владимирович; c
3) Дмитрий Владимирович. c
А6. В каком году состоялся военный совет у Юрия Долгорукого с князем Святославом?
1) В 1145 году; c
2) 1147 году; c
3) 1156 году. c
А7. Какое приглашение получил Святослав от Юрия Долгорукого?
1) «Приди ко мне, брат, в Москов»; c
2) «Приди ко мне, брате, в Москву»; c
3) «Приди ко мне, брате, в Москов». c
А8. Что такое «летопись»?
1) Записи о событиях по годам; c
2) записи событий; c
3) рассказы об исторических событиях. c
А9. О каких реках упоминается в летописи?
1) Москва-река, Неглинная; c
2) Москва-река, Волга; c
3) Истра, Неглинная. c
А10. В каком году Юрий Долгорукий, согласно летописи, повелел построить деревянный город и назвать его Москва-град?
1) В 1147 году; c
2) 1156 году; c
3) 1165 году. c
Часть II
В1. Восстанови текст.
На самом деле там, где сейчас стоит _______________________, задолго до этого времени жили люди, а в _________________ года князь ______________ и его родственник и военный _____________________ черниговский князь _____________________________ с дружинами встретились здесь и держали _____________________________.
В2. Выбери из первого абзаца текста, что раньше находилось на месте современной Москвы?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В3. Распредели достопримечательности в зависимости от их месторасположения: Красная площадь, Кремль, Невский проспект, Зимний дворец, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Исаакиевский собор, собор Василия Блаженного.
Москва: _________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Санкт-Петербург: __________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Часть III
С1. Переведи на современный язык отрывок из летописи.
«…князь Юрий, взыде на гору и обозре (посмотрев) с нее очима (очами) своими семо и овамо (туда и сюда), по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби села оные и повеле вскоре соделати град мал, древян (деревянный), и нарече его Москва-град».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
С2. Выбери незнакомое для тебя слово и объясни его значение, пользуясь толковым словарём.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Контрольная работа по литературному чтению №3
ВАРИАНТ 2 Фамилия, имя___________________________________________________ Школа ________________________класс ____________________________ |
Прочитай текст. Выполни задания. Если возникнут затруднения, перечитай текст.
КАК МОСКВА СТРОИЛАСЬ.
Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Всегда ли Кремль был таким? Нет, не всегда.
Первый Кремль – деревянный – был заложен по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли.
Зимой 1238 года к Москве подступили монголо-татары. Москвичи мужественно оборонялись, но деревянный Кремль не мог сдержать монгольских полчищ. Сожгли враги Москву.
И казалось, никогда сожженной Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место – самое сердце Руси. Отстроили Москву, снова поднялись кремлевские стены из крепкого дуба. Разрослась Москва, стала центром русских земель.
В 1365 году случилась на Руси засуха, в церкви Всех Святых занялся пожар, ветер быстро разнёс огонь… Через два часа не стало Москвы – сгорела «от копеечной свечки».
Но не умерла Москва – приступили москвичи к делу, доселе невиданному: возвели на кремлёвском холме стены и башни из белого камня. Не так страшны теперь пожары. Красавицей белокаменной называют теперь москвичи свой город.
Шли годы. Прогнали с Руси татар. Узнали о Москве за пределами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце XV века построили новый Кремль – из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее.
Так что не зря говорят: «Не сразу Москва строилась…»
Часть I
Отметь знаком (ü) правильный вариант ответа.
А1. Когда был заложен первый Кремль?
1) В 1238 году; c
2) 1156 году; c
3) 1147 году. c
А2. В старину Москва была…
1) маленькой крепостью; c
2) деревней; c
3) посёлком. c
А3. На территории каких земель находилась Москва?
1) Киевская; c
2) Новгородская; c
3) Владимиро-Суздальская. c
А4. Какое бедствие не один раз случалось в истории Москвы?
1) Пожар; c
2) наводнение; c
3) землетрясение. c
А5. Какое событие произошло зимой 1238 года?
1) Случилась засуха на Руси; c
2) построили Кремль из белого кирпича; c
3) к Москве подступили монголо-татары. c
А6. В каком веке был построен Кремль из красного кирпича?
1) XVI век; c
2) XV век; c
3) X век. c
А7. Как называлась церковь, где начался пожар в 1365 году?
1) Московская церковь; c
2) Всех Святых; c
3) собор Василия Блаженного. c
А8. Укажи причины пожара в Москве 1365 года:
1) засуха, пожар в церкви, ветер; c
2) пожар в церкви, ветер; c
3) засуха, пожар в церкви. c
А9. Почему называли москвичи свой город «красавицей белокаменной»?
1) Потому, что красивая; c
2) потому, что стены и башни Кремля были c
из белого камня;
3) потому, что чистая. c
А10. Какое выражение подходит к данному тексту?
1) «Москва – всем городам мать»; c
2) «Москва слезам не верит…»; c
3) «Не сразу Москва строилась…». c
Часть II
В1. Как москвичи уберегли Москву от пожаров? Найди ответ в тексте и запиши.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В2. Установи соответствие между левым и правым столбиками. Покажи соответствие стрелками.
1156 год Москву сожгли монголо-татары.
