Цель: показать сотрудникам взаимосвязь цветового выбора с основными потребностями личности. Донести информацию о значении основных цветов и их влиянии на жизнь человека.
Цвет сам по себе что-то выражает.
От этого нельзя отказываться. Это нужно использовать.
(Винсент Ван Гог).
Цвет многозначен и позволяет без слов выражать самые разные вещи:
• Состояние человека;
• Его характер;
• Сексуальность;
• Актуальные события жизни (свадьба, праздник, траур);
• Ценности;
• Образованность,
• Роль, на которую претендует личность;
• Положение в обществе;
• Отношение к традициям;
• Отношение к другим людям.
Воздействие цвета на человека имеет выраженную физиологическую подоплеку. Цветом в организме человека можно вызвать реальные изменения.
Цвет широко используется при формировании фирменного стиля и торговой марки, делая товар или людей более узнаваемыми. Так, например, чай «Липтон» узнаваем по жёлтой символике. «Кока-кола» - красный, «Пепси» - сочетание синего, белого и красного. В последнее время наметилась тенденция предпочтительного желтого, белого и синего цветов.
Цветовая символика используется чрезвычайно широко. В силу её важности в жизни необходимо научиться разбираться в семантике основных цветов.
Интерпретация.
Опыт показывает, что 1 и 2 позиция в цветовом выборе соответствует преобладающим тенденциям потребностной сферы. Ведущая потребность определяет весь паттерн поведения: эмоциональные особенности, мотивацию, интеллект, межличностное поведение. Актуализация потребностей необходима для нормального существования. Эти потребности следующие.
1. Синий цвет – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.
2. Зелёный – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.
3. Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании; наступательная агрессивность «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.
4. Жёлтый – потребность в эмоциональной вовлечённости и защищённости в социальном плане. Яркость переживаний и общение – как необходимый процесс.
Если на первых позициях стоит фиолетовый, коричневый, чёрный или серый цвет, то эта потребность является в данный момент вторичной и есть вынужденная реакция на невозможность реализовать первичные потребности.
5. Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, индивидуалистичность.
6. Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.
7. Чёрный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне.
8. Серый – потребность в успокоении, отдыхе.
Потребности, определяемые дополнительными цветами, связаны с защитными механизмами и направлены на противодействие тревоге, давлению, усталости, непринятие сложившихся условий и межличностных отношений.
Значения цветов.
Синий цвет. Означает спокойствие и умиротворённость чувств, выявляет чувствительность и ранимость, благородство и сдержанность. Если синий стоит в конце, можно предположить неудовлетворённость эмоциональными отношениями. Отвержение синего означает желание разорвать неудовлетворяющие отношения.
Предпочтение голубого цвета ассоциируется с духовностью, с небесной высотой. Отражает отрешённость, отдалённость, сдержанность, благородство.
Зелёный. Занимает промежуточное значение между тёплыми и холодными цветами. Он связан с природой, как символ плодородия и развития. Это цвет упорства, целеустремлённости, постоянства мнения. Люди, выбирающие зелёный цвет упорны и настойчивы, стремятся к самоутверждению. Предпочтение зелёного цвета выявляет скрупулёзную точность, критический анализ, логическую последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зелёного цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей.
В целом зелёная гамма оказывает общее успокаивающее действие, нормализует давление, увеличивает остроту зрения, приводит к стабилизации дыхания и пульса. Коричнево-зелёные тона приводят к расслаблению вегетативной НС. Синевато-зелёный способен повышать стремление к самоутверждению.
Красный. Красный берёт своё начало в огненной стихии. А поскольку он символизирует огонь, подсознательно связывается с энергией и мужественностью. В западной культуре красное чаще ассоциируется с войнами, кровью, коммунизмом. По мнению Гёте энергичные, здоровые, суровые люди находят особое удовольствие в этом цвете. Его предпочтение обнаруживается и у диких народов.
В язычестве красный цвет совпадает с образом солнца и огня. В России красное издревле было синонимом красоты: «красная девушка», Красная площадь. Исследователи связывают данный цвет со страстью, сексуальностью.
Предпочтение красного цвета указывает на выражение жизненной силы, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, сила воли. Означает лидерские черты, творческое начало, активную деятельность. Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения; свидетельствует о перевозбуждении, о потребности в защите.
