Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 103.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: «Простые высокие истины» (Ю. Олеша «Три Толстяка», обобщение)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Стилистический эксперимент.
К. Паустовский восхищался умением Олеши рисовать словами своих героев
кратко и ярко: «Он писал о них коротко, точно, хорошо зная закон, что два
слова могут быть неслыханно сильными, а четыре – уже вчетверо слабее».
– Найдите лишние слова в предложении из сказки (верните ему точность и
краткость):
«Наследник (долго) мял (красивые) цветы, (в конце концов) напоролся на
(ржавую) колючую проволоку и чуть не свалился в бассейн (с чистой водой).
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
© ООО «Баласс», 2015
1II. Развитие
умений.
– Сравните с авторским вариантом (с. 124). Какая разница?
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
Проверка качества чтения.
– Узнай по прилагательному героя:
– золотой (Тутти, у него золотые волосы);
– розовая (Суок, похожа на розовое облако);
– железный (Тутти, у него железное сердце).
– Каким предложением заканчивается отрывок из сказки? Верите ли вы, что у
Тутти железное сердце?
Работа с текстом во время чтения.
1) Комментированное чтение.
5я часть.
– В чём причина счастья Тутти?
– Зачем автор красочно описывает пирожные?
– А вам захотелось их попробовать?
– Легко ли было Суок попросить кусочек пирожного? Что её сдерживало?
– Попробуйте предположить, как прореагирует Тутти на куклу с хорошим
аппетитом?
– В чём же был прав слуга?
– Может ли быть у этого мальчика железное сердце? Почему вы так думаете?
2) Выразительное чтение фрагмента «Это бьётся мое железное сердце».
Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа.
– Вспомните, какую задачу ставил перед собой Ю. Олеша. Сумел ли он её
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
© ООО «Баласс», 2015
2решить?
– Вопросы 3, 4 учебника (с.126).
2) Творческое задание (работа в парах).
Дать характеристику главных героев сказки, не называя их (Суок, Тутти,
Первый Толстяк, доктор Гаспар). Затем предложить товарищу угадать
героя по характеристике, назвать его.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3IV. Домашнее
задание.
Рекомендация: дочитать сказку до конца.
Задание: прочитать отрывок из книги Б. Галанова «Как найти город Трёх
Толстяков?», выполнить задание I в тетради самостоятельно.
© ООО «Баласс», 2015
4