1238 год Москва сгорела от «копеечной свечки».
1365 год был заложен деревянный Кремль.
В3. Восстанови текст.
И казалось, никогда ____________________ не подняться из ____________, но уж очень удобное место – самое ___________________. Отстроили Москву, снова поднялись _____________________ из крепкого ________________. Разрослась Москва, стала ___________________________________________________.
Часть III
С1. Из чего строился Московский Кремль за время своего существования?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
С2. Объясни значение пословицы «Не сразу Москва строилась…» и предположи историю её возникновения.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Контрольная работа№3 Вариант 1
Ответы |
|
А1 |
1 |
А2 |
3 |
А3 |
3 |
А4 |
2 |
А5 |
1 |
А6 |
2 |
А7 |
3 |
А8 |
1 |
А9 |
1 |
А10 |
2 |
В1 |
На самом деле там где сейчас стоит Москва, задолго до этого времени жили люди, а в апреле 1147 года князь Юрий Долгорукий и его родственник и военный союзник черниговский князь Святослав с дружинами встретились здесь и держали военный совет. |
В2 |
На месте современного огромного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки. В реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы |
В3 |
Москва: Собор Василия Блаженного, Третьяковская галерея, Красная площадь, Кремль Санкт-Петербург: Исаакиевский собор, Невский проспект, Эрмитаж, Зимний дворец |
С1 |
Князь Юрий, войдя на гору и посмотрев с неё глазами вокруг, по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, полюбил села оные и повелел вскоре сделать деревянный город, и назвать его Москва-град». |
Контрольная работа№3 Вариант 2
Ответы |
|
А1 |
2 |
А2 |
1 |
А3 |
3 |
А4 |
1 |
А5 |
3 |
А6 |
2 |
А7 |
2 |
А8 |
1 |
А9 |
2 |
А10 |
3 |
В1 |
Но не умерла Москва – приступили москвичи к делу, доселе невиданному: возвели на кремлёвском холме стены и башни из белого камня. |
В2 |
1156 год Москву сожгли монголо-татары 1238 год Москва сгорела от «копеечной свечки» 1365год Был заложен деревянный Кремль |
В3 |
И казалось, никогда сожженной Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место – самое сердце Руси. Отстроили Москву, снова поднялись кремлевские стены из крепкого дуба. Разрослась Москва, стала центром русских земель. |
С1 |
Из дуба, из камня, из красного кирпича |
С2 |
Вариант: Пословица отражает факт длительной застройки и постепенного разрастания Москвы. Из маленькой крепости в дремучих лесах Владимиро – Суздальской земли, которой тогда была Москва, она превратилась в прекрасный, огромный город – мегаполис. Город не раз отстраивался заново после сожжения монголо-татарами зимой 1238 года, пожара во время засухи в 1365 году. Главная достопримечательность Москвы – Кремль, из деревянного заложенного по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году, стал белокаменным в а конце XYвека был построен из красного кирпича, который мы знаем сейчас. |
Контрольная работа 3
(итоговая таблица сформированности предметных умений и универсальных учебных действий)
Номер задания |
Предметные умения и универсальные учебные действия |
Рекомендации |
|||||
предметные |
балл |
познавательные |
балл |
регулятивные |
балл |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А1-А10 |
Понимание литературы как явления культуры. Осознание значимости чтения. Представление о Родине, ее людях, культуре. Использование различных видов чтения. |
|
Осознанно читать произведение при самостоятельном чтении. Осуществлять поиск необходимой информации в различных частях текста |
|
Принимать и сохранять учебную задачу. Работать с материалом предварительного чтения. Выполнять учебные действия. Осуществлять контроль. |
|
|
В1-В3 |
Восприятие развития действия как одного из средств развития сюжета. Объяснение значения слова. Пользование справочными источниками. |
|
Формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения. Осуществлять поиск необходимой информации в тексте для выполнения заданий |
|
Принимать и сохранять учебную задачу. Работать с материалом предварительного чтения. Выполнять учебные действия. Осуществлять контроль. |
|
|
С1-С2 |
Объяснение лексического значения слова. Пользование справочными источниками. |
|
Осуществлять поиск информации в тексте. Строить письменное высказывание опираясь на жизненный опыт. Формулировать собственное мнение и позицию. |
|
Формулировать собственное мнение и позицию. |
|
|
Общее количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
Уровень сформированности предметных умений и универсальных действий |
|
|
|
|
|
|
Критерий оценивания контрольной работы
Номер задания |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
В1 |
В2 |
В3 |
С1 |
С2 |
Балл |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1(допущена одна ошибка) 2 (всё выполнено, верно);
|
1(допущена одна ошибка) 2 (установлено верное соответствие) |
1(допущена одна ошибка) 2 ( всё выполнено верно)) |
1(допущена одна ошибка) 2 (дан краткий ответ) 3(дан развернутый обоснованный ответ) |
1(допущена одна ошибка) 2 (дан краткий ответ) 3(дан развернутый обоснованный ответ |
Высокий уровень выполнения работы – 17-22 балла Средний уровень выполнения работы – 12-16 баллов Низкий уровень выполнения работы – менее 12 балло
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.