Жёлтый. Ассоциируется с солнцем, светом, озарением. В древнем Китае жёлтый цвет считался священным и обозначал женственность. Монахи-буддисты носят оранжево-жёлтые одежды, символизирующие уход от действительности. Жёлтый – это цвет золота, а, следовательно, и богатства. Жёлтый повышает работоспособность. Он несёт с собой ясность, весёлость, удовольствие, оптимизм.
Предпочтение жёлтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новым, ещё не ясным перспективам. Отвержение жёлтого означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, попытку оградить себя от разочарований.
Красный цвет по времени соответствует настоящему,
Тогда как жёлтый – указывает на будущее.
Г.Клар
Фиолетовый. Содержит в себе свойства синего и красного, объединяет победность красного и капитуляцию синего, символизируя нечто вроде мистического союза. Скрытое значение фиолетового: мистика, печаль, власть, тяга к свободе, жажда самовыражения, жажда влияния, жажда творчества. Предпочтение свойственно лицам эмоционально и физиологически неустойчивым, переменчивым, противоречивым. Чаще наблюдается у детей и беременных женщин. Отвержение цвета предполагает эстетическую чуткость, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере творческой.
Коричневый. Генетически связан с восприятием почвы, коры деревьев и шкур животных. Он порождает (предпочтение) ощущение приземлённости, надёжности, сдержанности и крепости. Коричневый цвет, особенно в сочетании с красным или чёрным, способен усиливать противоречивые и агрессивные чувства. Он являлся маркером национал-социализма. Предпочтение (на первых позициях) коричневого может указывать на чувство утраты корней, потери домашнего очага, физический дискомфорт или потерю. Коричневый - последний в ряду - отрицание потребности в расслаблении или подавление физиологических потребностей.
Чёрный цвет благодаря личным ассоциациям легко связать с мраком, бездной, с бессозназнательным состоянием. В большинстве культур именно чёрный означает смерть (как антитеза белому и свету). Одновременно чёрный связан с отрицанием жизни и разрушением, то есть со злом. В европейской культуре чёрный цвет связывают с меланхолией и террором.
Когда-то чёрный цвет был цветом пиратства. В середине 19 века он главенствовал в чёрно-жёлтом флаге Российской империи. В настоящее время в западной культуре «чёрное» отождествляется с плохим, тайным, злым и опасным. Это проявляется в выражениях, как «чёрный юмор», «чёрная душа».
В христианстве чёрным цветом обозначаются Дьявол и Ад. Известно, что чёрный цвет не только отталкивает, но и притягивает своей неизведанностью. В исламе чёрный цвет ценится высоко. Здесь он символизирует тёмное великое небо с ярким месяцем и путеводной звездой. Также это цвет повседневной одежды.
На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей. Наиболее часто встречается на последнем месте.
Чёрный цвет не принадлежит к числу цветов.
Он – мистерия, таинство, которое невозможно понять.
Якоб Бине.
Белый цвет соотносится с идеальной чистотой, выступая гарантом здоровья и защищённости. Он ассоциируется с такими свойствами человека, как опрятность, нравственная чистота и праведность. В западной культуре он сопровождает брачные обряды, символизируя непорочность. Глубинным аспектом семантики белого цвета может выступать его связь с молоком матери. Женщина, одетая во всё белое, может внушать доверие.
Белый цвет – самый совершенный,
И к нему мы все стремимся.
Э.Кей
Серый. Представляет собой своеобразную смесь чёрного и белого, уравновешивая две противоположности – необузданность чёрного и социальность белого.
Серым является пепел. Возможно, поэтому античный мир наделял серый цвет значением траура по умершим. В более поздней европейской культуре он стал ассоциироваться с такими качествами личности, как нормальность, обычность, сдержанность корректность, уравновешенность.
В 20 веке серый костюм стал самой популярной формой одежды. Серый стал классическим, нейтральным цветом благодаря умеренной консервативности, говорящей об интеллигентности, деловитости и уме. Благодаря ассоциации «серый – незаметный» в обиход вошла фраза «серый кардинал», указывающая на человека, имеющего тайную власть. Русский менталитет не принял «серого», приписал ему негативные качества. Быть серым означает быть бесполезным, никчемным («серая мышь»). Предпочтение цвета указывает на желание освободиться от обязательств, укрыться. Отвержение – означает участие, ответственность.
