.2. Процесс разработки управленческих решений
Под технологией разработки управленческих решений понимается совокупность последовательно выполняемых процессов, процедур, операций, в соответствии с этапами процесса управления или его вариантами.
Процесс разработки решения может иметь несколько этапов:
1. Постановка целей (на данном этапе описывается желаемый результат, предусматривающий промежуточные результаты, устанавливаются критерии достижения целей).
2. Оценка существующей ситуации (собирается информация для изучения ситуации – или сушессствующего положения дел).
№.Определяется (формулируется) проблема , определяются материальные ресурсы и время, необходимые для решения проблемы).
4. Разработка возможных альтернатив (рекомендуется разработка не менее трех и максимум семи альтернатив). При этом учитывается влияние внешних и внутренних факторов, выделяются среди них управляемые и неуправляемые, разрабатываются альтернативные варианты с использованием различных методов (экономико-математических, экспертных оценок, "мозговой атаки" и др.)
5. Выбор оптимального варианта решения (сопоставляются ожидаемый экономический и социальный эффект и необходимые затраты, соответствие альтернатив принятым критериям оценки, в качестве которых могут быть прибыль, затраты, степень риска, фактор времени).
5. Организация и контроль выполнения принятых решений (предполагается инструктирование исполнителей путем бесед, совещаний, закрепление ответственности за исполнителями). Используются разные формы контроля, включая авторский надзор — при внедрении результатов научных разработок.
В общем виде последовательность этапов процесса принятия решения может выглядеть следующим образом( см.схему)
Схема последовательности этапов принятия решения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Определение цели решения |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Выяснение директивной информации |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Информация по вопросу |
|
Выяснение правовой стороны |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Изучение нормативной информации |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Изучение данных науки по вопросу |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Изучение прогрессивного опыта |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Получение внутренней текущей информации |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||||||
|
Определение критериев |
|
Анализ всей информации, |
|||||||
|
|
|
ее позитивных и негативных |
|||||||
|
результатов решения |
|
сторон |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Разработка вариантов решения |
|||||||
|
|
|
и оценка их результатов |
|||||||
|
или управляемой |
|
|
|
|
|||||
|
системы |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Формулировка решения, |
|||||
|
|
|
|
|
его оформление в виде |
|||||
|
|
|
документа |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Более подробно последовательность действий принятия решения может выглядеть следующим образом. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (см. табл. ).
На практике, указанные последовательности действий могут меняться, следует учитывать также индивидуальность как самой проблемы так и лица, принимающего решение. Большое влияние на процесс принятия решения оказывает и типология процесса управления.
Таблица: Содержание основных фаз принятия и реализации решения
Фаза |
Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы |
2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы |
3. Формулирование целей решения проблемы |
3.1. Определение целей фирмы 3.2. Формулировка целей решения проблемы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений |
5. Разработка вариантов решения |
5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме |
|
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи |
6. Выбор лучшего варианта |
6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров |
7. Корректировка и согласование решения |
7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами 7.3. Утверждение решения |
8. Реализация решения |
8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
Многое зависит от личности, принимающих решение или участвующих в его подготвке менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя таким образом на их качество.
Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства
менеджеров:
- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
- определение круга лиц, участвующих в решении;
- участие ЛПР в его исполнении;
- определение момента решения и его места;
- определение методики и калькуляции решения;
- задание целей и их относительной важности;
- ограничение числа альтернатив;
- привлечение лиц определенной компетентности;
- контроль хода решения;
- предоставление или ограничение информации;
- ссылки на аналогичные решения;
- моральное и материальное воздействие;
- расширение свободы в решениях;
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.