Выбор цвета в одежде никогда не бывает случайным. Отдавая предпочтение тем или иным цветовым гаммам, люди руководствуются внутренним побуждениям. Так, жизнерадостные и дружелюбные люди значительно чаще выбирают тёплые тона, а пассивные и замкнутые личности предпочитают холодные оттенки.
Цветовая семантика – это целая наука, а использование цвета при построении имиджа является особым искусством, требующим учёта множества обстоятельств.
Вывод: цвет может положительно влиять на все сферы жизни, включая физическое здоровье, общее благосостояние. Подводя итог, можно сказать, что:
красный цвет способствует высвобождению энергии,
голубой способствует изменению негативных эмоций,
зелёный способствует духовному росту и развитию, твёрдости духа,
жёлтый привносит теплоту и чувственное удовольствие,
фиолетовый даёт силу,
чёрный, синий и коричневый способствует обнаружению ваших скрытых возможностей.
Успокаивающие тона настраивают на спокойную волну размышлений.
Зоны, отвечающие за цветовое восприятие:
Макушечная – фиолетовый,
Лобная – синий,
Горловая – голубой,
Сердечная – зеленый,
Солнечное сплетение – жёлтый,
Паховая – красный.
Выбирая для себя цветовую гамму, необходимо исходить из следующих правил:
1) понимать, что тот цвет, который вам нравится вообще и тот, который вам к лицу, могут не совпадать.
2) Следует определиться с предпочитаемым цветом на различные случаи жизни – в интерьере, в одежде, в аксессуарах.
3) Выбранный цвет должен улучшать самочувствие и настроение самого хозяина (по большому счёту цветовая символика отражает эмоциональную сторону личности, которую трудно передать словами).
4) Цветовое решение должно соответствовать требованиям ситуации,
5) При выборе цветовой гаммы важно учитывать стереотипы окружающих людей и культурные нормы.
Просвещение педагогов Цветовая гамма..doc
Цветовая гамма символика.
Цель: показать сотрудникам взаимосвязь цветового выбора с основными потребностями
личности. Донести информацию о значении основных цветов и их влиянии на жизнь
человека.
Цвет сам по себе чтото выражает.
От этого нельзя отказываться. Это нужно использовать.
(Винсент Ван Гог).
Цвет многозначен и позволяет без слов выражать самые разные вещи:
Состояние человека;
Его характер;
Сексуальность;
Актуальные события жизни (свадьба, праздник, траур);
Ценности;
Образованность,
Роль, на которую претендует личность;
Положение в обществе;
Отношение к традициям;
Отношение к другим людям.
Воздействие цвета на человека имеет выраженную физиологическую подоплеку.
Цветом в организме человека можно вызвать реальные изменения.
Цвет широко используется при формировании фирменного стиля и торговой марки,
делая товар или людей более узнаваемыми. Так, например, чай «Липтон» узнаваем по
жёлтой символике. «Кокакола» красный, «Пепси» сочетание синего, белого и красного.
В последнее время наметилась тенденция предпочтительного желтого, белого и синего
цветов.
Цветовая символика используется чрезвычайно широко. В силу её важности в жизни
необходимо научиться разбираться в семантике основных цветов.
Интерпретация.
Опыт показывает, что 1 и 2 позиция в цветовом выборе соответствует преобладающим
тенденциям потребностной сферы. Ведущая потребность определяет весь паттерн
поведения: эмоциональные особенности, мотивацию, интеллект, межличностное поведение.
Актуализация потребностей необходима для нормального существования. Эти потребности
следующие.
1. Синий цвет – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения
внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.
2. Зелёный – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность,
агрессивность защитного характера.
3. Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании; наступательная
агрессивность «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.
4. Жёлтый – потребность в эмоциональной вовлечённости и защищённости в социальном
плане. Яркость переживаний и общение – как необходимый процесс.
Если на первых позициях стоит фиолетовый, коричневый, чёрный или серый цвет,
то эта потребность является в данный момент вторичной и есть вынужденная реакция на
невозможность реализовать первичные потребности. 5. Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, нереальные
требования к жизни, индивидуалистичность.
6. Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и
физическому комфорту.
7. Чёрный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к
любым авторитетам, давлению извне.
8. Серый – потребность в успокоении, отдыхе.
Потребности, определяемые дополнительными цветами, связаны с защитными механизмами
и направлены на противодействие тревоге, давлению, усталости, непринятие сложившихся
условий и межличностных отношений.
Значения цветов.
Синий цвет. Означает спокойствие и умиротворённость чувств, выявляет
чувствительность и ранимость, благородство и сдержанность. Если синий стоит в конце,
можно предположить неудовлетворённость эмоциональными отношениями. Отвержение
синего означает желание разорвать неудовлетворяющие отношения.
Предпочтение голубого цвета ассоциируется с духовностью, с небесной высотой. Отражает
отрешённость, отдалённость, сдержанность, благородство.
Зелёный. Занимает промежуточное значение между тёплыми и холодными цветами. Он
связан с природой, как символ плодородия и развития. Это цвет упорства,
целеустремлённости, постоянства мнения. Люди, выбирающие зелёный цвет упорны и
настойчивы, стремятся к самоутверждению. Предпочтение зелёного цвета выявляет
скрупулёзную точность, критический анализ, логическую последовательность, а также
потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зелёного
цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей.
В целом зелёная гамма оказывает общее успокаивающее действие, нормализует
давление, увеличивает остроту зрения, приводит к стабилизации дыхания и пульса.
Коричневозелёные тона приводят к расслаблению вегетативной НС. Синеватозелёный
способен повышать стремление к самоутверждению.
Красный. Красный берёт своё начало в огненной стихии. А поскольку он символизирует
огонь, подсознательно связывается с энергией и мужественностью. В западной культуре
красное чаще ассоциируется с войнами, кровью, коммунизмом. По мнению Гёте
энергичные, здоровые, суровые люди находят особое удовольствие в этом цвете. Его
предпочтение обнаруживается и у диких народов.
В язычестве красный цвет совпадает с образом солнца и огня. В России красное издревле
было синонимом красоты: «красная девушка», Красная площадь. Исследователи связывают
данный цвет со страстью, сексуальностью.
Предпочтение красного цвета указывает на выражение жизненной силы, стремления к
успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту,
борьбе, эротике, сила воли. Означает лидерские черты, творческое начало, активную
деятельность. Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение,
снижение сексуального влечения; свидетельствует о перевозбуждении, о потребности в
защите.
Жёлтый. Ассоциируется с солнцем, светом, озарением. В древнем Китае жёлтый цвет
считался священным и обозначал женственность. Монахибуддисты носят оранжево
жёлтые одежды, символизирующие уход от действительности. Жёлтый – это цвет золота, а,
следовательно, и богатства. Жёлтый повышает работоспособность. Он несёт с собой
ясность, весёлость, удовольствие, оптимизм.
Предпочтение жёлтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных
в будущее, о стремлении к новым, ещё не ясным перспективам. Отвержение жёлтого означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, попытку оградить себя от
разочарований.
Красный цвет по времени соответствует настоящему,
Тогда как жёлтый – указывает на будущее.
Г.Клар
Фиолетовый. Содержит в себе свойства синего и красного, объединяет победность
красного и капитуляцию синего, символизируя нечто вроде мистического союза. Скрытое
значение фиолетового: мистика, печаль, власть, тяга к свободе, жажда самовыражения,
жажда влияния, жажда творчества. Предпочтение свойственно лицам эмоционально и
физиологически неустойчивым, переменчивым, противоречивым. Чаще наблюдается у
детей и беременных женщин. Отвержение цвета предполагает эстетическую чуткость,
способность к независимым оценкам, к занятости в сфере творческой.
Коричневый. Генетически связан с восприятием почвы, коры деревьев и шкур
животных. Он порождает (предпочтение) ощущение приземлённости, надёжности,
сдержанности и крепости. Коричневый цвет, особенно в сочетании с красным или чёрным,
способен усиливать противоречивые и агрессивные чувства. Он являлся маркером
националсоциализма. Предпочтение (на первых позициях) коричневого может указывать
на чувство утраты корней, потери домашнего очага, физический дискомфорт или потерю.
Коричневый последний в ряду отрицание потребности в расслаблении или подавление
физиологических потребностей.
Чёрный цвет благодаря личным ассоциациям легко связать с мраком, бездной, с
бессозназнательным состоянием. В большинстве культур именно чёрный означает смерть
(как антитеза белому и свету). Одновременно чёрный связан с отрицанием жизни и
разрушением, то есть со злом. В европейской культуре чёрный цвет связывают с
меланхолией и террором.
Когдато чёрный цвет был цветом пиратства. В середине 19 века он главенствовал в чёрно
жёлтом флаге Российской империи. В настоящее время в западной культуре «чёрное»
отождествляется с плохим, тайным, злым и опасным. Это проявляется в выражениях, как
«чёрный юмор», «чёрная душа».
В христианстве чёрным цветом обозначаются Дьявол и Ад. Известно, что чёрный цвет не
только отталкивает, но и притягивает своей неизведанностью. В исламе чёрный цвет
ценится высоко. Здесь он символизирует тёмное великое небо с ярким месяцем и
путеводной звездой. Также это цвет повседневной одежды.
На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения
вещей. Наиболее часто встречается на последнем месте.
Чёрный цвет не принадлежит к числу цветов.
Он – мистерия, таинство, которое невозможно понять.
Якоб Бине.
Белый цвет соотносится с идеальной чистотой, выступая гарантом здоровья и
защищённости. Он ассоциируется с такими свойствами человека, как опрятность,
нравственная чистота и праведность. В западной культуре он сопровождает брачные
обряды, символизируя непорочность. Глубинным аспектом семантики белого цвета может
выступать его связь с молоком матери. Женщина, одетая во всё белое, может внушать
доверие.
Белый цвет – самый совершенный,
И к нему мы все стремимся.
Э.Кей
Серый. Представляет собой своеобразную смесь чёрного и белого, уравновешивая две
противоположности – необузданность чёрного и социальность белого. Серым является пепел. Возможно, поэтому античный мир наделял серый цвет значением
траура по умершим. В более поздней европейской культуре он стал ассоциироваться с
такими качествами личности, как нормальность, обычность, сдержанность корректность,
уравновешенность.
В 20 веке серый костюм стал самой популярной формой одежды. Серый стал
классическим, нейтральным цветом благодаря умеренной консервативности, говорящей об
интеллигентности, деловитости и уме. Благодаря ассоциации «серый – незаметный» в
обиход вошла фраза «серый кардинал», указывающая на человека, имеющего тайную
власть. Русский менталитет не принял «серого», приписал ему негативные качества. Быть
серым означает быть бесполезным, никчемным («серая мышь»). Предпочтение цвета
указывает на желание освободиться от обязательств, укрыться. Отвержение – означает
участие, ответственность.
Выбор цвета в одежде никогда не бывает случайным. Отдавая предпочтение тем или
иным цветовым гаммам, люди руководствуются внутренним побуждениям. Так,
жизнерадостные и дружелюбные люди значительно чаще выбирают тёплые тона, а
пассивные и замкнутые личности предпочитают холодные оттенки.
Цветовая семантика – это целая наука, а использование цвета при построении
имиджа является особым искусством, требующим учёта множества обстоятельств.
Вывод: цвет может положительно влиять на все сферы жизни, включая физическое
здоровье, общее благосостояние. Подводя итог, можно сказать, что:
красный цвет способствует высвобождению энергии,
голубой способствует изменению негативных эмоций,
зелёный способствует духовному росту и развитию, твёрдости духа,
жёлтый привносит теплоту и чувственное удовольствие,
фиолетовый даёт силу,
чёрный, синий и коричневый способствует обнаружению ваших скрытых возможностей.
Успокаивающие тона настраивают на спокойную волну размышлений.
Зоны, отвечающие за цветовое восприятие:
Макушечная – фиолетовый,
Лобная – синий,
Горловая – голубой,
Сердечная – зеленый,
Солнечное сплетение – жёлтый,
Паховая – красный.
Выбирая для себя цветовую гамму, необходимо исходить из следующих правил:
1) понимать, что тот цвет, который вам нравится вообще и тот, который вам к лицу,
могут не совпадать.
2) Следует определиться с предпочитаемым цветом на различные случаи жизни – в
интерьере, в одежде, в аксессуарах.
3) Выбранный цвет должен улучшать самочувствие и настроение самого хозяина (по
большому счёту цветовая символика отражает эмоциональную сторону личности,
которую трудно передать словами).
4) Цветовое решение должно соответствовать требованиям ситуации,
5) При выборе цветовой гаммы важно учитывать стереотипы окружающих людей и
культурные нормы.
Просвещение:Цветовая гамма символика.
Просвещение:Цветовая гамма символика.
Просвещение:Цветовая гамма символика.
Просвещение:Цветовая гамма символика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.